УЗБЕКИСТАН В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
Дилшоджон КАРИМОВ
магистр экономических наук, докторант Пражского экономического университета (Ташкент, Узбекистан)
Введение
Одна из самых актуальных тем современных дискуссий — причины всемирного финансово-экономического кризиса, разразившегося в 2008 году, и возможные меры по преодолению его последствий.
Как показывает мировой опыт, кризис неминуемо оборачивается политической нестабильностью, ростом преступности и коррупции во всем мире (например, кризис 1847—1849 гг. привел к революциям во многих странах Европы, а Великая депрессия 1929 г. породила фашизм). Более того, в условиях глобальных кризисов воз-
можны резкое изменение в функционировании политических институтов и выход на передний план агрессивных сил, ранее считавшихся маргинальными (анархизм, нацизм, неофашизм и расизм). Недавние выборы в странах Европы (в том числе и выборы в Европарламент) подтверждают реальную возможность такого рода угроз.
Однако в первые недели 2008 года практически все международные эксперты считали ситуацию в мировой экономике благополучной. Предупреждения некоторых аналитиков о надвигающемся кризисе не воспринимались всерьез.
Национальная экономика до кризиса и в условиях кризиса
В условиях растущей интегрированности экономики Узбекистана в мировые финансово-экономические структуры республика не может полностью избежать воздействия кризиса. Однако за последние годы в Узбекистане создан достаточный запас прочности и необходимая ресурсная база, для того чтобы и в этой ситуации обеспечить четкую работу финансово-экономической, бюджетной и банковско-кредитной систем, а также различных отраслей национальной экономики.
Макроэкономическую ситуацию в Узбекистане за последние годы можно охарактеризовать следующими показателями: продолжение экономического роста, низкие темпы инфляции, увеличение реальных доходов и занятости населения, рост объемов внешней торговли, а также динамичное развитие малого бизнеса, предпринимательства и надомного труда (см. табл. 1).
Таблица 1
Ключевые экономические показатели Республики Узбекистан (в % к предыдущему году)
Г Показатели 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2 0 0 8 г . 2009 г. (прогноз)
Валовой внутренний ^продукт 107,0 107,3 109,5 109,0 / N ,0 8, 0 1
Доходная часть бюджета (в % к ВВП) 21,2 21,6 21,8 23,8 22,2
Дефицит/профицит ^ (в % к ВВП) 0,3 0,5 0,5 1,6 ( \ ,0 1
Промышленное производство 107,2 110,8 112,1 112,7 109,3
Сельскохозяйственное ^ производство 106,2 106,2 106,1 104,5 / N ,0 5, 0 1
Инвестиции в основной капитал 105,7 111,4 122,9 128,3 118,0
Инфляция (ИПЦ — индекс ^ потребительских цен) 7,8 6,8 6,8 7,8 N 7-9
Курс сум/доллар США (на конец периода) 1 174,02 1 240,00 1 290,00 1 393,00 1 456,0
ІГ И с т о ч н и к: Данные Госкомстата Республики Узбекистан. "N
На презентации ежегодного доклада ЕБРР «Transition Report 2007» отмечалось, что за последние 7 лет темпы экономического роста в Узбекистане составили в среднем 5,4%, а в 2007 году этот показатель достиг 9,3%.
1Q7
Положительное влияние на рост экономики республики оказали высокие мировые цены на золото и углеводородное сырье, а также значительные объемы денежных переводов в страну, которые составили 7% от общего объема ВВП1 (см. рис. 1).
Рисунок 1
Динамика чистых денежных переводов (долл.)
Как видно из рисунка, в 2001—2007 годах объем трансфертов рос ускоренными темпами: за 6 лет величина чистых денежных переводов выросла на 1 600% и составила почти 7,2% ВВП, причем темпы роста в 2005—2007 годах намного выше, чем за 2001—2007 годы в целом. Судя по этим данным, можно отметить, что за последние 3 года миграция из Узбекистана усилилась. Мировая практика свидетельствует, что этот процесс положительно влияет на развитие страны, поскольку в перспективе может способствовать увеличению объема инвестиций и внешнеторгового оборота; с другой стороны, в условиях глобального финансово-экономического кризиса возникают серьезные риски для стабильности развития национальной экономики.
Эксперты еще раньше ожидали, что воздействие мирового финансово-экономического кризиса в полной мере проявится в Центрально-Азиатском регионе уже в 2009 году. О надвигающейся катастрофе свидетельствовало сокращение денежных переводов от мигрантов после 2007 года, уменьшение поступлений иностранных инвестиций и снижение спроса на продукцию региона.
Кроме того, кризис мог негативно повлиять на сферу финансов (кредитование и иностранные инвестиции) и импорт. В связи с этим большинство стран Центральной Азии (ЦА) стремились жестко ограничить государственные расходы, снизить темпы инфляции и приостановить отток иностранной валюты; это могло привести к сокращению импорта и поддержать национальных производителей.
1 См.: Вести (Узбекистан), 10 декабря 2007.
За последние два десятилетия МВФ и ВБ зарекомендовали себя не с лучшей стороны в том, что касалось экспертизы и рекомендаций по проведению реформ в странах с переходной экономикой, а в ходе экономических реформ международные финансовые организации и западные страны оказались не готовы предоставить странам ЦА необходимые для этого кредиты. Ближайшие соседи (Турция и Иран), преследуя свои интересы, также не оказали необходимой финансовой помощи. Кризис еще раз показал, что необходимо совершенствовать деятельность международных финансовых институтов и развивать всесторонние отношения со странами третьего мира.
В связи с обострившимся финансово-экономическим положением в республиках ЦА широко распространилась продажа иностранным инвесторам крупных промышленных объектов. Здесь особо следует выделить Казахстан, где под контроль иностранного капитала перешел ряд важных промышленных объектов: Экибастузская ГРЭС-1 (американская компания «АЕС»), Ермаковская электростанция (японская компания «Джапан хром корпорейшн»), Карагандинский металлургический комбинат (американская фирма «Ис-пат интернэшнл»), Васильковское золоторудное месторождение (канадско-англо-голландская финансово-промышленная группа), Чимкентский свинцовый завод (австралийская компания), Зыряновский свинцовый и Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинаты (фирма «Ридер инвест»), Бакырчикское золотое месторождение (британская компания «Бакырчик голд» и канадская компания «Индочайна голдфилдс»); «Балхаш-мед» перешла под контроль одной из западных компаний, основные месторождения хрома попали под контроль турецких компаний и т.д.2
Непродуманная политика многих государств по отношению к внешним заимствованиям поставила их экономики в затруднительное положение, усилив зависимость от внешних угроз. Узбекистан же хотя и поощрял иностранные инвестиции, но воздержался от поспешной либерализации экономики и приватизации стратегических объектов. На начальном этапе Узбекистан в значительной степени сохранил государственный контроль над экономикой и проводил социально ориентированную внутреннюю политику, уделяя большое внимание защите уязвимых слоев населения.
В республике никогда не поощрялось получение краткосрочных спекулятивных кредитов и иностранные кредиты привлекались в основном на долгосрочной основе по льготным процентным ставкам (см. рис. 2)3. Правительство республики не раз отказывалось от предложений по кредитованию тех или иных проектов, если не было твердой уверенности, что кредиты удастся своевременно обслуживать. Совокупный внешний долг Узбекистана на 1 января 2009 года составил 13,3% от ВВП и характеризуется по международной классификации как «менее чем умеренный»4. По оценкам зарубежных экономистов, наибольшие потери понесут те страны, которые, в основном, ориентировались на экспорт и имеют огромные внешние долги, а наименьшие потери ждут те страны, в которых своевременно были приняты меры по перевооружению производства, освоению новых технологий и производству конкурентоспособной продукции с меньшими издержками. (При нынешнем состоянии мировой экономической системы внешний долг, как считается, не должен превышать 50% от ВВП, а до кризиса этот порог определялся в 60%.)
Масштаб влияния мирового финансово-экономического кризиса на экономику Узбекистана иллюстрирует рис. 3, отражающий динамику ВВП и динамику внешнеторгового оборота в целом, а также отдельно экспорта и импорта.
2 См.: Вовк В., Харитонова Н. Внешнеполитические приоритеты стран Центральной Азии [Ьйр://штеж ia-centr.ra/puЫю_details.php?id=137].
3 См.: Каримов И.А. «Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана». Ташкент: Узбекистон, 2009. С. 9.
4 Там же. С. 25—26.
Рисунок 2
Динамика внешнего долга некоторых стран мира (в % к ВВП)
ҐҐ
120
100
80
40
20
110
102
91
92
76
-----------------------34 - 36 37
29 34 31
22
17
13,3
П
80
85
89 90
81
60
64
45
51
83 81
Узбекистан Россия Казахстан
США
Украина Кыргызстан
□ 2005 2006 2007 2008
<---------------------------------------------------------------------------------'
И с т о ч н и к: Данные Банковско-финансовой академии Республики Узбекистан (БФА).
Рисунок 3
Динамика роста ВВП и внешнеторгового роста
Динамика внешнеторгового оборота от года к году, % Экспорт товаров и услуг (динамика от года к году, %) Динамика ВВП от года к году (в %)
Импорт товаров и услуг (динамика от года к году, %)
И с т о ч н и к: Материалы МВФ.
У)
Данный рисунок наглядно демонстрирует взаимосвязь между ростом ВВП и объемом внешнеторгового оборота, то есть отображает степень интегрированности республики в мировую экономику.
Например, из рисунка видно, что финансовый кризис в Юго-Восточной Азии 1997 года, а также обвал фондового рынка РФ в 1998 году негативно повлияли на рост внешнеторгового оборота, но не оказали значительного влияния на рост ВВП республики.
В 1993—1997 годах рост импорта намного опережал рост экспорта, поскольку проводилась политика обеспечения населения жизненно важными товарами за счет низкого уровня ограничений на импорт и незначительных таможенных пошлин. Начиная с 1997 года республика проводит политику поддержки местных производителей, для них создаются благоприятные условия на внутреннем и внешнем рынках. Закономерным результатом тарифного регулирования в 1999—2008 годах стал тот факт, что рост экспорта опередил увеличение импорта. Это же во многом было связано и с повышением мировых цен на основные экспортные товары республики: хлопок-волокно, золото, цветные металлы.
Антикризисная политика правительства
Потенциал роста внутреннего производства и внутреннего рынка в Узбекистане еще не исчерпан. И то и другое необходимо активнее стимулировать, чтобы смягчить последствия кризиса.
Одна из мер по смягчению последствий мирового финансового кризиса — осуществление новых совместных инвестиционных проектов в инфраструктурных отраслях, поскольку источники финансирования и кредитования инфраструктурных отраслей республики в условиях кризиса резко сократились.
Для обеспечения динамичного и сбалансированного роста экономики правительство Узбекистана осуществляет мероприятия по дальнейшей диверсификации внешнеторговых связей, в первую очередь развивая связи со странами Азии и СНГ (в том числе и с Россией).
Из-за сокращающегося спроса на мировом рынке снижаются цены на экспортируемую Узбекистаном продукцию (драгоценные и цветные металлы, хлопок, уран, нефтепродукты, минеральные удобрения и др.). Это, в свою очередь, приводит к уменьшению экспортных доходов хозяйствующих субъектов и отражается на их рентабельности, а в конечном счете — на темпах роста и макроэкономических показателях. Кроме того, в мире падает покупательная способность, что может негативно сказаться на платежном балансе страны и на производстве в целом. 92% международных расчетов за товары и услуги осуществляются в долларах США, а курс этой валюты сильно колеблется.
Хотя кредитно-денежная политика Центрального банка и устойчивое положение экономики не дают оснований для беспокойства, Узбекистан, как часть глобального экономического пространства, все больше испытывает негативные последствия мирового кризиса. Поэтому важнейшим приоритетом в социально-экономическом развитии республики на 2009 год остается реализация антикризисной программы на 2009—2012 годы. Для обеспечения динамичного и сбалансированного роста экономики правительство Узбекистана ставит перед собой следующие задачи.
■ Во-первых, важнейший приоритет экономической программы на 2009 год — продолжение структурных преобразований и диверсификации экономики.
■ Во-вторых, учитывая продовольственный кризис и возможность притока мигрантов, правительство провозгласило 2009 год «Годом развития и благоустройства села».
■ В-третьих, предусматривается развитие сферы услуг и малого бизнеса в качестве важнейшего фактора обеспечения занятости и повышения уровня жизни населения. Соответствующие меры включают как налоговые и кредитные льготы, так и дальнейшее углубление институциональных реформ с целью создать более благоприятный бизнес-климат для развития частного предпринимательства.
■ В-четвертых, необходимо дальнейшее совершенствование производственной и социальной инфраструктуры как важнейшего фактора модернизации страны и увеличения занятости населения.
■ В-пятых, в 2009 году приоритетной задачей остается совершенствование банковского дела; продолжится привлечение свободных средств населения и хозяйствующих субъектов на депозиты в коммерческие банки.
В целом все эти меры направлены на создание дополнительных рабочих мест с учетом возможного притока мигрантов и необходимости удовлетворять растущие потребности населения. Основной упор делается на сельскохозяйственный сектор; планируется также расширение масштабов подрядных работ по капитальному ремонту, реконструкции и строительству жилья.
В целом можно сказать, что антикризисная программа нацелена на те сферы экономики, которые не требуют крупных вложений, но создают наибольшее количество рабочих мест.
Особо хотелось бы отметить тот факт, что Узбекистан, в отличие от других экспортеров сырья (основной удар придется именно по ним), имеет все шансы избежать разрушительных последствий кризиса. Для этого необходимо переориентировать национальное хозяйство на опережающее технологическое развитие.
В целом, можно сделать следующие выводы относительно влияния мирового экономического кризиса на экономику Узбекистана.
■ Воздействие кризиса на экономику остается пока незначительным и затрагивает преимущественно отрасли, производящие товары на экспорт.
■ Экономика республики продолжает расти, но потребительский рынок сжимается в результате инфляции; сокращается объем прямых денежных зарубежных трансфертов.
■ Вполне вероятно, что обострение кризиса в Узбекистане наступит позднее, чем в других странах региона, так как экономика республики является более устойчивой, стабильной и диверсифицированной.
■ Глобальный кризис в Узбекистане будет все же иметь серьезные последствия из-за экспортно-сырьевой направленности экономики.
■ Кризис может привести к возрождению политики протекционизма, которая станет мощным инструментом проведения в жизнь стратегии импортозамещения.
■ Выход страны из кризиса будет сопровождаться структурными переменами в экономике. Антикризисная программа, направленная на модернизацию производства и сокращение производственных издержек путем технологического совершенствования, обеспечит в дальнейшем конкурентоспособность страны на мировых рынках.
Глобальный финансово-экономический кризис практически не повлияет на рынок ценных бумаг, однако сохраняются существенные инфляционные риски, и могут сместиться интересы иностранных инвесторов, на долю которых приходится свыше 30% от общего оборота ценных бумаг на биржевом рынке.
Следует также отметить, что обвал на рынке кредитования жилья в США, с которого и начался кризис, не оказал влияния на формирующуюся ипотечную систему Узбекистана. Это объясняется тем, что она опирается на внутренние источники финансирования.
Возможные «плюсы» кризиса
Анализируя ситуацию в странах, переживающих кризис, необходимо извлечь уроки для дальнейшего формирования и развития рынка ипотечного кредитования и ценных бумаг.
Помимо возможных негативных последствий нынешний кризис может иметь и позитивные стороны. В странах Европы и США инвесторы сбрасывают активы и избавляются от акций; высвобождающиеся ресурсы нужно куда-то вкладывать. Начнутся поиски новых альтернативных рынков.
В отличие от западных рынков на рынках развивающихся стран наблюдается устойчивый рост. Поэтому вполне возможно, что многие инвесторы обратят внимание на рынок Узбекистана, где сохраняется стабильная ситуация и наблюдается экономический рост.
Вместе с тем мировой финансовый кризис может положительно повлиять на экономику республики. Для этого необходимо проводить сбалансированную фискальную и монетарную политику, направленную на стимулирование экспортного потенциала, диверсификацию экономики, дифференциацию и правильное позиционирование экспортных товаров.
Например, спрос на золото в условиях мирового финансового кризиса увеличивается и цена на эту статью экспорта республики в ближайшей перспективе будет расти. То же самое можно сказать и по поводу других минерально-сырьевых ресурсов, производимых в стране.
Кроме того, если раньше Узбекистан поставлял плодоовощную продукцию в Россию и Казахстан, то в настоящее время спрос на нее растет и в европейских, и в азиатских странах.
Однако крупные европейские торговые компании предъявляют высокие требования к качеству продукции, и ее производство в республике должно отвечать этим требованиям. Для этого нужно мотивировать производителей (дехканские и фермерские хозяйства) и создать для них сеть сервисных услуг; в итоге это приведет к повышению конкурентоспособности плодоовощной индустрии.
Соседние с Узбекистаном страны получили новые доказательства правильности избранной ими политики «многовекторности» внешних ориентаций. В настоящее время они во многом зависят от финансовой и политической поддержки со стороны мировых держав. Между тем экономический спад может привести к социально-политическому кризису, справиться с которым удастся не всем странам. Поэтому рассчитывать на устойчивую финансовую и политическую поддержку мирового сообщества несколько рискованно.
Помимо всего прочего, кризис создает для Узбекистана новую и, скорее всего, последнюю возможность укрепить свое лидирующее положение в Центрально-Азиатском регионе. Узбекистан стремится вновь обратиться к коллективным инструментам влия-
ния, то есть он вполне способен сыграть лидирующую роль в процессе региональной интеграции и воплотить многовековую мечту о создании единой страны и народа («Туркестан — наш общий дом»).
Однако успешность интеграционных структур во многом зависит от внутреннего благополучия самой республики, которое увеличивает ее экономическую привлекательность.
Заключение
С учетом растущей интегрированности экономики Узбекистана в мировые хозяйственные и финансово-экономические структуры глобальный кризис оказал и продолжает оказывать на республику негативное воздействие. Оно проявляется в первую очередь в спаде в экспортоориентированных отраслях и связанных с ними смежных производствах; на мировом рынке резко сократился спрос и снизились цены на важнейшие виды экспортируемой республикой продукции. Это, в свою очередь, отрицательно сказывается на сбалансированности и эффективности экономики в целом, создает много проблем в реализации предусмотренных проектов и достижении поставленных целей.
Несмотря на негативное влияние мирового финансово-экономического кризиса, в 2009 году Узбекистану удалось не только добиться стабильного функционирования экономики, но и обеспечить высокие и устойчивые темпы ее роста, разработать целый комплекс мероприятий и, прежде всего, антикризисную программу и механизмы ее внедрения. Ее реализация позволит выйти из кризиса с более сильной, устойчивой, сбалансированной экономикой, и это поможет республике найти достойное место на мировой арене.
Кроме того, кризис может способствовать развитию производства товаров, рассчитанных на внутренний рынок, что в дальнейшем обеспечит динамичный экономический рост и будет способствовать дальнейшему повышению уровня жизни населения.
Таким образом, правительство Узбекистана должно проводить политику по оказанию дополнительной помощи банковским и финансовым структурам, поддержке деловой активности предприятий и компаний реального сектора экономики. Необходимо ввести дополнительные налоговые льготы и преференции для повышения рентабельности производства и экспортных возможностей, а также разрабатывать и реализовывать другие крупномасштабные проекты.