Следующий факт в проведении соревнований считаем недопустимым. Во время соревнований в зале или на природе часто идёт музыкальное сопровождение. Только почему-то нередко организаторы не обращают должного внимания на этот воспитательный момент. Песни ставят английские, немецкие, американские, да любые, но только не русские. Почему на своих соревнованиях мы пропагандируем чужую культуру? Оскудела земля русская на таланты? Нет песен спортивных, туристских на русском языке? А ведь это тоже важный момент в патриотическом воспитании.
Соревнования - это праздник для участников и зрителей. Поэтому так необходимо продумывать торжественную церемонию открытия и закрытия соревнования. И проводить церемонии надо не скомканно, а используя весь воспитательный потенциал этих мероприятий: от вывода команд под марш до поднятия флага под звучание гимна [3].
Нельзя забывать, что соревнования в спортивном туризме - это не столько шоу, сколько мероприятие, которое решает задачи физического, эстетического и патриотического воспитания. И насколько качественно организованы и проведены соревнования, настолько эффективно оказано влияние на формирование личности человека.
Примечания
1. Харин А. А. Организация и проведение соревнований : метод. пособие. Ижевск, 2011. 57 с.
2. Об утверждении Положения о спортивных судьях. Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 30 сентября 2015 г. № 913 (с изм. на 15 ноября 2016 г.). URL: http://docs.cntd.ru/document/420310266
3. Регламент проведения спортивных соревнований по спортивному туризму (номер код вида спорта - 0840005411я) М., 2014. URL: http://turcentrrf.ru/d/358156/d/reglament2014-peshekhodnyyedistantsii.pdf
УДК 371.233.4
М. М. Петрова
РОЛЬ КОММЕРЧЕСКОГО ЭКСКУРСИОННОГО ТУРИЗМА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Представлена краткая характеристика опыта организации автобусно-экскурсионных туров. Представлены варианты путешествия организованной детской группы по стандартному маршруту и по разработанному специально под конкретную группу.
The brief characteristic of experience of the organization of bus - excursion tours is presented. The variants of the trip of the organized children's group along the standard route are presented, and according to the specially developed group.
Ключевые слова: автобусно-экскурсионные туры, эстетическое воспитание, расширение кругозора, коммерческий детско-юношеский туризм.
Keywords: Bus-excursion tours, Aesthetic education, Expanding the horizon, Commercial children and youth tourism.
Одним из видов туристских путешествий за границу являются автобусно-экскурсионные туры, которые дают великолепную возможность за короткое время и при относительно небольшом бюджете посетить несколько стран и познакомиться с жизнью, культурой и художественным богатством стран и городов, заявленных в программе. Конечно, такие путешествия не могут остаться без внимания тех педагогов, которые заботятся о расширении кругозора и духовно-нравственном развитии своих учеников.
Для юных путешественников серьезные туристские компании разрабатывают интересные маршруты, а в каникулярные даты предлагают ряд бонусов, скидок и подарков. Но ни одна поездка организованной школьной группы не состоялась бы без учителя, и поэтому руководителю группы предлагают ряд бонусов. Например, туристская компания «Туртранс-Вояж» предоставляет целую систему бонусов для руководителя детской группы -бесплатная путевка при формуле 10 + 1, телефонная сим-карта в подарок, экскурсии бесплатно по программе тура, питание бесплатно), но при этом на руководителе лежит полная ответственность за детей, что прописывается в договоре с туристской компанией. Организованная детская группа может поехать как по стандартному маршруту, так и разработанному специально под конкретную группу. Или же, не изменяя тура, изменить его внутреннею тематическую направленность. При этом стоимость путешествия не изменится. Например, путешествие станет языковой практикой, или искусствоведческой, или исторической, или географической и т. д.
Перед отправлением в поездку учитель проводит большую предварительную работу со школьниками и их родителями. Руководитель группы рассказывает подробно о программе тура, об условиях и особенностях путешествия, о дисциплине и общих правилах поведения. Может дать разнообразные задания, которые дети должны будут выполнить в поездке. При этом руководитель группы согласует свои пожелания с гидом -сопровождающим в рамках установленной программы, чтобы сделать поездку наиболее насыщенной и результативной.
Туристские компании предлагают множество вариантов автобусно-экскурсионных путешествий, интересных для школьных групп (Новые тенденции в выездном российском туризме // Стратегия развития туризма и рекреации : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. 13-15 марта 2014 г., Махачкала. Махачкала, 2014. С. 372-378). Это туры и по России, и по Белоруссии, и по Скандинавии, и по Восточной Европе. Большую популярность среди организованных детских групп имеют туры с большим количеством посещаемых стран. Они являются своего рода ознакомительными и захватывают не только ближайшие к нам страны, но и те, которые находятся на западных границах Европы: Францию, Бельгию и Нидерланды.
На примере одного из популярных туров «Туртранс-Вояж», тура 1АМ (Варшава - Берлин - Париж (3 дня) - Диснейленд - Амстердам - Дрезден (10 дней), 2 ночных переезда в автобусе, мы можем оценить возможности физического и духовно-нравственного развития личности ребенка в автобусно-экскурсионном путешествии.
Отправляясь впервые в такое путешествие, дети не всегда в полной мере понимают, что их ожидает. Ведь автобусный туризм - это большая физическая нагрузка на организм. Очень много времени приходится проводить в сидячем положении, пусть и в комфортабельном кресле. Хотя программой и предусмотрены санитарные остановки каждые три-четыре часа при длительных переездах между городами, но все равно это довольно тяжело. При этом в данном туре присутствуют два ночных переезда в автобусе, что в итоге существенно экономит время и деньги туриста и при этом увеличивает время пребывания в городах, заявленных в программе. Таким образом, для юных путешественников и их старших товарищей автобус становится в буквальном смысле «домом на колесах». Но не только длительное нахождение в автобусе дает нагрузку на организм. Ведь в туре приходится очень много ходить как по улицам городов, так и по их многочисленным музейным комплексам. Кроме того, в поездке практически всегда ранние подъемы. Однако при правильно построенной программе это усталость скорее приятная и быстро забывается, у детей буквально открывается «второе дыхание», особенно когда в середине программы они попадают в парижский «Диснейленд» и аквапарк. Благодаря многочисленным пешеходным экскурсиям и прогулкам физическое развитие, в некоторой мере, присутствует в автобусном туре, но не это главное. Главное -это тот огромный духовно-нравственный и эстетический опыт, который получают ребята во время путешествия. Ведь во время такого путешествия дети изучают мир самым действенным способом - методом «погружения».
Уже при посадке в автобус и знакомстве с группой дети осознают, что они едут не одни, и на протяжении всего тура им предстоит общаться с другими членами группы. Это подразумевает взаимоуважение и вежливое обращение друг с другом. При посадке в автобус им озвучивают ряд правил поведения в автобусе и правила поведения в разных странах. Соблюдая эти правила, дети учатся самодисциплине и уважению чужих законов. При переездах между городами гид преподносит много информации организационного плана, особенностей программы и т. д. При этом важнейшая часть рассказа гида - это страноведческая. И тут уже для ребят за окном становятся видны не просто поля и городки, а вырастает целая удивительная страна, со своей историей, географией, культурой и самобытностью. На их глазах «оживают» рассказы их школьных учителей, и ребята из пассивных слушателей за партой превращаются в активных наблюдателей, а иногда и участников повседневной жизни другой страны.
Город-герой Брест. Именно здесь первыми встретили врага и приняли неравный бой советские солдаты, когда для СССР началась Великая Отечественная война. А вот на реке Висла стоит славная столица Польши -
город Варшава, отстроенная после войны, но при этом так восстановившая свой исторический центр, что он вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. На уроках географии и истории рассказывали, что очень часто границы между государствами проходят по рекам, и тому подтверждение - автобус, переезжающий по мосту через реку Одер, по которой проходит часть границы между Польшей и ФРГ. В Берлине виден сохранившийся участок Берлинской стены, разделявшей когда-то город на две части, да и не только город, но и всю страну, да и весь мир, пожалуй. Трептов-парк. Памятник воину-освободителю. Советский солдат с немецкой девочкой на руках. Ребята начинают задумываться о тех уроках, которые преподносит нам история. Об ошибках политических лидеров и целых государств, о взаимном уважении народов. Они понимают, что историю своей страны надо помнить и знать, начинают думать о необходимости учиться на ошибках истории, о том, что в любой ситуации надо оставаться человеком и быть милосердным. Можно и далее перечислять каждый объект экскурсионной программы и найти отклик, который он может оставить в душе ребенка.
Дети разные, каждый человек индивидуален, и одного навсегда покорит строгая красота Эйфелевой башни, а другого закружит очаровательное полукружье каналов Амстердама. Такой тур открывает «окно» в Европу, точнее, как шутят туристы, «форточку». Ведь, заглянув в нее, уже не хочется останавливаться, а хочется все больше и больше открывать её для себя. Такое желание во многом зависит от гида. Грамотный гид сможет «заразить» своей любовью даже своенравного подростка, а экскурсовод в городе или музее, сумеет построить свою экскурсию таким образом, что она будет интересна детям. Во время тура программа предусматривает обзорные экскурсии по городам, дополнительные пешеходные или автобусные экскурсии по отдельным городским районам, посещение музеев и выставок, поездки в загородные дворцовые резиденции и прогулки на корабликах по реке Сене и каналам Амстердама. И конечно, посещение парижского «Диснейленда» и аквабульвара (аквапарка). Дети остаются детьми, им очень важно отдыхать от всяких «уроков» и просто наслаждаться жизнью.
Туры такого плана - это путешествие «галопом по Европам», а не вдумчивое познание и созерцание региона, но для первого знакомства вполне достаточно. Даже взрослый человек порой «падает» под тем обилием информации, которая буквально «сыплется» на него все время. И тут можно говорить, что школьники являются даже более подготовленными, чем некоторые взрослые, ведь у них почти каждый день новые уроки, и они привыкли усваивать большое количество новых знаний. Внутренний мир детей становится богаче с каждым днем, а иногда и с каждым часом. Вот он, знаменитый Лувр, и теперь они понимают, почему говорят, что «Ника Самофракийская» сейчас взлетит, сами видят, как загадочно улыбается Мона Лиза. Ведь с какой бы хорошей копией или репродукцией они ни были знакомы раньше, она все равно не передаст того, что даст им просмотр оригинала. Перед ребятами «оживают» любимые с детства книги. Перед ними Париж Александра
Дюма или Дэна Брауна, Лувр - он не только величайший музей мира, но и королевский дворец, в котором творилась история Франции. И не случайно Версаль взяли за образец при строительстве лучших дворцов России и Европы. Каждый город в путешествии может познакомить ребят с мировым культурным наследием, открыть им многие достопримечательности.
В автобусных турах дети узнают много нового о национальных особенностях жителей той или иной страны. Об их нравах, культуре общения, религии, языке, социальных особенностях и, конечно же, о системе образования. Для школьников особенно интересно, как живут и учатся их ровесники. В таком путешествии ребята учатся уважать местные обычаи и порядки. К примеру, они узнают о том, что для немца закон и порядок стоят на первом месте, а если невежливо обратиться к французу, то он вас просто не заметит. Или что в Амстердаме ни в коем случае нельзя идти или останавливаться на велосипедной дорожке. В таком путешествии ребята учатся правилам нахождения в общественных местах, учатся общению с незнакомыми людьми на иностранном языке, ориентированию с помощью карты в новом месте, вежливости и коммуникабельности.
Обратная дорога также не проходит впустую. Это замечательное время для того, чтобы закрепить знания и умения, полученные в поездке. Вновь вспомнить те места, в которых побывали, и их историю, имена известных людей, которые жили и творили в странах и городах, посещенных в туре. Закрепление материала обычно проходит в игровой форме, в виде викторин и конкурсов. Ребята представляют вниманию всей группы свои творческие задания. И конечно же, победителей ждут призы! Да, и каждый юный участник получает сувенир на память о своем путешествии.
Методом погружения ребята активно познают мир. Такие туры имеют еще и образовательные цели. Дети получают языковую, историческую, географическую практику или любую другую, заданную учителем и выполненную совместно с гидом-сопровождающим. По возвращении материалы экскурсий «укладываются в голове», активно обсуждаются с родными, дискутируются со сверстниками, используются на уроках. Выпускается отчет-фотогазета и очень часто начинаются обсуждения новых планов, новых поездок, развивающих ум и обогащающих душу.
В автобусном туре происходит эстетическое развитие личности ребенка, задействован его эмоционально-оценочный аппарат, вовсю работает познавательная деятельность. Это в первую очередь расширение кругозора.