ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Першина К.В. Email: [email protected]
Першина Кристина Владимировна - студент, Факультет педагогики, психологии и социальных наук, Пензенский государственный университет, г. Пенза
Аннотация: в статье анализируются условия развития творческого мышления. Особенно остро этот вопрос встает сейчас, в век научно-технического прогресса. Бешеный ритм современной жизни ставит перед человеком сложнейшие социально-экономические, политические и культурные задачи. Новейшие подходы к их решению способен отыскать только активный человек, обладающий гибким продуктивным мышлением, развитым воображением, быстро адаптирующийся к новым условиям. Во все времена именно творческие личности создавали духовные и материальные ценности, отличающиеся оригинальностью, не шаблонностью, определяя прогресс цивилизации. Ключевые слова: творческое мышление, креативность, условия развития, механизмы творческого процесса, методики.
CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF CREATIVE THINKING
Pershina K.V.
Pershina Kristina Vladimirovna - Student, FACULTY PEDAGOGY, PSYCHOLOGY AND SOCIAL SCIENCES, PENZA STATE UNIVERSITY, PENZA
Abstract: the article analyzes the conditions for the development of creative thinking. This question is particularly acute now, in the age of scientific and technical progress. The frantic rhythm of modern life poses the most complex socio-economic, political and cultural tasks. The newest approaches to their solution can only be found by an active person who has flexible productive thinking, developed imagination, and quickly adapts to new conditions. At all times, it was the creative personalities who created spiritual and material values, distinguished by originality, not stereotyped, determining the progress of civilization.
Keywords: creative thinking, creativity, conditions of development, mechanisms of the creative process, methods.
УДК 159.955.6
Творческие способности - это далеко не новый предмет психологического исследования. Талантливые люди вызывали огромный интерес и восхищение во все времена. Однако раньше считалось, что обучить творчеству невозможно, талант дается богом, и он «всегда пробьет себе дорогу». Но большой опыт человечества такие взгляды опровергает. Несомненно, одаренным можно позавидовать, но исследования подтверждают, что творческому мышлению можно и нужно учить с детства. Творческая мыслительная деятельность - это естественная форма работы мозга, свойственная всем людям. Однако преградой на её пути становятся шаблоны, возникающие под влиянием социальных воздействий и существующей системы обучения и воспитания.
Под творчеством психологи понимают способность в мышлении уходить от привычных схем, отклоняться от стереотипов, быстро разрешать проблемные ситуации, порождать абсолютно новые, необыденные духовные и материальные ценности, выдвигать оригинальные идеи. Для такой деятельности свойственны
интеллектуальная инициатива, то есть самостоятельная постановка проблем, и нестандартный способ решения уже поставленных задач, характеризующиеся отсутствием шаблона и ригидности в мыслительной и исполнительной деятельности.
В зарубежной психологии синонимом творческого мышления является термин «креативность», который в 1950 году ввел американский психолог Дж. Гилфорд. Советский специалист по теории творчества А.Н. Лук отмечал следующие отличительные особенности креативной личности: умение найти правильное решение в большом потоке разнообразной информации, целостность восприятия и так называемое «боковое мышление», то есть нахождение идей с помощью посторонней информации. Как писал французский психолог Сурьс: «Чтобы творить - надо думать около» [3].
В основе творчества лежит дивергентное мышление, то есть мышление, которое расходится по нескольким путям. Оно включается тогда, когда одна проблема решается не одним способом, каждый из которых может быть правильным. Именно множественность вариантов решений создает возможность нахождения оригинальных идей.
Доцент отделения неврологии, психологии и нейрохирургии Университета в Нью-Мехико Рекс Юнг считает, что основной признак творческого мышления - это приход решения в виде «озарения», когда в мозге человека внезапно возникает догадка. В отдельные промежутки времени мыслительные процессы обработки информации могут протекать так, что человек не осознаёт их, несмотря на то, что они происходят по тем же законам, что и осознанное мышление. То, что называют интуицией или чутьём, по сути есть неосознанный опыт. Поэтому человеку ошибочно кажется, что его неожиданно озарило. На самом же деле удачная мысль сложилась в подсознании в результате обработки информации, мысленного перебора вариантов. Ошибочные пути отвергаются, а правильный «пробивается в сознание». Это и есть момент «озарения».
Задача изучить мозговые механизмы творческого процесса кажется труднодостижимой. Но ученые пытаются подойти к этой непростой задаче. В ходе многих научных экспериментов было установлено, что за работу логики, язык, чтение, письмо, способности к математическим действиям, линейное мышление, анализ и интеллект «отвечает» левое полушарие головного мозга. А заслуга правого полушария - наша интуиция и конкретное образное мышление. Такой человек любит мечтать и фантазировать, придумывать и сочинять, способен обрабатывать параллельно информацию, поступающую из нескольких источников. Эти возможности делают людей интересными, неординарными, творческими.
Результаты проведенных экспериментов по изучению вовлеченности в творческий процесс того или иного полушария головного мозга в основном указывают на большую активацию при творческом мышлении правого полушария. Есть примеры, когда угнетение работы левого полушария способствовало художественной творческой активности испытуемых, рисунки которых становились более самобытными. Напротив, при угнетении правого полушария у тех же людей оригинальность в рисунках пропадала. Это подтверждает представление о том, что контролирующее левое полушарие сдерживает творческий потенциал правого. Хотя результаты экспериментов неоднозначны. Так, при выполнении сложных вербальных творческих заданий всегда отмечалась синхронизированная работа обеих полушарий. Кроме того, как оказалось, большинство математиков одновременно используют и стиль мышления, свойственный правой доле мозга, используя образность. Таким образом, для успешной и энергичной жизни человеку нужна согласованная работа обоих полушарий мозга [4].
До сих пор большинство людей не в полной мере пользуются возможностями своего мозга. И перед наукой встает вопрос: при каких условиях каждый мог бы развить свои творческие задатки и превратить их в творческие достижения?
Детские психологи рекомендуют особое внимание обратить на развитие творческого мышления у детей, так как сформированное в раннем возрасте оно
значительно облегчает процесс решения даже самых сложных задач, которые ставит жизнь. Согласно проведенным психологическим исследованиям 37% детей в возрасте 6 лет имеют высокий потенциал креативности, у ребят в возрасте 7 лет этот показатель опускается до 17%. Среди взрослых людей выявлено креативных личностей только 2%. Поэтому так важно начать развивать творческое мышление еще в младшем детском возрасте.
Именно в этом возрасте закладывается психологическая основа для творческого мышления. Развиваются фантазия, воображение, пытливость, ребенок учится наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать факты. Начинают формироваться интересы, склонности и потребности, лежащие в основе творческой деятельности. Задатки креативности присущи любому нормальному ребенку, необходимо только суметь их раскрыть и развить.
Однако при традиционных формах обучения в школе ребёнку «преподносится» способ решения типовых задач. Осуществление в такой манере учебного процесса приводит к тому, что вырабатывается «штамп решения», в итоге школьник не принимает участия в творческом поиске путей решения поставленной проблемы и, как следствие, не приобретает опыта такого поиска, поэтому, даже успешно овладев материалом школьной программы, не справляется на экзаменах с заданиями, требующими нестандартного подхода к их решению. В этой связи так важно переключить внимание детей с заучивания и запоминания на развитие самостоятельности и пытливости. Ребёнок должен сам заниматься исследованием, выдвигать пусть маленькую, но самостоятельную гипотезу. Для решения ряда проблем необходимо отбросить все шаблоны и рассмотреть их под новым, неожиданным углом зрения. Конечно, нельзя впадать в крайность: знания, которые порой приходится заучивать, необходимы даже при самых прогрессивных методах обучения.
Развитие творческого мышления неотделимо от формирования исполнительских умений и навыков. Чем разностороннее и совершеннее умения и навыки людей, тем богаче их фантазия, реальнее их замыслы.
Знания должны порождать инициативное мышление, быть проблемными. Советский психолог С.Л. Рубинштейн считал, что мыслительная деятельность начинается там, где образовалась проблемная ситуация. В простейшем случае, это ситуация, в которой есть выбор из двух или более возможностей. В практике проработано достаточно эффективных способов создания проблемных ситуаций: столкновение противоречивых информаций, экскурс в историю науки, проведение эксперимента, противоречащего популярной теории и т.п.
Иногда при решении какой-то проблемы необходимая аналогия появляется не из схожей, а очень отдаленной области, не имеющей на первый взгляд точек соприкосновения с этой проблемой. Поэтому, чтобы быть креативным, необходимо обладать широким кругозором и познаниями в разных областях науки и культуры. Человек, изучающий какое-либо одно узкое научное направление, лишает себя поставщиков аналогий. Если какое-то время такой человек и может использовать свой малый запас, то потом, когда резерв оскудеет, наступит творческое затишье. Большой творческий потенциал ждет тех людей, которые будут избегать чересчур ранней специализации и изучать разные науки.
Развитие мышления человека неотделимо от развития его языка. Поэтому важно, как можно раньше обучить ребенка словесно описывать образы, способы решения математических и логических задач, обогатить его словарный запас. Это влияет на способность человека формировать внутренний план действий. При любом творческом процессе решение проблемной ситуации осуществляется сначала в уме, а затем переносится во внешний план.
Безусловно необходимо развивать правое полушарие головного мозга. Для этого надо максимально задействовать левую часть тела, контролируемую этим полушарием. Например, можно рисовать левой рукой, жонглировать ею, прыгать на левой ноге.
Еще один простой и естественный путь развития правого полушария - заняться теми видами деятельности, которые «включают» правое полушарие мозга, а именно: пением, танцами, рисованием, другими видами активного самовыражения, слушанием музыки, восприятием запахов, оперированием образами, символами. Однако необходимо не просто мечтать или рисовать картины внутренним взором, надо уметь воплощать интересные идеи в жизнь, брать в руки необходимые инструменты и с их помощью выражать свои чувства, и здесь уже приходит на помощь логическое полушарие. То есть необходимо наладить совместную работу двух полушарий, чтобы объединить два вида восприятия и на их основе создать что-то третье - то, что станет результатом творчества.
Развитию креативности способствует помещение человека в ситуации, стимулирующие такое мышление. «Запустить» творческое мышление можно на специальных тренингах с использованиях особых техник и методик. «Мозговой штурм» считается методом, позволяющим снять психологическую инерцию и получить максимальное число новых мыслей в минимальное время. Его автором является Алекс Осборн, а основе лежит теория З. Фрейда, согласно которой мышление человека в обычных условиях определяется в основном сознанием, где господствует контроль и порядок. Чтоб преодолеть эмоциональную инерцию, надо создать условия, чтобы живущие в подсознании инстинкты прорвались и дали скрытую ранее подсказку к решению проблемы. Во время применения метода «мозгового штурма» запрещается любая критика и поощряется самая «дикая» мысль, в том числе и шуточная: чем более невероятной покажется идея - тем лучше. Во время «мозгового штурма» можно дать решить любую задачу: от бытовой до сказочной, обсудить какой-либо поступок или художественное творение. Специфика проведения «мозгового штурма» заключается в том, что люди сами по ходу обсуждения корректируют высказанные мысли, подвергают их анализу, что влияет на гибкость мышления. «Мозговой штурм» можно проводиться в письменном виде. В этом случае идеи, соображения, гипотезы записываются на листке бумаги, который участники передают друг другу, внося новые возникшие предложения.
Обнаружена польза от сочетания «мозгового штурма» с синектическим методом. Сущность синектики, предложенной американским психологом У.О. Гордоном, состоит в том, чтобы сделать незнакомое - знакомым, а привычное - чуждым. Применение метода «синектики» предполагает использование всех видов аналогий: личностной, прямой, символической, фантастической.
Еще одна методика - ментальные карты Тони Бьюзена. Это ассоциативный метод активизации мышления. В центр листа аккумулируется ключевое понятие, а все ассоциации, связанные с центральным образом и достойные запоминания, записываются на ветвях, исходящих от центра. Записи можно сопровождать различного рода символами, рисунками, вырезками из журналов, газет. процессе создания ментальной карты может прийти неожиданное решение поставленного вопроса. Составление интеллект-карт позволяет человеку подключить к решению проблемы информацию из абсолютно разных областей и избежать распространенную проблему, когда мысли варьируют в рамках одной ассоциативной площади, и человек не в состоянии увидеть нестандартное решение, взглянуть на проблему по-новому.
Способности надо все время «тренировать», так как они не могут «лежать про запас», ожидая подходящего случая для проявления. Если они не развиваются, то угасают. Непрерывность творческого процесса имеет большое значение в развитии креативности.
Поскольку креативность тесно связана с памятью, то есть способностью запоминать, распознавать и воспроизводить немедленно или через какой-то промежуток времени необходимую информацию, то ее укрепление позволяет развивать творческий потенциал.
Для развития и тренировки креативности необходимы желание и воля, позитивная мотивация, когда осуществляемая деятельность приятна и интересна. Важное
значение для развития творческого мышления имеет потребность в новых впечатлениях, новой информации, это позитивные эмоции радости, интереса. Положительные эмоции (удивления, радости, симпатии, переживания успеха и т.п.) стимулируют творчество: они увеличивают беглость и гибкость мышления, ускоряют извлечение из памяти информации и ее отбор, облегчают возникновение ассоциаций.
Отрицательные эмоции подавляют проявления творческого мышления. Стресс является одним из основных препятствий для раскрытия творческих способностей человека. Творческим импульсам очень трудно «пробиться», когда нервная система человека из-за переживаний постоянно находится в напряжении. Научившись расслабляться, вы можете отойти от привычных мыслительных стереотипов и освободить место для новых идей. Поэтому регулярная практика медитации является ключом к раскрытию творческого потенциала.
В виде преград развитию творческого мышления может выступать чрезмерная самокритичность человека, стремление обнаружить ответ немедленно, ригидность (стремление воспользоваться старыми познаниями), конформизм (боязнь выделиться и быть смешным для окружающих). Опасными врагами творчества является лень и страх. Последний проявляется у людей с жесткой установкой на успех. Боязнь неудачи сковывает их инициативу и воображение.
Таким образом, творческое мышление может как развиваться, расцветать, так и гибнуть в бездействии.
Список литературы /References
1. Библер В.С. Мышление как творчество (Введение в логику мысленного диалога). М.: Политиздат, 1975. 399 с.
2. ДружининВ.Д. Психология общих способностей. 3-е изд. СПб.: Питер, 2007. 368 с.
3. Лук А.Н. «Мышление и творчество». М.: Издательство политической литературы, 1976. 144 с.
4. Маркина Н.В. Загадки и противоречия творческого мозга. // Химия и жизнь, 2008. № 11. С. 4-10.