Научная статья на тему 'Условия проектирования инновационной деятельности старшеклассником в образовательной среде лицея'

Условия проектирования инновационной деятельности старшеклассником в образовательной среде лицея Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / INNOVATIVE ACTIVITY / PROJECTING STAGES OF INNOVATIVE ACTIVITY / INNOVATIVE PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жукова Татьяна Владимировна

В статье рассматривается проблема качественных личностных характеристик современного выпускника школы каким он должен быть и как на это влияет проектно-исследовательская деятельность. Раскрыто одно из направлений модернизации современного образования, связанного с усилением инновационного компонента образовательной деятельности учащихся. Описана опытная работа по проектированию инновационной деятельности, этапы формирующего эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERMS OF PROJECTING OF INNOVATIVE ACTIVITY OF SENIOR PUPILS IN EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF LYCEUM

The article reveals the problem of qualitative personal characteristics of the modern graduate of school -what it should be and as it is influenced by design-research activity. One of directions of modernization of modern formation, connected with strengthening of an innovative component of educational activity of pupils is opened Results of research in the sphere of innovative activity are defined, stages of forming experiment are described.

Текст научной работы на тему «Условия проектирования инновационной деятельности старшеклассником в образовательной среде лицея»

УДК 37.013

Жукова Татьяна Владимировна

аспирантка Оренбургского педагогического

университета

тел.: (961) 924-88-72

УСЛОВИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ЛИЦЕЯ

Zhukova Tatyana Vladimirovna

post-graduate student of Orenburg Pedagogical University tel.: (961) 924-88-72

TERMS OF PROJECTING OF INNOVATIVE ACTIVITY OF SENIOR PUPILS IN EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF

LYCEUM

Аннотация:

В статье рассматривается проблема качественных личностных характеристик современного выпускника школы - каким он должен быть и как на это влияет проектно-исследовательская деятельность. Раскрыто одно из направлений модернизации современного образования, связа-ного с усилением инновационного компонента образовательной деятельности учащихся. Описана опытная работа по проектированию инновационной деятельности, этапы формирующего эксперимента.

Ключевые слова:

инновационная деятельность, этапы проектирования инновационной деятельности, инновационные педагогические технологии.

The summary:

The article reveals the problem of qualitative personal characteristics of the modern graduate of school -what it should be and as it is influenced by designresearch activity. One of directions of modernization of modern formation, connected with strengthening of an innovative component of educational activity of pupils is opened Results of research in the sphere of innovative activity are defined, stages of forming experiment are described.

Keywords:

innovative activity, projecting stages of innovative activity, innovative pedagogical technologies.

В современной России не вызывает сомнений актуальность инноваций. Сегодня в условиях перехода российского образования на Федеральные Государственные образовательные стандарты второго поколения происходит смена образовательной парадигмы, которая затронет все компоненты системы образования. Современное образовательное учреждение должно формировать и развивать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, определяющие современное качество содержания образования. На сегодняшний день для выпускников школ, помимо знаний в той или иной области, очень важна способность самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, ставить цели, самостоятельно критически мыслить, грамотно работать с информацией.

Важное качество ученика-старшеклассника быть субъектом, творцом своего собственного жизненного пути, инициативно и ответственно осуществлять творческую, нравственную, познавательную и другие виды активности в прежней системе обучения практически игнорировалось.

Одно из направлений совершенствования современного образования связано с обновлением его концептуальных оснований, с усилением инновационного компонента образовательной деятельности учащихся.

Инновационный процесс, являясь закономерностью в развитии современного образования (Н.Р. Юсуфбекова), преобразует характер обучения учащихся в отношении таких его сущностных свойств, как целевая ориентация, развитие поисковой активности, характер творческого отношения к учению.

Развитие интеллектуального творчества, формирование активной позиции учащихся, умения работать с научной литературой и информацией - все это составляет основные задачи развития исследовательской деятельности старшеклассника.

Одним из видов инновационной деятельности старшеклассников является исследовательская деятельность. Особенности исследовательской деятельности старшеклассников отражены в постепенном и систематическом освоения ими процесса исследования и проектирования в течение всего периода обучения в лицее и заключаются в том, что мотивация занятий исследовательской и проектной деятельностями базируется на собственном опыте теоретической и практической деятельности в данном направлении.

Проектирование можно рассматривать как специфический вид деятельности, направленный на создание проекта как особого вида продукта; научно-практический метод изучения и преобразования действительности; форму порождения инноваций.

В рамках проектирования инновационной (исследовательской) деятельности в образовательной среде создаются условия развития личности, осуществляется построение процесса обучения в логике деятельности, имеющий личностный смысл для ученика; вариативность использования базовых знаний и умений в реальных ситуациях, проживаемых учащимися. Происходит развитие и обогащение познавательных возможностей и потребностей, индивидуального опыта обучаемых в практической деятельности (в отличие от традиционного усвоения знаний и прохождения образовательных программ).

Теоретический анализ и анализ собственного опыта позволил обосновать педагогические условия, способствующие эффективному проектированию инноваицонной деятельности старшеклассником: обеспечение готовности педагогов к инновационной деятельности старшеклассника; развитие целеполагания как ключевой компетентности старшеклассника; использование в образовательном процессе гуманитарных технологий, способствующих развитию таких активизации субъектной позиции старшеклассника.

Опытная работа предусматривала несколько этапов: констатирующий, формирующий, обобщающий.

Целью констатирующего эксперимента явилось изучение объективных характеристик, позволяющих определить уровень сформированности инновационной деятельности учащихся и уровень готовности педагогов к инновационной деятельности.

Таким образом, на основе изучения сформированности инновационной деятельности старшеклассников лицея и школ на констатирующем этапе можно сделать выводы: среди учащихся преобладает уровень высокой личностной, учебно-познавательной мотивации (63 %); часть учеников умеет решать стандартные и нестандартные задачи (проблемы) на высоком уровне (примерно 17 %), на среднем уровне (21 %); у старшеклассников существуют проблемы развития информационной, коммуникативной, общекультурной, учебно-познавательной компетенций; ученикам не хватает практических, интересных занятий; большая часть педагогов готова к внедрению инновационной деятельности у себя на практике (59 %); среди педагогов преобладает процент тех, кто внедряет у себя на практике элементы инновационной деятельности, но без творческого подхода.

Формирующий эксперимент проходил в три этапа: организационно-подготовительный, практический, результативно-оценочный.

Первый этап (организационно-подготовительный) включал процесс подготовки к восприятию учителями и учащимися проблемы инновационной деятельности, в ходе которого осуществлялась реализация первого педагогического условия (обеспечение готовности педагогов к инновационной деятельности старшеклассника). Методом наблюдения были изучены творческие и профессиональные возможности обеспечения готовности педагогов к инновационной деятельности.

Для того чтобы подготовить педагогов к инновационной деятельности старшеклассника в лицее, был проведен ряд обучающих и проблемных семинаров по следующим темам: «Концептуальные основы инновационной системы образования. Специфика педагогических инноваций», «Инновации в образовании», «Проектирование инновационной деятельности в образовательной среде лицея». А также был внедрен спецкурс «Организация научно-исследовательской деятельности в образовательной среде лицея». Спецкурс состоял из трех модулей: «Гуманитарная технология в дисциплинах социально-гуманитарного профиля», «Технология методологически ориентированного обучения (на примере естественнонаучных дисциплин)», «Технология формирования субъектной позиции».

На данном этапе были использованы следующие приемы и методы: беседа, перекрестная дискуссия, построение денотантного графа, личностно-ориентированный текст, «мозаика проблем», стратегия обучения решению проблем «ИДЕАЛ».

Реализация второго педагогического условия (развитие целеполагания как ключевой компетентности старшеклассника) и третьего (использование в образовательном процессе гуманитарных технологий, способствующих активизации субъектной позиции старшеклассника) происходила на втором (практическом) этапе формирующего эксперимента.

В качестве основных гуманитарных педагогических технологий мы взяли технологию педагогической поддержки, технологию проблемного обучения и технологию коллективного взаимодействия. Методологическим основанием выбора данных технологий служат идеи развития личности, достижение высокого уровня умственного развития обучаемых, формирование познавательной самостоятельности; субъект-субъектного характера педагогического взаимодействия.

На данном этапе были использованы следующие приемы и методы: создание ситуации выбора; проблемная беседа; таблица «знаний и незнаний»; стратегия обучению ИДЕАЛ; миниисследование, денотантный граф; перекрестная дискуссия; задания исследовательского характера; дебаты, диспут; проекты; эссе; синквейн; личностно-ориентированный текст; сочинение; проекты; составление заданий для партнера; диалог сверстников; мозговой штурм.

На третьем (результативно-оценочном) этапе мы зафиксировали, что увеличилось количество учащихся, заинтересованных исследовательской деятельностью - старшеклассники решали задачи исследовательского характера, разрабатывали исследовательские проекты по различным темам, учавствовали в различных конкурсах и олимпиадах (городская научнопрактическая конференция «Интеллектуалы XXI века», конференция «Горизонты науки и образования XXI века», турнир школьников им. М.В. Ломоносова, заочный конкурс «Познание и творчество», международный игровой конкурс «Русский Медвежонок», всероссийский конкурс научно - инновационных проектов для старшеклассников «Чистая планета для нашего будущего», областной конкурс сочинений учащихся старших классов «Единая Россия», международный игровой конкурс «Золотое Руно»).

Мы в качестве основных результатов понимали проекты, написанные самими старшеклассниками (социальный проект «Уголок России»).

Заключительный этап педагогического эксперимента ставил своей целью подведение итогов и анализ результативности исследуемого процесса. Данные, полученные в ходе итоговой оценки, свидетельствуют о положительной динамике уровня проектирования инновационной деятельности. Количество учащихся, показавших высокий уровень по ценностносмысловому компоненту, возросло с 67 % до 81 % в экспериментальной группе и с 58 % до 64 % в контрольной группе, по когнитивному - с 38 % до 67 % в экспериментальной группе и осталась прежней в контрольной группе; по операциональному - с 19 % до 48 % и с 14 % до 29 % соответственно.

Таким образом, ученики научились формулировать, определять свои цели при освоении какой-либо темы, осознавать не только содержание учебного материала, но и содержание выполняемой деятельности. У старшеклассников развиваются навыки и умения самоактуализации, самореализации, самооценки и самоконтроля. В процессе применения предложенных приемов и способов формируются субъектные качества учащихся, такие как независимость суждений; направленность; отношение к окружающему, к деятельности, к себе; организованность; рациональное поведение в различных ситуациях; творческая активность; объективная самооценка; способность к самоанализу, рефлексии.

Проведенное исследование открывает новые перспективы в изучении проблемы теории и практики инновационной деятельности образовательного процесса лицея: поиск новых условий эффективности проектирования инновационной деятельности старшеклассника в образовательном среде лицея; изучение других инновационных педагогических технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.