УДК 792.8
Б. А. Илларионов В. М. КРАСОВСКАЯ
И АКАДЕМИЯ РУССКОГО БАЛЕТА ИМЕНИ А. Я. ВАГАНОВОЙ
Судьба Веры Михайловны Красовской неразрывно связана с Академией Русского балета. Она — выпускница этой Школы, ученица Агриппины Яковлевны Вагановой. Это — ключевой факт ее биографии.
Личность Красовской — и творческую, и человеческую — сформировали два обстоятельства: профессиональное образование танцовщицы и необыкновенная способность к самоорганизации и самообразованию. Удивительно, но факт: она поступила в аспирантуру Государственного научно-исследовательского института театра и музыки (Зубовский институт, нынешний РИИИ) с дипломом хореографического училища, то есть, формально не имея высшего образования, и стала великим ученым.
Известно, что первая публикация Красовской относится к 1941 г. Ею стал творческий портрет молодой балерины Аллы Шелест в ленинградском журнале «Искусство и жизнь» [см.:1, с. 46]. В балетоведении эта дата считается точкой отсчета писательской деятельности Веры Михайловны. Сомнения, казалось бы, исключает и перечень ее работ в «Библиографическом указателе трудов» [2, с. 40]. Однако необходимо обратить внимание на следующие сведения.
В конце 1930-х гг. Ю. И. Слонимский готовил к печати книгу «Драматургия балета. Статьи и материалы». Была выполнена верстка, корректура, отпечатаны сигнальные экземпляры. Но, как пишет П. А. Гусев: «Написанная в 1938-1939 годах «Драматургия балетного театра XIX века» ждала издания очень долго. Я был в числе немногих читателей рукописи, радовался открытиям, которые она вносила в мировую литературу о балете, и очень горевал, узнав, что во время блокады Ленинграда погибли отпечатанные листы книги» [3, с. 6]. Но погиб набор, а сигнальный экземпляр сохранился у Петра Андреевича Гусева. В 1990-е гг. мне довелось познакомиться с этим экземпляром, благодаря любезности вдовы П. А. Гусева Валентины Васильевны Румянцевой (ксерокопия сигнального экземпляра книги хранится в архиве автора). На титульном листе значится: «Слонимский Ю. Драматургия балета. Статьи и материалы. Общая редакция П. Гусева. Государственное издательство «Искусство». Ленинград. 1941».
Для этого издания Красовской сделаны три перевода:
- либретто Сальватора Вигано балета «Весталка» [4, с. 207-210] (на с. 210 указано: «Перевод В. Красовской»);
- либретто Жюля Перро и Фанни Черрито балета «Ундина или Наяда» [4, с. 271-274] (на с. 274 указано: «Перевод В. Красовской»);
- либретто Теофиля Готье и Артюра Сен-Леона балета «Пакеретта» [4, с. 293306] (на с. 306 указано: «Перевод В. Красовской»).
Таким образом, мы установили, что не статьей об А. Я. Шелест в 1941 г., а этими переводами начинается литературное творчество В. М. Красовской. Кроме того, подобный дебют неслучаен: Вера Михайловна с детства свободно владела несколькими иностранными языками, что будет неоценимым подспорьем в работах по истории западноевропейского балета.
Следует обратить внимание еще на один малоизвестный факт биографии ученого. Первая запись в трудовой книжке В. М. Красовской свидетельствует, что она поступила в труппу Государственного академического театра оперы и балета (впоследствии — имени С. М. Кирова) 15 июня 1933 г. 19 сентября 1941 г. ей «Предоставлен отпуск без сохранения содержания на время эвакуации театра. Прик [аз] 96 от 22.09.41».
Следующая запись представляет особый интерес: «1950. I (январь). 27. Лен. Гос. Хореографическое Уч-ще. Преподаватель истории балета. Пр. № 11-1950». Через полтора года, в течение которых проработала в этой должности В. М. Красовская, появляется запись: «1951. IX (сентябрь). 15. Освободить ввиду необходимости работы над диссертацией». Этот период деятельности Красовской-педагога нам не известен, и, возможно, он станет предметом будущих изысканий. Главная причина в том, что она сама никогда о нем не рассказывала. После кончины Веры Михайловны ее супруг Давид Иосифович Золотницкий скупо сообщил, что она ушла, поскольку на педсоветах подвергалась «проработкам» за свои статьи в печати.
Красовская перестала быть сотрудницей хореографического училища, но всем своим творчеством оставалась связанной с ним. Она писала об училище, о его выпускных спектаклях, педагогах. Но самое главное — в центре ее исследований и критических статей всегда были воспитанники старейшей русской балетной школы.
Сюда, уже в Академию Красовская вернется в конце жизни, став выдающимся ученым с мировым именем. В 1995 г. руководителями Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой Леонидом Николаевичем Надировым и игорем Дмитриевичем Бельским было принято решение о начале подготовки балетоведов. На созданную двумя годами ранее кафедру истории и теории хореографического искусства, которой заведовала Марина Александровна Ильичева, профессором-консультантом пригласили В. М. Красовскую. Так получилось (реорганизации и оптимизации бывали всегда), что в тот год Красовскую уволили из Театрального института «по окончанию срока работы». Академия Русского балета стала последним местом работы Веры Михайловны. Спустя год Ильичева перешла на постоянную работу в Мариинский театр, и Красовская совершенно естественно возглавила кафедру истории и теории хореографического искусства.
Три года — с 1996 по 1999 — она занимала пост заведующего кафедрой. Красовская не читала лекций, но принимала активное участие в жизни кафедры. Она давала консультации, принимала участие в обсуждении учебных планов и программ, присутствовала на защите курсовых работ (до дипломных она, увы, не дожила). И, что очень важно, в этот период преподавать в Академию пришли ее ученики.
Из трудовой книжки В. М. Красовской.
Титульный лист сигнального экземпляра книги Ю. Слонимского «Драматургия балета. Статьи и материалы».
Презентация выхода в свет книги В. М. Красовской «Профили танца». Справа налево: Н. М. Дудинская, В. М. Красовская, А. М. Решетов, Ю. М. Красовский, Д. И. Золотницкий, И. Д. Вельский, Л. Н. Надиров. АРБ имени А. Я. Вагановой. 1999 г.
Надо сказать, Красовская никогда не употребляла слов «мой ученик», в лучшем случае могла сказать «мой аспирант». Но мы все — кто писал под ее руководством диссертации, кто участвовал в работе Семинара молодых балетных критиков под ее руководством при Санкт-Петербургском отделении Союза театральных деятелей — считаем себя ее учениками. Наталия Зозулина, Татьяна Кузовлева, Мария Ратанова, Ольга Гладкова, Татьяна Горина, автор этих строк — стали преподавать в Академии. Также с нами сотрудничал давний коллега и друг Красовской, блестящий ученый и лектор Лев Иосифович Гительман.
Красовкая все время спрашивала: «Чем я могу быть полезной Школе?» Так и родилась идея книги «Профили танца» — последнего издания, вышедшего в свет при ее жизни. Книга «Балет сквозь литературу» появилась уже в 2005 г., она была подготовлена к печати по замыслу Веры Михайловны ее супругом Д. И. Золотницким. Эти два издания Академии Русского балета стали принципиальными балетоведческими трудами на рубеже тысячелетий. Поэтому так важен для нас выход в свет второго издания «Профилей танца», приуроченный к 100-летию со дня рождения В. М. Красовской.
В 1999 г. Веры Михайловны не стало. Семья передала Академии уникальную научную картотеку Красовской, чтобы та заняла главное место в создаваемом кабинете балетоведения.
Значение картотеки трудно переоценить. Она одновременно являла собой:
- памятник научной деятельности выдающегося ученого;
- собрание огромного информационного материала;
- наглядное методическое пособие по организации научной работы.
В начале 2002 г. руководство Академии объявило о создании кабинета балетоведения имени В. М. Красовской, было выделено помещение, проведена научная конференция, посвященная проблемам балетоведческого образования [см.: 5].
К сожалению, затем последовали печальные события. В августе 2003 г. руководство Академии неожиданно решило, что кабинет балетоведения не нужен, он был закрыт. Коллектив кафедры не смог его отстоять. А в сентябре 2003 г. в музее Академии, именно в том месте, где хранилась картотека В. М. Красовской, случился пожар. Нам сообщили, что картотека полностью уничтожена. В 2004 г. кафедра истории и теории хореографического искусства была преобразована в кафедру методики организации образовательного процесса нетипового вуза. Вскоре была прекращена и подготовка балетоведов. Почти десятилетие длилось забвение, но время все ставит на свои места.
Одним из первых решений Николая Максимовича Цискаридзе — тогда еще не ректора, а исполняющего обязанности — было решение о возрождении кафедры балетоведения. Кабинет балетоведения имени В. М. Красовской также воссоздан, сейчас мы активно работаем над его наполнением. Оказалось, что и картотека Красовской не погибла полностью; сегодня сложнейшие работы по восстановлению, систематизации и оцифровке сохранившегося массива ведет профессор нашей кафедры Н. Н. Зозулина (этому был посвящен ее доклад на юбилейной конференции).
Сегодня Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой — место, где хранят память о Вере Михайловне Красовской, где продолжают ее дело, где живет ее наследие, потому что здесь им пользуются ежедневно.
ЛИТЕРАТУРА
1. Красовская В. Алла Шелест // Искусство и жизнь. 1941. № 3.
2. Библиографический указатель трудов Веры Михайловны Красовской. Редактор-составитель Д. Золотницкий. СПб.: АРБ им. А. Я. Вагановой, 2000.
3. Гусев П. Читая книги. Заметки на полях / Слонимский Ю. Драматургия балетного театра XIX века. М.: Искусство, 1977.
4. Слонимский Ю. Драматургия балета. Статьи и материалы / Общая редакция П. Гусева. Л.: Государственное издательство «Искусство», 1941. [Сигнальный экз.]
5. Конференция по проблемам балетоведческого образования. Доклады и тезисы. СПб.: АРБ им. А. Я. Вагановой, 2002. 70 с.