09.00.00 - ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
УДК 141.201+113
UDC 141.201+113
Е.В. АВДЕЕВА
кандидат философских наук, доцент, кафедра логики, философии и методологии науки, Орловский государственный университет Е-mail: avdeevaelena@yandex.ru
E.V. AVDEEVA
Сandidate of philosophy sciences, Associate professor, Department of logics, philosophy and methodology science,
Orel State University Е-mail: avdeevaelena@yandex.ru
ПРОБЛЕМА ЕДИНСТВА МИРА В ФИЛОСОФСКОМ КОНЦЕПЦИИ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО PROBLEM OF THE UNITY OF THE WORLD IN THEPHILOSOPHICAL CONCEPT OF K.E. TSIOLKOVSKY
В статье анализируются аспекты проблемы единства мира в философской концепции К.Э. Циолковского. Это единство в первопричине Вселенной, строении Вселенной, в сложной структуре Вселенной, общности состава планет и т.д. В статье подчеркивается единство человека и Вселенной.
Ключевые слова: единство мира, монизм, Вселенная, атом-дух, космос, материя.
The paper analyzes aspects of world unity in the philosophical concept of K.E. Tsiolkovsky. This unity is in the cause of the universe, the structure of the universe, the complex structure of the universe, the planets and the composition of the community, etc. The article emphasizes the unity of man and the universe.
Keywords: unity of the world, monism, the universe, the atom-spirit, space, matter.
Философская концепция К.Э. Циолковского основана на естественнонаучной картине мира, окончательно сформировавшейся к концу XIX-началу XX вв. Обратимся к анализу взглядов К.Э. Циолковского на проблему единства мира.
По К.Э. Циолковскому, явления космоса периодичны, поэтому началом будет начало одного из бесконечно повторяющихся периодов.
Что же, по мнению учёного, явилось первопричиной возникновения Вселенной? Космос, по его мнению, сотворен трансцендентной причиной (или Первопричиной), которая находится вне космоса и способна его уничтожить по собственной воле. «Причина «безмерно выше космоса» и несоизмерима со своим творением, т.е. создает вещество и энергию, что «космос сам не в силах сделать» [3, с.409-410]. Первопричиной Вселенной является Бог. Он, по Циолковскому, стоит выше мира, вне его и отличен от него.«Бог есть идея или ряд правил и законов, которые ведут людей и всех существ Вселенной к совершенству и счастью» [12, с.326]. Бог есть мир, то есть это пантеистическая позиция. Таким образом, как верно замечает В.В. Казютинский, у К.Э. Циолковского в его космической философии сосуществует и пантеизм, и идея Причины вселенной [2, с.124]. От причины исходит космос, который является ее произведением. От космоса происходят совершенные человекоподобные существа, а от них - абсолютная истина, которая ведет вселенную к радости и должна устранить все страдания. Она дает миру господство разума и оживляет его.
Вселенная имеет одно начало. Это начало неизвестно. Оно представляет собой неделимую, неизменную, вечную материальную точку, которая способна чувствовать.
Итак, К.Э. Циолковский проповедует монизм во Вселенной. Ученые во все времена стремились к монизму, к единству, к элементарному началу. Биологов, физиков, химиков, геологов, астрономов, историков можно объединить одной идеей - монизма.
Вселенная содержит только атомы с их частями. Не существует атома, который бы не участвовал в высшей жизненной организации. В математическом смысле все атомы всегда живы, а это означает жизнь всего космоса в целом. Космос постоянно наделен чувствительностью. Атомы живут миллиарды лет, но способны к делению. Самые мельчайшие продукты деления вечны. Они могут соединяться и образовывать те же атомы. Космос постоянен.
Атом-дух, по К.Э. Циолковскому, есть «неделимая основа мира или сущность мира. Она везде одинакова. Животное есть вместилище бесконечного числа атомов-душ, так же как и Вселенная» [13]. Атом-дух наделен свойством чувствительности. «Все живо, но условно мы считаем живым только то, что достаточно сильно чувствует» [9, с.274]. Принцип атомистического панпсихизма, являющийся одним из наиболее фундаментальных в космической философии, также изучался и К. Э. Циолковским.
Вселенная у К.Э. Циолковского сложноструктурирована. Она наполнена совершенной жизнью, в ней обитает множество разумных существ, которые по развитию стоят выше человека, обладают более совершенными эфирными телами и составляют космические сообщества. Вселенная в целом представляет одну живую массу. Не существует разницы между органическим и неорганическим: границы здесь условны и неопределенны. Во Вселенной действуют единые законы. «Итак, целесообразность мира ещё состоит в том, что
© Е.В. Авдеева © E.V. Avdeeva
нет в нем ни одной его части, которая не жила бы бесчисленное число раз органической жизнью» [8, с.346]. Перемешивание материи способствует участию частей небесных тел в животной жизни. При этом задейству-ются центры солнц, планет и туманностей.
Вселенная непрерывна благодаря мало постижимому светоносному эфиру, который заполняет всё пространство между солнцами. Скорее всего, по Циолковскому, этот эфир возникает благодаря потерям материи солнцами и вообще всеми телами.
Современная наука признаёт такое свойство Вселенной, как её механичность. Её можно уподобить заведённой машине. По К.Э. Циолковскому, «механичность мира несомненна, хотя она и чрезвычайно слож-на»[10, с.232].
В космосе все события происходят не случайно, а с необходимостью. Так как время вечно, а для вечности нет случайности. На таких позициях стоял русский философ. Если мы вернёмся на дециллион лет назад, то в космосе все вещества состояли из более простых атомов. Еще мы обнаружим более простую материю, более разреженную. Таким образом, мы приходим к выводу, что современная материя, а значит и самый простой атом - водород, имеют бесконечную сложность.
«Вся сущность космоса (как и все его виды) в зачатке жива и, принимая органические сложные формы, способна чувствовать радость и страдание, способна мыслить, судить, представлять и действовать» [7, с. 182], - подчёркивает К.Э. Циолковский в работе «Гений среди людей». Будем ли мы рассматривать молекулу, атом, электрон - все составлено из простой и единой сущности. Всё во Вселенной способно чувствовать. Размер и сложность этого чувства зависит от окружающего его сущность. Вселенная, по К.Э. Циолковскому, есть безграничный, потенциально живой организм, который порожден внешней Причиной, имеет свои законы развития и контролируется внутренне присущей ему волей.
В космосе, по мнению К.Э. Циолковского, «распространена органическая жизнь». На Земле отнюдь не самый высокий уровень ее развития. Существуют такие планеты, на которых жизнь возникла раньше нашей, и «по развитию разума и могущества достигли высшей степени и опередили все планеты»[6, с.348-349]. Роль этих «могущественных и мудрых» существ в космосе очень велика, от них зависят его судьбы. Человечество в будущем к ним присоединится.
Центральное место в учении К.Э. Циолковского о единстве мира занимала его концепция материи. В материи он выделял свойства отзывчивости и чувствительности и говорил об их единстве. Свойство чувствительности он считал неотделимым от материи. Можно сравнить по степени чувствительности различные предметы и тела. Человек и животные чувствуют сильнее по сравнению с телами неживой природы (барометр, термометр, камень и т.д.). Итак, «все тела Вселенной чувствительны» [5, с.140]. Если допустить, что лишь некоторые тела во Вселенной обладают чувствительностью, то мы не придем к единству. В данном
пункте мы доказали, что материя имеет одну природу. Почему же тогда некоторые тела чувствуют, а другие -нет? Просто одни чувствуют сильнее, а другие слабее. Люди выражают свои чувства речью, животные - криком или движениями. Низшие животные свои чувства выражают движением. Вопрос об ощущении бактерий остается еще спорным и нерешенным. Не существует четкой границы между мертвой материей и живой, также нет границы между чувствительностью материи организованной и неорганизованной.
Между планетами, по К. Э. Циолковскому, установлена общность их состава: они состоят из одних и тех же элементов, при достаточной величине имеют моря и атмосферы, освещены Солнцем, испытывают силу тяжести, имеют суточную смену дня и ночи и смену времен года. Некоторые планеты небольшие по своей величине и поэтому не содержат атмосферу и жидкости, а значит возникновение живого здесь просто невозможно. Другие слишком большие и температура на них является достаточно высокой. Некоторые из них не получают достаточного количества солнечных лучей. Поэтому ни на малых, ни на больших планетах нет жизни. К.Э. Циолковский формулирует важнейший вывод: «... большинство крупных планет или, вернее, планет с газовыми оболочками, или есть, или было, или будет обитаемо» [9, с.279].
В физическом анализе можно наблюдать разложение более сложных элементов на более простые с образованием электронов. «Трение всяких без исключения тел между собою всегда сопровождается образованием электронов» [5, с.139], - пишет К.Э. Циолковский в своей работе «Живая Вселенная». Он утверждал, что материя образована электронами. К. Э. Циолковский предвидит, что когда-нибудь, на определённом этапе развития науки обнаружится, что и электрон - не самая малая частица материи. Мыслитель предполагает, что составными частями электрона является эфир.
Монизм материи подтверждает материалистическая точка зрения. Как утверждает современная наука, наша Солнечная система возникла из одной газопылевой туманности. Затем туманность все более сгущается, и в ней уже содержатся многие из 92 известных нам элементов. Первоначально ее вращение едва заметно, но потом оно все более усиливается. Происходит отделение кольца, которое затем разделяется на несколько колец. Последние разделяются на части, и эти куски объединяются в единую газообразную массу. Затем из неё образуются планеты со спутниками и центральное тело - солнце. Первоначально все планеты блестят. Их блеск можно сравнить с солнцем, но потом они начинают затухать. На планетах небольшого размера и относительно большого времени жизни, по Циолковскому, появляется жизнь. Все планеты гаснут, и только солнце остается сиять.Такое происхождение планетной системы помогает объяснить одинаковое направление движения вокруг солнца и своих осей. Из такого объяснения можно понять расположение системы в одной плоскости и образование планетных спутников и лун.
Из всех этих рассуждений К.Э. Циолковский де-
09.00.00 - ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ 09.00.00 - PHILOSOPHICAL SCIENCES
лает заключение, что «Вселенная состоит из чего-то однообразного» [5, с.139]. Это однообразное способно комбинироваться и порождать огромное многообразие предметов и явлений. «Единство основания космоса побуждает нас отрицать всякую другую вещь, не составленную из общего основания» [5, с.139]. По К.Э. Циолковскому, материя также образована атомами водорода.
Основные свойства материи во Вселенной одинаковы. Они выражаются тремя понятиями: временем, пространством и чувством. Наделение чувственностью только одной части космоса будет противоречить принципу простоты, единства или монизма космоса. Понятие «время» и «пространство» К.Э. Циолковский считал неопределимыми и выделял объективные и субъективные смыслы этих понятий. Объективное время существует вечно и определяется хронометром - часами. Субъективное пространство так же неопределимо, как и время. Эти понятия мыслитель называет темными. При этом нужно различать пространство и время научной картины мира и время и пространство в метафизическом смысле. Время и пространство бесконечны, так как по-другому их себе представить невозможно. В этих понятиях имеется общее: безначальность и бесконечность.
«Не может быть, чтобы не было где-нибудь материи, времени и пространства. Они бесконечны, непрерывны и вечны» [10, с.236], - пишет К.Э. Циолковский в работе «Неизвестные разумные силы», т. е. «Всё живо», всё способно к эволюции и самоорганизации.
Из единой материи образуется многообразие химических элементов и их соединений. Вся материя перемешивается, и постоянно простые тела превращаются в сложные и наоборот. Таким образом, золото, свинец и другие химические элементы превращаются в водород и гелий, и наоборот - водород, гелий и другие элементы с маленькой массой - в золото, серебро, железо, алюминий и т. д.
Небесные тела способны преобразовываться и перемешиваться. Их центральные части попадают на поверхность и наоборот. Такие процессы происходят постоянно. Солнца способны испускать и получать материю. Светящиеся тела более склонны к потере материи, чем к получению, а тёмные - наоборот. К ним следует отнести и планеты, которые обладают определенной степенью радиоактивности.
По К.Э. Циолковскому, можно наблюдать обратимость во всех механических, физических, химических и биологических явлениях. Разрушенное способно вновь возникнуть, хотя в точности ничего не способно повторяться. При таких явлениях выполняется закон сохранения энергии. Но внутриатомная энергия вещества, в частности радиоактивность, может запутать человека. Примерами обратимости служат переход большой скорости в малую и обратно, образование из жидкости пара и наоборот, разложение 92 элементов в водород и обратно, переход органической материи в неорганическую и наоборот. Возможно, по К.Э. Циолковскому, солнца также способны разлагаться в одном месте и образо-
вываться в другом. Но в то же время мы обнаруживаем противоречие в размышлениях К. Э. Циолковского с вышеизложенным в следующем рассуждении: «Теперь, когда человек уже есть, нельзя сделать так, чтобы его не было, и мир вернулся в исходное состояние» [1, с.282]. Таким образом, подчёркивается идея необратимости в происходящих в природе процессах.
Нужно стремиться к такому обществу, когда все его члены в своей деятельности будут следовать одному, будут подчиняться единой воле, единой идее. В целом такое общество будет представлять собой одно существо.
Космос К.Э. Циолковского антропоцентричен. Его эволюция напрямую связана с человеком. Космос должен превратиться «в великое совершенство», когда единая идея будет заполнять всё космическое пространство.
По мнению К.Э. Циолковского, необходимо наблюдать за развитием планет и их движением к совершенству. Если в данном живом мире существуют одни страдания, то его нужно уничтожить. Ещё одним из аспектов единства можно считать блаженство Вселенной, блаженство всего Млечного Пути. Всё сущее, каждый атом живой или неживой материи живет блаженной жизнью. Для бактерий, растений и низших существ жизнь не может считаться страдальческой. Для млекопитающих жизнь «становится серьёзно неприятной. Для высших человеческих культур жизнь уже облегчается, а для дальнейшего прогресса человечества и новообразованных высших пород она становится радостной» [5, с.157], - отмечает К.Э. Циолковский. Вероятность страдания оказывается весьма маленькой. «Итак, если бы даже невозможно было расселение дальше своей Солнечной системы, то и тогда страдание несовершенства окажется совершенно незаметно в сравнении с радостью зрелого бытия» [5, с.158].
К.Э. Циолковским была разработана грандиозная концепция Вселенной, в центре которой стоит человек, и космос в целом нужно рассматривать как мир человека. В этой концепции можно выделить следующие основные моменты.
1. Вселенная - это единый, бесконечно сложный организм, который имеет причину и обладает волей.
2. Вселенная бесконечна в пространстве и времени. Она представляет собой бесконечную иерархию космических структур, начиная с атомов и заканчивая эфирными образованиями, то есть метагалактиками разного уровня сложности. Она способна постоянно эволюционировать.
3. Вселенная живая и вечно юная. В ней всё живо и только время от времени находится в форме неорганизованной мёртвой материи. Все процессы в ней периодичны и обратимы.
4. Важную роль во Вселенной играют космические цивилизации, в частности человечество.
К.Э. Циолковский, находясь на позициях монизма, отмечал: «Материя едина, и основные свойства её во Вселенной должны быть одинаковы» [11, с.18]. Этот принцип предполагает:
1. единство материального и духовного начал Вселенной;
2. единство живой и неживой материи: «материя едина, также ее отзывчивость и чувствительность» [9, с.274];
3. единство человека и Вселенной, то есть принадлежность его ритмам космической эволюции;
4. возможность вывода этических обязательств из метафизики космоса.
Сильный уклон в технократизм и сциентизм превратил философское учение Циолковского в утопию. Но несмотря на это, в его космологии присутствует ряд положительных элементов. Например, мыслитель отстаивал идею монизма Вселенной как целостного, но бесконечно сложного организма, но в то же время рассматривал строение единой Вселенной из множества космосов. Космическая эволюция рассматривалась им по принципам самоорганизации.
К.Э. Циолковский создал свой социальный проект будущего, который носил утопический характер, хотя в нём присутствовали идеи монизма, механицизма и эволюционизма, характерные для естественнонаучных концепций. Основу его учения составляют безграничная вера в прогресс и могущество человеческого разума. Большое внимание уделялось будущему, где наличествовала опора на абсолютно совершенные идеалы, выход за пределы исторического времени в вечность. Но вместе с тем проблема единства мира, разработанная Циолковским, очень удобна, так как содержит большое количество тщательно продуманных деталей.
«Космизм возвращает нас к целостному видению мира как единства человека и космоса»[4, с.18]. В русском космизме возрождается целостное восприятие мира.
Библиографический список
1. Гиренок Ф.И. Интуиции русского космизма. В кн.: Философия русского космизма. М.: Фонд «Новое тысячелетие». 1996.
2. КазютинскийВ.В. Космическая философия К.Э.Циолковского. В кн.: Философия русского космизма. М.: Фонд «Новое тысячелетие». 1996.
3. Казютинский В.В. Космическая философия К.Э.Циолковского в контексте русского космизма. В кн.: К.Э.Циолковский. Космическая философия/В.С.Авдуевский (ред.). М.: Эдиториал УРСС, 2001.
4. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Современная картина мира, русский космизм и диалог культур «Восток-Запад». В кн.: Философия русского космизма. М.: Фонд «Новое тысячелетие».1996.
5. Циолковский К.Э. Живая Вселенная. Вопросы философии 1992, №6. С.135-158.
6. Циолковский К.Э. Космическая философия. В кн.: К.Э.Циолковский. Космическая философия/В.С.Авдуевский (ред.). М.: Эдиториал УРСС, 2001.
7. Циолковский К.Э. Мои идеи монизма в 1924 году. В кн.: К.Э. Циолковский. Гений среди людей. Л.В. Голованов, Е.А. Тимошенкова (ред.). М.: Мысль, 2002.
8. Циолковский К.Э. Монизм Вселенной. В кн.: К.Э.Циолковский. Космическая философия/В.С.Авдуевский (ред.). М.: Эдиториал УРСС, 2001.
9. Циолковский К.Э. Монизм Вселенной (конспект). В кн.: К.Э.Циолковский. Космическая философия/В.С.Авдуевский (ред.). М.: Эдиториал УРСС, 2001.
10. Циолковский К.Э. Неизвестные разумные силы. В кн.: К.Э. Циолковский. Гений среди людей. Л.В. Голованов, Е.А. Тимошенкова (ред.). М.: Мысль, 2002.
11. Циолковский К.Э. Причина космоса. Калуга, 1925.
12. Циолковский К.Э. Разговор о Боге. В кн.: К.Э.Циолковский. Космическая философия/В.С.Авдуевский (ред.). М.: Эдиториал УРСС, 2001.
13. Циолковский К.Э. Этика, или естественные основы нравственности// Архив РАН. Ф.555. Оп.1.Д.372.Л.54.
References
1. GirenokF.I. Russian cosmism intuition. In:Philosophy Russian cosmism. M.: The "New Millennium" .1996.
2. Kazyutinsky V.V. Tsiolkovsky's Space philosophy. In the book. Philosophy Russian cosmism. M.: The "New Millennium". 1996.
3. Kazyutinsky V.V. Tsiolkovsky's space in the context of Russian cosmism. In the book.: Tsiolkovsky. Space philosophy / V.S.Avduevsky (eds.). Moscow: Editorial URSS, 2001.
4. Stepin VS., KuznetsovaL.F. Modern picture of the world, Russian Space Art and Dialogue of Cultures "East-West". In the book. Philosophy of Russian cosmism. M.: The "New Millennium" .1996.
5. Tsiolkovsky K.E. Live Universe. Problems of Philosophy 1992; 6:135-158.
6. Tsiolkovsky K.E. Cosmic philosophy. In the book.: Tsiolkovsky. Space philosophy / V.S.Avduevsky (ed.). Moscow: Editorial URSS, 2001.
7. TsiolkovskyK.E. My idea of monism in 1924. In the book.: K.E. Tsiolkovsky. The genius of the people. L.V. Golovanov, E.A. Timoshenkova (ed.). M: Thought 2002.
8. Tsiolkovsky K.E. Monism universe. In the book.: Tsiolkovsky. Space philosophy / V.S.Avduevsky (ed.). Moscow: Editorial URSS, 2001.
9. Tsiolkovsky K.E. Monism universe (abstract). In the book.: Tsiolkovsky. Space philosophy / V.S.Avduevsky (ed.). Moscow: Editorial URSS, 2001.
10. Tsiolkovsky K.E. Unknown reasonable force. In the book.: K.E. Tsiolkovsky. The genius of the people. L.V. Golovanov, E.A. Timoshenkova (eds.). M: Thought 2002.
11. Tsiolkovsky K.E. Cause space. Kaluga, 1925.
12. Tsiolkovsky K.E. Talking about God. In the book.: Tsiolkovsky. Space philosophy / V.S.Avduevsky (ed.). Moscow: Editorial URSS, 2001.
13. Tsiolkovsky K.E. Ethics, or the natural foundations of morality / / Archives of RAS. F.555. Op.1.D.372.L.54.