Научная статья на тему 'Усовершенствование иноязычной грамматической компетенции студентов неязыкового вуза с позиции коммуникативного подхода'

Усовершенствование иноязычной грамматической компетенции студентов неязыкового вуза с позиции коммуникативного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / СТУДЕНТЫ / СПОСОБНОСТЬ / ГРАММАТИЧЕСКИЙ / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАВЫКИ / КОММУНИКАТИВНЫЙ / ПИСЬМЕННЫЙ / ЭФФЕКТИВНЫЙ / ФОРМИРОВАНИЕ / COMPETENCE / STUDENTS / ABILITY / GRAMMAR / SPEAKING ACTIVITY / SKILLS / COMMUNICATIVE / WRITTEN / EFFECTIVE / FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акрамова Нозима Музаффаровна, Бурхонова Гуёхон Гуломовна

Данная статья рассматривает вопросы усовершенствования иноязычной грамматической компетенции студентов неязыкового вуза с позиции коммуникативного подхода. Авторы статьи считают, что овладение грамматикой иностранных языков необходимо для формирования коммуникативных умений личности, для развития логического и абстрактного мышления, общей образованности и осознания языковых явлений. Но в настоящее время в образовательных учреждениях обучающиеся демонстрируют низкий уровень сформированности грамматических умений и навыков при изучении иностранных языков. В связи с этим проблема формирования грамматической компетенции студентов неязыкового вуза представляется, на наш взгляд, одной из наиболее актуальных. Авторы статьи предлагают некоторые методы в формировании у обучаемых грамматических навыков и коммуникативных умений в продуктивных и рецептивных видах речевой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акрамова Нозима Музаффаровна, Бурхонова Гуёхон Гуломовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING GRAMMATIC COMPETENCE OF STUDENTS LEARNING FOREIGN LANGUAGES IN NON-PHILOLOGICAL HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS APPLYING A COMMUNICATIVE APPROACH

The article under discussion considers the issues of improving foreign language grammatical competence of students in non-philological higher educational institutions applying a communicative approach. The authors of the article believe that mastering grammar of foreign languages is necessary for the formation of communicative skills of a person, for the development of logical and abstract thinking, general education and awareness of linguistic phenomena. But at present, in educational institutions, students demonstrate a low level of formation of grammatical skills in studying foreign languages. In this regard, the problem of the formation of students’ grammatical competence in non-philological higher educational institutions is, in our opinion, one of the most relevant. The authors of the article offer some methods in the formation of grammatical and communicative skills of students in productive and receptive types of speaking activity.

Текст научной работы на тему «Усовершенствование иноязычной грамматической компетенции студентов неязыкового вуза с позиции коммуникативного подхода»

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ГРАММАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА С ПОЗИЦИИ КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА

Акрамова Н.М.1, Бурхонова Г.Г.2 Email: Akramova674@scientifictext.ru

1Акрамова Нозима Музаффаровна - старший преподаватель; 2Бурхонова Гуёхон Гуломовна - заведующая кафедрой, кафедра обучения языкам, факультет управления в производстве, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: данная статья рассматривает вопросы усовершенствования иноязычной грамматической компетенции студентов неязыкового вуза с позиции коммуникативного подхода. Авторы статьи считают, что овладение грамматикой иностранных языков необходимо для формирования коммуникативных умений личности, для развития логического и абстрактного мышления, общей образованности и осознания языковых явлений. Но в настоящее время в образовательных учреждениях обучающиеся демонстрируют низкий уровень сформированности грамматических умений и навыков при изучении иностранных языков. В связи с этим проблема формирования грамматической компетенции студентов неязыкового вуза представляется, на наш взгляд, одной из наиболее актуальных. Авторы статьи предлагают некоторые методы в формировании у обучаемых грамматических навыков и коммуникативных умений в продуктивных и рецептивных видах речевой деятельности.

Ключевые слова: компетенция, студенты, способность, грамматический, речевая деятельность, навыки, коммуникативный, письменный, эффективный, формирование.

IMPROVING GRAMMATIC COMPETENCE OF STUDENTS LEARNING FOREIGN LANGUAGES IN NON-PHILOLOGICAL HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS APPLYING A COMMUNICATIVE APPROACH Akramova N.M.1, Burkhonova G.G.2

1Akramova Nozima Muzaffarovna - Senior Teacher;

2Burkhonova Gu 'yokhon G'ulomovna - Head of Department, TEACHING LANGUAGES DEPARTMENT, MANAGEMENT IN PRODUCTION FACULTY, FERGHANA POLYTECHNIC INSTITUTE, FERGHANA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article under discussion considers the issues of improving foreign language grammatical competence of students in non-philological higher educational institutions applying a communicative approach. The authors of the article believe that mastering grammar of foreign languages is necessary for the formation of communicative skills of a person, for the development of logical and abstract thinking, general education and awareness of linguistic phenomena. But at present, in educational institutions, students demonstrate a low level offormation of grammatical skills in studying foreign languages. In this regard, the problem of the formation of students' grammatical competence in non-

philological higher educational institutions is, in our opinion, one of the most relevant. The authors of the article offer some methods in the formation of grammatical and communicative skills of students in productive and receptive types of speaking activity. Keywords: competence, students, ability, grammar, speaking activity, skills, communicative, written, effective, formation.

УДК 372.881.1

В последнее время, когда политические, экономические и социальные условия жизни диктуют приоритеты использования иностранного языка как средства общения, становится все более актуальным поиск новых путей преподавания иностранного языка в вузах.

С целью соответствия государственным требованиям, выдвигаемым к содержанию и уровню подготовки выпускников высших учебных заведений, возникает необходимость практически свободного владения устной и письменной иноязычной речью. Изучение иностранного языка в неязыковом вузе ставит своей целью практическое овладение языком, специфика которого определяется последующей профессиональной деятельностью [2].

Ранние подходы к обучению иностранному языку, включая метод перевода грамматических структур (GTM), часто охватывали грамматику отдельно от более широкого контекста, в котором используется язык. Несмотря на то, что эти подходы часто были эффективными для развития рецептивных навыков языка, они иногда не могли предоставить студентам возможность использовать язык коммуникативно в устной и письменной речи. В результате, начиная с аудиолингвизма (ALM), ряд подходов к языковому обучению был направлен на развитие коммуникативной компетенции.

На практике обучение грамматике сводится к формированию у обучаемых грамматических навыков и коммуникативных умений в продуктивных и рецептивных видах речевой деятельности. Многие лингводидакты считают, что формирование грамматических навыков происходит поэтапно.

Так, Браун выделяет четыре этапа работы с грамматическими конструкциями:

1. Презентация, во время которой вводится грамматическая структура.

2. Целенаправленная практика, во время которой студент манипулирует изучаемой структурой, стремясь достичь контроля над формой.

3. Коммуникативная практика, во время которой студент отрабатывает изучаемую грамматическую структуру в коммуникативных заданиях.

4. Обратная связь и коррекция ошибок. Структура коррекции может меняться в зависимости от фазы урока [1].

Во время презентации преподаватель должен сфокусировать внимание студентов на функционировании изучаемой грамматической структуры в наиболее типичном для нее контексте. Второй задачей на этапе презентации является выведение правила образования данной формы самими студентами, а не объяснение преподавателем этого правила. Контекстом может выступать ролевая игра, рассказ или комбинация разных средств. Выбор приема введения грамматического материала зависит от уровня владения языком студентами.

На этапе целенаправленной практики студенты манипулируют изучаемой структурой. Например, им может быть предложено задание употребить инфинитивы глаголов в соответствующей форме. Текст может быть написан на доске. Студенты выполняют упражнение сначала самостоятельно в тетради, а затем один или несколько студентов заполняют пропуски на доске. При устной проверке ошибки корректируются при прочитывании.

Примерами использования коммуникативных средств могут служить следующие задания: информационные пробелы, т.е. упражнения, нацеливающие обучаемых на обмен информацией, в основе которых лежит информационное неравновесие.

Современные подходы к обучению иностранных языков признают, что важно включать грамматику в контекст. Другими словами, одно дело - понимать грамматический элемент в определенных примерах или иметь возможность выбрать правильную форму в упражнении по грамматике, но другое - увидеть, как языковой элемент работает в разговоре или части письма. Обучение в контексте не означает, что вы должны использовать аутентичный текст (любой текст, устный или письменный, не предназначенный для целей преподавания или изучения языка). При обучении грамматике в контексте важно учитывать уровни квалификации студентов, а также их предыдущий опыт работы с целевым предметом грамматики. Учащиеся более высокого уровня часто могут извлечь выгоду из использования аутентичных текстов, но учащиеся с более низким уровнем знаний часто нуждаются в тексте, специально подготовленном для изучения языка. Многие замечательные примеры грамматики в контексте взяты из учебников. Если у вас нет образца текста, который показывает грамматику в контексте, вы можете создать свой собственный. Например, если вы обучаете ежедневным рутинам, вы можете использовать свою собственную ежедневную рутину в качестве образца текста.

Список литературы /References

1. Brown D. W. Coming to terms with what it means to teach and learn grammar. American Speech. 84 (2), 2009. P.p. 216-226.

2. Ягъяева Э.Б. Коммуникативная компетенция как ключевой фактор становления специалиста // Вопросы науки и образования, 2018. № 5 (17). [Электронный ресурс]. Режим доступа: КиберЛенинка: https://cyberleninka.m/artide/n/kommunikativmya-kompetentsiyakakklyuchevoyfaktor-stanovleniya-spetsialista/ (дата обращения: 27.10.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.