Научная статья на тему 'В. П. Шестаков. Философия любви в древней Греции и Риме'

В. П. Шестаков. Философия любви в древней Греции и Риме Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1768
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В. П. Шестаков. Философия любви в древней Греции и Риме»

КУЛЬТУРА АНТИЧНОИ ЭПОХИ,

СРЕДНИХ ВЕКОВ И НАЧАЛА НОВОГО ВРЕМЕНИ

В. П. Шестаков

ФИЛОСОФИЯ ЛЮБВИ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМЕ*

Античные мыслители и писатели создали систему идей и образов, на многие века вперед определившие развитие европейских представлений о любви, воплощавшихся в искусстве, литературе, системе нравственных и эстетических понятий. Античные теории любви представляют интерес не только для изучения самой античной культуры, но и еще в большей степени для понимания европейской культуры на различных этапах ее исторического развития. Все это придает античным теориям любви важное культурологическое значение. Эти теории следует рассматривать прежде всего как феномен, который постоянно развивался на более высоких этапах становления европейской культуры - в литературе, искусстве, философии.

У древних греков существовала чрезвычайно дифференцированная терминология, связанная со словами «любовь», «любить». Прежде всего сюда относится греческий термин «eros». Первоначально он означал «желание». У Гомера в «Илиаде» «eros» - не только желание женщины (Ил., XIV, 315), но и желание пищи или питья (Ил., 1, 469). От этого существительного были произведены прилагательные: erannos, erateinos, eratos, eroeis - «привлекательный», «красивый» по отношению к людям, предметам и действи-

* Шестаков В.П. Философия любви в Древней Греции и Риме. - М.: Республика; ТЕРРА-Книжный клуб, 1999. - 464 с.; 48 с. ил.. - Режим доступа: http ://lit.lib.ru/s/shestakow_w_p/text_0010.shtml

ям. Широко употреблялся также глагол «eran» - «желать», «быть влюбленным», а также глагол «erasthenai» - «влюбиться», «обрести желание». Все эти слова имели отношение к сексуальной сфере. Кроме того, существовало божество по имени Эрос как персонификация той могущественной силы, которая заставляет людей влюбляться и искать взаимности друг друга.

Слово «philia» - «любовь», но не в сексуальном плане; прилагательное «philos» значило «быть близким», «дорогим», «милым»; существительное «philos» - «друг» или «родственник». Чаще всего эти слова относились к сфере любви между родителями и детьми. Правда, греки не всегда строго различали «eros» и «philia» и часто смешивали их, однако главное различие состояло в том, что термин «eros» относился к тому, к кому испытывали желание, a «philia» употребляли тогда, речь шла о любви между родственниками.

Термин «agape» и производное от него «agapan» («быть довольным, удовлетворенным»); средневековые авторы использовали его при описании любви без элементов сексуальности. Античная культура породила не только разнообразную «терминологию «любви», но и множество литературных жанров, связанных с описанием любви и любовного чувства. Среди них - эпический, лирический, сатирический, философский, бытоописательный. Действительно, тема любви присутствует и в античном эпосе, и в лирике, и в сатире, и в философской литературе. Это разнообразие жанров породило и разнообразие типов понимания и истолкования любви, из которых можно выделить следующие четыре: мифологический, космологический, философско-этический и, наконец, эротико-гедонистический.

В античной мифологии существовали боги, которые отвечали за сферу любви и все, что с нею связано: браки, деторождение и т. д. Этим богам поклонялись, строили им храмы, испрашивали у них помощь и силу. Антропоморфный характер греческой мифологии позволял представить этих богов в пластичных и совершенных образах.

Главную роль играла Афродита, богиня любви и красоты. По свидетельству Гомера, она - дочь Зевса и Дионы. Правда, Гесиод в своей «Теогонии» излагает другой вариант происхождения Афродиты: она родилась из морской пены, которая образовалась, когда

кровь оскопленного Кроном Урана попала в море. Афродита -значит «пеннорожденная».

Сначала в античной мифологии Афродита символизировала производительную силу природы, ее имя ассоциировалось с силами плодородия, природного изобилия, вечного обновления жизни. Подобное понимание образа Афродиты сохраняется и в более позднее время. Так, римский писатель Вергилий в своих «Георги-ках» говорит, что с Венерой связано и плодородие, и размножение всех существ как в воде, так и на суше.

Однако специфическая сфера, на которую распространяется власть Афродиты, - это любовные отношения, браки и деторождение. Но главное - силе любви Афродиты подчиняются не только люди, но и боги. В «Гомеровских гимнах» говорится, что все существа на земле, все люди и боги подвержены власти Афродиты, за исключением разве что любящей сражения Афины, богини охоты Артемиды и скромной девственницы Гестии.

Мифологический образ Афродиты постоянно развивался: от самых ранних ступеней мифологии, где в нем проявлялись черты первобытной магии и колдовства, до изящного, антропоморфного образа богини любви и красоты, который воспевался в греческой поэзии.

Представление о неотвратимой, магической силе любви, восходящее к древним истокам мифа об Афродите, сохраняется и в более позднее время, в частности в гомеровской мифологии. В «Илиаде» рассказывается, как Гера, желая помочь ахейцам в их войне с троянцами, решила завлечь Зевса и таким образом усыпить его бдительность. Для этого она одевается в красивые одежды, но, не будучи до конца уверенной в своих силах, обращается за помощью к Афродите. Та дает Гере свой волшебный пояс, в котором заключаются и любовь, и желание, и «шепот любви» и слова обольщения. Гера надевает этот «узорчатый» пояс Афродиты и легко добивается своего. Когда она встретила Зевса, тот воспылал к своей супруге такой страстью, которой не испытывал со времен своей юности. Зевс засыпает сладким сном в объятиях Геры и не мешает Посейдону помогать ахейцам.

Пояс Афродиты - магическое средство, орудие колдовства, древнее представление о колдовской, магической силе любви. Со временем в олимпийской мифологии образ Афродиты постепенно приобретает все более изнеженный, изысканный характер. С ней

связаны не только любовная нега и радость желания, но и кокетство и обман.

С иронией и юмором рассказывает Гомер в «Одиссее» о любовном приключении Афродиты и Ареса. Эта история подтверждает склонность Афродиты к любовным увлечениям. Гесиод говорит, что ей даны в удел «девичий шепот любовный, улыбки, и смех, и обманы» (Teog., 206).

В «Гомеровских гимнах» повествуется и о других любовных увлечениях Афродиты, о ее страсти к троянскому герою Анхису, о любви к Адонису. Со временем миф об Афродите эволюционировал, ее образ приобретал новые черты. У Сафо она уже коварная богиня, «плетущая козни», «кознодейка».

Афродита - союзница влюбленных, но она строго карает тех, кто пренебрегает любовью. Так, Ипполита и Нарцисса она наказывает смертью, а Пасифае, жене критского царя Миноса, внушает противоестественную любовь к быку. Ревнивой и жестокой Афродита предстает и в «Метаморфозах» Апулея.

Другое божество, связанное со сферой любви, это Эрот (или Эрос, у римлян - Амур или Купидон). Это древнее божество, в нем отразились первые, самые ранние представления об устройстве природы и космоса. В древних мифологических представлениях Эрот - одно из четырех космогонических первоначал, наряду с Хаосом, Геей и Тартаром. Иногда его объявляют сыном Зевса или самим Зевсом. Так, по Ферекиду, «Зевс, намереваясь быть демиургом, превратился в Эроса». В «Орфических гимнах» Эрот изображается не только как игривый крылатый стрелок, но и как бог, владеющий ключами от земных недр, моря, эфира и даже подземного царства. Эрос в древней античной мифологии - всевластная мировая сила, всемогущее космическое начало. В его образе сливается игривая любовная сила с мощью мировых стихий.

В олимпийской мифологии Эрос - сын Афродиты и Ареса. Вооруженный луком, стрелами и факелом, этот вечно юный божок постоянно сопровождает Афродиту, выполняя ее поручения. Но довольно часто он помыкает своей матерью, не слушает ее наставлений и служит источником всяческой сумятицы и беспорядка.

В эллинской поэзии Эрос часто изображается как бог, вселяющий в человека безумие. У Ивика он «темный, вселяющий ужас всем». У Алкмана «Эрос бешеный дурачится, как мальчик». У Сафо он подобен горному ветру, все сокрушающему, принося-146

щему и горе, и радость. Подобное же представление об Эросе встречается и у Еврипида. В его трагедии «Ифигения в Авлиде» хор обращается с мольбой к Афродите, просит ее даровать чистую любовь, избавить от любовного безумия, которую может принести «бог златокудрый», хранящий в своем колчане две стрелы - одну желанную, другую - отравленную.

Здесь Эрос символизирует две стороны любви: нежную страсть и любовное безумие. Если Афродита - спокойная уверенность и сила любви, то Эрот - необузданная страсть, лукавство и легкомысленность. Так пишет о нем Плутарх в своем трактате «Об Эроте».

О похождениях Эрота, о его любовных приключениях увлекательно рассказывает в «Метаморфозах» Апулей. К прекрасному мифу об Амуре и Психее на протяжении веков обращались художники, писатели и даже кинематографисты.

В этой трогательной истории образ Амура остается традиционным, а Венера предстает в новом качестве: она ревнива, злопамятна, мстительна, ворчлива, завистлива, она не помогает, а мешает любви других. Подобная интерпретация характерна для поздней Античности, когда боги получают земной характер.

Так возникали и развивались образы богов любви, живущих на Олимпе. Постепенно в олимпийской мифологии боги мельчают, они лишаются могущества и монументальности.

С.Г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.