УДК 608.4
УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МОНОЛАСТЫ
М. А. Дроздов Научный руководитель - В. В. Галайко
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail : [email protected]
В данной статье рассмотрен способ усовершенствования моноласта, путем установления в подошву калош рессоры жесткости.
Ключевые слова: моноласт, подводный спорт, полезная модель.
IMPROVEMENT OF THE UTILITY MODEL MONOFIN
M. A. Drozdov Scientific Supervisor - V. V. Galayko
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail : [email protected]
This article describes a way to improve the monofin, by setting springs in the sole of the galoshes.
Keywords: monofin, underwater sports, utility model.
Моноласта — это спортивный инвентарь, разновидность ласт, представляющая собой единую конструкцию, приводимую в движение с помощью обеих ног одновременно.
Конструктивно состоит из пластины и резиновых калоши. Пластина представляет собой гибкую, прочную и при этом упругую пластину оригинальной формы, отдалённо напоминающая хвостовой плавник рыбы или дельфина. Калоши крепятся к узкой части пластины, фиксируется на стопах спортсмена и служит для передачи энергии гребка от ног к пластине. Материал пластины: стеклотекстолит или карбон.
Моноласта применяется в подводных видах спорта: скоростное плавание в ластах, подводное ориентирование, фридайвинг и апноэ.
Техника плавания в моноласте - дельфин на ногах с вытянутыми вперед руками. Волнообразные движения корпусом, ногами и ластой. Руки неподвижно вытянуты вперёд и рассекают воду или держат баллон.
Основные виды современных моноласт:
Классическая моноласта. Пластина из стеклотекстолита имеет встроенные рёбра жесткости. Калоша плашмя крепится на пластину. Калоши бывают двух видов: литые и склеенные (из перевёрнутых раздельных резиновых ласт «Дельфин»)
Гипер (Гиперболоид Андронова). Специальная калоша крепится на пластину, обеспечивая расположение стопы под определенным углом по отношению к пластине. По бокам на лопасть крепятся крылья из разных сортов резины для обеспечения жесткости, увеличения энертности и улучшения гидродинамики. Отличается от классической моноласты большей эффективностью, но менее удобна при старте с тумбочки и скоростном развороте.
За основу усовершенствования лег вид моноласт - гипер, так как является видом, с самыми лучшими скоростными показателями.
Секция «Инновационная экономика и управление»
Задачей совершенствования является повышение скорости плавания путем уменьшения сопротивления моноласта, достигается она с использованием источника [1]. На рисунке показан фрагмент строения моноласта.
Фрагмент строения моноласта: 1 - гибкая плоская лопасть из стеклотекстолита; 2 - калоша из гибкой резины;
3 - стеклотекстолитовые балки жесткости в форме таврового профиля с переменной высотой стенки;
4 - след соединения полки таврового профиля с гибкой плоской лопастью; 5 - ремень из эластичной
резины для пяточной части; 6 - окантовка гибкой плоской лопасти.
Технический результат достигается в устройстве моноласт, содержащий гибкую плоскую лопасть длиной не менее 45 см, передним краем, более узким, чем задний край, две калоши, прикрепленные к лопасти в узкой ее части симметрично относительно средней линии и направленные носками в сторону широкого края лопасти, упомянутые калоши выполнены из эластичного материала с удельным весом, меньшим удельного веса воды, и покрыты слоем эластичной резины, причем в подошву калош устанавливают стеклотекстолитовые балки жесткости с переменной высотой стенки, и тавровым большим основанием, расположенным под пяткой калош, а малое основание расположено под носком калош, высотой, равной длине нижней части калош, средняя линия полки таврового профиля установлена под средней линией подошвы калоши и закрепляют балки под нижним основанием гибкой плоской лопасти, обтягивая сверху эластичной резиной [2].
Отличительными признаками совершенствования являются:
- в подошву калош устанавливают стеклотекстолитовые балки жесткости с переменной высотой стенки и тавровым большим основанием, расположенным под пяткой колош, а малое основание расположено под носком калош, высотой, равной длине нижней части калош, это увеличивает жесткость крепления и уменьшает сопротивление моноласта;
- средняя линия полки таврового профиля установлена под средней линией подошвы калоши, такое положение повышает эффективность гребка моноласта;
- закрепляют балки под нижним основанием гибкой плоской лопасти, обтягивая сверху эластичной резиной, что повышает скорость плавания.
Изготавливают стеклотекстолитовые балки жесткости по источнику [3]. Стеклоткань пропитывают и сушат на пропиточно-сушильных машинах обычного типа, затем раскраивают, собирают в пакеты и прессуют в заданную форму. Стеклотекстолитовые балки жесткости закрепляют на двухкомпонентный полиуретановый клей по заданным линиям под нижним основанием гибкой плоской лопасти.
Моноласт работает следующим образом. При движении в воде гибкая плоская лопасть 1 изгибается в направлениях, ортогональных плоскости этой лопасти. При этом удлиненные носки калош 2 и балка жесткости 3 не дают изгибаться слишком сильно лопасти и, тем самым, увеличивают реактивную силу. Эти же носки калош 2 и балка жесткости 3 сдерживают изгибание лопасти 1 винтом и, таким образом, обеспечивают более эффективную работу лопасти 1 в воде. Балки жесткости 3 выполнение в виде усеченной пирамиды таврового профиля, расположенные большими основаниями под пяточной частью калош 2 позволяют увеличить резкость гребка, привлекая в работу дополнительные мышцы через опору пятки. Ускоряя гребок в начальной фазе движения, и тем самым пловец управляет моноластом в состоянии эффективного движения, что уменьшает гидродинамическое сопротивление моноласта.
Предлагаемыймоноласт обеспечивает более эффективную работу гибкой плоской лопасти в воде и комфортное состояние пловца, что позволяет достигнуть более высокой скорости плавания.
Библиографические ссылки
1. Галайко В. В. Организация и управление интеллектуальной собственностью: методические указания к практическим занятиям для студентов магистратуры по направлению подготовки 27.04.06 «Организация и управление наукоемким производством»; Сибирский государственный аэрокосмический университет: Красноярск, 2016. С. 14-23.
2. Патент Ш №183573 МПК А63В 31/11 (2006.01). Опубликовано: 26.09.2018Бюл. №27;
3. Патент Ш №85350 МПК А63В 31/00 (2006.01). Опубликовано: 10.08.2009 Бюл. №22;
© Дроздов М. А., 2019