УЗБЕКСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР И ЕГО ЖАНРОВАЯ
СТРУКТУРА Миршоев У.М.
Миршоев Улугбек Музаффарович - преподаватель, кафедра музыкального образования, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье анализируется содержание, сущность узбекского музыкального фольклора и его жанровая структура.
Ключевые слова: фольклор, художественный образ, творческий процесс, жанр, народное исполнение.
Древние основы музыкального фольклора восходят к трудовым процессам наших предков в первобытные времена, к церемониальным мелодиям и поговоркам, имитирующим различные явления природы, к играм и действиям, связанным с ними. Таким образом, самые древние образцы музыкального искусства возникли в связи с впечатлениями от впечатлений, полученных из внешнего мира, и стали своего рода искусством, в котором целостный художественный образ создается посредством человеческого мышления. Фольклор музыки отражает жизнь, историю, борьбу, философию, мировоззрение, отношение к различным событиям, человеческие качества людей.
Главной особенностью музыкального фольклора является творческий процесс -устный характер творческого (творческого) и исполнительского процесса, и он определяется участием общественности. Многие его черты, такие как простота, традиция, вариативность, местность, вариант, функциональность, идиосинкразия, популярность, анонимность, синкретизм, отражены в этой главной особенности творческого процесса, присущего народной музыке. В нем есть своя социальная сущность и художественная чистота. Узбекский музыкальный фольклор - это культурное наследие народа, его духовный мир, он отличается своеобразным расположением, жанровым составом, внутренними законами и стилями исполнения.
Жанр (франц. - от слова гендер, род, разновидность) - исторически сложившееся внутреннее деление на виды искусства и концепцию, представляющую этот процесс; особый вид музыкального произведения, совокупность произведений, отличающихся единством формы и содержания. В общем, это означает различать произведения искусства.
Практическая группа включает музыкальные и ритуально-певческие приемы, в том числе алла, трудовые, ритуальные, исторические песни, связанные с конкретной ситуацией (образ жизни, труд, обряд, времена года, природа, календарь) и исполняемые в определенное время; обрядовые, пасторальные, военные, игривые (танцевальные) музыкальные тона и мелодии. Они, в свою очередь, относятся к определенным типам (например, трудовые - земледельческие, животноводческие и кустарные песни; обрядовые - сезонные, семейно-бытовые и религиозно-культовые песни) и включают жанры (например, «Алла», «Майда», «Ёр-ёр», «Мубарак», «Йиги-ёклов»,«Марсия»,«Бадик» и др.).
Основными направлениями фольклора являются инструментальные и повествовательные приемы, которые не только являются образцами собственного искусства, но и выполняют определенную социальную функцию. Например, если народные песни связаны с трудовым процессом, то «Ёр-ёр», «Олан», «Муборак», «Келин салом», «Йиги-ёклов» связаны со свадьбами и траурными церемониями. Жанры музыкального фольклора различаются не только идейно-художественными особенностями, но и методами исполнения (например, сольное исполнение, групповое или групповое исполнение, с аккомпанементом или без, солистское и
ансамблевое исполнение). Какими бы разнообразными, подчас функциональными и строго функциональными ни были жанры фольклора, они образуют целостную художественную систему.
Древние образцы узбекского фольклора не дошли до нас в первозданном виде. Такие жанры, как «Суст Хотин», «Чой момо», «Рамазан» или «Бойчечак», считающиеся древними, в определенное время подвергались переработке в духе мировоззрения народа. Действительно, некоторые произведения музыкального фольклора, связывающие последующее развитие и статус некоторых жанров с определенными периодами, были сохранены и отшлифованы несколькими поколениями народных исполнителей, древний облик которых передавался из поколения в поколение.
В «Девону лугот ат тюрк» Махмуда Кашгари сохранились образцы песен и национальных гимнов древних тюркских народов. Отрывки из народных песен, цитируемых в Девоне (в основном в форме квартетов), имеют как научное, так и практическое, и образовательное значение. Термин «песня» - широкое понятие, и у тюркских народов термин «песня» ранее интерпретировался как жанр поэзии. Позже его описывают как произведение искусства, которое является результатом сочетания поэзии и мелодии с глаголом «добавить». Примеры на девоне включают охоту, животноводство, сезонные и свадебные церемонии и героические песни.
Если сравнить песни «Ёр-ёр» или «Келин салом» из наиболее распространенных практических жанров музыкального фольклора, то мы увидим, что каждую из них исполняют женщины на свадебной церемонии. Однако они несколько различаются по стилю и месту исполнения, содержанию и форме. «Ёр-ёр» из отцовского дома невесты исполняется ее друзьями в качестве песни-наблюдателя, а «Келин салом» -это первое приветствие невесты новым домовладельцам и близким родственникам жениха (на церемонии «открывания лица»), соло после свадьбы. в виде круга в сопровождении женщин. В некоторых оазисах также можно провести свадебный день. "Улан" изначально задумывался как свадебная песня, но сегодня атмосфера ее исполнения изменилась (от обряда до необычного в повседневной жизни жанра). В театральной интерпретации Олан стал спором между мальчиком и девочкой.
Состав практических и непрактических жанров узбекского музыкального фольклора богат и разнообразен. Они являются одним из средств информирования нас о далеком прошлом нашего народа и всегда с нами на протяжении всей общественной жизни и культурной среды. Пока существует человечество, они также будут существовать и обеспечивать духовную пищу и духовный мир каждому человеку. Поэтому они важны своей историко-культурной и художественно-эстетической ценностью. Пение узбекского народа (его жизненная сила - творчество, исполнение, слушание, понимание и т. Д.) Богато местными стилями и различными интерпретациями, и как традиция каждого народа сохраняется как образец творчества разных периодов.
Список литературы
1. Мадримов Б.Х. Представление учителя музыкальной культуры о педагогическом творчестве и педагогической технологии //Вестник науки и образования. - 2020. -№. 21-2 (99).
2. Норова Ш.У., Наймов Т.Д. О ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ КЛАССИЧЕСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ //Academy. - 2020. - №. 5 (56).
3. Миршаев У.М., Миршаева Д.А. РОЛЬ НАРОДНЫХ ПЕСЕН В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ //Проблемы педагогики. 2020. №. 3 (48).
4. Рузиев Д. Ю. Некоторые психологические особенности развития навыков игры на инструменте и подпевания //Academy. 2020. №. 3 (54).
5. Мухамедов Тулкин Джураевич СПОСОБЫ НАПРАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ // Вестник науки и образования. 2020. №21-2 (99).
6. Гулов С.Н. Современное преподавание музыки. Подходы и инновации // Проблемы педагогики. 2020. №3 (48).
7. Атамурадов Р.Э. ПЕДАГОГ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ - ЭТО ПОНЯТИЕ О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ // Вестник науки и образования. 2020. №21-2 (99).
8. Rahmatova Malohat Obidovna, Tosheva Durdona Theory and methods of musical education of children // Проблемы педагогики. 2020. №2 (47).
9. Шамсиев Шерзод Истамович ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ // Вестник науки и образования. 2020. №21-2 (99).
10.Алаева Зарнигор Махмудовна ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА И ИСКУССТВО ВОСПИТАНИЯ // Вестник науки и образования. 2020. №21-2 (99).
11. Каримов О.И. ЗНАЧЕНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ УЗБЕКСКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ //Academy. 2020. №. 3 (54).
12.Дустов С.Д. ВЛИЯНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ //Academy. 2020. №. 11 (62).
13. Кушаев И.А., Ахтамов И.И. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРАДИЦИОННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКИ (НА ПРИМЕРЕ ИСКУССТВА ДАСТАНА) //Academy. 2020. №. 11 (62).
14. Каюмов И.Ф. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОКИ МУЗЫКИ //Academy. 2020. № 11(62).
15. Мустафаев Б.И. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ //Academy. 2020. № 11(62).
16. Ramazonova U.H., Sayfullaeva O. Makom art is a priority in the musical culture of Uzbekistan / Проблемы педагогика. № 2 (47), 2020, С. 87-88.
17. Ruziev D.Y., Mirshaev U. Psychological and Pedagogical Bases of the Organization of Problem-based Education through Folk Songs // International Journal of Psychosocial Rehabilitation, Vol. 24, Issue 04, 2020 ISSN: 1475-7192 // pp.6834-6838.