6. Cherkasov, V.V., Contents and structure of regional complex system of physical education in leisure activities of children and youth // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, 2017, No 1 (143). p. 215-218(in Russian).
7. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A., 2015. Athletes preparation based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport
Подано: 27.03.2018 Принято: 30.03.2018
Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus)
8. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z., 2017. Diagnostics of Functional State and Recerve Capacity of young Athletes' Organizm. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus).
Синявский Николай Иванович - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики физической культуры, Бюджетное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры БУ «Сургутский государственный педагогический университет», ул. Артема, дом 9, г. Сургут, Россия, 628400, e-mail: physical science@surgpu.ru
Фурсов Алексей Валерьевич - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры, Бюджетное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры БУ «Сургутский государственный педагогический университет», ул. Артема, дом 9, г. Сургут, Россия, 628400, e-mail: FursovAV@bk. ru
Безноско Николай Николаевич - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры, Бюджетное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры БУ «Сургутский государственный педагогический университет», ул. Артема, дом 9, г. Сургут, Россия, 628400 Глухова Марина Юрьевна - кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры теории и методики физической культуры, Бюджетное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры БУ «Сургутский государственный педагогический университет», ул. Артема, дом 9, г. Сургут, Россия, 628400
Для цитирования: Фурсов А.В., Синявский Н.М., Безноско Н.Н., Глухова М.Ю. Физическая подготовленность учащихся 13-15 лет на основе испытаний IV ступени комплекса ГТО // Педагогико-психологические проблемы физической культуры и спорта. - 2018. - Т. 13. -№1. - С. 101-107. DOI 10/14526/01 2018 288
Б01 10/14526/01_2018_289 УДК 796.7.012.68
ФАКТОРЫ ЗАВИСИМОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ КУРСАНТОВ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ВЫПОЛНЕНИЯ БОЕВЫХ ЗАДАЧ
С.А. Пауесов - старший преподаватель ФГКВОУВО «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской
Федерации»,
ул. Гремячий Лог, дом 1, г. Пермь, Россия, 614112
E-mail: and1518@yandex.ru
Аннотация. В данной статье представлены результаты анализа основных факторов, характеризующих физическую работоспособность курсантов. Основной целью работы явилось выявление основных факторов, влияющих на физическую работоспособность курсантов в условиях выполнения физической нагрузки различной интенсивности. Физическая работоспособность, с одной стороны, может выступать частью общей физической работоспособности и ее невозможно изолировать от других видов работоспособности, таких как умственная и психическая. С другой стороны, специалисты связывают физическую работоспособность с выносливостью. Как считают специалисты, высокий уровень развития выносливости способствует проявлению высокого уровня физической работоспособности и продолжительной эффективной работы. Методы исследования. В работе использованы анализ научно-методической литературы, тестирование, математическая обработка результатов исследования. Материал. В статье представлены основные аспекты организации и планирования развития выносливости как основного фактора повышения физической работоспособности курсантов. Результаты. Для оценки физической работоспособности курсантов в экстремальных условиях нами предложено определить уровень физической подготовленности; оценить уровень функционального состояния; оценить резервные возможности и адаптацию организма; оценить эффективность воздействия различных физических нагрузок; выявить основные факторы, лимитирующие физическое развитие курсантов; создать критерии для повышения эффективности ФР. Нами отмечено снижение показателей в тестовых упражнениях у курсантов к 3 и 4-му курсу в зависимости от функциональной подготовленности. Отмечено поддержание физической работоспособности при нагрузках различной мощности только за счет функциональной мобилизации, а не за счет функциональной экономизации. При этом обнаружены корреляционные связи во всех изучаемых показателях от 1 к 4-му курсу. Выявлена зависимость изучаемых показателей от подготовленности организма курсантов к переносу физических нагрузок различной мощности. После нагрузки отмечено изменение взаимосвязи между изучаемыми показателями. Мобилизационные возможности организма курсантов к выполнению физических нагрузок зависят от физической подготовленности и проявления общей физической работоспособности. Динамика физической работоспособности от этапа к этапу исследований имеет различную тенденцию. Если на 1-2-м курсах у курсантов к 4-му этапу физическая работоспособность не снижается, и даже повышается, то на 3 и 4-м курсах, наоборот, наблюдается снижение уровня физической работоспособности. Данные, полученные нами, позволяют заключить, что физическая работоспособность в экстремальных условиях должна проявляться на высоком уровне. Заключение. Анализируя сравнительные данные курсантов, занимающихся различными видами двигательной деятельности, и результаты выполнения физической нагрузки в экстремальных условиях, можно заключить, что необходимо развивать и совершенствовать метаболические и кародиореспираторные системы курсантов как основу повышения эффективности физического совершенствования и специальной физической работоспособности в экстремальных условиях. Для этого необходимо создавать такие тренировочные программы, где учитывались бы экстремальные условия выполнения боевых задач, и провести заранее расчет прохождения или преодоления таких нагрузок по времени и по качеству.
Ключевые слова: курсанты, физическая работоспособность, факторы, зависимость показателей, физическая нагрузка.
FACTORS OF CADETS' PHYSICAL WORKING CAPACITY DEPENDENCE IN EXTREME CONDITIONS OF BATTLE MISSIONS REALIZATION
Stanislav A. Pauesov - Senior Lecturer "Perm Military Institute of National Guards Army of the Russian Federation", House 1, Gremyachiy Log str., Perm, 614112, Russia
E-mail: and1518@yandex.ru
Annotation. The article presents the results of the main factors analysis, which characterize cadets' physical working capacity. The main aim of the research work was the main factors revelation, which influence cadets' physical working capacity, in terms of physical load of different intensity fulfillment. Physical working capacity, on the one hand, can be the part of general physical working capacity and it can't be isolated from other kinds of working capacity, such as mental and psychic working capacity. On the other hand, specialists connect physical working capacity with endurance. As the specialists consider, high level of endurance development provides high level of physical working capacity and a long-term effective work. Research methods. Scientific-methodical literature analysis, testing, mathematical processing of research results were used. Material. The article presents the main aspects of endurance development organization and planning as the main factor of cadets' physical working capacity increase. Results. In order to estimate cadets' physical working capacity in terms of extreme conditions we offered to reveal the level ofphysical readiness; estimate the level of functional state; estimate reserve capacities and organism adaptation; estimate the effectiveness of different physical loads influence; reveal the main factors, which limit cadets' physical development; create criteria for physical working capacity effectiveness increase. We defined the indices decrease in test exercises among cadets by the 3rd and the 4th course depending on functional readiness. Physical working capacity support is revealed during different intensity loads only owing to functional mobilization, not owing to functional economization. At the same time, correlation connections in all studied indices from the 1st to the 4th course are revealed. Dependence of the studied indices on cadets' organism readiness for physical loads of different intensity is determined. After the load interconnection change between the studied indices is revealed. Mobilization abilities of the cadets' organism to physical loads fulfillment depend on physical readiness and general physical working capacity. Dynamics of physical working capacity from stage to stage has different tendency. If at the 1st and the 2nd courses cadets' physical working capacity doesn't decrease to the 4th stage, and even increases, at the 3rd and the 4th courses, there is physical working capacity level decrease. The results, received by us, prove that physical working capacity in extreme conditions should be high. Conclusion. Analyzing comparative data of cadets, who go in for different kinds of motional activity and the results of physical load fulfillment in extreme conditions, we can come to the conclusion that it is necessary to develop and improve cadets' metabolic and cardiorespiratory systems as the base of physical improvement and special physical working capacity effectiveness increase in extreme conditions. For this purpose it is necessary to create training programs, where extreme conditions of battle missions fulfillment are taken into account, and calculate beforehand time and quality of such kind of loads overcoming. Keywords: cadets, physical working capacity, factors, indices dependence, physical load.
Введение. В настоящее время специалисты различных стран проявляют повышенный интерес к проблеме повышения физической
работоспособности курсантов военных вузов. В военных условиях это вызвано продолжающимся ростом физических и
психических нагрузок. Современный уровень требований к будущей профессиональной деятельности
военнослужащих внутренних войск обусловил необходимость повышения качества подготовки кадров для работы в экстремальных условиях.
Профессиональная деятельность курсантов внутренних войск связана с выполнением разнонаправленной деятельности в различных условиях. Для специалистов по физиологии и медицине также актуальна проблема физической работоспособности как составляющей здоровья
военнослужащих, характеризующейся функционированием жизненно важных органов, систем организма в экстремальных условиях.
Для исследования физической работоспособности курсантов,
занимающихся двигательной активностью, многие специалисты рассматривают спортивную деятельность, так как в спортивной тренировке можно
контролировать физические и психические нагрузки спортсменов и длительно просматривать процесс тренировки.
Физическая работоспособность спортсменов и курсантов военных вузов изучались многими авторами [1,2,3,4]. Однако с применением возрастающих нагрузок функциональное состояние курсантов не рассматривалось.
Основной целью работы явилось выявление основных факторов, влияющих на физическую работоспособность курсантов в условиях выполнения физической нагрузки различной интенсивности.
Методы исследования. В работе использованы анализ научно-
методической литературы, тестирование, математическая обработка результатов исследования.
Результаты. В процессе анализа литературных данных нами выявлено, что понятие «физическая работоспособность» рассматривается специалистами с разных точек зрения, то есть отсутствует единое общепринятое определение. Физическая работоспособность, с одной стороны, может выступать частью общей физической работоспособности, и ее невозможно изолировать от других видов работоспособности, таких как умственная и психическая. С другой стороны, специалисты рассматривают физическую работоспособность в связи с
выносливостью. Как считают
специалисты, высокий уровень развития выносливости способствует проявлению высокого уровня физической
работоспособности и продолжительной эффективной работы.
Выносливость рассматривается специалистами спортивной практики как способность к длительному выполнению двигательной деятельности без снижения ее эффективности. На умеренном режиме можно долго выполнять физическую нагрузку умеренной интенсивности. Но это не говорит о том, что в других видах спорта, например, силовых и скоростно-силовых, не проявляется физическая работоспособность.
Физическая работоспособность курсантов военных вузов должна рассматриваться в зависимости от специфики профессионально-прикладной физической подготовки. В этой связи общую физическую работоспособность нужно рассматривать как условие функционирования систем и органов на определенном уровне выполнения разнонаправленных физических нагрузок. А при проявлении специфических видов деятельности она может выступать как фундамент развития специальной физической работоспособности с учетом конкретного вида деятельности. Общеизвестно, что по мере роста физической работоспособности степень его переноса снижается. Мы не можем постоянно увеличивать ОФР тогда, когда наступает необходимость развивать проявление специфической
работоспособности, где может требоваться выполнение работы в условиях околопредельной интенсивности.
С учетом всего вышесказанного необходимо заключить, что физическая работоспособность курсантов должна рассматриваться с двух сторон: как общая и специальная. Как же рассматривать физическую работоспособность курсантов при выполнении боевых задач? В данный момент мы не можем говорить об общей физической работоспособности, так как ни одно определение не отражает сущности
выполняемой курсантами работы. При выполнении боевых задач курсантами выполняется умственная и физическая работа различной интенсивности и при этом существует повышающаяся психическая нагрузка. В связи с этим для оценки физической работоспособности курсантов в условиях выполнения боевых задач необходимо учитывать разнообразие форм проявления физической
работоспособности.
Во-первых, при выполнении боевых задач проявление работоспособности зависит от поставленных задач. Общеизвестно, что при выполнении боевых задач курсантами немалую роль в достижении конечной цели играет физическая подготовленность. Для достижения цели при выполнении различных профессиональных задач трудно определить ФР. В связи с этим мы предлагаем охарактеризовать ФР курсантов как способность к выполнению конкретных профессиональных задач в рамках проявления и влияния различных внешних условий, т. е. мы должны оценивать степень эффективности выполнения задач, связанных с профессиональной деятельностью
курсантов. Поэтому ФР курсантов при выполнении боевых задач приобретает особый смысл в зависимости от решаемых задач.
Для оценки ФР курсантов в экстремальных условиях мы предлагаем: определить уровень физической подготовленности; оценить уровень функционального состояния; оценить резервные возможности и адаптацию организма; оценить эффективность воздействия различных физических
нагрузок; выявить основные факторы, лимитирующие физическое развитие курсантов; разработать критерии для повышения эффективности физического развития.
На рисунке 1 представлены сильные корреляционные связи изучаемых показателей курсантов до и после выполнения физических нагрузок.
В качестве примера мы представляем изменение показателей при выполнении физических нагрузок. Можно отметить, что показатели дыхательной системы курсантов при выполнении максимальных нагрузок снижаются в зависимости от уровня их физической и функциональной подготовленности.
Нами отмечено снижение показателей в тестовых упражнениях у курсантов к 3 и 4-му курсу и зависимости от функциональной подготовленности. Отмечено поддержание физической работоспособности при нагрузках различной мощности только за счет функциональной мобилизации, а не за счет функциональной экономизации. При этом обнаружены корреляционные связи во всех изучаемых показателях от 1 к 4-му курсу. Выявлена зависимость изучаемых показателей от подготовленности организма курсантов к переносу физических нагрузок различной мощности. После нагрузки отмечено изменение взаимосвязи между изучаемыми показателями. Мобилизационные
возможности организма курсантов к выполнению физических нагрузок зависят от физической подготовленности и проявления общей физической
работоспособности.
Двигательная деятельность
курсантов в экстремальных условиях выполнения боевых задач довольно часто рассматривается специалистами. Наличие различных экстремальных раздражителей при выполнении боевых задач требует особого отношения к процессу физической подготовки курсантов. Основным и общим признаком экстремальности условий являются жёсткие условия окружающей среды, такие как загазованность, высокая или низкая температура и т. д. Отмечено, что одни и те же условия для одного человека могут быть нормальными, а для другого - неадекватными.
А.Г. Кузнецов еще 1979 году отметил факторы, вызывающие состояние динамического рассогласования,
критерием которого является нарушение физиологической, психологической и поведенческой реакций. Согласно концепции А.Г. Кузнецова, состояние организма человека при экстремальных условиях можно разделить на два типа: состояние адекватной мобилизации и состояние динамического рассогласования. При первом типе наблюдается перестройка
организма к выполнению повышающихся требований для организма. Например, увеличение скорости выполнения задания ведет к повышению потребления кислорода за счет аэробных механизмов. Дальнейшее увеличение интенсивности нагрузки может потребовать включить другие механизмы анаэробного метаболизма. При подготовленном организме для переноса повышающихся нагрузок системы организма реагируют адекватно. При повышении физической нагрузки выше анаэробного порога может происходить рассогласованность в организме. В данной ситуации критерием выступает анаэробный порог.
Таким образом, для повышения эффективности подготовки курсантов к выполнению боевых задач в экстремальных условиях необходимо разработать специальные программы подготовки с учетом классификации физических нагрузок.
При подготовке организма курсантов к выполнению нагрузок в экстремальных условиях необходимо использовать универсальную
классификацию, представленную В.С. Фарфелем, в основу которой заложено выполнение физической нагрузки в зависимости от ее мощности.
В.С. Фарфель предлагает следующие зоны мощности:
максимальную - с продолжительностью выполнения физической нагрузки 20-30 с, субмаксимальную - с
продолжительностью выполнения
физической нагрузки от 30 с до 5 мин, большую - с продолжительностью выполнения физической нагрузки от 5 до 30 мин, умеренную - с продолжительностью работы от 30 мин.
Основным критерием проявления ФР курсантов является реализация различных источников энергии мышечной деятельности. У человека для жизнедеятельности преобладает процесс аэробного окисления. Однако в экстремальных условиях больше проявляется анаэробный режим энергообеспечения. Благодаря таким
источникам энергообеспечения человек может поддерживать выполнение деятельности в различных условиях, даже при проявлении определенной гипоксии. Для оценки процессов энергообеспечения необходимо определить мощность и емкость их проявления.
За основной показатель,
характеризующий производительность проявления физической
работоспособности курсантов мы приняли максимальное потребление кислорода.
На рисунке 2 представлена динамика показателей МПК курсантов с различной двигательной активностью. Из рисунка видно, что аэробная производительность курсантов за период исследования по курсам имела различную динамику. Отмечено снижение
показателей на 3 и 4-м курсах, также наблюдаются низкие значения по сравнению с данными литературных источников.
70 60 50 40 30 20 10 0
11 курс
2 курс
3 курс 14 курс
1 этап
2 этап
3 этап
4 этап
Рисунок 2 - Показатели максимального потребления кислорода курсантами с 1 по 4-й курс
На рисунке 3 представлена динамика показателей физической работоспособности курсантов.
1600 1400 1200 1000 800 600 400 200 0
11 курс
2 курс
3 курс 14 курс
1 этап
2 этап
3 этап
4 этап
Рисунок 3 - Показатели физической работоспособности курсантов с 1 по 4-й курс
Из рисунка 3 видно, что динамика физической работоспособности курсантов от этапа к этапу исследования имеет различную тенденцию. Если на 1 и 2-м курсах у курсантов физическая работоспособность не снижается, то на 3 и 4-м курсах, наоборот, наблюдается снижение уровня физической
работоспособности.
Данные, полученные нами, позволяют заключить, что физическая работоспособность в экстремальных условиях должна проявляться на высоком уровне. Данная динамика физической работоспособности не дает возможности поддерживать высокий уровень
производительности в экстремальных условиях. Мы не рассматривали физическую работоспособность курсантов при нагрузках большей интенсивности, однако есть предположение о том, что чем больше мы создаем запас физического развития при аэробных нагрузках, тем выше анаэробные возможности организма курсантов. В процессе выполнения специализированного теста можно отметить способность организма тренированных курсантов более стойко переносить нарушение гомеостаза.
Факторному анализу были подвергнуты две группы курсантов, занимающихся циклическими видами спорта, обследованных по комплексу изучаемых параметров (бег на тредбане, аэробные и анаэробные тесты, велоэргометрический тест и тест Летунова). В первой группе курсантов выделено три фактора, вклад в общую
факторную структуру составил 83,2% (максимальное потребление кислорода -38,9%, скорость выполнения - 32,1%, показатель времени выполнения теста -12,2). В нашем примере скорость выполнения тестирующего задания курсантами, характеризующаяся
показателями ЧСС, выступала как фактор экономизации кардиореспираторной
деятельности организма курсантов.
Очень важно исследовать показатель ЧСС уровня пано, характеризующий переход мощности нагрузки от аэробного к анаэробному режиму. При факторном анализе показатели, характеризующие уровень максимальных функциональных
возможностей организма курсантов при экстремальных условиях (ЧСС, частота дыхания, МПК, физическая
работоспособность), можно расценить как подтверждение существующих
взаимосвязей между ростом абсолютного уровня функций и экономизации процессов. Данный фактор рассматривался нами как ключевой компонент проявления адаптационных возможностей организма курсантов к выполнению
околопредельных физических нагрузок, он составил 73,9% от общей факторной структуры.
Показатели анаэробного
метаболизма в нашем примере составили третью факторную структуру в объеме 16,3% как фактор реализуемых анаэробных механизмов
энергообеспечения.
Анализируя сравнительные данные курсантов, занимающихся различными видами двигательной деятельности, и результаты выполнения физической нагрузки в экстремальных условиях, можно заключить, что необходимо развивать и совершенствовать
метаболические и кародиореспираторные системы курсантов как основу повышения эффективности физического
совершенствования и повышения специальной физической
работоспособности в экстремальных условиях. Для этого необходимо создавать такие тренировочные программы, где учитывались бы экстремальные условия выполнения боевых задач, провести заранее расчет прохождения или преодоления таких нагрузок по времени и по качеству.
Литература
1. Гранкин Н.А., Кузнецова З.М. Показатели функционального состояния и резервных возможностей организма курсантов [электронный ресурс] / Н.А. Гранкин, З.М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т. 12. - №3. - С. 37-46. Режим доступа: http://www.joumal-science.org/ru/article/835.html. DOI 10.14526/03_2017_232.
2. Коковкин А.В. Экспериментальные исследования физической подготовки борцов / А.В. Коковкин // Инновационные технологии в подготовке спортсменов в спортивной борьбе : материалы I Всероссийской научно-практической конференции. - Набережные Челны : Изд-во НФ Поволжская ГАФКСиТ, 2012. - С. 140-141.
3. Калашников А.Ф. Формирование профессионально-важных качеств курсантов средствами профессионально-прикладной физической подготовки / А.Ф. Калашников // Сборник статей «Актуальные проблемы физической культуры и спорта курсантов, слушателей и студентов. - М., 2016. - С. 53-57.
4. Кузнецова З.М., Чернова Н.А. Реализация программы формирования личностных качеств студентов в образовательной деятельности как одна из реальных предпосылок обновления содержания подготовки специалистов в системе высшего образования (на примере студентов ПовГАФКСиТ по специальности «Сервис и туризм») [электронный ресурс] / З.М. Кузнецова, Н.А. Чернова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2011. - Т. 6 - №1. - С. 143-
149. Режим доступа: http://www.journal-science.org/ru/article/378.html.
5. Никитюк М.В., Кузнецов А.С. Исследование уровня функционального состояния и резервных возможностей организма борцов греко-римского стиля высокой квалификации / М.В. Никитюк, А.С. Кузнецов // Научное обозрение. - 2014. - № 2. - С. 36-42.
6. Солодков А.С., Бухарин В.А., Левшин И.В. Коррекция работоспособности и здоровья спортсменов высокой квалификации / А.С. Солодков, В.А. Бухарин, И.В. Левшин // Здоровье как национальное достояние : коллективная монография. - СПб. : Национальный гос. университет физ. культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, 2010. - С. 264-295.
7. Чабан А.В., Кузнецова З.М., Рябчук А.В. Стрелковая подготовка курсантов военных вузов на основе развития психических процессов [электронный ресурс] / А.В. Чабан, З.М. Кузнецова, А.В. Рябчук // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т. 12. - №2. - С. 146153. Режим доступа: http://www.journal-science.org/ru/article/803.html. DOI 10.14526/01_2017_216.
8. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A., 2015. Athletes training based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus).
9. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z., 2017. Diagnostics of Functional State and Reserve Capacity of young Athletes' Organism. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus).
References
1. Grankin N.A., Kuznetsova Z.M. Functional state and reserve capacities indices of cadets' organism. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport]. 2017, Vol. 12, no 3, pp. 37-46. Availed at: http://www.journal-science.org/ru/article/835.html. DOI 10.14526/03_2017_232.
2. Kokovkin A.V. Experimental study of physical training among wrestlers. Innovacionnye tehnologii v podgotovke sportsmenov v sportivnoj bor'be: materialy I Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Innovative technologies in training sportsmen in wrestling: materials of the I All-Russian scientific-practical conference]. Naberezhnye Chelny, Publishing house of Naberezhnye Chelny branch of Povolzhskaya State Academy of Physical Culture , Sport and Tourism. 2012, pp. 140-141. (in Russian).
3. Kalashnikov A.F. Cadets' professional-important qualities formation by means of
professional-applied physical training. Sbornik statej: Aktual'nye problem fizicheskoj kul'tury I sporta kursantov, slushatelej I studentov [Collection of the articles "Urgent problems of physical culture and sport among cadets, interns and students"]. Moscow. 2016, pp. 53-57. (in Russian).
4. Kuznetsova Z.M., Chernova N.A. The program realization of students' personal qualities formation in educational activity as one of real preconditions for content renewal of training specialists in the system of higher education (by the example of students from Povolzhskaya State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism according to "Service and tourism" specialty). Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport]. 2011, Vol. 6, no 1, pp. 143-149. Availed at: http://www.journal-science.org/ru/article/378.html.
5. Nikityuk M.V., Kuznetsov A.S. The level of functional state and reserve capacities of the organism study among highly-qualified Greco-Roman style wrestlers. Nauchnoe obozrenie [Scientific review]. 2014, no 2, pp. 36-42 (in Russian).
6. Solodkov A.S., Bukharin V.A., Levshin I.V. Highly-qualified sportsmen's working capacity and health correction. Zdorov'e kak nacional'noe
Подано: 12.03.2018 Принято: 15.03.2018
dostoyanie [Health as national treasure]. Saint Petersburg, National State University of Physical Culture, Sport and Health named after P. F. Lesgaft. 2010, pp. 264-295. (in Russian).
7. Chaban A.V., Kuznetsova Z.M., Ryabchuk A.V. firing proficiency of cadets from military higher educational establishments on the basis of psychic processes development. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport]. 2017, Vol. 12, no 2, pp. 146-153. Availed at: http://www.iournal-science.org/ru/article/803.html. DOI 10.14526/01_2017_216.
8. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A., 2015. Athletes training based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus).
9. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z., 2017. Diagnostics of Functional State and Reserve Capacity of young Athletes' Organism. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus).
Пауесов Станислав Александрович - старший преподаватель, Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации», ул. Гремячий Лог, дом 1, г. Пермь, Россия, 614112, e-mail: and1518@yandex.ru
Для цитирования: Пауесов С.А. Факторы зависимости физической работоспособности курсантов в экстремальных условиях выполнения боевых задач // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2018. - Т. 13. - № 1. - С. 107-116. DOI 10/14526/01 2018 289
DOI 10/14526/01_2018_290 УДК 796.06:378
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФАКТОРОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, ПРИ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ
А.В. Чабан - старший преподаватель ФГКВОУ ВО «Тюменское высшее военно-инженерное командное училище (военный институт) имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова»,