Научная статья на тему 'В. Г. Белинский 40-х гг. В его эпистолярном наследии'

В. Г. Белинский 40-х гг. В его эпистолярном наследии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
335
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТРИЦАНИЕ / СВОБОДА ЛИЧНОСТИ / ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ / РЕФЛЕКСИЯ / ЛЕРМОНТОВСКИЙ КОЛОРИТ / «NEGATION» / «LERMONTOV''S COLOUR» / FREEDOM OF PERSONALITY / ARTISTRY / REFLECTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Соломонова В. В.

Исследуется эпистолярное наследие Белинского 40-х гг. как источник изучения его взглядов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

V.G. Belinsky's epistolary heritage of 40th years

The Article is devoted to the research of critical works of V.G.Belinsky. In the article V.G. Belinsky's epistolary heritage of 40th years of 19 centuries as a source of studying of its sights is considered.

Текст научной работы на тему «В. Г. Белинский 40-х гг. В его эпистолярном наследии»

ФИЛОЛОГИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2012. № 3. С. 220-223.

УДК 82.09 В.В. Соломонова

В.Г. БЕЛИНСКИЙ 40-Х ГГ.

В ЕГО ЭПИСТОЛЯРНОМ НАСЛЕДИИ

Исследуется эпистолярное наследие Белинского 40-х гг. как источник изучения его взглядов.

Ключевые слова: отрицание, свобода личности, художественность, рефлексия, лермонтовский колорит.

Вокруг Белинского 40-х гг. создано в советское время немало мифов. Считалось, что мучительные поиски «истины» остались для «неистового Виссариона» далеко позади и он окончательно утвердился на позициях материализма, атеизма и революционности1. Обычно такие выводы делались исходя из его некоторых категоричных высказываний, содержащихся в письмах. Но именно письма Белинского представляют собой богатый материал, позволяющий не столь однозначно судить о его взглядах на настоящее и будущее России, проясняют различные нюансы в общественнолитературной борьбе эпохи и месте в ней критика.

Недаром еще А.Н. Пыпин в своей работе «В.Г. Белинский, его жизнь и переписка» (1876) с их помощью пытался восстанавливать «внутреннюю связь мнений и настроений критика» [1]. Собирая письма Белинского, Пыпин писал, например, П.В. Анненкову: «Вы совершенно правы, говоря

о том, как важны... разъяснения поводов, которые приводили Белинского к изменению его мнений - и которые все лежали позади его статей» [2].

Действительно, в письмах Белинский не был связан общественным мнением и цензурой, поэтому более открыто и откровенно говорил обо всем, что его волновало, в них раскрывались все оттенки его настроений, крайности его натуры, «состояния духа», не случайно А.И. Герцен этот пограничный жанр называл «движущейся раскрытой исповедью» [3].

40-е гг. в жизни Белинского начались с переезда в Петербург, где он попал «на широкое поле действительности» и на себе отчетливо почувствовал ее «гнусные оковы» [4, с. 13]. По существу, началась его кабала у А. Краевского, издателя «Отечественных записок», о чем позднее Белинский напишет А.И. Герцену: «Это. приобретатель, следовательно, вапмир, всегда готовый высосать из человека кровь и душу, потом бросить его за окно, как выжатый лимон» [4, с. 253]. Если «гуманистическое чувство» заставляло Белинского в ранней юности воскликнуть: «Дыши для счастия других», то теперь оно заставляет его болезненно остро воспринимать любое унижение человека. Им овладевают тяжелые раздумья, когда он видел «босоногих мальчишек. и оборванных нищих, и пьяного извозчика. и гордого вельможу» [4, с. 69].

Каковы же были его общественные взгляды и социальные позиции, которые неминуемо проявлялись в это время в оценках творчества

А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя и писателей так называемой натуральной школы? Во-первых, именно «фанатическая любовь к свободе и независимости человеческой личности» [4, с. 51] становится основной причиной иронического отношения Белинского к «А1^ететпек» (Всеобщности) Гегеля (в письмах - «Егор Федорыч»). «Энергическая стукушка по философскому колпаку Гегеля» - тема многих его писем, например, письма к В.П. Боткину от 1 марта 1841 г. Но не переход к материализму и революционности, а все то же «гуманистическое чувство» заставляет Белинского «злиться на Гегеля», страстно «отрицать». Что же такое это «отри© В.В. Соломонова, 2012

цание» критика? Послушаем его самого: «Все толки Гегеля о нравственности - вздор сущий, ибо в объективном царстве мысли нет нравственности, как и объективной религии (как, например, в индийском пантеизме, где Брама и Шива - равно боги, то есть где добро и зло имеют равную автономию. <...> Я не хочу счастия и даром, если не буду спокоен насчет каждого из моих братий по крови» [4, с. 22-23].

Да, в пылу «отрицания» Белинский, конечно, впадает в крайность. Он «весь в идее гражданской доблести, весь в пафосе правды и чести», поэтому понял и кровавую любовь Марата к свободе»: «Я начинаю любить человечество маратовски: чтобы сделать

счастливою малейшую часть его, я, кажется, огнем и мечом истребил бы остальную» [4, с. 52]. Именно эта фраза стала в советских исследованиях чуть ли не хрестоматийной, заслонив от нас все остальное. У Белинского она - результат неистового желания перемен в своем отечестве и неверия в конституционную монархию как идеал государственного устройства, «ибо монарх не есть брат людям, он всегда отделится от них хоть пустым этикетом» [4, с. 52]. Жажда полезной для России деятельности, высокое представление о долге литературного критика как «гувернера общества» проявлялись всегда у Белинского размышлениями a propos (кстати). Но он не находил в данное время тем для разговора с читателем. «Да о чем писать? О выборах? Но у нас есть только дворянские выборы. О министерстве? Но ни ему до нас, ни нам до него нет дела, притом же в нем сидит Уваров с православием, самодержавием и народностию (т. е. с кутьею, кнутом и матерщиною)» [4, с. 51]. Отрицал ли в данном случае Белинский святые для России того времени принципы, на которых строилась ее национальная идея? Скорее он отрицал их подмену дикостью, невежеством и внешней обрядностью. Кстати, идеалом монарха он всегда считал Петра I и негодовал, что его статья «Деяния Петра Великого» искажена «цензурным синедрионом»: «До чего мы дожили: нам нельзя хвалить Петра Великого» [4, с. 54].

Разумеется, Белинский - человек 40-х гг.

- не мог не пожелать познакомиться с сенсимонистами. Идея социализма становится для него «идеею идей, бытием бытия, вопросом вопросов, альфою и омегою веры и знания» [4, с. 66], о чем он сообщает все тому же Боткину в сентябре 1841 г. Впрочем, нас сразу настораживает его признание: «Ты знаешь мою натуру: она вечно в крайностях [4, с. 66]. «Социализм» («социальность, социальность - или смерть!») провоцирует его на крайний вывод: «Смешно и думать, что это [наступление «золотого века». - B.C.] может сделаться само собою, временем, без насильственных переворотов, без крови. <. > В истории мои герои - разрушители старого

- Лютер, Вольтер, энциклопедисты, террористы, Байрон («Каин») и т. п. [4, с. 70, 71]. Но на этих же страницах среди этих крайних высказываний находим и такие: «. хочу золотого века, но не. животного золотого века, но приготовленного обществом, законами, браком... [выделено нами. - B.C.] [4, с. 71].

Пройдет немного времени и отношение критика к «социалистам» резко изменится, а письма станут единственным и исключительным источником для выяснения причин такого тотального разочарования в идее «золотого века». В письмах к Боткину в 1847 г. (например, от 6 февраля) он признается, что его «сильнее всего интересует нравственный мир человека» [4, с. 322], что он «понял всю гордость и пошлость духа партий», что «социалисты» - это насекомые, вылупившиеся из навозу, которым завален задний двор гения Руссо» [4, с. 323]. Он больше не верит «социальным и добродетельным ослам», а свое расхождение с московскими славянофилами объясняет тем, что они были «помешаны на той же мысли»: «Странный я человек! Когда в мою голову забьется какая-нибудь мистическая нелепость, здравомыслящим людям редко удастся выколотить ее из меня доказательствами: для этого мне непременно нужно сойтись с мистиками, пиэтистами и фантазерами. лучшие из славянофилов смотрят на народ совершенно так, как мой верующий друг [М.А. Бакунин - будущий апологет анархизма. - B.C.]; они высосали эти понятия из социалистов и в статьях своих цитируют Жоржа Занда и Луи Блана» [4, с. 468]. Таким образом, «социалистом» Белинский не был, а отдельные категоричные высказывания в его крайне откровенных письмах еще не повод делать столь же категоричные выводы о его взглядах.

Что касается «западничества» Белинского, то и здесь не все однозначно. Летом 1847 г., находясь за границей для излечения от чахотки и наблюдая жизнь там, он получил возможность сравнивать, например, Германию и Россию. «Что за нищета в Германии, - пишет он В. Боткину 7/19 июля, -здесь я понял ужасное значение слов павпе-ризм и пролетариат. В России. бывают неурожаи и голод местами, плантаторы-помещики, третирующие своих крестьян, как негров, там есть воры и грабители чиновники, но нет бедности, хотя нет и богатства. Бедность есть безвыходность из вечного страха голодной смерти. У человека здоровые руки, он трудолюбив и честен, готов работать - для него нет работы: вот бедность.» [4, с. 383-384]. В декабре 1847 г. Белинский по-прежнему уверен, что «владычество капиталистов покрыло. вечным позором» теперь уже Францию и называет буржуазию «сифилитической раной» на ее теле [4, с. 447]. Но с его точки зрения и «защитники народа. принадлежат к буржуа-

222

В. В. Соломонова

зии, как Робеспьер и Сен-Жюст». «.Горе государству, которое в руках капиталистов. Это люди без патриотизма. Торгаш есть существо, по натуре своей пошлое <.> Торгаш не может иметь интересов, не относящихся к его карману» [4, с. 449-450]. Верил ли Белинский в некую «народную революцию»? Если судить по его письму П.В. Анненкову в Париж от 15 февраля 1848 г. (последнее, написанное за три месяца до смерти), то нет. «Где и когда народ освободил себя?» - задает он вопрос. В этом письме Белинский по-прежнему уповает на «нового Петра Великого». Видимо, его радует, что в России «дело об освобождении крестьян идет», хотя и «вперед не подвигается», что «на днях прошел в государственном совете закон, позволяющий крепостному крестьянину иметь собственность, хотя и с позволения своего помещика» [5, с. 468].

Считается, что последние годы жизни Белинского были ознаменованы интересом к идеям Маркса, которые в советское время назывались «передовыми европейскими

идейными течениями» [5]. Белинский в

письмах единственный раз упоминает о парижском «Ярбюхере», ежегоднике, издаваемом А. Руге и К. Марксом, в котором была напечатана статья последнего «К критике гегелевской философии права». Белинский прочитал эту статью в переводе своего друга Н.Х. Кетчера и, разумеется, особенное внимание обратил на следующее умозаключение Маркса: «Религия есть опиум народа. Упразднение религии как иллюзорного счастья народа есть требование его действительного счастья». Уж не стремление ли понравиться адресату письма А.И. Герцену, в будущем автору статьи «О развитии революционных идей в России» и идеи о трех периодах «освободительного движения», позволяет Белинскому написать следующее: «Истину я взял себе и в словах бог и религия вижу тьму, мрак, цепи и кнут.» Но начало абзаца заставляет нас усомниться в том, что это стало его убеждением: «Кетчер писал тебе о парижском “Ярбюхере”, и что я от него воскрес и переродился. Вздор! Я не такой человек, которого тетрадка может удовлетворить. Два дня я от нее был бодр и весел, и все тут» [4, с. 250]. Белинский верил «великой будущности России», но упования его были не на стороне атеизма и революции. Он верил в духовные силы нации и гордился тем, что русский: «Я - натура русская. <.> Русская личность - пока эмбрион, но сколько широты и силы.» [4, с. 350]. Ему доставляет страдание видеть невежество и дикость русского человека. Путешествуя в 1846 г. по югу России, он имеет возможность сравнить русского и малоросса и с душевной болью пишет, что народ Малороссии своей «чистотой» резко отличается от «грязного москальства»: «И это мужики! Другие лица, смотрят иначе. Дети очень милы,

тогда как на русских смотреть нельзя - хуже и гаже свиней» [4, с. 288]. Но никакого «западнического» презрения к России, конечно, не было, а было убеждение, что «хорошие люди есть везде. что их на Руси, по сущности народа русского [выделено мною. -

B.C.], должно быть гораздо больше.». Русский «честен и правдив, готов за правду на пытку, на колесо». С другой стороны, Белинский, еще раз повторим, не скрывал, что этот «хороший человек» может в то же время быть невеждой, «колотит жену, варвар с детьми.» [4, с. 460].

Если иметь в виду, какими неоднозначными были общественные взгляды Белинского в 40-е гг., то становится понятным многое в его литературно-критических оценках. Его увлечение «натуральной» школой в литературе вовсе не означало увлечения натурализмом и «критическим» реализмом. Белинский не приемлет «риторической школы», писатель которой изобразит «честного секретаря уездного суда» и его «гражданские и юридические подвиги», за которые его наградят. «Но писатель натуральной школы. представит, что героя опутали со всех сторон и запутали, засудили, отрешили с бесчестием от места.» [4, с. 460]. Как видим, противопоставляется желаемое и действительное, реальное, то, что в жизни встречается на каждом шагу.

Белинский 40-х гг. различает «чисто объективные создания искусства», «чистую художественность» и «рефлектированную», которую для своего времени считает «великим делом». Он подчеркивает, что приверженность только «чистой художественности» может довести «до последней крайности нелепости» [4, с. 38]. К первым «созданиям искусства» он относил творчество Гёте и Пушкина, ко вторым - Лермонтова и Гоголя. «Чем больше читаю. “Фауста”. тем более уверяюсь, что это - величайшее создание мирового гения», - пишет Белинский, хотя во второй части находит «подгнившую рефлексию» [4, с. 20].

Совсем другое дело - «рефлексия» Лермонтова, которому Белинский прочил великое будущее, «если пуля дикого черкеса не остановит его пути» [4, с. 28]. Именно в письмах Белинский, по существу, расшифровывает свое знаменитое высказывание в статьях о Лермонтове: «Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни, но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце». В письме В.П. Боткину от 17 марта 1842 г. критик дает удивительно верную характеристику «лермонтовского колорита»: «Лермонтов далеко уступит Пушкину в художественности и виртуозности, в стихе музыкальном и гибко упругом. но содержание, добытое со дна глубочайшей могущественнейшей натуры, исполинский взмах. -все это заставляет думать, что мы лишились в Лермонтове поэта, который по содержа-

нию шагнул бы дальше Пушкина. <.>

Львиная натура!» [4, с. 84-85]. Гибель Лермонтова переживалась Белинским как личное горе. «Лермонтов убит. <.> Взамен этой потери Булгарин все молодеет и здоровеет. ругает Пушкина печатно. Литература наша процветает, ибо. делается до того православною, что пахнет мощами и отзывается пономарским звоном, до того самодержавною, что состоит из одних доносов, до того народною, что не выражается иначе, как по-матерну» [4, с. 61], - Белинский вновь указывает на то, чем в обществе заменили принципы государственного устройства.

«Гуманистическое чувство» Белинского проявляется в 40-е гг. в том, что он всячески поддерживает произведения, отмеченные «страдающей совестью» художника. Таковы «Бедные люди» Ф. Достоевского, «Антон Горемыка» Д. Григоровича, «Сорока-воровка» А. Герцена. Этих писателей, особенно последнего, у которого «талант ушел в ум», но не «сухой ум», а «оживленный и согретый», он противопоставляет писателям «духовно малолетним, нравственным и умственным недорослям» [4, с. 348]. Он в восторге от таланта И. Гончарова и вовсе не потому, что якобы видит в его «Обыкновенной истории» «критический реализм». «Читаешь, словно

ешь холодный полупудовый сахаристый арбуз в знойный летний день» [4, с. 348].

Такие оценки как нельзя лучше опровергают мнение о тенденциозности Белин-ского-критика, иначе, видимо, он бы не стал так нелицеприятно отзываться о поэтическом творчестве Н. Огарева, сподвижника А. Герцена в революционной пропаганде. «.Кроме гамлетовского направления, давно сделавшегося пошлым, оно бесцветно и вяло в эстетическом отношении. Это набор общих мест и избитых слов, а главное -тут нет стиха, без которого поэзия есть навоз, а не искусство» [4, с. 319].

В письмах Белинского 40-х гг. отразилась история его непростых отношений с Н. Гоголем. Сетуя на «судьбу», которая «лишает ума Батюшкова, жизни Грибоедова, Пушкина и Лермонтова», он пишет Гоголю 20 апреля 1842 г.: «Вы теперь у нас один, -и мое нравственное существование, моя любовь к творчеству тесно связаны с Вашею судьбою.» [4, с. 109]. После выхода в январе 1847 г. из печати, пожалуй, самого спорного произведения Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями» его друзья -славянофилы - писали об этой книге не менее резко, чем Белинский в его знаменитом «Письме к Гоголю». Например, С.Т. Аксаков, один из благороднейших и глубоко религиозных людей того времени, пишет 27 января 1847 г.: «Вы совершенно сбились. и, думая служить небу и человечеству, - оскорб-

ляете и бога и человека, книга ваша вред-на...<...> друзья ваши, слепые фанатики и знаменитые маниловы. помогли вам запутаться в сети. дьявольской гордости, которую вы принимаете за христианское смирение» [6].

Белинский же увидел в книге Гоголя крайние выводы славянофильской доктрины и оборотную сторону идей «православия, самодержавия и народности» в бездуховном обществе 40-х гг. Он в письмах скорее сочувствует Гоголю, который «все из себя вытряс», идя «до последних результатов», и за то «покаран, разруган во всех почти журналах» [4, с. 323, 324, 337]. И в рецензии на «Выбранные места» критик больше щадил Гоголя, чем друзья последнего. В письме же к В. Боткину от 28 февраля 1847 г. он видит в книге не столько заблуждение Гоголя, сколько «артистически рассчитанную подлость» [4, с. 340] в защите всего того низкого и уродливого, что прикрывалось идеями «православия, самодержавия и народности». Именно об этом его «Письмо», где звучит главный упрек Белинского: «Христа-то зачем Вы примешали тут? Что Вы нашли общего между ним и какой-нибудь, а тем более православною церковью?» Для критика было очевидно, что в России церковь не выполняет своего назначения и «всегда была опорою кнута и угодницею деспотизма». Он как личное оскорбление воспринял выход книги, в которой «во имя Христа и церкви» автор <учит варвара-помещика наживать от крестьян больше денег, ругая их неумытыми рылами».

Подводя итоги, видимо, стоит сказать следующее: представления о Белинском

40-х гг. нуждаются в глубоком осмыслении; эпистолярное наследие этого времени достойно всестороннего анализа в качестве источника изучения личности и мировоззрения критика, что позволит переосмыслить ряд установившихся мнений.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См., например, материалы дискуссии о литературно-критическом наследии так называемых революционеров-демократов, прошедшей в 70-е гг. XX в. в журналах «Вопросы литературы» и «Русская литература».

ЛИТЕРАТУРА

[1] Литературное наследство. В.Г. Белинский. М., 1951. Т. 57. С. 306.

[2] Там же. С. 305.

[3] Герцен А.И. Собр. соч. : в 30 т. М., 1954-1965. Т. 11. С. 515.

[4] Белинский В. Г. Полн. собр. соч. : в 13 т. М., 1953-1959. Т. 12. С. 13.

[5] Нечаева В. С. В.Г. Белинский. Жизнь и творчество. 1842-1848. М., 1967. С. 107.

[6] Переписка Н.В. Гоголя : в 2 т. М., 1988. С. 81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.