Научная статья на тему 'Стрессоустойчивость в экстремальных условиях как проблема психологического здоровья военнослужащих надводных кораблей ВМФ'

Стрессоустойчивость в экстремальных условиях как проблема психологического здоровья военнослужащих надводных кораблей ВМФ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
951
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННАЯ СЛУЖБА / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / MILITARY SERVICE / PSYCHOLOGICAL HEALTH / EXTREME SITUATION / ACMEOLOGICAL APPROACH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Щербак Андрей Александрович

В статье рассматривается проблема психологического здоровья военнослужащих, проходящих службу на надводных кораблях ВМФ, в аспекте акмеологического подхода, описываются составляющие личностных и средовых ресурсов психологического здоровья, выявляются основные условия сохранения и поддержания психологического здоровья военнослужащих в условиях экстремальной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Щербак Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESISTANCE TO STRESS IN EXTREME CONDITIONS AS THE PROBLEM OF PSYCHOLOGICAL HEALTH OF THE MILITARY PERSONNEL OF THE SURFACE SHIPS OF THE NAVY

In article the problem of psychological health of the military personnel serving on the surface ships of the Navy, in aspect of acmeological approach is considered, components of personal and environmental resources of psychological health are described, the main conditions of preservation and maintenance of psychological health of the military personnel in the conditions of an extreme situation come to light.

Текст научной работы на тему «Стрессоустойчивость в экстремальных условиях как проблема психологического здоровья военнослужащих надводных кораблей ВМФ»

СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ КАК ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НАДВОДНЫХ КОРАБЛЕЙ ВМФ

А. А. ЩЕРБАК

В статье рассматривается проблема психологического здоровья военнослужащих, проходящих службу на надводных кораблях ВМФ, в аспекте акмеологического подхода, описываются составляющие личностных и средовых ресурсов психологического здоровья, выявляются основные условия сохранения и поддержания психологического здоровья военнослужащих в условиях экстремальной ситуации.

Ключевые слова: военная служба, психологическое здоровье, экстремальная ситуация, акмеологический подход.

Развитие психологически здоровой личности можно рассматривать как важнейшую предпосылку духовного возрождения российского общества, и это повышает интерес и актуализирует проблему психологического здоровья военнослужащих как личностного феномена.

Военная служба представляет собой деятельность, проходящую в особо экстремальных условиях: необходимость адаптации к быстро меняющимся условиям, высокая ответственность за принимаемые решения и результаты деятельности, внезапность возникновения аварийных ситуаций, неопределенность и недостаток информации, дефицит времени, опасность для жизни. Так, например, дальние походы корабля характеризуются длительным отрывом от земли, изоляцией от широкого социального окружения, изменением привычных жизненных условий.

Сложность и напряженность корабельной службы, требовательность к интеллектуальному уровню корабельных специалистов сопровождается повышением значения их психологического здоровья. Успешность несения военной службы напрямую зависит от психологического здоровья личности военнослужащего, следствием чего является повышение боеготовности корабля военно-морского флота.

По мнению ученых, психологическое здоровье личности представляет собой «ее социальноличностный статус, характеризуемый общественно-значимой реализацией личностного потенциала и самоограничением в удовлетворении индивидуальных потребностей, гармоничным взаимодействием с социальным окружением и

автономным самодостаточным существованием, адаптированной интеграцией с окружающим миром и конструктивными стратегиями преодоления препятствий на пути к утверждению собственных жизненных идеалов» [1].

В настоящее время в изучении феномена здоровья человека выделяется широкий спектр исследовательских подходов: дискурсивный, нормоцентрический, феноменологический, холистический, аксиологический, социокультурный, интегративный, синергетический и акмеологиче-ский [1; 5; 7]. Эти подходы были сформированы в рамках следующих этапов развития представления о здоровье: античность, начало XIX в., XX в. по настоящее время.

Первый этап, античный, характеризуется развитием науки в рамках философии. Здоровье рассматривается как гармония, соразмерность, равновесие противодействующих сил.

Второй этап, начало XIX в., характеризуется активным развитием естественнонаучных дисциплин. Понятие здоровья рассматривалось через процесс адаптации человека к окружающей среде. В этот период были сформированы новые разделы в рамках медицины, это - гигиена, сано-логия, валеология.

Для третьего этапа, XX в. и до настоящего времени, характерно рассмотрение понятия «здоровье» в рамках гуманистической психологии. Центральным вопросом являлась здоровая личность. В данный период разрабатываются психологические концепции здоровья.

Рассмотрим сущность основных подходов в изучении феномена здоровья.

Дискурсивный. Основан на содержании коммуницируемых идей о том, что значит быть психологически здоровым. Личность диагностируется как психологически здоровая, если ее активность укладывается в рамки коллективных представлений о «должном» в поведении и деятельности, в постановке и достижении целей, в используемых средствах и количестве получаемого результата (Ф. Аквинский, Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза, М. Фуко, Н. Д. Арутюнова, В. М. Рогозин и др.).

Нормоцентрический. Данный подход отталкивается от понятия нормы, делая ее исходной позицией любого последующего рассуждения и анализа. предполагает разработку нормоориентированных способов оценки личности и ее функционирования в окружающей среде (Аристотель, А. Бергсон, Н. А. Бердяев, Г. Д. Левин, Я. М. Неплох, Д. Плахов, Ж. П. Сатр и др.)

Феноменологический. Изучение сущности явления с позиций научного знания. Сущность психологического здоровья как личностного феномена предполагает системное существование его слагаемых при системообразующем компоненте успешного функционирования личности в окружающей среде через удовлетворение индивидуально обусловленных и социально востребованных потребностей (Э. Гуссерль, М. Xай-дейгер, М. Шеллер, Г. Г. Шпет, А. Ф. Лосев и др.)

Холимстический. Психологическое здоровье понимается как обретаемая индивидом в процессе его становления целостность, предполагающая личностную зрелость, интеграцию жизненного опыта и примирение, синтез фундаментальных противоречий человеческого существования (Я. Смэтс, Дж. Xолдейн, Г. Олпорт, К. Юнг и др.).

Аксиологический. Данный подход рассматривает психологическое здоровье как личностную и социальную ценность и раскрывает структуру ценностей, т. е. идеальных объектов особой личностно-социальной значимости, входящих в структуру данного понятия (Г. Спенсер, И. Кант, М. М. Рублинштейн и др.).

Социокультурный. Этот подход соединяет «несоединяемое», подчеркивая, с одной стороны, однотипное проявление этого явления в рамках определенного социума, с другой стороны - его многообразие в силу не столько индивидуальных, сколько межкультурных различий (Ф. Гегель, Ю. Р. Вишневский, П. А. Сорокин и др.).

Интегративный. Подход рассматривает психологическое здоровье в темной связи с дру-

гими личностными аспектами существования, деятельности и поведения. Психологическое здоровье в структуре личности интегрируется с такими ее подструктурами как нравственноэтическая, мотивационно-смысловая, деятельностно-поведенческая, субъектно-активная, образовательно-развивающая, интерактивно-социальная (О. С. Васильева, А. Г. Ковалев, В. А. Ма-зилов, В. Н. Мясищев, К. К. Платонов и др.).

Синергетический. Рассмотрение изучаемой реальности как совокупность процессов самоорганизации живых и неживых систем, подчиняющихся «нелинейным» законам и существующих в нестабильных, постоянно меняющихся условиях (С. Н. Капица, С. Н. Курдюмов, И. Р. Приго-жин, Г. Xакен, Д. С. Чернавский и др.).

Акмеологический. Предполагает динамический характер изменения и развития как переход на иной уровень функционирования; развитие при этом представляет собой качественное преобразование функций со знаком «плюс», т. е. улучшение, оптимизацию, совершенствование наблюдаемых показателей (А. А. Деркач, М. В. Секач,

О. В. Москаленко, М. В. Xватова и др.).

В последние годы появляются работы, посвященные осмыслению здоровья как ценностной ориентации, определяющей социальное и психологическое бытие конкретной личности (Г. Олпорт, А. Маслоу, В. А. Ананьев, О. С. Васильева, Ф. Р. Филатов и мн. др.).

В числе приоритетных психологических проблем, психологии здоровья, выступает проблема стресса жизни, факторов его возникновения и способов психологической профилактики негативных последствий. Иными словами проблема стресса и стрессоустойчивости имеет непреходящую ценность.

Слово стресс в переводе с английского означает «давление, нажим, усилие», а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Один из основоположников теории стресса канадский ученый Ганс Селье показал независимость процесса приспособления организма человека от характера воздействия или экстремальности. Ученый отмечает, что с точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации [6]. Ф. Е Василюк, осмысляя определение стресса в понимании Г. Се-лье, подчеркивает, что не любая ситуация вызывает стресс, а лишь та, которая оценивается как угрожающая, которая нарушает адаптацию, контроль, препятствует самоактуали-зации [2].

Под стрессом в жизни офицеров Вооруженных сил Российской Федерации А. М. Жуков понимает ««вид стресса, обусловленный длительным комплексным воздействием стрессогенных факторов служебной и общесоциальной сфер жизнедеятельности офицеров и опосредованный их индивидуальными и личностными характеристиками» [3].

На интенсивность стресса жизни военнослужащих оказывают влияние две группы факторов: служебные и общесоциальные. К числу служебных факторов относятся: угроза жизни, служебная нагрузка, конфликтность, социальное отношение, разочарование. По мнению А. М. Жукова, факторы служебная нагрузка и конфликтность являются стабильно высокими для всех групп офицеров [3]. Такие факторы, как «глобальные жизненные изменения» и «ежедневные бытовые проблемы» способствуют созданию условий для стресса жизни за счет интенсивности воздействия.

Стресс в жизни офицера может быть связан и с особенностями его профессиональной деятельности, и с жизненными событиями, которые сопровождаются психической напряженностью, могут послужить дополнительным источником стресса жизни военнослужащих и наложить негативный отпечаток на выполнение военнослужащим функциональных обязанностей. Следовательно, выявление причин возникновения стресса жизни необходимо проводить с учетом особенностей различных сфер жизни.

Специфика профессиональной деятельности военнослужащих, проходящих службу на надводных кораблях военно-морского флота, сопряжена с многочисленными стрессогенными ситуациями, к числу которых относятся:

1. Выполнение служебных обязанностей в условиях замкнутого пространства, сопряженных с опасностью для жизни.

2. Особый регламент служебного времени.

3. Высокая динамика профессиональной мобильности.

4. Включенность в различные управленческие системы: «человек-человек», «человек-

человек-машина», «человек-техника», человек-знак» [4].

5. Отсутствие соответствующих современным задачам Вооруженных Сил побудителей к образцовому выполнению обязанностей по службе, стремлению к военно-профессиональ-ному совершенствованию.

В настоящее время принято говорить о стрессе как об особом функциональном состоя-

нии, в котором организм человека реагирует на экстремальное воздействие, несущее в себе угрозу физическому благополучию и существованию человека.

Г. Селье отмечает, что ответ на экстремальную ситуацию у каждого человека разный, т. е. внешнее поведение может быть разным. В этом случае в условиях экстремальности те или иные ситуации могут оказаться абсолютно стрессогенными в зависимости от отношения к ним человека и его опыта. Одни «пасуют» перед трудностями, другие мобилизируют все свои физические и духовные возможности, чтобы противостоять им.

Согласно разработанным Г. Селье стадиям стресса, первая стадия - реакция тревоги, которая выражается в мобилизации всех ресурсов организма, способствующих быстрому проявлению оборонительной реакции. Вторая стадия - сопротивление, в ходе которого организму удается справиться с теми или иными опасными факторами. На этой стадии отмечается повышение стрессоустойчивости. Третья стадия - истощение. Организм человека устает, способность приспосабливаться снижается и накапливается усталость. Возникают новые сигналы тревоги, как в первой стадии, но в этом случае они возникают на фоне истощения адаптационной энергии.

По убеждению Г. Селье, есть два способа выживания в экстремальной ситуации: борьба и адаптация. Чаще всего к успеху ведет адаптация.

В условиях морской службы такая форма адаптации как сотрудничество дает возможность оказать помощь в сложившейся ситуации, обеспечивая тем самым успешное выполнение необходимых действий и правильное решение задач в экстремальной ситуации.

Подробно освещая исследования стрессо-устойчивости в психологической науке, А. М. Жуков приводит свое определение стрессоустойчиво-сти. Это «психофизическое состояние человека, обеспечивающее оптимальную адаптацию к экстремальным условиям, позволяющую решать возложенные на него служебные и быто-вые задачи без потерь (физических и психических), т. е. находясь в состоянии психофизичес-кого равновесия» [4]. Он приводит классификацию стратегий совладания человека с трудностями [4]. С. Фолк-ман и Р. Лазарус выделили и классифицировали 8 стратегий совладания:

1. Стратегия противостоящего совладания. Она состоит из агрессивных усилий человека изменить ситуацию неприязни и гнева в отношении того, что создало проблему.

2. Стратегия дистанцирования. Эта стратегия описывает попытки индивида отделить себя от проблемы, забыть о ней.

3. Стратегия самоконтроля. Заключается в старании регулировать собственные чувства и действия.

4. Стратегия поиска социальной поддержки. Являет собой усилия индивида найти в обществе информационную, материальную и эмоциональную помощь.

5. Стратегия принятия ответственности. Она заключается в признании своей роли в порождении проблемы и в попытке не повторить прежних ошибок.

6. Стратегия избегания. Складывается из усилий человека избавиться от проблемной ситуации, уйти от нее.

7. Стратегия планового решения проблемы. Она состоит в выработке плана действий и следования ему.

8. Стратегия позитивной переоценки. Описывает усилие человека придать позитивное значение происходящему, его попытку справиться с трудностями путем интерпретации обстановки в позитивных терминах.

Выбор личностью той или иной стратегии преодоления во многом зависит от выраженности у нее внутреннего или внешнего контроля над своей деятельностью. Одни проявляют уверенность в собственных силах, отсутствие необходимости во внешней поддержке. Другие же, напротив, отличаются неуверенностью в себе, необходимостью поощрений, болезненным реагированием на порицания, полаганием на «русский авось», случай или судьбу.

Иными словами, личностные особенности, которые влияют на выбор стратегий, являют собой одну из составляющих ресурсов - личностные и средовые.

Личностные ресурсы включают в себя такие составляющие, как физические (здоровье, выносливость и т. п.) и психологические (убеждения, самооценка, восприятие социальной поддержки, мораль, личностный контроль и т. д.).

Средовые ресурсы представлены составляющими социальными (индивидуальная сеть, социально-поддерживающие системы и т. д.) и материальными (деньги, оборудование и т. п.).

В качестве ресурсов рассматривает свойства личности, психические состояния и психические процессы М. В. Xватова, выявляя механизмы развития акмеологических ресурсов психологического здоровья молодежи, уделяя особое вни-

мание трактовке термина «ресурсы» в психологии. Она пишет, что «ресурсы - это действительное, актуальное, реальные возможности человека, которые могут быть использованы в случае надобности; это средство достижения цели, результата, например, здоровья» [7]. К ресурсам она относит, во-первых, качественные характеристики; во-вторых, систему регуляции (механизм регуляции).

Таким образом, свойства личности являются акмеологическими внутренними ресурсами, если обеспечивают оптимизацию деятельности. Обращение к акмеологическим ресурсам психологического здоровья способствует успешному достижению укрепления и развития у военнослужащих, проходящих службу на надводных кораблях военно-морского флота, психологических качеств, обеспечивающих их высокую психологическую устойчивость и готовность выполнять боевую, учебную, учебно-боевую задачу в любых ситуациях.

Совокупность акмеологических ресурсов психологического здоровья являет собой акмео-логический потенциал психологического здоровья военнослужащих, проходящих службу на надводных кораблях военно-морского флота.

Акмеологический потенциал как системное понятие отражает не отдельное сочетание ресурсов, а систему ресурсов. В этом случае потенциал представляет собой некоторую характеристику стержня личности, способствующей осознанию силы достижения цели. Повышение боеготовности корабля военно-морского флота, успешность несения военной службы напрямую зависят от условий сохранения и поддержания психологического здоровья служащих на надводных кораблях военно-морского флота.

Литература

1. Васильева О. С., Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. М., 2001. С. 21.

2. Василюк Ф. Е. Психология переживаний: (анализ преодоления критических ситуаций. М., 1964. С. 34.

3. Жуков А. М. Стресс жизни офицеров Вооруженных сил Российской Федерации // Мир психологии. М., 2008. № 4. С. 76, 86.

4. Жуков А. М. Стресс жизни офицеров Вооруженных сил Российской Федерации и его психопрофилактика: дис... канд. пед. наук. М., 2004. С. 76.

5. Казаков Ю. Н. В пространстве акмеологиче-ских знаний // Мир психологии. М., 2007. № 4.

6. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1979. С. 27, 36, 41.

7. Хватова М. В. Концепция развития акмеоло-гических ресурсов психологического здоровья молодежи: автореф. дис. ...д-ра пед. наук. Тамбов, 2012. С. 26.

* * *

RESISTANCE TO STRESS IN EXTREME CONDITIONS AS THE PROBLEM OF PSYCHOLOGICAL HEALTH OF THE MILITARY PERSONNEL OF THE SURFACE SHIPS OF THE NAVY

A. A. Shcherbak

In article the problem of psychological health of the military personnel serving on the surface ships of the Navy, in aspect of acmeological approach is considered, components of personal and environmental resources of psychological health are described, the main conditions of preservation and maintenance of psychological health of the military personnel in the conditions of an extreme situation come to light.

Key words: military service, psychological health, extreme situation, acmeological approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.