УДК 338.43 001: 10.24411/2587-6740-2018-16090
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ): РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ И ТОЧКА БИФУРКАЦИИ
Г.И. Даянова, И.К. Егорова, А.Ф. Баишева, А.Н. Крылова
ФГБНУ «Якутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства имени М.Г. Сафронова», Республика Саха (Якутия), г. Якутск, Россия
Целью исследования является разработка предложений по обеспечению устойчивого развития сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) на основе ретроспективного анализа состояния отрасли за последние 30 лет. Рассмотрены изменения в аграрном секторе экономики, начиная с дореформенного периода 1990-х годов, проблемы снижения уровня производства сельскохозяйственной продукции в республике, изучена динамика его структуры по категориям хозяйств. Основными причинами торможения сельскохозяйственного производства в Республике Саха (Якутия) является затяжной организационно-экономический кризис в аграрном секторе экономики, борьба сельскохозяйственных товаропроизводителей за бюджетные ресурсы, нестабильность и непоследовательность некоторых форм и методов государственной поддержки. Представлены предложения по дальнейшему направлению государственного регулирования сельского хозяйства республики. Отмечается неизбежность возникновения точки бифуркации в сельском хозяйстве Республики Саха (Якутия).
Ключевые слова: сельское хозяйство, устойчивое развитие, животноводство, растениеводство, сельскохозяйственная организация, крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство, точка бифуркации.
Введение
Сельское хозяйство Республики Саха (Якутия) (РС (Я)), отличается традиционными и экстремальными видами хозяйствования, в частности северным земледелием и растениеводством, скотоводством в условиях резкоконтинентального климата, табунно-тебене-вочным коневодством, северным домашним оленеводством. В сфере обслуживания сельского хозяйства, переработке и сбыте продукции, а также в системе их управления отмечаются низкая плотность населения, обширные территории со слабо развитой инфраструктурой. В сложившихся условиях аграрной политики и современного состояния сельского хозяйства Якутии требуется более осознанная методологическая основа среднесрочного и стратегического государственного регулирования отрасли республики на основе оценки ресурсного потенциала. В Якутии производство сельскохозяйственной продукции осуществляется преимущественно на неблагоприятных территориях, в условиях вечной мерзлоты, высокого уровня сезонности и короткого вегетационного периода.
В последние десятилетия, несмотря на существенную государственную финансовую поддержку, использование программно-целевых, системных подходов, реализацию различных механизмов, программ развития, направленность на инновационные технологии, в целом роста валовой сельскохозяйственной продукции в республике не наблюдается.
В современных условиях реализация основных стратегических целей и задач по развитию сельского хозяйства требует ключевых рычагов воздействия для стимулирования тех или иных процессов в аграрном секторе экономики. Нами была проведена ретроспективная оценка некоторых показателей сельского хозяйства в РС (Я), а также хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов за по-
следние 30 лет с учетом российской аграрной политики. Были выявлены сильные и слабые стороны, возможности и угрозы ^ОТ-анализ) развития сельского хозяйства Якутии.
Методы проведения исследования
В ходе исследования использовались экономико-статистический, расчетно-конструк-тивный, монографический, абстрактно-логический методы.
Ход исследования
Собственно программно-целевой подход появился в Советском Союзе (СССР) в период перестройки, однако элементы программного управления существовали с момента первых пятилеток. В СССР разрабатывались целевые программы развития отдельных отраслей, которые утверждались Высшим Советом народного хозяйства [1].
В 1982 г. на Пленуме Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза (ЦК КПСС) была принята Продовольственная программа на период до 1990 г., разработанная в соответствии с решениями XXVI съезда КПСС. В ноябре 1985 г. было принято совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании управления агропромышленным комплексом», в соответствии с которым сформировался Агропромышленный комитет и его структуры управления (областные, районные агропромышленные объединения и т.д.) [2].
С 1985 г. вплоть до 1991 г. в России происходило переосмысление основных идеологических постулатов государственного устройства, осуществлялись поиски оптимальной модели будущего страны. В сельскохозяйственной сфере шел поиск новых форм организации и оплаты труда. Появились подряд, безнарядные звенья, наметился переход к арендным от-
ношениям и формированию самостоятельных крестьянских хозяйств [3].
После стихийной попытки полного перехода на рыночные отношения, в 2000-е годы государственное регулирование усилилось и перешло к программно-целевому подходу. На данный момент реализуется государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2020 годы» [4]. А также в 2016 г. был утвержден «Проект Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года», где были намечены основные целевые показатели уровня самообеспечения основной сельскохозяйственной продукцией, а значит и уровня сельскохозяйственного производства [5].
Первым опытом консолидации мероприятий в сельской местности стала «Президентская программа социально-экономического развития села Республики Саха (Якутия) на 2002-2006 годы» [6]. Вторая целевая программа «Социально-экономическое развитие села Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы» была направлена на укрепление отрасли сельского хозяйства» [7]. Однако продукция сельского хозяйства в РС (Я) за 2000-2017 гг. в сопоставимых ценах к уровню 2000 г. снизилась на 7,3%, при этом продукция растениеводства повысилась на 10,7%, животноводства — снизилась на 14,3% (рис. 1), тогда как продукция сельского хозяйства по России в 2017 г. по сравнению с 2000 г. повысилась на 35,8% (рис. 2).
Данные о производстве основной сельскохозяйственной продукции в натуральном выражении в Якутии до реформ 1990-х годов свидетельствуют об их относительно высоком уровне по сравнению с современной ситуацией в сельском хозяйстве (табл. 1).
При этом, если учитывать, что основные особенности ведения сельского хозяйства региона являются постоянными в течение достаточно долговременного периода, можно сделать вывод о том, что суровые природно-климатические условия, вечная мерзлота, неблагоприятные свойства почв, территориальная разрозненность поселений существовали и в дореформенный период. Однако данные основные неблагоприятные факторы были в какой-то мере преодолены.
По продукции растениеводства, если объемы производства овощей в 2017 г. по сравнению с дореформенным периодом 1986-1990 гг. увеличились в 1,3 раза, то снижение производства зерновых культур (в 4,6 раз) не остановлено. Критический спад в развитии зернового хозяйства в Якутии в период 1986-2017 гг. произошел в результате сокращения посевной площади (в среднем на 61,5%). А динамика валового сбора картофеля показывает колебания в течение 25-28 лет, и в целом отмечается тенденция роста объемов его производства.
В 1990-е и 2000-е годы поголовье основных сельскохозяйственных животных республики имело тенденцию к неуклонному сокращению (рис. 3).
Падение в животноводстве вызвано реорганизацией крупных совхозов на более мелкие хозяйства, в начале 1990-х годов, на фоне прекращения ресурсного обеспечения совхозов из федерального центра, было принято непростое решение о передаче их имущества работникам совхозов для развития личных подсобных хозяйств (ЛПХ). Однако семейные хозяйства не сохранили объемы производства совхозов, сократили численность поголо-
вья скота, перестали обрабатывать пахотные земли, и производство сельскохозяйственной продукции резко упало. За период с 1990 по 2000 гг. численность поголовья крупного рогатого скота, лошадей и оленей была сокращена почти на треть. В 2000 г. с целью исправления кризисной ситуации была утверждена Программа развития семейной экономики, и в течение четырех лет осуществлялась государственная поддержка хозяйств населения в виде выделения товарных (живность, комбикорма) и денежных кредитов [8].
В 1985 г. основными товаропроизводителями Якутии были 315 сельскохозяйственных предприятий, из них 116 совхозов Министерства сельского хозяйства. Среднесписочная численность работников, занятых в основном производстве на этих предприятиях, за год составляла 53,8 тыс. человек, при этом среднемесячная заработная плата работников составляла 320 руб., что на 17% ниже среднереспубликанского уровня (374 руб.). Отмечается, что до 1982 г. производство сельскохозяйственной продукции было убыточным или низкорентабельным. Только после завышения закупочных цен и введения надбавок низкорентабельным и убыточным совхозам производство превратилось в прибыльную отрасль. В 1985 г. все хозяйства Якутии были 100% прибыльными. Рентабельность производства молока составила 16,9 %, мяса — 10,9%, растениеводства — 10-31% [9, 10].
В декабре 1990 г. были приняты законы: «О земельной реформе», «О крестьянском (фермерском хозяйстве)», «О социальном развитии села», поправки в ст. 11-12 Конституции Российской Советской Федеративной Социа-
листической Республики. Этими нормативными актами в России была отменена монополия государства на землю сельскохозяйственного производства, индивидуального жилищного строительства. В ходе аграрной реформы 1990-х годов в сельском хозяйстве республики, как и в целом по стране, произошли глубокие социально-экономические изменения, сформировался широкий круг сельскохозяйственных товаропроизводителей. Преобладающей формой собственности стала частная.
К 1990 г. в республике насчитывалось 173 сельскохозяйственных предприятий, отчитывающихся в Министерство сельского хозяйства РС (Я), из них 169 совхозов, 1 колхоз и 2 сельскохозяйственных кооператива. Среднегодовая численность работников в сельском хозяйстве составляла 24,9 тыс. человек, среднемесячная заработная плата — 458 руб., что, в свою очередь, на 15% ниже, чем общереспубликанская средняя заработная плата (528 руб.) [11].
В 1991 г. была создана Ассоциация крестьянских хозяйств и кооперативов Республики Саха (Якутия). С начала 1992 г. шла активная реорганизация хозяйств. К середине 1993 г. прошло реорганизацию 75,6% хозяйств, имеющихся на начало 1992 г., в 1994 г. — 98,3%. В результате проведения преобразований в аграрном секторе образовалось более 4,5 тыс. самостоятельных хозяйств разных форм собственности и различных организационно-правовых форм хозяйствования. В ходе проведения аграрной реформы в связи с реорганизацией совхозов, являвшихся основными сельскохозяйственными товаропроизводителями, сократились посевные площади,
7000
1000 0
♦ Продукция сельского хозяйства А Продукция растениеводства Продукция животноводства
^УУУУУУУУУУУУУУУ^^^
< Продукция сельского хозяйства х А Продукция растениеводства х X Продукция животноводства х
Рис. 1. Динамика продукции сельского хозяйства в РС (Я) в 2000-2017 гг. (в сопоставимых ценах 2000 г.), млн руб.
Таблица 1
Производство основных видов сельскохозяйственной продукции в РС (Я) в среднем за период 1986-1990 гг. и 1995-2017 гг., тыс. т
Виды продукции Я ¿ " со | з Ü « -ч о S- g-tn LD № О О LD О О LD Г-» £ °° " т-Ч * ra í ij т ¡Z 5* о н г ai
m i= гч гЧ ГЧ ГЧ ГЧ ГЧ ГЧ ГЧ X гЧ
Мясо скота и птицы 67,2 60,9 32,1 39,7 42,5 35,4 35,8 53,3
Молоко 258,3 202,2 164,3 197,3 191,6 164,5 166,4 64,4
Зерновые культуры 30,7 17,1 30,3 15,6 11,1 8,6 6,6 21,5
Картофель 80,6 66,5 74,6 88,5 71,5 71,9 79,3 98,4
Овощи 28,5 24,1 37,1 36,9 34 35,2 38,3 134,4
Источник: расчеты авторов по данным Росстата.
Рис. 2. Динамика продукции сельского хозяйства в Российской Федерации в 2000-2017 гг. (в сопоставимых ценах 2000 г.), трлн руб.
450 000 423 885
400 000
350 000 377 866
300 000
250 000 200 000 188 052
150 000 209 134 4 184 182
100 000 В ® ■ ■ ■ 154 630
50 000
0
ууууууууууууууу' Крупный рогатый скот Лошади Олени
Рис. 3. Динамика численности поголовья основных сельскохозяйственных животных в РС (Я) за 1985-2017 гг. (на конец года), голов
поголовье скота и птиц, уменьшились объемы производства и закупок.
В 1994 г. все формальные принципы аграрной реформы были реализованы, и к 1995 г. количество сельскохозяйственных предприятий достигло 254 ед., имелось 3,7 тыс. крестьянских хозяйств, 180 родовых общин и 180 тыс. ЛПХ. Площадь сельскохозяйственных угодий, закрепленных за зарегистрированными формами хозяйствования, составляла 710,0 тыс. га, в том числе пашен — 112,1, сенокосов — 355,4 и пастбищ — 241,5 тыс. га. Из общей площади земель был создан специальный земельный фонд перераспределения на 363,4 тыс. га. За крестьянскими хозяйствами и их ассоциациями закреплено 136,0 тыс. га сельскохозяйственных угодий, в том числе пашен — 174,4, сенокосов — 85,3 и пастбищ — 33,1 тыс. га [11].
К началу 2001 г. в республике большинство предприятий было перерегистрировано и преобразовано, действовали 266 крупных и средних сельскохозяйственных предприятий, из них более половины являлись сельскохозяйственными кооперативами. Было образовано 4141 крестьянских (фермерских) хозяйств (К(Ф)Х), из них 2 оленеводческих, 17 коневодческих и 1 охотопромысловое крестьянское хозяйство. Однако стоит отметить, что часть хозяйств разорялась и ликвидировалась, по различным организационным и экономическим причинам с 1992 г. прекратили свою деятельность 1523 крестьянских хозяйств [12].
С переходом на рыночные отношения в постсоветском периоде для сельского хозяйства России была характерна многоукладность организационно-правовых форм с большой долей малого частного сектора.
В начале реформирования сельского хозяйства Якутии (1990-1995 гг.) наблюдался значительный спад производства, однако, начи-
ная с 1996 г., его темпы замедлились, а с 1999 г. начал наблюдаться рост. Общий объем валовой продукции сельского хозяйства в 2000 г., в сопоставимой оценке к уровню 1999 г., увеличился на 4%.
В настоящее время в республике сельскохозяйственным производством занимаются около 660 сельскохозяйственных организаций, на их долю приходится 27,4% всего объема валовой продукции сельского хозяйства республики. Однако они по размеру являются малыми хозяйствами: в среднем на одно предприятие приходится 13 работников (в 1985 г. в среднем на одном предприятии работали 323 человек) и 288 га сельскохозяйственных угодий (в 1985 г. — 5253 га) [9, 13].
Необходимо отметить, что в период 19902000 гг. трансформация общественно-экономического строя, переход на рыночные отношения, формирование многоукладности хозяйствующих субъектов в сельском хозяйстве, сокращение количества сельскохозяйственных организаций, зарождение и развитие фермерства, повышение роли ЛПХ стали основными причинами значительных изменений в основных показателях сельского хозяйства РС (Я).
Так, в 1980-1990 гг. структура продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств была на одном уровне, где доля сельскохозяйственных организаций составляла 79,5% в 1980 г. и 78% в 1990 г., доля хозяйств населения — 20,5 и 22% соответственно (табл. 2).
В 1990-2000 гг., когда создавались фермерские хозяйства, в структуре производства продукции произошли значительные изменения, их основная доля была у ЛПХ, а сельскохозяйственные организации к 2000 г. стали производить лишь 20,8% продукции сельского хозяйства (в 1990 г. — 78%).
В 2000-2005 гг. наблюдается постепенный рост доли фермеров в продукции сельского хозяйства — с 11,7 до 22,3%, при этом удельный вес организаций практически не изменился, а доля хозяйств населения снизилась на 9,6 п.п. Однако после отсутствия резких колебаний в структуре производства сельского хозяйства по категориям хозяйств значительные изменения наблюдаются именно в 2005-2010 гг.: произошло увеличение доли организаций с 19,8 до 27% (на 7,2 п.п.), снижение доли ЛПХ с 57,9 до 47,5% (на 10,4%). При этом удельный вес фермерских хозяйств увеличился с 22,3 до 25,5 % (на 3,2 п п.). Тогда как за последние 7-8 лет наблюдается относительная стабильность в структуре продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств: доля сельскохозяйственных организаций составляет порядка 27%, ЛПХ — 48%, К(Ф) Х — 26%.
За 2005-2010 гг. относительно повысились показатели по производству мяса и молока у сельскохозяйственных организаций и К(Ф)Х, тогда как у ЛПХ объемы заметно снизились (рис. 4-6).
Как раз в этот период осуществлялась реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в 2006-2007 гг. (Нацпро-ект), направленного в основном на развитие животноводства. За период 2005-2010 гг. стартовали первые инвестиционные проекты. В 2006 г. по сравнению с 2005 г. объем инвестиций в основной капитал увеличился с 332,8 до 361,5 млн руб. в сопоставимых ценах (на 8,6%), а в 2008 г. — в 2 раза (табл. 3).
В эти годы в целом по республике отмечается рост производства скота и птицы на убой в живом весе (с 39,7 до 42,5 тыс. т). При этом в российских сводках Якутия часто лидировала и показывала успешность реализации
Таблица 2
Структура продукции сельского хозяйства в РС (Я) в 1980-2017 гг. по категориям хозяйств, %
Категории хозяйств 1980 г. 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г. 2017 г.
Сельско-
хозяйственные 79,5 78 50,2 20,8 19,8 27 28,2 27,4
организации
Хозяйства 20,5 22 39,5 67,5 57,9 47,5 46,8 46,4
населения
Крестьянские (фермерские) хозяйства - - 10,3 11,7 22,3 25,5 25 26,2
Источник: данные Росстата.
100 80
50 26 28,5 26,2 36,7 34,5 34,9 33,9
0 1 1 ' 12,6 1 ■ 9,6 8,5 ■ 9,7
1995 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
■ Производство мяса скота и птицы, в живом весе ■ Производство молока Производство зерновых культур ■ Производство картофеля Производство овощей
Рис. 4. Производство основных видов аграрной продукции в сельскохозяйственных организациях РС (Я) за 1990-2017 гг., тыс. т
80 60 40 22,2 27 20 7,4 5,1 8,2 - ■ ■ 1 яяШ Ш 48 6 12,5 III 4, 1 5 9,8 ■II 0, 34 9,9 -III 8, 44 10,6 9, 7 .Ii
1995 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. ■ Производство мяса скота и птицы, в живом весе ■ Производство молока Производство зерновых культур ■ Производство картофеля Производство овощей
140 120
100
100 80 60 40 20 0
" ™ " "" -
■ Производство мяса скота и птицы, в живом весе ■ Производство молока
■ Производство картофеля ■ Производство овощей
1995 г
2005 г
2015 г
2016 г
Рис. 5. Производство основных видов аграрной продукции в К(Ф)Х РС (Я) Рис. 6. Производство основных видов аграрной продукции в ЛПХ РС (Я)
за 1990-2017 гг., тыс. т за 1990-2017 гг., тыс. т
Таблица 3
Инвестиции в основной капитал в сельском хозяйстве РС (Я) (в ценах 2005 г.), млн руб.
Инвестиции 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2015 г. 2017 г.
Инвестиции в основной капитал в сельском хозяйстве РС (Я) 332,8 361,5 319,9 686,7 644,7 295,3 204,6 207,9
Источник: расчеты авторов по данным Росстата.
Нацпроекта, в основном из-за роста поголовья оленей и лошадей.
В данное время государственная поддержка преимущественно оказывается сельскохозяйственным организациям, и практически половина ЛПХ вовлечена в сельскохозяйственную кооперацию, многие регистрировались в крестьянские хозяйства. В результате Якутия стала одним их самых активных регионов по развитию фермерства и кооперации на селе. Сегодня на каждые 1000 человек сельского населения приходится порядка 9 фермеров — по этому показателю Якутия занимает первое место по стране. Впоследствии за последние годы сократилось производство продукции сельского хозяйства в ЛПХ в общем объеме производства с 67,5% в 2000 г. до 46,4% в 2017 г. (табл. 2). При этом рост производства продукции сельского хозяйства в других категориях сельскохозяйственных товаропроизводителей не покрывает сокращение объема производства хозяйств населения (табл. 1).
Учитывая, что за последнее десятилетие в целом климат в Якутии потеплел, можно сделать вывод о том, что природный фактор не является одной из главных причин рецессивного характера аграрного производства в Якутии.
Относительно инновационно-технологических факторов, казалось бы, что новые технологии, достижения науки и техники должны были способствовать росту, интенсификации сельского хозяйства. Однако материально-техническое обеспечение аграрного производства в Якутии испытывает большие трудности.
В советский период всесоюзные системы Сельхозтехника, Госкомсельхозтехника, а затем Госагропром СССР занимались снабжением запасными частями и ремонтом сельскохозяйственной техники. В настоящее время система обеспечения сельского хозяйства средствами производства в республике, как отдельная отрасль и сфера АПК, отсутствует. Тем не менее в последнее десятилетие с помощью государства строятся животноводческие комплексы с современными оборудованиями, предоставляются различные субсидии (по возмещению затрат), реализуются лизинговые программы по обеспечению техникой и оборудованием.
Якутии присущ очаговый характер аграрного производства, мелкие хозяйства продолжают свое скромное существование, а государственная поддержка более крупных хозяйств в целом не дает ожидаемых результатов. Новые формы государственной поддержки, такие как государственно-частное партнерство
(ГЧП), проектное финансирование, территории опережающего развития (ТОР) и т.п., имеют точечный характер и предназначены для определенных («избранных») хозяйствующих субъектов. В большинстве случаев данные современные меры вынуждают хозяйства брать кредиты и займы, входить в долги ради привлечения государственных финансовых ресурсов и реализации проектов, в результате вместо инновационного процветания на деле в последующем они требуют финансового оздоровления. Крупные сельскохозяйственные предприятия республики без государственной помощи давно бы закрылись. В настоящее время они находятся практически на государственном содержании, несмотря на то, что они в основном являются открытыми акционерными обществами. Инвестиционные проекты в ТОР также вызывают сомнения относительно финансовой устойчивости тех предприятий, где они реализуются. Основная же масса сельскохозяйственных товаропроизводителей остаются аутсайдерами и продолжают свое существование на принципах выживания. Опыт государственной поддержки по строительству сельскохозяйственных объектов, приобретения современных сельскохозяйственной техники и оборудований показал, что возникают трудности по их эксплуатации и применению, ремонту, сервису. Во-первых, это отсутствие необходимых запасных частей и комплектующих, во-вторых — квалифицированных кадров. Часто на практике встречаются хозяйства, которые приобрели технику, но фактически ее не используют, или возникает поломка оборудования, которую элементарно некому чинить.
Таблица 4
SWOT-анализ сельского хозяйства РС (Я)
Преимущества (сильные стороны) Недостатки (слабые стороны)
1. Обеспеченность республики кормовыми угодьями, наличие значительных площадей оленьих пастбищ. 2. Приоритетное развитие традиционных отраслей сельского хозяйства — табунного коневодства и северного домашнего оленеводства. 3. Повсеместное развитие скотоводства в республике, ведущее положение Якутии по численности скота среди северных регионов страны. 4. Наличие генофонда местных пород КРС, лошадей. 5. Относительно экологически чистая молочная, мясная, рыбная и другая продукция. 6. Устойчивый спрос на местную сельскохозяйственную продукцию. 7. Формирование торгового бренда натуральных продовольственных товаров местного производства «Сделано в Якутии». 1. Производство сельскохозяйственной продукции в крайне неблагоприятных природно-климатических условиях, высокая зависимость от них. 2. Высокий уровень дифференциации экономических зон по природно-климатических условиям, слабое развитие инфраструктуры. 3. Низкое естественное плодородие почв. 4. Относительно низкая урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность сельскохозяйственных животных. 5. Низкий уровень технической и технологической оснащенности АПК, внедрения научных разработок. 6. Низкий уровень производства основных видов продукции пищевой и перерабатывающей промышленности на местах, неполная загрузка прозводственных мощностей. 7. Отсутствие выстроенных рынков сбыта продукции, отсутствие системы контроля качества. 8. Финансовая неустойчивость сельскохозяйственных организаций.
Возможности Риски
1. Обновление и модернизация материально-технической базы АПК. 2. Применение инновационных технологий и открытие новых производств. 3. Развитие семеноводческих хозяйств, увеличение доли местных районированных семян сельскохозяйственных культур. 4. Увеличение валового сбора сельскохозяйственных культур за счет одновременного повышения урожайности и посевных площадей. 5. Развитие селекционно-племенной работы с целью повышения продуктивных и улучшения воспроизводительных качеств сельскохозяйственных животных. 6. Снижение уровня падежа, заболеваемости сельскохозяйственных животных за счет усовершенствования методов диагностики, мер борьбы и профилактики болезней. 7. Рост уровня переработки сельскохозяйственной продукции и производства пищевых продутков с учетом ресурсного потенциала, потребительского спроса, логистической системы. 8. Формирование и развитие органического производства, системы сертификации контродя качества пищевых продутков. 1. Рискованное ведение земледелия в условиях вечной мерзлоты и короткого вегетационного периода. 2. Наводнения, лесные пожары, засухи и другие природные катаклизмы (стихийные бедствия). 3. Заболевания сельскохозяйственных животных, поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями. 4. Повышение уровня инфляции, тарифов и цен на материальные ресурсы (основные средства, семена, энергоносители, удобрения, средства защиты и др.). 5. Урбанизация населения, отток кадров из сферы АПК. 6. Снижение уровня государственной поддеркжи.
Составлено авторами.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 6 (366) / 2018
Тем не менее в последние 5 лет отмечаются отдельные положительные тенденции в сельском хозяйстве республики, такие как стабилизация финансового состояния некоторых сельскохозяйственных предприятий, восстановление отдельных производств, что благоприятно отразилось на росте прибыли предприятий и обновлении основных фондов путем планового ввода производственных объектов. Замедлены темпы сокращения поголовья крупного рогатого скота по сравнению с прошлыми годами [14]. К концу 2017 г. выходное поголовье лошадей составляло 184182 голов, что выше показателя 1998 г. на 52,4% (наконец 1998 г. — 120890 голов) (рис. 3). По итогам 2017 г. индекс производства продукции сельского хозяйства по сравнению с предыдущим годом в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в Якутии возрос впервые с 2009 г. и составил 101,7% (в том числе продукции животноводства — 100,8%, растениеводства — 103,2 %).
Результаты и обсуждение
Для дальнейшего развития сельскохозяйственного производства республика располагает определенными возможностями. Основной целью развития должно быть формирование конкурентоспособного агропромышленного производства, необходимого для насыщения внутреннего рынка собственной сельскохозяйственной продукцией высокого качества. Нами был проведен анализ и выявление сильных, слабых сторон, возможностей и угроз ^ОТ-анализ) развития сельского хозяйства РС (Я) (табл. 4).
По итогам 2016 г. доля аграрного сектора республики составляла 1,7% в общей сумме валовой добавленной стоимости, в 2017 г. произведено продукции сельского хозяйства на
25,1 млрд руб. [13]. Сельское хозяйство Якутии, имея уникальные особенности, сталкивается с рядом проблем, таких как низкие конкурентоспособность местной сельскохозяйственной продукции, производительность труда, недостаточный уровень развития человеческого капитала в сельской местности в связи с отсутствием качественной инфраструктуры. В скором времени завершаются государственные целевые программы развития сельского хозяйства на российском и региональном уровнях, грядет разработка новых программ с 2021 г. Уже поставлены республиканские стратегические цели и задачи на 2030 г. по сельскому хозяйству, в частности доведение уровня самообеспечения основной сельскохозяйственной продукцией по мясу до 35%, молоку — до 65%, картофелю и овощам — до 80% [5].
В Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 г., по нашему мнению, были поставлены «завышенные» задачи. Возможно, поставив завышенные показатели, есть куда стремиться, как говорится, «поставить цель, а там уж как получится». Ставшие уже общепринятыми причины снижения аграрного производства и соответствующие пути его повышения часто можно увидеть в публикациях и существующих мерах государственного регулирования (табл. 5).
Несомненно, в настоящее время регулирование развития сельского хозяйства повсеместно реализуются через мероприятия государственных целевых программ на федеральном и российском уровнях. Однако экономические механизмы, используемые в других регионах того же Дальнего Востока или Сибири, не говоря уже о центральных и южных регионах России, в Якутии претер-
Таблица 5
Общепринятые тормозящие факторы и пути устойчивого развития сельского хозяйства
Тормозящие факторы Пути устойчивого развития сельского хозяйства
Проблемы развития социально-производственной инфраструктура села Системный подход к инвестированию объектов инфраструктуры села
Диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию Субсидирование затрат на приобретение средств труда
Низкая инновационная активность сельскохозяйственных предприятий Стимулирование внедрения новых технологий в производство
Недостаток кадровых ресурсов Программы привлечения кадров в села, образовательная политика
Низкая материально-техническая оснащенность Меры по материально-техническому обеспечению
Низкий уровень мелиорации Проведение мелиоративных работ
Низкие плодородие и эффективность использования сельскохозяйственных земель Меры по улучшению сельскохозяйственных земель и вовлечению их в оборот
Отсутствие финансовой государственной поддержки Осуществление финансовой государственной поддержки
Несовершенство существующих форм хозяйствования Формирование кооперативов, кластеров
Отсутствие или несовершенство стратегических планов Необходимость формирования стратегий развития
Низкая финансовая устойчивость Меры по финансовому оздоровлению
Неэффективность форм государственной поддержки Разработка программ развития с различными формами государственной поддержки (софинансирование из федерального бюджета, субсидирование по различным направлениям), предоставление грантов и т.п. Развитие государственно-частного партнерства. Проектное финансирование.Территории опережающего развития
певают некоторые трудности в реализации и в конечном счете отражаются на конечных результатах.
Область применения результатов
Результаты исследования позволяют решить методические вопросы по устойчивому развитию сельского хозяйства Республики Саха (Якутия), могут быть использованы органами управления АПК при разработке концепций, программ, дорожных карт, планов развития.
Выводы
По нашему мнению, основными причинами торможения сельскохозяйственного производства в Республике Саха (Якутия) являются проблемы развития социально-производственной инфраструктуры региона (бездорожье, отсутствие надежного и достаточного энергоснабжения, малая степень газификации, связи, водоснабжения и т.д.) [15], затяжной организационно-экономический кризис в аграрном секторе экономики, борьба сельскохозяйственных товаропроизводителей за бюджетные ресурсы, нестабильность и непоследовательность некоторых форм и методов государственной поддержки. Примечательно, что в республиканском Законе «О развитии сельского хозяйства Республики Саха (Якутия)» основное внимание было уделено особенностям ведения отрасли [16].
Прежде чем начать реализовывать стратегические направления развития сельского хозяйства необходимо решить проблемы развития социально-производственной инфраструктуры региона и организационно-экономического кризиса. Таким образом, в условиях современной российской аграрной политики в 2019-2020 гг. точка бифуркации в сельском хозяйстве Республики Саха (Якутия) неизбежна.
Литература
1. Целевое управление общественным сектором экономики и бюджетирование, ориентированное на результат. Режим доступа: http://samzan.ru/219398
2. Тимошина Т.М. Экономическая история России: учебное пособие / под ред. проф. М.Н. Чепурина. 15-е изд., перераб. и доп. М.: ЗАО «Юстицинформ», 2009. 424 с.
3. Аграрная экономика: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. М.Н. Малыша. СПб.: Лань, 2002. 688 с.
4. Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2020 годы» / Правительство Республики Саха (Якутия) — Официальный сайт. Режим доступа: https://minsel.sakha.gov.ru/ Gosudarstvennie-i-tselevie-programmi
5. Стратегия социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года: утв. Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) 26.12.2016 г. № 455. Режим доступа: Р^:// mineconomic.sakha.gov.ru/Strategiya-2030
6. Президентская программа социально-экономического развития села Республики Саха (Якутия) на 2002-2006 годы / Правительство Республики Саха (Якутия); Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия). Якутск, 2002. 192 с.
7. Программа социально-экономического развития села Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы / Министерство сельского хозяйства РФ; Министерство
сельского хозяйства Республики Саха (Якутия). Якутск: ЯНИИСХ, 2007. 240 с.
8. Даянова Г.И., Егорова И.К., Колесова М.С., Баи-шева А.Ф. Оценка возможностей развития сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) на основе ретроспективного анализа // Экономика и предпринимательство. 2017. № 9-4 (86-4). С. 1195-1200.
9. Народное хозяйство Якутской АССР в одиннадцатой пятилетке (1981-1985 гг.): статистический сборник. Якутск: Книжное издательство, 1986. 136 с.
10. Основные показатели развития агропромышленного комплекса Якутской АССР за 1981-1985 гг. / Отдел планирования и социально-экономического развития АПК Агропром Якутской АССР. Якутск, 1986. 74 с.
11. Сельское хозяйство Республики Саха (Якутия) за годы экономических реформ (1990-1996 годы) / Отдел агропромышленного комплекса Министерства экономики Республики Саха (Якутия). Якутск, 1997. 133 с.
12. Сельское хозяйство в Республике Саха (Якутия) за 2001-2006 гг.: статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы Государственной статистики по Республике Саха (Якутия). Якутск, 2007. — 151 с.
13. Сельское хозяйство в Республике Саха (Якутия) за 2012-2017 гг.: статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы Государственной статистики по Республике Саха (Якутия). Якутск, 2018. 158 с.
14. Система ведения сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия) на период 2016-2020 годы: методическое пособие / А.И. Степанов, Л.С. Иванова, С.А. Павлова и др. Кемерово: ООО «Технопринт», 2017. 416 с.
15. Даянова Г.И. Социальная и инженерная инфраструктура села Республики Саха (Якутия) // Вектор экономики. 2018. № 9. Режим доступа: http:// www.vectoreconomy.ru/index.php/number9-2018/ region-economics-9-2018
16. О развитии сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия): Закон Республики Саха (Якутия) от 26.04.2016 г. 1619-З № 791-V. Режим доступа: http:// docs.cntd.ru/document/439048908
Об авторах:
Даянова Галина Ивановна, кандидат экономических наук, доцент, заведующая отделом социально-экономического развития села, ОРСЮ: http://orcid.org/0000-0003-3907-5985, dajanova@mail.ru
Егорова Ирина Кимовна, кандидат экономических наук, научный сотрудник отдела социально-экономического развития села, ОРСЮ: http://orcid.org/0000-0002-9831-8003, irina_kimovna777@mail.ru
Баишева Алена Федотовна, младший научный сотрудник отдела социально-экономического развития села, ОРСЮ: http://orcid.org/0000-0002-0991-9182, alionalastina@bk.ru
Крылова Акулина Николаевна, младший научный сотрудник отдела социально-экономического развития села, ОРСЮ: http://orcid.org/0000-0001-5300-3203, akulina.krylova.80@mail.ru
SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF AGRICULTURE OF THE REPUBLIC SAKHA (YAKUTIA): RETROSPECTIVE ANALYSIS AND BIFURCATION POINT
G.I. Dayanova, I.K. Egorova, A.F. Baisheva, A.N. Krylova
Yakut scientific research institute of agriculture named after M.G. Safronov, Republic of Sakha (Yakutia), Yakutsk, Russia
The aim of the study Is to develop proposals for ensuring the sustainable development of agriculture In the Republic of Sakha (Yakutia) based on a retrospective analysis of the state of the industry over the past 30 years. The changes in the agricultural sector of the economy, starting with the pre-reform period of the 90-s of the twentieth century, the problem of reducing the level of agricultural production in the republic are considered, the dynamics of its structure by categories of farms are studied. The protracted organizational and economic crisis in the agricultural sector of the economy, the struggle of agricultural producers for budgetary resources, the instability and inconsistency of some forms and methods of state support are the main reasons for the slowdown of agricultural production in the republic. The inevitability of a bifurcation point in agriculture of the Republic of Sakha (Yakutia) is noted.
Keywords: agriculture, sustainable development, animal husbandry, crop production, agricultural organization, farm, personal subsidiary farming, bifurcation point.
References
1. Target management of public sector of the economy and result-oriented budgeting. Access mode: http:// samzan.ru/219398
2. Timoshina T.M. Economic history of Russia: tutorial. Edited by professor M.N. Chepurina. 15 revised and enlarged edition. Moscow: ZAO "Yustitsinform", 2009. 424 p.
3. Agrarian economy: textbook. 2 revised and enlarged edition. Edited by M.N. Malysha. Saint-Petersburg: Lan,2002.688 p.
4. State program of the Republic of Sakha (Yakutia) "Development of agriculture and regulation of the markets for agricultural products, raw materials and foodstuffs for 2012-2020". Government of the Republic of Sakha (Yakutia) — Official site. Access mode: https://min-sel.sakha.gov.ru/Gosudarstvennie-i-tselevie-programmi
5. The strategy of socio-economic development of the Republic of Sakha (Yakutia) for the period up to 2030 with the definition of the target vision until 2050. Approved by decree Government of the Republic of Sakha (Yakutia) 26.12.2016 No. 455. Access mode: https:// mineconomic.sakha.gov.ru/Strategiya-2030
6. Presidential program of socio-economic development of the village of the Republic of Sakha (Yakutia) for 2002-2006. Government of the Republic of Sakha (Yaku-
About the authors:
tia); Ministry of agriculture of the Republic of Sakha (Yakutia). Yakutsk, 2002. 192 p.
7. The program of socio-economic development of the village of the Republic of Sakha (Yakutia) for 20072011. Ministry of agriculture of the Russian Federation; Ministry of agriculture of the Republic of Sakha (Yakutia). Yakutsk: Yakut scientific research institute of agriculture, 2007. 240 p.
8. Dayanova G.I., Egorova I.K, Kolesova M.S., Baisheva A.F. Assessment of agricultural development opportunities in the Republic of Sakha (Yakutia) based on a retrospective analysis. Ekonomika i predprinimatelstvo = Economy and entrepreneurship. 2017. No. 9-4 (86-4). Pp. 1195-1200.
9. National economy Yakut ASSR in the eleventh five-year period (1981-1985): statistical compilation. Yakutsk: Book publishing, 1986. 136 p.
10. The main indicators of the development of the agro-industrial complex of the Yakut Autonomous Soviet Socialist Republic for 1981-1985. Department of planning and socio-economic development of the agro-industrial complex Agro- industry Yakut ASSR. Yakutsk, 1986. 74 p.
11. Agriculture of the Republic of Sakha (Yakutia) during the years of economic reforms (1990-1996). De-
partment of agro-industrial complex Ministry of economy of the Republic of Sakha (Yakutia). Yakutsk, 1997. 133 р.
12. Agriculture in the Republic of Sakha (Yakutia) for 2001-2006: statistical compilation. The territorial body of the Federal state statistics service of the Republic of Sakha (Yakutia). Yakutsk, 2007. 151 р.
13. Agriculture in the Republic of Sakha (Yakutia) for 2012-2017: statistical compilation. The territorial body of the Federal state statistics service of the Republic of Sakha (Yakutia). Yakutsk, 2018. 158 р.
14. Systemic management of agriculture in the Republic of Sakha (Yakutia) for the period 2016-2020: allowance. A.I. Stepanov, L.S. Ivanova, S.A. Pavlova and others. Kemerovo: ООО "Technoprint", 2017. 416 р.
15. Dayanova G.I. Social and engineering infrastructure of the village of the Republic of Sakha (Yakutia). Vektor ehkonomiki = Economy vector. 2018. No. 9. Access mode: http://www.vectoreconomy.ru/index.php/ number9-2018/region-economics-9-2018
16. On the development of agriculture in the Republic of Sakha (Yakutia). Law of the Republic of Sakha (Yakutia) dated 26.04.2016 1619-З No. 791-V. Access mode: http://docs.cntd.ru/document/439048908
Galina I. Dayanova, candidate of economic sciences, associate professor, head of the department of social and economic rural development, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-3907-5985, dajanova@mail.ru
Irina K. Egorova, candidate of economic sciences, researcher of the department of social and economic rural development, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9831-8003, irina_kimovna777@mail.ru
Alyona F. Baisheva, junior researcher of the department of social and economic rural development, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-0991-9182, alionalastina@bk.ru Akulina N. Krylova, junior researcher of the department of social and economic rural development, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-5300-3203, akulina.krylova.80@mail.ru
dajanova@mail.ru
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № б (Збб) / ZOl8