УДК 373.3/.5+37.0+374
Дударева Юлия Борисовна
Аспирантка кафедры гуманитарного и художественного образования Института искусств, Новосибирский государственный педагогический университет, [email protected], Новосибирск
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассмотрено понятие «творческое мышление» в целом и как один из основных элементов в системе дополнительного образования, представлена структура процесса творческого мышления: этапы, условия формирования; интеллектуальные способности, отвечающие за развитие мышления, такие как: широта и глубина ума, гибкость, устойчивость, рефлексия и критичность, а также противоположные качества интеллекта, такие как: инертность ума, неустойчивость, поверхностность, неосознанность. Автор рассматривает вопросы истории изучения творческого мышления в зарубежной и отечественной науке, методики, применяемые исследователями ранее, проблемы, возникающие в современной системе обучения изобразительному искусству, методики развития продуктивного мышления, в изобразительной деятельности, адаптированные под цели и задачи художественного образования. Представлены параметры и условия создания методики, направленной на развитие и формирование творческого мышления: паритет дивергентного и конвергентного мышления, ориентация заданий на развитие определенных интеллектуальных качеств, поискового, проблемного характера деятельности, обязательной рефлексии.
Ключевые слова: мышления, творческое мышление, проблемное обучение, композиционное творчество, изобразительная деятельность, творческий процесс.
В современной системе образования актуализируется задача подготовки человека к социальной и профессиональной жизни, и развитие образного мышления, отвечающего за оригинальные подходы к разрешению возникающих ситуаций, играет в этом процессе важную роль. Интерес к проблеме развития творческого мышления как инструмента развития личности в целом проявляют отечественные и зарубежные исследователи. Они рассматривают его как ключ к пониманию человека и его потенциала не только в области искусства, но и в других областях. Креативность как важнейший компонент современного образования может быть сформирована с помощью занятий искусством [11; 12]. Современное образование в области культуры и искусства должно не только давать комплекс знаний, умений и навыков, но и адаптировать человека к условиям постоянно меняющейся действительности. В процессе обучения происходит формирование и развитие творческого мышления, формируется способность мыслить образами, создавать гармоничные работы, развивается способность к сознательному и творчески активному ведению своих проектов.
Одним из элементов формирования и развития творческого, продуктивного мышле-
ния детей и подростков является дополнительное художественное образование детей, которое, согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. [10], способствует их адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации, а также выявлению и поддержке детей, проявивших выдающиеся способности. Но анализ современной педагогической практики показывает снижение творческой мыслительной активности учащихся в системе дополнительного художественного образования. Процесс обучения изобразительным дисциплинам в современном образовании включает в себя не только большое количество предметов изучения, но также и методик их преподавания, многие из которых применяются разрозненно, не системно. В современной науке отсутствует представление о педагогических условиях формирования творческого мышления средствами художественного образования.
Изучением процесса мышления в отечественной науке занимались такие ученые, как: С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев и др. Трактовка мышления, сложившаяся в отечественной психологии, связана с представлением его как особого вида по-
знавательной деятельности. Представители данного направления (А. Леонтьев, А. Брушлинский) утверждали, что способность мыслить формируется в процессе жизнедеятельности человека. Они связывают психическую жизнь человека с конкретной, внешней, предметной деятельностью [5]. В теории умственных действий (П. Я. Гальперин) утверждается, что между внутренними мыслительными операциями и внешними практическими действиями человека существует генетическая связь, а процесс превращения внешних практических действий с материальными предметами во внутренние мыслительные операции (процесс интериоризации) реализуется поэтапно с опорой на предшествующие действия и результаты [5, с. 267].
Творческое мышление - один из видов мышления, характеризующийся созданием нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию. За многие годы исследований феномена творческого мышления возникло множество теорий о том, как и что отвечает за развитие творческого мышления, как оно связано с понятием «креативность», врожденная это способность или приобретенная, является ли данный вид мышления синтезом других видов мышления. По мнению Л. С. Выготского, всякая такая деятельность человека, «результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, и будет принадлежать к этому второму роду творческого или комбинирующего поведения. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и созидающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение [3, с. 5]. П. П. Блонский в своих исследованиях приходит к выводу, что творчество, безусловно, является сознательным процессом, которому предшествует бессознательная работа воображения, вызывающая яркие, эмоциональные образы, что и называется вдохновением, озарением, творческой интуицией, но еще не творчеством [4, с. 80]. Л. С. Рубинштейн рассматривал виды мышления как совокупность одного процесса. «Будучи различными уровнями
или ступенями познания, образное и абстрактно-теоретическое мышление являются вместе с тем в известном смысле разными сторонами единого процесса и равно адекватными способами познания различных сторон объективной действительности» [8, с. 271]. Дж. Гилфорд придерживался концепции, согласно которой креативность представляется как универсальная познавательная способность [4, с. 80], а Э. П. Тор-ранс приравнивал креативность к творческому мышлению, считая, что она связана с процессом решения проблемы. Рассматривая творческое мышление как естественный процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности или незавершенности, Э. П. Торранс предполагал возможность выявлять как способности к творчеству, так и условия, сопровождающие и стимулирующие этот процесс, а также оценивать его продукты (результаты) [5, с. 81]. Несмотря на множество исследований и трудов, остается нерешенным один из главных вопросов: «Можно ли формировать творческое мышление?» Является ли этот познавательный процесс генетически обусловленным или зависит от окружающих условий, можно ли воспитать талант «с нуля»? Является ли творческое, продуктивное мышление высшей формой мышления, синтезом всех его видов или это отдельный вид мышления? Остается спорным также вопрос о том, является ли творческий процесс «нормативным» для всех, но имеющим более сильные или слабые проявления у каждого индивида или он доступен только отдельным индивидам в определенные моменты времени, при совпадении определенных условий.
Целью данной статьи является рассмотрение теоретических предпосылок формирования и развития творческого мышления в системе дополнительного художественно -го образования детей.
Теоретический анализ работ показал, что творческое мышление является ключевым фактором в процессе создания художественного произведения и любой творческой деятельности, а его результатом - новый продукт деятельности, отличающийся креативностью и новизной. Процесс творческого мышления как никакой другой процесс наи-
более полно объединяет в себе два аспекта творчества: процесс образного познания мира и процесс создания нового как результат художественного познания действительности.
Процесс творчества скачкообразен, но психологическая структура процесса творческой деятельности, как показывают многие исследования, является инвариантной, типичной. Процесс творческой деятельности представляют следующим образом:
- возникновение проблемы (постановка задачи);
- подготовка к решению;
- формирование замысла;
- воплощение замысла;
- проверка и доработка [6].
Главный критерий, отличающий творчество от других видов деятельности, это уникальность его результата. Продуктивное мышление - это процесс осознания, переработки, анализа и в конечном итоге создание нового (продукта, решения и т. д.). Признаками развитого творческого мышления (по Дж. Гилфорду) являются: оригинальность, семантическая гибкость (умение видеть объект под новым углом зрения), образная адаптивная гибкость (способность изменить восприятие объекта так, чтобы видеть его скрытые стороны), семантическая спонтанная гибкость (способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентирован-ной ситуации) [7, с. 599]. Также к характеристикам творческого мышления относят такие интеллектуальные способности, как: широта ума, глубина ума, гибкость, устойчивость, рефлексия и критичность. Соответственно, противоположные качества интеллекта (инертность ума, неустойчивость, поверхностность, неосознанность, некритичность) становятся барьерами в процессе развития продуктивного мышления и, следовательно, в процессе творческой деятельности. Таким образом, можно сделать вывод, что развитие творческого мышления напрямую зависит от уровня развития и сформированности определенных интеллектуальных способностей. Следовательно, методические задания и условия развития творческого мышления должны создаваться с акцентом на формирование конкретных качеств личности. А. И. Савенков, работающий над исследованием специального, целенаправленного развития креативности, выделяет следующие
условия формирования творческого мышления учащихся [9, с. 56]:
- паритет заданий дивергентного и конвергентного типа, то есть задания дивергентного типа должны не только присутствовать как равномерные, но и в некоторых предметных занятиях доминировать;
- доминирование развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью;
- сочетание условия развития продуктивного мышления с навыками его практического использования;
- доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний;
- ориентация на интеллектуальную инициативу;
- неприятие конформизма: необходимо исключать все моменты, требующие конформистских решений;
- формирование способностей к критичности и лояльности в оценке идей;
- стремление к максимально глубокому исследованию проблемы;
- высокая самостоятельность учебной деятельности;
- индивидуализация - создание условий для полноценного проявления и развития специфичных личностных функций субъектов образовательного процесса;
- проблематизация - ориентация на постановку перед детьми проблемных ситуаций.
Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера (проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные) в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. В рамках дополнительного обучения детей изобразительному искусству проектные, эвристические методы используются достаточно хаотично, бессистемно, развивая технические навыки, очень часто прослеживаются провалы в теоретических вопросах. Для того чтобы сформировать у учащихся умения творчески решать задачи, необходимо, прежде всего, позаботиться о развитии у них художественного кругозора, о создании реальной чувственной основы для воображения. Главным фактором, определяющим творческое мышление ребенка,
является его опыт: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прошлого опыта человека. Работы психологов и физиологов (К. Г. Юнг, И. П. Павлов, А. Л. Галин и др.) объясняют, что процесс творческого мышления осуществляется за счет сбалансированной работы двух сформированных сторон мышления: образно-чувственной и понятийно-логической [2, с. 29]. Р. Арн-хейм пишет: «Ребенок рисует то, что он знает, а не то, что он видит» [1, с. 155]. Творческое мышление связано с качеством поступившей информации, с чувственным познанием и памятью.
В художественном образовании могут быть применимы следующие методики развития продуктивного мышления:
- методы интегрированных заданий, в которых будут задействованы как зрительные, так и слуховые ощущения (создание иллюстрации к музыкальному отрывку);
- методики, включающие «синектику», основанную на сочетании разнородных, а иногда даже несовместимых элементов в процессе постановки и решения задач;
- методика «мозгового штурма», в основу которого положен принцип разведения во
времени двух фаз творческого акта;
- метод «фокальных объектов», который позволяет увидеть объект работы с совершенно другой стороны и создать новаторское произведение, интересное и оригинальное, и способы активации сразу обоих полушарий (например, вербальное описание своей работы и анализ картины художников).
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- творческое мышление определяется интеллектуально-образным началом;
- творческое мышление обусловлено соблюдением системности, целостности формы подачи и содержания;
- творческое мышление будет развиваться в процессе обучения при соблюдении определенных условий: паритета дивергентного и конвергентного мышления, ориентации заданий на развитие определенных интеллектуальных качеств, поискового, проблемного характера деятельности, обязательной рефлексии;
- при соблюдении определенных параметров и условий может быть создана методика, направленная на развитие и формирование творческого мышления.
Библиографический список
1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Прогресс, 1974. - 386 с.
2. Воробьева М. В. Активация творческого мышления на занятиях графической композицией (в специальной подготовке художников-педагогов): дис.....канд. пед. наук. - М., 2006. - 257 с.
3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.
4. Ермакова Ж. Е. Становление и развитие проблемы творческого мышления в отечественной и зарубежной науке // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2009. - Вып. 6. - С. 78-85.
5. Козубовский В. М.Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие. -3-е изд. - Минск: Амалфея, 2008. - 368 с.
6. Моляко В. А. Психология творческой деятельности - М.: Знание, 1978. - 46 с.
7. Психология: учебник для гуманитарных ву-
зов / под ред. В. Н. Дружинина. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 656 с.
8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000. - 487 с.
9. Савенков А. И. Психология детской одаренности. - М.: Генезис, 2010. - 440 с.
10. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3. - URL: http://www. zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/83/ (дата обращения: 05.03.2015).
11. Sawyer R. К. Explaining Creativity. The Science of Human Innovation. - Oxford University Press, 2006. - 354 с.
12. Nilson C., Fetherston C. M., McMurray A., Fetherston T. Creative Arts: An Essential Element in the Teacher's Toolkit When Developing Critical Thinking in Children // Australian Journal of Teacher Education. - 2013. - № 7. - P. 1-17.
Поступила в редакцию 13.01.2016
_ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ_
Dudareva Julia Borisovna
Graduate Student Humanitarian and Artistic Education ofthe Art Institute, Novosibirsk State Pedagogical University, [email protected], Novosibirsk
THEORETICAL APPROACH TO DEVELOPMENT OF CREATIVE THINKING FINE ARTS
Abstract. The article considers the concept of creative thinking in General, creative thinking, as one of the main elements in the system of additional education, the structure of the creative thinking process: stages, conditions of formation; intellectual skills responsible for the development of thinking, such as: the breadth of mind, depth of mind, flexibility, resilience, reflection and criticality. And the opposite qualities of intelligence, such as inertness of mind, the fragility, shallowness, un-awareness. History of the study of creative thinking in foreign and domestic science, methods used by researchers earlier, the problems arising in the modern system of fine art education, methodology of development of productive thinking, visual activities customized to the goals and objectives of art education. The parameters and conditions for the creation of a methodology aimed at the development and formation of creative thinking: parity divergent and convergent thinking, orientation of tasks for the development of certain intellectual qualities, search, the problematic nature of the activities mandatory of reflection.
Keywords: thinking, creative thinking, problem-based learning, compositional creativity, fine work, the creative process.
References
1. Arnheym, R., 1974. Iskusstvo i vizual'noe vospriyatie [Art and Visual perception]. Moscow. Progress Publ. 98 p. (in Russ.).
2. Vorob'eva, M. V., 2006. Aktivaciya tvorcheskogo myshleniya na zanyatiyax graficheskoj kompoziciej (v special'noj podgotovke xudozh-nikov-pedagogov) [Activation of creative thinking in the classroom graphic composition (in the special training of teachers-artists)]. Cand. Sci. (Pedag.). Moscow, 258 p. (in Russ.).
3. Vyigotskiy, L. S., 1997. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste. [Imagination and creativity in children]. St. Petersburg: SOYuZ Publ., 96 p. (in Russ.).
4. Ermakova, Zh. E., 2009. Stanovlenie i razvitie problemy tvorcheskogo myshleniya v otechestven-noj i zarubezhnoj nauke [Formation and development problems of creative thinking in the domestic and foreign science]. Vestnik Chelyabinskogo gosu-darstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University], 6, pp. 78-85 (in Russ., abstr. in Eng.)
5. Kozubovskiy, V. M., 2008. Obshhaya psi-xologiya: poznavatel'nye processy [General Psychology: cognitive processes]. Minsk: Amalfeya
Publ., 368 p. (in Russ.).
6. Molyako, V. A., 1987. Psixologiya tvorcheskoj deyatel'nosti [Psychology of creative activity]. Moscow: Znanie Publ., 46 p. (in Russ.).
7. Druzhinin, V. N., ed., 2009. Psixologiya [Psychology]. St. Petersburg: Piter Publ., 656 p. (in Russ.).
8. Rubinshteyn, S. L., 2000. Osnovy obshhej psixologii [Foundations of General Psychology] St. Petersburg: Piter Publ., 487 p. (in Russ.).
9. Savenkov, A. I., 2010. Psixologiya detskoj odarennosti [Psychology of children's gifts]. Moscow: Genezis Publ., 448 p. (in Russ.).
10. RF Federal Law "On Education in Russian Federation" dated December 29 2012, No 273-FZ [online]. Available at: http://www.zakonrf.info/ zakon-ob-obrazovanii-v-rf/83/ (Accessed 5 March 2015) (in Russ.)
11. Sawyer, R. K., 2006. Explaining. The Science of Human Innovation. Oxford University Press Publ., 354 p.
12. Nilson, C., Fetherston, C. M., McMurray, A., Fetherston, T., 2013. Creative Arts: An Essential Element in the Teacher's Toolkit When Developing Critical Thinking in Children. Australian Journal of Teacher Education, 7, pp. 1-17.
Submitted 13.01.2016