ров состояния и поведения для эффективного функционирования. Направленность проявляется в системе устойчивых мотивов личности, ориентированной на развитие способностей и задающих главные тенденции профессионального поведения. Важным регулятором профессионального развития личности является Я-концепция - совокупность представлений человека о себе в профессии, взаимосвязанных с самооценкой. Я-концепция играет тройственную роль: способствует достижению внутренней согласованности требований личности и профессии; определяет характер и особенности интерпретации приобретенного профессионального опыта в виде положительных и отрицательных переживаний; служит источником активности относительно собственного поведения для самоактуализации в профессиональной спортивной деятельности. Профессиональное спортивное становление должно перейти от принуждения к системе поддержки саморазвития и повышения чувства собственного достоинства.
Психические процессы и функциональные состояния в обеспечении эффективности спортивной деятельности неразрывно связаны, как ни в одной другой деятельности, при этом функциональные состояния становятся источником активности спортсмена, его целью и основной заботой, а уменьшение или увеличение, в зависимости от вида спорта, психоэмоционального напряжения по субъективному ощущению -основной его деятельности для правильного распределения своих психофизиологических ресурсов и их восстановления. Профессиональное самосознание и самооценка обеспечивают субъективную оценку самопрезентации личности в спорте, формирующую оптимальные уровни тревоги и фрустрирован-ности, склонность к риску, находящиеся в гармонии с личной
Библиографический список
ответственностью, определенные уровни агрессивности, проявляющиеся по отношению к происходящим спортивным событиям. Это сфера управления свойствами личности, обусловливающими сопричастность к воздействию профессионального спортивного мира. Это способность познания себя как внутреннего источника развития, как средство раскрытия своего «Я» для установления отношений с этим профессиональным миром. Профессиональное самосознание связано с осознанием полезности своей деятельности для реализации себя через постоянное самосовершенствование в процессе тренировок и соревнований.
Заключение. Исследование позволило выявить закономерности профессионального становления, обосновать принципы профессионализации, выявить основные направления деятельности по оптимизации профессионального развития спортсменов. В процессе становления спортсмена как профессионала развитие личности происходит внутри когнитивной перестройки сознания, формирования типов мотивационного поведения, осознания необходимости профессионального поведения и совершенствования, самоопределения в спортивной специализации, интеграции в профессиональную общность, персонализации, в которых перестраивается структура качеств и идет самореализация и осознание себя как профессионала. Результаты исследования показали, что помимо специальных умений и навыков современный спортсмен должен развивать профессионально ориентированную структуру личности, способности к саморегуляции неадекватных функциональных состояний и психологическую компетентность при решении проблемных ситуаций профессиональной спортивной деятельности.
1. Глушко, А.Н. Формирование профессиональной психологической пригодности в период обучения /А.Н.Глушко //Человеческий фактор: Проблемы психологии и эргономики. - Тверь, 2005. - № 4.
2. Стамбулова, Н.Б. Психология спортивной карьеры: учебное пособие / Н.Б. Стамбулова. - СПБ.: Центр Карьеры, 1999.
3. Джанейрьян, С.Т. Профессиональная Я-концепция: системный анализ /С.Т.Джанейрьян. - Ростов-н/Д.: Изд-во РГУ, 2004.
4. Зайцева, Л.А. Характеристики и факторы выбора карьеры в связи с индивидуально-психологическими особенностями и этапами профессионального становления субъектов. Автореф. ... канд.психол.наук / Л.А. Зайцева. - Ростов-н/Д., 2006.
Статья поступила в редакцию 5.05.09
УДК 616.8(075)
Ю.Н. Кабанов, канд. биол. наук, зав. кафедрой физической культуры Сибирской академии управления и массовых коммуникаций, докторант кафедры общей психологии, истории психологии НГПУ, г. Новосибирск
УСПЕШНОСТЬ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ Т0Л00Н0Т0 МОЗГА
Проводится анализ нейропсихологической обусловленности эффективной спортивной деятельности и приводятся данные, подтверждающие значимость функциональной асимметрии головного мозга для того или иного вида спорта. На большом экспериментальном материале рассматриваются особенности функциональной асимметрии головного мозга у спортсменов в зависимости от характера двигательной активности и анализируется значимость учета функциональной асимметрии головного мозга при обучающем тренировочном процессе для того или иного вида спорта.
Ключевые слова: спортивная психология, функциональная асимметрия головного мозга.
Большой спорт в настоящее время является одним из видов профессиональной деятельности, эффективность которой зависит не только от мотивационной направленности личности, желания бороться и побеждать, но и от нейропсихологи-ческих и физиологических особенностей, облегчающих вы-
полнение тех или иных задач спортивного мастерства. Поиск психологических средств управления и мобилизации резервов спортсмена является важной и интересной задачей. Изучение нейропсихологических и психофизиологических особенностей человека, способных повлиять на результаты спортивной
деятельности, давно привлекает внимание исследователей [1; 2; 3; 5; 6]. Одним из наиболее важных психофизиологических факторов, влияющих на успешность спортивной деятельности, является индивидуальный характер функциональной асимметрии (ФА) головного мозга [4; 7].
Согласно современным представлениям о системном строении и системной мозговой организации высших психических функций, двигательные функции подчиняются тем же закономерностям формирования и распада и могут изучаться с позиций «синдромного анализа», разработанного в клинической нейропсихологии А.Р. Лурия [8]. Он может быть использован для выявления таких сочетаний психических качеств, функций и состояний, которые прогностически важны для спорта, т.е. наиболее соответствуют тому или иному виду спортивной деятельности. Тип межполушарной асимметрии, т.е. профиль латеральной организации (ПЛО) мозга, может рассматриваться как фактор, обусловливающий специфику протекания высших психических процессов, включая и двигательные функции, типы ПЛО закономерно связаны с динамическими характеристиками двигательных функций (руки, глаза) - временными и регуляторными параметрами [9].
Вполне возможно, что существует непосредственная связь между особенностями межполушарной организации моторных и сенсорных функций и теми требованиями к двигательной и эмоционально-личностной сфере, которые предъявляют те или другие виды спортивной деятельности. По данным Е.Д. Хомской (2005) [9], лучшие показатели становой силы (противодействие внешнему сопротивлению посредством мышечных напряжений) наблюдались у лиц с левосторонним типом ПЛО, то есть когда ведущая левая рука сочеталась с симметрией и асимметрией слухоречевых и зрительных функций. У этой же группы испытуемых были и лучшие показатели выносливости (способности организма длительное время выполнять механическую работу и противостоять утомлению), которая определялась по тесту Купера [9]. Как известно, люди с парциальным доминированием функций более устойчивы к воздействию предельных нагрузок, и утомление у них наступает позже, чем у людей с односторонним типом доминирования [4]. Этим, видимо, объясняются и лучшие показатели вышеперечисленных физических качеств у людей с неярко выраженностью латерализации функций.
С другой стороны, проявление способностей человека выполнять движения за максимально короткий отрезок времени (физическое качество - быстрота) лучше выражено у праворуких при сочетании с правосторонней латерализаци-ей слухоречевых функций. По мере накопления левых признаков функциональной асимметрии ухудшаются показатели любой деятельности, когда необходимо быстрее реагировать на очень быстро меняющиеся ситуации [10], причем особенно значимы асимметрии слуха. Проявление таких физических качеств, как сила, быстрота, выносливость, зависит от типа межполушарной организации моторных и сенсорных процессов. Межполушарная организация мозга влияет и на развитие физических способностей, отвечающих специфике избранного вида спорта [2].
Известно, что на разных этапах тренировочного процесса у спортсменов отмечается предпочтение правой или левой рук (например, в борьбе и фехтовании), ноги в легкоатлетическом беге или футболе, ведущего глаза в стрельбе, теннисе [2; 3; 5; 6]. С ростом спортивного мастерства у студентов, занимающихся самбо, наблюдается увеличение симметрии мануальных и зрительных функций. Одновременно происходит рост процента лиц с правосторонним типом слухоречевых функций. Эффективное использование и правой, и левой
руки в единоборстве П.Н. Ермаков (1988) считает характерным для периода стабилизации, а в дальнейшем, на этапе высокого технического мастерства, вновь усиливается роль ведущей руки [1]. У студентов, занимающихся спортивной гимнастикой, с ростом спортивного мастерства значительно увеличивается правосторонняя асимметрия по мануальным и сенсорным функциям (у 90,8% — ведущая правая рука, у 78,3%
— ведущее правое ухо, у 94,1% — ведущий правый глаз); уменьшается симметрия всех функций и исчезает левосторонняя асимметрия по мануальным и зрительным функциям [5]. Гимнастическая деятельность предъявляет высокие требования к точной произвольной регуляции сложно-координированных в пространстве движений всего тела, что обеспечивается накоплением правосторонних латеральных признаков [2]. Аналогичная тенденция наблюдается с ростом спортивного мастерства и среди девушек, занимающихся художественной гимнастикой: увеличивается правосторонняя асимметрия по мануальным и зрительным функциям, слухоречевые функции меняются в меньшей степени [7]. Кроме того, данный вид спорта требует сочетания совершенства сложнокоординированных движений и интерпретации их эмоционального выражения с музыкальностью и ритмикой, чем и объясняется наличие относительно большого количества лиц с левосторонними и симметричными типами слухоречевых функций в сочетании с правосторонней латерализацией мануальных и зрительных функций.
Некоторые авторы указывают, что лица с правосторонним типом ПЛО лучше адаптируются к деятельности, протекающей в жестко регламентированных условиях, в эмоционально-стрессовых ситуациях у них отмечается высокая профессиональная надежность [4].
Таким образом, типы ПЛО определенным образом коррелируют с особенностями спортивной деятельности, моторные и сенсорные асимметрии связаны со спецификой конкретного вида спорта. Была выявлена зависимость показателей физических качеств спортсменов (быстроты, выносливости, становой силы) от индивидуального типа ПЛО: лучшие показатели быстроты чаще отмечались у праворуких в сочетании с правосторонней латерализацией слухоречевых функций, у леворуких при сочетании с симметрией или правосторонней асимметрией слухоречевых и зрительных функций были наилучшие показатели выносливости и становой силы [7].
Среди лиц, занимающихся спортивной гимнастикой, преобладают «чистые» правши, но их мало среди девушек-спорт-сменок в художественной гимнастике; среди лиц, занимающихся теннисом и плаванием, большинство — праворукие с различными вариантами латерализации сенсорных функций; для лиц, занимающихся самбо, наиболее часто встречаемым типом ПЛО является амбидекстрия. Для студентов, занимающихся спортивной гимнастикой, характерен очень высокий процент лиц «чистых» правшей (77,27%); и очень незначителен процент праворуких (13,6%) и амбидекстров (9,09%) [7]. Установлено, что правостороннее доминирование мануальных, слухоречевых и зрительных функций является благоприятным показателем успешности зрительно-пространственной деятельности [10]. К пространственным функциям относится не только способность ориентироваться во внешнем зрительном пространстве, но и способность ориентироваться в собственном теле, что требуется для лиц, занимающихся спортивной гимнастикой. У единоборцев, хуже успевающих в технической подготовке, обнаруживается большая степень асимметрии сложных двигательных актов [5]. Кроме того, испытуемые со смешанными вариантами латеральной организации мозга от-
личаются наибольшей частотой высоких показателей личностной и реактивной тревожности [11], а это является важным индивидуально-психологическим качеством для спортсменов, занимающихся разными видами борьбы; с ростом ее величины растет уровень спортивных достижений. При обследовании фехтовальщиков-рапиристов показано, что рапиристы-левши высокой квалификации по сравнению со спортсмена-ми-правшами той же квалификации отличаются более высоким уровнем реактивной и личностной тревожности, неуравновешенным типом нервной системы — более высоким уровнем нейротизма. У спортсменов, фехтующих левой рукой, отмечено преобладание предметно-образного мышления и меньшая способность к абстрактно-логическому мышлению, преобладание холерического и меланхолического темперамента, что отмечается уже у юных фехтовальщиков [11].
Индивидуальный профиль асимметрии коррелирует с различными особенностями внимания. По данным статистического анализа, леворукие спортсмены с доминирующим правым глазом характеризуются большей концентрацией внимания, а с доминирующим левым глазом — более выраженным распределением внимания, эффективностью в обнаружении объектов [4].
Изучение различных вариантов индивидуального профиля асимметрии у высококвалифицированных фехтовальщиков показало их достоверное влияние на особенности и динамику успешности спортивных результатов. Из 8 выделенных вариантов профиля асимметрии (по показателям доминирования рук, ног и глаз) наиболее успешными спортсменами на протяжении полутора лет наблюдений оказались фехтовальщики с парциальным доминированием: ведущая левая рука - ведущая правая нога - ведущий правый глаз - и с односторонним левым или правым доминированием рук, ног, глаз [9].
Леворукие лица отличаются от праворуких существенно большей скоростью и продуктивностью решения задач на пространственное мышление, эти показатели, рассматриваемые как черты темперамента, характеризуются генетической детерминацией порядка 40—50%. Установлена значимая связь леворукости и показателей экстраверсии у женщин [10]; экстраверсия - необходимое качество для некоторых игровых видов спорта.
Среди мужчин, занимающихся теннисом, относительно высокий процент лиц праворуких с разными сочетаниями сенсорных признаков (58,6%), относительно высокий процент «чистых» правшей (29,1%) и очень незначителен процент лиц с симметрией функций (4,1 %). Это намного меньше, чем в других группах. Уровень значимости различий для рассматриваемой группы был равен 0,01. Характерно, что левосторонние и симметричные признаки относительно часто отмечались при тестировании зрительных функций, соответственно, у 19 и 27% испытуемых. Этот эффект был описан в работе М.А. Матовой и Е.Л. Бережковской (1980) и, как считают авторы, связан с необходимостью билатерального восприятия пространства, обеспечивающего его слежение за быстро перемещающимся мячом. По данным М.А. Матовой и Е.Л. Бережковской [14], для студентов, занимающихся теннисом, характерен относительно высокий процент и леворуких (8,2%), по данным Е.В. Корбут (1985), среди теннисистов высокого класса левши составляют около 6% от общего числа играющих [12].
Как известно, леворукие в таких видах спорта, как бокс, фехтование, теннис отличаются спецификой технико-тактических действий и создают трудности для соперника. Так, один из лучших теннисистов всех времен автралиец Род Лейвер был левшой, что давало ему решающее преимущество над сопер-
никами. Играя с теннисистом-левшой, соперники часто ведут атаку в наиболее уязвимое место площадки, стараясь послать мяч в его правый угол, под его удар слева. Но Лейвер - довольно редкое исключение из общего правила: его удары с правой части корта, т.е. его удары слева, нисколько не слабее, чем с левой, и даже более мощные и стабильные. Эта особенность игры Лейвера давала ему возможность одинаково успешно нападать и защищаться с обеих сторон корта. Если учесть еще его исключительную быстроту передвижения по площадке, исключительно хорошую координацию движений, гибкую тактику игры по всему корту, волю и выдержку, а также умение тактически правильно рассчитывать свои действия
- становится ясно, что психофизиологические особенности Лейвера были оптимальны для тенниса.
Другой выдающийся теннисист - швед Бьерн Борг - также представляет собой психофизиологический феномен. Пульс у Борга в спокойном состоянии составлял только 35 ударов в минуту, артериальное давление - 70/30. Исключительно хорошая тренированность, фантастическая выносливость, неуемное желание бороться и побеждать, специфическая монотонная, «скучная» игра снискали ему славу человека-полуавтома-та, порабощенного своей собственной безупречной техникой. Это был ярко выраженный левополушарный спортсмен, который рассчитывал траекторию полета мяча, находясь в 2-3 раза дальше по задней линии, чем это принято у теннисистов. «Мне нужно довольно много времени, чтобы увидеть направление нанесенного удара по мячу, затем повернуться, сделать замах и ударить по мячу. Я хочу как можно дольше видеть мяч при сильной подаче. Я принимаю подачу спокойно, не нервничая. Располагаясь далеко за задней линией, я имею достаточно времени для подготовки к удару и избавляю себя от излишнего напряжения. В результате у меня есть возможность выполнить выигрышный прием подачи лучше других игроков» (Б. Борг). При этом спортсмен отмечает, что интуиция играет не последнюю роль в его успехе: «Я инстинктивно направляю мяч туда, куда нужно» (цит. По Е.В. Корбут, 1985). Кроме технических приемов, отработанных до автоматизма, выпосли-вости и страстного желания выиграть во что бы то ни стало, у Борга была еще одна черта характера, которая помогала ему одерживать много численные победы - спокойное, невозмутимое поведение на корте, психологическая устойчивость и потрясающая мотивационная направленность личности.
Исследования асимметрии двигательного аппарата у высококвалифицированных лыжников показали, что в лыжных гонках на 30 км в составе первой десятки на финише оказываются спортсмены, имеющие наименьшую асимметрию показателей как верхних, так и нижних конечностей, а лыжники, приходящие на финиш в составе пятой десятки, достоверно превосходят их по показателям моторной асимметрии. По мере утомления моторная асимметрия увеличивается, так как на неведущей конечности быстрее происходит падение силы при длительной активности [3]. Чем больше длина дистанции в циклических видах спорта и чем больше симметричность упражнений в ациклических видах спорта, тем большую роль играет равнозначность правых и левых морфо-функциональ-ных показателей опорно-двигательного аппарата спортсмена (строения, функциональных характеристик, развития физических качеств).
В тяжелой атлетике наиболее высокого уровня спортивного мастерства достигают атлеты, имеющие наименьшие величины моторной асимметрии мышц рук и ног. Причем, в наибольшей мере этот фактор оказывается значимым при подъеме штанги предельного и околопредельного веса. Спортсмены, имеющие односторонний тип доминирования функций
(либо левый, либо правый профиль асимметрии), отличаются более высоким уровнем подвижности нервных процессов и психических функций, более короткой сенсомоторной реакцией. Зато по сравнению с лицами со смешанным профилем асимметрии они быстрее утомляются, особенно после тренировок с предельными или околопредельными нагрузками [10].
Неравномерное морфологическое развитие, одностороннее преобладание физических качеств и асимметрия двигательных действий особенно выражены при большом спортивном стаже и более ранней специализации. Ведущая конечность выполняет более активные действия, регулируя работу неведущей. У велосипедистов ведущая нога развивает большие усилия и при нажиме, и при подтягивании педали, определяя тем самым темп педалирования и подчиняя ему действия неведущей ноги. В футболе асимметричные технические приемы (например, удары по мячу) выполняются в основном ведущей ногой, а неведущая осуществляет вспомогательную функцию опоры.
При выполнении прыжков (в фигурном катании, барьерном беге и пр.) ведущая нога оказывается маховой (у большей части спортсменов — правая), а неведущая — толчковой (левая нога). Левую ногу как толчковую используют до 90% прыгунов в высоту, около 60% прыгунов в длину; большие ее усилия отмечаются у 86% бегунов на короткие дистанции [13]. Профиль асимметрии определяет наиболее предпочитаемую «удобную» сторону вращения в фигурном катании, в гимнастике («винт») и др. видах спорта. В произвольном вращении примерно 90% людей предпочитают повороты влево — более удобные для правшей.
У многих представителей циклических видов спорта встречается перекрестная асимметрия: у пловцов-подводни-ков ведущими являются в большинстве случаев правая рука и левая нога; аналогичную картину можно видеть у 60% высококвалифицированных лыжников-гонщиков [13].
Левый профиль асимметрии у борцов, боксеров, теннисистов, фехтовальщиков делает их неудобными соперниками для спортсменов с правым профилем асимметрии и обуславливает эффективность соревновательной деятельности. Среди фехтовальщиков-финалистов крупнейших международных соревнований представительство левшей в 10 раз превышает средние популяционные данные. Рапиристы-левши высокого класса (мастера спорта и мастера спорта международного класса) по сравнению с праворукими спортсменами имеют большую скорость простой зрительно-двигательной реакции, обеспечивающую успешность простых и быстрых действий, но худшую скорость переработки сложной информации, большее латентное время реакции с выбором, что затрудняет использование более сложных технико-тактических действий и принятие решений в сложных экспромтных ситуациях. В фигурном катании леворукие спортсмены одинаково успешно выполняют прыжки и пируэты вправо и влево, а праворукие фигуристы в 85,6% случаев вращаются только влево.
В асимметричных упражнениях (прыжки, метания) усиление в процессе тренировки асимметрии с акцентом на ведущую конечность на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям повышает надежность соревновательной деятельности до 84,6% [13].
У спортсменов также отмечаются проявления сенсорной асимметрии. Ведущим глазом у преобладающего числа спортсменов является правый: правоглазых — 85%, левоглазых — около 12%, без асимметрии — примерно 3% [4].
Объектом настоящего исследования стали психофизиологические качества спортсменов в связи с их успешностью в спорте, а именно латерализация в моторной и сенсорной сфе-
рах как комплексный феномен, не в отдельных видах спорта, а в зависимости от типа совершаемых движений в спортивной деятельности. В основе каждого из циклических видов спорта лежит повторение одного и того же цикла - круга движений. Все элементы движений, составляющих один цикл, обязательно присутствуют в одной и той же последовательности во всех циклах. Каждый цикл движений тесно связан с предыдущим и последующим. Эта связь носит рефлекторный характер, подобно цепному рефлексу: один рефлекс, завершаясь, вызывает следующий. Такой цепной характер свойствен ритмическому двигательному рефлексу, который и является физиологической основой циклических движений.
Ритмический двигательный рефлекс лежит в основе ша-гательного рефлекса, который, в свою очередь, является основой циклических локомоций, т.е. передвижения тела в пространстве посредством повторяющихся движений.
В этих видах спорта задается момент старта, а вся дальнейшая деятельность проходит в собственном, выработанном ритме, однако на этот ритм влияет внешняя среда (повороты дорожки), а в некоторых случаях - поведение находящегося рядом спортсмена (легкая атлетика, плавание, велогонки и др.). В этих видах спорта выгодны не только точные, но и опережающие реакции.
Нами было высказано предположение, что для различных видов спортивной деятельности (циклических, ациклических, стандартных, нестандартных, ситуативных) существуют определенные особенности межполушарной асимметрии, которые способствуют достижению наиболее высоких результатов, и которые, при определенной мотивационной направленности спортсмена, позволят достичь спортивных вершин.
Материал и методы исследования. В рамках данной экспериментальной работы проведено нейропсихологическое обследование и оценка межполушарной асимметрии практически здоровых испытуемых - студентов факультета физической культуры Новосибирского государственного педагогического университета (более 500 человек, мужчины и женщины в возрасте 18 - 25 лет), имеющих высокие спортивные достижения, не менее 1 спортивного разряда, кандидаты в мастера, мастера спорта, и контрольная группа испытуемых-студентов обоего пола и того же возрастного диапазона, однако не имеющих спортивного разряда и занимающихся в группе общефизической спортивной подготовки.
Испытуемые были объединены в однородные группы согласно общепринятой классификации движений в спорте. В зависимости от физиологических характеристик совершаемых движений все спортсмены были разбиты на три группы:
1 группа - со стереотипными, стандартными циклическими движениями (125 чел.); 2 группа - со стереотипными, стандартными ациклическими движениями (125 чел.); 3 группа -с ситуативными нестандартными движениями (135 чел.), 4 группа - ОФП (150 чел.).
Исходя из задачи исследования, применялся набор методов, направленных на оценку межполушарной асимметрии. Для оценки показателей функциональной асимметрии мозга у испытуемых применялся комплекс проб, рекомендованных В.П. Леутиным и Е.И. Николаевой [4]. Обработку данных по функциональной асимметрнии головного мозга осуществляли отдельно для мужчин и женщин в пределах общей группы обследования.
С помощью экспериментальных проб у испытуемых оценивали функциональную сенсомоторную асимметрию путем выявления ведущего глаза, уха, руки и ноги. Для выявления ведущего глаза использовались три пробы: фокусирование бинокля, окуляры которого исходно наведены на разное рас-
стояние (оценивается, какой глаз настраивается на резкость при общей регулировке); рассматривание предмета через отверстие в листе бумаги (зажмуривание ведущего глаза ведет к исчезновению предмета из поля зрения); диоптическая экспозиция (с помощью стереоскопа в каждый глаз одновременно предъявляют различные изображения, изображение ведущего глаза доминирует при восприятии единого образа). Для выявления ведущего уха отмечали, с какой стороны первоначально обследуемый прослушивает тиканье наручных часов, чтобы сравнить громкость справа и слева, в каком ухе тиканье кажется более громким и каким ухом правильнее воспринимаются слова, произнесенные шепотом при другом закрытом ухе. Для выявления доминантной руки применяли 7 проб: динамометрию (отмечали какой рукой обследуемый брал динамометр, а также силу сжатия каждой кисти), переплетение пальцев рук (большой палец ведущей руки оказывается сверху), скрещивание рук на груди - «позу Наполеона» (ведущая рука ложится на грудь, а кисть ее располагается на противоположном предплечье), тест вытянутых перед собой рук (выполняется с закрытыми глазами, ведущая рука оказывается выше), рисование вслепую круга и квадрата (рисунок ведущей руки лучше), аплодирование (ведущая рука активнее и располагается сверху). Оценку ведущей ноги проводили по 6 пробам: обследуемым предлагали закинуть ногу на ногу, подпрыгнуть на одной ноге, встать на стул на колени, сойти со стула, из положения «ноги вместе» сначала сделать шаг назад, затем шаг вперед. В каждом случае нога, первой совершавшая движение, рассматривалась как ведущая. Использование множества проб наглядно демонстрировало превалирование левой или правой стороны тела в каждом конкретном движении и позволило получить объективные, устойчивые характеристики функциональной сенсомоторной асимметрии обследуемых. Интегральную асимметрию зрения, слуха, рук и ног определяли по преобладанию правых или левых значений проб в каждом случае. Показатель моторной асимметрии (МА) рассчитывали по результатам кистевой динамометрии как разность между средними показателями правой и левой руки. По результатам измерения слуховых порогов рассчитывали показатель сенсорной асимметрии (СА) - как разность между слуховыми порогами левого и правого уха.
Обследованных лиц разделяли на подгруппы, отличающиеся степенью выраженности признаков праволатеральнос-ти. Первая группа включала людей с преобладанием леволатеральных показателей: эти лица характеризовались либо полной левосторонней асимметрией, либо тремя левосторонними показателями из четырех зарегистрированных. Вторая группа (амбидекстры) характеризовались полной симметрией зрения, слуха, рук и ног, а также включала лиц с тремя симметричными и левосторонними показателями. Третья группа объединяла лиц, которые имели сочетания двух праволатеральных показателей с левосторонними или симметричными показателями. В четвертую группу входили лица с преобладанием правосторонних показателей.
Таким образом, от первой к последующим группам нарастали показатели праволатеральности. Достоверность отличий доли лиц с определенным типом сенсомоторной асимметрии по отношению к другой группе определялись при сравнении двух альтернативных распределений (анализируемого и контрольного) методом Пирсона - критерий с2.
Результаты и их обсуждение. Рассматривая тип межпо-лушарной организации мозга в качестве интегративного ней-ропсихологического фактора, отражающего характер полушарного взаимодействия в анализаторных системах, мы выявили особенности профиля межполушарной сенсомоторной асимметрии в выделенных группах (табл.1).
Так, нами получены распределения по типам ФАМ для всех групп обследованных спортсменов (рис. 1), а также удалось выявить особенности проявления латеральных мануальных (рис. 2) и сенсорных функций (рис. 3, 4) у спортсменов в зависимости от латеральной организации головного мозга.
Анализ полученных результатов позволяет утверждать, что для занятий каждым из перечисленных видов спорта происходит отбор людей не только с определенным типом индивидуально-психологических качеств, но и особенностями организации ФАМ, которые, видимо, более комфортно чувствуют себя в данных группах, что способствует более гармоническому развитию их физических способностей. Кроме того, особенности латеральной организации головного мозга во многом предопределяют способность индивидуума к получению высоких результатов в каждом виде спорта.
Таблица 1
Показатели функциональной асимметрии мозга в трех группах спортсменов и группе ОФП
Признаки Группа 1 (К = 125) Группа 2 (К = 125) Группа 3 (К = 135) Г руппа 4 (К = 150)
Моторная асимметрия, кг 6,3+1,6 2,7 +1,2 3,6+1,1 5,8 ±1,9
Сенсорная асимметрия, дБ 6,1+1,7 1,2 +1,7 1,8+1,1 2,4+1,8
Правши, % 84 36 17,4 37,7
Праворукие, % 12 52 59,4 50,7
Амбидекстры, % 4 8 17,4 8,7
Леворукие и левши, % 0 4 5,8 2,9
Распределение обследованных студентов по типам ФАМ
(%)
100 80 60 40 20 0
□ чистые правши □ праворукие □ амбидекстры □ леворукие и левши Рис. 1
Распределение латеральных признаков мануальных функций (%)
100 80 60 40 20 0
□ Гр. 1 ПГр. 2 ПГр. 3 ПГр. 4
Рис. 2.
■ —
1 ■
Правши Амбвдекстры Левши
І I 1
Гр. 1
Гр. 2
Гр. 3
Гр. 4
Распределение латеральных признаков слухоречевых функций (%)
100 80 60 40 20 0
Правши Амбидекстры Левши
□ Гр. 1 □ Гр. 2 □ Гр. 3 □ Гр. 4
Рис. 3.
Распределение латеральных признаков зрительных функций (%)
100 80 60 40 20 0
Таким образом, для этого вида спортсменов характерен очень высокий процент «чистых» правшей и незначительный процент праворуких и амбидекстров. В данной выборке отсутствовали испытуемые с преобладанием левосторонних признаков по всем функциям («чистые» левши) и леворукие; уровень значимости различий для данной группы был равен 0,01.
По всей вероятности, этот отбор неслучаен. Правостороннее доминирование мануальных, слухоречевых и зрительных функций является благоприятным показателем успешности зрительно-пространственной деятельности при стереотипных циклических стандартных движениях, что согласуется с полученными данными.
Как известно, к пространственным функциям относится не только способность ориентироваться во внешнем зрительном пространстве, но и способность ориентироваться в собственном теле, что требуется для лиц, занимающихся, например, спортивной гимнастикой, лыжами, конькобежным спортом.
Правосторонние латеральные признаки обеспечивают точную произвольную регуляцию сложно-координированных в пространстве движений всего тела. Жестко регламентированные условия, характерные для данной группы спортивных специализаций, в сочетании с эмоционально-стрессовыми ситуациями, требуют правостороннего типа ФАМ, поскольку лица с данным типом лучше адаптируются в таких условиях и имеют высокую профессиональную надежность.
Ациклические движения не обладают слитной повторяемостью циклов и представляют собой стереотипно чередующие фазы движений, имеющие четкое завершение. Наиболее типичными ациклическими движениями являются однократные движения в виде прыжка, метания, поднимания тяжестей. Все они отличаются определенной последовательностью фаз или элементов движений, характеризующихся максимальной силой или быстротой.
і 1=
Г ш ■~и
Правши Амбидекстры Левши
□ Гр. 1 ПГр. 2 ПГр. 3 ПГр. 4
Рис. 4.
і гтт і
Для достижения наилучшего спортивного результата при выполнении силовых и скоростно-силовых упражнений мышцы должны развивать максимальную силу сокращения. Несмотря на эту общую черту, все они делятся, в зависимости от условий выполнения упражнений на две группы. В одной из них, куда входит поднимание тяжестей, основной переменной величиной, определяющей максимум силы мышц, является скорость мышечного сокращения при данном способе поднимания штанги изменяется незначительно. К другой группе относятся прыжки и метания, где преодолеваемое сопротивление постоянно и равно весу тела спортсмена или весу метаемого снаряда. Основной переменной величиной, в которой реализуется сила мышц, является скорость мышечного сокращения, обусловливающая дальность прыжка или полета снаряда. Движения такого типа получили название скоростно-силовых.
Спортсмен либо обладает высокой степенью свободы выбора начала, темпа, последовательности своих действий, либо несколько ограничен в свободе выбора времени начала движений, хотя сам планирует свой темп. Это наблюдается, когда спортсмен выступает единолично (спортивная гимнастика, поднятие тяжестей, стрельба пулевая, стрельба из лука и др.), либо когда спортсмен планирует начало действия и сам заранее выбирает ритм движений, но в дальнейшем связан этим ритмом (художественная гимнастика, акробатика, фигурное катание, танцы на льду).
Для этих видов спорта характерен большой процент испытуемых со смешанным типом ФАМ, процент чистых правшей составил всего 36%. По-нашему мнению, такие показатели наиболее приемлемы для видов спорта со стереотипными ациклическими движениями. По всей видимости, для выполнения подобных движений не является непреложным правостороннее доминирование мануальных, слуховых и зрительных функций, а необходимы как левосторонняя, так и правосторонняя ориентация ФАМ.
Кроме того, высокая точность индивидуального отсчета времени и сравнительная лабильность временной организации функций (большой процент аритмиков) у этих спортсменов, возможно, связана с особенностями регламента спортивных соревнований, в которых они принимают участие.
Индивидуально-типологические особенности ФАМ спортсменов, занятых в видах спорта с ситуативными нестандартными движениями отличаются следующим. Эти движения характеризуются отсутствием жесткой стереотипности в совершаемых движениях и характерны для единоборств (борьба, бокс, теннис, фехтование) и некоторых спортивных игр. Здесь характер движений спортсмена, который взаимодействует с противником или участниками команд, не определен заранее и изменяется в соответствии с действиями противников и партнеров.
В основе движений в этой группе видов спорта лежит реагирование на изменяющиеся условия, на переменные ситуации. Действия спортсмена постоянно связаны с решением задачи, как ему поступить в данный момент, какое действие целесообразнее всего совершить в соответствии с возникшей в данный момент ситуацией.
При нестандартных движениях характер их выполнения зависит целиком от возникших в данный момент условий, в которых они должны быть выполнены. Их можно рассматривать с точки зрения относительной сложности тех ситуаций, в которых приходится действовать спортсмену. Эта сложность характеризуется степенью неопределенности выбора нужного движения. Чем больше число меняющихся переменных факторов, тем больше неопределенность предстоящего
действия. Поэтому одним из главных факторов, определяющих сложность выбора нужного действия, является число участников. Другой важный фактор - быстрота, с которой спортсмен должен реагировать на создавшуюся ситуацию и часто возникающий при этом дефицит времени. Наконец, фактором физиологической классификации этой группы движений может являться интенсивность (относительная мощность) данного вида спорта.
Нестандартные движения делятся на две группы, соответствующие традиционно сложившемуся делению в спорте, на единоборства и спортивные игры. Спортивные игры отличаются от единоборства наличием посредника между противниками в виде мяча или шайбы. В единоборствах сложность выбора нужного движения определяется действиями противника, с которым спортсмен находится в условиях непосредственного контакта.
Спортсмен сильно ограничен в определении своей тактики и времени включения в деятельность, однако располагает некоторой свободой выбора. Такое положение наблюдается во всех командных играх, где каждый игрок должен корригировать свои действия в зависимости от поведения всех других игроков (как команды противника, так и своей), но все же сам выбирает, когда включаться в игру (футбол, волейбол, баскетбол, водное поло, хоккей и др.). В этих видах спорта выгодны слегка задержанные реакции: нельзя начать реагировать прежде, чем станет ясно, куда летит мяч или шайба.
Спортсмен почти не обладает возможностью выбора, а полностью зависит от хода начатой спортивной деятельности, его поведение диктуется его собственными предыдущими действиями и действиями противника. Такого рода положение создается при всех видах единоборства (бокс, борьба, фехтование). В этих видах спорта выгодны слегка задержанные реакции. В противном случае противник легко одержит победу, умело используя финты.
Существуют виды спорта, когда спортсмен сам планирует свои действия, однако рано или поздно неизбежно сталкивается с предвиденными в принципе, но совершенно непредвиденными по конкретному выражению обстоятельствами, создающими прямую угрозу жизни и здоровью Он должен принять и осуществить решение в самый кратчайший срок.
Таким образом, имеет место сочетание ситуации полной свободы выбора с полной зависимостью от внешних причин, которые должны быть ликвидированы в сроки, не совместимые с обычным течением времени. Спортсмен должен обладать способностью изменять временной масштаб, что является сочетанной функцией правого и левого полушарий головного мозга. К таким видам спорта относятся (большинство, Библиографический список
если не все) технические виды (мотоциклетные и автомобильные гонки, гонки на яхтах и скутерах, водный и лыжный слалом и др.). К ним же относятся авиационные виды спорта (парашютный, дельтапланерный и планерный) и подводный.
Непредвиденные сложности возникают либо из-за неисправности технических средств, либо из-за природных явлений (смена ветра, обледенение трассы, течение и др.).
Спортсменов, избирающих эти виды спорта, объединяет склонность к так называемому надситуационному риску — то есть риску ради риска.
Согласно нашим данным, для спортсменов, занятых в видах спорта с ситуативными нестандартными движениями (табл. 1), одним из предпочтительных типов ФАМ является амбидекстрия (28,6%), когда симметрия рук сочетается с различными вариантами сенсорных признаков. В то же время праворуких в этой группе было меньше (42,8% + 20%), чем во
2 группе спортивного совершенствования (соответственно: «чистых» правшей — 36,5% , праворуких — 52%). В данной группе присутствовали и леворукие (8,6%). Уровень значимости различий в данной группе составил 0,05.
Такое распределение типов ФАМ среди лиц, занимающихся игровыми видами спорта и единоборствами, видимо, объясняется тем, что одной из специфических особенностей технической подготовки по единоборству является строго симметричное освоение технических приемов на левую и правую стороны. У единоборцев, хуже успевающих в технической подготовке, обнаруживается большая степень асимметрии сложных двигательных актов.
Заключение. Таким образом, проведенное исследование еще раз подтвердило необходимость превентивной диагностики типа ПЛО у спортсменов. Психологические средства оптимизации спортивной деятельности должны быть основаны на реальных нейробиологических и психофизиологических основаниях. Спортсмены с определенным типом ПЛО головного мозга наиболее комфортно чувствуют себя в тех группах, которые соответствуют их специализации. Это способствует более гармоничному развитию их физических способностей. Приведенные данные показывают, что стихийный отбор выбирает спортсменов с определенными показателями ФАМ для отдельных специализаций. Этот отбор должен быть не стихийным, а целенаправленным. Определение профиля полушарной асимметрии имеет большое значение для спортивной практики, так как может служить маркером результативности действий спортсмена во многих видах спорта. Полученные данные должны использоваться в учебном тренировочном процессе для повышения эффективности подготовки спортсменов высшего спортивного мастерства.
1. Ермаков, П.Н. Психомоторная активность и функциональная асимметрия мозга I П.Н.Ермаков. - Ростов-на-Дону: РГУ, 1988.
2. Ефимова, M.B. Адаптация к спортивной деятельности у людей с разными типами латерализации функций I M.B. Ефимова II Мат. УП Bсеросс. симп. «Эколого-физиологические проблемы адаптации». - М., 1994.
3. Караев, И.Г. Особенности проявления функциональной моторной асимметрии у квалифицированных спортсменов I И.Г.Караев, A.M. Новиков II Теория и практика физической культуры. - 1985 . - № 10.
4. Леутин, B.^ Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность I B.П.Леутин, Е.И Николаева. - СПб., Речь, 2005.
5. Матова, М.А. Функциональная асимметрия и симметрия пространственного восприятия у спортсменок разных специальностей I М.А. Матова, Е.Л. Бережковская II Теория и практика физической культуры. - 1980. - № 11.
6. Медников, РН. Педагогические аспекты латеральности двигательного научения в спорте I РН. Медников ИЛеворукость, антропоизомерия и латеральная адаптация. - Bорошиловград, 1985.
7. Хомская Е.Д. Нейропсихология индивидуальных различий I Е.Д. Хомская,
M.B. Ефимова, Е^.Будыка, Е^.Ениколопова. - М.: Росс. Педагогическое агентство, 1997.
8. Лурия, А.Р Основы нейропсихологии I А.Р Лурия. - М.: МГУ, 1973.
9. Хомская, Е.Д. Нейропсихология I Е.Д.Хомская. - СПб.: Питер, 2005.
10. Брагина, Н.Н. Функциональные асимметрии человека I Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова. - М.: Медицина, 1988.
11. Клейн, B.K Латеральная фенотипическая конституция и ее личностные корреляты I B.Н.Клейн, А.П.Чуприков II Асимметрия мозга и память. - Пущино: РПК, 1987.
12. Корбут, Е.В. Теннис: техника и тактика чемпионов / Е.В. Корбут. - М.: Физкультура и спорт, 1985.
13. Сологуб, Б.Б. Комплексная оценка типологических особенностей и тактического мышления при адаптации высококвалифицированных боксеров к специализированной деятельности / Б.Б.Сологуб, В.А.Таймазов // Комплексная диагностика и оценка функциональных возможностей организма и механизмы адаптации к напряженной мышечной деятельности высококвалифицированных спортсменов. - М:, 2000.
Статья поступила в редакцию 5.05.09
УДК 152.32
Ю.Н. Кабанов, канд. биол. наук, зав. кафедрой физической культуры Сибирской академии управления и массовых коммуникаций, докторант кафедры общей психологии, истории психологии НГПУ, г. Новосибирск О.А. Белобрыкина, канд. психол. наук, доц. НГПУ, г. Новосибирск
ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ 0 СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Показано, что для спортсменов различных специализаций характерен определенный комплекс личностных качеств. Соответствие особенностей нейродинамических качеств характеру выполняемых спортсменом движений является главным фактором достижения высоких результатов. Занятие спортом, не соответствующим индивидуальной организации и психологическим характеристикам личности, приводит к перенапряжению психических функций. Результаты исследования можно использовать для прогноза успешности спортивной деятельности.
Ключевые слова: Спортивная психология, психология личности, общие и специальные свойства личности, характер, спортивная мотивация, направленность личности.
Формирование успешных достижений в спортивной деятельности предполагает учет как собственных индивидуальных психофизиологических особенностей личности в целях мобилизации резервов психофизической активности, так и требований самой спортивной деятельности. Спортивная деятельность включает в себя несколько видов подготовки: физической, технической, психологической, тактической, теоретической. Как показывает практика, только тот, кто в равной степени овладел всеми видами подготовки, способен достичь в спорте высоких результатов. Изучение личности спортсмена - одна из важнейших проблем, поскольку существует теснейшая связь между отдельными свойствами, всей структурой личности и спортивными достижениями.
Структура личности имеет иерархическое строение, иерар-хичны и личностные механизмы регуляции спортивной деятельности. Поэтому попытки «однослойного» истолкования личностных детерминант эффективности и надежности, например, в духе модельных, «идеальных» характеристик, дают ограниченные результаты [1]. Разделение общих и специальных психических структур принято во многих сферах психологии и в педагогике. Выделяются общие и специальные способности, общие и парциальные свойства нервной системы, общие и специальные качества. Общие и специфические свойства личности спортсменов могут играть различную роль в тренировочной и соревновательной деятельности [1; 2]. Учет взаимодействия общей и специальной структур личности спортсмена позволяет более гибко истолковывать влияние личностных характеристик на результаты деятельности.
Общие свойства личности представляют собой целостные характеристики человека, определяющие его поведение во всей сфере жизненных условий или в большей части этих условий. К общим свойствам личности можно отнести свойства темперамента, эмоционально-волевые качества, свойства, связанные с социальными взаимодействиями, и ряд других. В аспекте поведенческих проявлений это основные свойства нервной системы — генетически обусловленные нейрофизиологические предпосылки качеств личности [3].
Если общие свойства личности являются тем, что принято называть личностными чертами (Г. Оллпорт), то специальные свойства личности представляют собой ситуативные качества. В целом общие свойства личности ограниченно влияют на параметры деятельности, в том числе и в экстремальных ситуациях [4]. Это можно объяснить их функциональной ролью в общей структуре деятельности, которая состоит в том, что они представляют собой внутренние условия деятельности и функционируют как бы независимо от субъекта деятельности [5; 6]. Иначе следует рассматривать роль специальных свойств. Специальные свойства личности отчетливо проявляются в соревновательном поведении спортсмена. Они формируются и развиваются в ходе его тренировочной и соревновательной деятельности. Можно выделить четыре основных качества этого типа.
Соревновательная эмоциональная устойчивость является, возможно, наиболее важным из специальных свойств личности спортсмена, поскольку стрессоры действуют через эмоциональную сферу личности. Именно поэтому, вероятно, эмоциональная устойчивость часто трактуется широко, как психическая устойчивость в целом. Основным параметром этого свойства можно считать адекватность эмоциональной оценки ситуации и соразмерность эмоциональных реакций в условиях соревновательного выступления.
Спортивная саморегуляция проявляется в способности спортсмена произвольно регулировать сдвиги в эмоциональной, двигательной и внутренней функциональных сферах, в характере самоконтроля соревновательного поведения. Конкретные проявления саморегуляции всегда специфичны, так как связаны с особенностями деятельности и непосредственного окружения. Поэтому при постоянном использовании специфических приемов развивается самостоятельное специальное свойство. В спортивной деятельности это проявляется особенно отчетливо.
В соревновательной мотивации отражается состояние внутренних побудительных сил, способствующих полной отдаче спортсмена на соревновании. Специфика спортивной де-