Научная статья на тему 'Устное народное творчество как средство формирования этнокультурных интересов студентов Казахстана'

Устное народное творчество как средство формирования этнокультурных интересов студентов Казахстана Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
299
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ПОСЛОВИЦЫ / УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ETHNO-CULTURAL INTERESTS / PROVERBS / FOLKLORE / SPIRITUAL AND MORAL VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ускенбаева С. Т.

В статье рассматривается значение устного народного творчества в осознании студентами смысла моральных оценок, способствующих формированию общественно значимого поведения в поликультурном обществе. Автор рекомендует использовать малые жанры устного народного творчества в учебно-воспитательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ускенбаева С. Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORAL FOLKLORE AS MEANS OF THE FORMATION OF ETHNO-CULTURAL INTERESTS OF KAZAKHSTAN STUDENTS

The article discusses the importance of folklore in understanding of moral values by students promoting the formation of socially significant behavior in a multicultural society. The author recommends the use of minor genres of folklore in the educational process.

Текст научной работы на тему «Устное народное творчество как средство формирования этнокультурных интересов студентов Казахстана»

Bibliography

1. Tarasova, L.A. Teoriya i praktika muzihkaljnogo kraevedeniya v sisteme sovremennogo muzihkaljnogo obrazovaniya: avtoref. dis. ... d-ra. ped. nauk. - M., 1997.

2. Arkhiv EGU im. I.A.Bunina: diplomnihe proektih studentov muzihkaljno-pedagogicheskogo fakuljteta za period 2007-2013 gg.

3. Likhachev, D.S. Kraevedenie kak nauka i kak deyateljnostj // D.S. Likhachev. Russkaya kuljtura: sb. st. - M., 2000.

Статья поступила в редакцию 08.05.14

УДК 378: 37.013

Uskenbayeva S.T ORAL FOLKLORE AS MEANS OF THE FORMATION OF ETHNO-CULTURAL INTERESTS OF KAZAKHSTAN STUDENTS. The article discusses the importance of folklore in understanding of moral values by students promoting the formation of socially significant behavior in a multicultural society. The author recommends the use of minor genres of folklore in the educational process.

Key words: ethno-cultural interests, proverbs, folklore, spiritual and moral values.

С.Т. Ускенбаева, ст. преп. КГМУ, г. Караганда, E-mail: symbat_uskenbaev@ mail.ru

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ИНТЕРЕСОВ СТУДЕНТОВ КАЗАХСТАНА

В статье рассматривается значение устного народного творчества в осознании студентами смысла моральных оценок, способствующих формированию общественно значимого поведения в поликультурном обществе. Автор рекомендует использовать малые жанры устного народного творчества в учебно-воспитательном процессе.

Ключевые слова: этнокультурные интересы, пословицы, устное народное творчество, духовно-нравственные ценности.

В последние годы наблюдается повышенный интерес ученых и педагогов-практиков Казахстана к идейным истокам этнического образования. Причиной интереса является смена ведущих идей воспитания современной молодежи и многообразие подходов к образовательным системам. Необходимость создания новых образовательных программ требует знания идейных истоков формирования общечеловеческих ценностей в воспитании подрастающего поколения. В связи с этим актуально высказывание Г.Н. Волкова о значимости идей этнопедагогики: «Воспитание и образование в демократическом обществе не могут эффективно функционировать, не могут даже просто существовать вне народной педагогики, без этнопедагогики. Народная педагогика - педагогика национального развития, подъема, возрождения - одновременно - это и педагогика этнического самовоспитания, создающая личность патриота, сына народа с высокоразвитым чувством национальной гордости и человеческого достоинства» [1, с. 167].

По определению С.А. Арутюнова и Н.Н. Чебоксарова, этносы - это «пространственно ограниченные сгустки специфической культурной информации» [2]. Суть информационной концепции заключается в том, что человеку нужен «информационный фильтр», им является этнос. Средством информационного фильтра является этнический язык. В повседневном общении с матерью ребенок с самого рождения усваивает язык, через него определенные нормы поведения, присущие его этносу. Посредством языка можно воздействовать на чувства, сознание человека. Каждое новое поколение, осваивая язык, приобщается через него к коллективному опыту, коллективному знанию об окружающей действительности, общепринятым нормам поведения.

Я.А. Коменский, обобщив опыт домашнего воспитания, предлагал изучать обычаи народа, его исторический путь развития, использовать рассказы на моральные темы из устного народного творчества и тд. [3].

Казахскому этносу свойственна традиция передачи культурно значимой информации. Сохранению и передаче этнокультурной информации способствует устное народное творчество, имеющее огромный потенциал в формировании этнокультурных интересов. Содержательность, глубина мысли народных творений оказывают на молодежь воспитательное значение. Они прививают чувство патриотизма, призывают хранить традиции предков. Знание истории своего племени, предков до седьмого поколения являлось для каждого казаха обязательным условием осознания своей родовой идентичности, что позволяло сохранить и передавать потомкам традиции своего народа.

Важным аспектом в воспитании казахского этноса является уважение к старшим, почитание к предкам. В связи с этим часто казахи используют пословицу: «Жет атасын бтмеген жетеаз» (Незнание своей родословной до седьмого колена - признак сиротства). Почитание предков объясняется верой в их силы помочь в переломные периоды жизни. Неслучайно в освободительных войнах казахи призывали имена своих предков возгласом «Аруах». Из уст в уста передавались легенды о славных подвигах предков. Подобные ориентиры в воспитании подрастающего поколения способствовали сохранению и распространению национальных традиций. Главой казахской семьи считается аксакал, являющийся носителем и хранителем духовно-нравственных качеств, служащий примером для подражания как этнический идеал «совершенного человека». В устном народном творчестве казахов имеется много пословиц и поговорок о родителях. «Ата - аскар тау, ана - бауырындагы булак, бала -жагасындагы курак» (Отец - неприступная гора, мать - родник у подножия горы, дитя - тростник, растущий на берегу реки). Отец, вообще, мужчина в понимании казахов - образец мужества, голова семьи. «Жаксы эке - жаман балага кырык жылдык ризык» (Добрая слава отца сорок лет служит непутевому сыну). У казахов уважительно отношение к женщине-матери: «Агайынныц алтын сарайынан анацныц жыртык лашьиы артык» (Дырявый шалаш матери лучше, чем золотой дворец родичей). «Экеаз же™ - жартылай же™, шешеаз же™ - бYтін же™» (Сирота без отца - полусирота, сирота без матери - круглый сирота), - говорят казахи, отмечая важную роль матери в жизни ребенка. У казахов немало пословиц и поговорок, выражающих особое отношение к детям и особую ответственность родителей в их воспитании. Рождение сына являлось знаменательным событием: «¥л туганда ^н туган» (Сын родился - взошло солнце). В казахских семьях особое внимание уделялось воспитанию девочек. О девушках казахи говорят: «Астыц дэмЫ туз кел^рер, ауылдыц сэнш кыз кел^рер» (Вкус пищи - соль, краса аула - девушки), «Ырыс алды кыз» (Предвестник счастья - дочь), «^ыз - экесше жулдыз, шешесше - ^н» (Дочь для отца - звездочка, для матери - солнце). В казахском фольклоре много выражений, прививающих морально-этические нормы девичьего поведения: «^ызга кырык жерден тыйым, кырык Yйден карауыл» (Девушке сорок преград да пригляд сорока домов).

Тема предков, семьи в устном народном творчестве тесно переплетается с темой родины. Огромное количество пословиц и поговорок служат для воспитания мужества, любви к Родине: «Эрммнщ туган жері - жумак» (Родимый край - для каждого рай), «Отан отбасынан басталады» (Любовь к родине у семейного очага рождается) «Туган жер алтын беак» (Земля родная - колыбель золотая).

Глубокий смысл хранится в пословицах, призывающих к миру и согласию: «Жалгыз агаш орман емес, жалгыз мрпш корган емес», «Жалгыздыц Yні шыкпас, жаяудыц шацы шыкпас» (Один в поле - не воин), <^рлк кайда болса, еркіндік сонда, ершдк кайда болса елдік сонда» (Где единство, там свобода, где свобода, там народ), «^ртп кетерген ЖYK жецт» (И тяжелая ноша легка, если поднята сообща), «Ырыс алды -ынтымак» (Первое условие достатка - согласие).

Характерной чертой казахского этноса является гостеприимство: «^онак келмеген Yй - мола» (Дом, в который не приходит гость, подобен могиле). В трудах В.В. Радлова, исследователя народной литературы казахов, подчеркивалась традиция гостеприимства как образец уважения к людям [4]. «^онак келсе, кут келер» (Где гость, там и удача), «^онак атацнан да Yлкен» (Гость превыше отца).

Источником казахских пословиц и поговорок является также трудовая жизнь: «Ецбектщ кезш тапкан, байлыктыц езш табады» (Кто найдет источник труда, тот найдет само богатство), «Бейнет TYбі - зейнет» (Радость венчает труд), «Ецбек кылмай ер оцбас, бірлік кылмай ел оцбас» (Джигиту нет счастья без труда, народу - без единства), «Ецбек емір ажары» (Труд жизнь украшает), «Ердщ атын ецбек шыгарар» (Имя джигита трудом славится) [5].

Библиографический список

Таким образом, в произведениях устного народного творчества казахов утверждаются нравственные ценности, которых должен придерживаться человек. По причине содержательности и поучительности они живут в сокровищнице людской памяти. Осмысление этнической специфики в сфере фольклора, народного искусства, обычаев, обрядов - все это оказывает непосредственное воздействие на этническое самосознание. Воздействуя на чувства студента, они вызывают определенные мысли и настроения, помогают понять смысл моральных оценок, удовлетворяют потребность в единении со своим этносом. Формирование этнокультурных интересов студентов в содержании вузовского образования, на наш взгляд, будет эффективна, если учитывать этнокультурный аспект учебных дисциплин. Беседа, чтение и обсуждение рассказов, народных пословиц и поговорок, конкурсы, викторины на знание пословиц и поговорок и др. являются активными средствами воспитания, так как основаны на диалоге, обсуждении и воздействуют на эмоции студентов. Все это способствует стимулированию поступков, формированию понимания общественной значимости определенного поведения как субъекта этноса, формированию образца общественно значимого поведения в по-ликультурном обществе.

1. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М., 2000.

2. Арутюнов, С.А. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества / С.А. Арутюнов, Н.Н. Чебоксаров // Расы и народы. - М., 1972. - Вып. 2.

3. Коменский Я.А. Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. - М., 1989.

4. Радлов, В.В. Избранные сочинения. - Алматы, 1952.

5. Кейкин, Ж. ^азактыц 7777 макалы мен мэтелк - Алматы, 2002.

Bibliography

1. Volkov, G.N. Ehtnopedagogika: ucheb. dlya stud. sred. i vihssh. ped. ucheb. zavedeniyj. - M., 2000.

2. Arutyunov, S.A. Peredacha informacii kak mekhanizm suthestvovaniya ehtnosocialjnihkh i biologicheskikh grupp chelovechestva / S.A. Arutyunov,

N.N. Cheboksarov // Rasih i narodih. - M., 1972. - Vihp. 2.

3. Komenskiyj Ya.A. Lokk D., Russo Zh.-Zh., Pestalocci I.G. Pedagogicheskoe nasledie / sost. V.M. Klarin, A.N. Dzhurinskiyj. - M., 1989.

4. Radlov, V.V. Izbrannihe sochineniya. - Almatih, 1952.

5. Keyjkin, Zh. ^аза^тыц 7777 маралы мен мэтелк - Almatih, 2002.

Статья поступила в редакцию 20.05.14

УДК 371

Fetisova O.Yu. LEVELS OF PERSONAL EXPERIENCE OF RESEARCH ACTIVITY IN THE M.ED. EDUCATION.

The article considers the personal experience of research activity, its levels and a technique of their determination. Key words: personal experience, research activities, development levels of personal experience.

О.Ю. Фетисова, инженер-лаборант каф. ботаники, зоологии и общей биологии ФГАОУ ВПО «СевероКавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

УРОВНИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОГО ОПЫТА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современная система высшего образования нацелена на личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании молодежи. В статье рассматривается личностный опыт исследовательской деятельности, его уровни и методика их определения.

Ключевые слова: личностный опыт, исследовательская деятельность, уровни развития личностного опыта.

Рассматривая опыт как одно из основных качеств личности, В.П. Беспалько [1] понимает под ним конкретные умения, которыми определяется возможность общественно-производительной деятельности человека.

Современная система высшего образования нацелена на личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании молодежи. В этом контексте актуальным становится новый вид опыта - личностный.

По В.В. Серикову [2, с. 28], личностный опыт - это опыт осмысленного и рефлексируемого поведения его создателя.

В трактовке А.В. Зеленцовой [3, с. 7] личностный опыт - это компонент результата образования, который может рассматриваться в двух аспектах - содержательном и процессуальном.

Соглашаясь с такими позициями авторов, мы считаем, что овладение индивидом личностным опытом обусловливается его восприимчивостью к любым знаниям, накапливаемым в процессе обучения образам и символам, креативностью и критичностью мышления и ценностным ориентациям.

В современных российских вузах реализуется уровневое высшее образование (бакалавриат, магистратура, аспирантура), основанное на принципе непрерывности, в том числе касающегося развития исследовательского потенциала личности. Это развитие призвано обеспечивать готовность выпускника вуза к осуществлению исследовательской деятельности.

Личностный опыт исследовательской деятельности студентов формируется и развивается на протяжении всего периода

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.