Научная статья на тему 'Условия реализации самостоятельной работы на основе использования телекоммуникационных технологий'

Условия реализации самостоятельной работы на основе использования телекоммуникационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов Евгений Владимирович

Статья затрагивает актуальную тему самостоятельной работы студентов языковых вузов с точки зрения эффективных способов применения телекоммуникационных технологий. Предлагается не только классификация технологий по их применимости, но и ряд методических подходов по их использованию. Описываются условия функционирования максимально результативной среды самостоятельной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия реализации самостоятельной работы на основе использования телекоммуникационных технологий»

Заключительный этап подведения итогов игры и анализа ее результатов - самый ответственный и самый сложный для любого типа игры. Он требует от педагога-организатора объективности, готовности к коллективному обсуждению итогов. Эта стадия деловой игры зачастую уходит из поля зрения педагога, который проводит творческую работу, но ее ценность безусловна - дать студентам еще раз пережить эмоции игры, показать достоинства и недостатки в знаниях и поведении играющих, провести глубокий анализ игровых ситуаций и учебного материала, составившего содержание игры - вот достойный итог всех усилий педагога и студентов.

Осуществляя подготовку наших студентов к работе с современной семьей, мы делаем основной акцент на активности социального педагога как специалиста, способного помочь семье преодолеть пробелы в педагогической культуре, однако важно обратить внимание и на обратную связь. В.А. Сухомлинский был убежден: «Педагогика должна стать наукой для всех - и для учителей, и для родителей». Мы уверены, что полноценная подготовка к работе с семьей возможна лишь в случае возможности апробации своих знаний студентами непосредственно на детско-родительской аудитории. Эти цели с успехом решает педагогическая практика, которая проходит на факультете в несколько этапов, начиная уже со второго курса. При этом мы считаем необходи-

мым соблюдение ряда условий успешности первых взаимодействий будущих социальных педагогов с семьями своих воспитанников. Это возможно, в частности:

- если семьи воспитанников (родители и дети) выступят активными участниками в процессе актуализации научно-педагогических знаний о культуре социальных взаимодействий в различных сферах жизни личности, которые им готовы предоставить наши студенты;

- если студенты будут замотивированы на творческий поиск доступных, популярных и интересных форм взаимодействия с семьей, для начала, на этапе педагогического просвещения родителей.

Когда и студенты и родители будут воспринимать педагогическую игру, конкурс и другие активные формы взаимодействия не только как организованное культурное пространство развлечений, в котором развивается семья как социум, происходит воспитание детей, рождаются и закрепляются традиции, социальные взаимосвязи, но и форму , в которой решаются проблемы конкретных семей.

Представленными формами подготовки будущих социальных педагогов к работе с семьей, конечно же, не исчерпываются все направления нашей деятельности, при этом, наш опыт, надеемся , будет интересен всем, кто так или иначе связан с подготовкой социальных работников.

Е.В. Иванов

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Статья затрагивает актуальную тему самостоятельной работы студентов языковых вузов с точки зрения эффективных способов применения телекоммуникационных технологий. Предлагается не только классификация технологий по их применимости, но и ряд методических подходов по их использованию. Описываются условия функционирования максимально результативной среды самостоятельной работы.

Основная цель статьи - описание среды и условий, которые максимально способствуют реализации потенциала телекоммуникационных технологии при использовании их в самостоятельной работе студентов языковых вузов.

Для реализации указанной цели были поставлены следующие задачи: определить особенности функциональности телекоммуникационных

технологий; выявить и классифицировать условия максимальной их реализации потенциала; предложить методические приемы, совершенствующих процесс самостоятельной работы.

Социальные, экономические и технологические перемены последних десятилетий делают образование и подготовку для большого числа людей более важной, чем когда-либо. Тем не менее, образовательные системы по всему миру в той

400

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009

© Е.В. Иванов, 2009

Таблица

Технология Степень охвата Гибкость* Воздействие на чувства Интерактивность

Радио Высокая Ограниченная Только аудио Ограниченная

Телевидение Высокая Ограниченная Аудиовизуальное Ограниченная

Видео и аудио записи Низкая Высокая Аудиовизуальное Ограниченная

Компьютер Низкая Высокая Аудиовизуальное Высокая

Интернет Высочайшая Высокая Аудиовизуальное Высочайшая

* Ограниченная - студенты и преподаватель должны ты могут получить доступ к материалу в разное время.

или иной степени страдают от переполнения своих учебных заведений, нехватки квалифицированных преподавательских кадров, низкой экономической эффективности традиционных подходов. Чтобы справиться с этими вызовами, вузы должны сфокусироваться одновременно на повышении доступности образования, увеличении внутренней эффективности, улучшения качества обучения и преподавания, усовершенствовании системы менеджмента образования.

Последовательного развития существующих процессов и методов может не быть достаточно для выполнения этих целей. Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и увеличение доли самостоятельной работы в учебных планах может способствовать повышению качества образования при заметном повышении экономической эффективности. Разработка подходов, в которых самостоятельная работа студентов на основе телекоммуникационных технологий сможет помочь реализации образовательных планов - наиболее современное решение, которое способно усовершенствовать парадигму традиционного образования и повысить его конкурентоспособность.

Эффективное использование самостоятельной работы учащихся возможно только в условиях существования среды обучения, максимально интегрированной в систему обучения вуза. Телекоммуникационные технологии способны оказать существенную поддержку в предоставлении информации, осуществлении учебного процесса, проверке знаний, однако они требуют соответствующей работы материально-технических служб и обслуживающего персонала. Кроме того, телекоммуникационные технологии часто видятся панацей в современном образовании, и спор идет обычно о том, что каждая конкретная технология может или не может дать образованию. Но, как видно из таблицы, одна технология может иметь

присутствовать во время передачи. Высокая - студен-

разный потенциал в зависимости от цели её использования. В то же время, многие технологии имеют схожие характеристики. Таким образом, оценка потенциала и уместности технологии должна основываться на потребностях и целях образования, а не на технологиях как таковых.

Очевидно, что определение степени охвата технологии как «ограниченной» не означает невозможности её применения в самостоятельной работе учащихся. Тем не менее, по степени эффективности в организации этого вида учебного процесса телекоммуникационные технологии можно разделить следующим образом:

1. Радио, являясь первым из способов удаленной коммуникации, до сих пор применяется как средство организации учебного процесса. Значительным преимуществом является всеобщая распространенность и доступность устройств, способных принимать радиосигнал. В то же время, для применения этой технологии в организации самостоятельной работы студентов требуется, как минимум, передающее оборудование и выделенная частота передачи.

Представляется возможным создание университетской радиостанции, которая могла бы не только передавать в установленное время учебные материалы, но и быть успешным коммерческим проектом, однако такое мероприятие требует значительного вложения средств и доступно только крупным учебным заведениям. Более реально вещание с помощью маломощного передатчика на ограниченную территорию университетских общежитий или кампусов. В таком случае не требуется значительных инвестиций, зато предоставляется возможность реализовать главное преимущество радио - доступность и массовость охвата. Трансляция учебных материалов для разных курсов обучения может быть разнесена по времени, направленность передач от простого предоставления информации (согласно иссле-

дованиям, услышанная информация усваивается лучше прочитанной), до аудирования, заучивания новых слов и выражений. Существенное ограничение накладывается неспособностью данной технологии передавать визуальную информацию

2. Телевидение, в отличие от радио, транслирует аудиовизуальную информацию, что обуславливает значительно более высокую степень воздействия на получателя и эффективность. При этом телевизоры не менее широко распространены и доступны, чем радиоприемники. Возможности использования телевидения в организации самостоятельной работы студентов огромны.

Образовательные передачи, фильмы, в том числе и на иностранных языка, которые могут сопровождаться титрами; визуальная информация, в том числе та, которая предназначена для конспектирования, например, курсы лекций преподавателей с мировым именем. Спектр заданий для работы с видеотрансляциями также разнообразен: аудирование, конспектирование, написание сочинений, эссе, анализов на основе полученной информации, написание тестов, задания для которых передаются по телевидению. Вместе с тем, технические сложности при использовании телевидения значительны, как и в случае с радио: эфирное вещание подразумевает высокую стоимость оборудования и необходимость аренды или покупки частоты.

Тем не менее, передача видеосигнала по кабельным сетям является достаточно дешевой и эффективной альтернативой эфирному вещанию, но накладывает свои ограничения. Невозможно покрыть сетью университетского кабельного телевидения сколь либо крупный населенный пункт, соответственно вещание будет распространяться на здание университета и его общежитий. В таких условиях эффективно создание информационных центров в самом учебном заведении, где учащиеся смогут просматривать телепередачи в отведенное для этого время после или до аудиторной работы. К сожалению, это, скорее всего, создаст серьезные трудности для учащихся, количество свободного времени которых сократится ввиду того, что они потеряют возможность планировать его распределение.

3. Современный уровень развития технических средств позволяет организовать распространение аудио и видеозаписей не посредством каких либо материальных носителей, а по сетям

передачи данных. Такой подход, если обратиться к таблице представляет собой сочетание видео и аудио записей и компьютера.

Учитывая широкое распространение Интернета, локальных, домовых, городских файлооб-менных сетей, распространение материалов становится легко решаемой задачей. Не требуется значительных инвестиций для реализации такого способа организации самостоятельной работы: стоимость доступа к Интернет стремительно снижалась в течение последних лет, распространение компьютеров сейчас чрезвычайно высоко. Даже если по какой-то причине учащийся не имеет компьютера либо доступа к сетям передачи информации, то к его услугам многочисленные общественные точки доступа, такие как Интернет-кафе либо компьютерные классы университетов.

В любом случае, достигается практически стопроцентный охват аудитории учащихся, которые вместе с тем получают возможность сами планировать свою самостоятельную работу, так как описываемый подход позволяет получать требуемую информацию практически в любое время, не привязывая учащегося к конкретному времени трансляции, как это было в случае с использованием традиционных радио и телевидения. Со стороны учебного заведения так же не подразумевается чрезмерных затрат, либо усилий по специальной подготовке и найму соответствующего персонала. Любой пользователь, обладающий минимальным уровнем компьютерной грамотности (не говоря уже о преподавателях информатики в ВУЗе) способен разместить материалы либо на веб-сервере (сервер, принимающий НТТР-запросы от клиентов, обычно веб-браузеров, и выдающий им НТТР-ответы, обычно вместе с HTML-страницей, изображением, файлом, медиа-потоком или другими данными; вебсерверы - основа Всемирной паутины) в Интернет, где существует большое количество сервисов, предлагающих бесплатный хостинг (услуга по предоставлению дискового пространства для физического размещения информации на сервере, постоянно находящегося в сети (обычно Интернет)), либо в университетской или городской компьютерной сети.

Методическая ценность такого подхода ограниченна, как и в случае с радио и телевидением низкой интерактивностью, то есть учащийся может лишь получать и обрабатывать информацию, не имея возможности обратной связи. Тем не

402

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009

менее, в данном случае студент может хотя бы получить дополнительный видео, аудио или другой файл по интересующей его тематике, в том случае, если он считает изначально предложенную информацию неполной или недостаточной. Как видно из вышесказанного, передача аудио, видео и другой информации по компьютерным сетям представляет собой мощное средство организации самостоятельной работы студентов, однако имеет один, но достаточно существенный недостаток - низкий уровень обратного воздействия на источник информации.

4. Интернет является результатом эволюции и синтеза всех средств передачи, копирования, обработки информации. Он представляет собой единую медиасреду, где возможна реализация практически любого образовательного проекта. Наличие мощных средств по созданию интерактивных веб-приложений (приложение, в котором клиентом выступает браузер, а сервером -веб-сервер. Браузер способен отображать вебстраницы и, как правило, входит в состав операционной системы), которые включают в себя текстовую, аудио, видео и другую информацию, а так же организации интерактивности, позволяет говорить о том, что может быть создано приложение для решения любых образовательных задач в любых условиях.

Самостоятельная работа студентов с помощью Интернет, в зависимости от планов учебного заведения может быть либо проводиться параллельно, либо чередоваться с этапами аудиторных занятий, либо заменять домашние задания. Рассмотрим этот тезис на примере подготовки студентов-переводчиков.

В первом случае темы базового курса, такие как теория и практика по лексике и грамматике иностранного языка рассматриваются в рамках аудиторных занятиях, а занятия по страноведческому компоненту выносятся для самостоятельной работы студентов. Они получают набор информации, который может включать печатные материалы, видеозаписи, аудиозаписи, размещенные в сети. Кроме того, учащиеся работают с сервером университета, где они могут найти задания для самоконтроля, дополнительную информацию, обсудить проблемы и трудности с другими студентами, получить консультацию преподавателя. Такой подход к самостоятельной работе должен предусматривать средства контроля за выполнением учащимся программы самостоя-

тельной работы. Такие средства могут быть размещены на сервере университета в виде тестов, результаты которых отправляются на электронную почту преподавателя, либо реализовывать-ся в виде обязательного общего тестирования в компьютерных классах университета.

В случае чередования аудиторных занятий и самостоятельной работы, контроль за выполнением программы может быть вынесен в плановые контрольные, тесты и другие виды проверки знаний. Интернет в таком случае используется в качестве средства, оживляющего преподавание, расширяющее кругозор учащихся, снимающего часть нагрузки с преподавателя. Эффективность обучения здесь обеспечивается ещё и за счет чередования видов деятельности студентов, закрепления материала за счет просмотра видеофильмом, работы с аутентичной речью, источниками информации.

Если самостоятельная работа с помощью Интернет призвана заменить собой традиционное домашнее задание, то на веб-сервере университета размещаются соответствующие материалы и упражнения, снабженные сопроводительной аудио, видео, текстовой информации. Результаты выполнения этих упражнений контролируются позже в ходе аудиторных занятий.

Не следует забывать, что Интернет, возможно наиболее мощное средство коммуникации, способное обеспечить не только общение студентов между собой, учащихся и преподавателей, но и международную коммуникацию путем, например, видеоконференций, что особенно важно при подготовке специалистов в области иностранных языков.

Таким образом, Интернет на сегодняшний день представляется наиболее мощным средством организации самостоятельной работы студентов, так как обладает наилучшими характеристиками среди всех телекоммуникационных средств, и, кроме того, сочетает в себе все их лучшие свойства: доступность, дешевизну, широту охвата аудитории, высокую интерактивность и средства создания образовательного контента (любое информационно значимое (содержательное) наполнение информационного ресурса (например, вебсайта) -тексты, графика, мультимедиа).

Следует отметить, что самостоятельная работа наиболее эффективна только тогда, когда является органичной частью учебной программы ВУЗа, когда все средства традиционного преподавания и телекоммуникационных технологий

направлены на создание единой образовательной среды, максимально благоприятствующей развитию и самосовершенствованию студентов.

Библиографический список

1. Castro CM. (November/December 1999). Brazil's Telecurso 2000: The Flexible Solution for Secondary School Equivalency. TechKnowLogia, 1 (2): 21-23. Available at: http://www.TechKnowLogia.org.

2. Fedorov Alexander. On Media Education. -Moscow: IPOS UNESCO 'Information for All', 2008.

3. Harley D. et al. Use and Users of Digital Resources - A Focus on Undergraduate Education

in the Humanities and Social Sciences. - Center for Studies in Higher Education, University of California at Berkeley 2006. April.

4. Hilton J. The Future for Higher Education -Sunrise or Perfect Storm? // Educause Review. -2006. - March/April.

5. RingstaffC., Yocam K. & Marsh J. (1996). Integrating Technology into Classroom Instruction: An Assessment of the Impact of the ACOT TeacherDevelopment Center Project. ACOT Report 22. Cupertino, CA: Apple Classrooms of Tomorrow. Available at: http: //www. Apple. com/education/k12/ leadership/acot/library.html.

О.Н. Новикова

РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПЕРЕВОД И ПЕРЕВОДОВЕДЕНИЕ»

Целью данной статьи является определение сущности и содержания понятия «компетентность» специалиста сферы «Перевод и переводоведение», а также роли самостоятельной работы и ее функций в процессе совершенствования профессиональной деятельности переводчика.

Современную систему обучения иностранному языку можно охарактеризовать исходя из нескольких основных параметров. Во-первых, практическое владение иностранным языком, безусловно, стало насущной потребностью широких слоев общества. Во-вторых, общий социальный контекст создает благоприятные условия для дифференциации обучения иностранному языку Формирование творческой личности будущего специалиста является актуальной проблемой высшей школы. Решение этой проблемы заключается прежде всего в развитии творческих способностей студентов на всех этапах обучения, повышении их интеллектуального потенциала, активности, и самостоятельности [2, с. 59].

Глубокие изменения, происшедшие в последние годы в экономической, политической и культурной жизни как внутри страны, так и в области международных отношений со странами Европейского союза, азиатского региона и США, заставляет по-новому осмыслить задачи, стоящие перед высшими учебными заведениями в плане подготовки специалистов, в том числе по такой актуальной и социально-значимой специальности, как перевод и переводоведение. В этой связи,

безусловно, важными аспектами будут как определение сущности и содержания понятия «компетентность» специалиста сферы «Перевод и переводоведение», так и определение роли самостоятельной работы и ее функций в процессе совершенствования профессиональной деятельности переводчика.

Особое место в структуре подготовки переводчиков занимает базовая лингвистическая подготовка, которая должна найти отражение в организации самостоятельной работы студентов по специальности «Перевод и переводоведение», закладывающая фундамент для профессионального переводческого образования, главной целью которого должно быть формирование профессиональной языковой компетентности переводчика. Как подчеркивает И.И. Халеева, «переводчик-профессионал, как специалист интерлингво-культурной коммуникации, является не вспомогательной, а центральной фигурой международного общения и взаимопонимания, и всякий дефект в процессе обучения переводчиков оборачивается в конечном счете дефектной коммуникацией и ущербом во взаимопонимании между народами и нациями» [13]. В соответствии с программой по практике устной и письменной речи

404

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009

© О.Н. Новикова, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.