ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГОВ
УДК 371.1
О. В. Железнякова
Директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 15 г. Владивостока»
E-mail: school15@sc.vlc.ru
Oksana V. Zheleznyakova
Director, School No. 15, Vladivostok, Russia
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье представлен опыт создания педагогических условий для формирования готовности учителей к инновационной деятельности на примере общеобразовательной школы в ходе реализации инновационного школьного проекта «Внедрение обогащающей модели обучения в образовательный процесс школы». Приведен комплекс мероприятий для преодоления внутреннего риска при внедрении проекта (неготовности учителей образовательного учреждения к инновационной деятельности).
Ключевые слова: педагогические условия,
готовность учителей, инновационная деятельность, школьный проект, коллектив единомышленников.
Сегодня педагогические работники образовательной организации выступают главным ресурсом в обновлении и реформировании образовательного процесса. Задумав какие-либо изменения, администрация школы должна учитывать внутренние риски, связанные с принятием или непринятием этих изменений со стороны учителей, особенно при введении в работу образовательной организации инновационной деятельности.
Инновационная деятельность, в соответствии со статьей 20 Федерального закона ФЗ-273 «Об
Как цитировать статью: Железнякова О. В. Педагогические условия для формирования готовности учителей к инновационной деятельности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2, №5 (55). С. 68-77.
образовании в Российской Федерации», ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования. Инновационная деятельность рассматривается основным законом об образовании как сложная системная психолого-педагогическая и организационная проблема, и воплощается она в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями [4]. Актуальность нашего исследования определяется потребностью образовательной организации в создании педагогических условий для формирования готовности учителей к инновационной деятельности в рамках школьного проекта.
В ходе решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение психолого-педагогической литературы); эмпирические (анализ данных, анкетирование).
В российском государстве проблема готовности учителей к ведению инновационной деятельности является одной из самых насущных на сегодняшний день. Новые способы решения образовательных программ в ходе реализации инноваций требуют серьезной ломки профессиональных педагогических стереотипов. Это связано с изменением подхода к образованию, его целям, используемым методам. Наше исследование поднимает проблему создания педагогических условий для формирования готовности учителей к инновационной деятельности. Целью настоящей статьи стало ознакомление читателя с опытом создания условий для формирования готовности учителей в ходе внедрения школьного инновационного проекта.
Изначально научный термин готовности появился в исследовательских работах в рамках изучения понятия компетентности.
Изменить методы педагогической деятельности, осмыслить собственные барьеры, которые мешают профессиональной деятельности на высоком уровне, самоанализу. По мнению Е. Ю. Ибатулиной, они препятствуют когнитивной и мотивационно-ценностной установке на изменение собственной педагогической деятельности [2, с. 24].
Готовность к инновационной деятельности, по мнению В. И. Долговой, говорит о зрелости педагога, является продуктом его образования, ко-
торое предполагает соответствующие ему знания, умения и направленность. При этом исследователь главным считает содержание социального уровня направленности личности педагога [1].
О. М. Краснорядцева говорит о готовности педагога к инновационной деятельности как о готовности действовать в условиях непредсказуемых результатов и при этом — готовности отвечать за результаты этой деятельности. Такой педагог готов к переменам, открыт к изменениям, легко перестраивается [3].
Помимо психологических подходов к феномену готовности существуют также и педагогические.
С. У Рустамова, заместитель директора по ВР «МБОУ СОШ № 92» г. Екатеринбурга, изучала готовность педагогов к инновационной деятельности. Исследователь считает, что ее можно измерить и классифицировать три ее уровня — низкий, средний и высокий [5, с. 58]. Каждому из уровней С. У Рустамова дает характеристику. Исследователь считает, что при низком уровне сформированной готовности у педагогов есть общее представление об инновационной деятельности, о знаниях, навыках и обобщенных способах выполнения проектировочной деятельности; у них отсутствует инициатива, педагоги пассивны и настороженны в восприятии нового в педагогической деятельности, уровень творческого потенциала низкий; не проявляется стремление к саморазвитию и самосовершенствованию; не всегда присутствует адекватная оценка собственной деятельности. Средний уровень исследователь характеризует как готовность к реализации инновационной деятельности; понимание учителем значимости инновационной деятельности: поверхностное владение теоретическими основами исследовательской деятельности; несформированность навыков выполнения проектной деятельности; проявление знаний и умений только в стандартных условиях; неустойчивый интерес к инновационной деятельности; стремление к саморазвитию, но не всегда адекватное оценивание собственной деятельности. Высокий уровень готовности свидетельствует о методологических знаниях учителей; высокой методологической культуре, обеспечивающей овладение теоретическими основами исследовательской деятельности; формировании собственной педагогической философии; инновационном стиле мышления, характеризующемся высокой смысловой насыщенностью, открытостью в восприятии нового и в то же время рациональностью, реалистичностью, прагматичностью; развитых творческих способно-
стях, способности к проектированию и моделированию, активности и инициативности педагогов в реализации творческих способностей, практическом выходе проектной деятельности педагогов; ярко выраженном стремлении к саморазвитию; владении навыками самоанализа; развитых рефлексивных способностях. Успешность профессиональной деятельности учителя предопределяется его готовностью к исполнению.
Формирование готовности учителей МБОУ «СОШ № 15» к инновационной деятельности осуществлялось нами в ходе реализации инновационного образовательного проекта «Внедрение обобщающей модели обучения в образовательный процесс школы». Проект был выполнен коллективом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 15 г. Владивостока» в рамках реализации гранта, выигранного в конкурсе среди муниципальных общеобразовательных учреждений г. Владивостока в 2017 году. Научный консультант проекта — Савельева Нина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры ТМПО (кафедра теории и методики профессионального образования) Дальневосточного федерального университета.
В процессе работы над школьным проектом «Внедрение обогащающей модели обучения в образовательный процесс школы» (МПИ-проект
Э. Ф. Гельфман, М. А. Холодной) администрация школы и научный руководитель проекта столкнулись с внутренним риском, вызванным неготовностью педагогических работников образовательного учреждения к инновационной деятельности.
Для преодоления этого риска нами были поставлены отдельные цели и задачи для создания педагогических условий для формирования готовности учителей к инновационной деятельности.
Одной из целей школьного проекта стало создание педагогических условий для формирования готовности учителей к инновационной деятельности. Такими этапами формирования стали:
— повышение квалификации учителей — как результат осмысления участниками образовательного процесса феномена интеллектуального воспитания учащихся школы;
— активное включение каждого члена проектной команды в творческую деятельность;
— и, как следствие, презентация (трансляция — осмысление) своего опыта инновационной деятельности.
В ходе выполнения проекта в образовательной организации была сформирована команда из семи педагогов, которая прошла программу профессиональной переподготовки «Управление педагогическими проектами» (Психолого-педагогические основы ФГОС общего образования) для педагогических работников системы муниципального образования г. Владивостока, разработанную доктором педагогическим наук, профессором М. Н. Невзоровым. Целью данной программы является внедрение целостного и системного представления о педагогической реальности и путях трансформации (преобразования) действительности массовой школы (общеобразовательной и профессиональной) в педагогическую (гуманитарную) систему: реализация идеологии ФГОС посредством педагогического проектирования. Программа рассчитана на 270 часов.
Главными задачами курса были:
— включение у массового педагогического работника экзистенциальной и профессиональной рефлексии, которая позволит ему стать субъектом собственного развития (педагогом-мотиватором-навигатором);
— оказание личностно-профессиональной поддержки и сопровождение преобразования массовой школы в авторскую;
— интеграция педагогических работников в интеллектуальную педагогическую общность как со-бытийную. Критерием «пробуждающейся» корпоративной культуры педагогической общности (как гуманитарной системы) явится рождение поэзиса (сборка субъект развития педагогического сообщества города).
Для создания новизны и интереса педагогического коллектива была предложена тема исследования в ходе работы по гранту, которая позволила вызвать интерес у большинства учителей школы — это «обогащающая модель» обучения, включающая в себя глубокие знания о стилях детского мышления в целом и тем более индивидуальных познавательных стилях разных учеников. Так, при изучении точного школьного предмета предпочтителен один познавательный стиль, для изучения гуманитарного цикла предметов — другой стиль мышления и т.п. Знания о существовании разных познавательных стилей помогут строить отношения с детьми с радикально иными познавательными предпочтениями [6]. Знания об уникальности естественного интеллектуального ресурса каждого человека позволят учителю стать успешным в работе и откроют новый диапазон необходимых интересных профессиональных знаний.
Каждый из членов команды школьного проекта внес свой вклад в осмысление общего поля научных знаний. Так, учитель начальных классов осмысливал и делился своими новыми знаниями в области развития интеллектуальных ресурсов учащихся четвертого класса средствами математики. Учитель математики — сопоставление обычного учебника математики и учебника математики Э. Ф. Гельфман и М. А. Холодной «Анализ учебных пособий для 5-го класса в проекте МПИ (Математика. Психология. Интеллект)».
Кроме того, в ходе внедрения проекта была создана рабочая группа, состоящая из учителей-предметников, которые в следующем учебном году войдут в 5-й класс и которые в этом году работают на 5-м классе, также в эту группу вошел учитель начальной школы: его выпускники на следующий учебный год станут пятиклассниками.
Мы решили создать дидактический материал для учащихся 5-го класса в поле «обогащающей модели» обучения под началом научного руководителя проекта — к.п.н, доцента Н. Н. Савельевой. Каждый учитель-предметник создал дидактический материал на предметном содержании своего учебного предмета. Таким образом, нами были созданы развивающие тексты по следующим предметам: математика — 4-й класс, русский язык — 5-й класс, история — 5-й класс, биология — 5-й класс, технология — 5-й класс. Учитель математики будущего 5-го класса проанализировал учебно-методический комплекс (УМК) проекта МПИ (Математика. Психология. Интеллект) для дальнейшего его применения в практике. Сравнил УМК школьного учебника с УМК МПИ-проекта. Сделал выводы, что данный учебно-методический комплекс соответствует ФГОСам и направлен на активное развитие ментального (умственного) опыта учащихся. При этом остальными учителями школы (преподавателями английского языка, географии, физической культуры, ОБЖ) были осмыслены основные парадигмы интеллектуального воспитания на содержании собственной предметной области для 5-го класса.
Еще одним условием стало включение учителей в инновационную деятельность, а именно разработка учителем собственных развивающих учебных текстов на своем предметном содержании в рамках обогащающей модели. При осуществлении этого условия педагогические работники внедряли инновационную деятельность уже на собственном предметном поле: учитель истории создавал комплекс развивающих учебных текстов на предметном содержании «история» для обогащения
ментального опыта учащихся 5-го класса, учитель русского языка — на предметном содержании «русский язык», учитель биологии — на предметном содержании «биология», учитель технологии — на предметном содержании «технология». Таким образом, педагогические работники осуществляли инновационную деятельность в одном смысловом поле — «Интеллектуальное воспитание» — с обучающимися одного класса — пятого.
Третье условие — это создание коллектива единомышленников. Только в здоровом коллективе возможна инновационная деятельность, основой которой является творчество. Творчество невозможно среди вражды и агрессии.
Успешная школа подразумевает сплоченный коллектив единомышленников, подчиненный единой идее, единой философии, способный к субъективной рефлексии. Только здоровый коллектив может выстроить единую успешную школу, в которой будет комфортно всем учителям: как опытным и зрелым, так и молодым, нарабатывающим собственную учительскую философию.
Что может послужить толчком к созданию единого коллектива, способного к здоровой рефлексии, способного быть не объектом, а субъектом образования и управления? Какие условия могут породить те смыслы, которые станут ценными для всех его членов, превратят их в единомышленников?
Мы полагаем, таким решением может стать работа всего коллектива в едином смысловом пространстве. Проблемы школы являются личными и для учителей, работающих в ней. Каждый из учителей сталкивается с ними и старается их разрешить. Необходимо найти ту идею, которая поможет в решении рабочих и собственных профессиональных проблем. Такой идей для нас стало «Интеллектуальное воспитание» — оно стало основой, содержанием научно-методической работы школы.
Четвертое условие: материально-техническое оснащение реализации проекта. Учебные книги и практикум для 5-го класса, разработанные авторским коллективом под руководством Э. Г. Гельфман и М. А. Холодной в рамках проекта «Математика. Психология. Интеллект» (МПИ-проект), интерактивные доски повысили компетентность педагогических работников в области цифровых технологий.
Таким образом, при создании педагогических условий для формирования готовности учителей к инновационной деятельности нами были
решены следующие задачи: произошло объединение учителей в команду единомышленников, был разработан комплекс развивающих учебных текстов по различным предметам для учащихся 5-го класса в рамках реализации обогащающей модели обучения, произошло материально-техническое оснащение инновационного процесса. Для решения поставленнных задач были проведены следующие мероприятия: прошло заседание педагогического совета по теме «Знакомство с обогащающей моделью обучения Э. Г. Гельфман, М. А. Холодной»; состоялось обучение учителей по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Обогащение ментального (умственного) опыта учащихся»; прошло корпоративное обучение учителей, защита единого школьного проекта «Внедрение обогащающей модели обучения в образовательный процесс школы» коллективом команды школьного проекта; проведена профессиональная переподготовка учителей на базе АНО «АКМЕ („ЦДААО“)» по программе дополнительного профессионального образования «Управление педагогическими проектами»; прошло обучение учителей — авторов-разработчиков дидактических заданий на семинаре «Концепция М. А. Холодной по обогащению ментального опыта учащихся»; состоялось совместное заседание рабочей группы проекта с учителем-практиком, работающим в поле обогащающей модели обучения; прошли консультации с научным руководителем проекта — к.п.н. Н. Н. Савельевой.
Таким образом, в результате внедрения обогащающей модели обучения наши учителя получили высокую теоретическую и технологическую подготовку, у них появился положительный опыт осуществления инновационных преобразований в образовательном процессе, обновлено методическое сопровождение в решении злободневных проблем образовательного процесса. Кроме того, учителя получили дополнительную профессиональную подготовку в области интеллектуального воспитания, субъект-субъектного обучения, приобрели опыт работы с развивающими текстами, научились самостоятельно создавать задания в рамках обогащающей модели обучения. Нами были созданы комплексы развивающих учебных текстов на предметном содержании дисциплин «Русский язык», «История», «Биология», «Технология» для обогащения ментального опыта учащихся 5-го класса.
Для понимания того, какая профессиональная подготовка необходима учителям для внедрения проекта, нами была составлена анкета
и проведено анкетирование всего педагогического коллектива МБОУ «СОШ № 15» для исследования профессионально-личностного потенциала педагогов при реализации проекта «Внедрение интеллектуального воспитания посредством „Обогащающей модели обучения“». Анкета оценивала уровень методической подготовки педагогов к проекту на начальном этапе и в ходе его внедрения.
В рамках исследовательской части проекта использовалась специально разработанная анкета из 30 вопросов. Вопросы анкеты были закрытыми и предполагали выбор предпочитаемого варианта из нескольких предложенных. Анкета включала вопросы, связанные с оценкой педагогами своих профессиональных знаний и умений в области современных образовательных технологий, оценкой личностных, метапредметных и учебных результатов, выявлением затруднений в работе, готовностью транслировать личный опыт работы.
На завершающем этапе внедрения проекта нами было проведено повторное анкетирование, которое показало, что учителя переосмыслили собственный уровень профессиональной подготовки. И хотя свой профессиональный опыт готовы сегодня транслировать только три (23%) учителя и снизилось количество уверенных в собственных профессиональных компетенциях, количество учителей, понимающих необходимость профессионального обучения, увеличилось. Снизилось количество педагогов, считающих себя успешными в учебно-исследовательской деятельности, в проектировании урока по предмету с позиции использования системно-деятельностного подхода. Но повысилось количество педагогов, которые считают, что они владеют современными образовательными технологиями. Увеличилось и время, которые учителя тратят на уроках на применение новых образовательных технологий, на проведение рефлексии по результатам урока.
Программы повышения квалификации, которые педагоги проходят один раз в три года, не приводят к повышению готовности. Проект «Внедрение обогащающей модели обучения в образовательный процесс школы» был запущен в МБОУ «СОШ № 15» в июне 2017 года. Он стал решающим фактором повышения готовности педагогов, развития их самообразования и самовоспитания. Школьный проект не только позволил обогатить ментальный (умственный) опыт учащихся, но и повлияет на профессионально-личностный потенциал педагогов общеобразовательной школы.
Литература
1. Долгова В. И., ГольеваГ. Ю. Эмоциональная устойчивость личности. Челябинск, 2014 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docplayer.ru/45923919-V-i-dolgova-g-yu-goleva-emocionalnaya-ustoychivost-lichnosti.html (дата обращения: 18.05.2018).
2. Ибатуллина Е. Ю. Готовность педагога к инновационной деятельности как фактор коррекции профессионального консерватизма: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2013. 24 с.
3. Краснорядцева О. М. Методология и история психологии // Исследовательская группа «Социальные науки». 2009. № 4. С. 73-81 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psyjournals. ru/authors/43607.shtml (дата обращения:18.05.2018).
4. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 18.05.2018).
5. ХолоднаяМ. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004. 384 с.
6. ХолоднаяМ. А., Гельфман Э. Г. Развивающие учебные тексты как средство интеллектуального воспитания учащихся. М.: Институт психологии РАН, 2016. 200 с.
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF TEACHERS’ READINESS FOR INNOVATION ACTIVITY
The article presents the experience of creating pedagogical conditions for the formation of teachers’ readiness for innovative activity on the example of a secondary school in the realization of the innovative school project “the Introduction of an enriching model of teaching in the educational process of the school.” There is a set of measures to overcome inner risk in the realization of the project (the unavailability of teachers of educational institutions to innovation).
Keywords: pedagogical conditions, teachers’ readiness, innovative activity, school project, team of like-minded people.
References
• Dolgova V.I., Goleva G. Yu. EHmocional'naya ustojchivost' lichnosti. CHelyabinsk, 2014 [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://docplayer.ru/45923919-V-i-dolgova-g-yu-goleva-emocionalnaya-ustoychivost-lichnosti.html (data obrashcheniya: 18.05.2018). [In Rus].
• Holodnaya M. A. Kognitivnye stili. O prirode individual'nogo uma. 2-e izd. SPb.: Piter, 2004. 384s. [In Rus].
• Holodnaya M. A., Gel’fman E. G. Razvivayushchie uchebnye teksty kak sredstvo intellectual'nogo vospitaniya uchashchihsya. M.: Institut psihologii RAN, 2016. 200 s. [In Rus].
• Ibatullina E. Yu. Gotovnost' pedagoga k innovacionnoj deyatel'nosti kak faktor korrekcii professional'-nogo konservatizma: avtoref. dis. . kand. ped. nauk. Volgograd, 2013. 24 s. [In Rus].
• KrasnoryadcevaO.M. Metodologiya i istoriya psihologii // OOO «Issledovatel’skaya gruppa «Social’nye nauki». 2009. № 4. S. 73-81 [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://psyjournals.ru/ authors/43607.shtml (data obrashcheniya:18.05.2018).
• Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon № 273-FZ ot 29 dekabrya 2012 g. [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (data obrash-cheniya: 18.05.2018).