ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Молчанов С. Г., Яковлева Г. В.
Смена образовательных парадигм, растущая вариативность дошкольного образования, открытость образовательного пространства, приводящая к сосуществованию различных образовательных моделей и технологий - все это достаточно резко меняет представление о том, какие же компетенции современного педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) стоит считать действительно значимыми (важными). Если учесть новый социальный заказ, обращенный к непрерывному педагогическому образованию, который выражается в виде требований к квалификации педагогов, способных к саморазвитию, к самостоятельному освоению инноваций в сфере образования детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии, то становится понятным тот интерес к интегративным характеристикам личности педагога, включающим и такую, как «профессиональная компетентность».
Социальный запрос к уровню и качеству специального (коррекционного) дошкольного образования меняет требования к профессиональной компетентности педагогов специальных коррекционных ДОУ. Это обусловлено тем, что в психологической науке возникли новые представления об источниках и механизмах развития детей дошкольного возраста, новые представления о роли и месте взрослого в формировании ребенка как личности, способной реализовать себя как часть социума. Развивающаяся в дошкольном образовании инновационная деятельность требует не просто повышения квалификации воспитателя - в традиционном понимании прироста у него профессиональных знаний, умений и навыков (компетенций), но изменения профессионального мышления как показателя его профессиональной компетентности. Профессиональное мышление может проявиться в способности педагога обнаруживать, ставить и решать новые педагогические задачи разного уровня -стратегические, тактические, оперативные.
Говоря о профессиональной компетентности, мы имеем в виду наличие у педагога ряда необходимых знаний, умений и навыков (компетенций):
г. Челябинск
1. Коммуникативные компетенции необходимы для установления контакта с воспитанниками и их родителями, для передачи собственного педагогического опыта другим педагогам.
2. Гностические компетенции - это анализ свои возможностей для достижения поставленных задач, возможностей детей в обучении.
3. Конструктивные компетенции - это разработка методической продукции для организации профессиональной деятельности (конспектов занятий, авторских образовательных программ, методических материалов, которые могут быть востребованы педагогами других образовательных учреждений).
4. Проектировочные компетенции - это прогнозирование и построение системы обучения и воспитания с учетом последних требований со стороны государства и родительского социума, создание авторских индивидуальных программ образования детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии.
5. Организаторские компетенции - это создание детско-взрослого коллектива, способность вести за собой детей и родителей, убеждать в необходимости того или иного действия; направление их сил и желаний на достижение поставленных целей формирования личности ребенка- дошкольника.
Совокупность этих групп компетенций составляют профессиональную компетентность педагога. [3].
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года ставит задачу создания условий для развития личности ребенка дошкольного возраста. [1]. Для реализации данной задачи предполагается новое содержание профессионально-педагогической деятельности педагогов ДОУ, куда входит готовность педагогов осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией, самостоятельно разрабатывать новации, позволяющие обновлять и модернизировать образование детей дошкольного возраста. Это доказывает, что педагоги специального кор-
рекционного ДОУ должны владеть всеми составляющими методической компетентности, которую мы определяем как часть профессионально-педагогической компетентно-
сти, ответственную за готовность педагогов:
1) осуществлять традиционную педагогическую деятельность;
2) проектировать и конструировать педагогические инновации, то есть подготовленность профессионально отбирать содержание инновации, проектировать реализацию этого содержания через применение современных педагогических технологий; прогнозировать ожидаемый результат, который может быть получен в ходе реализации инновации, описывать критерии оценивания эффективности спроектированной инновации.
При внедрении новации (позитивного педагогического опыта коллег) у педагогов актуализируются такие профессионально-
значимые компетенции, как организационные, коммуникативные и гностические, а при разработке новации (при создании авторских программ, методических материалов, учебных пособий) - актуализированы проектировочные и конструктивные.
Таким образом, повышение уровня методической компетентности педагогов, в состав которой и входят проектировочные и конструктивные компетенции, является целью инновационной методической работы, разворачиваемой на сегодняшний день в ДОУ. И организация системы инновационной методической работы, направленной на решение проблем в деятельности педагога, является одним из условий повышения уровня его методической компетентности.
На базе Муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа - детский сад компенсирующего вида № 440 г. Челябинска, являющегося городской экспериментальной площадкой по проблеме «Организационно-педагогические условия инновационной методической работы в образовательном учреждении, реализующем инновационные образовательные программы», была разработана и апробирована модель построения инновационной методической работы, которая включала в себя основания обновления методической работы в ДОУ: содержание регионально-муниципальной политики в области обновления методической работы, приоритеты образовательного учреждения в обновлении методической работы, рейтинг образовательного учреждения, кадровый потенциал для осуществления инновационной методической
работы, образовательные потребности потребителей образовательных услуг. Приоритетными направлениями в стратегии обновления методической работы определены: повышение уровня конкурентоспособности педагогов на рынке образовательных услуг, методическое, научно-методическое и дидактическое обеспечение образовательного процесса. Определение основной цели и задач, приоритетных направлений в стратегии обновления методической работы позволило выделить необходимые и достаточные условия:
• отбор инновационного содержания дошкольного образования и организацию его оценивания педагогами;
• проектирование продуктивных форм методической работы;
• нормирование форм методической работы, сориентированных на освоение и разработку педагогами ДОУ инновационных программ и технологий, на повышение их профессиональной компетентности.
Данная модель доказала свою действенность и эффективность.
Содержание инновационной методической работы в современных ДОУ отражает инновационные тенденции, связанные с обновлением содержания коррекционного дошкольного образования, с применением в образовании дошкольников современных педагогических технологий (информационных, «развивающего обучения», «метода проектов»). Это в полной мере относится к образовательным учреждениям, воспитывающим детей с нарушением зрения. [5].
И если инновационная методическая работа основана на применении измерительных материалов для определения уровня профессиональной компетентности каждого педагога, то обеспечивается рост этой компетентности. В состав инструментария по оцениванию уровня профессиональной компетентности педагогов входят предложенные современными исследованиями карты экспертного оценивания профессиональной компетентности педагогов, критерии и измерители оценивания готовности педагогов к инновациям, показатели этой готовности [2, 4].
Однако на сегодняшний день недостаточно практического материала, который предоставил бы руководителям ДОУ инструментарий для оценивания уровня методической компетентности педагогов. А ведь это очень важно в современных условиях внедрения и разработки инноваций, касающихся дошкольного образования; важно с точки зрения построения «адресной» помощи педагогу-
новатору, который пытается разработать авторские подходы к образованию детей дошкольного возраста.
Мы считаем, что если оценивание методической компетентности педагогов ДОУ, как части профессиональной, будет производиться относительно состояния инновационной методической работы, то обеспечится возможность целенаправленного воздействия на их профессиональную компетентность.
Для оценивания уровня методической компетентности также необходим специальный инструментарий, который дает руководителям возможность определить болевые точки каждого педагога, работающего в инновационном режиме, а значит - наметить пути «адресно-направленной» методической помощи и поддержки. По нашему мнению, отбор или разработка и применение адекватного инструментального обеспечения оценивания уровня методической компетентности будет вторым из условий повышения ее уровня.
Для оценивания актуального уровня профессиональной и методической компетентности педагогов специальных коррекционных ДОУ нами были предложены экспертные карты:
• экспертная карта выявления уровня методической компетентности педагогов, в содержание которой внесены следующие компетентности: информированность педагога об инновационных явлениях в образовании; определение содержания инновационной деятельности; отбор наиболее эффективных педагогических технологий реализации содержания инновации; разработка педагогом инновационной методической продукции; подбор или разработка критериев оценивания качества образования на основе данной инновационной методической продукции; организация педагогом самообразования для осуществления инновационной деятельности;
• экспертная карта оценивания
уровня профессиональной компетентности педагога ДОУ: профессионально-
педагогическая подготовленность, профессионально-педагогическая деятельность, профессионально-педагогическая поисковая или исследовательская активность, информационнокоммуникативная функция, регулятивно-
коммуникативная функция, гностический ком-
понент профессионально-педагогической деятельности, коммуникативный компонент профессионально-педагогической деятельности, организаторский компонент профессиональнопедагогической деятельности, конструктивнопроектировочный компонент профессионально-педагогической деятельности.
Оценивая уровень профессиональной и методической компетентности каждого педагога с помощь предложенных экспертных карт, руководители ДОУ смогут получить объективную информацию о тех проблемах, которые необходимо устранить. Полученные в ходе оценивания данные позволят построить личностно ориентированную методическую помощь и поддержку педагогам.
Таким образом, условиями повышения уровня профессиональной и методической компетентности, на наш взгляд, являются следующие:
• оценивание актуального уровня этих компетентностей с помощью специально отобранного инструментария, адекватного условиям инноваций и особенностям деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения;
• создание системы инновационной методической работы, направленной на решение выявленных проблем педагогов.
Литература
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010года. - М., 2002. - 36с.
2. Котлярова И.О. Становление профессионально-педагогической квалификации: Научно-методические рекомендации для руководителей / Под ред. С.А.репина. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 1998.- 72с.
3. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. - Л.: Изд-во Ле-нингр. Ун-та, 1980. - 169с.
4. Маркова А.П. Психология профессионализма. - М.: Просвещение, 1996. - 321 с.
5. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения. - М., изд-во «Г о-роД», 1998. - 262с.
© С. Г. Молчанов,
Г. В. Яковлева, 2008