Научная статья на тему 'Устойчивое развитие сельского хозяйства и продовольственная безопасность Грузии'

Устойчивое развитие сельского хозяйства и продовольственная безопасность Грузии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
323
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО ГРУЗИИ / ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / ФАЛЬСИФИЦИРОВАННАЯ И КОНТРАБАНДНАЯ ПРОДУКЦИЯ / АГРОБИОМНОГООБРАЗИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павлиашвили Соломон

В статье рассматривается вопрос обеспечения продовольственной безопасности как обязательного условия устойчивого развития в Грузии сельского хозяйства. Для решения этой проблемы обязательно наличие нескольких предпосылок. Это доступ для села к устойчивым финансовым институтам; научное обеспечение и налаживание системы информирования, повышения квалификации и консультирования на местах; развитая производственная и социальная инфраструктура; ориентированное на рынок мощное агропродовольственное производство; создание альтернативных, не сельскохозяйственных рабочих мест на селе; защищенный от фальсифицированной, контрабандной и демпинговой продукции свободный внутренний рынок; эффективные государственные и общественные институты; активное международное сотрудничество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Устойчивое развитие сельского хозяйства и продовольственная безопасность Грузии»

Соломон ПАВЛИАШВИЛИ

Доктор экономических наук, профессор, ректор Тбилисского учебного университета

(Тбилиси, Грузия).

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГРУЗИИ

Резюме

В статье рассматривается вопрос обеспечения продовольственной безопасности как обязательного условия устойчивого развития в Грузии сельского хозяйства.

Для решения этой проблемы обязательно наличие нескольких предпосылок. Это доступ для села к устойчивым финансовым институтам; научное обеспечение и налаживание системы информирования, повышения квалификации и консультирования на местах; раз-

витая производственная и социальная инфраструктура; ориентированное на рынок мощное агропродовольственное производство; создание альтернативных, не сельскохозяйственных рабочих мест на селе; защищенный от фальсифицированной, контрабандной и демпинговой продукции свободный внутренний рынок; эффективные государственные и общественные институты; активное международное сотрудничество.

КЛЮЧЕВЫЕ продовольственная безопасность, устойчивое СЛОВА: развитие, сельское хозяйство Грузии, финансовые

ресурсы, фальсифицированная и контрабандная продукция, агробиомногообразие.

Более 90% сельскохозяйственной продукции производится в частном секторе, хотя надо признать, что в результате приватизации, мы получили мелкие предприятия вместо крупных, раздробление материально-технической базы, индустриализацию производства1.

Эта приватизация проводилась механически и практически разрушила необходимую инфраструктуру снабжения сельскохозяйственного производства2.

Введение

Большая часть проблем в агропродовольственном секторе непосредственно связана с эффективностью рынка земли и рентабельностью земли. Задействование рынка земли будет способствовать укрупнению угодий, распространению интенсивных агротехнологий и усилению интереса к сектору со стороны банков.

Власти должны на постоянной основе предоставлять информацию о внешних рынках агропродовольственной продукции и международных стандартах, что расширит возможности реализации продукции и облегчит получение банковских кредитов для перерабатывающего сектора с целью удовлетворения спроса перерабатывающих предприятий, работающих на поставляемом фермерами сырье. Все это значительно ускорит реабилитацию перерабатывающей промышленности, которая может играть роль своего рода посредника между финансовыми институтами и фермерами.

Распределение региональных финансовых ресурсов

Для обеспечения доступа села к устойчивым финансовым институтам необходимо предпринять ряд шагов. В частности, коммерческим банкам, особенно работающим по схемам микрофинансирования, нужно всячески разъяснять необходимость налаживать экономически приемлемые для крестьян (фермеров) и предпринимателей связи. Государство совместно с донорами должно способствовать повышению квалификации сотрудников банков в вопросах оценки специфических рисков, характерных для агропродовольственного сектора. Для расширения кредитования бизнеса на селе микрофинансовые институты должны положить в основу своей деятельности анализ открываемых рынком возможностей. Было бы хорошо, если бы сформировались жизнеспособные кредитные связи.

В условиях диспаритета цен на сельскохозяйственную технику и агропродовольственную продукцию обновление машинно-тракторного парка замедлено. Необходимо путем совершенствования соответствующего законодательства способствовать широкому распространению лизинга средств производства при надлежащей защите интересов лизинговых компаний и задействовать на территории страны хорошо организованную систему технического сервиса.

1 См.: Павлиашвили С. Проблемы и феномен приватизации в Грузии. Тбилиси, 2009. С. 103 (на груз. яз.).

2 См.: ПапаваВ. К вопросу о первом поколении посткоммунистических реформ в экономике Грузии // Кавказ & Глобализация, 2011, Том 5, Выпуск 3—4. С. 25.

Из-за относительно меньшего риска финансирование лизинга сельскохозяйственного оборудования будет для банков выгоднее, чем выдача кредитов на его закупку.

Для улучшения доступа к кредитам для агропромышленного сектора необходимо сформировать эффективную систему страхования. Лица, принимающие решение о кредитовании, должны научиться правильно оценивать риски и поддерживать обоснованную тактику хозяйственной деятельности.

Что касается налоговой политики, необходимо упростить действующее налоговое законодательство и создать для предпринимателей благоприятную среду, стимулирующую производство и поощряющую предпринимателей легализовываться в качестве зарегистрированных налогоплательщиков. Возможно, будет разумным рассмотреть вопрос о полном упразднении НДС для этой сферы, что поможет преодолеть дробление земель и будет способствовать развитию кооперации. Также разумно было бы обложить малый и средний бизнес единым консолидированным налогом. В условиях дефицита государственных ресурсов одним из инструментов формирования в аграрном секторе рыночной среды является использование системы льгот. Налоговые ставки в Грузии не должны быть выше действующих в соседних странах. И, наконец, фермеры, через службы экстенции (доведения знаний, информации и консультаций непосредственно до потребителя на местах) должны регулярно информироваться по вопросам налогового законодательства.

Доля прямых иностранных инвестиций, приходящаяся на сельскохозяйственный сектор, крайне низка. В 2007 году этот показатель составлял 0,8% от всех ПИИ в Грузию, в 2008 году — 0,5%. В 2009-м он возрос до 3,4%, однако в 2010-м снизился до 1,1%. В 2011 году доля ПИИ в сельское хозяйство составляла 1,3%, в 2012-м — 1,8%, в 2013-м — вновь 1,3%. Такой низкий показатель свидетельствует о высоких рисках и низкой прибыльности в указанном секторе.

Сельское хозяйство как отрасль, конечно, менее привлекательна для инвесторов: высокоприбыльными для них являются лишь сферы коммуникаций и энергетики. Сельскому хозяйству должна быть оказана такая государственная поддержка, чтобы у каждого фермера, у каждого крестьянина появилось желание подключится к этой сфере. Например, такие страны, как Бельгия, Норвегия, Австрия, Канада, США и другие во многих случаях прямо финансируют сельское хозяйство из бюджета, и довольно значительно. Евросоюз только в 2008 году выделил на поддержку сельского хозяйства 60 млн евро3.

Для содействия притоку инвестиций в агропродовольственный сектор Грузии необходимо наряду с улучшением объективных условий работы рекламировать его потенциал, демонстрировать, что в стране вследствие многообразия природных ресурсов, наличия многоотраслевого агропродовольственного сектора, дешевой рабочей силы и профессиональных кадров и, что главное, близости емких рынков сбыта возможно успешно вести агропродовольствен-ный бизнес самого разного рода.

Повышение уровня знаний фермеров как основной фактор достижения перемен

Обучение и консультирование крестьян (фермеров) и формирование налаженной системы их информирования имеет особое значение в жестких условиях рыночной среды. Необходимы активные меры по повышению квалификации и переподготовке фермеров, особенно молодых. Для повышения эффективности аграрного образования необходимо налаживать ин-

3 См.: Pavliashvili S. Zigzags of Inflation in Post-Soviet Georgia. Vol. 106. San Francisco: Akademiy Press, 2011.

тенсивные связи с ведущими учебными заведениями в стране и за рубежом, с местными успешными фермерами и предпринимателями.

Помимо улучшения материально-технической базы системы информирования и повышения квалификации и накопления опыта работы все больший вес приобретает внедрение передового международного опыта, соответствующего нашей многообразной реальности. Вместе с тем необходимо всячески содействовать работе частных структур в этой сфере. Акцент должен делаться на формировании районных звеньев, их комплектации и усилении материально-технической базы. Должны быть подготовлены рекомендации по наиболее острым вопросам, а также предложения по изданию соответствующей литературы и обучению-консультированию предпринимателей на местах. С учетом мирового опыта, консультации для потребителей со стороны соответствующих служб на начальном этапе должны быть бесплатными. Для повышения эффективности системы предлагается максимально использовать интеллектуальный потенциал научно-исследовательских учреждений, вузов, колледжей, ведущих практиков. Показательные консультации могут проводиться на базе восстановленных экспериментальных станций Академии наук, учебных хозяйств высших учебных заведений, колледжей, а также успешных частных предприятий и фермерских хозяйств.

Необходимо всячески содействовать формированию показательных фермерских хозяйств различной направленности, а также консультированию со стороны успешных, опытных фермеров. Одновременно нужно использовать практику стажировки молодых фермеров в зарубежных странах с передовым сельским хозяйством. Государство должно способствовать и проведению консультаций для заинтересованных лиц со стороны продавцов средств производства.

Агропродовольственная промышленность и альтернативные рабочие места на селе

Развитая производственная и социальная инфраструктура на селе — важная предпосылка обеспечения продовольственной безопасности. В этом направлении необходимы следующие мероприятия: реабилитация ирригационной и дренажной систем, обеспечение крестьян (фермеров) сельскохозяйственной техникой, а также качественными пестицидами, удобрениями и вакцинами, реабилитация саженцевых хозяйств однолетних и многолетних культур, восстановление в животноводстве деятельности по разведению животных, поддержка частного сектора в сфере снабжения.

В стране должна быть налажена мощная, ориентированная на рынок агропродовольствен-ная промышленность. Развитие перерабатывающей промышленности будет способствовать интеграционным процессам, росту экспортных ресурсов, созданию альтернативных рабочих мест, доступности кредитов для фермеров. Рассматривая данную составляющую, следует также отметить важность снижения административных барьеров для торговли, внедрения международных стандартов и сертификации, организации выставок, ярмарок и других мероприятий поддержки, а также наличия информации о рынке и ее анализа.

Наряду с этим необходимо содействовать развитию на селе сфер непрофильного сельскохозяйственного производственного и социального обслуживания, а также материального производства, высвобождению рабочих рук из сельскохозяйственного производства для последующего трудоустройства людей на альтернативные рабочие места. Законодательными изменениями, направленными на содействие созданию таких рабочих мест, государство должно создать более благоприятную среду для развития малого и среднего бизнеса. Основной акцент должен делаться на быстрое восстановление перерабатывающей промышленности. Успешными могут стать малые кооперативные предприятия, работающие в сфере производства овощ-

ных и фруктовых консервов, соусов из помидоров и ткемали, подготовленного к продаже чая, вина и т.д. Наряду с созданием в сельской местности малых предприятий и ростом экономической эффективности производства станет возможным решать социальные вопросы путем создания дополнительных несельскохозяйственных рабочих мест как непосредственно на предприятиях, так и в сфере их обслуживания.

За экономической и политической стабилизацией в стране последует развитие агротуриз-ма, для чего у Грузии имеются все предпосылки. Это многообразная природа, охотничьи и рыболовные угодья, озера и реки, экскурсионные трассы, интересные исторические памятники, оригинальная и вкусная кухня, удобные жилые дома, которые легко переделать под гостиницы семейного типа, и т.д. Инвестируя небольшие суммы, можно помочь фермерам (крестьянам) наладить прием и размещение туристов на уровне нормальных бытовых стандартов, организовать их питание и отдых, что принесет населению дополнительные доходы. С этой точки зрения было бы неплохо расширять народные промыслы.

С учетом существующих в Грузии природно-экономических ресурсов, структуры крестьянских (фермерских) хозяйств, их доходности, менталитета субъектов производства, а также выбранной политики по переходу страны на рыночную экономику важнейшим направлением развития агропродовольственного сектора является формирование различного типа кооперативов и ассоциаций. Примечательно, что за последние два года в стране был разработан и вошел в силу Закон Грузии «О сельскохозяйственном кооперативе». Кроме того, в Грузии задействована программа Евросоюза (для государств-партнеров по Европейской политике соседства) развития сельского хозяйства и сельских районов ENPARD, в рамках которой осуществляется поддержка развития кооперативов и фермерских объединений. Для успешного развития этого направления необходима действенная политика по государственной поддержке развития сельскохозяйственной деятельности и кооперации, распространение основанной на анализе мирового опыта информации о сельскохозяйственной кооперации и интенсивная разъяснительная работа, а также использование для решения проблем кооперации интеллектуальных ресурсов страны, в том числе Академии сельскохозяйственных наук, высших учебных заведений, снятие границ развития совместной сельскохозяйственной научной деятельности.

Защита от фальсифицированной и контрабандной продукции

Внутренний рынок должен быть защищен от фальсифицированной, контрабандной и демпинговой продукции. Являясь членом ВТО, Грузия должна соблюдать установленные Организацией правила защиты внутреннего рынка. В то же время из-за неконкурентоспособности местного производства в сравнении с субсидируемой зарубежной продукцией необходима защита местного рынка. Это возможно за счет введения согласованных с ВТО таможенных тарифов, упрощения процедур использования сезонных тарифов, «зеленой корзины» мер, допущенных ВТО для поддержки предпринимательства в сельскохозяйственной сфере, существенного увеличения экспортного потенциала продукции и в итоге улучшения торгового баланса, повышения конкурентоспособности продукции в результате внедрения новых технологий, организации производства экологически чистой продукции, неуклонного исполнения взятых перед ВТО обязательств по фитосанитарной и ветеринарной безопасности, оптимизации работы унифицированной, налаженной службы безвредности продовольствия и пограничного контроля агропродовольственной продукции.

В 2014 году с Евросоюзом было подписано Соглашение об ассоциации, которое делает перспективным для Грузии рынок ЕС и учреждает определенные льготы в связи с производ-

ством и экспортом сельскохозяйственной продукции. Началось создание соответствующей евростандартам законодательной базы, регулирующей производство экологически чистой сельскохозяйственной продукции.

На фоне всего этого, а также усиления в мире борьбы с биотерроризмом власти должны реструктурировать службы ветеринарного, фитосанитарного контроля, контроля качества сельскохозяйственной продукции, в том числе муки. Должен быть разработан соответствующий европейским стандартам единый кодекс продовольственной безопасности, который будет полностью регулировать вопросы безвредности и качества продовольствия, а также урегулированы вопросы контроля происхождения продукции. Для избавления рынка от некачественной продукции необходимо продолжить поэтапный переход на систему добровольной сертификации (что вытекает из требований ВТО), усовершенствовать систему выдачи сертификатов качества частными фирмами, установить механизмы контроля над сертифицированной продукцией, пересмотреть стандарты с целью их гармонизации с международными и региональными стандартами.

Власти должны усилить контроль над качеством местной и импортной продукции растительного и животного происхождения, карантинными вредителями, для чего необходимо поэтапно задействовать предусмотренную принятым ФАО и ВОЗ Пищевым кодексом (Codex Alimentarius) систему HACCP (Hazard Analysis and Critical Control Points) — систему оценки и контроля опасных факторов продовольственного сырья, технологических процессов и готовой продукции, призванную обеспечить высокое качество и безопасность пищевых продуктов. В результате будет осуществляться полноценный мониторинг качества продукции от хозяйств до потребителя, активизируется деятельность по выявлению фальсифицированной продукции, ее изъятию и уничтожению соответствующими службами.

Сохранение агробиомногообразия

В Грузии распространено множество эндемических видов растений и животных с уникальными генетическими свойствами и аборигенных сортов и пород, отличающихся уникальными адаптивными свойствами, устойчивостью к заболеваниям. Государство должно способствовать созданию реестра генетических ресурсов сельскохозяйственных культур и животных и оценке их потенциальной ценности, обеспечить защиту этих ресурсов в процессах земледелия и совершенствования традиционных методов животноводства. Государство обязано предпринять действенные меры для защиты почвы от эрозии, а также для повышения плодородности низкоплодородных почв, подготовить эксплуатационные проекты по сырьевым запасам тех удобрений, которые не производятся в Грузии. С помощью службы экстенции необходимо обеспечить создание демонстрационных участков и содействие соответствующему образованию фермеров.

Устойчивое развитие села тесно связано с вопросами энергоснабжения. В условиях многолетнего дефицита в Грузии природного газа и электроэнергии население перешло на использование дров, что повлекло неправильную вырубку лесов и ветрозащитных полос. Сокращение площадей ветрозащитных полос и лесных массивов повлекло быструю эрозию почв и оползни. Имеет место деградация агроландшафтов и снижение сельскохозяйственного многообразия. Действенным средством борьбы с этими явлениями является обустройство новых ветрозащитных полос. Должны также регулярно готовиться государственные целевые программы по вопросам почвозащитных мероприятий. И, наконец, государство должно поощрять реализацию независимых программ, ориентированных на развитие возобновляемых источников энергии (воды, ветра, геотермальных вод, биогаза) и повышение эффективности их использования.

В результате того, что на протяжении долгого времени в стране не использовались удобрения и пестициды, сложились благоприятные условия для производства биологически чистой продукции. Для организаторов биохозяйств власти, совместно с соответствующими ведомствами, должны создать механизмы, стимулирующие улучшение инфраструктуры соответствующих территорий. Это будет содействовать развитию агротуризма и семейного туризма. Должна быть разработана система рекламирования экологически чистой продукции как на местном, так и на международном рынке. С учетом всего вышесказанного можно заключить, что безвредность продовольствия — многомерный вопрос. Он в равной степени требует усилий и взаимной поддержки государства, потребителей, производителей, фермеров, ученых и исследователей.

Заключение

Обеспечение продовольственной безопасности — вызов как для государственного, так и для частного секторов. На пути реформ может возникнуть множество предусмотренных и непредусмотренных проблем, однако реальные рычаги для управления возможными сложностями существуют. А проведение реформы по обеспечению продовольственной безопасности крайне важно. Ведь ее цели — обеспечение потребителей продуктами питания, при этом качественными, создание конкурентной среды, содействие расширению продовольственного бизнеса и экспорта. «Для освоения земли надо изменить демографическую ситуацию, привлечь в село миллионы людей. Жизнь на селе должна стать комфортной и привлекательной, но для этого восстановление сельского хозяйства должно быть не только экономическим, но и приоритетным социальным проектом»4.

«Необходимо определить стратегию прорыва в развитии аграрного хозяйства. С этой целью надо подготовить долгосрочную, рассчитанную на 5—7-летний период, комплексную программу (стратегию) устойчивого и безопасного развития аграрного хозяйства Грузии. Цель — максимальное удовлетворение растущих потребностей населения на продовольствие»5.

Для достижения этих целей необходимы политическая воля, последовательный подход, четко расписанный план действий и координированные действия государства, частного сектора, потребителей и международных организаций. К Грузии в полной мере относится то, что бывший генеральный директор Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций ^АО) Жак Диуф говорил о глобальной ситуации: «ФАО играет огромную роль в обеспечении всемирной продовольственной безопасности. Мы думаем, что необходимо будет усилить позиции Комитета по всемирной продовольственной безопасности, который должен собираться на уровне министров сельского хозяйства, и затем расширить состав его участников, вовлекая не только представителей других международных институтов, но и неправительственные организации, частный сектор и гражданское общество. Комитет должен быть наделен полномочиями отслеживать ситуацию по всем аспектам всемирной продовольственной безопасности и при необходимости быстро принимать решения»6.

4 См.: Абалкин Л. Аграрная трагедия России // Вопросы экономики, 2009, № 9. С. 14.

5 См.: Читанава Н. Страна нуждается в новой стратегии развития аграрного хозяйства // Труды Академии экономических наук Грузии, 2012. С. 189.

6 Жак Диуф: На планете голодает каждый шестой житель // Российская газета — Федеральный выпуск, 2009, № 4932 (108).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.