УДК 348.1 ББК 67
УТВЕРЖДЕНИЕ ДОГМАТИЧЕСКИХ ОСНОВ ХРИСТИАНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ХРИСТИАНСКИХ ОБЩИН И ОРГАНИЗАЦИИ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ
РУСЛАН МАРА ТОВИЧ АХМЕДОВ,
кандидат юридических наук, доцент, Академии экономической безопасности МВД России E-mail: office@unity-dana.ru Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства;
история учений о праве и государстве Рецензент: доктор экономических наук, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, профессор Н.Д. Эриашвили
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. В настоящее время международное сообщество сталкивается с большим числом региональных и глобальных проблем, конфликтов на национальной и религиозной почве. Вероисповедный вопрос приобрел особую остроту и дис-куссионность как в научных, так и в политических кругах международного сообщества. В связи с этим большой научный интерес представляет изучение государственно-религиозных отношений в греко-римском мире, как по своему чрезвычайно самобытному характеру, так и по тому значению, какое получили и Римское государство и его культура в истории человечества.
Автор рассматривает процесс формирования основ воцерквления Римской империи и появления принципиально нового исторического феномена — христианского государства.
Ключевые слова: Римская империя, воцерквление, христианская государственность, христианская община, организация христианской церкви, государственно-религиозные отношения, греко-римский мир.
Annotation. Currently, the international community is confronted with a large number of regional and global issues, conflict on ethnic and religious grounds. The religious issue has become particularly acute in both scientific and political circles of the international community. In connection with this great scientific interest is the study of state-religious relations in the Greco-Roman world, both in its extremely original nature and the importance of what got and the Roman State and its culture in the history of mankind.
The author examines the process of forming the foundations of the joining the Church of the Roman Empire and the emergence of a fundamentally new historical phenomenon — the Christian States.
Keywords: Roman Empire, joining the Church, Christian statehood, Christian community, the organization of the Christian Church, state-religious relations, the Graeco-Roman world.
После разрушения Иерусалима в 63 г. до н.э. римским полководцем Помпеем, Иудея вошла в состав Римского государства, при этом сохранив некоторое самоуправление1. Поэтому этнорелигиозный центр иудеев Римской империи в Палестине в разных формах продолжал существовать вплоть до IV — V вв.2.
Утрата политической самостоятельности тяжело воспринималось частью населения Палестины. В политических событиях был усмотрен религиозный смысл. Распространилась идея божественного возмездия за нарушение заветов отцов, религиозных обычаев и запретов. Эти настроения усиливали позиции еврейских религиозных националистических группировок хасидеев («правоверные иудеи»), фарисеев («отдельные»), которые, желая сохранить и объединить свою
народность среди евреев, живших в расселении, все активнее стали проявлять стремление реализовать это желание через внедрение своей веры в окружающий греко-римский мир3.
Однако выраженная политическая ориентация и этническая обособленность ветхозаветного иудаизма, по выражению А.В. Логинова, не позволили ему приобрести универсальное значение. Понадобился качественный скачок в развитии религиозного сознания, который совершился с появлением христианства, придавшего идее единого Бога уже не узкоэтнический (Бог отцов), а вселенский характер.
Христианство, возникнув в иудейской сфере, формировалось на фоне мессианских ожиданий ветхозаветного иудаизма. Поэтому учение о Мессии в иу-
дейской религии являлось составной частью учения о народе Израиля как избранном народе Божьем, на котором Бог остановил Свой выбор, чтобы открыть Свою волю через Закон, данный Моисею4. С явлением Мессии5 должно завершиться историческое призвание народа Божия. Тем самым, Мессия предстает как идеальный царь эсхатологических времен, провиденциальный устроитель судеб избранного народа6.
Создание мессианского мира в ветхозаветных представлениях мыслилось как способ воплощения стародавней мечты о мире и справедливости, где избранники Божии обретают утраченную прародителем Адамом близость к Богу. Тем самым в пророческих видениях создавалась идейная предпосылка христианского учения о Царстве Божьем. Именно эсхатологическое понимание Царства Божия, не имеющего ничего общего с земными царствами, и стало впоследствии основной точкой размежевания ветхозаветного иудаизма и христианства. Согласно христианской традиции считается, что Иисус Христос принял крещение от Иоанна Крестителя и продолжил его миссию: покаяние и проповедование наступления Царства Небесного7.
Раннее христианство не знало церковной организации, должностных лиц, культа, клира, догматов; вместо института священства были пророки, учителя, апостолы, проповедники, выходившие из рядовой массы верующих и, как считалось, обладавшие харизмой, т.е. способностью, «даруемой духом», пророчествовать, исцелять и т.д. Любой христианин мог называть себя харизматиком и заниматься учительством-пророчеством; если он имел достаточное число приверженцев, то фактически руководил делами общины8.
Написанию христианских сочинений первоначально предшествовала длительная устная традиция развития христианства. Поэтому примерно около полувека христианство распространялось прежде всего благодаря устным проповедям и рассказам. Даже когда появились первые записи поучений, устная проповедь играла весьма важную, если не основную, роль. Само слово «евангелие» («благая весть») не имело для христиан первоначального значения писаного произведения.
В результате миссионерской деятельности христиан новая религия постепенно утвердилась в Римской империи, причем число ее приверженцев не евреев стало превышать количество еврейских христиан. Внедрение христианства в преимущественно нееврейскую среду и нееврейский состав большинства общин, а также использование ими греческих переводов Священного Писания способствовали оформлению христианства в религию, совершенно независимую от иудаизма. Это было подлинно новое вероучение, религия, а не вариант религии, от которой оно произошло.
Однако христианское вероучение не приобрело бы столь сильного влияния и не получило бы столь широкого распространения, если бы не показало своим последователям земное выражение Царства Божия, которым и стала христианская Церковь. Этим термином
(от греч. ekklesia — созывать) в греко-римском мире обозначалось правомочное собрание граждан, созванных для решения общественных дел. В греческом переводе Ветхого Завета этим понятием обозначено уже молитвенное собрание народа Божия. В текстах Нового Завета Церковью называется христианская община, осознаваемая как собрание людей, объединенных верой в Иисуса Христа, т.е. составляющих новый народ Божий. Отсюда возникло еще одно наименование Церкви — «новый Израиль».
Примечательно, что, создавая Церковь, Иисус Христос, согласно церковно-исторической версии, разделил царское и священническое служения, соединенные у иудеев в лице царя-первосвященника.
Церковь началась в Иерусалиме, что имело глубокий смысл, поскольку этот мистический центр Израиля превращался теперь в центр религиозного обновления всего мира, в центр «мессианского царства»9.
Рассматривая этапы становления отношений между институтами государства и христианской Церковью в греко-римском мире, отечественный историк А. Ель-чанинов исследует это отношение в трех исторических периодах: первый век существования Церкви (30 — 130 гг.), Церковь во втором веке (приблизительно до 230 г.) и III век до Константина Великого10.
В первый век существования христианской Церкви ее отношение к государству, по мнению А. Ельча-нинова, проистекало в свете евангельских норм, которыми была проникнута жизнь первых христиан11. Главными источниками веры для христиан стали Священное Предание и Священное Писание. После создания Церкви носителями и охранителями его учения стали апостолы, которые распространяли его устно12. На основе апостольского правопреемства образовалось священноначалие, или церковная иерархия, благодаря чему стало складываться церковное управление, окончательное оформление которого произойдет уже в последующие века13.
Благодаря тому, что христианство привнесло в мир совершенно новое понимание человеческой личности и показывало превосходство самой жизни тех, кто его исповедовал, оно быстро распространялось, охватывая все новые и новые области Римской империи. Остановить развитие новой религии было практически невозможно, так как она давала намного больше человеческой душе, чем могла дать языческая религия.
Римское государство в этот период времени было государством языческим. Рим поддерживал политеизм, поэтому все государственные функции, суд, управление и т.д. сопровождались религиозными церемониями, посвященными различным божествам, что с христианской точки зрения представляет собой культ демонов. Это обстоятельство делало для христианина совершенно невозможным участие в государственной жизни. Однако, в свою очередь, христианская Церковь не считала грехом повиноваться государственной власти; признавала ее компетенцию, пока она не затрагивала христианской совести, и даже молилась за импе-
раторов и других должностных лиц. Отсюда возникали такие принципиальные обязанности христианина во внецерковной жизни, как добросовестное исполнение законов и повиновение существующим властям
А каким же было отношение римского государства и общества к христианской Церкви? Первоначально римская власть христианство просто не замечала, поскольку христиане довольно долго существовали под покровом иудаизма и первое время никак не отделяли себя от него. Римская администрация не делала различий между иудейскими сектами и течениями, которых в тот период было великое множество. Местные власти обращали внимание на христиан только тогда, когда христианские проповеди или споры с иудеями могли повлечь за собой общественные беспорядки14. Однако в самом римском народе христиане часто возбуждали неприязнь в силу различных слухов, представлявших их как нечестивую секту, совершающую «гнусные преступления», как бунтовщиков и врагов всякого общества15.
Первые гонения на христиан в Риме были осуществлены при императоре Нероне (54 — 68 гг.) в 64 г., после грандиозного пожара, в котором сгорела большая беднейшая часть Рима. После пожара стали ходить упорные слухи, что поджог города был совершен по приказанию императора, который хотел на месте сгоревших домов построить новые здания. Как пишет Тацит, пресечь эти слухи было невозможно «ни средствами человеческими, ни щедротами принцепса, ни обращением за содействием к божествам»16. Тогда Нерон, стремясь отвести подозрение от себя, решил «найти виновных» и обвинил в поджоге христиан17. Император выдал на растерзание разъяренному плебсу сравнительно небольшую группу людей, которые были чужаками в Риме и за которыми не стояла сколько-нибудь значительная социальная или этническая группа, а, следовательно, можно было не опасаться выступлений в их защиту в провинциях18.
Массовые же преследования христиан за имя (т.е. за саму принадлежность к христианству) относятся уже ко II в. в годы правления Траяна и Марка Аврелия, когда христианская религия, резко размежевавшись с иудаизмом, вышла далеко за пределы этнорелигиозной еврейской среды.
Дальнейшая практика отношения римских правителей к инородным религиозным культам, по свидетельству Гая Транквилла Светония (ок. 70 — ок. 140 до н.э.) выражалась в виде активных противодействии со стороны светской власти.
Таким образом, первые гонения на христиан имели под собой не религиозные, а исключительно политические мотивы, и предпринимались из опасения волнений в иудейской среде, способных перерасти в восстание против Рима.
Положение христиан резко ухудшилось в середине III в., в период правления так называемых солдатских императоров, когда в обстановке внутренних смут и
внешних вторжений римские власти сделали основную ставку на консолидацию граждан вокруг государственных культов19.
Новая полоса гонений наступила при императоре Валериане (253 — 260 гг.), выступившем против самой церковной организации. Эдиктом 257 г. епископам и другим христианским священнослужителям было запрещено совершать богослужения; им предписывалось публично принести жертвы римским богам. По новому эдикту, изданному на следующий год, сенаторы- христиане лишались своего звания и имущество верующих подлежало конфискации. Сами христиане, прежде всего те, кто состояли на государственной и военной службе, ссылались на работы в рудники и каменоломни.
Последнее и наиболее значительное гонение на христиан, давшее наибольшее число мучеников, относится ко времени правления императора Диоклетиана (284 — 305 гг.) и его приемников, считавших религиозное единство вокруг старых римских богов важнейшим условием утверждения режима домината. В 303 г. он издал постановление, запрещавшее по всей империи христианские богослужения, разрушались церкви, сжигались религиозные книги, конфисковывалось имущество христиан, а сами они объявлялись лишенными гражданских прав и чести. Из армии и государственного аппарата изгонялись люди, подозревавшиеся в принадлежности к христианскому вероучению, многие были казнены. Рабы, оставшиеся в христианстве, теряли надежду на свободу20.
Однако репрессии, направленные против христиан, при всей своей массовости не принесли желаемого результата. Напротив, преследования со стороны всесильного императора вызывали сочувствие к христианам, явное и тайное, со стороны многих людей. Более того, к этому времени христианская Церковь уже являла собой значительную силу, с которой императоры не могли не считаться. Церковь была достаточно организована, чтобы спасать свои книги, обеспечивать убежище гонимым, помогать пострадавшим и их семьям. Должности в общине все больше теряли харизматический и зависимый от общины характер и приобретали правовой и независимый от общины оттенок. Выборы свелись к праву общины утверждать или отклонять предлагаемых кандидатов.
Таким образом, создавалась устойчивая власть, община приобретала большую внешнюю силу. Наряду с появлением централизованной организации в общинах во II в. стали создаваться широкие союзы общин одной провинции. Это единение имело своим органом областные съезды епископов общин и, распространяясь дальше, создало, наконец, огромную прочную организацию всех церквей тогдашнего мира.
По мере распространения христианства к нему присоединяются все более широкие слои населения. Первоначально христианство было городской религией, но скоро оно проникло и в деревню.
Движение Церкви в третьем столетии навстречу мирской жизни и государству шло усиленным темпом по следующим направлениям21:
• во-первых, организация Церкви еще больше приблизилась к типу единого сплоченного политического сообщества. Церковь образовала собственную юрисдикцию, непреложные нормы церковной жизни. Управлялась строгой иерархией митрополитов, епископов и соборов на основании постановлений, имеющих юридическую силу. Между различными христианскими общинами установились взаимоотношения в форме съездов, соборов, на которых присутствовали епископы из нескольких провинций. На них разрабатывались, главным образом, вопросы церковной практики и дисциплины. Другим фактором объединения было возвышение морального авторитета римской общины и римского епископа, и их влияние (не правовое, а исключительно моральное и добровольно принимаемое) распространялось как на западные общины, так и на восточные;
• во-вторых, по своей внутренней религиозной жизни Церковь потеряла свой характер оригинальности и вплотную подошла к языческой религии. Вместо прежнего непосредственного богообщения возникает пышное богослужение, величественный и многословный ритуал, сложные молитвы, переполненные символами и риторикой. Рядом с молитвенными обращениями к Христу, возникает почитание многочисленных патриархов, мучеников, апостолов, бесконечного количества местных святых, которые часто в сознании общины сливались с прежде почитаемым местным богом, получая его атрибуты и функции. Как и у язычников, в Церкви приобретают большое значение амулеты, реликвии, заклинания, жертвоприношения;
• в-третьих, в повседневной жизни совершилось тоже полное обмирщение замкнутых и независимых раньше общин. Христиане, даже священники и епископы, занимали в государстве всевозможные должности вплоть до занятий торговлей;
• в-четвертых, наука и литература окончательно утвердились в своих правах в церковном сознании;
• в-пятых, Церковь окончательно изменила свое отношение к светской власти и государству. Прежнее воззрение, что Христос придет вторично, чтобы судить империю, сменилось надеждой, что государство поймет свою выгоду в единении с Церковью, что сделало возможным в IV в. союз между государством и Церковью.
К концу III в. христиане все еще оставались в Римской империи в меньшинстве. Но они пользовались уважением, их церкви были признаны, им удалось
доказать свою жизнеспособность в условиях жесткой конкуренции с официальной религией позднего Рима. Многие находили в христианстве прочную социальную опору, интенсивную интеллектуальную жизнь, богатую и драматичную литургию, талантливое руководство духовной жизнью, героев для почитания и подражания и надежду на будущую лучшую жизнь в загробном мире.
Так закладывались основы воцерквления Римской империи и появления принципиально нового исторического феномена — христианского государства. В раннем христианстве складывались концептуальные предпосылки принципиально новой схемы государственно-вероисповедных отношений. Однако христианство по-прежнему оставалось вне закона и не считалось в Римской империи официально дозволенной религией.
1 Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. М., 1988. С. 44.
2 Логинов А.В. Власть и вера: Государство и религиозные институты в истории и современности. М., 2005. С. 37.
3 История религии: Учебник: В 2-х т. Т. 2 / Под общ. ред. И.Н. Яблоко-ва. М., 2004. С. 66.
4 Гладков Б.И. Толкование Евангелия. М., 1991. С. 206.
5 Мессия (еврейск. — Машиах; греческое — Христос) дословно озна-чает «помазанник»: обряд помазания елеем (освященным маслом оли-вы) означал у древних евреев нисхождение Духа Божия на человека, избранного на царское служение.
6 Религиозные традиции мира: В 2-х т. Т. 1 / Пер. с англ. М., 1996. С. 264—265.
7 Там же. С. 365.
8 Лозинский С.Г. История папства. М., 1986. С. 7.
9 Четверикова О.Н., Крыжановский А.В. Культура и религия Запада. М., 2009. С. 92.
10 Ельчанинов А. История религий. Организация первоначальной церк-ви // История Ватикана. Власть и римская курия / Сост.: С. Шумов, А. Андреев. М., 2002. С. 8.
11 Там же. С. 8.
12 Четверикова О.Н., Крыжановский А.В. Указ. соч. С. 96.
13 Священники составили особый разряд членов Церкви, впоследствии названный клиром, а остальные члены Церкви назывались братией, или мирянами. Но в ранней Церкви они не только не противопоставлялись друг другу, но отождествлялись.
14 Свенцицкая И.С. Указ. соч. С. 161.
15 Четверикова О.Н., Крыжановский А.В. Указ. соч. С. 101.
16 Свенцицкая И.С. Указ. соч. С. 162.
17 Иисус Христос в документах истории / Сост. Б.Г. Деревенский. СПб., 2001. С. 152, 153.
18 Свенцицкая И.С. Указ. соч. С. 164.
19 Логинов А.В. Указ. соч. С. 50—51.
20 Свенцицкая И.С. Указ. соч. С. 174.
21 См. подроб.: Дюшен Л. История Древней церкви. Происхождение Римской церкви // История Ватикана. Власть и римская курия. / Сост.: С. Шумов, А. Андреев. М., 2002. С. 23—43.