УДК 159.9
Ю. П. Поварёнков
Уточнение предмета, метода и основных задач психологии профессионального становления личности
Статья посвящена проблеме выделения психологии профессионального становления личности в качестве самостоятельной отрасли психологической науки. В статье обсуждаются теоретические и практические предпосылки выделения, дается определение предмета новой отрасли психологии. Большое внимание уделяется обсуждению специфики методического и понятийного аппарата психологии профессионализации, формулируются её теоретические и практические задачи.
Ключевые слова: предмет, методический и понятийный аппарат, задачи психологии профессионального становления и реализации личности.
Ju. P. Povarionkov
Specification of the Subject, Method and Main Objectives of Psychology of the Personality's Professional Formation
The article is devoted to the problem to allocate psychology of the personality's professional formation as an independent branch of the psychological science. In the article theoretical and practical preconditions of allocation are discussed, the definition of the subject of a new branch of psychology is given. A lot of attention is paid to discussion of specifics of a methodical and conceptual framework of professionalizing psychology, its theoretical and practical tasks are formulated.
Keywords: a subject, methodical and conceptual framework, problems of psychology of professional formation and the personality's realization.
Анализ концептуальных подходов к проблеме профессионализации личности (В.А. Бодров [2, 3], Э.Ф. Зеер [5, 6], Завалишина Д Б. [4], Е.А. Климов [7, 8], Т.В. Кудрявцев [9], А.К. Маркова [10, 11], Д. Сьюпер [23] и др.), наши собственные исследования в данной области свидетельствуют, что в настоящее время складываются все необходимые условия для выделения психологии профессионального становления личности в самостоятельную отрасль психологической науки.
Высказанное предположение не является оригинальным, так как ряд психологов, в той или иной форме, уже говорили об этом. Более того, прямо или косвенно предлагались и конкретные названия данной отрасли психологии, а именно: «психология профессиональной зрелости» (Сьюпер Д.), «психология профессионализма» (Маркова А.К.), «психология профессий» (Зеер Э.Ф.), «психология профессионала» (Климов Е.А) и ряд других.
Мы считаем, и это неоднократно подчёркивалось в ряде наших последних публикаций [15], что данная отрасль психологии должна называться психологией профессионального становления, реализации и сопровождения личности или, более кратко, психологией профессионального становления личности (далее ППСЛ).
© Поварёнков Ю. П., 2013
1
Как известно, для выделения отдельной отрасли науки должны существовать серьёзные причины и определённые основания, ведущими среди которых является специфика её предмета, методического арсенала и понятийного аппарата. В рамках настоящей статьи мы остановится на содержании данных вопросов, но прежде ответим на следующий вопрос: а зачем вообще нужно выделять ППСЛ в качестве самостоятельной отрасли психологии?
Причин здесь несколько, и с определённой степенью условности их можно поделить на две группы: теоретические, связанные с разработкой психологической теории профессионализации, и практические, связанные с управлением и сопровождением субъекта труда в ходе профессионализации.
Прежде всего, необходимо зафиксировать, что профессионализация личности - это целостный непрерывный процесс, который охватывает большую часть жизни человека и детерминирован системой внешних и внутренних, объективных и субъективных, социальных и индивидуальных факторов. Профессионализация начинается в подростковом возрасте, на стадии первич-
ной оптации, и завершается лишь только тогда, когда человек перестаёт активно трудиться и сознательно отказывается от этой формы самореализации.
А коль скоро это так, то необходима и целостная психологическая теория, которая смогла бы всесторонне отразить в своих понятиях весь процесс профессионализации личности, в единстве всех действующих факторов и существующих этапов. Такая теория необходима не только для того, чтобы адекватно представить процесс профессионализации личности, но и для того, чтобы создать необходимые условия для эффективного управления и самоуправления данным процессом.
Однако существующее в психологии положение дел в области изучения профессионализации сильно затрудняет решение данной проблемы. Поясним сказанное.
Психологические исследования различных проблем профессионализации ведутся с конца 19 века, и традиция такова, что они разбросаны по различным направлениям, и даже отраслям, психологической науки.
Так, например, профессионализация рабочих исследуется в психологии труда, профессионализация руководителей - в психологии менеджмента или организационной психологии, педагогов -в педагогической психологии, спортсменов, врачей, юристов - соответственно в спортивной, медицинской, юридической психологии и т.д. Но все эти исследования слабо стыкуются между собой и в плане понятийном, и в плане обобщения имеющихся эмпирических данных.
И хотя ситуация в последние годы определённым образом изменяется, до реальной интеграции исследований по проблемам профессионализации в рамках отдельных отраслей психологии ещё очень далеко, и это существенно затрудняет разработку целостной теории профессионализации.
Далее. Процесс профессионального развития активно исследуется лишь в психологии развития, но только как частный случай общего развития или как компонент жизненного пути. Такой подход затрудняет выявление специфических закономерностей профессионализации, маскирует реальные тенденции профессионального развития. Кроме того, психология развития предлагает свой способ изучения профессионализации, который ориентирован на однонаправленную возрастную периодизацию и не учитывает цикличность профессионализации.
Приоритет в изучении различных проблем профессионализации принадлежит психологии труда. Со времен психотехнического этапа её развития наметились различные направления исследования профессионализации личности, например, такие как:
а) психологические исследования трудового обучения и воспитания;
б) психологические исследования проблем профессиональной ориентации, включая вопросы профотбора, профессионального консультирования, профессиональной пропаганды и т. д.;
в) психологические исследования содержания профессионального обучения и воспитания;
г) исследования психологических проблем профессиональной адаптации;
д) исследования психологических механизмов стимулирования и обогащения профессиональной деятельности;
е) психологические исследования вопросов профессиональной аттестации и экспертизы;
ж) психологические исследования вопросов анализа деятельности и профессиографирования;
з) исследования проблем высших профессиональных достижений;
и) исследование проблем планирования и реализации карьеры.
Нетрудно заметить, что перечисленные выше аналитические исследования профессионализации нацелены на решение основных задач профессионального становления личности. Но между этими исследованиями практически не просматривается преемственность, и обозначенные задачи решаются как автономные. Можно сформулировать данную проблему шире: в отечественной психологии труда развивающая роль трудовой деятельности активно декларируется, но реально исследуется явно недостаточно. Изучаются лишь отдельные этапы данного процесса, причём как относительно независимые. Это находит своё отражение в нестыковке понятийного аппарата этих направлений исследований в психологии труда. Необходима интеграция психологии труда и психологии развития, чтобы преодолеть данные противоречия.
Концептуальные нестыковки в изучении различных сторон и этапов профессионализации порождают проблемы практического плана, что проявляется в слабой организационной преемственности между различными этапами сопровождения. И отражается это в том, что преподаватели вузов и других учреждений профессионального образования недовольны качеством подготов-
ки выпускников школы, а работодатели - подготовкой выпускников профессиональных училищ, техникумов, вузов. В выступлении известного юмориста данная проблема фиксируется следующим образом: «забудь, чему тебя учили в школе, ты теперь учишься в вузе; забудь, чему тебя учили в вузе, ты теперь работаешь на заводе».
В теории и в практике не преодолена установка, что в помощи и поддержке нуждаются только начинающие профессионалы, зрелые специалисты в состоянии справиться со своими профессиональными проблемами самостоятельно. Отражением данной установки является активное исследование закономерностей профессионального развития субъекта труда на начальных этапах профессионализации и практически полное их отсутствие на поздних этапах.
Все эти прикладные и теоретические проблемы могут быть решены, если будет выделена специальная отрасль психологии, в которой про-фессионалогенез личности будет исследоваться как целостный и непрерывный процесс.
Обратимся к анализу предмета и объекта психологии профессионального становления личности.
2
Объект ППСЛ - это процесс становления личности и деятельности профессионала, процесс его функционирования и сопровождения на различных этапах профессионального пути. Нетрудно заметить, что данный объект является общим для целого комплекса научных дисциплин, включая профессиональную педагогику, социологию и физиологию труда и ряд других.
Предметом ППСЛ являются психологические закономерности и психологические факторы становления, реализации и сопровождения профессионала, психологическая структура его личности и деятельности как субъекта труда.
Возникает вопрос: не совпадает ли предмет психологии профессионального становления личности с предметами психологии спорта, педагогической, медицинской, юридической, управленческой и другими отраслями психологической науки?
Отвечаем - нет. Поскольку в этих отраслях изучаются специфические психологические закономерности становления спортсмена, юриста, педагога, врача, руководителя и т. д. Психологию профессионального становления личности интересуют не только частные, но, прежде всего, об-
щие для всех профессий психологические закономерности профессионализации.
ППСЛ вырастает из психологии труда и психологии развития, и, естественно, что её предмет пересекается по содержанию с предметами этих отраслей психологии. Но пересечение не означает совпадение.
Психология развития исследует общие закономерности развития, а психология профессионального становления - закономерности профессионального развития субъекта труда. Профессиональное развитие является специфической формой развития, на что указывал в своих трудах Б.Г. Ананьев [1]. Оно активизируется на относительно поздних этапах жизненного пути, зависит от уровня общего развития субъекта и, вместе с тем, оказывает на него обратное влияние.
Психология труда традиционно ориентирована на исследование профессионализации индустриальных рабочих, включая отдельные этапы данного процесса: выбор профессии, профессиональное обучение, самостоятельную деятельность профессионала. ППСЛ, как было отмечено выше, не ограничивается изучением профессионализации представителей отдельных профессий, а профессионализация индустриальных рабочих и операторов рассматривается в её рамках как частный случай.
Важно отметить, что выделенные этапы профессионального становления также исследуются в ППСЛ, но не как самостоятельные или автономные, а как компоненты единой динамической системы, как стадии целостного процесса профессионализации.
Специфика предмета позволяет обозначить теоретические и прикладные задачи ППСЛ. Теоретические задачи заключаются в следующем:
- разработка целостной и непротиворечивой теории профессионального становления и реализации личности;
- разработка методических принципов и подходов, конкретных методов и технологий исследования и оценки профессионального становления личности;
- разработка психологической теории сопровождения и поддержки личности на различных этапах профессионального пути;
- разработка конкретных методов и технологий сопровождения и поддержки профессионала.
Содержание практических задач заключается в оказании реальной психологической, информационной и методической помощи всем участникам процесса профессионализации:
- оказание помощи субъекту труда, находящемуся на различных этапах и в различных ситуациях профессионализации;
- оказание методической помощи организаторам процесса профессионализации в плане его оптимизации;
- научное обеспечение реальных программ управления и сопровождения профессионализацией личности;
- информационное и научное обеспечение принятия государственных решений различного уровня, направленных на совершенствование государственной политики в области профессионального образования.
Предмет науки отражается в содержании её базовых теорий. Поэтому мы ещё вернемся к анализу предмета ППСЛ, когда будем рассматривать специфику её понятийного аппарата.
Итак, одной из главных причин выделения ППСЛ в качестве самостоятельной отрасли психологии является то, что реально существует специфический предмет исследования, но его компоненты разбросаны по разным отраслям психологии или по отдельным направлениям психологического исследования профессионализации. И это является серьёзным препятствием на пути познания психологических закономерностей профессионализации личности и создания эффективных механизмов управления и сопровождения данного процесса.
3
Психология профессионального становления личности разрабатывается на стыке различных отраслей психологии, ведущее место среди которых занимают психология труда и психология развития. Поэтому именно они представляют наибольший интерес в плане поиска адекватного для неё методического аппарата.
В психологии труда ведущей исследовательской технологией является психологический анализ профессиональной деятельности (ПАПД, или ПАД). Его функция заключается в реконструкции психологической структуры профессиональной деятельности, выделении ПВК, которые обеспечивают ее реализацию и влияют на ее эффективность, то есть в реконструкции психологической структуры субъекта профессиональной деятельности и его функционировании.
ПАД широко применяется в психологии труда как технология или алгоритм психологического изучения профессиональной деятельности. В структуре ПАД выделяются различные уровни
анализа деятельности и используются различные психологические методы и методики.
В отечественной психологии труда разработано несколько вариантов ПАД, однако наиболее полная, и вместе с тем наиболее продуктивная, версия данной методической технологии представлена в трудах В.Д. Шадрикова [18; 19; 20]. Ценность концепции ПАД, разработанной В.Д. Шадриковым, заключается в том, что она опирается на базовые положения системогенети-ческого подхода к пониманию и изучению профессиональной деятельности. Она ориентирована и адаптирована применительно к изучению профессиональной деятельности индустриальных рабочих. Поэтому дальнейшая перспектива развития технологии ПАД, предложенной В.Д. Шадриковым, видится в расширении диапазона её использования для изучении других типов профессиональной деятельности и других форм профессиональной активности субъекта труда.
По форме и содержанию ПАПСЛ относится к категории генетических технологий, для которых ведущей независимой переменной выступает профессиональный или хронологический возраст человека. Поэтому организационно он реализуется в двух основных формах: в форме лонгитю-динального исследования или исследования по принципу выделения поперечных срезов. В первом случае исследуется весь профессиональный путь на одном испытуемом или на группе испытуемых, которые объединены единой профессией или специальностью. Во втором случае исследуются отдельные группы испытуемых, которые представляют различные этапы профессионального пути. По результатам проведенного анализа описывается нормативный профессиональный путь в рамках данной профессии и его возможные индивидуальные варианты.
В качестве единиц анализа профессионального пути выступают события профессиональной карьеры, которые соотносятся со стадиями, периодами и фазами профессионализации личности. Профессиональные события могут быть объективными (увольнение с работы в связи с сокращением) или субъективными (осознание того, что не удовлетворяет в профессии), относится к макро- или микросреде. Важная роль в структуре ПАПСЛ отводится биографическим методам, которые в данном случае следует называть профессионально-биографическими.
Разработка технологии ПАПСЛ ещё далека до завершения, но уже ясно, что она должна тесно
пересекаться с ПАД и опираться на биографические и генетические методы исследования. В частности, некоторые уровни проведения ПАД могут быть использованы и в ходе ПАПСЛ.
ПАПСЛ и ПАД отводится важное место в структуре ППСЛ, но их описания не достаточно для понимания специфики её методического арсенала.
Рассмотрим структуру методического арсенала ППСЛ с позиций существующих классификаций методов. Традиционно в психологии выделяют исследовательские методы, т.е. методы организации исследования, методы сбора, обработки и интерпретации данных. Однако в последнее время к группе психологических методов относят и методы активного воздействия на человека и условия его деятельности (Климов Е. А. [8]).
Обобщая существующие подходы к классификации исследовательских методов (Ананьев Б.Г., В.Н. Дружинин и др.), можно выделить три основных уровня анализа методического арсенала психологической науки:
- уровень методики;
- уровень метода;
- уровень методического подхода.
В рамках методического анализа выделяют генетический, сравнительный и комплексный подходы к организации психологического исследования. Генетический подход реализуется на основе использования методов продольных и поперечных срезов, методов кагортного анализа. В рамках сравнительного подхода используются методы контрастных групп, методы контрольной и экспериментальной группы, методы стандартного воздействия на разные группы испытуемых и ряд других. Комплексный подход предполагает интеграцию научных дисциплин, отдельных отраслей науки для изучения тех или иных явлений.
Все эти подходы в той или иной форме реализуются в рамках ППСЛ. Действительно, невозможно исследовать профессиональное становление, не опираясь на методы продольных или поперечных срезов. Именно эти методы позволяют проследить профессиональное становление личности на разных этапах профессионального пути. В отличие от психологии развития в ППСЛ в качестве временного параметра при использовании генетических методов чаще всего применяют не хронологический, а профессиональный возраст человека.
Только использование сравнительных методов позволяет выделить профессионально важ-
ные качества личности, выявить индивидуальные особенности реализации профессиональной карьеры, индивидуальные стили профессиональной деятельности и т.д. Особенностью использования сравнительных методов в ППСЛ является то, что основанием для выделения контрастных групп является профессиональная эффективность деятельности, успешность или продуктивность профессиональной карьеры, противоположные по содержанию виды труда и т. д.
На уровне анализа методов традиционно выделяют все многообразие стандартных методов психологии, таких как методы сбора (наблюдение, эксперимент, опрос и т.д.), обработки, представления и интерпретации данных. Все эти методы, включая специальные (например, трудовой метод), широко используются в ППСЛ. Однако особе внимание уделяется методу анализа продуктов деятельности, биографическому методу, методу экспертных оценок и психодиагностическому методу.
Методики являются конкретизацией методов психологии. Поэтому всё сказанное выше относительно использования исследовательских подходов и методов в ППСЛ целиком и полностью относится и ко всему многообразию методик, применяемых в различных отраслях психологии.
Кратко рассмотрим активные (конструктивные) методы ППСЛ. Эти методы могут быть использованы как исследовательские, но их главная задача - оказание помощи и поддержки участникам процесса профессионализации. Данная группа методов реализуется в форме профессиональных тренингов и профессиональных консультаций.
Активные методы ППСЛ должны быть согласованы с конкретными стадиями профессионализации и типами проблем профессионализации. Действительно, консультативная помощь на стадии первичной оптации будет содержательно отличаться от помощи, в которой нуждается человек, находящийся в ситуации вторичной или третичной оптации.
Ограниченные возможности статьи не позволяют нам дать исчерпывающий анализ методического арсенала ППСЛ, поэтому отметим следующие, наиболее существенные, моменты.
ППСЛ как отрасль психологии опирается на её базовые методические принципы и использует все многообразие психологических методов и методик. Специфичность методического арсенала ППСЛ заключается в важной роли генетического подхода, в преимущественном использова-
нии отдельных методов, например, биографических, в разработке и применении специальных методик. Но, пожалуй, наиболее существенной особенностью методической организации ППСЛ является совместное использование технологий психологического анализа профессиональной деятельности (ПАПД или ПАД) и психологического анализа профессионального становления личности (ПАПСЛ).
Обратимся к проблеме специфичности теории и понятийного аппарата ППСЛ, которая является наиболее сложной, тесно связанной с проблемой предмета и метода.
4
Основу любой теории составляет понятийный аппарат. Как и во всех науках, развитие понятийного аппарата в ППСЛ идёт в направлении максимального приближения его содержания к содержанию изучаемого предмета.
Как уже отмечалось, ППСЛ возникает на пересечении нескольких отраслей психологии, включая психологию труда, психологию развития, психологию жизненного пути, педагогическую психологию и ряда других. Поэтому многие понятия из этих отраслей активно используются в структуре её понятийного аппарата.
Вместе с тем, в силу специфики предмета ППСЛ, объем данных понятий не полностью соответствует его содержанию, и поэтому они нуждаются в уточнении, конкретизации или, наоборот, в расширении. Развитие понятийного аппарата ППСЛ осуществляется на основе выработки новых понятий, адекватных предмету исследования и через конкретизацию и уточнение понятий, заимствованных из других отраслей психологии.
Обозначим два основных направления адаптации заимствованных понятий. Первое направление можно назвать концептуально-содержательным, а второе - концептуально-диахроническим.
Суть первого направления заключается в приведении содержания и объёма, заимствованных понятий в соответствие со спецификой предмета ППСЛ. Концептуальную работу, проводимую в рамках данного направления, рассмотрим на примере анализа содержания конкретных понятий.
Первое понятие, на котором мы остановимся, - «профессиональная деятельность субъекта труда». Традиционно в отечественной психологии труда и в психологии в целом профессиональная
деятельность рассматривается в качестве ведущей (а по некоторым источникам, и единственной) формы профессиональной активности субъекта труда. Такое сужение репертуара форм активности субъекта труда можно считать вполне оправданным, т.к. сформированная профессиональная деятельность позволяет решать те задачи, которые возлагаются на профессионала, для решения которых он собственно и готовится на протяжении достаточно длинного времени.
Однако, если обратиться к исследованиям профессионального становления личности, которые проведены отечественными и зарубежными психологами (А.К. Маркова [11], Э.Ф. Зеер [6], Е.А. Климов [7], Д. Сьюпер [23] и т.д.), то нетрудно заметить, что субъект труда выполняет не только профессиональную деятельность, он осуществляет и другие формы профессиональной активности, а именно: поиск и выбор профессии, первичную и вторичную профессиональную адаптацию, учебно-профессиональную деятельность, совладающие формы активности в процессе профессионального кризиса, планирование и реализацию профессиональной карьеры и ряд других.
Материалы, представленные выше, свидетельствуют, что наряду с профессиональной деятельностью субъект труда реализует и другие формы профессиональной активности, которые, опираясь на работы Mirvis P.H. и Hall D.T. [21; 22], можно назвать метапрофессиональными. Если главная функция профессиональной деятельности заключается в создании потребительских стоимостей, то главная задача метапрофес-сиональных форм активности (деятельности) заключается в «создании» самого субъекта труда и поддержании его функциональных возможностей на необходимом уровне.
Следующее понятие, которое мы рассмотрим, - «профессионально важные качества». Профессионально важные качества (ПВК) - традиционный предмет исследования теоретической и прикладной психологии труда, а также других отраслей психологической науки, где изучаются проблемы профессионализации личности. Начиная с психотехников, обсуждению и анализу данного понятия посвящено большое количество работ. Не меньшее количество исследований посвящено описанию того, как выявляются и оцениваются ПВК при решении задач профессионального отбора и профессионального обучения. И все это свидетельствует о том, что понятие ПВК является утвердившимся элементом психо-
логического тезауруса и обладает строго очерченным объемом и содержанием.
Потребность в уточнении и конкретизации психологического содержания данного понятия возникла в связи с тем, что в рамках целостных концепций профессионального развития, в которых данный процесс исследуется, начиная с этапа первичной оптации до завершения профессиональной карьеры, понятие ПВК трактуется более широко. Оно соотносится не только с требованиями профессиональной деятельности, но и с другими формами профессиональной активности личности. И, следовательно, можно говорить о ПВК профессиональной адаптации (адаптируемость), ПВК учебно-профессиональной деятельности (обучаемость), ПВК первичной и вторичной оптации и т. д.
В этом случае мы также можем говорить о двух видах ПВК: ПВК в классическом понимании, исходя из определения В.Д. Шадрикова, и мета-ПВК. Первые определяют эффективность профессиональной деятельности субъекта труда, а мета-ПВК влияют на эффективность его мета-профессиональных форм активности (деятельности).
Второе, концептуально-диахроническое (дословно - «проходить сквозь, через время» [17, с. 389]), направление также ориентаровано на конкретизацию содержания и объема заимствованных понятий, но с целью их согласованного использования на разных стадиях профессионализации. Данную теоретическую процедуру можно назвать диахронизацией понятий. Поясним на примере.
Для объективной оценки эффективности профессиональной деятельности используется 3 основных критерия (параметра, показателя и т.д.): производительность, качество и надёжность. Стадии профессиональной деятельности профессионала предшествует стадия профессионального обучения, для которой ведущей формой профессиональной активности является учебно-профессиональная деятельность. Что здесь выступает в качестве гомологичных критериев? (Мы их называет гомологичными, т.к. они одинаковые по функциям, но могут быть разными по содержанию, так как характеризируют разные психологические структуры). Возможно, объем усвоенных знаний (производительность), степень или уровень усвоенных знаний (качество), устойчивость знаний (надёжность) или какие-то другие критерии?
Стадии профессионального обучения предшествует стадия поиска и выбора будущей профессии. Какие здесь будут гомологичные критерии? Скорость поиска и выбора профессии, количество просмотренных профессий (производительность); адекватность выбора, устойчивость выбора (надёжность) и т. д.
Диахроническое согласование понятий необходимо, прежде всего, для того, чтобы сформировать однородный понятийный аппарат, который может непротиворечиво описывать весь процесс профессионализации, все его стадии, обеспечивая при этом способность обеспечивать концептуальную преемственность. Сказанное относится не только к критериям профессионализации, но и к другим понятиям ППСЛ.
Итак, мы видим, что исследование профессионализации личности предполагает выделение и использование специфического понятийного аппарата, адекватного предмету ППСЛ. И такой понятийный аппарат активно разрабатывается в процессе уточнения содержания заимствованных понятий и создания новых понятий.
Резюме
Подводя итог сказанному выше, отметим следующие моменты, наиболее важные с точки зрения решения тех задач, которые были поставлены в начале статьи.
В рамках психологии профессионального становления личности исследуется специфический предмет, в качестве которого выступает психологическая структура субъекта профессионализации (профессионального пути), процесс его становления и реализации, сопровождения и поддержки на разных этапах профессионального пути.
В таком качестве данный предмет исследования не представлен ни в одной из отраслей психологии. В психологии труда, психологии развития и жизненного пути, в прикладных отраслях психологии (психология спорта, медицинская, юридическая, транспортная, организационная, инженерная психология и т.д.) исследуются лишь отдельные компоненты, стороны, уровни субъекта профессионального пути, отдельные факторы и этапы его становления, а также специфические особенности профессионализации, характерные для соответствующих типов профессий. Для его изучения и реконструкции в ППСЛ используется специфический понятийный аппарат, который первоначально заимствован в основном из психологии труда, психологии жиз-
ненного пути и психологии развития. И именно по этой причине он нуждается в уточнении, конкретизации, а в ряде случаев - в глубоком содержательном переосмыслении. Но сам факт концептуальной специфичности понятийного аппарата ППСЛ ещё раз подчеркивает своеобразие и неповторимость её предмета, который не может быть сведён к предметам других отраслей психологии.
В ППСЛ разрабатываются и применяются как общепсихологические, так и специфические исследовательские методы, методики, методические технологии, адекватные содержанию предмета исследования.
В методологическом и методическом плане системогенетические принципы являются ведущими для ППСЛ, а психологический анализ профессиональной деятельности и психологический анализ профессионального становления личности являются базовыми исследовательскими технологиями. Содержание и направленность данных технологий во многом определяют специфичность методического аппарата ППСЛ.
Не менее важной составляющей методического арсенала ППСЛ являются технологии непрерывного взаимодействия с субъектом труда, которые включают общие и специфические методы его сопровождения и поддержки на разных этапах профессионализации.
В заключение ещё раз отметим, что приведённые в статье аргументы должны убедить заинтересованного читателя в существовании реальной потребности и наличии необходимых теоретических предпосылок для выделения психологии профессионального становления личности в качестве отдельной отрасли психологии, которая обладает самостоятельным предметом, специфическим понятийным аппаратом и адекватным методическим арсеналом.
Библиографический список
1. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного чело-векознания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - М. , 1977. - 380 с.
2. Бодров, В. А. Психология профессиональной пригодности [Текст] / В. А. Бодров. - М. : ПЕР СЭ, 2001. - 511 с.
3. Бодров, В. А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности [Текст] / В.
A. Бодров // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / под ред.
B. А. Бодрова. - М. , 1991. - С. 3-21.
4. Завалишина, Д. Н. Практическое мышление (специфика и проблемы развития) [Текст] / Д. Н. Завалишина. - М. , 2005. - 374 с.
5. Зеер, Э. Ф. Профориентология: теория и практика [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер. - М. : Академический проект, 2004. - 188 с.
6. Зеер, Э. Ф. Психология профессий [Текст] / Э. Ф. Зеер. - М. ; Екатеринбург, 2003. - 329 с.
7. Климов, Е. А. Психология профессионала [Текст] / Е. А. Климов. - Воронеж, 1996. - 400 с.
8. Климов, Е. А. Введение в психологию труда [Текст] / Е. А. Климов. - М. : Культура и спорт, 1998.
- 349 с.
9. Кудрявцев, Т. В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности [Текст] / Т. В. Кудрявцев, В. Ю. Шегурова // Вопросы психологии. - 1983. - № 2. - С. 51-60.
10. Маркова, А. К. Психология труда учителя [Текст] / А. К. Маркова. - М., 1993. - 190 с.
11. Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст] / А. К. Маркова. - М. : Знание», 1996. - 184 с.
12. Орел, В. Е. Синдром психического выгорания личности [Текст] / В. Е. Орел. - М. : Институт психологии РАН., 2005. - 330 с.
13. Поварёнков, Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека [Текст] / Ю.П. Поварёнков. - М. : Издательство УРАО, 2002.
- 160 с.
14. Поварёнков, Ю. П. Психология профессионального становления личности [Текст] / Ю. П. Поварёнков. - Курск , 1991. - 110 с.
15. Поварёнков, Ю. П. Проблемы психологии профессионального становления личности [Текст] / Ю. П. Поварёнков. - Саратов , 2012. - 510 с.
16. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2000. -720 с.
17. Советский энциклопедический словарь [Текст].
- М. : Советская энциклопедия, 1986. - 1600 с.
18. Шадриков, В. Д. Деятельность и способности [Текст] / В. Д. Шадриков. - М. , 1994. - 315 с.
19. Шадриков, В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности [Текст] / В. Д. Шадриков. - М. : Наука, 1983. - 185 с.
20. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способностей человека [Текст] : учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. / В. Д. Шадриков. - М. : Логос, 1996. - 320 с.
21. Hall D.T., Mirvis P.H. The new career contract developing the whole person at midlife and beyond // J. Of Vocational Bechavior, 1995, vol.35. - P.64-75.
22. Mirvis P.H., Hall D.T. Psychological success and the boundaryless career // J. of Organizational Behavior, 1994, vol.15. - P.365-380.
23. Super D.E. Vocation development N.Y., 1957. -340 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Anan'yev, B. G. O problemakh sovremennogo chelovekoznaniya [Tekst] / B. G. Anan'yev. - M. , 1977.
- 380 s.
2. Bodrov, V. A. Psikhologiya professional'noy prigodnosti [Tekst] / V. A. Bodrov. - M. : PER SE, 2001.
- 511 s.
3. Bodrov, V. A. Psikhologicheskiye issledovaniya problemy professionalizatsii lichnosti [Tekst] / V. A. Bodrov // Psikhologicheskiye issledovaniya problemy formirovaniya lichnosti professionala / pod red. V. A. Bodrova. - M. , 1991. - S. 3-21.
4. Zavalishina, D. N. Prakticheskoye myshleniye (spetsifika i problemy razvitiya) [Tekst] / D. N. Zavalishina. - M. , 2005. - 374 s.
5. Zeyer, E. F. Proforiyentologiya: teoriya i praktika [Tekst] : ucheb. posobiye dlya studentov vuzov / E. F. Zeyer. - M. : Akademicheskiy proyekt, 2004. - 188 s.
6. Zeyer, E. F. Psikhologiya professiy [Tekst] / E. F. Zeyer. - M. ; Yekaterinburg, 2003. - 329 s.
7. Klimov, Ye. A. Psikhologiya professionala [Tekst] / Ye. A. Klimov. - Voronezh, 1996. - 400 s.
8. Klimov, Ye. A. Vvedeniye v psikhologiyu truda [Tekst] / Ye. A. Klimov. - M. : Kul'tura i sport, 1998. -349 s.
9. Kudryavtsev, T. V. Psikhologicheskiy analiz di-namiki professional'nogo samoopredeleniya lichnosti [Tekst] / T. V. Kudryavtsev, V. YU. Shegurova // Vo-prosy psikhologii. - 1983. - № 2. - S. 51-60.
10. Markova, A. K. Psikhologiya truda uchitelya [Tekst] / A. K. Markova. - M., 1993. - 190 s.
11. Markova, A. K. Psikhologiya professionalizma [Tekst] / A. K. Markova. - M. : Znaniye», 1996. - 184 s.
12. Orel, V. Ye.Sindrom psikhicheskogo vygoraniya lichnosti [Tekst] / V. Ye. Orel. - M. : Institut psikhologii RAN., 2005. - 330 s.
13. Povarenkov, Yu. P. Psikhologicheskoye soderz-haniye professional'nogo stanovleniya cheloveka [Tekst] /
Yu. P. Povarenkov. - M. : Izdatel'stvo URAO, 2002. -160 s.
14. Povarenkov, Yu. P. Psikhologiya profession-al'nogo stanovleniya lichnosti [Tekst] / Yu. P. Povarenkov. - Kursk , 1991. - 110 s.
15. Povarenkov, Yu. P. Problemy psikhologii profes-sional'nogo stanovleniya lichnosti [Tekst] / Yu. P. Povarenkov. - Saratov , 2012. - 510 s.
16. Rubinshteyn, S. L. Osnovy obshchey psikhologii [Tekst] / S. L. Rubinshteyn. - SPb. : Piter, 2000. - 720 s.
17. Sovetskiy entsiklopedicheskiy slovar' [Tekst]. -M. : Sovetskaya entsiklopediya, 1986. - 1600 s.
18. Shadrikov, V. D. Deyatel'nost' i sposobnosti [Tekst] / V. D. Shadrikov. - M. , 1994. - 315 s.
19. Shadrikov, V. D. Problemy sistemogeneza profes-sional'noy deyatel'nosti [Tekst] / V. D. Shadrikov. - M. : Nauka, 1983. - 185 s.
20. Shadrikov, V. D. Psikhologiya deyatel'nosti i spo-sobnostey cheloveka [Tekst] : ucheb. posobiye. - 2-ye izd., pererab. i dop. / V. D. Shadrikov. - M. : Logos, 1996. - 320 s.
21. Hall D.T., Mirvis P.H. The new career contract developing the whole person at midlife and beyond // J. Of Vocational Bechavior, 1995, vol.35. - P.64-75.
22. Mirvis P.H., Hall D.T. Psychological success and the boundaryless career // J. of Organizational Behavior, 1994, vol.15. - P.365-380.
23. Super D.E. Vocation development N.Y., 1957. -340 s.