УДК 147.016:81 ББК 74. 580.22 У 75
Н.В. Паперная
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и методики их преподавания Армавирского государственного педагогического университета; с.т. 8-928-661-39-09
Е.П. Ковалевич
Кандидат филологических наук, доцент кафедры английской филологии и методики преподавания английского языка Армавирского государственного педагогического университета; E-mail: 600horsepower@mail.ru
К.В. Давыдова
Кандидат филологических наук, доцент кафедры английской филологии и методики преподавания английского языка Армавирского государственного педагогического университета; E-mail: 600horsepower@mail.ru
В.А. Филоненко
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Новороссийского государственного морского университета; E-mail: vicalexfilnov@mail.ru
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ МОНИТОРИНГА РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
( Рецензирована )
Аннотация. В статье определяются сущность педагогического мониторинга и его значение в формировании иноязычной компетенции студентов вуза, раскрываются условия его эффективной реализации в процессе изучения иностранного языка. Показана значимость мониторинга как фактора успешной организации учебной и профессиональной деятельности, реализуемой посредством технологий активного обучения. Авторами установлено, что в процессе становления личности будущего специалиста использование технологии мониторинга оказывает позитивное влияние на развитие его личностных качеств, составляющих основу общекультурных и профессиональных компетенций.
Ключевые слова: компетентностный подход, технология мониторинга, обучение иностранному языку, организационно-педагогические условия, компетенции.
N.V. Рарегпауа
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Department of Foreign Languages and Technique of Their Teaching, Armavir State Pedagogical University; mob. ph.: 8928-661-39-09
E.P. Kovalevich
Candidate of Philology, Associate Professor of Department of English Philology and Technique of Teaching English, Armavir State Pedagogical University; E-mail: 600horsepower@mail.ru
К.У. Davydova
Candidate of Philology Associate Professor of Department of English Philology and Technique of Teaching English, Armavir State Pedagogical University; E-mail: 600horsepower@mail.ru
V.A. Filonenko
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Foreign Languages Department, Novorossiysk State Marine University; E-mail: vicalexfilnov@ mail.ru
CONDITIONS OF MONITORING TECHNOLOGY IMPLEMENTATION TO DEVELOP FOREIGN-LANGUAGE COMPETENCE IN STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION
Abstract. The paper defines the essence of pedagogical monitoring and its importance for formation of foreign-language competence in students of higher education institution. Conditions of its effective implementation in the course of learning a foreign language are disclosed. The authors show that the monitoring is of high significance as a factor of the successful organization of the educational and vocational activity realized by means of active training technologies. It is inferred that in the course of formation of the future expert's personality the use of monitoring technology has a positive impact on development of his personal qualities making a basis of common cultural and vocational competences.
Keywords: competence-based approach, technology of monitoring, training in a foreign language, organizational and pedagogical conditions, competences.
В ходе реализации компетент-ностного подхода в процессе обучения иностранному языку студентов вуза технология педагогического мониторинга позволяет не только эффективно воспроизводить качественные показатели, но и гибко корректировать ход обучения с учетом множества факторов и условий. Важным элементом педагогических технологий в этих условиях становится диагностика формируемых компетенций [1]. Мониторинг, как непрерывное отслеживание состояния учебно-воспитательного процесса с целью достижения запланированных результатов, включает в себя комплекс средств диагностики. Полученные в ходе мониторинга данные определяют выбор корректирующих мероприятий как следующего за диагностикой технологического этапа [2].
Как показывает анализ теории и практика, определение наиболее значимых педагогических условий является сложным процессом, основанным не только на теоретическом обосновании, но и на практическом опыте субъектов образовательного процесса. Философия рассматривает «условия» как совокупность
процессов и отношений, необходимых для возникновения, существования и развития какого-либо явления.
Таким образом, в комплексе необходимых и достаточных педагогических условий фактор является существенным компонентом профессиональной подготовки, определяющий её характер, реализуемый в педагогической деятельности.
Выявляя организационно-педагогические условия реализации технологии мониторинга на кафедре иностранных языков вуза, мы ставили целью обеспечение подготовки в соответствии с требованиями ФГОС ВО через совершенствование диагностики сформированности иноязычной компетенции, обеспечивающих деятельность будущего специалиста в иноязычной среде. Согласно опросу преподавателей кафедр иностранных языков Армавирского педагогического университета и Новороссийского морского университета, наиболее существенными можно считать следующие группы факторов: компетентност-ная направленность; основания (принципы) мониторинга как исследуемого процесса; особенности
содержания профессиональной подготовки; специфика характеристик процесса профессионального становления и самоорганизации будущих специалистов; включенность и взаимодействие субъектов деятельности в процесс мониторинга на различных его этапах, в том числе в ходе анализа полученных результатов.
Важнейшие особенности учебно-воспитательной среды вуза, влияющие на учебную деятельность кафедры иностранных языков университета, проявляются в качественных характеристиках мониторинга как средства диагностики иноязычной компетенции. Учёт этих особенностей позволил определить организационно-педагогические условия реализации технологии мониторинга, к которым относятся:
- обеспечение мониторинга в строгом соответствии с требованиями образовательного стандарта в рамках реализации принципов, методов, форм системности, адекватности, целостности, оперативности и др.;
- учебно-воспитательный процесс в университете характеризуется как открытая система (все субъекты образовательного процесса включены в активное социальное, учебно-профессиональное, научно-исследовательское и др. взаимодействие с другими учреждениями и организациями), что способствует реализации внешнего и внутреннего аудита и мониторинга с учетом требований работодателей и образовательной среды;
- технологический подход в образовательной деятельности, в рамках которого мониторинг, как средство диагностики иноязычной компетенции, включен в цикл этапов обучения как важнейший элемент, который способствует выявлению оснований для гармоничной корректировки деятельности субъектов обучения;
- профессиональная направленность образовательного процесса в
рамках установленного стандарта на всех этапах обучения и во всех предметах образовательного цикла, что отражено в содержании учебного и контрольно-измерительных материалов и УМКД дисциплин кафедры иностранных языков;
- высокий уровень технической оснащенности кафедры, широкое применение технических средств обучения на занятиях, включение всех субъектов деятельности в интерактивное деловое общение (сайты вуза, кафедры, преподавателей, использование официальных сайтов организаций, социальных сетей) с целью обеспечения постоянной обратной связи, поиска и своевременного включения основных и дополнительных материалов в образовательный процесс и самообразование. Данное условие можно считать одним из определяющих для качественного и регулярно осуществляемого мониторинга и развития умений самопроверки, самоанализа, самокорректировки деятельности [3].
- реализация интегративно-контекстной модели обучения, где типовая предметно-технологическая задача в форме развернутой проблемной ситуации как основная единица содержания интегративно-контекстного обучения решается с использованием иностранного языка. В ходе ее решения происходит усвоение иностранного языка на уровне личностных смыслов, составляющих иноязычную компоненту профессиональной компетенции будущего специалиста [4]. Как показывает практика, типовую предметно-технологическую задачу можно считать идеальным средством мониторинга в условиях работы кафедры;
- повышенные требования к нравственным качествам и моральной ответственности преподавателей и студентов, что обусловливает высокий уровень заинтересованности и мотивации деятельности по формированию иноязычной компетенции
и усиливает требовательность к процессу и результату обучения иностранному языку на всех уровнях профессиональной подготовки;
- отработанные механизмы организации и сотрудничества, богатый опыт и традиции кафедры иностранных языков, что способствует гибкой корректировке деятельности по обеспечению высокого уровня обучения и качественному сопоставлению и анализу полученных результатов мониторинга;
- направленность на формирование самопроцессов студентов, среди которых особое место отводится профессиональной самоорганизации, и это усиливает заинтересованность всех субъектов деятельности в осуществлении качественного мониторинга обучения, способствующего объективной и адекватной самооценке, самоанализу и своевременной корректировке деятельности [5; 6].
Нами установлено, что на отбор методических форм и средств мониторинга влияет множество внешних и внутренних факторов как на элемент технологического порядка, среди которых наиболее значимыми являются:
1. Профессиональная направленность, перспективные цели и текущие задачи.
2. Уровень готовности субъектов образовательного процесса к иноязычной деятельности.
3. Высокий уровень мотивации всех субъектов образовательного процесса в профессиональном владении иностранным языком как рабочим.
4. Технологичность процесса мониторинга, предполагающего его тесную связь с предшествующими и последующими структурными и функциональными компонентами, его внутренняя организация.
5. Реализация принципов и закономерностей обучения, строгое соответствие требованиям образовательного стандарта.
6. Реализация интегративно-контекстной модели обучения,
подбор и анализ типовых предметно-технологических задач в соответствии с требованиями к объему и содержанию учебного материала, его количество и сложность.
7. Уровень теоретической и практической подготовленности субъектов деятельности.
8. Сроки и период обучения и расписания учебных занятий.
9. Организация и технические средства обучения.
10. Форма организации, тип и структура занятия, его место в системе обучения.
11. Социальные и психологические факторы, отражающие существующий порядок межличностного взаимодействия.
12. Численность учащихся в группе.
13. Готовность к осуществлению качественного анализа полученных результатов и внесения корректив в процесс обучения, самоорганизации и саморазвития.
Для повышения качества обучения иностранному языку перспективным направлением является организация квазипрофессиональной деятельности, способствующая повышению профессиональной направленности и познавательной активности студентов [7; 8]. Такая деятельность предполагает использование технологии активного обучения и диагностики (мониторинга). При мониторинге эффективности использования технологий активного обучения необходим учет ряда особенностей организации и планирования наблюдения и контроля в условиях иноязычной деятельности, направленной на формирование навыков продуктивного общения в учебном процессе. Среди них эмоциональная включенность обучаемых и творческий характер, познавательная активность, обязательность непосредственного взаимодействия обучаемых между собой и с преподавателем, формирование коллективных усилий, интенсификация процесса обучения.
Условиями успешной организации и мониторинга развития профессиональной иноязычной компетенции посредством технологий активного обучения являются: проблемность и профессиональная направленность, сотрудничество, кооперация и коллективное взаимодействие всех субъектов деятельности и на всех этапах, реализация индивидуального подхода, активизация деятельности студентов, тщательное планирование наблюдения и прогнозирование возможных элементов корректировки.
Исследование эффективности реализации мониторинга развития
профессиональной иноязычной компетенции, проведённое на базе кафедр иностранных языков Армавирского педагогического университета и Новороссийского морского университета, показало, что у студентов значительно повысились показатели уровня профессиональной направленности; творческой активности в учебно-профессиональной деятельности; успеваемости; рефлексии в учебно-профессиональной деятельности; развития личностных качеств (дисциплинированность, ответственность, воля и др.) составляющих основу общекультурных и профессиональных компетенций.
Примечания:
1. Петьков В.А., Филоненко В.А. Мониторинг развития компетенций будущих специалистов в процессе реализации образовательных программ иноязычной подготовки // Вестник Армавирского института социального образования (филиала) РГСУ. 2014. С. 101-104.
2. Петьков В.А., Романов Д.А. Метод формирования показателей мониторинга эффективности функционирования социальных систем // Общество: социология, психология, педагогика. 2015. № 5 (123). С 8-10.
3. Тенищева В.Ф., Аванесова Т.П. Формирование профессиональной компетенции морских специалистов в ситуациях иноязычного общения с помощью компьютерных средств // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. Челябинск, 2013. С. 189-193.
4. Стрижакова Н.Е., Петьков В.А., Романов Д.А. Взаимосвязь становления языковой компетенции и социально-профессиональной компетентности студентов // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 5 (123). С. 177-181.
5. Филоненко В.А., Петьков В.А. Моделирование процесса формирования умений профессиональной самоорганизации у будущих педагогов// Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2014. Вып. 3 (143). С. 93-99.
6. Филоненко В.А., Петьков В.А. Самоорганизация в профессиональном становлении личности будущего педагога // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2013. Вып. 3 (129). С. 82-88.
7. Манецкая С.В., Трущенко И.Н. Средства мониторинга компетенций, формируемых у студентов неязыкового вуза // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. 2015. № 3 (12). С. 42-47.
8. Петьков В.А., Похилько А.Д., Губанова М.А. Диалог как средство развития педагогической культуры субъектов образовательного процесса вуза // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2015. Вып. 1 (157). С.82-87.
References:
1. Petkov V.A., Filonenko V.A. Monitoring of the development of competences of intending professionals in the implementation of educational programs of foreign language training // Bulletin of Armavir Institute of Social Education (branch) of Russian State Social University. 2014. P. 101-104.
2. Petkov V.A., Romanov D.A. Method of formation of indicators for monitoring of the efficiency of social systems functioning // Society: Sociology, Psychology, Pedagogy. 2015. No. 5 (123). P. 8-10.
3. Tenishcheva V.F., Avanesov T.P. Formation of professional competence of marine specialists in situations of foreign language communication by means of computer facilities // Pedagogy: traditions and innovations: Proceedings of the IV International Scientific, conf. Chelyabinsk, 2013. P. 189-193.
4. Strizhakova N.E., Petkov V.A., Romanov D.A. The relationship of formation of linguistic competence and socio-professional competence of students // Scientists notes of the University of P.F. Lesgaft. 2015. No. 5 (123). P. 177-181.
5. Filonenko V.A., Petkov V.A. Modelling of the process of formation of skills of professional self-organization of intending teachers // Bulletin of Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2014. Iss. 3 (143). P. 93-99.
6. Filonenko V.A., Petkov V.A. Self-organization in the professional formation of the personality of the intending teacher // Bulletin of Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2013. Iss. 3 (129). P. 82-88.
7. Manetskaya S.V., Trushchenko I.N. Monitoring means of competences of students of the non-linguistic higher school // Science of the 21st century: problems, hypotheses, solutions. 2015. No. 3 (12). P. 42-47.
8. Petkov V.A., Pokhilko A.D., Gubanova M.A. Dialogue as the development tool of pedagogical culture of subjects of educational process of the higher school // Bulletin of Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2015. Iss. 1 (157). P. 82-87.