Педагогика высшей школы University Pedagogy
УДК 37.037.5:378
САМОВОСПИТАНИЕ КУРСАНТА - БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
SELF-EDUCATION OF A CADET - FUTURE OFFICER AS A PEDAGOGICAL ISSUE
© 2019
А.Н. Астафьев A.N. Astafyev
В статье ставится проблема самовоспитания курсантов военных вузов, обозначается взаимосвязь самовоспитания с развитием и становлением личностных качеств. Самовоспитание повышает эффективность деятельности, помогает рационально использовать свободное время, способствует формированию боевых, профессиональных, морально-психологических качеств, всесторонне развивает личность курсанта, помогает преодолевать трудности службы и быта. Непрерывное совершенствование методик организации самовоспитания, постоянный контроль со стороны педагогов за деятельностью курсантов по самовоспитанию - важный фактор подготовки будущих офицеров к профессиональной деятельности. Рассматриваются такие виды самовоспитания, как интеллектуальное самовоспитание, волевое самовоспитание, эмоциональное самовоспитание, этическое самовоспитание, нравственное самовоспитание, физическое самовоспитание, психологическое самовоспитание. Обозначаются условия, соблюдение которых позволяет эффективно осуществлять каждый из названных видов самовоспитания. Раскрывается взаимосвязь нравственного самовоспитания и нравственного воспитания. Утверждается, что самовоспитание курсантов играет важную роль в исполнении ими своих профессиональных обязанностей.
Ключевые слова: курсант - будущий офицер; воспитание; самовоспитание; виды самовоспитания; военный вуз; педагогическая проблема.
The article raises the problem of self-education of cadets of military universities, states the way self-education and personal development affect each other. Self-education makes professional activity more effective, helps to efficiently use free time, contributes to the development of such important qualities as combat, professional, moral and psychological traits, develops the personality of the cadet in a complex way, helps to overcome the difficulties of service and daily routine. Enhancing self-education techniques, teachers' monitoring the process of cadets' self-education are important factors in training cadets - future officers for their professional activity. Such types of self-education of cadets as intellectual self-education, volitional self-education, emotional self-education, ethical self-education, moral self-education, physical self-education, psychological self-education are presented. The conditions under which each of those types can be effectively carried out are highlighted. The interrelation of moral self-education and moral education is revealed. The author argues that self-education of cadets plays an important role in the performance of their professional duties.
Keywords: cadet - the future officer; education; self-education; types of self-education; military higher school institution; pedagogical issue.
Для современной России совершенствование подготовки курсантов военных вузов имеет большое значение. Реформы в войсках, апробация новых форм организации профессиональной подготовки будущих офицеров сопровождаются изменениями морально-нравственных и социально-психологических аспектов воспитания
и развития курсантов. Новые реалии обусловливают потребность обеспечения военных организаций страны хорошо обученными кадрами. Несомненно, одним из важнейших факторов формирования профессионализма является стремление будущего офицера к саморазвитию.
Развитие человека, по утверждению Л.И. Рувинского [1, с. 77], осуществляется в деятельности. Важную роль в этом играют самовоспитание и самообразование.
Самовоспитание, как пишет С.Н. По-лупан, представляет собой непрерывную деятельность, которая постоянно развивается [2]. Оно тесно связано с самопознанием. В деятельности самопознания идет процесс создания идеала, определения целей и задач самовоспитания, его методов и приемов. Направленное руководство самовоспитанием есть важный фактор совершенствования процесса профессиональной подготовки курсантов - будущих офицеров.
Самовоспитание отражает особенности военно-профессиональной деятельности и направлено на то, чтобы личностные качества, черты характера, навыки и умения соответствовали новым требованиям к личности российского офицера. Общественное мнение и собственное отношение к требованиям социума являются движущимися силами самовоспитания курсанта, который переходит с позиции «Я - курсант» на позицию «Я - будущий офицер. Мне предстоит высокая миссия».
Самовоспитание напрямую связано как с образовательными показателями курсантов, так и с их личностными качествами. Без идейных убеждений курсант не способен нести военную службу. Воспитание нравственности возможно только в том случае, если сам воспитанник стремится к высшим моральным ценностям, развивает в себе нравственные качества, необходимые ему для жизни и профессиональной деятельности.
Процесс самовоспитания, как утверждают авторы учебника «Военная психология и педагогика», - сложный и длительный процесс, в ходе которого курсант воспитывает в себе положительные качества и истребляет отрицательные. Это постоянная работа над собой, в ходе которой формируются умения и навыки, накапливаются знания, необходимые современному офицеру [3, с. 177].
Проблема самовоспитания личности в целом и самовоспитания курсанта в частности находит широкое отражение в научной педагогической литературе [1 ; 2 ; 4-8]. Одним из значимых аспектов данной проблемы является нравственное самовоспитание будущих офицеров, которому также посвящен ряд исследований [9-13]. Мы упоминаем лишь малую часть работ. На самом деле их гораздо больше.
Учеными выделяются различные направления самовоспитания курсантов. В частности, Л.Х. Тадтаева отмечает, что самовоспитание является направлением профессионального роста курсанта и имеет несколько видов: интеллектуальное самовоспитание, волевое самовоспитание, эмоциональное самовоспитание, этическое самовоспитание, физическое самовоспитание, психологическое самовоспитание [13].
В процессе интеллектуального самовоспитания идет работа над развитием таких важнейших качеств ума, как творческое воображение, критичность, гибкость и глубина. Главным в этом процессе является работа над избавлением от таких недостатков, как лень, самодовольство.
Учеба - одна из важных составляющих самовоспитания: то, что было заложено в годы молодости, человек потом использует всю последующую жизнь. Значит, необходимо осмысливать уровень своего развития.
Необходимые условия для интеллектуального самовоспитания: 1) развитость речи; 2) грамотность; 3) знания.
Волевое самовоспитание направлено на разрешение необходимых задач в жизни, на исполнение планов, которые были поставлены человеком перед собой, на преодоление различных препятствий, которые встречаются в жизни. Необходимым условием при этом является правильно организованный режим дня. Волевое самовоспитание осуществляется через следование правилам, исполнение приказов, выработку установок.
При эмоциональном самовоспитании формируются выдержка, умение управлять
А.Н. Астафьев
своим эмоциональным состояниям. Также развиваются доброта, гуманизм, формируются положительный настрой, культура проявления эмоций.
В этическом самовоспитании самое главное - крепкие нравственные принципы и убеждения, которые помогут курсанту проявлять терпимость и гибкость в отношениях с людьми в различных жизненных ситуациях. Главные условия этического самовоспитания: 1) коммуникабельность; 2) этическая грамотность; 3) уважительное отношение к людям.
Этическое самовоспитание понимается некоторыми учеными как нравственное самовоспитание. Так, О.Ю. Ефремов предлагает следующее определение нравственного самовоспитания будущих офицеров: «Нравственное самовоспитание способствует развитию качеств, присущих именно офицеру. Оно развивает качества не только нужные конкретной специальности, но и каждому человеку. Так как будущая профессия курсанта связана с целями страны, государства, то это отражается на его самовоспитании» [14, с. 119].
Нравственное самовоспитание тесно связано с нравственным воспитанием. Эти два процесса невозможны друг без друга. В процессе нравственного воспитания у курсантов формируются моральные убеждения и привычки, нравственное отношение к другому человеку, к людям в целом, к собственным обязанностям, реализующиеся в его поведении. Именно нравственное воспитание, организуемое преподавателями, способствует нравственному самовоспитанию курсантов.
Как нравственное воспитание, так и нравственное самовоспитание курсантов происходит в границах учебного процесса, в рамках взаимоотношений, определенных уставом. Также нравственное воспитание курсантов связано с повышенными физическими нагрузками. При этом в арсенал командиров и начальников входят все средства для развития индивидуального и коллективного самовоспитания курсантов.
Процесс нравственного самовоспитания, пишут И.В. Павлов и И.И. Павлова, включает множество направлений: здесь необходимо изучить саму личность, ее поведение и потребности, предстоит планировать работу, изучать опыт предшествующих поколений [12, с. 34].
При физическом самовоспитании курсант следит за физическим состоянием своего организма, постоянно увеличивая физические нагрузки. Главные условия физического воспитания: 1) умение снимать стресс, усталость; 2) умение поднимать общий тонус; 3) умение поддерживать спортивную форму.
Назначение психологического самовоспитания - подготовка курсанта к специфике своей профессиональной деятельности.
Люди чувствительны к психологическому состоянию других людей, поэтому вспышки агрессии и недовольства у курсанта и будущего офицера недопустимы. Избежать их можно только при наличии устойчивой нервной системы.
Главные условия психологического самовоспитания: 1) умение сконцентрироваться; 2) умение снимать стресс; 3) умение общаться с друзьями и коллегами.
Самовоспитание - сложнейшая нравственно-интеллектуальная и волевая деятельность. Движение к самовоспитанию -необходимая часть жизни курсанта, которому в силу его природы необходимо всегда находится в действии, что-то показывать и осуществлять, а также реализовы-ваться.
Самовоспитание - это управляемый процесс. Его важная задача - психологическая и практическая подготовка к работе над собой.
Внутренним механизмом самовоспитания является потребность в улучшении себя. Трудно добиваться результатов, если курсанты не будут видеть цели самовоспитания.
Если военнослужащий адекватно воспринимает свои навыки, знания и умения и знает, что ему следует улучшить, решает задачи, которые ставит перед собой, то
Самовоспитание курсантов играет огромную роль в исполнении долга перед Родиной. Военнослужащему необходимо проявлять активность при изменении лич-
в этом случае можно говорить о том, что он осуществляет самовоспитание. Правильно организованный процесс самовоспитания позволяет курсанту значительно расширить свои возможности в приобретении качеств необходимых как для военной деятельности, так и для повседневной жизни.
ности, быть порядочным и высоконравственным, принципиальным и ответственным, компетентным своей профессиональной деятельности, так как именно будущий офицер является образцом патриотизма, высокой морали и целеустремленности в нашем обществе. Именно самовоспитание во многом помогает курсанту выработать нравственные качества, необходимые в будущей профессиональной военной деятельности.
* * *
1. Рувинский Л.И. Самовоспитание чувств, интеллекта, воли. М. : Знание, 1983. 159 с.
2. Полупан С.Н. Самовоспитание как условие формирования профессионализма курсантов современного военного института : дис. ... канд. пед. наук. Владикавказ, 2010. 156 с.
3. Военная психология и педагогика / под ред. П.А. Корчемного, Л.Г. Лаптева, В.Г. Михай-левского. М. : Педагогика, 1998. 384 с.
4. Алексеев Н.А., Зайцев В.П. Профессиональное самовоспитание курсанта, занимающегося физической подготовкой // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. 2002. № 4. С. 36-40.
5. Купавцев Т.С. Эволюция идей самосовершенствования в истории развития системы образования России // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2011. № 1. С. 61-65.
6. Манукян А.Р. Самовоспитание военнослужащих как фактор самосовершенствования личности будущих офицеров // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. № 5. С. 390-395.
7. Мулюкова И.Р., Саяркин Л.А. Самообразование и самовоспитание военнослужащих. Руководство ими в ходе военной службы // Педагогическое мастерство : материалы VII междунар. науч. конференции (г. Москва, ноябрь 2015 г.). М. : Буки-Веди, 2015. С. 230-232.
8. Уваров Л.Н., Уткин В.Г. Педагогические проблемы повышения эффективности воспитательной работы в части. М., 1991. 68 с.
9. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Введение в теорию управления нравственно-воспитательной деятельностью. Томск : ТГУ, 1986. 244 с.
10. Булденко К.А. Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудников внутренних дел. Хабаровск : ХВШ МВД, 1993. 54 с.
11. Герусов М.Е. Нравственное воспитание и самовоспитание военнослужащих. Алма-Ата : Знание, 1975. 20 с.
12. Павлов И.В., Павлова И.И. Духовно-нравственное воспитание курсантов // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. № 1. С. 34-36.
13. Тадтаева Л.Х. Нравственное самовоспитание как фактор развития личности сотрудника органов внутренних дел // Теория и практика образования в современном мире : материалы меж-дунар. науч. конференции (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). СПб. : Реноме, 2012. С. 53-55.
14. Ефремов О.Ю. Военная педагогика. М. : Педагогика, 2008. 234 с.