Научная статья на тему 'Психологическая характеристика индивидуальных стилей деятельности профессионала'

Психологическая характеристика индивидуальных стилей деятельности профессионала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1489
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ И МЕТАПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛА / ПАРЦИАЛЬНЫЕ И ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СТИЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛА / ПАРЦИАЛЬНЫЕ И ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛА / PROFESSIONAL AND METAPROFESSIONAL ACTIVITY / INDIVIDUALITY OF THE PROFESSIONAL / PARTIAL AND INTEGRAL INDIVIDUAL STYLE OF THE PROFESSIONAL'S ACTIVITIES / PARTIAL AND INTEGRAL INDIVIDUAL WAYS OF THE PROFESSIONAL'S ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поваренков Юрий Павлович

Статья посвящена теоретическим вопросам индивидуально-психологического анализа деятельности профессионала, который осуществляется с позиций системогенетического подхода. В статье показано, что существует большое разнообразие различных видов и форм деятельности профессионала. Автор описывает профессиональные и метапрофессиональные индивидуальные стили и способы деятельности профессионала. Выделены интегральные индивидуальные стили и способы деятельности профессионала, которые характеризуют индивидуальные особенности формирования и функционирования деятельности профессионала в целом, такие как профессиональная оптация, адаптация, реализация профессиональной карьеры, учебно-профессиональная деятельность и т. д. Описаны парциальные стили и способы деятельности профессионала, которые характеризуют индивидуальные особенности формирования и функционирования отдельных компонентов деятельности профессионала, включая целеполагание, планирование, самоконтроль, принятие решения, коррекцию и т. д. В статье предложена классификация индивидуальных стилей и индивидуальных способов деятельности профессионала, которая опирается на классификацию видов его деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Characteristic of Individual Styles of the Professional's Activity

The article discusses theoretical issues of the individual psychological analysis of the professional activity, which is based on the provisions of the sistemogenetic approach. The article shows that there is a large variety of different types and forms of activities of the professional. The author describes the professional and metaprofessional individual styles and ways of the professional's work. The author distinguishes between integral individual styles and ways of professional activities that characterize individual peculiarities of formation and functioning of the professional activity in general, such as vocational choice, adaptation, implementation of the professional career, training and professional activities, etc. The author describes the partial styles, and ways of professional activities that characterize individual peculiarities of formation and functioning of separate components of professional activities, including goal setting, planning, self-control, decision making, correction, etc. The article proposes a classification of individual styles and individual ways of the professional's work that relies on the classification of activities in the field.

Текст научной работы на тему «Психологическая характеристика индивидуальных стилей деятельности профессионала»

УДК 159

Ю. П. Поваренков

Психологическая характеристика индивидуальных стилей деятельности профессионала

Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РГНФ № 15-06-10290 «Системогенетическая концепция профессионального становления и сопровождения личности на современном этапе социально-экономического развития общества»

Статья посвящена теоретическим вопросам индивидуально-психологического анализа деятельности профессионала, который осуществляется с позиций системогенетического подхода. В статье показано, что существует большое разнообразие различных видов и форм деятельности профессионала. Автор описывает профессиональные и метапрофессиональные индивидуальные стили и способы деятельности профессионала. Выделены интегральные индивидуальные стили и способы деятельности профессионала, которые характеризуют индивидуальные особенности формирования и функционирования деятельности профессионала в целом, такие как профессиональная оптация, адаптация, реализация профессиональной карьеры, учебно-профессиональная деятельность и т. д. Описаны парциальные стили и способы деятельности профессионала, которые характеризуют индивидуальные особенности формирования и функционирования отдельных компонентов деятельности профессионала, включая целеполагание, планирование, самоконтроль, принятие решения, коррекцию и т. д. В статье предложена классификация индивидуальных стилей и индивидуальных способов деятельности профессионала, которая опирается на классификацию видов его деятельности.

Ключевые слова: профессиональная и метапрофессиональная деятельность, индивидуальность профессионала, парциальные и интегральные индивидуальные стили деятельности профессионала, парциальные и интегральные индивидуальные способы деятельности профессионала.

Yu. P. Povarionkov

Psychological Characteristic of Individual Styles of the Professional's Activity

The article discusses theoretical issues of the individual psychological analysis of the professional activity, which is based on the provisions of the sistemogenetic approach. The article shows that there is a large variety of different types and forms of activities of the professional. The author describes the professional and metaprofessional individual styles and ways of the professional's work. The author distinguishes between integral individual styles and ways of professional activities that characterize individual peculiarities of formation and functioning of the professional activity in general, such as vocational choice, adaptation, implementation of the professional career, training and professional activities, etc. The author describes the partial styles, and ways of professional activities that characterize individual peculiarities of formation and functioning of separate components of professional activities, including goal setting, planning, self-control, decision making, correction, etc. The article proposes a classification of individual styles and individual ways of the professional's work that relies on the classification of activities in the field.

Keywords: professional and metaprofessional activity, individuality of the professional, partial and integral individual style of the professional's activities, partial and integral individual ways of the professional's activities.

Хорошо известно, что любой профессионал (формирующийся или сформировавшийся) - это всегда индивидуальность, которая проявляется в своеобразном сочетании его качеств, в специфической структуре деятельности, в индивидуальных стратегиях карьерного развития и т. д.

Именно поэтому дифференциальный подход к психологическому исследованию профессионализации является чрезвычайно актуальным и в практическом, и в теоретическом плане. Это свидетельствует о том, что не только общие, но и индивидуальные закономерности профессионализации должны стать, а в ряде случаев и уже являются предметом самого пристального вни-

мания специалистов в области психологии профессионального становления и реализации личности.

Как известно, в рамках дифференциальной психологии выработан специальный понятийный аппарат, который включает такие понятия, как индивидуальность, интегральная индивидуальность, индивидуализация, индивидуальный стиль (деятельности, общения, жизни и т. д.), когнитивный стиль, индивидуальный способ деятельности [1, 3, 4, 8] и т. д. Поэтому теоретическую основу эффективной реализации индивидуального подхода в рамках психологии профессионализации составляют уточнение, конкретизация ве-

© Поваренков Ю. П., 2016

дущих понятий дифференциальной психологии (а в случае необходимости - и выработка новых понятий) с учетом специфики предмета психологии профессионального становления и реализации личности.

Надо признать, что такая работа проводится, но явно недостаточными темпами и исключительно при решении частных задач в рамках конкретных исследований, а следовательно, не носит системного характера. Учитывая сказанное, цель настоящей статьи заключается в том, чтобы наметить основные направления разработки и классификации понятийного аппарата, адекватного задачам продуктивного исследования индивидуальных психологических особенностей формирования и реализации профессионала.

Данная проблема достаточно широка для формата научной статьи, поэтому мы пока ограничимся индивидуально-психологическим анализом деятельности профессионала.

В психологии исследование индивидуальных особенностей деятельности профессионала традиционно связывается с изучением индивидуального стиля деятельности (ИСтД). Как известно, впервые данное понятие было определено Е. А. Климовым, который, под руководством В. С. Мерлина, проводил исследование деятельности ткачих [2]. Индивидуальный стиль деятельности рассматривался Е. А. Климовым как «индивидуально своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности...» [3, с. 26].

В настоящее время активное исследование ИСтД в отечественной психологии продолжается, что отражено в многочисленных публикациях посвященных данной проблематике [6, 7]. В современных исследованиях ИСтД трактуется более широко и, в частности, рассматривается как результат влияния всей системы индивидуальных качеств человека на его деятельность, а не только свойств нервной системы.

Начиная с известных работ Е. А. Климова, при изучении индивидуальных особенностей деятельности профессионала основное внимание уделяется анализу индивидуального стиля его профессиональной (трудовой) деятельности (ИСтПД). Но возникает вопрос: а достаточно ли полно и всесторонне раскрываются индивидуальные особенности деятельности профессионала с позиций понятия ИСтПД? Анализ показыва-

ет, что данное понятие позволяет это сделать лишь частично и в определенных пределах, и вот почему.

Причина в том, что формирующийся и сформировавшийся профессионал выполняет не только профессиональную деятельность, которой, несомненно, отводится ведущая роль, но и другие специфические виды деятельности, которые, опираясь на работы Мирвиса и Холла [9], можно назвать метапрофессиональными [5].

Основанием для дифференциации видов деятельности профессионала является специфика решаемых им задач. Если профессиональная деятельность ориентирована, прежде всего, на создание потребительских стоимостей, то мета-профессиональные виды деятельности - на решение нормативных и индивидуальных задач профессионального становления самого профессионала.

Круг метапрофессиональных задач и соответствующих им видов метапрофессиональной деятельности определен недостаточно точно, но можно выделить следующие задачи: поиск и выбор профессии, профессиональное научение (учебно-профессиональная деятельность) и развитие, профессиональная адаптация, профессиональное самоопределение, профессиональное коупинг-поведение, планирование и реализация профессиональной карьеры и т. д.

Произведенная дифференциация позволяет говорить не только об ИСтПД, но и об индивидуальных стилях метапрофессиональных видов деятельности, то есть об индивидуальных стилях оптации, профессионального научения, профессиональной адаптации, реализации профессиональной карьеры и т. д. Несомненно, что такой подход к выделению видов деятельности профессионала существенно расширяет наши теоретические представления о содержании индивидуальных стилей его деятельности, а также имеет важное практическое значение.

Последнее означает, что в ходе профессионального становления человека необходимо уделять внимание не только формированию ИСтПД, как это делается традиционно, но и формированию индивидуальных стилей различных видов метапрофессиональной деятельности. А это существенно повышает качество подготовки профессионала и расширяет диапазон его профессиональных возможностей. Хотя следует признать, что, несмотря на осознаваемую актуальность обозначенной проблемы, методические разработки в данной области практически отсутствуют.

Уточним, как содержательно определяется специфика профессиональных и метапрофессио-нальных стилей деятельности профессионала. Для этого необходимо обратиться к анализу психологической структуры деятельности.

Как справедливо отмечает В. Д. Шадриков, несмотря на большое разнообразие видов деятельности профессионала, все они имеют принципиально одинаковую архитектонику, психологическую структуру [8]. В рамках системогене-тического подхода выделяют следующие когнитивные компоненты ее психологической структуры: цель и целеполагание, план и планирование, самоконтроль, коррекция, принятие решения, информационная основа деятельности и ряд других.

Выделение компонентов психологической структуры деятельности профессионала позволяет зафиксировать макроуровень и микроуровень ее индивидуально-психологического анализа, определить интегральные и парциальные виды стилей. Остановимся на этом моменте более подробно.

Выше мы фактически провели макроуровне-вый анализ, в рамках которого были выделены индивидуальные стили профессиональной и ме-тапрофессиональной деятельности субъекта труда, которые можно назвать интегральными. Уточним, какими особенностями характеризуются интегральные стили деятельности профессионала:

— Во-первых, интегральные индивидуальные стили деятельности профессионала выделяются в ходе макроуровневого анализа его профессиональной и различных видов метапрофессиональ-ной деятельности;

— Во-вторых, они характеризуют индивидуальные особенности деятельности профессионала в целом. Учитывая сказанное, в качестве интегральных индивидуальных стилей (ИИСт) деятельности профессионала выступают ИИСт профессиональной деятельности, ИИСт профессиональной оптации, ИИСп учебно-профессиональной деятельности, ИИСп планирования и реализации профессиональной карьеры и т. д.

— В-третьих, с точки зрения структурной организации специфика интегрального индивидуального стиля деятельности профессионала определяется составом компонентов ее психологической структуры, спецификой их содержания и системой взаимосвязей, которые складываются между ними. Это означает, что содержание инте-

гральных индивидуальных стилей деятельности профессионала определяются; во-первых, тем, что состав психологической структуры деятельности профессионала может различаться по компонентному содержанию; во-вторых, тем, что содержание целей, планов, ИОД и т. д. может варьироваться как качественно, так и количественно; в-третьих, тем, что между компонентами может существовать разная система взаимосвязей.

В чем состоит специфика индивидуальных парциальных стилей (ИПСт) деятельности профессионала?

Во-первых, парциальные стили выявляются в ходе микроуровневого анализа, который ориентирован на изучение отдельных компонентов психологической структуры деятельности профессионала: целеполагания, планирования, контроля, принятия решений и т. д.

Во-вторых, парциальные индивидуальные стили характеризуют не в целом деятельность профессионала, а лишь формирование и функционирование отдельных компонентов ее психологической структуры. Поэтому в качестве парциальных индивидуальных стилей деятельности профессионала рассматривают ИПСт целепола-гания, ИПСт планирования, ИПСт самоконтроля, ИПСт принятия решения и т. д.

В-третьих, содержание парциальных стилей определяется качественными и количественными особенностями операционного состава компонентов, интенсивностью и скоростью их реализации и т. д., а также спецификой той деятельности профессионала, в состав которой они входят.

Для уточнения специфики парциальных индивидуальных стилей обратимся к Таблице 1.

Данная таблица не полная, но она позволяет проиллюстрировать выделение двух основных видов индивидуальных стилей деятельности профессионала и их соотношение.

Из таблицы хорошо видно, что парциальные стили не могут существовать абстрактно и вне рамок целостной деятельности профессионала, так как характеризуют индивидуальные особенности функционирования ее компонентов. Поэтому в реальности не может быть выделен, например, индивидуальный парциальный стиль «целеполагание». Реально существует парциальный индивидуальный стиль «целеполагание в процессе профессиональной оптации» или «це-леполагание в профессиональной адаптации», или «целеполагание в процессе учебно-профессиональной деятельности» и т. д.

Таблица 1

Виды индивидуальных стилей деятельности профессионала

Виды деятельности Целеполага- Планирова- Самокон- Принятие Коррекция Интеграль-

профессионала ние ние троль решения ные индивидуальные стили

1. Профоптация 11* 12 13 14 15 А**

2. Профнаучение 21 22 23 24 25 Б

3. Профадаптация 31 32 33 34 35 В

4. Профдеятельность 41 42 43 44 45 Г

5. Реализация карьеры 51 52 53 54 55 Д

* двузначные числа обозначают виды индивидуальных парциальных стилей (ИПСт) в деятельности профессионала, например: 11 - ИПСт целеполагания в ходе профессиональной оптации; 22 - ИПСт планирования в ходе профессионального научения; 33 - ИПСт самоконтроля в процессе профессиональной адаптации; 44 - ИПСт в процессе выполнения профессиональной деятельности и т. д.

** буквы обозначают виды индивидуальных интегральных стилей (ИИС) деятельности профессионала, например: А -ИИСт поиска и выбора профессии; Б - ИИСт учебно-профессиональной деятельности; В - ИИС профессиональной адаптации; Г - ИИСт профессиональной деятельности; Д - ИИСт планирования и реализации карьеры

Таблица 2

Виды индивидуальных способов деятельности профессионала

Виды деятельности профессионала Целеполага-ние Планирование Самоконтроль Принятие решения Коррекция Интегральные индивидуальные стили

1. Профоптация 11* 12 13 14 15 А**

2. Профнаучение 21 22 23 24 25 Б

3. Профадаптация 31 32 33 34 35 В

4. Профдеятельность 41 42 43 44 45 Г

5. Реализация карьеры 51 52 53 54 55 Д

* двухзначные числа обозначают виды индивидуальных парциальных способов (ИПСп) деятельности профессионала, например: 11 - ИПСп целеполагания в ходе профессиональной оптации; 22 - ИПСп планирования в ходе профессионального научения; 33 - ИПСп самоконтроля в процессе профессиональной адаптации; 44 - ИПСп в процессе выполнения профессиональной деятельности и т. д.

** буквы обозначают виды индивидуальных интегральных способов (ИИСп) деятельности профессионала, например: А - ИИСп поиска и выбора профессии; Б - ИИСп учебно-профессиональной деятельности; В - ИИСп профессиональной адаптации; Г - ИИСп профессиональной деятельности; Д - ИИСп планирования и реализации карьеры

Наконец, еще один важный момент, который раскрывает индивидуальную специфику деятельности профессионала. Наряду с понятием «индивидуальный стиль деятельности», В. Д. Шадриков предлагает использовать понятие «индивидуальный способ деятельности» (ИСпД), который рассматривается им как «способ деятельности, обусловленный индивидуально-своеобразным характером учета объективных и субъективных условий деятельности» [8, с. 28].

Из определения следует, что ИСпД не является результатом осознаваемого или неосознаваемого, но прямого влияния индивидуальных особенностей человека на содержание деятельности. Он выбирается или формируется человеком в результате познания, дифференциации и оценки объективных и субъективных факторов деятельности, в результате сознательного учета их особенностей и взаимодействия в процессе ее выполнения.

Очевидно, что понятие индивидуального способа деятельности может быть использовано и для изучения индивидуальных особенностей деятельности формирующего и сформировавшегося профессионала. В этом случае следует говорить об индивидуальном способе деятельности профессионала (ИСпДП). Его специфика заключается в том, что он формируется на основе индивидуально-своеобразного учета объективных и субъективных факторов профессиональной и различных видов метапрофессиональной деятельности.

Следовательно, можно говорить о многообразии индивидуальных способов деятельности, которые по аналогии с ИСтДП делятся на интегральные и парциальные. Интегральный ИСпДП характеризует индивидуальные особенности деятельности в целом, а парциальный - индивидуальные особенности формирования и функцио-

нирования ее компонентов. Более подробная характеристика видов ИСпДП представлена в Таблице 2.

Завершая обсуждение проблемы индивидуальных стилей и способов деятельности профессионала, подведем краткие итоги.

Резюме

— В рамках психологии профессионального и карьерного развития, наряду с изучением общих закономерностей профессионализации человека, самое пристальное внимание уделяется (или должно уделяться) исследованию индивидуально-специфических закономерностей профессионального становления и реализации человека. Это продиктовано практической направленностью данной отрасли психологической науки, которая ориентирована на оказание реальной помощи человеку в плане построения и реализации профессиональной карьеры и преодоления сложных ситуаций профессионального развития.

— В психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии) наработан определенный концептуальный аппарат, который включает следующие понятия: индивидуальность, интегральная индивидуальность, индивидуализация, индивидуальный стиль и индивидуальный способ деятельности и т. д. Теоретической основой последовательной реализации индивидуального подхода в психологии карьерного и профессионального развития является конкретизация данных понятий с учетом специфики ее предмета, разработка индивидуально-ориентированных технологий изучения и сопровождения формирующегося и сформировавшегося профессионала.

— С опорой на основные положения системо-генетического подхода и с учетом психологических закономерностей карьерного и профессионального развития человека в статье предпринята попытка классифицировать различные виды индивидуальных стилей деятельности профессионала. С учетом решаемых профессионалом задач были выделены индивидуальные стили и способы профессиональной и метапрофессиональной деятельности, с учетом масштабности предмета индивидуально-психологического анализа - парциальные и интегральные индивидуальные стили и способы деятельности профессионала.

— Интегральные индивидуальные стили (ИИСт) и способы (ИИСп) деятельности профессионала выделяются в ходе макроуровневого анализа его профессиональной и различных видов метапрофессиональной деятельности. Они

характеризуют индивидуально-психологические особенности деятельности профессионала в целом. В качестве интегральных способов деятельности профессионала выступают ИИСт и ИИСп профессиональной деятельности, ИИСт и ИИСп профессиональной оптации, ИИСт и ИИСп учебно-профессиональной деятельности, ИИСт и ИИСп планирования и реализации профессиональной карьеры и т. д. Специфика интегральных ИСт и ИСп стилей деятельности профессионала определяется составом компонентов ее психологической структуры, их качественной и количественной спецификой, а также системой взаимосвязей, которые складываются между ними.

— Парциальные индивидуальные стили ИПСт и способы ИПСп деятельности профессионала выявляются в ходе микроуровневого анализа, который ориентирован на изучение отдельных компонентов психологической структуры деятельности профессионала, включая целеполага-ние, планирование, контроль, принятие решений и т. д. Парциальные индивидуальные стили и способы характеризуют не деятельность профессионала в целом, а лишь формирование и функционирование отдельных компонентов ее психологической структуры. Поэтому в качестве индивидуальных стилей и способов деятельности профессионала рассматривают ИПСт и ИПСп целеполагания, ИПСт и ИПСп планирования, ИПСт и ИПСп самоконтроля, ИПСт и ИПСп принятия решения и т. д. Содержание парциальных стилей определяется качественными и количественными особенностями операционного состава компонентов, интенсивностью и скоростью их реализации, индивидуально-

психологическими особенностями их взаимодействия, а также спецификой той деятельности профессионала, в состав которой они входят.

Библиографический список

1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1968. -340 с.

2. Климов, Е. А. Индивидуальные особенности трудовой деятельности ткачих-многостаночниц в связи с подвижностью нервной системы [Текст] / Е. А. Климов // Вопросы психологии. - 1959. - № 2. -С. 66-76.

3. Климов, Е. А. Индивидуальный стиль деятельности [Текст] / Е. А. Климов. - Казань : Изд-во КГУ, 1969. - 278 с.

4. Мерлин, В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности [Текст] / В. С. Мерлин. - М. : Педагогика, 1986. - 220 с.

5. Поваренков, Ю. П. Системогенетический под-

231

ход к выделению и классификации профессиональных задач личности [Текст] / Ю. П. Поваренков // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 2. -С. 127-134.

6. Психология стилей человека [Текст] / сост. Б. А. Вяткин, М. Р. Щукин. - Пермь : Книжный мир, 2013. - 472 с.

7. Толочек, В. А. Проблема стилей в психологии [Текст] / В. А. Толочек. - М. : Институт психологии РАН, 2013. - 320 с.

8. Шадриков, В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности [Текст] / В. Д. Шадри-ков. - М. : Логос, 2007. - 192 с.

9. Hall, D. T. The new career contract developing the whole person at midlife and beyond [Текст] / D. T. Hall, P. H. Mirvis // Journal of Vocational Behavior. - 1995. -V 35. - P. 64-75.

Bibliograficheskij spisok

1. Anan'ev, B. G. Chelovek kak predmet poznanija [Tekst] / B. G. Anan'ev. - L. : Izd-vo LGU, 1968. - 340 s.

2. Klimov, E. A. Individual'nye osobennosti trudovoj dejatel'nosti tkachih-mnogostanochnic v svjazi s podvizhnost'ju nervnoj sistemy [Tekst] / E. A. Klimov // Voprosy psihologii. - 1959. - № 2. - S. 66-76.

3. Klimov, E. A. Individual'nyj stil' dejatel'nosti [Tekst] / E. A. Klimov. - Kazan' : Izd-vo KGU, 1969. -278 s.

4. Merlin, V. S. Ocherk integral'nogo issledovanija in-dividual'nosti [Tekst] / V S. Merlin. - M. : Pedagogika, 1986. - 220 s.

5. Povarenkov, Ju. P. Sistemogeneticheskij podhod k vydeleniju i klassifikacii professional'nyh zadach lichnosti [Tekst] / Ju. P. Povarenkov // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2016. - № 2. - S. 127-134.

6. Psihologija stilej cheloveka [Tekst] / sost. B. A. Vjatkin, M. R. Shhukin. - Perm' : Knizhnyj mir, 2013. - 472 s.

7. Tolochek, V. A. Problema stilej v psihologii [Tekst] / V A. Tolochek. - M. : Institut psihologii RAN, 2013. - 320 s.

8. Shadrikov, V. D. Problemy sistemogeneza profes-sional'noj dejatel'nosti [Tekst] / V D. Shadrikov. - M. : Logos, 2007. - 192 s.

9. Hall, D. T. The new career contract developing the whole person at midlife and beyond [Tekst] / D. T. Hall, P. H. Mirvis // Journal of Vocational Behavior. - 1995. -V. 35. - P. 64-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.