УДК 908; 371.233.4
Л. Е. Муратова, М. В. Сычева
УЗНАВАЯ РОССИЮ, УЗНАЕМ СЕБЯ
Дано описание методики организации экскурсионной поездки для школьников. Представлен опыт Дворца детского (юношеского) творчества г. Владимира по реализации региональной программы «Развитие образования во Владимирской области на период до 2020 г.». Описан городской конкурс творческих работ «Едем с классом по России...», организаторами которого выступают управление образования администрации г. Владимира и Дворец детского (юношеского) творчества.
A description of the method of organizing an excursion for schoolchildren is given. The experience of the Palace of children's (youthful) creativity of Vladimir (implementation of the regional program)"Development of Education in the Vladimir Region for the Period up to 2020" is presented. The city creative art co mpe-tition "Let's go with a class to Russia ..." is organized by the Department of Ed u-cation of the Vladimir Administration and the Palace of Children's (Youth) Creativity.
Ключевые слова: внутренний туризм, экскурсионные маршруты, интерактивные программы, экскурсионная поездка, образовательно-экскурсионный тур, малая родина.
Keywords: domestic tourism, excursion routes, interactive programs, excursion, educational and excursion tour, small homeland.
Учиться можно не только по книгам. Смотреть незнакомые города - не только по телевизору. Общаться с друзьями - не только в Интернете. Культурно-экскурсионные программы для школьников, разработанные во Дворце детского (юношеского) творчества г. Владимира, помогают открывать мир по-новому.
«Школа - это десять лет жизни, - рассказывает директор ДДюТ Лариса Евгеньевна Муратова. - Но по прошествии времени в памяти сохраняются только самые яркие, волнующие моменты: экзамены, выпускной, первая любовь и совместные поездки с одноклассниками» .
Специально для учеников 5-11-х классов Центр детского (юношеского) туризма и экскурсий Дворца разработал на время
школьных каникул 15 однодневных экскурсионных маршрутов по городам малого и большого Золотого кольца. На выбор школьники и их педагоги могли отправиться в царский Александров или купеческий Гороховец, посетить усадьбу Маринино в Ковровском районе или национальный парк Мещера в Гусь-Хрустальном, попасть в царство Покровской шоколадной феи или в суздальскую гончарную мастерскую, побывать на ботике Петра в Переславле-Залес-ском или исследовать тайны нижегородского Кремля. Во многих музеях детей ждали не только осмотр текущих экспозиций, но и участие в интерактивных программах - посажение княжича на коня, выбор царской невесты, посвящение в богатыри, а также многочисленные мастер-классы: по изготовлению куклы-оберега, лепке из глины, росписи ложки и др.
Первые экскурсионные автобусы с владимирскими школьниками стартовали в августе - в последние дни летних каникул. Практически сразу же начались восторженные отзывы от школьников, их родителей и педагогов: поездки оказались познавательными и увлекательными, а организационное мастерство прошло проверку практикой.
Всего в 2017 г. в программе поучаствовали 10948 владимирских школьников из всех общеобразовательных учреждений, около 1200 учителей сопровождали учащихся в поездках.
«Организовать школьную экскурсионную поездку - это настоящая точная наука, которая не терпит просчетов, - считает Лариса Муратова. - Надо изучить тот город, который мы хотели бы показать детям и выяснить, что интересного он может предложить. Затем связаться с музеями и договориться о графике посещений. Найти транспортную компанию, имеющую необходимый для перевозки детей подвижной состав и опытных водителей. Позаботиться о том, чтобы группам во время поездки было комфортно: продумать, где автобус по пути мог бы совершить санитарную остановку; непосредственно в пункте пребывания найти точку общественного питания, в котором в рамках поездки ребят вкусно покормят и сервис чтобы был на достойном уровне. Ведь всего одна мелочь иногда может испортить впечатление о поездке. Проделана большая работа во избежание негативных мелочей. Педагоги Центра детского (юношеского) туризма и экскурсий и ряд других сотрудников Дворца (всего 15 человек) специально прошли краткосрочные курсы повышения квалификации, организованные Влади-
мирским государственным университетом по теме «Концепции и стратегии развития туристской индустрии в современных условиях (в аспекте продвижения внутреннего туризма на маршруте «Золотое кольцо России»)».
Всего за четыре месяца 2017 г. было организовано и осуществлено более 280 однодневных образовательно-экскурсионных автобусных туров.
Самым популярным направлением для наших школ оказалась Кострома, город на Волге посетили более двух тысяч учащихся, и ещё в продолжающиеся каникулы у гимназий мы неоднократно проедем по маршруту «Кострома - душа России». В этом городе участники поездки посещают Ипатьевский монастырь - колыбель царского дома Романовых, а также краеведческий музей, где узнают историю города через историю одного неожиданно обнаруженного клада, совершают променад по городским улицам, осматривают необычные памятники, поднимаются в беседку Островского...
Впрочем, не менее интересными были поездки в Ростов Великий, где школьники могли пройти маршрутами Ростовского кремля, именно там Иван Васильевич «менял профессию», познакомиться с уникальной ростовской финифтью, а затем отправиться в деревню Семибратово в удивительный музей Баклуши и в настоящую библиотеку варенья!
Но и города Владимирского края рассказали юным путешественникам немало нового и удивительного о нашей малой родине: в Муроме школьники познакомились с героями края - от Ильи Муромца до Владимира Зворыкина, в Коврове узнали, как мастерством оружейников ковались наши воинские победы, в Александрове попали в поэтический мир Серебряного века.
«Не могу не сказать слова благодарности студентам нашего опорного вуза, кафедре туризма и сервиса института туризма и предпринимательства за содействие в организации поездок наших школьников, ими проведено 137 "живых уроков" в рамках своей практики в период основного каникулярного времени для школ, -говорит директор Дворца. - Надеюсь, что практика была самой настоящей. Спасибо взрослым наставникам студентов, полагаю, что наши партнерские отношения продолжатся».
О важности внутреннего школьного туризма в последние годы говорится много, в частности эту тему неоднократно затрагивал
в своих обращениях Президент России Владимир Путин: по его словам, поездки по стране способствуют развитию патриотизма и национальной идентичности. Однако за каждым словом должны следовать действия, и культурно-экскурсионные программы, в которые сейчас активно вовлечены владимирские школьники, - пример грамотной реакции на слова лидера нашей страны. Они составлены таким образом, что участники могут получить представление обо всех этапах российской истории - от древних времен до периода Великой Отечественной войны, узнать о жизни людей разных эпох, проникнуться их мужеством и героизмом, оценить мастерство их рук и величие замыслов, восхититься их тягой к прекрасному и умением созидать. Все это растит в душе подлинную, искреннюю любовь к Родине - ту, которая делает нас настоящими гражданами своей страны, готовыми защищать ее, укреплять и совершенствовать.
Впрочем, сами школьники, участвующие в экскурсионных поездках, организованных Дворцом, вряд ли сейчас задумываются о чем-то подобном. Они весело болтают с одноклассниками в автобусе, задают неожиданные вопросы экскурсоводам, делают на свои смартфоны сотни снимков и селфи, которые тут же выкладывают в социальные сети. Впрочем, если один школьник публикует фотографию с подписью «здесь классно», другой интересуется, «где это», третий предлагает родителям «давайте туда поедем», - поднимается та самая волна интереса, на которой, возможно, и должен держаться внутренний туризм.
Поскольку и Дворец - учреждение образовательное, и данные туры оплачиваются за счёт средств региональной программы «Развитие образования во Владимирской области на период до 2020 г.», и туры разработаны образовательные, было бы неверно так вот просто оборвать эту программу, - закончился год и закончился туризм, - считает директор Дворца. В рамках педагогической логики, для закрепления увиденного и услышанного 1 декабря 2017 г. в городе стартовал городской конкурс творческих работ «Едем с классом по России...», организаторами которого выступают управление образования администрации г. Владимира и Дворец детского (юношеского) творчества.
В конкурсе несколько номинаций:
«Лучший рассказ о поездке с классом»,
«Лучшее описание достопримечательности»,
«Лучшая групповая (классная) фотография», «Лучшее репортажное фото с места событий», «Лучшее селфи (автопортрет)».
Победители будут награждены дипломами, всем участникам конкурса выдается электронный сертификат, а трём школам (классам) достанется однодневная поездка с классом! Лучший класс выбирает однодневный тур из предложенных ДДюТ маршрутов, классы, занявшие 2-е и 3-е места, будут награждены однодневным туром по усмотрению организаторов. Туры для школьников бесплатные.
Администрация Дворца детского (юношеского) творчества г. Владимира также выражает благодарность коллегам - руководителям и педагогам общеобразовательных организаций города Владимира за сотрудничество в реализации данного проекта. Давайте и дальше взаимодействовать на благо подрастающего поколения граждан города Владимира. В 2018 г. нас ждёт много увлекательных поездок и удивительных встреч!
УДК 371.84; 371.89; 376.66; 37.032
Ю. В. Стрижов
«САМАРСКИЕ СКИФЫ»
Автор повествует о работе студенческого общества руководителей археологических кружков «Самарские скифы». В коротких очерках повествуются реальные истории из жизни студентов - членов Общества, будущих школьных учителей. Сделанные автором выводы субъективны, в частности один из них гласит: каков педагог, таков во взрослой жизни ученик. Все описанные случаи реальные, по этическим соображениям изменены фамилии их участников. Повествование ведется от первого лица, т. е. автора рассказа.
The author tells about the work of the student society of leaders of archaeological circles - "Samara Scythians". The short essays tell real stories from the lives of students of Society members - future school teachers. The conclusions made by the author are subjective, in particular, one of them says that what a teacher is like is a student in adult life. All the cases described are real, for ethical reasons the names of their participants have been changed. The narration is in the first person, i.e. the author of the story.