Научная статья на тему 'Устойчивое развитие социальной инфраструктуры как фактор улучшения качества жизни на сельских территориях'

Устойчивое развитие социальной инфраструктуры как фактор улучшения качества жизни на сельских территориях Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
качество жизни / молодежь / сельские жители / сельские территории / социальная инфраструктура / уровень жизни / устойчивое развитие / sustainable development / social infrastructure / quality of life / youth / rural areas / standard of living / rural residents

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Касимова Ж. В., Шамин А. Е., Шамин Е. А.

Введение. Устойчивое развитие сельских территорий является одним из важнейших факторов, влияющих на обеспечение благосостояния сельских жителей, продовольственной безопасности, конкурентоспособности агропромышленного производства. Переходное состояние экономики в девяностые годы прошлого столетия привело к снижению в развитии социальной инфраструктуры сельских территорий и снижению социальной защищенности сельских жителей. Органы местного самоуправления оказались не способны эффективно поддерживать социальную инфраструктуру, не имея достаточной доходной базы, способной в полной мере финансировать содержание и развитие социальных объектов сельской местности. Важной задачей при создании и развитии социальной инфраструктуры села является совершенствование механизма финансирования. Материалы и методы. Материалами данного исследования послужили данные Федеральной службы государственной статистики, а также различные отечественные источники, посвящённые вопросам развития социальной инфраструктуры сельских территорий. В работе использовались общенаучные методы исследования абстрактно-логического анализа и синтеза, что позволило получить обоснованные и достоверные результаты, позволяющие объективно подходить к изучению вопросов развития сельской социальной инфраструктуры. Результаты. Материалы статьи позволяют объективно оценить текущую ситуацию и развитие социальной инфраструктуры сельских территорий. Обсуждение. Вопросы развития социальной инфраструктуры сельских территорий невозможно рассматривать без привлечения в сельскую экономику молодых квалифицированных кадров, качественного повышения уровня жизни сельского населения и сокращения разрыва между уровнем жизни и развитием города и села. Исследования, представленные в работе, позволяют рассматривать вопросы развития социальной инфраструктуры сельских территорий более объективно. Заключение. Сложившаяся сегодня ситуация с оттоком молодежи из села и слабая мотивация молодого поколения к закреплению в сельской местности требует дополнительных мер со стороны государства по улучшению финансирования мероприятий, направленных на развитие и укрепление социальной инфраструктуры сельских территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sustainable development of social infrastructure as a factor in improving the quality of life in rural areas

Introduction. Sustainable development of rural areas is one of the most important factors influencing the welfare of rural residents, food security, and competitiveness of agricultural production. The transitional state of the economy in the nineties of the last century led to a decrease in the development of social infrastructure in rural areas and a decrease in social protection of rural residents. Local governments were unable to effectively support social infrastructure and did not have a sufficient revenue base to fully finance the maintenance and development of social facilities in rural areas. An important task in the creation and development of social infrastructure in rural areas is to improve the financing mechanism. Materials and methods. The materials of this study were data from the Federal State Statistics Service, as well as various domestic sources devoted to the development of social infrastructure in rural areas. The work used general scientific research methods of abstract-logical analysis and synthesis, which made it possible to obtain substantiated and reliable results that allow an objective approach to the study of issues of rural social infrastructure development. Results. The materials of the article allow an objective assessment of the current situation and development of social infrastructure in rural areas. Discussion. The issues of development of social infrastructure of rural areas cannot be considered without attracting young qualified personnel to the rural economy, qualitatively improving the standard of living of the rural population and reducing the gap between the standard of living and development of the city and village. The studies presented in the work allow us to consider the issues of development of social infrastructure of rural areas more objectively. Conclusion. The current situation with the outflow of youth from the village and the weak motivation of the younger generation to settle in rural areas requires additional measures from the state to improve the financing of events aimed at developing and strengthening the social infrastructure of rural areas.

Текст научной работы на тему «Устойчивое развитие социальной инфраструктуры как фактор улучшения качества жизни на сельских территориях»

Вестник НГИЭИ. 2025. № 3 (166). C. 94-109. ISSN 2227-9407 (Print) Bulletin NGIEI. 2025. № 3 (166). P. 94-109. ISSN 2227-9407 (Print)

VWWWWW рргипнл пкнля и птрлгtifra я жпнпмнк'л VWWWWW

¿^¿m^i^^i^^^i^^i^, РЕ! И ОПАЛ ID ПАЯ И ОМГЛСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

Sustainable development of social infrastructure as a factor in improving the quality of life in rural areas

Zhanna V. KasimovalB, Anatolij E. Shamin2, Evgenij A. Shamin3

12 3 Nizhny Novgorod State Engineering and Economic University, Knyaginino, Russia

1 [email protected]я

2 [email protected]

3 evg.shamin4@gmail. com

Abstract

Introduction. Sustainable development of rural areas is one of the most important factors influencing the welfare of rural residents, food security, and competitiveness of agricultural production. The transitional state of the economy in the nineties of the last century led to a decrease in the development of social infrastructure in rural areas and a decrease in social protection of rural residents. Local governments were unable to effectively support social infrastructure and did not have a sufficient revenue base to fully finance the maintenance and development of social facilities in rural areas. An important task in the creation and development of social infrastructure in rural areas is to improve the financing mechanism.

Materials and methods. The materials of this study were data from the Federal State Statistics Service, as well as various domestic sources devoted to the development of social infrastructure in rural areas. The work used general scientific research methods of abstract-logical analysis and synthesis, which made it possible to obtain substantiated and reliable results that allow an objective approach to the study of issues of rural social infrastructure development. Results. The materials of the article allow an objective assessment of the current situation and development of social infrastructure in rural areas.

Discussion. The issues of development of social infrastructure of rural areas cannot be considered without attracting young qualified personnel to the rural economy, qualitatively improving the standard of living of the rural population and reducing the gap between the standard of living and development of the city and village. The studies presented in the work allow us to consider the issues of development of social infrastructure of rural areas more objectively. Conclusion. The current situation with the outflow of youth from the village and the weak motivation of the younger generation to settle in rural areas requires additional measures from the state to improve the financing of events aimed at developing and strengthening the social infrastructure of rural areas.

Keywords: sustainable development, social infrastructure, quality of life, youth, rural areas, standard of living, rural residents

For citation: Kasimova Z. V., Shamin A. E., Shamin E. A. Sustainable development of social infrastructure as a factor in improving the quality of life in rural areas // Bulletin NGIEI. 2025. № 3 (166). P. 94-109. DOI: 10.24412/22279407-2025-3-94-109. EDN: HQKESP.

Введение

Создание условий для обеспечения стабильного повышения качества и уровня жизни сельского населения является одной из важнейших стратегических целей государственной политики, достижение которой позволит сохранить социальный и экономический потенциал сельских территорий и обеспечить выполнение производственной, демографической, трудоресурсной, пространственно-

коммуникационной функций, поддержание социального контроля и освоенности сельских территорий1.

По мнению российских исследователей, именно переходный период 90-х годов привел к возник-

новению множества социально-экономических трудностей, негативно затронувших сельское население [1; 2; 3]. Одна из причин заключалась в снижении инвестиций, включая государственные, в аграрную и социальную сферу, что неизбежно привело к увеличению экономического разрыва между городом и селом. Из-за сокращения доходов и отсутствия альтернативных источников заработка уровень бедности в сельской местности возрос. Закрытие школ, медицинских учреждений, культурных центров и других важных объектов инфраструктуры сделало жизнь на сельских территориях менее комфортной и привлекательной. В поисках лучшей

^^WWW^^WWV пгппыл i л мп сггтппл т ггллотшгс WWWVWWWW Jjfyify^^^^ nZUlUWAL SEL1 ипяь CLUlVUMILb_

жизни многие молодые люди начали покидать деревни, что способствовало депопуляции сельских регионов и старению оставшегося населения.

Безусловно, что социальная инфраструктура играет ключевую роль в обеспечении комфортных условий жизни на селе, но одновременно она является одним из самых затратных факторов производства. Социальная инфраструктура образует материальный и институциональный базис социальной сферы [4]. Поэтому первоочередным вопросом при создании и развитии современной социальной инфраструктуры сельских территорий является совершенствование механизмов финансирования, так как реализация крупных инфраструктурных проектов часто превышает возможности местных сообществ и требует участия государства или крупного бизнеса. Следует подчеркнуть, что социальная инфраструктура объединяет разнообразные отраслевые подсистемы. В рамках нашего исследования мы сосредоточили внимание на ключевых направлениях сельской социальной инфраструктуры, таких как образовательная и культурно--досуговая сфера, система здравоохранения, транспортного обслуживания и жилищно-коммунального хозяйства.

Исследователи отмечают, что в последние годы в нашей стране активизировалась государственная поддержка села, которая выразилась как в увеличении расходов на содействие сельскому хозяйству, так и в принятии федеральных целевых программ и национальных проектов по развитию российских сельских территорий [5; 6], а механизмы и методы государственной поддержки АПК постоянно совершенствуются [7; 18; 19].

Материалы и методы

Исследование было направлено на изучение состояния и динамики развития сельской социальной инфраструктуры, что является ключевым аспектом оценки качества жизни на селе. В качестве основных источников информации использовались:

- данные Федеральной службы государственной статистики, актуальная статистическая информация сферы образования, а также справочные и количественные данные отраслевых министерств о демографическом составе, уровне доходов, занятости, благоустройстве и других аспектах социально-экономической ситуации на сельских территориях;

- нормативно-правовые акты, такие как Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», постановления правительства, материалы мероприятий и официальные доклады ор-

ганов власти, а также иные программы, направленные на развитие социальной инфраструктуры сельских территорий, которые служили основой для анализа государственной политики в этой области;

- научные статьи, материалы научно -практических конференций, монографии и публикации, посвященные вопросам социального обустройства сельских территорий, что позволило глубже изучить актуальность и проблематику данного исследования;

- данные, полученные из специализированных изданий, оперативная отраслевая информация, а также новости и отчеты отраслевых организаций, обеспечивающие научную обоснованность выводов и рекомендаций, представленных в исследовании.

Основными методами исследования явились:

- качественный и количественный анализ официальных документов, нормативных актов и научных публикаций, который позволил провести критическую оценку существующих подходов к развитию социальной инфраструктуры, выявив ключевые проблемы и тенденции в исследуемой области;

- сравнительный анализ данных, позволяющий провести сопоставление целевых показателей программ развития социальной инфраструктуры сельских территорий на разных этапах их реализации.

Применяемые материалы и методы позволили комплексно подойти к исследованию темы устойчивого развития социальной инфраструктуры и ее значимости для повышения качества жизни на сельских территориях, обеспечив высокую достоверность полученных результатов.

Результаты

До 2013 г. главным инструментом реализации «Концепции устойчивого развития сельских территорий» являлась федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года»1. В результате реализации мероприятий Программы социального развития села 265,7 тыс. сельских семей улучшили жилищные условия, в том числе 91,7 тыс. молодых семей и молодых специалистов. Существенно выросли уровень газификации сельского жилищного фонда (с 33,1 до 56,5 %) и показатель обеспеченности сельского населения питьевой водой (с 40,7 до 59,6 %). Сеть общеобразовательных школ на селе увеличилась на 105,8 тыс. ученических мест, культурнодосуговых учреждений - на 24,6 тыс. мест, районных и участ-

VWWWWW рргипнл пкнля и птрлгtifra я жпнпмнк'л VWWWWW

¿^¿m^i^^i^^^i^^i^, РЕ! И ОПАЛ ID ПАЯ И ОМГЛСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

ковых больниц - на 6,1 тыс. мест, амбулаторно-поликлинических учреждений - на 7,5 тыс. посещений в смену, фельдшерско-акушерских пунктов - на 751 ед., спортивных сооружений и площадок - на 304 ед. Завершено 55 проектов комплексной компактной застройки, в результате которых создана необходимая социальная и инженерная инфраструктура для строительства индивидуальных жилых домов, в том числе для работников агропромышленного комплекса и социальной сферы села, включая молодых специалистов1.

До 2020 года развитие сельских территорий осуществлялось в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». Программа была направлена на устойчивое развитие сельских территорий, включая улучшение инфраструктуры, повышение уровня жизни населения и другие меры поддержки. На смену ей с 2020 по сегодняшний год реализуется Госпрограмма «Комплексное развитие сельских территорий». Она имеет более широкий охват и нацелена на комплексное развитие сельских территорий, включая строительство жилья, развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, поддержку малого бизнеса и другие направления. Общий объём ее ресурсного обеспечения составляет 1,25 трлн рублей. Из них объём бюджетных ассигнований федерального бюджета -557 млрд рублей. На проектную часть приходится почти 70 % общего объёма финансирования, из которых 30,1 % являются основными статьями расходов Ведомственной целевой программы «Современный облик сельских территорий»2.

Основополагающей же базой для осуществления мероприятий по повышению устойчивости развития социальной инфраструктуры на селе послужила «Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года». В соответствии с ней приоритетными направлениями выделены:

- улучшение демографической ситуации;

- обеспечение условий для развития и диверсификации сельской экономики;

- повышение качества жизни сельского населения;

- улучшение доступа сельских жителей к ресурсам развития;

- развитие рационального природопользования и улучшение экологической ситуации в сельской местности;

- повышение эффективности местного самоуправления;

- совершенствование системы статистического наблюдения и научно-методического обеспечения развития сельских территорий;

- организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров.

Достижение целей и задач Стратегии определяется достижением следующих основных целевых показателей от фактического значения 2013 года к 2030 году:

- стабилизация численности сельского населения на уровне 35 млн человек;

- увеличение ожидаемой продолжительности жизни сельского населения с 70 до 75,6 лет;

- уменьшение миграционного оттока сельского населения с 176,8 до 74,1 тыс. человек;

- обеспечение среднегодового темпа прироста производства продукции сельского хозяйства в

5,5 %;

- повышение уровня занятости сельского населения с 60,2 до 65,5 %;

- рост отношения заработной платы в сельском хозяйстве к среднему значению по экономике страны с 50,8 до 80 %;

- расширение сети фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики в сельской местности на 1,7 тыс. ед.;

- увеличение удельного веса общеобразовательных организаций в сельской местности, имеющих водопровод, центральное отопление и канализацию с 77,9 до 95 %;

- снижение удельного веса зданий (помещений) учреждений культурно-досугового типа в сельской местности, находящихся в неудовлетворительном состоянии до 20 %;

- повышение доли сельских домашних хозяйств, имеющих доступ к сети «Интернет» с домашнего компьютера с 49,8 до 85 %;

- увеличение удельного веса сельских населенных пунктов, имеющих связь по дорогам с твердым покрытием с сетью автомобильных дорог с 69,2 до 80 %.

Инструментами реализации данных мероприятий являются:

- предоставление социальных выплат на строительство и приобретение жилья в сельской местности;

- софинансирование строительства (приобретения) жилья, предоставляемого молодым семьям и

[ REGIONAL AND SECTORAL ECONOMICS

молодым специалистам по договорам найма с правом последующего выкупа;

- использование при строительстве (приобретении) жилья механизмов ипотечного жилищного кредитования и материнского (семейного) капитала;

- увеличение объемов жилищного строительства в сельской местности на основе стимулирования инвестиционной активности в жилищной сфе-

ре1.

На сегодняшний день органы государственной власти уделяют немалое внимание реализации мероприятий государственной поддержки развития социальной инфраструктуры сельских территорий, поскольку она является ключевым условием для формирования и сохранения устойчивого социально-экономического развития сельских территорий.

Финансирование объектов социальной инфраструктуры осуществляется в основном за счет бюджетных средств через федеральные и региональные программы, иногда привлекаются грантовые ресурсы. Коммерческий доход, как правило, ограничен, а возможность совместного финансирования не всегда возможна, это побуждает органы власти искать альтернативные методы привлечения средств, в том числе через государственно-частное партнерство или спонсорскую поддержку. Однако бизнес не всегда готов поддерживать инфраструктурные проекты, особенно в сельских районах. В современной реальности государство продолжает играть ведущую роль в качестве главного инвестора социальной инфраструктуры, так как именно оно вкладывает ресурсы в развитие здравоохранения, образования, физкультуры, спорта и культуры [8].

Развитая социальная инфраструктура улучшает качество жизни в сельских районах, обеспечивая доступ к культурным достопримечательностям и спортивным событиям, социальным и другим удобствам, преимущественно доступным в городах. По мнению авторов, одними из ключевых факторов, снижающих комфорт и привлекательность жизни в сельской местности по сравнению с городом, являются низкие доходы, невысокий уровень социальных благ, плохая мобильная связь и Интернет, недостаточно развитая социальная инфраструктура в сельской местности [1; 9; 10; 11; 12; 13]. В конечном счете, именно развитая социальная инфраструктура может создавать условия жизни, способствующие росту численности населения и социальным процессам на определенной территории. Учет этих обстоятельств позволяет сделать выводы, что вопросы, затрагивающие состояние и развитие со-

циальной инфраструктуры сельских территорий, остаются актуальными и нуждаются в разрешении.

Таким образом, развивающаяся социальная инфраструктура имеет существенное значение для села, поскольку она снижает производственные затраты, стимулирует развитие аграрного сектора и появление альтернативных форм занятости, способствует привлечению квалифицированных кадров. Образование является ключевым фактором формирования человеческого капитала, играющим важнейшую роль не только в городской, но и в сельской местности. Высококачественное образование в сельских регионах обеспечивает подготовку специалистов, необходимых для устойчивого экономического роста и всестороннего развития сельских территорий.

Для преодоления дефицита педагогических кадров в сельской местности с 2020 года в регионах России была запущена программа «Земский учитель», направленная на привлечение специалистов в образовательные учреждения малых населённых пунктов. В рамках данной инициативы педагоги, выбравшие работу на сельских территориях, могли единожды получить компенсацию в сумме 1 млн рублей.

Однако на сегодняшний день сохраняется серьезная проблема с нехваткой учителей. По данным федерального статистического наблюдения, по состоянию на начало 2024/2025 учебного года число вакантных должностей педагогических работников по России составляло более 39 тыс. единиц. Нехватка педагогических работников особенно остро ощущается в сельской местности, где уровень жизни и условия работы часто уступают городским. Ситуация усугубляется кадровым дефицитом в сельских образовательных учреждениях, что выражается в невозможности привлечения узкопрофильных специалистов. Особо остро стоит вопрос о наличии школьных психологов и социальных педагогов, учитывая особенности контингента обучающихся в сельской местности, значительная доля которого представлена детьми из социально уязвимых категорий, включая семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Дополнительную сложность создает тот факт, что субсидии, предоставляемые специалистам в рамках программы «Земский учитель», зачастую недостаточны для обеспечения достойных жилищных условий.

Кроме того, за прошедший год количество общеобразовательных школ сократилось на 417 единиц, причем 401 школа была закрыта имен-

VWWWWW рргипнл пкнля и птрлгtifra я жпнпмнк'л VWWWWW

¿^¿m^i^^i^^^i^^i^, РЕ! И ОПАЛ ID ПАЯ И 01 РАСЛЕРАЯ ЭКОНОМИКА

но в сельской местности. Нужно отметить, что данная тенденция наблюдается на протяжении нескольких лет. Основными причинами можно назвать не только проблему с кадрами, но и демографический спад сельского населения, экономическую неэффективность, отсутствие инфраструктуры и материально-технической базы. На наш взгляд, вынужденная мера по сокращению числа сельских школ, принимаемая государством, представляется экономически обоснованной. За последние 5 лет объем поступивших средств в школы, осуществляющие подготовку с 1 по 11 классы, увеличился более чем в 1,5 раза и составил в 2023 году 25 589 тыс. рублей. Государство активно поддерживает общеобразовательные организации на федеральном уровне. В период с 2019 по 2024 годы был реализован федеральный проект «Современная школа», входящий в состав национального проекта «Образование». Одной из основных целей проекта являлось обеспечение возможности детям получать качественное общее образование в условиях, отвечающих современным требованиям, независимо от места проживания. В рамках данного проекта было выделено свыше 565 млрд рублей, из которых около 97 % были перераспределены субъектам Российской Федерации.

Благодаря значительным усилиям государства в последнее годы отмечена позитивная динамика числа общеобразовательных учреждений, подключенных к сети Интернет. Практически 100 % школ, в том числе в сельской местности, имеют доступ к Интернету и собственный сайт. Однако материально-техническая база большинства общеобразовательных организаций сельских территорий остается недостаточной или развивается крайне медленно. По данным Минпросвещения РФ за 2023 год, число учреждений, здания и помещения которых требуют капитального ремонта или находятся в аварийном состоянии, составляет более 40 % от общего количества, из которых более 55 % расположены в сельской местности. По состоянию за тот же период около 50 % сельских школ не имеют актового или лекционного зала, более 11 % - спортивного зала, а в 5 % сельских школ здания и помещения не оборудованы водопроводом, водоотведением (канализацией) или центральным отоплением.

Таким образом, несмотря на поддержку государства, у сельских школ остается ряд серьезных проблем. Их осовременивание продвигается медленно и значительно отстает от городских учреждений. Материально-техническая база большинства школ в сельской местности остается неудовлетво-

рительной, а это может негативно сказаться на качестве образования и интересе молодёжи к продолжению жизни и работы в сельских регионах.

С аналогичными вызовами сталкивается еще один важнейший элемент сельской социальной инфраструктуры - здравоохранение. Проблемы с доступностью медицинских услуг, нехватка квалифицированных кадров и устаревшая инфраструктура медицинских учреждений являются ключевыми факторами, влияющими не только на здоровье, но и благополучие сельских жителей.

Для решения проблем государство использует комплексные мероприятия, внедряет специализированные программы и проекты. В рамках национального проекта «Здравоохранение», стартовавшего в 2019 году, осуществляется федеральный проект «Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации», параллельно с продолжением программы «Земский доктор», и внедрением передовых медицинских технологий, включая мобильные комплексы и телемедицину. Заложенные в проекты цели заключаются прежде всего в привлечении специалистов в село, повышении уровня медицинского обеспечения жителей деревень, социальной поддержке специалистов, выбравших работу в сельской местности. Как результат, с конца 2019 года до начала 2024 года количество лечебно-профилактических организаций в сельской местности увеличилось на 6587 единиц, на село привлечено более 65 тысяч медиков.

Но даже передвижные мобильные комплексы не всегда могут своевременно оказать экстренное или комплексное медицинское обслуживание, так как проблема территориальной доступности медицинских услуг остаётся актуальной для значительной части сельского населения. Недостаточно развитое транспортное обеспечение является еще одним вызовом для сельской социальной инфраструктуры, которое усугубляет существующие социальные и экономические проблемы, создавая значительные барьеры для доступа к медицинским, образовательным и социальным услугам жителей сельских территорий.

Согласно данным Росстата, на начало 2024 года свыше 39 тысяч сельских населённых пунктов не обеспечены дорожной связью с твёрдым покрытием, что составляет порядка 27 % от общего количества, лишая их прямого доступа к региональной транспортной инфраструктуре. Это делает проблематичной доставку продуктов питания, топлива и других жизненно важных товаров в сельские ма-

^^WWW^^WWV пгппыл i л мп сггтппл т ггллотшгс WWWVWWWW Jjfyify^^^^ nZUlUWAL SEL1 ипяь CLUWUMILb_

газины, что приводит к росту цен и ухудшению условий жизни местного населения. Жители сельских территорий вынуждены тратить значительное количество времени и усилий для получения базовых медицинских и образовательных услуг, а также это в значительной степени препятствует их участию в культурных мероприятиях, ведь люди стремятся жить там, где есть качественные социальные условия.

Библиотеки, музеи, центры культуры и досуга, а также спортивные комплексы способствуют духовному и физическому развитию людей, повышают их удовлетворенность жизнью и формируют позитивный социальный климат. По данным Рос-стата, число спортивных сооружений в сельских территориях по состоянию на конец 2020 года составляло 94 861 единиц. С момента старта программы «Комплексное развитие сельских территорий» наблюдается стабильная динамика роста числа спортивных объектов на селе, и к началу 2024 года их общее количество возросло более чем на 34,5 тысячи единиц. В рамках данной программы были введены в эксплуатацию современные физкультурно-оздоровительные комплексы, открытые спортивные площадки, стадионы и иные инфраструктурные объекты, предназначенные для занятий различными видами спорта. В результате проведенных мероприятий охват физической активностью среди сельского населения составляет около 44 %, что имеет большее значение для укрепления здоровья нации, профилактики заболеваний и повышения уровня физической активности среди всех возрастных групп.

Несмотря на значительное сокращение количества культурно-досуговых учреждений (таких как клубы, центры культуры и досуга, дома и дворцы культуры и др.) в сельской местности, - более чем на 1200 единиц за период с конца 2019 года до начала 2024 года - численность граждан, активно участвующих в культурной деятельности, существенно увеличилась. Интеграционные процессы способствовали увеличению посещаемости культурно-массовых мероприятий среди сельского населения более чем на 12 %, особенно заметной стала активизация участия молодёжи в возрасте от 14 до 35 лет. За последние пять лет число посещений мероприятий молодыми людьми увеличилось более чем на 10 миллионов, несмотря на стабильность общего числа проводимых мероприятий в год, что подчеркивает не только повышение уровня культурного интереса молодого поколения, но и потреб-

ность в дальнейшем развитии социальной инфраструктуры на селе.

Благодаря успешной реализации национального проекта «Культура», направленного на внедрение инновационных форматов и современных технологических решений, а также формирование новой инфраструктурной базы, учреждения культуры смогли эффективно расширить географию своей деятельности, охватив отдалённые сёла и деревни. В результате проделанной работы, в 2023 году услугами мобильных культурных комплексов («автоклубов») смогли воспользоваться жители свыше 7 тысяч сельских населённых пунктов.

Говоря об объектах сельской социальной инфраструктуры, нельзя не упомянуть библиотеки. Их общее количество за последние пять лет увеличилось более чем на 13 % и достигло отметки в 32 329 единиц к концу 2023 года. В рамках национальной программы «Культура» на развитее библиотек в сельской местности государство выделило из бюджета более 11 миллионов рублей в 2019 году, а к концу 2023 года эта сумма увеличилась почти до 17 миллионов рублей. Расходы на капитальный ремонт и реконструкцию за этот же период увеличились практически в два раза. Более 85 % библиотек и филиалов теперь имеют доступ к интернету, что позволило увеличить число обращений удалённых пользователей в 2023 году более чем в два раза по сравнению с 2019 годом.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что объекты культуры и спорта, расположенные в сельской местности, действительно стали ключевыми центрами притяжения для молодежи. Однако, учитывая сохраняющиеся вызовы и потенциал для дальнейшего развития, необходима последовательная государственная поддержка и инвестирование в эту сферу. Благодаря государственным вложениям в развитие инфраструктуры села, молодёжь получает доступ к образованию, культурным и спортивным мероприятиям, что способствует её социальному и личностному развитию. Становясь активными участниками общественных процессов современная образованная молодежь обладает уникальной способностью предвидеть перспективы и эффективно использовать доступные ресурсы для воплощения амбициозных идей. Способность молодого поколения к инновационному мышлению позволяет инициировать проекты, нацеленные на сохранение культурного наследия, охрану окружающей среды, развитие туристической отрасли, что, безусловно, положительным образом

РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА ]

может оказать влияние на развитие сельской социальной инфраструктуры.

Однако сегодня наблюдается отчетливая тенденция к уменьшению численности сельского населения в возрастной группе от 15 до 35 лет. За период с 2019 по 2024 годы этот показатель снизился более чем на 500 тыс. человек. Молодежь активно мигрирует из сельских территорий в городские агломерации, стремясь к улучшению жизненных условий и расширению профессиональных горизонтов. Ключевыми детерминантами данного процесса можно назвать дефицит карьерных перспектив, укоренившиеся социокультурные стереотипы, а также неудовлетворительный уровень инфраструктурного развития на селе.

Необходимо подчеркнуть, что сельская молодежь представляет собой важный демографический и трудовой ресурс, обладающий огромным потенциалом для развития сельских территорий. В контексте стратегий государственного регулирования, направленных на минимизацию оттока молодого поколения из сельской местности, предпринимаются разнообразные меры, призванные содействовать закреплению молодых специалистов на местах. Одним из таких инструментов является целевая подготовка кадров, предполагающая трудоустройство выпускников на малой родине. Дополнительно вводятся стипендиальные программы, предусматривающие материальную поддержку обучающихся, выбравших профессии, востребованные в аграрном секторе, а субъектам малого и среднего предпринимательства компенсируется до 90 % затрат, направленных на целевое обучение и практическую подготовку студентов, а также переподготовку сотрудников. Параллельно создаются новые рабочие места, так к концу 2023 года на сельских территориях создано порядка 95 тыс. постоянных рабочих мест.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одним из ключевых критериев оценки качества жизни в сельских районах является состояние жилищного фонда и уровень развития коммунального хозяйства. Улучшение жилищных условий, повышение уровня комфорта, социальная стабильность и экологическая безопасность - вот только некоторые из ключевых ролей ЖКХ в устойчивом развитии сельской инфраструктуры [20].

Развитие ЖКХ включает модернизацию инженерных сетей, таких как водоснабжение, отопление, электроснабжение и канализация. Эти улучшения делают жизнь в деревне более комфортной и безопасной, приближая её к городским стандартам. Отечественные исследователи в своих работах от-

мечают тесную взаимосвязь между уровнем развития жилищно-коммунальной сферы и устойчивым развитием сельских территорий. Улучшение условий в этой области не только способствует привлечению новых жителей, но и помогает удерживать квалифицированные кадры на местах, оказывая значительное воздействие на производительность сельскохозяйственного сектора [14; 15; 16].

Данные наблюдения подчеркивают важность учета особенностей социальной инфраструктуры сельских районов при разработке экономических стратегий и социальных программ. Примером успешного инструмента, способствующего привлечению населения в сельскую местность, служит программа «Сельская ипотека», реализуемая Министерством сельского хозяйства России. Эта инициатива продемонстрировала высокую эффективность, стимулируя приток людей в деревни и улучшая качество их жизни. В 2024 году было выдано более 14 тысяч ипотечных кредитов, а общий объём кредитования составил 69,3 миллиарда рублей, что на 30 % превышает показатели 2023 года и на 42,5 миллиарда рублей больше соответствующего значения прошлого года. Эти результаты указывают на растущий спрос на программу и подчёркивают её значимость для стимулирования заселения сельских районов, способствуя развитию жилищного сектора и повышению уровня жизни в сельской местности. Стоит отметить, что Минсельхоз разработал и представил проект изменений условий сельской ипотеки в 2025 году. По нашему мнению, это усилит эффективность программы и поможет достичь её ключевой цели - привлечение жителей в сельскую местность и обеспечение их жильём. Особенное значение приобретает концентрация строительства нового жилья именно в сельских населенных пунктах, а не вблизи крупных городов или в прилегающих к ним районах.

За период реализации ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий» на создание комфортных условий, строительство (приобретение) оборудованного всеми видами благоустройства жилья для граждан, проживающих в сельской местности, было направлено около 142 миллионов рублей, что составило порядка 47,4 % от общего объёма финансирования программы. При этом 40 % расходов обеспечили бюджеты субъектов РФ, а по 30 % затрат покрыли федеральный бюджет и внебюджетные источники. Но, несмотря на положительную динамику и устойчивый рост уровня благоустройства жилого фонда, село в несколько раз отстает от города по степени комплексного обустройства жилья, а также

^^WWW^^WWV ВГГ1ПМА1 л Ain сггтппл I ргплмшгс

nZUlUWAL SEL1 ипяь CLUlVUMlLà_

социальной и инженерной инфраструктуры. Также в рамках программы было введено 5,4 млн м2 общей площади жилых помещений в сельской местности, в том числе 3,0 млн м2 для молодых семей и молодых специалистов. На грантовую поддержку местных инициатив предполагается израсходовать 1882 млн руб., или 0,63 % от общей суммы выделяемых средств. В результате реализации программы было запланировано осуществление 775 проектов. На эти цели в рамках ФЦП было выделено 358,1 млн руб., что составляет 0,11 % всех средств. Также в рамках программы была учтена необходимость научно-методического обеспечения, на которое было направлено 54,0 млн руб. Эти деньги в виде субсидий предоставляются на реализацию общественно значимых проектов, отобранных субъектами РФ [5].

В 2023 году в России было построено 1449,4 тыс. новых квартир общей площадью 110,4 млн м2, что на 7,5 % превышает показатели предыдущего года. Важно отметить, что темпы строительства жилья в сельской местности значительно опережали городские показатели, где введено на

11,0 % больше по сравнению с 2022 годом, а для городских жителей, в тот же период, этот показатель составил 5,9 %. В результате на 1000 сельских жителей было введено на 326 м2 общей площади жилья больше, чем в городах и поселках городского типа. Однако следует отметить, что к концу 2023 года всеми видами благоустройства оборудовано только 44,3 % сельского жилищного фонда [17].

В 2021 году стартовала программа «Социальная газификация» (догазификация), которая ориентирована на повышение доступности природного газа для населения, особенно в сельских регионах. Данная программа реализуется на местном уровне в тех населённых пунктах, где уже имеется централизованная газовая сеть, и предусматривает бесплатное доведение газа до границ земельных участков от магистрального трубопровода. Благодаря программе, уже около 700 тысяч домовладений получили возможность подключения к газовой сети, что существенно повысило качество жизни сельского населения, снизило затраты на энергоресурсы и увеличило энергетическую безопасность регионов.

Таблица 1. Ресурсное обеспечение государственной программы РФ «Комплексное развитие сельских территорий» (на период с 01.01.20 г. по 31.12. 25 г.), млрд рублей

Table 1. Resource provision of the state program of the Russian Federation «Integrated development of rural areas» (for the period from 01.01.20 to 31.12.25), billion rubles

Ресурсное обеспечение /

Resource provision

в том числе за счет средств:

/ including funds from:

общий бюдже-

объем фи- тов

Название направления (подпрограммы) / Name of the direction (subprogram) Цель направления (подпрограммы) / Goal of the direction (subprogram) нансового обеспечения, млрд рублей/ total volume федерального бюджета / federal budget субъектов РФ / budgets of the constitu- внебюд- бюджетных источников/

of financial ent enti- extra-

support, ties of budget-

billion the Rus- ary

rubles sian Federation sources

1 2 3 4 5 6

Ведомственная целевая программа «Обеспечение государственного мониторинга сельских территорий» / Departmental target program «Ensuring state monitoring of rural areas»

- включение в информационную систему о сельских территориях 100 % сельских населенных пунктов /

- inclusion of 100 % of rural settlements in the information system on rural areas

410,0

410,0

РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА ]

Продолжение таблицы 1 / Continuation of table 1

1

Ведомственный проект «Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений» / Departmental project «Development of housing construction in rural areas and improvement of the level of improvement of households»

Ведомственный проект «Содействие занятости сельского населения» / Departmental project «Promoting employment of the rural population»

- обеспечить не менее 200 тыс. семей доступным жильем на сельских территориях с использованием ипотечного кредита /

- provide at least 200 thousand families with affordable housing in rural areas using mortgage loans

- содействие занятости и привлечению кадров на село, а также увеличение числа высокопроизводительных рабочих мест во внебюджетном секторе экономики

и увеличение численности занятых в сегменте малого и среднего предпринимательства /

- promoting employment and attracting personnel to rural areas, as well as increasing the number of highly productive jobs in the non-budgetary sector of the economy and increasing the number of people employed in the small and medium-sized business segment.

1 058,5

269,7

72,4

716,4

317,9

51,8

1,2

264,9

2

3

4

5

6

Ведомственный проект «Развитие инженерной инфраструктуры на сельских территориях» / Departmental project «Development of engineering infrastructure in rural areas»

Ведомственный проект «Развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях» / Departmental project «Development of transport infrastructure in rural areas»

- обеспечить к концу 2021 года ввод в действие не менее: 2,08 тыс. км распределительных газовых сетей

и 1,65 тыс. км локальных водопроводов;

- реализовать к концу 2021 года не менее 20 проектов комплексного обустройства площадок, расположенных на сельских территориях под компактную жилищную

застройку / 8,2 6,7 1,5 0,05

- ensure by the end of 2021 the commissioning of at least: 2.08 thousand km of gas distribution networks and 1.65 thousand km of local water supply systems;

- implement by the end of 2021 at least 20 projects for the integrated development of sites located in rural areas for compact housing development.

- обеспечить к концу 2025 года ввод в эксплуатацию не менее 2,58 тыс. км автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к общественно значимым объектам населенных пунктов, расположенных

на сельских территориях, объектам 90,0 65,0 23,2 1,8

производства и переработки продукции /

- ensure by the end of 2025 the commissioning of at least 2.58 thousand km of public roads with hard surfaces leading from the network

of public roads to socially significant facilities of settlements located in rural areas, production and processing facilities

[ REGIONAL AND SECTORAL ECONOMICS

Окончание таблицы 1 / End of table 1

2

3

4

5

6

Ведомственный проект «Благоустройство сельских территорий» / Departmental project «Improvement of rural areas»

Ведомственная целевая программа «Современный

- реализация проектов по благоустройству сельских территорий с участием жителей сельских территорий. Планируется, что

до 2025 года включительно будет обеспечена реализация не менее 42,25 тыс. проектов по благоустройству сельских территорий /

- implementation of projects for the improvement of rural areas with the participation of rural residents. It is planned that up to 2025 inclusive, the implementation of at least 42.25 thousand projects for the improvement

of rural areas will be ensured

- доведение доли сельских населенных пунктов, имеющих доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет,

до 95 %;

- сокращение среднего радиуса доступности сельскому населению фельдшерско-акушерских пунктов до 6 км;

122,3

41,0

44,4

36,9

облик сельских территорий» / - доведение уровня обеспеченности сельского

Departmental target program «Modern appearance of rural areas»

690,0

625,9

31,3

32,8

населения питьевой водой до 80 % /

- increasing the share of rural settlements with access to the Internet information and telecommunications network to 95%;

- reducing the average radius of accessibility of rural population to feldsher-midwife stations to 6 km;

- increasing the level of provision of the rural population with drinking water to 80 %

Источник: составлено на основании Постановления Правительства РФ от 31.05.2019 № 696 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»2

1

Государство осуществляет многоаспектную поддержку развития сельских территорий путем разработки и внедрения комплекса программ, выходящих за рамки представленных ранее. Так только в рамках госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий» выделяются различные направления (подпрограммы), ориентированные на содействие малым формам хозяйствования, реализацию экологической политики, продвижение культурных и социальных инициатив, модернизацию инженерной и транспортной инфраструктуры, оказание социальной поддержки сельским жителям и др. Ведомственными министерствами и властями регионов осуществляется параллельное софинансирова-ние государственных программ, одновременно власти на уровне федеральных округов и региональных администраций имеют возможность реализовывать местные программы, нацеленные на повышение уровня благосостояния сельского населения.

Обсуждение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Трудоспособное население является важнейшим ресурсом для устойчивого экономического роста. Согласно данным Росстата на 1 января 2023 года, в России проживало около 83,1 миллиона человек трудоспособного возраста, что на 1,35 миллиона больше по сравнению с 1 января 2022 года. Отметим, что сельская местность демонстрирует меньшую долю населения трудоспособного возраста по сравнению с городскими районами и составляет около 20,5 миллионов человек, в то время как в городе этот показатель равен 63,5 миллионам человек. По данным Росстата, на конец 2023 года уровень безработицы среди сельского населения превышал уровень безработицы среди городских жителей почти в два раза и составлял 4,4 и 2,6 % соответственно. Тем не менее, несмотря на наличие вакантных рабочих мест, наблюдается очень низкий интерес к трудоустройству в сельской местности.

РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА ]

Относительно низкие доходы в сельских районах по сравнению с городскими делают работу в сельской местности менее привлекательной для специалистов, особенно для тех, кто обладает высокой квалификацией. Отток трудоспособного населения из сельской местности является результатом множества факторов, включая природные условия и миграционные процессы. Люди стремятся выбирать места проживания, обеспечивающие комфортные условия жизни, возможности для отдыха и самореализации. Несмотря на наблюдаемую динамику роста агропромышленного комплекса, показатели уровня и качества жизни сельского населения остаются существенно ниже городских аналогов. Так, по официальным данным Росстата, средняя зарплата в среднем за год в целом по России на протяжении последних пяти лет заметно выросла и к концу 2023 года этот показатель составил 74 854 рубля, что более чем на 56 % больше показателя 2019 года (47 867 руб.). Однако необходимо отметить, что в среднем в сельских населённых пунктах зарплата на 24 % меньше, чем в крупных городах, а также если рассматривать этот показатель по конкретным отраслям, то средний доход по категории «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» составляет всего 53 403 руб., что является практически самым низким показателем по России на конец 2023 года. В большей степени именно из-за этого сегодня особенно остро стоит вопрос о дефиците квалифицированных кадров в сельских населенных пунктах, ведет к росту миграции и, как следствие, сокращению численности сельского населения и опустошению сельских территорий. По данным Росстата, за последние 5 лет численность населения сельских территорий сократилась почти на 2 миллиона человек, что составило 1,2 %, а также наблюдается устойчивая тенденция к снижению количества сельских населённых пунктов.

Для решения данных проблем необходим системный подход, включающий следующие ключевые стратегии:

- развитие сельской инфраструктуры через строительство новых современных и модернизацию старых, улучшение транспортной доступности, связи, водоснабжения и электроснабжения в сельских поселениях;

- стимулирование молодых специалистов через предоставление им субсидий на жилье, налоговые льготы и беспроцентные кредиты;

- создание привлекательных условий труда через повышение заработной платы и обеспечение

социальных гарантий для сотрудников и их семей, под которыми мы понимаем качественное и доступное жилье, медицинское обслуживание и наличие образовательных учреждений;

- осуществление информационной поддержки и пропаганды сельского образа жизни через показ преимущества работы и жизни в сельской местности и наличие перспективы карьерного роста;

- привлечение крупных компаний для открытия филиалов и производств в сельских районах, в том числе инвестиций в агротуризм и экотуризм, с целью создания дополнительных рабочих мест, повышения интереса к профессиональной деятельности и привлечения новых жителей в сельскую местность;

- поддержка инициатив малого и среднего бизнеса через механизмы государственного финансирования и консультативной помощи, способствующих росту самозанятости и предпринимательской активности на селе;

- создание специализированных учебных заведений и вузов в сельских районах с целью осуществления подготовки кадров на местах, а также введение программ наставничества и переподготовки для адаптации новичков к современным профессиональным требованиям и развития их профессиональных навыков и т. п.

Заключение

Таким образом, следует признать значимый вклад государства в развитие сельских территорий за последние годы, что стало ключевым драйвером в данного процесса. Тем не менее, несмотря на предпринимаемые меры, уровень мотивации молодежи к переезду из сельских регионов остается высоким, что свидетельствует о недостаточности инвестиций в эффективную социальную инфраструктуру села. Недооценка важности её развития существенно тормозит повышение уровня жизни и благосостояния сельских жителей. В ходе нашего исследования была выявлена четкая тенденция, согласно которой без эффективного развития социальной инфраструктуры села невозможно добиться значительного повышения уровня жизни и благосостояния сельских жителей. Перспективы развития социальной инфраструктуры села многообразны и требуют комплексного подхода, включающего государственное финансирование, частные инвестиции, цифровизацию, развитие туризма, а также активное участие местных сообществ. Синтез этих факторов поможет создать основу для устойчивого развития сельских территорий и повышения качества жизни их жителей.

^^WWW^^WWV пгппыл i л мп сггтппл т ггллотшгс WWWVWWWW Jjfyify^^^p^^ REGlONAL AND JCLl ORAL ECONOMlCS ^_

Примечания:

1 Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/420251273

2 Постановления Правительства РФ от 31.05.2019 № 696 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/docs/all/122219

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Фатхуллина Л. З. Социальная инфраструктура села и основные пути ее совершенствования // Вестник Казанского технологического университета. 2011. № 12. С. 196-204. EDN NYDBLH.

2. Дудникова Е. Б., Власов С. Д., Ножкина И. А. Состояние и развитие социальной сферы села в переходный период 1990-х годов // Аграрные конференции. 2023. № 2 (38). С. 1-9. EDN LDGKND.

3. Ковалева Е. Р., Судакова Г. Ю., Минат В. Н. Социальные проблемы сельских территорий в системе аграрного производства России // Управление регионом: тенденции, закономерности, проблемы. 2020. С. 83-87. EDN SMJNXH.

4. Каймакова М. В. Роль социальной инфраструктуры в устойчивом развитии сельских территорий // Вестник Ульяновской ГСХА. 2009. №1 (8). С. 39-43.

5. Коокуева В. В. Тенденции государственной поддержки сельских территорий и сельского хозяйства на период до 2020 года // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. Т. 10, № 8 (245). С. 28-34. EDN RUXMYN.

6. Ушаков Р. И. О государственных мерах поддержки развития социальной инфраструктуры сельских территорий Российской Федерации // Географические и экономические исследования в контексте устойчивого развития государства и региона. 2024. С. 65-67. EDN CEZHQA.

7. Самарина В. П. Обзор методов государственной поддержки агропромышленного комплекса и перспективы сельскохозяйственного производства в условиях нового кризиса // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2021. Т. 14. № 2 (69). С. 81-102. DOI 10.53914/issn2071-2243_2021_2_81. EDN LLFKQZ.

8. Воронина В. С. Особенности финансирования социальной инфраструктуры // Государственно-частное партнерство. 2016. Т. 3. № 4. С. 235-246. DOI 10.18334/ppp.3.4.37415.

9. Сабетова Т. В. Оплата труда в сельском хозяйстве Воронежской области как составной элемент привлекательности сельской местности // Центральный научный вестник. 2018. Т. 3. № 4S (45S). С. 72-73. EDN YRGXEC.

10. Сухорукова Н. Г., Кочинова М. В. Качество жизни жителей малого населенного пункта сельской местности: социологический аспект // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 12 (92). С. 124-128. DOI 10.24158/spp.2021.12.17. EDN CXXEVW.

11. Ткачева Ю. В. Социальная инфраструктура сельских территорий как объект изучения // Политэконо-мические проблемы развития современных агроэкономических систем. 2023. С. 228-234. EDN QHJJDD.

12. Роднина Н. В. Устойчивое сельское хозяйство как приоритетное направление в борьбе с бедностью и повышении качества жизни сельского населения // АПК: экономика, управление. 2024. № 1. С. 103-109. DOI 10.33305/241-103. EDN HTUHEK.

13. Пыжикова Н. И., Озерова М. Г., Торопынина Н. М., Веселкова В. С. Социально-экономические исследования проблемы трудоустройства молодежи в сельской местности // Социально-экономический и гуманитарный журнал. 2023. № 2 (28). С. 76-86. DOI 10.36718/2500-1825-2023-2-76-86. EDN BYYQXJ.

14. Проваленова Н. В. Оценка уровня развития социальной инфраструктуры сельских территорий // Экономика и предпринимательство. 2020. № 2 (115). С. 404-407. DOI 10.34925/EIP.2020.115.2.077. EDN GGQAWC.

15. Шнейдерман И. М., Пилипенко И. В. Модернизация системы водоснабжения и водоотведения в сельской местности как фактор повышения качества жизни населения России // Народонаселение. 2023. Т. 26. № 1. С. 147-159. DOI 10.19181/population.2023.26.1.12. EDN SZILDL.

16. Гагиев Н. Н., Гончаренко Л. П., Сыбачин С. А., Шестакова А. А. Перспективы развития инженерной инфраструктуры сельских территорий // АПК: экономика, управление. 2021. № 9. С. 95-100. DOI 10.33305/219-95. EDN CCAFWX.

Вестник НГИЭИ. 2025. № 3 (166). C. 94-109. ISSN 2227-9407 (Print) Bulletin NGIEI. 2025. № 3 (166). P. 94-109. ISSN 2227-9407 (Print)

VWWWWW рргипнл пкнля и птрлгtifra я жпнпмнк'л VWWWWW

¿^¿m^i^^i^^^i^^i^, РЕ! И ОПАЛ ID ПАЯ И 01 РАСЛЕРАЯ ЭКОНОМИКА

17. Оробец В. М., Лучицкая Л. Б., Збышко Б. Г. Территориальная организация населения. 2023. 456 с. EDN ZGOYWH.

18. Чернышов Б. А., Понеделков А. В. Феномен политического лидерства и его отражение в социогума-нитарном дискурсе // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2020. № 4 (119). С. 136-141. EDN YGSHOC.

19. Львович Я. Е., Сорокин С. О., Чернышов Б. А. Интеллектуализация процесса рейтингового управления ресурсным обеспечением на основе оптимизационной модели развития системы однородных объектов // Вестник Российского нового университета. Серия: Сложные системы: модели, анализ и управление. 2019. № 4. С. 52-9. EDN BNSJRA.

20. Роднина Н. В. Устойчивое сельское хозяйство как приоритетное направление в борьбе с бедностью и повышении качества жизни сельского населения // АПК: экономика, управление. 2024. № 1. С. 103-109. EDN HTUHEK.

Дата поступления статьи в редакцию 13.01.2025; одобрена после рецензирования 11.02.2025;

принята к публикации 12.02.2025.

Информация об авторах:

Ж. В. Касимова - старший преподаватель кафедры «Организация и менеджмент», Spin-код: 5169-6521; А. Е. Шамин - д.э.н., профессор, профессор кафедры «Экономика и автоматизация бизнес-процессов», Spin-код: 4772-3987;

Е. А. Шамин - к.э.н., доцент кафедры «Экономика и автоматизация бизнес-процессов», Spin-код: 9580-3689.

Заявленный вклад авторов: Касимова Ж. В. - подготовка первоначального и окончательного варианта статьи. Шамин А. Е. - общее руководство проектом. Шамин Е. А. - участие в обсуждении материалов статьи.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

REFERENCES

1. Fatkhullina L. Z. Sotsial'naya infrastruktura sela i osnovnyye puti yeye sovershenstvovaniya [Social infrastructure of the village and the main ways of its improvement], Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta [Bulletin of the Kazan Technological University], 2011, No. 12, pp. 196-204, EDN NYDBLH.

2. Dudnikova Ye. B., Vlasov S. D, Nozhkina I. A. Sostoyaniye i razvitiye sotsial'noy sfery sela v perekhodnyy period 1990-kh godov [Dudnikova E. B., Vlasov S. D., Nozhkina I. A. State and development of the social sphere of the village in the transition period of the 1990s], Agrarnyye konferentsii [Agrarian conferences], 2023, No. 2 (38), pp. 1-9, EDN LDGKND.

3. Kovaleva Ye. R., Sudakova G. YU., Minat V. N. Sotsial'nyye problemy sel'skikh territoriy v sisteme agrar-nogo proizvodstva Rossii [Social problems of rural areas in the system of agricultural production of Russia], Uprav-leniye regionom: tendentsii, zakonomernosti, problemy [Regional management: trends, patterns, problems], 2020, pp. 83-87, EDN SMJNXH.

4. Kaymakova M. V. Rol' sotsial'noy infrastruktury v ustoychivom razvitii sel'skikh territoriy [The role of social infrastructure in sustainable development of rural areas], Vestnik Ul'yanovskoy GSKHA [Bulletin of the Ulyanovsk State Agricultural Academy], 2009, No. 1 (8), pp. 39-43.

5. Kookuyeva V. V. Tendentsii gosudarstvennoy podderzhki sel'skikh territoriy i sel'skogo khozyaystva na period do 2020 goda [Trends in state support for rural areas and agriculture for the period up to 2020], Natsional'nyye in-teresy: prioritety i bezopasnost' [National interests: priorities and security], 2014, Vol. 10, No. 8 (245), pp. 28-34, EDN RUXMYN.

6. Ushakov R. I. O gosudarstvennykh merakh podderzhki razvitiya sotsial'noy infrastruktury sel'skikh territoriy Rossiyskoy Federatsii [On state measures to support the development of social infrastructure in rural areas of the Russian Federation], Geograficheskiye i ekonomicheskiye issledovaniya v kontekste ustoychivogo razvitiya gosudarstva i

107

Вестник НГИЭИ. 2025. № 3 (166). C. 94-109. ISSN 2227-9407 (Print) Bulletin NGIEI. 2025. № 3 (166). P. 94-109. ISSN 2227-9407 (Print) ^^WWW^^WWV nrrinwл i л мп сггтппл т ггпмпм1гс

REGlONAL AND JCLl ORAL ECONOMlCS ^_

regiona [Geographical and economic studies in the context of sustainable development of the state and region], 2024, pp. 65-67, EDN CEZHQA.

7. Samarina V. P. Obzor metodov gosudarstvennoy podderzhki agropromyshlennogo kompleksa i perspektivy sel'skokhozyaystvennogo proizvodstva v usloviyakh novogo krizisa [Review of methods of state support for the agro-industrial complex and prospects for agricultural production in the context of a new crisis], Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta [Bulletin of the Voronezh State Agrarian University], 2021, Vol. 14, No. 2 (69), pp. 81-102, DOI 10.53914/issn2071-2243_2021_2_81. EDN LLFKQZ.

8. Voronina V. S. Osobennosti finansirovaniya sotsial'noy infrastruktury [Features of financing social infrastructure], Gosudarstvenno-chastnoye partnerstvo [Public-private partnership], 2016, Vol. 3, No. 4, pp. 235-246, DOI 10.18334/ppp.3.4.37415.

9. Sabetova T. V. Oplata truda v sel'skom khozyaystve Voronezhskoy oblasti kak sostavnoy element privleka-tel'nosti sel'skoy mestnosti [Remuneration of labor in agriculture of the Voronezh region as an integral element of the attractiveness of rural areas], Tsentral'nyy nauchnyy vestnik [Central Scientific Bulletin], 2018, Vol. 3, No. 4S (45S), pp. 72-73, EDN YRGXEC.

10. Sukhorukova N. G., Kochinova M. V. Kachestvo zhizni zhiteley malogo naselennogo punkta sel'skoy mestnosti: sotsiologicheskiy aspekt [Quality of life of residents of a small rural settlement: sociological aspect], Ob-shchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika [Society: sociology, psychology, pedagogy], 2021, No. 12 (92), pp. 124-128, DOI 10.24158/spp.2021.12.17. EDN CXXEVW.

11. Tkacheva Yu. V. Sotsial'naya infrastruktura sel'skikh territoriy kak ob"yekt izucheniya [Social infrastructure of rural areas as an object of study], Politekonomicheskiye problemy razvitiya sovremennykh agroekonomicheskikh sis-tem [Political and economic problems of the development of modern agro-economic systems], 2023, pp. 228-234, EDN QHJJDD.

12. Rodnina N. V. Ustoychivoye sel'skoye khozyaystvo kak prioritetnoye napravleniye v bor'be s bednost'yu i povyshenii kachestva zhizni sel'skogo naseleniya [Sustainable agriculture as a priority in the fight against poverty and improving the quality of life of the rural population], APK: ekonomika, upravleniye [AIC: economics, management], 2024, No. 1, pp. 103-109, DOI 10.33305/241-103. EDN HTUHEK.

13. Pyzhikova N. I., Ozerova M. G., Toropynina N. M., Veselkova V. S. Sotsial'no-ekonomicheskiye issledo-vaniya problemy trudoustroystva molodezhi v sel'skoy mestnosti [Socio-economic studies of the problem of youth employment in rural areas], Sotsial'no-ekonomicheskiy i gumanitarnyy zhurnal [Socio-economic and humanitarian journal], 2023, No. 2 (28), pp. 76-86, DOI 10.36718/2500-1825-2023-2-76-86. EDN BYYQXJ.

14. Provalenova N. V. Otsenka urovnya razvitiya sotsial'noy infrastruktury sel'skikh territoriy [Assessment of the level of development of social infrastructure of rural areas], Ekonomika i predprinimatel'stvo [Economy and En-trepreneurship], 2020, No. 2 (115), pp. 404-407, DOI 10.34925/EIP.2020.115.2.077. EDN GGQAWC.

15. Shneyderman I. M., Pilipenko I. V. Modernizatsiya sistemy vodosnabzheniya i vodootvedeniya v sel'skoy mestnosti kak faktor povysheniya kachestva zhizni naseleniya Rossii [Modernization of the water supply and sanitation system in rural areas as a factor in improving the quality of life of the population of Russia], Narodonaseleniye [Population], 2023, Vol. 26, No. 1, pp. 147-159, DOI 10.19181/population.2023.26.1.12. EDN SZILDL.

16. Gagiyev N. N., Goncharenko L. P., Sybachin S. A., Shestakova A. A. Perspektivy razvitiya inzhenernoy infrastruktury sel'skikh territoriy [Prospects for the Development of Engineering Infrastructure of Rural Areas], APK: ekonomika, upravleniye [AIC: Economics, Management], 2021, No. 9, pp. 95-100, DOI 10.33305/219-95. EDN CCAFWX.

17. Orobets V. M., Luchitskaya L. B., Zbyshko B. G. Territorial'naya organizatsiya naseleniya [Territorial organization of the population], 2023, 456 p, EDN ZGOYWH.

18. Chernyshov B. A., Ponedelkov A. V. Fenomen politicheskogo liderstva i yego otrazheniye v sotsiogumani-tarnom diskurse [The Phenomenon of Political Leadership and Its Reflection in the Socio-Humanitarian Discourse], Nauka i obrazovaniye: khozyaystvo i ekonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravleniye [Science and Education: Economy and Economics; Entrepreneurship; Law and Management], 2020, No. 4 (119), pp. 136-141, EDN YGSHOC.

19. Lvovich Ya. E., Sorokin S. O., Chernyshov B. A. Intellektualizatsiya protsessa reytingovogo upravleniya resursnym obespecheniyem na osnove optimizatsionnoy modeli razvitiya sistemy odnorodnykh ob"yektov [Intellectu-alization of the Process of Rating Management of Resource Provision Based on an Optimization Model for the Development of a System of Homogeneous Objects], Vestnik Rossiyskogo novogo universiteta. Seriya: Slozhnyye sistemy:

Вестник НГИЭИ. 2025. N З (1вв). C. 94-109. ISSN 2227-9407 (Print) Bulletin NGIEI. 2025. N З (1вв). P. 94-109. ISSN 2227-9407 (Print)

VWWWWW рргипнл пкнля и птрл г twra я ч wn un м и к л VWWWWW

РЕ! ИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

modeli, analiz i upravleniye [Bulletin of the Russian New University. Series: Complex Systems: Models, Analysis and Management], 20i9, No. 4, pp. 52-59, EDN BNSJRA.

20. Rodnina N. V. Ustoychivoye sel'skoye khozyaystvo kak prioritetnoye napravleniye v bor'be s bednost'yu i povyshenii kachestva zhizni sel'skogo naseleniya [Sustainable Agriculture as a Priority in the Fight against Poverty and Improving the Quality of Life of the Rural Population], APK: ekonomika, upravleniye [AIC: Economics, Management], 2024, No. i, pp. i03-i09, EDN HTUHEK.

The article was submitted i3.0i.2025; approved after reviewing ii.02.2025; accepted for publication i2.02.2025.

Information about the authors: Zh. V. Kasimova - Senior Lecturer, Department of Organization and Management, Spin-code: 5i69-652i; A. E. Shamin - Dr. Sci. (Economy), Professor of the Department of Economics and Automation of Business Processes, Spin-code: 4772-39S7;

E. A. Shamin - Ph. D. (Economy), Associate Professor of the Department of Economics and Automation of Business Processes, Spin-code: 95S0-36S9.

Declared contribution of the authors: Kasimova Zh. V. - preparation of the initial and final version of the article. Shamin A. E. - general management of the project. Shamin E. A. - participation in the discussion of the article materials.

The authors declare no conflict of interest.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.