Научная статья на тему 'Условия возникновения флаттера крыла самолета Ан-124-100'

Условия возникновения флаттера крыла самолета Ан-124-100 Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
249
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЛАТТЕР / КРИТИЧЕСКАЯ СКОРОСТЬ / АВТОКОЛЕБАНИЯ / КРИТЕРИЙ ГУРВИЦА / FLUTTER / CRITICAL FLIGHT SPEED / SELF-OSCILLATIONS / HURWITZ CRITERION

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Кузнецов Александр Александрович, Матросов Андрей Анатольевич

Определена критическая скорость полета самолета Ан-124-100С при которой возникает флаттер крыла с помощью модели крыла, совершающего изгибно-крутильные колебания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OCCURRENCE CONDITIONS OF WING FLUTTER OF THE AIRCRAFT AN-124-100

The article determines critical flight speed of the airplane An-124-100C at which wing flutter occurs, using the model of the wing performing flexural-torsional vibrations.

Текст научной работы на тему «Условия возникновения флаттера крыла самолета Ан-124-100»

УДК 531.011

УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФЛАТТЕРА КРЫЛА САМОЛЕТА АН-124-100

А. А. Кузнецов, А. А. Матросов

Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация [email protected]

Определена критическая скорость полета самолета Ан-124-100С при которой возникает флаттер крыла с помощью модели крыла, совершающего изгибно-крутильные колебания.

Ключевые слова: флаттер, критическая скорость, автоколебания, критерий Гурвица.

UDC 531.011

OCCURRENCE CONDITIONS OF WING FLUTTER OF THE AIRCRAFT AN-124-100

A.A. Kuznetsov, A.A. Matrosov

Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation

[email protected]

The article determines critical flight speed of the airplane An-124-100C at which wing flutter occurs, using the model of the wing performing flexural-torsional vibrations.

Keywords: flutter, critical flight speed, self-oscillations, Hurwitz criterion.

Введение: При движении самолета на определенной скорости возникает флаттер, который характеризуется нарастающими автоколебаниями различных упругих частей самолета: крыльев, элеронов, закрылок, рулей поворота, рулей высоты др. Флаттер приводит к быстрому разрушению всего самолета в целом. Одним из решений этой проблемы, является расчет критической скорости (скорость флаттера), которую самолет не должен превысить. В работе выполнен расчет критической скорости для самолета Ан-124-100.

Рассмотрим механизм возникновения автоколебаний крыльев самолета при горизонтальном движении с постоянной скоростью. При флаттере крыло совершает сложные гармонические колебания. Ограничимся в первом приближении рассмотрением плоских колебания крыла в потоке воздуха. Так как конструкция реального крыла, состоящая из разного рода элементов (закрылки, элероны и т. д.), достаточно сложная, то рассмотрим его в виде жесткой модели крыла с упругими связями (рисунок 1).

Рис.1. Жесткое крыло с упругими связями

Предположим, что система имеет две степени свободы, причем пружины (упругие связи) обеспечивают только вертикальные движения точек крепления крыла.

Здесь К — центр жесткости, С — центр тяжести крыла, с 1 и с2 — коэффициенты жесткости крыла [1]. За обобщенные координаты примем: у — линейную координату отклонения центра жесткости крыла при изгибе, — угловую.

Составим дифференциальные уравнения колебаний крыла, применив для этого уравнения Лагранжа II рода [2]:

Ой(дУ) - (а^) = Пу

кду/ \ду)

а Л дф) ( д (р) п <р.

(1)

<дф/ \д(р;

Обобщенными силами будут потенциальные силы упругой связи и аэродинамические силы, причем сила направлена против направления отсчета координаты у, момент — по направлению отсчета угла :

Воспользовавшись теоремой Кенига получим:

Т = 1тус2 + ^¡сф2 = ~ т (у + 1ф)2 + ^]СФ2,

где т, ] с — масса и момент инерции крыла относительно центра масс; I — расстояние между центром жесткости и центром масс крыла, причем здесь принято расположение центра жесткости впереди центра масс.

Потенциальная энергия пружин равна

П = ±с1б1+±с2б1

где

1 1

(у-х0гдр) 2 , 82 =-С2(у + ( Ь-Х0 )гдр) 2 .

Так как угол очень мал , то и ,

Поэтому потенциальная энергия пружин, с учетом положения центра тяжести , равна

1 1 П = 1 (С- + С2) у2 +1 [с-х1 +С2(Ъ- Х0)2]р2 .

Аэродинамические силы пропорциональны скоростному напору рV2/2, где р — плотность набегающего потока; — его скорость. В первом приближении они пропорциональны

У

приращению угла атаки А а, так что с учетом А а = р + - получим:

Уа = (р+у/V),

Ма=с" ( р+уМ,

(2)

где Б — площадь крыла; с", с", — коэффициенты подъемной силы и аэродинамического момента, отнесенные к единице площади крыла и углу атаки.

Подставив выражения Уа и М а в (1), получим уравнения малых колебаний крыла в следующем виде:

ту + т 1р + (с- + с2) у = - Уа, т I у + / р + с р = М а,

где — момент инерции крыла относительно оси жесткости;

— жесткость крыла на кручение. Подставим выражения и из (2), в уравнения (3). Получим

у + Ъ11 у + с11 у + а 12р + с12 р = 0 ,

у + Ъ 21 у + а2 2р + С2 2( = 0,

(3)

где

а 12 = К

, _ 1 а 1 Ъ 11 — О С Л1 ~,

11 т 2 У г?'

С11 =~( С1 + с2 ) ,

L4QQ/J

а2 ^ = ~v

, _ 1 pv2 а 1

о 9 1 — Ст—

г — — —— S га Cl 2—ш 2 ^ СУ'

>21 = Ст~, С 1 2=—~Т^ СУ, (5)

_ 1 ( рр2 а\ С2 2= С 2 Ст).

Решение системы уравнений (4) будем разыскивать в виде

у = Аеф = Веи После подстановки (5) в (4) получим

А (А2 + Л Ъ11 + с11 ) + В (А2 а 12 + с12 ) = 0 ,

А (Л2 + ЛЪ21) + В (Л2 а22 + С22) = 0 (7)

Для ненулевого решения (6) определитель системы уравнений (7) должен быть равен

(6)

нулю:

а0Л4 + ахЯ3 + а2Л2 + а3Л + а4 = 0,

(8)

где

а0 — а2 2 — а12 j

а1 — 01 1а 2 2 0 21а12 j а2 — г2 2 + г1 1а22 r12j а3 — 011г 22 — 021 г 12j а4 — г11г 22-

Заключение об устойчивости или неустойчивости системы можно сделать, применив критерий устойчивости Гурвица [3]. Для устойчивости уравнения четвертого порядка (8) необходимо, что бы определитель Д з (10) был больше нуля и все коэффициенты характеристического уравнения (8) также были больше нуля:

Дз — а1а2аз — а0а2 — а2а4 > 0 ,

и

а0 > 0, а1> 0, а2 >0, аз> 0, а4 > 0. Подставляя коэффициенты (9), с учетом обозначений (5) имеем

(10) (11)

а0 — 0-22 а12 —

J-l2m mi

„2

Jc_ mV

а 1=Ъ 11а 2 2 Ъ21а 1СУш~>гС™)-' а2 = С22 + С11а 12 -С12=^[с + 1 ^С.] - Су + 1С")],

а 3 = Ъ11С 2 2 - Ъ 21С12 = т21г, 2 БСу ,

а4 = С11С22 = ¿у [(С1 + С2) (С - сУ)].

Из полученных выражений ясно, что при постоянном значении величины I, знаки коэффициентов не зависят от скорости полета , знаки коэффициентов и , наоборот,

зависят от скорости V.

Расчеты показывают, что неравенства (11) выполняются автоматически, а критическая скорость определяется из численного решения неравенства (10).

Библиографический список.

1. Бехтир, В. П. Практическая Аэродинамика самолета Ан-124-100 / В. П. Бехтир, В. М. Ржевский, Е. Н. Коврижных, В. Х. Копысов. — Ульяновск : УВАУ ГА, 2005. — 207 с.

2. Алфутов, Н. А. Устойчивость движения и равновесия / Н. А. Алфутов, К. С. Колесников. — Т. 3. — Москва : Изд-во МГТУ, 2003. — 256 с.

3. Бесекерский, В. А. Теория систем автоматического регулирования. / В. А. Бесекерский, Е. П. Попов. — Москва : Наука, 1972. — 768 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.