УДК 378:811 ББК 74. 580 П 24
З.К. Кочкарова
Кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Карачаево-Черкесского государственного университета им. УД. Алиева; E-mail: aspirantura@kcgu.ru
A.A. Байчорова
Старший преподаватель кафедры иностранных языков Карачаево-Черкесского государственного университета им. УД. Алиева; E-mail: aspirantura@kcgu.ru Ф.М. Таушунаева
Старший преподаватель кафедры иностранных языков Карачаево-Черкесского государственного университета им. УД. Алиева; E-mail: aspirantura@kcgu.ru З.А. Батчаева
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Карачаево-Черкесского государственного университета им. УД. Алиева; E-mail: batchaeva40@mail.ru
B.А. Филоненко
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Новороссийского государственного морского университета; E-mail: vicalexfilnov@mail.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ САМООРГАНИЗАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
( Рецензирована )
Аннотация. В статье раскрывается педагогический потенциал самоорганизации в формировании иноязычной компетенции студентов вуза, уточняются условия его эффективной реализации в процессе изучения иностранного языка. Показано, что профессиональная самоорганизация, являясь показателем личностной зрелости, тесным образом сопряжена с аутокомпетенцией. Их взаимосвязь активно проявляется в ходе практико-ориентированной иноязычной подготовки студентов на кафедре иностранных языков вуза. Рассматривая педагогические условия сопряженого формирования аутокомпетенции и умений профессиональной самоорганизации будущих специалистов на этапе обучения специальности в процессе иноязычной подготовки авторы, выделяют ряд актуальных направлений работы кафедры иностранных языков в контексте междисциплинарного подхода.
Ключевые слова: педагогический потенциал, самоорганизация, иноязычная компетенция, обучение иностранному языку, иноязычной компетенции.
Z.K. Kochkarova
Candidate of Philology, Associate Professor of Foreign Languages Department, Karachay-Cherkess State University named after U.D. Aliev; E-mail: aspirantura@kcgu.ru A.A. Baychorova
Senior lecturer of Foreign Languages Department, Karachay-Cherkess State University named after U.D. Aliev; E-mail: aspirantura@kcgu.ru
F.M. Taushunaeva
Senior lecturer of Foreign Languages Department, Karachay-Cherkess State
University named after U.D. Aliev; E-mail: aspirantura@kcgu.ru
Z.A. Batchaeva
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Foreign Languages
Department, Karachay-Cherkess State University named after U.D. Aliev;
E-mail: batchaeva40@mail.ru
V.A. Filonenko
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Foreign Languages
Department, Novorossiysk State Maritime University; E-mail: vicalexfilnov@
mail.ru
PEDAGOGICAL POTENTIALITIES OF SELF-ORGANIZATION IN FORMATION OF FOREIGN LANGUAGE COMPETENCE AT STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION
Abstract. The paper shows the pedagogical potentialities of self-organization in formation of foreign language competence at students of higher education institution and conditions of their effective implementation in the course of foreign language training. The professional self-organization, being an indicator of a personal maturity, is shown to be closely accompanied by an autocompetence. Their interrelation is intensely displayed during the students' practice-focused foreign language training at foreign language departments of higher education institutions. Considering pedagogical conditions of the related formation of an autocompetence and professional self-organization skills of future experts at a specialty grade level in the course of foreign language training the authors allocate a number of the actual areas of work at foreign language departments in the context of interdisciplinary approach.
Keywords: pedagogical potentialities, self-organization, foreign language competence, training in foreign language and foreign language competence.
Перспективные интеграционные направления междисциплинарно-сти и конвергенции в образовании предопределяют доминирование процессов интеграции [1]. Доля узкоспециализированного образования должна сокращаться, а доля конвергентного - увеличиваться. Подготовка специалистов в этих условиях будет предъявлять особые требования к эрудиции и концентрации интеллекта всех субъектов деятельности, а логика построения программ направлена на развитие компетентного специалиста широкого профиля, подготовленного к качественному и непрерывному профессиональному саморазвитию. В основании ориентации науки и образования на процессы интеграции, по нашему мнению, должен
быть синергетический подход как междисциплинарное научное направление, совокупность принципов, рассматривающих объекты как самоорганизующиеся системы.
Синергетический подход открывает перспективы обоснованно и целенаправленно ориентировать процессы самоорганизации как системы образования в целом, так и субъектов деятельности, поскольку они соответствуют принципам: 1) объекты (в данном случае система образования или личность как сложная структура составляющих ее характеристик) - это развивающиеся сложные открытые нелинейные системы; 2) самоорганизация системы начинается с хаоса, когда в существовании системы возможны флуктуации (колебания)
- отклонения от средних значений процессов, характеризующих систему; 3) существуют альтернативные пути развития системы, которые формируются в точках бифуркации (раздвоение) - точках выбора траектории (стратегии) дальнейшего развития; 4) будущее состояние системы (аттрактор - притягивать) как бы притягивает, организует, формирует, изменяет наличное ее состояние, где аттракторы выступают как цель (направленность развития системы) [2].
Таким образом, для возникновения самоорганизации система должна отвечать, как минимум, двум условиям: она должна быть открытой для внешней среды, т.е. должна обмениваться с ней информацией (энергией, веществом и др.); система должна находиться в состоянии движения или быть существенно неравновесной. Поэтому в философии можно условно выделить два подхода в исследовании самоорганизации. Первый затрагивает системы общественных, производственных, духовных и др. достижений человечества, а второй (наиболее интересный для нашего исследования) обращается к отдельной личности, рассматривая ее как сложную систему, совокупность личностных образований, которые, развиваясь, способны выйти на уровень самоорганизации. При этом человек рассматривается как саморазвивающаяся, самоорганизующаяся система.
Профессиональная успешность предполагает быть не только выдающимся специалистом и организатором деятельности, но и самоорганизатором собственной активности и личности. Обучение в вузе должно обеспечивать как профессиональное, так и личностное развитие специалиста и быть ориентированным на формирование компетенций, соответствующих запросам современной жизни.
Сущность профессионального образования сегодня раскрывается
через компетентностный подход. Чтобы профессионально решать компетентностно - ориентированные задачи обучения, будущему специалисту необходимы, как никогда ранее, развитое мышление и культура использования теоретических знаний для адекватного самоопределения, самоактуализации в реальных ситуациях.
Определенные и стандартизированные компетенции позволяют диагностично поставить цели, способствующие продвижению меж дисциплинарное™, профессионально-ориентированному проектированию и мониторингу процесса обучения, с одной стороны, и усилению субъектной позиции, интериоризации процесса формирования профессиональной компетентности в деятельности студентов, с другой [3].
В этой связи становится актуальным вопрос об аутокомпетент-ности как свойстве личности, характеризующей ее способность к целенаправленному и непрерывному самостоятельному приобретению профессиональных знаний и умений на основе самопознания. Она дает возможность обучающимся правильно использовать свои личностные качества, опыт, осуществлять самоконтроль и перестраивать свою учебно-познавательную и практическую деятельность в зависимости от изменения условий [4].
Показателями аутокомпетен-ции могут служить выдержка и самообладание; тревожность; аутен-точность; творческая активность; самооценка своих притязаний; способность к рефлексии, ценностно-рефлексивному взаимодействию, свободному ответственному выбору, самоорганизации и саморазвитию [5].
Профессиональная самоорганизация как показатель личностной зрелости тесным образом сопряжена с аутокомпетенцией. Под профессиональной самоорганизацией мы понимаем процесс и способность личности осознанно и целенаправленно
использовать и совершенствовать значимые составляющие структуры личности в ходе профессиональной деятельности. В процессе формирования самоорганизации будущего специалиста должны учитываться направленность профессиональной самоорганизации, преемственность этапов развития с учетом индивидуальных возможностей и особенностей, многовариантность путей развития, темп и т.п. Формирование профессиональной самоорганизации - это сложный, многоаспектный процесс, следующий своей внутренней логике и имеющий индивидуально своеобразную траекторию [6].
Акцентируя внимание на развитии умений профессиональной самоорганизации, мы остановились на вопросе соотношения понятий «аутокомпетентность» и «профессиональная самоорганизация». Выяснилось, что понятия эти тесно переплетаются в теории, а сами явления развиваются и активно проявляются в ходе практикоориенти-рованной квазипрофессиональной деятельности студентов на этапе обучения на кафедре иностранных языков вузов. Так, развитая аутокомпетентность как результат самопознания является мощным стимулом и направляющей процесса профессиональной самоорганизации и проявляется она в адекватном использовании личностных ресурсов [7].
Профессиональная самоорганизация как процесс предопределяет корректировку и развитие ау-токомпетентности, включенной в программу действий на различных этапах через самопознание, осуществление самоанализа собственных знаний, умений, образа жизни и деятельности. В итоге профессиональная самоорганизация, как результат, предполагает наличие развитой аутокомпетентности. Для ее полноценной реализации необходима не только внутренняя ориентация на самопознание и
самоанализ, но и внешняя - активная профессиональная мотивация, адекватное восприятие и анализ существующих условий, определение перспектив дальнейшего развития системы и своего места в ней, что предполагает активное взаимодействие с профессиональной средой и без чего невозможно профессионально ориентированное целепо-лагание, самопроектирование и самоорганизация.
Рассматривая педагогические условия эффективного формирования аутокомпетенции и умений профессиональной самоорганизации [8] будущих специалистов на этапе обучения специальности в процессе иноязычной подготовки, мы выделили ряд актуальных направлений работы кафедры иностранных языков в контексте междисциплинарного подхода.
В соответствии с определенными компетенциями весь процесс изучения иностранного языка в условиях профессиональной подготовки ориентирован на развитие иноязычной компетенции через применение его как средства решения профессионально и личностно значимых задач в условиях квазипрофессиональной деятельности [9].
Только на первом курсе обучения в вузе студенты отчасти сконцентрированы на иностранном языке как цели изучения. Все последующие годы различные дисциплины в ходе иноязычной подготовки направляют и развивают субъектную позицию и профессионально ориентированы по содержанию, форме, средствам (материальным и идеальным) и методам совместной и самостоятельной деятельности. Установленная нами взаимосвязь методов, средств и условий изучения иностранного языка представлена в таблице.
Комплексная реализация представленных в таблице методов, средств и условий составляет основу педагогической квазипрофессиональной технологии изучения
Таблица
Взаимосвязь методов, средств и условий изучения иностранного языка
Метод и его назначение Средства обучения Условия успешного исполнения
IT-методы - эффективное управление учебным процессом, обеспечение наглядности, возможность многократного воспроизведения и детального анализа, увеличение доли самостоятельной работы Планшеты с доступом в Интернет и необходимым программным обеспечением, различные технические средства: ПК, интерактивная доска, инновационные смарт-технологии и др. Тщательная подготовка материалов, включая специальные сайты кафедры и преподавателя, четкие инструкции, возможность доступа в режиме дистанционного обучения для выполнения домашних заданий, установление обратной связи
Учебная дискуссия - закрепление конструктивных методов ведения диалога Вопросы, вызывающие спор Предварительная подготовка участников дискуссии в содержательном плане
Психотехнические игры и тренинги; имитационный тренинг - закрепление профессиональной лексики, развитие профессиональных навыков в условиях иноязычной речи Интерактивные средства, карточки с заданиями, тесты Предварительная проработка элементов используемой лексики, подготовка заданий и инструкций
Case-study (метод конкретных ситуаций) — формирование профессиональных компетенций решения типовых задач специалиста в ситуациях иноязычного общения. Моделируется предметный и социальный контексты деятельности Интерактивные средства, карточки с заданиями и ролями, диагностические карты и т.п. Предварительная проработка элементов заданий, инструкций и сопроводительных материалов
Деловая игра - формирование профессиональных компетенций решения типовых задач специалиста в ситуациях иноязычного общения. Моделируется предметный, социальный и психологический контексты деятельности Интерактивные средства, комплект игры, оснащение Владение учащимися алгоритмами профессиональной деятельности и общения
Работа в команде - создание условий общения, выявление лидера, закрепление лексики в реальных условиях общения Интерактивные средства, инструкции, сопроводительные материалы Владение стратегиями и тактиками деятельности и общения
иностранного языка. Деятельность профессорско-преподавательского состава ориентирована на создание адекватной профессионально-ориентированной среды через отбор содержания и организацию квазипрофессиональной деятельности, а также на усиление субъектной
позиции студентов в обучении через развитие умений профессиональной самоорганизации. Это обусловлено тем, что внутренние ресурсы требуют определенной внешней инициативы, «любая самоорганизация невозможна без организации внешней, т.е. без определенного
регулирования инициирующих ее внешних воздействий» [10-12].
Особенности учебно-воспитательной среды вуза отражаются в деятельности кафедры иностранных языков университета, учитываются на всех этапах образовательного процесса. Их значимость определяется следующим:
1) обеспечением строгого соответствия требованиям образовательного стандарта в рамках реализации принципов, методов, форм, адекватности, системности, целостности, оперативности и др.;
2) учетом требований работодателей и образовательной среды через обеспечение активного социального, учебно-профессионального, научно-исследовательского и др. взаимодействий с образовательными, производственными и социальными учреждениями и организациями;
3) профессиональной направленностью образовательного процесса в рамках установленного стандарта, на всех этапах обучения и во всех предметах образовательного цикла, что отражено в содержании учебного материала и УМКД дисциплин кафедры иностранных языков;
4) повышенным уровнем требований к нравственным качествам и моральной ответственности преподавателей и студентов, что обусловливает высокий уровень заинтересованности и мотивации деятельности по формированию иноязычной компетенции и усиливает требовательность к процессу и результату обучения иностранному языку на всех уровнях профессиональной подготовки;
5) направленностью на формирование самопроцессов студентов, среди которых особое место отводится профессиональной самоорганизации и самокомпетентности;
6) технологическим подходом в образовательной деятельности с целью обеспечения получения гарантированного результата, преемственности и последовательности
деятельности всех субъектов образовательного процесса;
7) реализацией интегративно-контекстной модели обучения, где освоение профессиональных задач в ситуациях иноязычного общения осуществляется посредством моделируемых технологических процессов труда. Реализуются педагогические условия для интеграции знаний, умений и навыков в области специальных предметов и иностранного языка в профессиональную компетенцию будущего специалиста с учётом иноязычной составляющей;
8) высоким уровнем технической оснащенности кафедры, широким применением ТСО на занятиях и в процессе самоподготовки. Включением всех субъектов деятельности в интерактивное деловое общение через сайты вуза, кафедры, преподавателей, использование официальных сайтов организаций, социальных сетей с целью обеспечения постоянной обратной связи, поиска и своевременного включения основных и дополнительных материалов в образовательный процесс и самообразование.
Практика формирования умений профессиональной самоорганизации определяет, что необходимо соблюдать следующие условия для ее эффективной реализации в ходе иноязычной подготовки специалистов:
1. Организовывать взаимодействие субъектов образовательного процесса, представителей профессиональной среды, расширять возможности профессионального самообразования. Применять возможности Интернета в процессе обучения профессии на иностранном языке как эффективного технического средства. Необходимо уделять должное внимание развитию коммуникативных умений, способностей к самообразованию, креативности, аналитических, прогностических, проективных, рефлексивных умений. Для становления свойства
самоорганизации у личности в процессе профессиональной подготовки должно соблюдаться условие ее открытости как сложноорганизован-ной системы.
2. Уделять должное внимание развитию аналитических, прогностических, проективных, рефлексивных умений. Вырабатывая умения самоорганизации в учебной деятельности, преподавателю нельзя навязывать студенту цели, содержание, формы и методы учения. Необходимо применять технологии активного обучения. Для успешного становления профессиональной самоорганизации необходимо полное отсутствие навязывания пути развития и профессионального совершенствования личности.
3. Уделять первостепенное значение аутокомпетентности. Поскольку существует ряд альтернативных путей развития профессионализма, что означает возможность выбора наиболее оптимальных из них, то возрастают требования к мобильности современного специалиста, а в процессе подготовки необходимо развивать навыки саморегуляции, а также аналитические,
прогностические, проективные, рефлексивные умения.
4. Изучать процессы самоорганизации, самовоспитания и другие их составляющие (методы, формы, средства), а также развивать при этом аналитические, прогностические, проективные, рефлексивные умения. Для стимулирования процесса профессионального саморазвития необходимо осознанно подходить к профессиональной самоорганизации с тем, чтобы знать тенденции личностной самоорганизации.
5. Формировать образ идеального Я, создавать ситуации успеха, развивать аналитические, прогностические, проективные, рефлексивные умения; поскольку настоящее состояние системы предопределяет ее дальнейшее развитие.
Таким образом, предложенный авторами подход к использованию потенциала самоорганизации в формировании иноязычной компетенции студентов вуза и условия его эффективной реализации в процессе изучения иностранного языка составляет основу педагогической квазипрофессиональной технологии изучения иностранного языка.
Примечания:
1. Ковальчук М.В. От синтеза в науке — к конвергенции в образовании // Образовательная политика. М.: Федеральный институт развития образования. 2010. № 11-12 (49-50).
2. Филоненко В.А., Петьков В.А. Самоорганизация в профессиональном становлении личности будущего педагога // Вестник Адыгейского госуда рственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2013. № 3(129). С. 82-88.
3. Петьков В.А., Филоненко В.А. Мониторинг развития компетенций будущих специалистов в процессе реализации образовательных программ иноязычной подготовки // Вестник Армавирского института социального образования (филиала) РГСУ. 2014. С. 101-104.
4. Пересыпкин А.П., Генкин Ю.Ю., Филоненко В.А. Проектирование технологии мониторинга формирования компетенций будущих специалистов в процессе реализации образовательных программ иноязычной подготовки // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки. 2014. Т. 23, № 20(191). С. 212-216.
5. Кузнецова Ю.С., Тенищева В.Ф., Цыганко E.H. Интегративно-контекстный модуль формирования профессиональной компетенции // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2014. № 3(143). С. 47-52.
6. Петьков В.А. Филоненко В.А. Моделирование процесса формирования умений профессиональной самоорганизации у будущих педагогов // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2014. № 3(138). С. 93-99.
7. Стрижакова Н.Е., Петьков В.А., Романов Д.А. Взаимосвязь становления языковой компетенции и социально-профессиональной компетентности студентов // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 5(123). С. 177-181.
8. Даурова А.Б., Филоненко В.А. Мониторинг самоорганизации деятельности студентов вуза по изучению иностранного языка // Теория и практика общественного развития. 2015. № 21. С. 271-273.
9. Петьков В.А., Похилько А.Д., Губанова М.А. Диалог как средство развития педагогической культуры субъектов образовательного процесса вуза // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2015. № 1(157). С. 82-87.
10. Петьков В.А., Романов Д.А. Метод формирования показателей мониторинга эффективности функционирования социальных систем // Общество: социология, психология, педагогика. 2015. № 5 (123). С 8-10.
11. Андрющенко С.И., Петьков В.А. Организация инновационной среды образовательного учреждения // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2012. № 1. С. 145.
12. Дёмкина Е.В. Современные подходы к профессиональному воспитанию личности будущего специалиста в условиях образовательного процесса // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2011. № 3(84). С. 35-41.
References:
1. Kovalchuk M.V. From the synthesis in science to convergence in education // Educational Policy. M.: Federal Institute for Education Development. 2010. No. 11-12 (49-50).
2. Filonenko V.A., Petkov V.A. Self-organization in professional formation of the future teacher's personality // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2013. Issue 3. P. 82-88.
3. Petkov V.A., Filonenko V.A. Monitoring of the development of future professionals' competencies in the implementation of educational programs of foreign language training // Bulletin of Armavir Institute of Social Education (a branch) of RSSU. 2014. P. 101-104.
4. Peresypkin A.P., Genkin Yu.Yu., Filonenko V.A. Competence building monitoring technologies design of the future professionals while implementing various foreign language training educational programs // Scientific news of Belgorod State University. Ser. Humanitarian sciences. 2014. Vol. 23, No. 20 (191). P. 212-216.
5. Kuznetsova Yu.S., Tenishcheva V.F., Tsyganko E.N. Integrative contextual module of professional competence development // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2014. No. 3 (143). P. 47-52.
6. Petkov V.A., Filonenko V.A. Modelling of the formation process of professional self-organization skills of future teachers // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2014. No. 3 (138). P. 93-99.
7. Strizhakova N.E, Petkov V.A., Romanov D.A. Relationship of formation of linguistic competence and socio-professional competency of students // Scientific notes of the University of P.F. Lesgaft. 2015. No. 5 (123). P. 177-181.
8. Daurova A.B., Filonenko V.A. Monitoring of self-organization of activities of higher school students at studying a foreign language // Theory and practice of social development. 2015. No. 21. P. 271-273.
9. Petkov V.A., Pokhilko A.D., Gubanova M.A. Dialogue as the development tool of pedagogical culture of subjects of educational process at higher education institution // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2015. No. 1 (157). P. 82-87.
10. Petkov V.A., Romanov D.A. The method of formation of indicators for monitoring of the efficiency of social systems functioning // Society: sociology, psychology, pedagogy. 2015. No. 5 (123). P. 8-10.
11. Andryushchenko S.I., Petkov V.A. Organization of the innovative environment of the educational establishments // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2012. No. 1. P. 145.
12. Demkina E.V. Contemporary approaches to the professional education of the future expert in the conditions of educational process // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2011. No. 3 (84). P. 35-41.