Научная статья на тему 'Условия самовоспитания нравственно-волевых качеств у курсантов'

Условия самовоспитания нравственно-волевых качеств у курсантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА КУРСАНТА / УСЛОВИЯ САМОВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ / SELF-EDUCATION / MORAL AND VOLITIONAL QUALITIES OF THE CADET / CONDITIONS OF SELF-EDUCATION OF MORAL AND VOLITIONAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаев Алексей Валерьевич

Одной из важнейших задач современного военного образования выступает развитие у курсантов их личностной зрелости. Решение этой задачи можно обеспечить посредством активизации их самовоспитания. От умения курсантов осуществлять активную, целеустремленную и систематическую работу над собой, их способности и готовности организовать процесс самовоспитания существенно зависит успех будущей профессиональной деятельности. В настоящее время все более очевидна зависимость развития необходимых качеств личности курсанта, важнейшими из которых выступают нравственно-волевые качества, от его активной, целеустремленной деятельности по самовоспитанию профессионально важных качеств личности. Становление личности курсанта, осознающего потребность в саморазвитии и происходящее в образовательной системе военного вуза, нуждается в соблюдении таких педагогических условий, которые в качестве результата обеспечивали бы планомерное личностное самовоспитание курсанта [7, с. 4]. Определение условий само воспитания нравственно-волевых качеств у курсантов является целью публикуемой статьи. Проблема исследования. В настоящее время повышается роль человеческого фактора, возрастает значение самодисциплины, самоуправления, самовоспитания, которое отражая специфику военнопрофессиональной деятельности, направлено на формирование и развитие личностных качеств курсантов в соответствие с постоянно возрастающими требованиями к их личности. В то же время, современные военные образовательные учреждения не готовы в полной мере решить задачу активизации самовоспитания курсантов. Причиной тому является недостаточная разработанность в научной литературе условий самовоспитания нравственно-волевых качеств у курсантов.One of the most important tasks of modern military education is the development of students ' personal maturity. The solution of this problem can be provided by activating their self-education. The success of future professional activity depends on the ability of cadets to carry out active, purposeful and systematic work on themselves, their ability and willingness to organize the process of self-education. At present, the dependence of the development of the necessary qualities of the personality of the cadet, the most important of which are moral and volitional qualities, on his active, purposeful activity on self-education of professionally important qualities of the personality is increasingly obvious. The formation of the personality of the cadet, aware of the need for self-development and what is happening in the educational system of the military University, needs to comply with such pedagogical conditions, which as a result would provide a systematic personal self-education of the cadet [7, p. 4]. Determination of conditions of self-education of moral and volitional qualities of cadets is the purpose of the published article. The problem of research. Currently, the role of the human factor is increasing, the importance of selfdiscipline, self-government, self-education, which reflecting the specifics of military professional activity, is aimed at the formation and development of personal qualities of cadets in accordance with the constantly increasing requirements for their personality. At the same time, modern military educational institutions are not ready to fully solve the problem of activating the self-education of cadets. The reason for this is the lack of development in the scientific literature of the conditions of self-education of moral and volitional qualities of cadets.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия самовоспитания нравственно-волевых качеств у курсантов»

aims to create the necessary conditions for the development of students' personal abilities, taking into account the capabilities and abilities of students in the educational process.[5]

In a person-centered learning process, the learner is a key participant in the whole learning process, an independent learner equal to the teacher, and the teacher is not only a "source of information" and a "supervisor" but also a learner. is also supportive, motivating, and diagnostic. The teacher must be able to transform this experience into a scientifically significant form by encouraging the learner to overcome the limitations of personal experience in the form of scattered perceptions pertaining to different areas of knowledge in the course of the lesson.

The points above show that today it is a very important problem in determining the pedagogical potential of the organization of the process of person-centered education.

List of used literature:

1. Узбекистан Республикаси Кадрлар тайёрлаш миллий дастури. Олий таълим меъёрий хужжатлари. - Т. «Шарк», 2001.

2. Бурханова Г.Т., Варга В. Шахсга йуналтирилган таълим. Укув-услубий мажмуа. - Т., 2014.

3. Ахунова Г.Н., Голиш Л.В., Файзуллаева Д.М. Педагогик технологияларни лойихалаштириш ва режалаштириш. / Б.Ю.Ходиев тахрири остида. -Т.: «Иктисодиёт», 2009.

4. The basics of personality-oriented education. / И.С.Якиманская. - М.: «Бином. Лаборатория знаний», 2011.

5. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива: Учеб. пособие. -М.,1978, -С.34.

УСЛОВИЯ САМОВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У КУРСАНТОВ

DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2020.4.72.641 Николаев Алексей Валерьевич

CONDITIONS OF SELF-EDUCATION OF MORAL AND VOLITIONAL QUALITIES OF CADETS

АННОТАЦИЯ

Одной из важнейших задач современного военного образования выступает развитие у курсантов их личностной зрелости. Решение этой задачи можно обеспечить посредством активизации их самовоспитания. От умения курсантов осуществлять активную, целеустремленную и систематическую работу над собой, их способности и готовности организовать процесс самовоспитания существенно зависит успех будущей профессиональной деятельности.

В настоящее время все более очевидна зависимость развития необходимых качеств личности курсанта, важнейшими из которых выступают нравственно-волевые качества, от его активной, целеустремленной деятельности по самовоспитанию профессионально важных качеств личности.

Становление личности курсанта, осознающего потребность в саморазвитии и происходящее в образовательной системе военного вуза, нуждается в соблюдении таких педагогических условий, которые в качестве результата обеспечивали бы планомерное личностное самовоспитание курсанта [7, с. 4].

Определение условий самовоспитания нравственно-волевых качеств у курсантов является целью публикуемой статьи.

Проблема исследования. В настоящее время повышается роль человеческого фактора, возрастает значение самодисциплины, самоуправления, самовоспитания, которое отражая специфику военно-профессиональной деятельности, направлено на формирование и развитие личностных качеств курсантов в соответствие с постоянно возрастающими требованиями к их личности. В то же время, современные военные образовательные учреждения не готовы в полной мере решить задачу активизации самовоспитания курсантов. Причиной тому является недостаточная разработанность в научной литературе условий самовоспитания нравственно-волевых качеств у курсантов.

ANNOTATION

One of the most important tasks of modern military education is the development of students ' personal maturity. The solution of this problem can be provided by activating their self-education. The success of future professional activity depends on the ability of cadets to carry out active, purposeful and systematic work on themselves, their ability and willingness to organize the process of self-education.

At present, the dependence of the development of the necessary qualities of the personality of the cadet, the most important of which are moral and volitional qualities, on his active, purposeful activity on self-education of professionally important qualities of the personality is increasingly obvious.

The formation of the personality of the cadet, aware of the need for self-development and what is happening in the educational system of the military University, needs to comply with such pedagogical conditions, which as a result would provide a systematic personal self-education of the cadet [7, p. 4].

Determination of conditions of self-education of moral and volitional qualities of cadets is the purpose of the published article.

The problem of research. Currently, the role of the human factor is increasing, the importance of self-discipline, self-government, self-education, which reflecting the specifics of military professional activity, is aimed at the formation and development of personal qualities of cadets in accordance with the constantly increasing

requirements for their personality. At the same time, modern military educational institutions are not ready to fully solve the problem of activating the self-education of cadets. The reason for this is the lack of development in the scientific literature of the conditions of self-education of moral and volitional qualities of cadets.

Ключевые слова: самовоспитание, нравственно-волевые качества курсанта, условия самовоспитания нравственно-волевых качеств.

Key words: self-education, moral and volitional qualities of the cadet, conditions of self-education of moral and volitional qualities.

1.Исследовательская часть.

2.Важнейшим направлением всестороннего развития личности курсанта, повышающим эффективность его деятельности, способствующим формированию боевых, профессиональных, нравственно-волевых качеств, является самовоспитание [1, с. 50].

3. Самовоспитание - это сознательная, организованная, активная деятельность курсанта по самоизучению, самооцениванию, систематическому формированию и развитию положительных и устранению отрицательных качеств личности с учетом требований военной

службы, а также личными нравственными

ценностями и идеалами, собственной программой

развития курсанта [3, с. 282].

4.Эффективность самовоспитания

нравственно-волевых качеств личности курсанта обеспечивается посредством соблюдения ряда условий, одним из которых является самокритичность курсанта, его ответственность за свои поступки, действия, образ жизни, последовательность, настойчивость в выполнении поставленных целей.

5.Не менее значимым условием является постоянный, систематический самоконтроль курсанта, его критический подход к собственному поведению, волевые усилия, напряжение всех духовных и физических сил.

6.Следует отметить, что наибольше трудности в процессе самовоспитания нравственно-волевых качеств курсантов возникают на начальных этапах самовоспитания, когда происходит самопознание личности, четкая самооценка курсантом сформированных у себя качеств, уровня развития ценностных ориентаций с определением среди них места и значения нравственно-волевых качеств и осознание стремления к их саморазвитию. В этот период у курсанта еще не укрепилась и не выработалась деятельность, направленная на самоизменение и самосовершенствование личностных качеств курсантов.

7.Не все курсанты одинаково относятся к вопросам самовоспитания. Одни имеют потребность постоянно работать над собой, другие не систематически, а периодически занимаются самовоспитанием, третьи занимаются самовоспитанием вынужденно, исходя из сложившихся обстоятельств. Существуют курсанты, которые вообще не занимаются самовоспитанием.

8.В отдельных случаях курсанты, первоначально имеющие потребность в самосовершенствовании, в дальнейшем не занимаются профессиональным самовоспитанием,

в результате чего останавливаются в своем развитии. Это обусловлено влиянием ряда существующих противоречий:

9.- между требованиями, предъявляемыми к курсантам и их реальным поведением в повседневной деятельности;

10.- желанием и неумением работать над собой (из-за низкой требовательности к себе, незнания методики самовоспитания, недостаточной силы воли, слабого педагогического руководства);

11.- потребностью заняться профессиональным самовоспитанием и недостаточной разработанностью в педагогической науке вопросов организации и функционирования данного процесса [5, с. 159].

12.Поэтому важно выделить следующее условие самовоспитания нравственно-волевых качеств у курсантов - это необходимость в организации, планировании и постоянном педагогическом руководстве процесса самовоспитания качеств личности со стороны офицеров, командиров, всего педагогического состава.

13.Самовоспитание должно быть продуманным, перспективным, четким. Планирование должно осуществляться индивидуально для каждого курсанта, поэтому следует соблюдать такое условие, как индивидуальный подход в стимулировании самовоспитания нравственно-волевых качеств личности курсантов.

14.Самовоспитание требует комплексного подхода. Данное условие предусматривает целеустремленность, охват воспитательным воздействием всех курсантов, дифференцированное воздействие, применение разнообразных форм, методов и средств, согласованность действия, системность и преемственность.

15.Личный пример командиров, офицеров, их высокие профессиональные качества, воля, безупречное поведение на службе и в быту являются очередным необходимым условием успешного руководства самовоспитанием курсантов, совершенствовании их профессионально-важных качеств.

16.Большое значение имеет деятельность педагогического состава, направленная на разъяснение курсантам сущности, значения и конкретных методов и приёмов самовоспитания.

17.Непрерывное совершенствование методик организации самовоспитания, постоянный контроль со стороны педагогов за деятельностью курсантов по самовоспитанию выступает следующим важным условием их качественной

подготовки к профессиональной деятельности [1, с. 50].

18.Особенную роль играет продуманная система стимулирования процесса самовоспитания конкретного курсанта. Она включает словесное одобрение положительных действий и приемов работы над собой, создание необходимых условий для целенаправленной и систематической работы, поддержку разумной инициативы, заботливое отношение к военно-профессиональному росту, объективную оценку поступков курсантов, включение их в активные и разнообразные виды деятельности.

19.Таким образом, формированию и развитию положительных и устранению отрицательных качеств личности курсантов, развитию у них умения управлять собой, вырабатывать правила поведения, будет способствовать соблюдение представленных выше условий самовоспитания нравственно-волевых качеств личности.

20.Результаты исследования. В статье рассматриваются условия, соблюдение которых повышает эффективность деятельности курсантов, направленной на самовоспитания нравственно -волевых качеств, оказывает влияние на развитие их личности, обеспечивает рост профессиональной деятельности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Астафьев А.Н. Самовоспитание курсанта -будущего офицера как педагогическая проблема. / А.Н. Астафьев. // Поволжский педагогический вестник. - 2019. - Т. 7. - № 1 (22). - С. 50-53.

Баженова, Н.Г. Педагогические условия, ориентированные на развитие: теоретический аспект. / Н.Г. Баженова, И.В. Хлудеева. // Известия

УДК 378

Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2012. - №151. - С. 217-223.

Военная психология и педагогика. / Под ред. П. А. Корчемного, Л. Г. Лаптева, В. Г. Михайлевского. - М.: Совершенство, 1998. - 384 с.

Воронина, Т.Н. Педагогические условия формирования профессионально важных качеств у курсантов вузов МВД России. / Т.Н. Воронина, А.С. Лукьянов. // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6.; URL: Ы1р:/^аепсе-

education.ru/ru/artide/view?id=25535 (дата

обращения: 11.09.2019).

Котляр В.Н. Структура профессионального самовоспитания обучающихся в системе подготовки специалистов для правоохранительной системы. / В.Н. Котляр. // Серия Гуманитарные науки. - 2016. - № 14(235). - Выпуск 30. - С. 158162.

Манукян А.Р. Самовоспитание

военнослужащих как фактор

самосовершенствования личности будущих офицеров. / А.Р. Манукян. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2007. - С. 390-395.

Окунев Ю.Н. Педагогические условия активизации самовоспитания курсантов: Диссертация на соискание ученой степени канд. пед. наук. / Ю.Н. Окунев. - Хабаровск, 2002. - 221 с.

Ульянова И.В. Самовоспитание курсантов образовательных организаций МВД России как актуальная психолого-педагогическая проблема. / И.В. Ульянова, И.Г. Евсеева, Е.В. Борисова. // Вестник экономической безопасности. - 2018. - № 3. - С. 266-269.

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

В этой статье мы намерены заострить внимание на вопросе воспитания молодежи, получающей профессиональное образование в вузах и колледжах. Но вначале считаем необходимым обратиться к смыслу базового понятия - «образование». Большинство людей, используя это понятие, не подразумевают истинный смысл его, который закреплен законодательно.

В законе «Об образовании в Российской федерации» №273 - ФЗ (2012 год) дано определение понятия образование - «единый

Перескокова Т.А.

К. пед. н., доцент СОФ МГРИ

Г. Старый Оскол, Российская Федерация

Соловьев В.П.

К. т. н., профессор СТИ НИТУ «МИСиС» Г. Старый Оскол, Российская Федерация

целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» (статья 2).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.