Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка учителей в системе непрерывного педагогического образования на основе этнорегионального подхода'

Профессиональная подготовка учителей в системе непрерывного педагогического образования на основе этнорегионального подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ETHNOREGIONAL APPROACH / PRINCIPLES OF ETHNOREGIONAL APPROACH / SYSTEM OF CONTINUOUS TEACHER TRAINING / ЭТНОРЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ПРИНЦИПЫ ЭТНОРЕГИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА / СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирошниченко В. В.

В статье раскрывается проблема организации непрерывного педагогического образования с позиций этнорегионального подхода. Особое внимание уделено анализу разных точек зрения на такие понятия, как этнорегиональный подход, учёт этнорегиональных особенностей в системе непрерывного образования. Авторская позиция базируется на понимании этнорегионального подхода в единстве культурного и образовательного пространства, равноправии в сохранении и развитии языков народов, населяющих территорию региона. Проведено обоснование необходимости использования этнорегионального подхода в подготовке учителей для работы в школах с этнокультурным компонентом обучения и воспитания. Формулируются цель, основные задачи, содержание, формы и методы подготовки педагогов на этнорегиональной основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL TEACHER TRAINING IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS PEDAGOGICAL EDUCATION ON THE BASIS OF ETHNO-REGIONAL APPROACH

The article reveals a problem of organization of continuous training for teachers from the standpoint of an ethnoregional approach. Particular attention is paid to the analysis of various points of view on such concept as “an ethno-regional approach”, taking into account particular features of ethno-regional system in the continuous education. The author's position is based on the understanding of the use of the ethnoregional approach in the combination with the cultural and educational space, equality in the preservation and development of languages of the peoples, who live on the territory of their region. The author explains the importance of the use of the ethnoregional approach in training teachers for the work in schools with an ethno-cultural component. The objective, main tasks, contents, forms and methods of teachers' training based on ethnoregional component is given.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка учителей в системе непрерывного педагогического образования на основе этнорегионального подхода»

References

1. Mironova I.V. Psihologicheskaya i professional'naya gotovnost' prepodavatelya 'ekonomicheskogo vuza k innovacionnym tehnologiyam obrazovaniya. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2015; 2 (58): 135 - 140.

2. Voronova E.Yu. Didakticheskie aspekty obucheniya buhgalterskomu uchetu v vysshej shkole. Vestnik MGIMO-Universiteta. 2013; 11: 42 - 48.

3. Tabrosko T.N. Psihologo-pedagogicheskie usloviya razvitiya pedagogicheskih sposobnostej u studentov pedagogicheskih vuzov. Vestnik TGPU. Seriya: Pedagogika. 2003; Vypusk 2 (34): 77 - 79.

4. Schamir B. Meaning. self and motivation in organization. Organization Studies. 1991; Vol. 12; № 3: 406 - 425.

5. Podushkina I.M. Motivacionno-cennostnye usloviya obespecheniya gotovnosti prepodavatelya vuza k innovacionnym vyzovam. Uchenye zapiski: 'elektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012; 4 (24); T.1.

6. Gur'e L.I. Tehnologiirazvitiya professional'nojkompetentnostiprepodavatelya vuza: monografiya. Kazan': RNC «Shkola», 2010.

7. Tasmuhanova A.D. Psihologo-pedagogicheskie usloviya lichnostno-professional'nogo razvitiya pedagoga v sisteme povysheniya kvalifikacii. Integraciya obrazovaniya. 2009; 4: 94 - 97.

8. Makarushina E.N. Pedagogicheskie usloviya 'effektivnogo primeneniya modeli kreativnoj napravlennosti obucheniya studentov vuze. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2012; 1.

9. Goloshumova G.S. Teoreticheskie osnovy razvitiya innovacionnogo potenciala pedagoga. Vestnik Universiteta Rossijskoj akademii obrazovaniya. 2011; 5: 70.

10. Drobysheva O.A. Psihologo-pedagogicheskaya model' razvitiya tvorcheskogo potenciala studentov v usloviyah obrazovatel'noj deyatel'nosti pedagogicheskogo kolledzha. Vestnik TGU. 2012; Vypusk 9 (113): 189.

11. Mizeva L.A. Sozdanie uslovij dlya razvitiya innovacionnogo potenciala pedagogov v svoej deyatel'nosti. Available at: www.pandia.ru/ text/79/111/24135.php

Статья поступила в редакцию 08.11.15

УДК 376.74

Miroshnichenko V.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Katanov Khakass State University (Abakan, Russia),

E-mail: Vlada_V@mail.ru

PROFESSIONAL TEACHER TRAINING IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS PEDAGOGICAL EDUCATION ON THE BASIS OF ETHNO-REGIONAL APPROACH. The article reveals a problem of organization of continuous training for teachers from the standpoint of an ethnoregional approach. Particular attention is paid to the analysis of various points of view on such concept as "an ethno-regional approach", taking into account particular features of ethno-regional system in the continuous education. The author's position is based on the understanding of the use of the ethnoregional approach in the combination with the cultural and educational space, equality in the preservation and development of languages of the peoples, who live on the territory of their region. The author explains the importance of the use of the ethnoregional approach in training teachers for the work in schools with an ethno-cultural component. The objective, main tasks, contents, forms and methods of teachers' training based on ethnoregional component is given.

Key words: ethnoregional approach, principles of ethnoregional approach, system of continuous teacher training.

В.В. Мирошниченко, канд. пед. наук, доц. Хакасского государственного университета имени Н.Ф. Катанова,

г. Абакан, E-mail: Vlada_V@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ЭТНОРЕГИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА

В статье раскрывается проблема организации непрерывного педагогического образования с позиций этнорегионального подхода. Особое внимание уделено анализу разных точек зрения на такие понятия, как этнорегиональный подход, учёт эт-норегиональных особенностей в системе непрерывного образования. Авторская позиция базируется на понимании этнорегионального подхода в единстве культурного и образовательного пространства, равноправии в сохранении и развитии языков народов, населяющих территорию региона. Проведено обоснование необходимости использования этнорегионального подхода в подготовке учителей для работы в школах с этнокультурным компонентом обучения и воспитания. Формулируются цель, основные задачи, содержание, формы и методы подготовки педагогов на этнорегиональной основе.

Ключевые слова: этнорегиональный подход, принципы этнорегионального подхода, система непрерывного педагогического образования.

Исследование научной литературы показало, что категория «этнорегиональный подход» появилась сравнительно недавно. Данное понятие чаще всего используется при описании этнои-сторических, этнолингвистических, этнокультурологических и этнопсихологических условий организации системы образования в рамках отдельного (чаще всего Северо-Кавказского) региона. Изучение имеющихся немногочисленных определений этнорегионального подхода (работы Ф.Х. Гебеновой, Т.И. Добровольской, Е.В. Семенченко и др.) позволяет сделать ряд выводов:

• в настоящее время не существует общепризнанного мнения о сущности этнорегионального подхода. Хотя в настоящее время такие понятия, как «этнорегиональное образование», «этнорегиональная среда», «этнорегиональные особенности», «этнорегиональные условия», составляющие исследуемого понятия, достаточно широко используются в философской, социологической, психолого-педагогической и методической литературе. Гораздо чаще встречаются термины «этнокультурный подход» и «этнопедагогический подход», которые, конечно, не противоречат термину «этнорегиональный», несут в себе иную смысловую нагрузку;

• в существующих попытках дать определение этнорегио-нальному подходу весьма заметно желание некоторых авторов подменить понятием «этнорегиональное» такой уже давно сложившийся в педагогике термин как «краеведческое». По нашему мнению, эти два термина, хотя и являются близкородственными по содержанию и смысловому наполнению, все же имеют разную интерпретацию. «Этнорегиональное», в первую очередь, делает упор в своем содержании на интеграцию культур коренных народов региона, на их взаимовлияние и взаимодействие, что говорит о формировании где-то даже единого менталитета и самосознания на основе общности культур, языков, религии, социально-культурного опыта;

• в существующих определениях этнорегионального подхода акцент чаще всего делается на содержательном аспекте данного понятия. Обычно речь идёт о научном обосновании введения материала о фольклоре, традициях, обычаях, искусстве и других элементов национальной культуры в учебный план образовательных учреждений разного уровня. При этом часто остается недостаточно проработанным технологический компонент данного понятия, который бы позволил показать реальный

механизм введения и использования этнорегиональных знаний. Остаётся открытым вопрос и о соотношении мировой, общероссийской, региональной и этнической культур в содержании образования, а также о том, каким образом культура этносов-соседей, проживающих в этом же регионе, должна быть представлена в образовательном процессе и на каком уровне.

Основные принципы этнорегионального подхода:

1) принцип культурно-исторической преемственности и этнокультурной направленности образования;

2) принцип открытости этнорегиональной образовательной системы;

3) принцип системности;

4) принцип этнокультурности.

Кроме того, этнорегиональный подход может опираться и на другие принципы: диалога культур; культуротворчества; толерантности; связи образования с этнопросветительской практикой и этнорегиональной средой.

Сам же этнорегиональный подход даёт возможность органично внедрять в практику образования на всех ступенях региональный компонент, идентифицировать субъективный опыт личности с этнокультурными особенностями своего региона, соотносить психологию этноса со спецификой этнических обычаев и традиций. В целом он способствует формированию этнического самосознания, уважительному, толерантному отношению к иным культурам и народам, этнической и российской идентичности.

Таким образом, этнорегиональный подход в образовании основывается на единстве культурного и образовательного пространства, равноправии в сохранении и развитии языков народов, населяющих территорию региона. Данный подход направлен на защиту и развитие культуры и традиций всех коренных народов того или иного региона.

Этнорегиональный подход может быть рассмотрен на философском, общенаучном, конкретно-научном и методико-техноло-гическом уровнях.

На философском уровне этнорегиональный подход позволяет получать целостные представления об этносах как историко-культурном явлении, возникновении, становлении и развитии культуры этносов, их включенности в контекст общечеловеческой культуры. Это понимание опирается на тезис о необходимости соотнесения культуры каждого этноса с диалектикой единичного, особенного и общего. По мнению М.М. Бахтина, «взаимопонимание столетий и тысячелетий народов, наций и культур обеспечивает сложное единство всего человечества, всех человеческих культур. Основой его является человеческое, гуманистическое, нравственное в каждой культуре» [1, с. 212].

Вместе с тем этносы представляются и как специфические явления, что связано с неповторимостью разных аспектов их эт-нокультуры. Ибо, «каждое национальное - это лишь специфическое, традиционное проявление социокультурного развития человеческого, социального, духовного» [2, с. 24].

Никакие реальные системы, в том числе и этнические, не могут развиваться, не воспроизводя новых единичных образований, вносящих различия и меняющих их общий облик. По отношению к культурам разных этносов региона, таким общим является общечеловеческая культура, которая обогащается за счет изменения этнических культур. Национальное и общечеловеческое в культуре - это два взаимосвязанных, с необходимостью дополняющих друг друга фактора. Национальное есть специфическая форма проявления общечеловеческого, а общечеловеческое не может, когда существуют нации, не выступать в национальной форме [3].

На общенаучном уровне этнорегиональный подход является частным проявлением гуманитарного подхода, в контексте которого он ориентирует процесс познания на овладение субъектом этнорегиональными ценностями через культурологическую призму, позволяющую «превращать» общественно значимые ценности в личностно значимые. Этнорегиональный подход предполагает рассмотрение самой человеческой сущности, в том числе и как носителя определенного этнокультурного опыта, и фиксирует в культуре региона опыт представителей различных этносов.

Вместе с тем, при построении образовательного процесса необходимо помнить, что «внутри каждой этнической общности существует исторически сложившаяся система отношений, которая объясняет национальные различия и оказывает влияние на восприятие представителей других этносов» [4, с. 20].

На конкретно-научном уровне этнорегиональный подход позволяет познавать педагогические явления, включая этнопе-дагогические и этнопсихологические, разрабатывать теорию и

практику этнорегионального образования на разных этапах -допрофессиональном, профессиональном и постдипломном. Вместе с тем, подход даёт возможность уточнять и обогащать понятийный аппарат педагогической и психологической наук путем его насыщения и конкретизации этнорегиональной терминологией, понятной представителям любой этногруппы.

На методико-технологическом уровне этнорегиональный подход способствует выбору и обоснованию соответствующих средств и способов достижения желаемых результатов образования, строящегося с учетом включения материала об этногруп-пах региона. В их качестве выступают представления об этносах, их жизнедеятельности, основных ценностях, социально-культурном опыте внутри- и межэтнического общения, а также готовность и способность жить в многокультурном мире на основе использования эталонов культуры собственного этноса и принятия лучших культурных образцов других этнических сообществ.

Для этого на основе обозначенного подхода возможно создание качественных научно-методических и учебно-методических материалов, определение основных педагогических условий, форм, методов и технологий, необходимых в подготовке подрастающего поколения к межэтническому взаимодействию на основе признания этнической (родной), российской и мировой культуры.

Этнорегиональный подход является определенным методологическим базисом для исследования и организации современного образовательного процесса.

Реализация этнорегионального подхода в сфере образования может выступать в качестве одного из важнейших педагогических условий воспитания подрастающего поколения граждан России. Однако успешность данного процесса во многом зависит от профессиональной подготовки педагогов.

Использование возможностей этнорегионального подхода в подготовке педагогов не является принципиально новым для вузовской науки. О необходимости проведения специальной эт-нопедагогической, этнопсихологической, этнолингвистической, этнокультурологической и другой работы говорится во многих исследованиях и уже не один год (Е.В. Бондаревская, Г.Н. Волков, У.А. Винокурова, О.В. Гукаленко, Н.Б. Крылова, В.И. Матис, И.Л. Набок, Т.В. Поштарева, Н.А. Чапоргина, В.К. Шаповалов и др.).

Вместе с тем, проблема опоры на этнорегиональный подход в образовании, в том числе и в педагогическом, не нашла еще достаточно полного отражения в научной и научно-методической литературе.

Необходимость использования этнорегионального подхода объясняется наличием следующих противоречий между:

- богатым потенциалом культур этногрупп региона и его недостаточным использованием на всех ступенях непрерывного педагогического образования;

- востребованностью школы с этнокультурным компонентом обучения и воспитания в личности учителя как субъекта культуры своего народа, обладающего развитым этническим и поликультурным самосознанием, и неподготовленностью системы непрерывного педагогического образования в подготовке такого специалиста;

- уровнем специальной готовности учителя к работе в школе с этнокультурным компонентом обучения и воспитания и социальным заказом конкретного региона.

Профессиональная подготовка педагогов в настоящее время связывается с организацией такого образования учителей, в результате которого они были бы способны обеспечить духовно-нравственное развитие, воспитание и качественное обучение детей на протяжении всей школьной жизни. Всё это чётко выражено в Федеральном государственном стандарте общего образования в виде цели и задач, требований к содержательным доминантам, процессуальному и критериально-диагностическому компонентам общего образования.

В нём также сформулированы общие цели педагогического образования, его роль и место в стандарте общего образования, и самое главное, характеристики личности современного учителя в контексте компетентностного, культурологического и дея-тельностного подходов.

Опираясь на них, появляется возможность сформулировать особенности использования этнорегионального подхода в подготовке педагогов к их профессиональной деятельности с учетом специфики региона.

Подготовка педагога к работе в школах с этнокультурным компонентом обучения и воспитания должна строиться на ос-

нове этнорегионального подхода и включать в себя все ступени непрерывного педагогического образования (допрофессиональ-ного, профессионального, постдипломного). Каждая из этих ступеней содержит свои специфические цели, задачи, содержание, а также технологии.

Целью профессиональной подготовки педагогов в контексте этнорегионального подхода является формирование готовности к деятельности по приобщению подрастающего поколения к духовно-нравственному богатству этносов региона, передаче их социально-культурного опыта «на основе использования характерных признаков этнической системы воспитания детей - естественности, действенности, непрерывности, раннего начала, полноты педагогического цикла, комбинированности воздействия, индивидуализации и дифференциации» [5].

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

1. Обогащение мировоззрения представлениями об этносах региона, становлении, развитии и использовании их культур для саморазвития, интеграции этнокультурных ценностей в структуру общечеловеческой культуры для полноценного функционирования общества и этносов в нем; актуализация регионально-этнических ценностей - родного языка, произведений литературы и искусства, традиционных способов хозяйствования, традиций, обычаев и обрядов, религиозных идеалов для формирования отношений отдельного человека к другим социальным и национальным группам и людям.

2. Развитие педагогического потенциала педагога на основе анализа лучших образцов народной педагогики, способов воспитания и обучения подрастающего поколения, свойственных этносам региона.

3. Овладение основными элементами содержания этнореги-ональной культуры и соответствующими педагогическими средствами его усвоения воспитанниками с учетом эффективных способов достижения желаемых результатов.

Содержание подготовки включает следующие знания:

1. Философские и исторические - мировоззренческие идеи и этнорегиональная культура, проявления единичного, особенного и общего в этнорегиональной культуре, ориентация этноре-гиональной культуры на решение социально значимых проблем, краткая история формирования этносов и их роль в преобразовании социумов, значение этнорегиональной культуры в развитии науки, искусства, религии и экономики.

2. Культурологические - культура этносов региона и ее существенные характеристики (язык, способы традиционного хозяйствования, нравственные нормы, ценностные отношения, материальное и духовное производство, народное творчество).

3. Филологические - родной язык, его специфика, языковые нормы, речевое взаимодействие; значение родного языка для формирования этносов и их культур; установление связей между родственными народами на основе общих языковых признаков; родной и / или русский язык; родной язык и межнациональное общение.

4. Информационные - поиск, обработка, использование и трансляция информации этнорегионального содержания.

5. Психолого-педагогические - научно-теоретические основы образования на этнорегиональной основе, национально-психологические особенности человека, национальный характер, самосознание и идентификация, способы социализации представителей различных этносов региона; работа с мигрантами.

6. Методико-технологические - методики и технологии успешного формирования общей культуры, социальных, межкультурных, коммуникативных и других компетенций при опоре на общечеловеческие, российские и регионально-этнические ценности.

7. Предметные - теоретические основы науки школьного предмета - понятия, правила, законы, закономерности, концепции, гипотезы, учения, теории; основные объекты, предметы, явления и методы их познания; прикладные аспекты науки школьного предмета - значение для человека и общества.

Усиление содержания образования региональным материалом должно способствовать приобретению педагогами необходимых специальных компетенций, что в конечном итоге облегчает процесс адаптации выпускников к региональному социуму при выборе личностного типа поведения.

Исследование проблемы интеграции этнорегиональной культуры в современное межкультурное, мультикультурное про-

Библиографический список

странство показало, что образовательный процесс способствует как успешной, так и неуспешной социализации личности. Учебные программы по этнопедагогике, истории и культуре народа, истории национального искусства и др. должны актуализировать знания о нравственных нормах, ценностных установках, сферах компетенции исторического прошлого в соответствии с требованиями современных духовно-ценностных парадигм.

В учебных программах должно уделяться большое внимание истории и культуре повседневности, культуре заимствования, механизмам культурной диффузии и трансформаций в культурах, акцентироваться внимание на сравнительных кросс-культурных явлениях, объективно имеющих место и создающих реальное социокультурное пространство региональной культуры.

Особенностью программ по культуре и искусству региона должно стать тематическое структурирование внутренне целостной культуры региона. Программы должны содержать темы о культурном единстве региона, отражать то, что будет способствовать взаимообогащению, межкультурному диалогу, культурной интеграции. Необходима установка на межкультурное общение как средство взаимозаимствования, взаимокоррекции и обмена потребностями народов друг в друге.

Лучшему усвоению содержания образования учителей с опорой на этнорегиональный подход будет способствовать использование этноориентированных форм учебной и внеучебной деятельности, интерактивных методов, направленных на повышение уровня этнорегиональной осведомленности и толерантности студентов, формирование необходимых умений и навыков эффективного межэтнического взаимодействия.

Наиболее приемлемыми методами усвоения содержания образования на этнорегиональной основе будут являться:

1) кросс-культурный - методы, направленные на эмоциональное восприятие, побуждающие к формированию позитивных жизненных ценностей, эстетических чувств, активизирующие аффективно-эмоциональную сферу личности: метод эмпатии, метод контраста, метод рефлексии;

2) метод проектов, предполагающий активизацию исследовательской деятельности педагогов, направленную на сбор, изучение, анализ и использование в учебной деятельности материалов, раскрывающих особенности родного языка, произведений литературы и искусства, традиционных способов хозяйствования, традиций, обычаев и обрядов народов, проживающих в регионе;

3) метод моделирования и реконструкции, позволяющий подробно изучать теоретические и практические основы этнического и межэтнического взаимодействия в регионе;

4) метод использования различных игровых форм организации учебной деятельности как путь стимулирования интереса педагогов к овладению этноориентированными знаниями и умениями.

Результатами подготовки учителей в контексте этнорегионального подхода будет являться наличие таких специально сформированных компетенций, как:

- готовность к использованию нормативных документов, отражающих этнорегиональные проблемы образования;

- готовность к работе в полиэтническом коллективе региона;

- способность взаимодействовать с носителями различных этнокультур, предвидеть и предотвращать этнические и межэтнические конфликты;

- способность к выявлению и применению возможностей эт-норегиональной культурной образовательной среды как совокупности условий, влияющих на формирование личности, готовой к эффективному межэтническому взаимодействию, сохраняющей свою этническую идентичность и стремящейся к пониманию других этнокультур, для организации культурно-просветительской деятельности и другое.

Таким образом, особенности использования этнорегионального подхода в системе непрерывного педагогического образования опирается на теоретико-методологическое осмысление данного подхода с позиций современной науки и социально-экономических реалий конкретного региона; на учет существующих в регионе этнокультурных норм и традиций; на необходимость выстраивания специальной работы по подготовке учителей на всех этапах непрерывного образования в контексте культуро-творческого образования.

1. Бахтин М.М. Человек в мире слова. Москва: Знание, 1995.

2. Абдулатипов Р. Нация и национализм: добро и зло в национальном вопросе. Москва: Славянский диалог, 1999.

3. Шапинский В.А. Проблемы маргинальности в культуре. Ценности культуры и современная эпоха. Москва, 1990.

4. Белобородова А.Е. Теоретические основы и педагогическая технология подготовки студентов университета к миротворческому воспитанию школьников. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Челябинск, 2002.

5. Технология этнокультурной подготовки студентов педагогического вуза. Под редакцией М.А. Якунчева. Саранск: Мордовский государственный педагогический институт, 2013.

References

1. Bahtin M.M. Chelovek vmire slova. Moskva: Znanie, 1995.

2. Abdulatipov R. Naciya inacionalizm: dobro izlo vnacional'nom voprose. Moskva: Slavyanskij dialog, 1999.

3. Shapinskij V.A. Problemy marginal'nosti v kul'ture. Cennostikul'tury isovremennaya 'epoha. Moskva, 1990.

4. Beloborodova A.E. Teoreticheskie osnovyipedagogicheskaya tehnologiya podgotovkistudentovuniversiteta kmirotvorcheskomu vospitaniyu Shkolnikov. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2002.

5. Tehnologiya 'etnokul'turnoj podgotovki studentov pedagogicheskogo vuza. Pod redakciej M.A. Yakuncheva. Saransk: Mordovskij gosudarstvennyj pedagogicheskij institut, 2013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 08.11.15

УДК 378.14

Shevchenko G.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Caucasus Federal University (Stavropol, Russia),

E-mail: shgaiv@yandex.ru

Ivantsov E.A., postgraduate, North-Caucasus Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: specialforce26@mail.ru

EDUCATIONAL WEB-QUESTS IN ORGANIZATION AND MANAGEMENT OF OUT-OF-CLASSROOM WORK OF STUDENTS.

The article describes the main characteristics of independent work of students and how it ought to be organized in the modern educational process. The main attention is paid to conditions, which are told to be necessary for organization of independent work by the teacher, in order to activate the individual personality of students. The research focuses on organizational forms of the independent work, where, as the authors propose, information and communicational technologies (web-quests) as the most effective forms of learning activities of students are to be used. The out-of-classroom work should be organized in the way to make a student show interest in learning. The authors conclude that the efficiency of the independent work organization is based on consideration of all parts of the educational process, i.e. technical, methodical and other means of maintenance of the educational process, the level of preparedness of students and their readiness to do active cognitive activities.

Key words: independent work, information and communicational technologies, web-quest.

Г.И. Шевченко, канд. пед. наук, доц. каф. информатики, Северо-Кавказский федеральный университет,

г. Ставрополь, E-mail: shgaiv@yandex.ru

Е.А. Иванцов, аспирант, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, E-mail: specialforce26@mail.ru

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВЕБ-КВЕСТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ

В статье рассмотрены основные характеристики самостоятельной работы, описаны способы её организации в современном образовательном процессе. Основное внимание уделено условиям, необходимым для организации преподавателем самостоятельной работы с целью раскрытия индивидуальной личности студентов. В статье делается акцент на организационных формах самостоятельной работы с использованием информационных и коммуникационных технологий (веб-квестов), как наиболее эффективных формах организации учебной деятельности студентов. Авторы приходят к выводу, что эффективность организации самостоятельной работы строится на основе учёта всех деталей образовательного процесса - доступных технических, методических и других средств сопровождения образовательного процесса, уровня подготовленности студентов, а также степени их готовности к активной познавательной деятельности.

Ключевые слова: самостоятельная работа, информационные и коммуникационные технологии, веб-квест.

Актуальность организации самостоятельной работы бесспорна, так как невозможно передать многие навыки и умения от человека к человеку, пользуясь лишь традиционными формами организации образовательного процесса. Рассматривая современные подходы к понятию «самостоятельная работа», можно отметить, что в настоящий момент нет единого понимания данного термина, и смысл его трактуется по-разному от автора к автору [1]. Самостоятельная работа в настоящее время не является конечной целью. Стоит отметить, что рационально организованная самостоятельная образовательная деятельность студентов может стать инструментом борьбы современного педагога за прочные знания обучающихся. Она также способствует всестороннему развитию студента как личности, позволяя преподавателю реализовать индивидуальные стратегии их развития, что весьма актуально для современного этапа образования.

Анализ отечественной и зарубежной литературы, посвя-щённой вопросам самостоятельной работы, позволяет выделить три основных направления её становления и развития - это практическое, познавательное и организационно-техническое. Рассмотрение первого направления берет свое начало в работах Я.А. Коменского. Его исследования направлены на решение организационно-практических вопросов вовлечения студентов в активную самостоятельную деятельность. Второе направление рассматривается в работах Б.П. Есипова, который описал в своих трудах задачи использования самостоятельной работы в образовательном процессе, её роль в развитии навыков обу-

чающихся, а также место самостоятельной работы среди существующих организационных форм занятий. Он подверг критике традиционные вербальные методы обучения студентов, считая их использование недостаточно эффективным при формировании навыков и умений у обучающихся [2, с. 65]. Вопросами третьего направления развития самостоятельной работы занимался К.Д. Ушинский. В своих трудах он рассматривал организационно-технический аспекты самостоятельной работы, выбирая самостоятельную деятельность обучающихся в качестве предмета исследования [3, с. 140].

В современной педагогической науке общий посыл трактования понятия «самостоятельная работа» можно определить так: это различные формы самостоятельной деятельности, с помощью которых студенты приобретают общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

Для того чтобы самостоятельная работа была эффективной необходимо уделять ей должное внимание, поскольку она является одним из неотъемлемых составных компонентов, современного образовательного процесса. Так, в учебных планах различных направлений подготовки, в рамках любой дисциплины отводится большое количество часов для самостоятельной работы студентов, которая при систематическом и планомерном проведении побуждает их к творческой деятельности, развитию различных компетенций, саморазвитию. При наращивании сложности и темпов самостоятельной работы растут и показатели об-ученности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.