главным образом с тем, что поступления от управления федеральным имуществом играют существенную роль в формировании неналоговой части доходов бюджета. Так, по результатам исполнения федерального бюджета в 2002 г., от управления федеральным имуществом было получено 53,1 млрд руб., или 35 % всех неналоговых доходов [1]. В 2003 г. их сумма, по данным Министерства имущественных отношений Российской Федерации, увеличилась более чем в 2,5 раза и составила 136,6 млрд руб. Наличие тенденции роста доходов от приватизации и использования государственного имущества подтверждают и предварительные итоги выполнения федерального бюджета в первом полугодии 2004 г. Зачисление в течение этого периода дополнительных средств от использования государственной собственности в размере 3,5 млрд -руб. явилось одним из основных факторов, способствовавших превышению запланированного объема поступлений в федеральный бюджет на 197 млрд руб.
Одной из основных целей политики Правительства в отношении принадлежащей государству собственности в настоящее время является получение доходов. При этом, вырабатывая программы управления имуществом, находящимся в собственности Российской Федерации, на долгосрочную и среднесрочную перспективу, необходимо учитывать специфику поступлений от использования федерального имущества, которые делятся на две категории: возобновляемые и невозобновляемые.
К возобновляемым источникам относятся дивиденды по акциям, принадлежащим Российской Федерации, доходы от сдачи в аренду государственного имущества и земли, часть прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, а также прибыль, приходящаяся на долю российского участника в СП «Вьетсовпетро».
В силу особенностей современного периода развития российской экономики большое значение приобретают невозобновляемые источники в виде средств от приватизации государственной собственности. Об этом можно судить по динамике поступле-
Таблица 1
Структура доходов федерального бюджета от управления федеральным имуществом в 1997 - 2003 гг.
Вид дохода, млн 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003
Возобновляемые источники дохода 575,7 1 823,8 8 714,5 18 789,6 29 122,4 35 951,3 40754,9
Доходы от приватизации федерального имущества 18 100,0 15 442,5 8 547,4 31 367,6 9 990,6 15 182,3 91827,3
Доходы от продажи земли - - - - 120,0 1967,2 3992,2
ИТОГО 18 675,7 17 266,3 17 50 157,2 39 233,0 53 100,8 136574,
Источник: Браверман A.A. О мерах по повышению эффективности управления федеральной собственностью и критериях ее оценки // Вестник Минимущества. 2003. №2. С.20; расчеты автора.
© Тарасова О.П.
аспирант кафедры
«Финансовый менеджмент» РГЭУ «РИНХ»
УВЕЛИЧЕНИЕ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ОТ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ
Реформирование отношений собственности в России позволило передать значительную часть государственного имущества в частные руки. Тем не менее в настоящее время Российская Федерация продолжает оставаться крупнейшим владельцем имущества. Особое значение в связи с этим приобретает одна из важнейших функций государства — управление федеральной собственностью. От эффективности такого управления зависит не только благосостояние граждан, но и возможность обеспечения их конституционных прав и свобод.
Одним из основных и наиболее доступных для изучения критериев эффективности использования федерального имущества в настоящий момент является уровень доходов, который она обеспечивает бюджету. При этом оценивается динамика поступлений от использования такого имущества, а также адекватность достигнутого уровня доходов установленному бюджетному заданию.
Значимость подобного рода оценки связана
ний в федеральный бюджет средств от приватизации в общей структуре доходов от управления федеральным имуществом, представленной в таблице 1.
Доходы от приватизации предусматриваются отдельной строкой в федеральном бюджете Российской Федерации, являясь одним из способов его пополнения. Практика использования указанных доходов показывает, что с их помощью можно решить целый ряд финансовых проблем. Средства, поступающие от приватизации федерального имущества, являются одним из источников восполнения бюджетного дефицита, сокращения государственного долга, а также финансирования тех или иных программ.
В результате приватизации предприятий и последующего повышения их эффективности может быть увеличена налоговая база. Наряду с дополнительными поступлениями средств, фискальная функция приватизации способствует оздоровлению бюджета с помощью сокращения расходов на содержание государственного сектора, происходящего при продаже нерентабельных объектов. Помимо этого, при образовании предприятий смешанной собственности, т.е. после частичной
поряжении государства оставалось 8820 федеральных государственных унитарных предприятий и 4035 акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Российской Федерации. При этом доля участия государства в уставных капиталах более чем половины указанных акционерных обществ составляет менее 25%, а в 21% обществ у государства осталось менее 2% акций [2].
В течение 2003 г. была завершена процедура приватизации по 644 акционерным обществам, в том числе 15 закрытым акционерным обществам, 560 федеральным государственным унитарным предприятиям.
Прогнозным планом приватизации до 2006 г. в целях увеличения поступлений и снижения нецелевых расходов предусматривается дальнейшее сокращение количества федеральных государственных унитарных предприятий. Кроме того, до конца 2004 г. будут проданы государственные строительные организации и правительственные дома отдыха. В госсобственности останутся только те оздоровительные учреждения, которые не обслуживают частных клиентов. О результатах последовательно-
Таблица 2
Динамика численности акционированных федеральных государственных унитарных
предприятий в 2000 - 2003 гг.
Наименование показателя 2000 2001 2002 2003
Количество акционированных ФГУП, ед. 2 5 102 560
Источник: Материалы к заседанию коллегии Минимущества России 17.02.2004 г. по вопросу «Об итогах работы Минимущества России в 2003 году и задачах по повышению эффективности управления федеральным имуществом».
приватизации, у государства возникает дополнительная возможность присвоения дивидендов путем участия в капитале.
По истечении первого квартала 2004 г. в рас-
го проведения такой политики свидетельствует представленная в таблице 2 динамика численности акционированных федеральных государственных унитарных предприятий за последние несколько лет.
Таблица 3
Наиболее крупные сделки приватизации в 2003 г.
Наименование акционерного общества (эмитента) Способ приватизации Реализованный пакет (% от уставного капитала эмитента) Сумма сделки, млн руб.
"Пензолото" Аукцион (открыт.) 44,9 4665
"Рудник им. Матросова" Аукцион (открыт.) 38 1033
"Воркутауголь" Спецаукцион 38,41 840
"Росгосстрах" Аукцион (открыт.) 26%+1 акция 661
ХК Главстройпром" Аукцион (закрыт.) 98,9 610,5
НК "ЮКОС" Спецаукцион 0,07 606
"Приморскуголь" Спецаукцион 36,3 286
Череповецкий "Азот" Аукцион (закрыт.) 41,01 282
Источник: Материалы к заседанию коллегии Минимущества России 17.02.2004 г. по вопросу «Об итогах работы Минимущества России в 2003 году и задачах по повышению эффективности управления федеральным имуществом».
Сведения о наиболее значимых сделках по приватизации находящихся в собственности Российской Федерации пакетов акций, которые состоялись в 2003 г. (сумма доходов свыше 200 млн руб.), приведены в таблице 3.
Отличительной чертой российской приватизации продолжает оставаться неравномерное распределение получаемых бюджетом доходов в течение года. Это связано с тем, что их большая часть приходится, как правило, на продажу десятка крупных предприятий. Так, с января по август 2004 г. темпы поступления в федеральный бюджет средств от приватизации были значительно ниже аналогичных показателей предыдущего периода. Тем не менее выполнение плана ожидается в полном объеме, так как основные доходы от приватизации должны поступить во второй половине года с реализацией госпакетов акций «ЛУКОЙЛа» и «Связьинвеста». Справедливость подобных ожиданий подтверждают результаты состоявшейся в конце сентября 2004 г. продажи 7,6% акций «ЛУКОЙЛа», которая принесла в бюджет почти 2 млрд дол.
Одновременно значительная часть подлежащих приватизации государственных пакетов акций по тем или иным причинам остается нереализованной. Так,
ных обществ.
Имущество, которое не будет по ряду причин приватизировано в 2004 г., перейдет в план приватизации на следующий год. Кроме того, исходя из инвестиционного спроса, в 2005 г. планируется выставить на продажу те предприятия, где государственная доля составляет от 25 до 50% акций. Будут реализованы пакеты акций 560 акционерных обществ, а 1324 федеральных государственных унитарных предприятия — преобразованы в акционерные общества [3]. Государство намерено продать свою долю, в частности, в энергостроительных и машиностроительных предприятиях, организациях строительного и рыболовного комплексов. Средства, которые будут получены в 2005 г. от приватизации госимущества, должны стать резервом экономического развития страны.
В дальнейшем предполагается прекращение участия государства в нестратегических пакетах предприятий гражданской авиации. Это относится к предприятиям авиационного бизнеса, но не к портовым сооружениям, которые обеспечивают безопасность. Кроме того, на 2006 год запланирована приватизация химических, нефтехимических, геологических предприятий и ряда отраслей сельского хозяйства. В целом приватизационный процесс,
Таблица 4
Обобщенная информация об итогах приватизации государственных пакетов акций
в 2003 г.
Показатели Количество пакетов
Пакеты акций, подлежавшие приватизации в 2003 г. (в т.ч. ЗАО) 1978
внесение акции в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ 2
а) Объявлено продаж: 1392
подведены итоги продаж 1 124
в том числе:
- продано 642
- из них на вторичных торгах 91
- не реализовано 387
из них:
- из-за отсутствия заявок 378
- из-за отказа победителя 9
срок подведения итогов продаж установлен — 2004 год 361
- из них на вторичных торгах 93
б) Не выставлены на продажу 586
Источник: Материалы к заседанию коллегии Минимущества России 17.02.2004 г. по вопросу «Об итогах работы Минимущества России в 2003 году и задачах по повышению эффективности управления федеральным имуществом».
согласно представленным в таблице 4 данным, в 2003 г. не удалось реализовать почти 28 % из выставленных на продажу 1392 пакетов.
Практически во всех случаях причиной срыва продаж является отсутствие спроса на предлагаемые государством доли в уставном капитале акционер-
продолжающийся в России более десяти с лишним лет, планируется полностью завершить к 2008 г.
Одной из основных мер, призванных обеспечить успешное выполнение намеченных целей и задач приватизации, является дифференцированный подход к приватизации предприятий в зави-
симости от их ликвидности. Согласно данному подходу, высоколиквидные предприятия приватизируются исходя из необходимости соблюдения баланса между размером инвестиций, направляемых на их развитие, и объемом средств, поступающих в государственный бюджет от продажи этих предприятий. Приватизацию низколиквидных предприятий целесообразно осуществлять в основном путем привлечения эффективных собственников, подтвердивших свою готовность и умение осуществлять реальные инвестиции и в полном объеме выполнять инвестиционные и социальные обязательства перед предприятием и государством. Продажа низколиквидных предприятий таким собственникам может осуществляться по минимальной цене при условии тщательного анализа представленного бизнес-плана и реализации мер контроля над системой показателей деятельности приватизированного предприятия.
Необходимой предпосылкой успешного проведения политики приватизации является также расширение ее инструментария, прежде всего в виде выпуска производных ценных бумаг, обеспеченных государственным имуществом и имеющих возможность размещения за рубежом. В целях оптимизации участия государства в хозяйственных товариществах и обществах может проводиться купля-продажа акций на биржевом и внебиржевом рынках, а также продажа государственного имущества по результатам прямых переговоров с инвесторами. Особую значимость проведение прямой продажи приобретает в случае признания аукциона (конкурса) несостоявшимся. Цена имущества при этом должна быть установлена исходя из рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком. Эффективным инструментом приватизации в современных условиях может стать и продажа государственного имущества с рассрочкой оплаты под гарантии банков.
Во всех случаях принятие приватизационных решений следует осуществлять только на основе тщательного анализа представленных потенциальными инвесторами долгосрочных планов развития предприятий и заключения приватизационных договоров, детально регламентирующих взятые инвестором на себя обязательства. При этом необходимо ориентироваться на потребности потенциальных инвесторов с условием их непротиворечия интересам государства. Особое значение имеет предпродажная подготовка предприятий. Поэтому проводить ее необходимо с обязательным учетом мирового опыта в этой сфере, привлекая финансовых и юридических консультантов, консультантов по менеджменту, аудиторов, оценщиков и других необходимых специалистов.
Успех процесса приватизации во многом зависит от рационального сочетания долгосрочных и краткосрочных интересов государства. Для этого приватизация должна рассматриваться как структурный элемент единой государственной политики по управлению федеральным имуществом, направленной на получение ожидаемого эффекта в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной
перспективе.
В настоящее время такой подход реализуется в рамках Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, принятой постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 г. № 1024. Государственная политика в области имущественных отношений, имея своей основой указанную Концепцию, направлена на достижение следующих целей:
- увеличение доходов федерального бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью;
- оптимизация структуры собственности (с точки зрения пропорций на макро- и микроуровне) в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;
- вовлечение максимального количества объектов государственной собственности в процесс совершенствования управления;
- использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;
- повышение конкурентоспособности коммерческих организаций, улучшение финансовоэкономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям в них и прекращению выполнения несвойственных им функций [4].
Дальнейшее последовательное претворение в жизнь положенных в основу Концепции принципов управления государственным имуществом позволит получить отдачу от приватизации федерального имущества в форме расширения налогооблагаемой базы, создания дополнительных рабочих мест, наполнения отечественного рынка товарами и услугами российских товаропроизводителей, повышения эффективности функционирования всего народно-хозяйственного комплекса.
Вместе с тем реалии сегодняшнего дня таковы, что одним из наиважнейших факторов, который необходимо учитывать при проведении любых экономических преобразований, в том числе приватизации федерального имущества, является социальный компонент рыночной экономики. Мнение большинства ученых и экономистов-практиков о предпочтительности для России модели социальной рыночной экономики служит весомой предпосылкой необходимости усиления социальной направленности рассматриваемого процесса.
Способы, методы и инструментарий приватизации должны обеспечивать равные права и возможности для всех слоев российского общества, включая социально незащищенные. При принятии решений о приватизации федерального имущества необходимо учитывать возможные социальные последствия, такие как вопросы социального развития приватизируемых предприятии и территорий, охраны окружающей среды и здоровья граждан. Это возможно, например, посредством более широкого внедрения в практику приватизации федерального имущества путем проведения коммерческих конкурсов с социальными условиями.
Меняющиеся экономические условия требуют постоянного совершенствования проводимой политики приватизации, выработки новых подходов к ее осуществлению. Поэтому, следуя линии на безусловное продолжение данного процесса, в ближайшее время необходимо осуществлять переход от массовой приватизации к проработке конкретных проектов с целью привлечения стратегических инвесторов и партнеров для крупнейших рос-
сийских предприятий, играющих ключевую роль в народном хозяйстве. Только основанная на новых, отвечающих требованиям времени принципах политика приватизации федерального имущества сможет в дальнейшем способствовать увеличению доходов федерального бюджета, подъему и укреплению российской экономики.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Федеральный закон от 8 мая 2004 г. № 35-Ф3. «Об исполнении федерального бюджета за 2002 год» // Российская газета. 2004. № 96, 12 мая. С.4.
2. Комментарий к федеральному бюджету России / Фонд комплексных прикладных исследований. М.: Пробел-2000, 2004. 160с.
3. Кузьмин В. Герман Греф: отдам предприятия в частные руки // Российская газета. 2004. 30 июля. С.9.
4. Постановление Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. N° 1024 (ред. от 29 ноября 2000 г.). «О концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 27 сентября 1999. № 39. Ст. 4626.