Научная статья на тему 'Условия профессиональной интеграции инвалидов средствами физической культуры'

Условия профессиональной интеграции инвалидов средствами физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
169
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ИНВАЛИДЫ И ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хакимова Феруза Тошпулатовна, Холиева Нигора Хуйдобердиевна

В статье рассматриваются меры по организации и проведению занятий по физической культуре для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: направления рабочих программ по дисциплине «Физическая культура», материально-технические условия, дополнительные требования в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Хакимова Феруза Тошпулатовна, Холиева Нигора Хуйдобердиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия профессиональной интеграции инвалидов средствами физической культуры»

Экскурсионная программа не должна быть слишком насыщенной. При организации досуговых программ необходимо отдавать предпочтение более здоровым мероприятиям типа конкурсов, вечеров, викторин и т.д., а также занятиям по интересам, позволяющим разнообразить досуг. Допускаются спортивные программы в виде необременительных прогулок-походов по окрестностям, несложных спортивных соревнований, занятий по аэробике, шейпингу, плаванию в море или бассейне и др. При этом рекомендуется создавать в курортных местностях, тяготеющих к семейному отдыху, курортно-туристские комплексы, позволяющие здоровым членам семьи заниматься спортом, туризмом, а нуждающимся в лечении лечиться и отдыхать.

Курортные программы в зависимости от места проведения тура могут предусматривать специальные процедуры, прописанные врачом. Это и морские оздоровительные процедуры, отдых в соляриях, аэрариях, грязе- и водолечение, принятие минеральных вод и пр. Очень важно здесь учитывать возраст и заболевание человека, т.к. могут пойти осложнения со здоровьем.

Программы отечественных оздоровительных туров строятся с учетом того, что приблизительно половину времени необходимо уделять на лечебно-оздоровительные процедуры.

Экскурсионная программа не должна быть слишком насыщенной. При организации досуговых программ необходимо отдавать предпочтение более здоровым мероприятиям типа конкурсов, вечеров танцев, викторин и т.п., а также занятиям по интересам, позволяющим разнообразить досуг. Допускаются спортивные программы в виде необременительных прогулок-походов по окрестностям, несложных спортивных соревнований, занятий по аэробике, шейпингу, плаванию и др. При этом рекомендуется создавать в курортных местностях, тяготеющих к семейному отдыху, курортно-туристские комплексы, позволяющие здоровым членам семьи заниматься спортом, туризмом, а нуждающимся в лечении лечиться и отдыхать.

Значение туризма в стране и в мире очень велико. Развитие его постоянно возрастает: улучшается качество обслуживания туристов, люди следят за благосостоянием природы и экологии в целом, соблюдаются культурные, эстетические нормы и правила, улучшается качество лечения, появилось разнообразие досуговой деятельности и все это, конечно, положительно сказывается на туристской индустрии в стране.

Список литературы

1. Агафонов М.А. Спортивное ориентирование: цели, задачи, проблемы / М.А. Агафонов // Проблемы, инновационные подходы и перспективы развития в индустрии туризма. Материалы 3-й Международной молодежной, научно-практической конференции, г. Сочи 21-24 апреля 2003 г. / Сочи, 2003. С. 168.

2. Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год. Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2015. № 23. Ст. 455.

УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ИНВАЛИДОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Хакимова Ф.Т.1, Холиева Н.Х.2

'Хакимова Феруза Тошпулатовна - старший преподаватель; 2Холиева Нигора Хуйдобердиевна - старший преподаватель,

кафедра физической культуры и спорта, Ташкентский государственный экономический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются меры по организации и проведению занятий по физической культуре для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: направления рабочих программ по дисциплине «Физическая культура», материально-технические условия, дополнительные требования в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся.

Ключевые слова: физическая культура, инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, средства физической реабилитации и социальной адаптации.

В государственных и общественных учреждениях общего назначения детей и взрослых, оказывающих дополнительные услуги в области физической культуры и спорта, все еще отсутствуют специалисты адаптивной физической культуры, несмотря на развернутую профессиональную

92

подготовку в вузах, а значит, отсутствует возможность организованных рекреационных и спортивных занятий с лицами, имеющими нарушениями в развитии. Наблюдаемый дефицит технологий социальной интеграции в адаптивной физической культуре не позволяет получить наиболее полный социально-педагогический эффект от занятий двигательной деятельностью. Имеющиеся программы и технологии организации физкультурно-оздоровительной работы, мероприятий культурно-спортивной деятельности характер. В настоящее время наиболее разработаны модели педагогической сохраняют эпизодический интеграции (интернальной и экстернальной) в работе с детьми, имеющими нарушения слуха, однако они имеют ограничения по возрастным и клиническим показателям и практически используются в различных видах адаптивной физической культуры [1].

В Ташкентском государственном экономическом университете получают профессиональное образование инвалиды с нарушением опорно-двигательной системы. В условиях инклюзивного образования, обучаются здоровые студенты. Обучение проходит на пяти факультетах: экономическом, бухгалтерского учёта и аудита, международного туризма, корпоративного управления и информационных технологий. Здесь встречается и детский церебральный паралич (ДЦП), и патологическое развитие конечностей, травматическая болезнь спинного мозга (ТБСМ), сколиозы и множество других.

Эти нарушения способствуют ограничению двигательной активности и поэтому наряду с основными, возникают вторичные нарушения и сопутствующие заболевания. Так, при поражении опорно-двигательного аппарата большая нагрузка ложится на мышечно-связочный аппарат позвоночного столба, нижних конечностей. Если мышцы недостаточно сильны, то в результате перегружаются и травмируются суставы. При пониженной двигательной активности нарушается работа функциональных систем, что, в конечном счете, приводит к возникновению заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и других систем.

Задачи, стоящие перед организацией занятий физическим воспитанием студентов с ПОДА различны: педагогические (образовательные, воспитательные, оздоровительные); реабилитационно-дифектологические задачи (реабилитационные, коррекционные, компенсаторные). Такое многообразие задач, стоящих перед занятиями по адаптивной физической культуре можно решить только при условии развитой материально-технической базы и квалифицированным профессорско-преподавательским составом кафедры [2].

К занятию физической культуры, проводимому с учащимися специальной медицинской группы, предъявляются следующие требования:

1. Обучение рациональному дыханию.

2. Формирование навыков, привычек правильной осанки и коррекция функциональных нарушений позвоночника.

3. Индивидуальный и дифференцированный подход к занимающимся.

4. Занятие должно быть эмоциональным, эстетически оформленным.

Перед педагогом и врачом стоит задача: подбирать индивидуальный двигательный режим и убеждать каждого студента, что только прилежными и систематическими занятиями физкультурой можно избавиться от своего недуга. Это поможет добиться положительной мотивации, активности, воспитания силы воли, необходимой для преодоления трудностей, связанных с возрастающими запросами к организму, а в конечном итоге - максимального оздоровительного эффекта от занятий.

Для студентов I и II групп инвалидности создан зал лечебной физической культурой (ЛФК). Он оснащён необходимым оборудованием для физической реабилитации: кушетки, гимнастические лестницы, брусья, гимнастические маты, зеркала. Здесь студенты, имеющие ограниченные возможности приобретают жизненно необходимые двигательные навыки. На занятиях применяются различные дыхательные и общеразвивающие упражнения в облегчённых исходных положениях, перед зеркальной стеной (для самоконтроля выполняемых движений) и с применением различного инвентаря: гимнастические палки, обручи, скакалки, утяжелители, гантели.

Для коррекции отставаний в физическом развитии и функциональных возможностей организма обучающихся в ТГЭУ оборудован кабинет «Валеологии». Укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем происходит на степптренажёре и лыжном тренажёре. Коррекция физических нарушений происходит с отягощением, можно выполнять упражнения со штангой и гантелями лёжа на атлетической скамье.

В ТГЭУ на занятиях ЛФК успешно решаются задачи по расширению двигательного потенциала студентов. Для этого имеется игровой зал и футбольное поле. На урочных и неурочных (секционных) занятиях успешно развиваются такие виды спорта, в том числе и паралимпийского, как: футбол, волейбол, баскетбол, настольный теннис, бадминтон, армрестлинг и шахматы.

Преподаватели кафедры сталкиваются с проблемами, которые в первую очередь касаются среды, в которой воспитываются абитуриенты. Надо признать, что проблемы физической реабилитации и

93

социальной интеграции инвалидов средствами физической культуры и спорта решаются медленно. Основными причинами слабого развития физической культуры и спорта среди инвалидов является практическое отсутствие специализированных физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружении, недостаток оборудования и инвентаря, неразвитость сети физкультурно-спортивных клубов, детско-юношеских спортивных школ и отделений для инвалидов во всех типах учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. Ощущается нехватка профессиональных кадров. Не выражена в достаточной степени потребность в физическом совершенствовании у самих инвалидов, что связано с отсутствием специализированной пропаганды, подвигающей их к занятиям физической культурой и спортом.

Список литературы

1. Миронова С.П. Занятия по физической культуре для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: специфика организации и проведения // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2017. Т. 31. С. 126-130.

2. Загайнова Е.В., Хацринова О.Ю., Старшинова Т.А., Иванов В.Г. Психология и педагогика. Учебное пособие. КГТУ, 2007. 92 с.

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОК С УЧЁТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗМА Алимбаева Р.Д.1, Разуваева И.Ю.2

'Алимбаева Розия Даулбаевна - старший преподаватель;

2Разуваева Ирина Юрьевна - старший преподаватель, кафедра физической культуры и спорта, Ташкентский государственный экономический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются учёт индивидуально-типологические особенности организма и конкретные задачи оптимизации определенных компонентов физического состояния, учёт сенситивных периодов в развитии двигательных качеств, оценка физической подготовленности на основе типологических нормативов на занятии физического воспитания.

Ключевые слова: физическое воспитание, двигательные качества, студентки, индивидуальные особенности.

В условиях модернизации узбекского высшего образования в качестве одного из перспективных направлений совершенствования учебного процесса рассматривается информатизация, признанная значительно повысить уровень подготовки кадров и обеспечить формирование у обучающихся информационной культуры.

Информатизация образования в Республике Узбекистан приобретает огромное значение успех нашей страны и возможность выбирать и реализовать стратегию повышения качества учебного процесса зависит от наличия современной образовательной и информационной сферы общества. Состояние информационной сферы в решающей мере зависит от степени образования в стране.

В последние годы ведется активный поиск путей индивидуализации физического воспитания студентов, однако он часто основан на имеющих целью достижение половозрастных нормативов физической подготовленности, базирующихся на среднестатистических данных. В связи с этим необходима разработка и реализация новой стратегии в сфере физического воспитания, направленной на преодоление противоречий между уровнем накопленных медико-биологических и психолого-педагогических знаний, с одной стороны, и современной практикой физического воспитания. Основными принципами этой стратегии должны стать адекватность содержания и условий физического воспитания индивидуально-типологическим особенностям организма и конкретным задачам оптимизации определенных компонентов физического состояния, учет сенситивных периодов в развитии двигательных качеств, оценка физической подготовленности на основе типологических нормативов, соответствие форм двигательной активности возможностям и способностям каждого.

Согласно разработанной технологии группа специалистов с инновационными технологиями учитывающие индивидуально-типологические особенности обучающихся. Результаты показали повышение двигательной подготовленности обучающихся. Это означает, что учащиеся должны получать такие задания, выполнение которых было бы для них приятным и интересным благодаря

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.