УДК 378
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭПИСТЕМИЧЕСКОГО ПОДХОДА В СОВРЕМЕННОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ
© 2016 О. С. Бабенкова1, Н. А. Тарасюк2
1 аспирант кафедры теории и методики преподавания иностранных языков, ассистент кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации e-mail:[email protected] 2докт. пед. наук, профессор кафедры теории и методики преподавания иностранных языков e-mail:n_a_tarasuk@mail. т
Курский государственный университет
Данная статья посвящена педагогическим условиям реализации эпистемического подхода в профессиональном образовании бакалавров по направлению подготовки «Педагогическое образование (профиль иностранные языки)». Автор дает перечень условий, необходимых для эффективного применения модели формирования профессиональной готовности будущих бакалавров на основе использования возможностей эпистемического подхода, детально раскрывая содержание каждого из них. В статье также описаны педагогически обоснованные причины выбора данных условий и специфика их их реализации в соответствии с современными образовательными требованиями.
Ключевые слова: бакалавры педагогического образования, профессиональное иноязычное образование, эпистема, эпистемический подход.
Педагогическая модель реализации эпистемического подхода в профессиональном образовании бакалавров по направлению подготовки «Педагогическое образование (профиль иностранные языки)» направлена на сознательное и целенаправленное овладение студентами социокультурными знаниями и коммуникативным опытом, на развитие и проявление их интересов в познании в профессиональной педагогической сфере, расширение социокультурного и общего кругозора на основе освоения образовательных эпистем.
Педагогическая модель реализации эпистемического подхода включает в себя цели, подходы, принципы, содержание, алгоритм, приемы, методы, средства, критерии и показатели, условия и результат. Все ее компоненты представляют собой неразрывное единство в процессе применения эпистемического подхода в современном профессиональном иноязычном образовании. Реализация эпистемического подхода в процессе профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования обеспечивается системой педагогических условий, к которым относятся следующие:
а) применение системы поэтапных заданий, способствующих овладению образовательными эпистемами;
б) формирование положительной мотивации к профессиональной педагогической деятельности путем погружения студентов в образовательную среду, демонстрирующую особенности функционирования и применения эпистем в процессе выполнения типичных профессиональных задач в сфере иноязычного образования;
в) интеграция дисциплин общекультурной и специальной направленности;
г) интеграция аудиторной работы, самостоятельной работы, научно-исследовательской деятельности студентов и производственной практики в процессе овладения образовательными эпистемами;
д) развитие глобального эпистемического мышления студентов в современном профессиональном иноязычном образовании.
Важнейшей составляющей процесса формирования иноязычной коммуникативной компетенции бакалавров педагогического образования на основе эпистемического подхода является система поэтапных заданий.
В исследовании указаны основные блоки упражнений, адекватные особенностям формирования иноязычной коммуникативной компетенции на основе эпистемического подхода на каждом этапе.
На первом этапе предлагаются к выполнению задания рецептивного характера. Обучающиеся развивают свою восприимчивость в процессе представления преподавателем образовательных эпистем, определяющих модели коммуникативного и социокультурного поведения в различных социокультурных контекстах.
В ходе наблюдения за особенностями функционирования и использования эпистем в процессе коммуникации с представителями различных культур студенты идентифицируют, осознают и определяют специфические черты, что приведет, в свою очередь, к созданию социокультурного портрета представителей страны изучаемого языка.
На первом этапе также используются задания, направленные на овладение стратегией, тактикой и средствами социокультурного общения на основе сопоставления, сравнения и анализа изучаемых образовательных эпистем.
На втором этапе происходит дальнейшее осознание студентами образцов коммуникативного и социального поведения у представителей родной культуры и культуры страны изучаемого языка. Данная стадия невозможна без выполнения заданий аналитико-коррекционного характера с целью сопоставления особенностей поведения в родной культуре и в культуре страны изучаемого языка, отраженных в изучаемой образовательной эпистеме. Здесь студенты оценивают адекватность употребления моделей социокультурного поведения принятой роли и ситуации общения, а также корректируют неадекватное речевое поведение.
Третий этап - переход от осознания содержания образовательной эпистемы к активизации деятельности по её овладению. На этой стадии выполняются задания на имитацию, трансформацию и подстановку, целью которых является использование приобретенного опыта в ходе освоения образовательных эпистем.
На третьем этапе выполняются задания как репродуктивного, так и продуктивного характера. В данных заданиях от студентов ожидается самостоятельное построение модели социокультурного поведения на основе изученной эпистемы. На данном этапе происходит овладение основами межкультурного взаимодействия, которое может осуществляться в ходе реального общения.
Мотивация является главной движущей силой в поведении и деятельности человека, в том числе и в процессе формирования будущего профессионала. Поэтому особенно важным становится вопрос о стимулах и мотивах учебно-профессиональной деятельности студентов [Мормужева 2013].
Вследствие этого еще одним условием реализации эпистемического подхода в профессиональном иноязычном образовании является формирование положительной мотивации у студентов к профессиональной педагогической деятельности путем их погружения в образовательную среду, которая демонстрирует особенности функционирования и применения эпистем в процессе выполнения типичных профессиональных задач в сфере иноязычного образования. Выполнение подобных заданий позволит увеличить интерес к процессу и результату учебно-профессиональной деятельности, снизить психологический барьер у студентов при
прохождении производственной практики, а также в ходе профессиональной деятельности педагога.
Одним из важнейших факторов при формировании мотивации к профессиональной деятельности у бакалавров педагогического образования является правильный отбор содержания обучения. Интегрирование в программу обучения наиболее свежих и актуальных материалов сферы иноязычного образования, проектная деятельность, использование элементов проблемного обучения способствуют формированию устойчивой положительной мотивации у бакалавров педагогического образования к профессиональной деятельности.
В качестве содержательной основы выступают аутентичные публицистические и художественные тексты, аудио- и видеоматериалы, художественные и документальные фильмы, актуальные сериалы, современные мультфильмы, вырезки из рекламы, материалы форумов, интернет-коференции, передачи молодежных радиостанций и т.д., позволяющие выбрать и освоить необходимую образовательную эпистему, вызывающую интерес у студентов.
Реализация указанного условия предусматривает применение информационных и коммуникационных технологий, представляющих огромные возможности для расширения кругозора студентов и, как следствие, повышения мотивации к учебной и профессиональной педагогической деятельности.
Использование эпистемического подхода в современном профессиональном иноязычном образовании увеличивает интеграцию дисциплины «иностранный язык» с другими предметами, предусмотренными учебным планом. Вследствие этого зачастую привлекаются знания из различных научных областей. Применение информационных и коммуникационных технологий будет способствовать более эффективной реализации данного условия в процессе профессионального иноязычного образования на основе эпистемического подхода. Вместе с тем информационные и коммуникационные технологии не обладают собственным преобразовательным и творческим потенциалом, они все равно требуют участия преподавателя для более эффективного решения образовательных задач [Haddad, Jurich 2007].
В процессе реализации эпистемического подхода в профессиональном иноязычном образовании возможны следующие варианты применения информационных и коммуникационных технологий.
• В ходе обучения студенты получают дополнительные или/и индивидуальные задания по чтению аутентичных статей, рассказов, текстов, просмотру или прослушиванию передач, поиску необходимой информации, составлению научно-исследовательских проектов, выполнению тестовых заданий с целью овладения социокультурными знаниями и социокультурным опытом.
• Обмен информацией «онлайн». Преподаватель общается с обучающимися посредством видеоконференций, электронной почты и/или социальных сетей, получая и отправляя теоретические материалы, практические задания, обсуждая изучаемые образовательные эпистемы. Студенты имеют возможность коммуникации с преподавателем для обсуждения возникающих вопросов социокультурной направленности. Реализация данного варианта использования телекоммуникационных технологий может быть затруднена в случае отсутствия добросовестности, ответственности и мотивации обучающихся.
• Информационное взаимодействие - обмен информацией между обучающимися в процессе изучения образовательной эпистемы посредством электронной почты и/или социальных сетей.
Реализация информационного взаимодействия в процессе обучения иноязычному общению на основе эпистемического подхода требует от преподавателя
разработки детального плана всех этапов работы, предусматривающего постоянный контроль и помощь обучающимся.
Применение информационных и коммуникационных технологий в современном иноязычном образовании на основе эпистемического подхода способствует реализации еще одного важного условия - интеграции аудиторной работы, самостоятельной работы, научно-исследовательской деятельности студентов и производственной практики. Информационное взаимодействие между студентами и/или преподавателем, обмен информацией с помощью электронной почты и/или социальных сетей, видеоконференций, выполнение индивидуальных и/или групповых заданий, в том числе по поиску необходимой информации позволяют увеличить количество часов, отведенных на изучение той или иной образовательной эпистемы, а также задействовать не только аудиторную, но и самостоятельную, научно-исследовательскую деятельность и педагогическую практику.
Несмотря на то что информационные и коммуникационные технологии позволяют интенсифицировать образовательный процесс, они не должны занимать всю аудиторную и самостоятельную работу студентов в процессе профессионального иноязычного образования на основе применения возможностей эпистемического подхода.
Выбранный для изучения материал, в том числе осваиваемые образовательные эпистемы, должен характеризоваться многоаспектным подходом к рассмотрению изучаемых тем, что предполагает заимствование типичных профессиональных ситуаций из содержания таких дисциплин, как педагогика, психология и методика. Вследствие этого еще одним важным условием применения эпистемического подхода в современном профессиональном иноязычном образовании является интеграция дисциплин общекультурной и специальной направленности. В рамках данного исследования межпредметные связи рассматриваются как определенный уровень интеграционного взаимодействия, способствующий эффективной организации учебной, познавательной, воспитательной и развивающей деятельности в процессе профессионального иноязычного образования. В основе интеграционного взаимодействия на уровне содержания лежит идея использования системы знаний различных сфер профессиональной деятельности, а именно иностранного языка, методики, педагогики и психологии.
Глобальное мышление - это характеристика мышления, способного перерабатывать огромный объем информации, это мышление широкими категориями, системное, целостное. Человек, обладающий глобальным мышлением, способен вычленить проблему целиком, во всех ее связях и взаимосвязях, несмотря на границы охвата. Такое мышление способствует дальнейшему духовному, социальному развитию и самосовершенствованию человеческих общностей, народов, государств. Глобально мыслящие люди нужны в сфере науки, политики, управления [Безрукова 2000].
Образование - еще одна сфера, требующая мыслить глобально. Вследствие вышеперечисленных факторов развитие глобального эпистемического мышления является важным условием при реализации эпистемического подхода в современном профессиональном иноязычном образовании.
Системное, целостное мышление, мышление категориями способствует более быстрому и продуктивному распознаванию, анализу, сравнению изучаемых образовательных эпистем в ходе профессионального иноязычного образования на основе эпистемического подхода.
В заключение следует отметить, что каждое указанное условие отражает особенности и характерные черты процесса формирования профессиональной
готовности бакалавров педагогического образования (профиль иностранные языки) к использованию возможностей эпистемического подхода на занятиях по иностранному языку и обеспечивает успешную реализацию указанного процесса только в совокупности с соблюдением остальных условий.
Библиографический список
Безрукова В. С. Основы духовной культуры: (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург, 2000. 937 с.
Мормужева Н. В. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2013. С. 160-163.
Haddad W.D., Jurich S. ICT for Education: Potential and Potency. NY: Educatoria, 2007. 134 p.