УДК 332.1:504
А.В. Жаров
СГГ А, Новосибирск
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СОЦИО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Стабилизация социальной, экологической и экономической ситуации актуальна для любого региона России. Она возможна при возрождении традиций бережного отношения к своей земле и природе, для чего важно полноценное участие каждого человека и выборных органов в местном самоуправлении.
A.V. Zharov SSGA, Novosibirsk
SUSTAINABLE DEVELOMENT OF SOCIAL-AND-ECONOMIC SYSTEMS: PROBLEMS AND PROSPECTS FOR DEVELOPMENT
Stabilisation of a social, ecological and economic situation is actual for any region of Russia. It is possible at revival of traditions of a solicitous attitude to the earth and the nature, for what important high-grade participation of each person and elective bodies in local government.
Необходимость оценки перспектив развития России определяет значимость определения качественно различных типов социальноэкономической ситуации в регионах и их неизбежной адаптации к рыночным условиям функционирования и развития.
На современном этапе взаимодействия общества и природы основой для разрешения экологических проблем является экономика, ее экологизация и эффективное функционирование в целом. Этого можно достичь с помощью развития социо-эколого-экономической системы региона. Для того чтобы добиться благоприятной экологической ситуации в регионе необходимо выбрать оптимальный подход к развитию региональной социо-эколого-экономической системы. Оптимальным и результативным подходом к решению проблем социо-эколого-экономической системы является программно-целевой. Он включает в себя:
- Анализ исходного состояния эколого-экономической системы региона;
- Выявление проблем и формирования основной цели программы управления регионом;
- Построение программ сохранения и улучшения природной среды региона.
Преимущество программно-целевого подхода перед другими заключается в том, что этот подход может рационально сочетать общегосударственные и территориальные интересы и позволяет осуществлять мероприятия, напрямую связанные с деятельностью конкретных субъектов хозяйствования.
Ограниченные запасы природных ресурсов выводят на первый план вопросы обеспечения должного уровня жизни для постоянно возрастающего населения и одновременно с этим сохранения природного потенциала планеты. Увеличивающиеся темпы экономического роста обостряют экологическую ситуацию. Одним из способов выхода из сложившегося положения является достижения устойчивого экономического развития отраслей национальной экономики. Такое развитие подразумевает удовлетворение потребности общества настоящее время, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Поэтому проблема устойчивого экономического развития является актуальной в наше время и требует повышенного внимания и дополнительного исследования. Достигнуть устойчивого развития через экологизацию экономики можно с помощью эколого-экономических систем.
Процесс экологизации представляет собой распространение экологических идей и внедрение в самые разнообразные стороны общественной жизни. Основной целью экологизации экономики является ресурсосбережение, подразумевающее как прямую экономию ресурсов в процессе их потребления, так и мероприятия по использованию отходов, комплексной переработки сырья и материалов, создание замкнутых технологий. Экологизация - процесс, который не может возникнуть и действовать без четко определенных и сформулированных направлений. Здесь необходима некая последовательность, которая направит данный процесс в нужное русло, заставит его быстро развиваться. К тому же необходимо разобраться в сложившихся экономических структурах, чтобы эффективно решить обостряющиеся экологические проблемы. В связи с этим целесообразна следующая последовательность и приоритетность в экологизации экономики и решения экологических вопросов для достижения устойчивого экономического развития:
- Альтернативные варианты решения экологических проблем (структурная перестройка экономики, изменение экспортной политики, конверсия);
- Развитие малоотходных и безотходных технологий;
- Прямые природоохранные мероприятия (строительство различного рода очистных сооружений, использование фильтров, создание охраняемых территорий и пр.).
Экологизация экономики и проведение природоохранных мероприятий, как и любых других, требует финансовой поддержки. То есть, чтобы процесс экологизации был эффективен и давал положительный результат, необходимы определенные средства. Эти средства могут поступать из специально создаваемых источников финансирования, например, части бюджета страны, отведенной для проведения мероприятий по охране окружающей среды и решения острых экологических проблем.
Новосибирск - самое крупное муниципальное образование в Российской Федерации. Площадь территории города составляет 506,1 км2, а территории
области - 178,2 тыс. м2. Основа промышленного комплекса Новосибирска -214 крупных и средних предприятий. Новосибирск - крупнейший центр академической науки в азиатской части России. В городе живут и трудятся более 50 академиков и членов-корреспондентов РАН, более 1300 докторов наук и около 3,5 тыс. кандидатов наук. По числу ученых на душу населения, занятого в экономике, Новосибирск опережает общероссийский показатель в 2,2 раза. С каждым годом растет объем выполненных научно-технических работ.
Расположенный на пересечении железнодорожной, воздушной и водной транспортных магистралей, наш город - крупнейший транспортный узел Западной Сибири. Железнодорожный транспорт обеспечивает пассажирские перевозки прямыми маршрутами более чем в 30 городов России. Новосибирск связан авиационными линиями с 80 городами России и мира. Ежегодно обслуживается более 10 тыс. пассажирских и грузовых рейсов, кроме того, осуществляются аэрофотосъемка, ледовая разведка и сопровождение судов, патрулирование, обеспечение нужд МЧС и санитарной авиации. В Новосибирске расположены представительства 15 авиакомпаний мира. По Обскому водно-транспортному бассейну судовыми компаниями Новосибирска осуществляется добыча песка, переработка и перевозка грузов для предприятий Западно-Сибирского региона, пригородные и пассажирские перевозки на дальние расстояния.
Развита и транспортная сеть Новосибирска. Ежедневно на маршруты города выходит в среднем 674 единицы муниципального транспорта и 1 851 единица немуниципального транспорта.
В Новосибирске и в других городах области (Искитим, Бердск, Барабинск и др. городах) в общей сложности в год образуется порядка 3-х
-5
млн. м твердых бытовых и порядка 1,5 млн. тонн промышленных отходов. Такие объемы представляют немалую проблему для региона. За год на организованные свалки вывозится около 1,5 млн. м , часть складируется на предприятиях, а часть попадает на неорганизованные свалки, снегоотвалы, обычно расположенные в оврагах и поймах рек.
Необходимость формирования программно-целевого развития социо-эколого-экономической системы Новосибирской области вызвана сложностью экологической ситуации в регионе, оцененной через систему объективных критериев качества объектов окружающей среды, а именно:
- Основными источниками загрязнения атмосферы города являются автомобильный транспорт, ТЭЦ, отопительные котельные и промышленные предприятия. Валовый выброс загрязняющих веществ превышает 300 тыс. Тонн в год (на автотранспортными средства приходится две третьи от всех валовых выбросов в атмосферу города и составляет более 200 тыс. Тонн в год).
- Выброс загрязняющих веществ от предприятий ОАО «Новосибирскэнерго» составляет порядка 70 тыс. Тонн в год или около 70% от валовых выбросов стационарных источников. В водоемы города ежегодно
сбрасывается 300 млн. Куб. М сточных вод, около 246 га территории города отчуждено под размещение золошлакоотвалов.
- В городе имеются 264 ведомственные котельные, валовой выброс загрязняющих веществ которых оценивается в 10-15 тыс. Тонн в год и сопоставим с выбросами одной городской ТЭЦ.
- В городе насчитывается около 35 тыс. Частных домовладений с печным отоплением (негазифицированных), выбросы от которых не учитываются государственным статистическим наблюдением. Валовый выброс от печей домов частного сектора, использующих твердое топливо, составляет порядка 10 тыс. Тонн в год.
- Ежегодно в р. Обь с ливневыми водами сбрасывается основная часть загрязненных сточных вод (более 27 тыс. Тонн взвешенных веществ - 85 % загрязнений, 10 тыс. Тонн органических веществ - 68 % загрязнений, 1 тыс. Тонн нефтепродуктов - 76 % загрязнений).
- Ежегодно образуется более 2 млн. Куб. М твердых бытовых (ТБО) и допущенных к совместному складированию с ними отходов.
- В г. Новосибирске зарегистрировано 220 организаций, использующих радиоактивные вещества и источники ионизирующих излучений, наличие которых усугубляет радиоэкологическую обстановку в городе.
- Низкая экологическая культура жителей города является одним из факторов, наносящих значительный ущерб окружающей среде.
В регионе накоплен определенный опыт контроля за состоянием окружающей среды и меры по уменьшению негативного влияния выбросов вредных веществ в окружающую среду. Учитывая затратность планируемых мероприятий, продолжительные сроки их реализации, необходимость привлечения средств из различных источников, в том числе из бюджетов всех уровней, необходимо решать обозначенные выше проблемы программноцелевым методом, а именно:
- Сокращение выбросов в атмосферу за счет перевода котельных предприятий на газ, совершенствования технологических процессов, продолжения газификации сектора индивидуальной застройки, использования природного газа в качестве моторного топлива, развития магистралей скоростного непрерывного движения и многоуровневых транспортных развязок, реконструкции автодорог;
- Снижение объема сброса загрязненных сточных вод за счет строительства очистных сооружений, строительства, реконструкции и ремонта сетей канализации;
- Защита городских территорий от техногенного подъема уровней грунтовых вод за счет развития сетей ливневой канализации, проектирования и строительства дренажной системы канализации в зонах подтопления, оздоровления (расчистки русел) малых рек и обособленных водоемов города, реконструкции гидротехнических сооружений;
- Совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления путем строительства мусороперерабатывающих предприятий, развития сети пунктов приема вторичных ресурсов, внедрения раздельного сбора отходов;
- Защита и воспроизводства городских лесов, озеленения города;
- Обеспечение радиационной безопасности жителей города за счет дезактивации выявленных аномалий, опробования гидрогеологических (наблюдательных и эксплуатируемых) скважин на содержание радиоактивных изотопов (урана, радия и радона) с целью выявления связи между радиоактивностью трещенных и грунтовых подземных вод с радоноопасными зонами территории города, а также определения влияния процессов подтопления на поступление радона в почву и здания на подтопленных территориях;
- Воспитание, образование подрастающего поколения, повышение экологической грамотности жителей города;
- Развитие и совершенствование системы управления природоохранной деятельностью.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Жаров А.В. Организационно-правовые аспекты функционирования территориальных эколого-экономических систем // III международный научный конгресс «Гео - Сибирь 2008». 2008. - С. 144-147.
2. Жаров А.В. Методы прогнозирования оптимальных решений в управлении эколого-экономическими системами // III международный научный конгресс «Гео -Сибирь 2007». 2007. - С. 177-179.
3. Жихаревич Б.С. Современная экономическая политика городских и региональных властей. - СПб.: РАН ИСЭП, 2005. - 133 с.
© А.В. Жаров, 2010