References
1. Kuz'min R.I. Formirovanie uchebno-issledovatel'skoj kul'tury starsheklassnikov sel'skoj shkoly. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Voronezh, 2007.
2. Patrik T.L. Organizaciya uchebno-issledovatel'skoj deyatel'nosti po literature vprofil'noj shkole. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2007.
3. Savenkov A.I. Metodika issledovatel'skogo obucheniya mladshih shkol'nikov. Samara, 2004.
4. Miliev I.H. Sovremennye tendencii formirovaniya navykov uchebno-issledovatel'skoj deyatel'nosti u uchaschihsya obscheobrazovatel'noj shkoly. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 5 (54): 83 - 85.
5. Abdurazakova D.M., Buskaeva L.M. Vozmozhnosti interaktivnyh metodov v aktivizacii poznavatel'noj deyatel'nosti uchaschihsya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 3 (52): 101 - 103.
Статья поступила в редакцию 08.11.15
УДК 378
Mironova I.V., postgraduate, Department of Psychology of Education, Moscow pedagogical State University (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF INNOVATIVE POTENTIAL IN UNIVERSITY TEACHERS. In the article the author analyzes views of researchers on a problem of determining the optimal conditions for effective development of innovative potential of university teachers. The article's study outlines the contradictions existing in the system of professional retraining and advanced training in an innovative activity. The article describes and summarizes such types of conditions like motivational-axiological, psychological and pedagogical conditions conducive to the formation of personality, psychological mechanisms of development of innovative potential of university teachers. The author highlights the fundamental basic conditions for the effective formation and development of innovative capacity of a teacher in a higher education school.
Key words: innovation potential of a university teacher, motivational-value conditions, psychological-pedagogical conditions, organizational conditions, methodological climate, basic conditions of development of innovative potential.
И.В. Миронова, аспирант каф. психологии образования Московского педагогического государственного
университета, г. Москва, E-mail: [email protected]
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА
В статье приведен анализ взглядов исследователей на проблему определения условий для эффективного развития инновационного потенциала преподавателя вуза. В статье обозначены противоречия сложившиеся в системе профессиональной переподготовки и повышения квалификации в инновационной деятельности. В статье рассмотрены и обобщены такие виды условий как: мотивационно-ценностные и психолого-педагогические условия, способствующие формированию личностных, психологических механизмов развития инновационного потенциала преподавателя вуза. Автором выделены основополагающие базовые условия для эффективного формирования и развития инновационного потенциала преподавателя вуза.
Ключевые слова: инновационный потенциал преподавателя вуза, мотивационно-ценностные условия, психолого-педагогические условия, организационные условия, методические условия, базовые условия развития инновационного потенциала.
Актуальность темы исследования. На современном этапе общество предъявляет к уровню подготовки и компетентности преподавателя высшей школы очень высокие требования. Сегодня востребованы преподаватели с нестандартным видением и инновационным подходом к современным образовательным процессам, обладающие креативным и творческим мышлением, способные чутко реагировать на изменения в развитии и запросах общества, преподаватели с высокой инновационной педагогической культурой, преподавательи-новатор, инновато-ры, обладающие высоким уровнем инновационного потенциала и готовности применять инновационные технологии обучения и образования в профессиональной педагогической деятельности [1, с. 136]. Инновационный режим профессиональной педагогической деятельности преподавателя вуза становится повседневной реальностью эффективного и конкурентоспособного вуза [2, с. 270].
Обеспечение готовности преподавателя вуза к инновационной деятельности, его способности решать инновационные задачи образования, возникающие в структуре и содержании профессиональной педагогической деятельности, развитие инновационного потенциала личности преподавателя становиться одной из первоочередных задач в работе с педагогическими работниками на всех уровнях университета.
В современных условиях качественная подготовка преподавателя вуза к инновационной деятельности, осложнена некоторыми противоречиями [3, с. 77], сложившимися в системе профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников:
- осознание большинством преподавателей необходимости реализации инновационного ресурса личности и отсутствие психолого-педагогических условий для их формирования и развития;
- высокой потребностью интеграции и трансформации образовательного пространства университета в международное поле образовательных услуг и интеллектуальных разработок;
- необходимостью педагогических исследований сущности, содержания, структуры условий формирования и развития готовности к инновационной деятельности преподавателя вуза;
- необходимостью подготовки преподавателя вуза к инновационной деятельности и отсутствием научного обоснования соответствующей модели и условий развития инновационного потенциала преподавателя вуза.
Данные противоречия должны рассматриваться не как барьеры и препятствия, а как источник развития личности преподавателя, способного осуществлять инновационную деятельность, и могут быть отчасти разрешены, на наш взгляд, созданием условий для развития инновационного потенциала преподавателя вуза.
Отображение тематики исследования в научной литературе. Сущностные характеристики инновационного потенциала личности, анализ природы как особого феномена, определение структуры инновационного потенциала педагога нашли отражение в работах отечественных учёных: Ф.Н. Гоноболина, С.М. Годника, В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, А.Е. Кон-дратенкова, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, А.К. Марковой, Н.Д. Никандрова, Я.А. Пономарева, В.А. Сластенина, Г.С. Су-хобской, Л.М. Фридмана, А.И. Щербакова и др. Идеи и теории инновационного развития образования педагога отразили Г.А. Бордовский, В.Ф. Взятышев, В.М. Жураковский, Б.С. Гер-шунский, М.В. Кларин, С.Д. Поляков, В.И. Слободчиков, Г.С. Су-хобская, М.М. Поташник, О.Г. Хомерики, Н.Р Юсуфбекова, В.Е. Шукшунов и др. исследователи. Формированию сущности и содержания понятия «инновационного потенциала личности»
посвящены работы учёных: Ю.А. Власенко, Э.В. Галажинский, В.Е. Клочко, О.В. Лукьянов, О.Б. Михайлова, М.А. Шмырева и др.
Такое большое количество научных публикаций, несомненно, подтверждает факт значимости выделенной нами научной тематики исследования и её детальную научную проработку.
Цель и задачи исследования. Целью данного исследования является научное обоснование комплекса условий для формирования и развития инновационного потенциала преподавателя вуза. Исходя из цели, нами были определены следующие задачи для исследования:
1) осуществить обзор современных наработок ученых относительно основных и базовых условий развития инновационного потенциала личности;
2) на основе анализа и обобщения литературных источников структурировать и выделить основные виды психолого-педагогических и организационно-методических условий, способствующие эффективному развитию инновационного потенциала преподавателя вуза.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ и синтез данных философской, социологической, психолого-педагогической литературы, устный опрос, обработка результатов опроса, их анализ и интерпретация.
Основная часть. По теории Б. Шамира, особую важность занимает создание психолого-педагогических условий для выражения индивидуальности преподавателя вуза посредством инновационной педагогической работы, удовлетворения его самоконцепции [4, с. 122].
К числу мотивационно-ценностных условий развития инновационного потенциала педагогической деятельности преподавателя вуза И.М. Подушкина относит:
• формирование единого видения будущего университета, философии «единой судьбы», единого понимания инновационной миссии, стратегии развития вуза, образовательной политики, основных приоритетов его деятельности;
• формирование инновационного ценностного ядра профессиональной деятельности преподавателей вуза;
• развитая система внутривузовской коммуникации;
• внедрение педагогических инноваций;
• мотивация преподавателей к инновационной деятельности;
• культивирование у преподавателей интенции у анализу собственной профессиональной деятельности, сопоставлению её результатов с существующими критериями и показателями оценки эффективности педагогической деятельности, развитие рефлексии инновационной деятельности;
• обеспечение высокой степени эмоциональной поддержки и взаимопомощи со стороны администрации вуза, коллег творческих начинаний преподавателей, новаторских поисков, создание собственной творческой лаборатории;
• наличие гуманистического стиля взаимоотношений между членами педагогического коллектива [5, с. 93].
Л.И. Гурье предлагает создать следующие психолого-методические условия для успешной реализации развития инновационной личности: раскрытие индивидуальных проявлений и профессиональных качеств личности педагога, смена инновационной позиции преподавателя вуза, от транслятора к роли организатора, консультанта, наставника, идейного вдохновителя, инноватора [6, с. 229].
Одним из основных психолого-педагогических условий А.Д. Тасмуханова предлагает выделить: создание гуманистически направленного ценностно-смыслового инновационного пространства, обеспечивающего резонансное воздействие на потребности преподавателя университета; создание интенсивного межличностного пространства профессионального взаимодействия с помощью креативно-творческих групп педагогических работников; создание особой атмосферы взаимодействия и взаимообогащения инновационным педагогическим опытом, становиться успешным условием самоактуализации и саморазвития инновационного потенциала преподавателя вуза [7, с. 95].
На основе теоретического анализа, Е.Н. Макарушина для реализации эффективной модели развития креативной личности выделяет следующие педагогические условия:
• готовность преподавателя вуза к инновационной деятельности;
• интеграция педагогической креативности в учебно-воспитательный процесс вуза;
• соответствие преподавателя критериям, предъявляемым педагогу высшей школы XXI века как профессионалу и как личности;
• соответствие и согласованность внешних педагогических воздействий и личностного потенциала преподавателя вуза [8, с. 108].
Г.С. Голошумова выделяет методические условия, обеспечивающие развитие инновационного потенциала педагога: инициирование процесса ценностного осмысления собственного профессионального опыта; включение в целенаправленный практико-ориентированный поиск на основе культурологической парадигмы, моделирования, анализа и коррекции реальной инновационной деятельности образовательного учреждения, научно-методическое сопровождение развития инновационного потенциала в системе современного образования [9, с. 70].
В блок психолого-педагогических условий О.А. Дробышева предлагает отнести: благоприятную профессиональную атмосферу, развитие стимулирующей инновационной образовательной среды [10, с. 189].
В качестве психолого-педагогических условий, способствующих формированию личностных, психологических механизмов развития инновационного потенциала педагога Л.А. Мизева выделяет:
- отсутствие строго регламентированной инновационной деятельности; обязательное повышение квалификации педагогом базовых, научных и методических знаний, развитие исследовательских умений;
- положительная восприимчивость педагогов ко всему новому, наличие потребности в самоанализе, самоосознании и самооценке в процессе инновационной деятельности;
- наличие особой рефлексивной среды в инновационном мышлении;
К организационно-педагогическим условиям Л.А. Мизева относит:
- создание центра единомышленников, которые становятся инициирующим элементом инновационно-педагогической среды;
- создание в коллективе инновационного микроклимата; диагностика инновационной деятельности педагогов и по процессу, и по результату, при этом важно получить положительные промежуточные результаты;
- развитие и использование инновационных центров и тех-нолигических площадок обучения и подготовки педагогических работников и инновационного деятельности;
- организация инновационной деятельности, мотивирующей и оптимизирующей инновации педагогов, гарантия инновационной свободы в профессиональной педагогической деятельности, обобщение и распространение передового педагогического опыта в области педагогических инноваций [11].
Для определения и выделения базовых условий развития инновационного потенциала преподавателя вуза, с этой целью нами был проведен устный опрос 58 преподавателей кафедры «Государственного финансового контроля, бухгалтерского учета и аудита» Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова и 55 преподавателей Московского педагогического государственного университета.
Анализ ответов показывает, что на первое место преподаватели экономического и педагогического вуза (64% опрошенных) ставят основными условиями для развития инновационного потенциала преподавателя вуза мотивационно-ценностные условия, которые позволят сформировать единое понимание инновационной миссии университета, мотивировать к инновационной деятельности, через свободу и возможность внедрения педагогических инноваций в профессиональную деятельность.
На второе место (59% опрошенных) ставят основными условиями для развития инновационного потенциала преподавателя вуза психолого-педагогическое условия, которые позволят удовлетворить потребность преподавателя вуза в самовыражении индивидуальности и удовлетворение самоконцепции «Я - инноватор среды эффективного контракта» посредством инновационной педагогической работы.
На третье место (53% опрошенных) поставили основными условиями для развития инновационного потенциала преподавателя вуза организационные и методические условия, которые позволят создать инновационный микроклимат и программы эффективной подготовки и обучения к инновационной деятельности.
Выводы и предложения. На основе проведённого исследования нами структурированы, систематизированы и опреде-
Таблица 1
Базовые условия для развития инновационного потенциала преподавателя вуза
Ol 1= Виды Критерии Показатели
1 Мотивационно-ценностные условия 1. Формирование единого понимания инновационной миссии университета; 2. Возможность внедрения педагогических инноваций; 3. Мотивация преподавателей к инновационной деятельности; 4. Развитие рефлексии инновационной педагогической деятельности. - высокая степень эмоциональной поддержки и взаимопомощи со стороны администрации и коллег вуза; - поощрение на создание собственной творческой лаборатории.
2 Психолого-педагогические условия 1. Выражения индивидуальности и удовлетворение самоконцепции «Я - инноватор среды эффективного контракта» посредством инновационной педагогической работы; 2. Готовность преподавателя вуза к инновационной деятельности. - повышение квалификации педагогом базовых, научных и методических знаний, развитие исследовательских умений, инновационных компетенций.
Организационные условия 1. Создание центра единомышленников, инновационно-педагогической среды; 2. Создание в коллективе инновационного микроклимата; 3. Создание инновационных центров и технологических площадок обучения и подготовки педагогических работников к инновационного деятельности; - высокая культура инновационных традиций инновационной деятельности; - высокая инновационная свобода в профессиональной педагогической деятельности
Организационные условия 4. Внедрение и распространение передового педагогического опыта в области педагогических инноваций. преподавателя университета; -высокий уровень восприимчивости передового педагогического опыта
4 Методические условия 1. Программа наблюдения за развитием инновационного потенциала преподавателя вуза; 2. Программа психолого-педагогического сопровождения преподавателя в инновационной деятельности. - высокий уровень подготовки к инновационной деятельности.
лены базовые условия, представленные в таблице 1, такие как: мотивационно-ценностные, психолого-педагогические, организационные и методические, способствующие формированию личностных, психологических механизмов формирования и эффективного развития инновационного потенциала личности и организации инновационной деятельности преподавателя вуза. Проведённый анализ и обобщение источников позволил сделать заключение, что создание условий позволят сделать возможным переход от скрытых неиспользованных возможностей к актуализации инновационного потенциала преподавателя вуза, преобразовать отношение к самому себе, обрести новый образ «Я-инноватор», обновить систему про-
Библиографический список
фессионально-педагогических ценностей, профессиональных компетенций для эффективного включения преподавателей вуза в инновационную деятельность. При проектировании профессионального маршрута подготовки и повышения квалификации педагога высшей школы, чрезвычайно важно учитывать индивидуальный подход к каждому преподавателю, предоставлять возможность выбора видов инновационной деятельности, прогнозировать траекторию гибкого карьерного роста инновационной педагогической деятельности на основе мотивационно-ценностных, психолого-педагогических, организационных и методических условий для развития инновационного потенциала преподавателя вуза.
1. Миронова И.В. Психологическая и профессиональная готовность преподавателя экономического вуза к инновационным технологиям образования. Мир образования - образование в мире. 2015; 2 (58): 135 - 140.
2. Воронова Е.Ю. Дидактические аспекты обучения бухгалтерскому учёту в высшей школе. Вестник МГИМО-Университета. 2013; 11: 42 - 48.
3. Таброско Т.Н. Психолого-педагогические условия развития педагогических способностей у студентов педагогических вузов. Вестник ТГПУ. Серия: Педагогика. 2003; Выпуск 2 (34): 77 - 79.
4. Schamir B. Meaning. self and motivation in organization. Organization Studies. 1991; Vol. 12; № 3: 406 - 425.
5. Подушкина И.М. Мотивационно-ценностные условия обеспечения готовности преподавателя вуза к инновационным вызовам. Учёные записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2012; 4 (24); Т.1.
6. Гурье Л.И. Технологии развития профессиональной компетентности преподавателя вуза: монография. Казань: РНЦ «Школа», 2010.
7. Тасмуханова А.Д. Психолого-педагогические условия личностно-профессионального развития педагога в системе повышения квалификации. Интеграция образования. 2009; 4: 94 - 97.
8. Макарушина Е.Н. Педагогические условия эффективного применения модели креативной направленности обучения студентов вузе. Современные проблемы науки и образования. 2012; 1.
9. Голошумова Г.С. Теоретические основы развития инновационного потенциала педагога. Вестник Университета Российской академии образования. 2011; 5: 70.
10. Дробышева О.А. Психолого-педагогическая модель развития творческого потенциала студентов в условиях образовательной деятельности педагогического колледжа. Вестник ТГУ. 2012; Выпуск 9 (113): 189.
11. Мизева Л.А Создание условий для развития инновационного потенциала педагогов в своей деятельности. Available at: www.pandia.ru/text/79/111/24135.php
References
1. Mironova I.V. Psihologicheskaya i professional'naya gotovnost' prepodavatelya 'ekonomicheskogo vuza k innovacionnym tehnologiyam obrazovaniya. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2015; 2 (58): 135 - 140.
2. Voronova E.Yu. Didakticheskie aspekty obucheniya buhgalterskomu uchetu v vysshej shkole. Vestnik MGIMO-Universiteta. 2013; 11: 42 - 48.
3. Tabrosko T.N. Psihologo-pedagogicheskie usloviya razvitiya pedagogicheskih sposobnostej u studentov pedagogicheskih vuzov. Vestnik TGPU. Seriya: Pedagogika. 2003; Vypusk 2 (34): 77 - 79.
4. Schamir B. Meaning. self and motivation in organization. Organization Studies. 1991; Vol. 12; № 3: 406 - 425.
5. Podushkina I.M. Motivacionno-cennostnye usloviya obespecheniya gotovnosti prepodavatelya vuza k innovacionnym vyzovam. Uchenye zapiski: 'elektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012; 4 (24); T.1.
6. Gur'e L.I. Tehnologiirazvitiya professional'nojkompetentnostiprepodavatelya vuza: monografiya. Kazan': RNC «Shkola», 2010.
7. Tasmuhanova A.D. Psihologo-pedagogicheskie usloviya lichnostno-professional'nogo razvitiya pedagoga v sisteme povysheniya kvalifikacii. Integraciya obrazovaniya. 2009; 4: 94 - 97.
8. Makarushina E.N. Pedagogicheskie usloviya 'effektivnogo primeneniya modeli kreativnoj napravlennosti obucheniya studentov vuze. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2012; 1.
9. Goloshumova G.S. Teoreticheskie osnovy razvitiya innovacionnogo potenciala pedagoga. Vestnik Universiteta Rossijskoj akademii obrazovaniya. 2011; 5: 70.
10. Drobysheva O.A. Psihologo-pedagogicheskaya model' razvitiya tvorcheskogo potenciala studentov v usloviyah obrazovatel'noj deyatel'nosti pedagogicheskogo kolledzha. Vestnik TGU. 2012; Vypusk 9 (113): 189.
11. Mizeva L.A. Sozdanie uslovij dlya razvitiya innovacionnogo potenciala pedagogov v svoej deyatel'nosti. Available at: www.pandia.ru/ text/79/111/24135.php
Статья поступила в редакцию 08.11.15
УДК 376.74
Miroshnichenko V.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Katanov Khakass State University (Abakan, Russia),
E-mail: [email protected]
PROFESSIONAL TEACHER TRAINING IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS PEDAGOGICAL EDUCATION ON THE BASIS OF ETHNO-REGIONAL APPROACH. The article reveals a problem of organization of continuous training for teachers from the standpoint of an ethnoregional approach. Particular attention is paid to the analysis of various points of view on such concept as "an ethno-regional approach", taking into account particular features of ethno-regional system in the continuous education. The author's position is based on the understanding of the use of the ethnoregional approach in the combination with the cultural and educational space, equality in the preservation and development of languages of the peoples, who live on the territory of their region. The author explains the importance of the use of the ethnoregional approach in training teachers for the work in schools with an ethno-cultural component. The objective, main tasks, contents, forms and methods of teachers' training based on ethnoregional component is given.
Key words: ethnoregional approach, principles of ethnoregional approach, system of continuous teacher training.
В.В. Мирошниченко, канд. пед. наук, доц. Хакасского государственного университета имени Н.Ф. Катанова,
г. Абакан, E-mail: [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ЭТНОРЕГИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА
В статье раскрывается проблема организации непрерывного педагогического образования с позиций этнорегионального подхода. Особое внимание уделено анализу разных точек зрения на такие понятия, как этнорегиональный подход, учёт эт-норегиональных особенностей в системе непрерывного образования. Авторская позиция базируется на понимании этнорегионального подхода в единстве культурного и образовательного пространства, равноправии в сохранении и развитии языков народов, населяющих территорию региона. Проведено обоснование необходимости использования этнорегионального подхода в подготовке учителей для работы в школах с этнокультурным компонентом обучения и воспитания. Формулируются цель, основные задачи, содержание, формы и методы подготовки педагогов на этнорегиональной основе.
Ключевые слова: этнорегиональный подход, принципы этнорегионального подхода, система непрерывного педагогического образования.
Исследование научной литературы показало, что категория «этнорегиональный подход» появилась сравнительно недавно. Данное понятие чаще всего используется при описании этнои-сторических, этнолингвистических, этнокультурологических и этнопсихологических условий организации системы образования в рамках отдельного (чаще всего Северо-Кавказского) региона. Изучение имеющихся немногочисленных определений этнореги-онального подхода (работы Ф.Х. Гебеновой, Т.И. Добровольской, Е.В. Семенченко и др.) позволяет сделать ряд выводов:
• в настоящее время не существует общепризнанного мнения о сущности этнорегионального подхода. Хотя в настоящее время такие понятия, как «этнорегиональное образование», «этнорегиональная среда», «этнорегиональные особенности», «этнорегиональные условия», составляющие исследуемого понятия, достаточно широко используются в философской, социологической, психолого-педагогической и методической литературе. Гораздо чаще встречаются термины «этнокультурный подход» и «этнопедагогический подход», которые, конечно, не противоречат термину «этнорегиональный», несут в себе иную смысловую нагрузку;
• в существующих попытках дать определение этнорегио-нальному подходу весьма заметно желание некоторых авторов подменить понятием «этнорегиональное» такой уже давно сложившийся в педагогике термин как «краеведческое». По нашему мнению, эти два термина, хотя и являются близкородственными по содержанию и смысловому наполнению, все же имеют разную интерпретацию. «Этнорегиональное», в первую очередь, делает упор в своем содержании на интеграцию культур коренных народов региона, на их взаимовлияние и взаимодействие, что говорит о формировании где-то даже единого менталитета и самосознания на основе общности культур, языков, религии, социально-культурного опыта;
• в существующих определениях этнорегионального подхода акцент чаще всего делается на содержательном аспекте данного понятия. Обычно речь идёт о научном обосновании введения материала о фольклоре, традициях, обычаях, искусстве и других элементов национальной культуры в учебный план образовательных учреждений разного уровня. При этом часто остается недостаточно проработанным технологический компонент данного понятия, который бы позволил показать реальный