УДК 373 ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Яковлева Г. В.
В статье на основе анализа инновационных тенденций в образовательной политике России в свете введения Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Предложены подходы к проектированию и реализации технологии развития инновационной методической деятельности в дошкольном образовании.
Цель: описать технологию развития инновационной методической деятельности педагогов дошкольного образования в условиях введения Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Метод или методология проведения работы: методология
педагогического исследования.
Результаты: предложенная автором технология может быть внедрена в систему дошкольного образования, как прошедшая апробацию в рамках эксперимента в более чем 30 ДОУ.
Область применения результатов: практика дошкольного образования
Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность,
инновационная методическая деятельность, технология развития инновационной методической деятельности.
TECHNOLOGY OF DEVELOPMENT OF INNOVATIVE METHODICAL ACTIVITY IN PRESCHOOL EDUCATION
Yakovleva G.V.
In article on the basis of the analysis of innovative tendencies in the educational policy of Russia in the light of introduction of Federal state requirements to structure of the basic general educational program of preschool education. Approaches to designing and realization of technology of development of innovative methodical activity in preschool education are offered.
The purpose: to describe technology of development of innovative methodical activity of teachers of preschool education in the conditions of introduction of Federal state requirements to structure of the basic general educational program of preschool education.
A method or methodology of carrying out of work: methodology of pedagogical research
Results: the technology offered by the author can be introduced in preschool education system, as passed approbation within the limits of experiment in more than 30 DOWS.
A scope of results: preschool education practice
Keywords: innovations, innovative activity, innovative methodical activity, technology of development of innovative methodical activity.
Современная образовательная политика России, характеризующаяся сменой образовательных парадигм, переходом на новые педагогические технологии, ориентированные на вариативность, индивидуально-творческие формы и методы дошкольного образования, актуализирует проблему инновационной методической деятельности педагогов дошкольного образования. [1].
Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется, по мнению В.А. Сластенина, рядом обстоятельств.
Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа, в том числе и в дошкольных образовательных учреждениях. Инновационная направленность деятельности педагогов, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает сегодня средством обновления образовательной политики.
Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образования, регламентированное введением Федеральных государственных требований к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, требует постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения и воспитания детей дошкольного возраста. В данной ситуации существенно возрастает роль инновационной деятельности.
В-третьих, происходит изменение отношения педагогов к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. Если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный, исследовательский характер.
В-четвертых, вхождение дошкольных образовательных учреждений в рыночные отношения, создание новых типов ДОУ, в том числе и негосударственных, создают реальную ситуацию их развития и совершенствования в целях достижения конкурентоспособности [8].
Инновационные тенденции развития образования повышают требования к методической деятельности педагога дошкольного образования,
выражающиеся в перестройке традиционного и освоении нового содержания программного материала в условиях введения Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, адаптации и трансформации методических новшеств, обогащающих профессиональный арсенал педагога (методов, форм, средств обучения и воспитания детей дошкольного возраста), а также проектировании и реализации инновационной методической деятельности. В этих условиях педагог дошкольного образования, являясь носителем традиций в воспитании и обучении детей дошкольного возраста, должен творчески реализовывать общекультурные знания с учетом инновационных процессов в образовании, что возможно при условии сформированности инновационной деятельности и, в частности, инновационной методической деятельности [8]. В этой связи актуализируется проблема разработки и апробации технологии развития инновационной методической деятельности в дошкольном образовании.
Для организации проектирования технологии развития инновационной методической деятельности, прежде всего, необходимо уточнить понятие феномена «инновационная методическая деятельность». Инновационная методическая деятельность трактуется нами как деятельность, включающая совокупность мотивов, ценностей, компетенций и оптимальное сочетание владения традиционными и инновационными технологиями в реализации дошкольного образования, применяемыми на основе рефлексивных действий и обеспечивающими высокий уровень профессиональной деятельности, готовность педагогов к отбору позитивных инноваций, созданию методических продуктов, обеспечивающих инновационный образовательный процесс [2].
Технология развития инновационной методической деятельности в дошкольном образовании обеспечивает проекцию теоретических положений в практику внутриучрежденческой системы повышения квалификации педагогов через систему инновационной методической работы и может быть
представлена в единстве концептуальной, содержательной, процессуальной, организационной и оценочно-результативной характеристик [5]:
• концептуальная характеристика представляет собой отражение научных ориентиров (педагогические теории, закономерности и принципы), в соответствии с которыми осуществляется подготовка педагогов к инновационной методической деятельности;
• содержательная характеристика представляет собой совокупность целей и содержания развития инновационной методической деятельности педагогов ДОУ. Основной идеей содержательной характеристики является идея восхождения от методической к научно-методической и к инновационной методической деятельности [3];
• процессуальную характеристику составляют продуктивные формы инновационной методической работы; методы обучения педагогов инновационной методической деятельности; средства обогащения опыта взаимодействия по созданию и тиражированию инноваций [7];
• организационная характеристика технологии может быть представлена педагогическими условиями, понимаемыми как совокупность необходимых и достаточных мер, создающих наиболее благоприятную среду для успешного развития каждого компонента инновационной методической деятельности педагогов ДОУ [5].
• оценочно-результативная характеристика представляет собой квалитативно-компаративное обеспечение оценивания профессиональной и методической компетентности педагогов.
Уточним содержательное наполнение каждой из выделенных характеристик технологии развития инновационной методической деятельности в дошкольном образовании.
В состав концептуальной характеристики входят педагогические закономерности, которые представлены нами в виде пяти групп:
• развитие гностического компонента инновационной методической
деятельности основывается на следующих закономерностях: адекватность самооценки и самопозиционирования педагога в инновационной деятельности обусловливает активность его в данном виде деятельности (принцип самопозиционирования педагога в проектной деятельности); позитивная направленность мышления педагога является источником его личностного роста в условиях инноваций (принцип ориентации на «зону ближайшего развития»); интерес педагога к новым психолого-педагогическим знаниям обеспечивается его общей удовлетворенностью профессиональной
деятельностью (принцип рефлексивности, принцип субъектности) [4];
• существенные признаки развития проектировочного компонента
отражают следующие закономерности: владение теорией инновационной деятельности обеспечивает возможность педагогу планировать ближайшие и долгосрочные цели и задачи; способность педагога ставить реально выполнимые и достигаемые цели позволяет предвидеть реальный ожидаемый результат (продукт); развитие критической рефлексии способствует
рациональному целеполаганию (принцип рефлексивности) [4];
• развитие конструктивного компонента инновационной методической деятельности основывается на следующих закономерностях: высокий уровень готовности педагога к инновационной деятельности обеспечивает отбор эффективных методов, средств, приемов обучения детей принцип диверсификации); осведомленность педагога в инновационных направлениях в дошкольном образовании обеспечивает актуальность создаваемых им методических продуктов [5];
• необходимые преобразования коммуникативного компонента
инновационной методической деятельности несут в себе следующие закономерности: обогащение коммуникативных умений происходит при
условии готовности педагога к освоению новых форм, способов и техник общения в системе инновационной методической работы; переход на модель личностно-ориентированного взаимодействия с детьми обеспечивает
позитивное внесение инноваций в образовательный процесс; высокий уровень развития коммуникативного компонента обеспечивает широкое распространение инноваций (принцип партисипативности) [6];
• особенности направленного изменения организаторского компонента характеризуют следующие закономерности: повышение мотивации педагога к инновационной деятельности обеспечивает его самоорганизованность, активность (принцип фасилитации); готовность педагога к самообразовательной деятельности обеспечивает высокий уровень его инновационной методической деятельности [5].
Принципы включают в себя: принцип ориентации на «зону
ближайшего развития», принцип «амплификации», непрерывности, диверсификации, фасилитации, партисипативности, субъектности, рефлексивности [8].
При определении принципов развития инновационной методической деятельности мы исходили из понимания того, что принципы являются отражением и обобщением существующих закономерностей, конкретизируют цель и определяют содержание, методы, формы и приемы инновационной методической работы в дошкольном образовательном учреждении. С учетом определенных закономерностей в исследовании выделены следующие принципы:
• принцип ориентации на «зону ближайшего развития», предполагающий определение «границ» индивидуальной зоны ближайшего развития педагога, что позволяет проектировать развитие инновационной методической деятельности с ориентацией на его индивидуальность и субъектный опыт;
• принцип «амплификации», заключающийся в создании условий для полноценной актуализации и самореализации личности педагога, совершенствования его возможностей и способностей посредством включения в различные формы инновационной методической работы учреждения;
• принцип непрерывности, позволяющий рассматривать образование как процесс, охватывающий всю жизнь человека; аспект образовательной практики, представляющий её как непрекращающееся целенаправленное освоение человеком социокультурного опыта с использованием всех звеньев имеющейся образовательной системы; принцип организации образования, образовательной политики;
• принцип диверсификации, обеспечивающий профессиональное развитие личности педагога, формирование ее профессиональной мобильности и готовности к освоению новых и перспективных инновационных технологий дошкольного образования, расширение опережающей подготовки кадров к инновационной деятельности;
• принцип партисипативности, предполагающий субъект-субъектное взаимодействие педагогов, включенных в инновационную деятельность для выработки и реализации совместного решения какой-либо проблемы;
• принцип фасилитации, представляющий нормативное положение для создания условий осознания педагогами индивидуальной сущности, самостоятельности, становления автором и творцом жизненных обстоятельств;
• принцип субъектности, предусматривающий развитие педагога как субъекта инновационной деятельности;
• принцип рефлексивности, помогающий реально оценить уровень инновационной деятельности, готовности осваивать инновационные способы деятельности.
Содержательная характеристика представляет собой совокупность целей (личностных, групповых, организационных) и содержания развития инновационной методической деятельности педагога.
Процессуальная характеристика представлена продуктивными формами инновационной методической работы; методами обучения педагогов инновационным способам деятельности; средствами обогащения инновационного опыта педагогов; методами обеспечения готовности педагогов
к инновационной деятельности; По классификации, предложенной С.Г.Молчановым, формы методической работы делятся на:
1. Репродуктивные (практикумы, научно-практические семинары, педагогические мастерские, семинары-практикумы, тренинги).
2. Репродуктивно-эвристические (педагогические чтения, научнопрактические конференции).
3. Эвристические (проблемные и проблемно-проектные семинары, организационно-деятельностные игры).
4. Эвристико-продуктивные (фестивали педагогических идей, конкурсы профессионального мастерства, конкурсы методических разработок).
5. Продуктивные (научные конференции, теоретические семинары, научные стажировки, участие в работе временных научно-исследовательских коллективов, временных творческих групп, научные отпуска) [7].
Наиболее эффективными в условиях инновационной деятельности являются проблемные и проблемно-проектные семинары, мастер-классы, педагогические мастерские, фестивали педагогических идей.
Для реализации личностно-ориентированного принципа выстроен и апробирован алгоритм отбора форм методической работы в зависимости от выявленных проблем в профессиональной деятельности педагогов.
1. Профессиональная подготовленность:
• теоретические семинары,
• педагогические гостиные,
• педагогические чтения
• научно - практические семинары
• научные конференции
2. Профессиональная деятельность:
а.) Организационная компетентность:
• организационно-деятельностные игры
• педагогические мастерские
• тренинги
б.) Проектировочная компетентность:
• проблемные семинары
• проектные семинары
• семинары - практикумы
• фестивали педагогических идей
• конкурсы методических разработок
в.) Гностическая компетентность:
• конкурсы профессионального мастерства
• научно - практические конференции
• педагогические чтения
г.) Коммуникативная компетентность:
• научные конференции
• педагогические гостиные
• педагогические мастерские
• теоретические семинары
д.) Конструктивная компетентность:
• участие в ВТК
• конкурсы методических разработок
• проблемно - проектные семинары.
Реализация предложенных продуктивных форм методической работы обеспечивает готовность педагогов к инновационной деятельности в условиях введения ФГТ.
Организационная характеристика представлена условиями, создающими благоприятную среду для успешного развития инновационной методической деятельности педагогов: а) ДОУ позиционируется как инновационное, что повышает статус каждого педагога и развитие их ценностно-смысловой сферы; б) реализуется система инновационной методической работы, обеспечивающая восхождение педагогов от методической к научно-методической и инновационной методической деятельности; в) создана система мотивации творческого педагогического труда педагогов; г) организована деятельность инновационных структурных подразделений, обеспечивающих активность участия педагогов в инновационной деятельности в соответствии с их возможностями и результатами квалитативно-компаративного анализа [6];
Оценочно-результативная характеристика представлена квалитативнокомпаративным обеспечением развития инновационной методической деятельности педагогов дошкольного образования, представляющим инструментальное обеспечение оценивания составляющих инновационной методической деятельности: профессиональной и в частности методической компетентности педагогов, готовности их к инновациям. В содержание данной характеристики включены диагностические и экспертные карты оценивания профессиональной теоретической подготовленности педагогов к инновационной деятельности, экспертные карты оценивания методической компетентности педагогов, осуществляющих инновационную деятельность, уровневые характеристики готовности педагогов к инновациям.
Таким образом, представленная технология развития инновационной методической деятельности педагогов дошкольного образования обеспечит введение Федеральных государственных требований к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Список литературы
1. Ангеловски К. Учителя и инновации: кн. для учителя. М.:
Просвещение, 1991. 159 с.
2. Беляева Л.А. Педагогическая деятельность как категория педагогики и философии // Понятийный аппарат педагогики и образования/ Отв. ред. Е.В. Ткаченко, вып.1. Екатеринбург, 1995. С.36-45.
3. Гнездилова О.Н. Психологические аспекты инновационной деятельности педагога // Психологическая наука и образование, №.4. 2006. С. 61-65.
4. Гуров В. Инновационная деятельность // Дополнительное образование и воспитание. № 2. 2008. С. 9-15.
5. Дуранов М.Е. Профессионально-педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней. Челябинск: ЧГАКИ, 2002. С. 276 - 277.
6. Калачикова О.Н. Исследование содержания и этапов вхождения педагогов в инновационную деятельность // Вестник Томского государственного университета, № 316. 2008. С. 174-177.
7. Молчанов С.Г. Профессиональная компетентность педагога // Актуальные проблемы управления качеством образования / Сб. науч. статей. Вып. 6. 2001. 136 с.
8. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Сибирский педагогический журнал, №1. 2007. С. 42-49.
References
1. Angelovski, K. Uchitelja i innovacii: kn. dlja uchitelja [Uchitelja and innovations: kn. for the teacher]. Moscow: education, 1991. 159 p.
2. Beljaeva L.A. Ponjatijnyj apparat pedagogiki i obrazovanija / Otv. red. E.V. Tkachenko, vyp.1.. Ekaterinburg, 1995. pp. 36-45.
3. Gnezdilova O.N. Psihologicheskaja nauka i obrazovanie, no. 4 (2006): 6165.
4. Gurov V. Dopolnitel'noe obrazovanie i vospitanie, no. 2 (2008): 9-15.
5. Duranov M.E. Professional'no-pedagogicheskaja dejatel'nost' i issledovatel'skij podhod k nej [Is professional-pedagogical activity and the research approach to it. Chelyabinsk: GYGAKI, 2002. pp. 276-277.
6. Kalachikova O.N. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 316 (2008): 174-177.
7. Molchanov S.G. Aktual'nyeproblemy upravlenija kachestvom obrazovanija /Sb. nauch. statej. Vyp. 6. (2001): 136.
8. Slastenin V.A., Podymova L.S. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal, no. 1 (2007): 42-49.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Яковлева Г алина Владимировна, заведующая кафедрой специального (коррекционного) образования, кандидат педагогических наук, доцент Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования
ул. Красноармейская, 88, г. Челябинск, Челябинская область, 454000, Россия galina440@ mail.ru
DATA ABOUT THE AUTHOR
Jakovleva Galina Vladimirovna, managing chair of special (correctional) formation, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer
Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators
88, Krasnoarmeyskaya st., Chelyabinsk, 454000, Russia galina440@ mail.ru