ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДЕБЮТ
Редактор раздела:
Петров Анатолий Викторович - доктор педагогических наук, профессор Горно-Алтайского государственного университета (г. Горно-Алтайск)
УДК 378
Noskov O.I. CONDITIONS FOR INCREASING THE EFFICIENCY OF PHYSICAL EDUCATION STUDENTS. The
article updates the task of creating conditions for the development of a student as a spiritually rich, socially responsible, healthy personality. The article shows the role of physical education in the process of training students. The author substantiates the necessity of forming the students not only individual physical characteristics and the installation on a healthy lifestyle. To solve this problem, the author proposes that the entire educational system of the university should be focused on the formation of various components of a healthy lifestyle in students' life. The paper also mentions the importance to create psycho-pedagogical conditions for students to select ways and means of formation of their system of knowledge and skills in sports activities.
Key words: physical culture, health, education and students.
О.И. Носков, студент ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь; науч. руководитель: Н.Н. Уварова, канд. пед. наук, доц., Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
В статье актуализируется задача создания условий для развития студента как духовной богатой, социально ответственной, физически здоровой личности. В статье показана роль физического воспитания студентов в процессе организации профессиональной подготовки. Автор обосновывает необходимость формирования у студентов не только отдельных физический качеств, а установку на здоровый образ жизни. Для решения этой задачи автор предлагает всю воспитательную систему университета ориентировать на формирование у студентов различных компонентов здорового образа жизни; создать психолого-педагогические условия для выбора студентами форм и средств формирования системы знаний, умений и навыков, видов физкультур-но-спортивной деятельности.
Ключевые слова: физическая культура, здоровье, воспитательная работа, студенчество.
В современном обществе растет потребность в людях, умеющих быстро приспосабливаться к любым изменениям, гибким, имеющим высокий уровень работоспособности, способным соблюдать самообладание в условиях повышенной тревожности и неопределенности. Физическая культура личности студента является одним из показателей общекультурного развития, важнейшей ценностной ориентацией, имеет большую социальную значимость [1; 2].
В поисках путей решения обсуждаемой проблемы важное значение имеет переориентация целей и задач процесса физического воспитания студентов. Необходим переход от системы работы, ориентированной на формирование определённых физических качеств, двигательных умений и навыков, к системе, дающей знания о морфо-функциональном состоянии организма человека, средствах целенаправленного воздействия на физическое состояние, сохранение и укрепление здоровья, формирующей у человека потребность в здоровом образе жизни и физическом совершенствовании, в активных занятиях физическими упражнениями и спортом. Таким образом, в качестве главной ставится задача формирования здорового образа жизни и физической культуры личности [3]. Большие возможности для решения вышеобозначенных задач имеет воспитательная система вуза, построенная в соответствии с гуманистическими принципами, предполагающими внимание к личности каждого студента
как к высшей социальной ценности, определяющими единство человека и природы, гармонию социального и биологического, целостность физического и психического, индивидуальность личности, формирование её качеств и свойств: социальную активность, ориентацию на здоровый образ жизни, эстетические и этические ее нормы [4]. Выделим условия, которые реализуются не только в вузах России, но и США [5], способствующие повышению эффективности данного процесса: интеграция в единую целостность всех компонентов воспитательного процесса; создание психолого-педагогических условий для выбора студентами форм и средств формирования системы знаний, умений и навыков, видов физкультурно-спортивной деятельности в соответствии с поставленной целью; совершенствование и развитие состава и структуры знаний, методических умений, двигательных качеств студентов с учетом значимости их в будущей жизнедеятельности; создание условий для рационального сочетания студентами учебной и внеучебной физкультурно-спортивной деятельности; создание условий для саморазвития и самоактуализации личности студента в воспитательно-образовательном пространстве физической культуры в вузах.
Таким образом, использование инновационных психолого-педагогических технологий в воспитательном процессе вуза способствует более эффективному физическому воспитанию личности студента.
Библиографический список
1. Вучева, В.В. Формирование физической культуры личности в воспитательной системе вуза / В.В. Вучева, Н.Н. Уварова // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2012. - Вып. 78 (1).
2. Соловьев, Г.М. Наука и образование в контексте физической культуры и здоровьесберегающего пространства вуза / Г.М. Соловьев, Е.Н. Козюра, С.Н. Кашин // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - №5 (48)..
3. Соловьев, Г.М. Технологический подход в обеспечении качества образования учащихся высшей школы в области физической культуры / Г.М. Соловьев, С.Н. Кашин // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - №3 (46).
4. Сорокопуд, Ю.В. Концептуальная модель ведущих метаобразований преподавателя факультета физической культуры в контексте модернизации системы профессионального образования / Ю.В. Сорокопуд, Э.Н. Набат // Теория и практика физической культуры. -2007. - № 6.
5. Уварова, Н.Н. Особенности системы высшего образования в России И США / Н.Н. Уварова, А.А. Пальцева // Экономика и социум. -2013. - № 4-3 (9).
Bibliography
1. Vucheva, V.V. Formirovanie fizicheskoyj kuljturih lichnosti v vospitateljnoyj sisteme vuza / V.V. Vucheva, N.N. Uvarova // Vestnik Stavropoljskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2012. - Vihp. 78 (1).
2. Solovjev, G.M. Nauka i obrazovanie v kontekste fizicheskoyj kuljturih i zdorovjesberegayuthego prostranstva vuza / G.M. Solovjev, E.N. Kozyura, S.N. Kashin // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2014. - №5 (48)..
3. Solovjev, G.M. Tekhnologicheskiyj podkhod v obespechenii kachestva obrazovaniya uchathikhsya vihssheyj shkolih v oblasti fizicheskoyj kuljturih / G.M. Solovjev, S.N. Kashin // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2014. - №3 (46).
4. Sorokopud, Yu.V. Konceptualjnaya modelj veduthikh metaobrazovaniyj prepodavatelya fakuljteta fizicheskoyj kuljturih v kontekste modernizacii sistemih professionaljnogo obrazovaniya / Yu.V. Sorokopud, Eh.N. Nabat // Teoriya i praktika fizicheskoyj kuljturih. - 2007. - № 6.
5. Uvarova, N.N. Osobennosti sistemih vihsshego obrazovaniya v Rossii I SShA / N.N. Uvarova, A.A. Paljceva // Ehkonomika i socium. - 2013. - № 4-3 (9).
Статья поступила в редакцию 11.11.14
УДК 378.
Rastegaevs D.A. THE SCHOOL SELF-MANAGEMENT IN THE SYSTEM OF STATE-PUBLIC MANAGEMENT EDUCATIONAL INSTITUTION. The article considers the problem of involving young pupils into the management of the educational institution. The author proves that the formation of a conscious citizen is a prerogative of the educational system. The design of the school community as a democratic state is supposed to involve students in the development of the legal space of the school, the creation and adoption of standards within the school of life, the management executed by students and the organization of its effective functioning. The author comes to the conclusion that students' management initiates the demand for civil qualities and skills of the students, the situations necessary for manifestation of civic engagement.
Keywords: state and public management of education, school self-management, modern school.
Д.А. Растегаева, магистр 2 курса по направлению «Педагогическое образование» Института образования и социальных наук ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]; науч. руководитель: Ю.В. Сорокопуд, д-р пед. наук, зав. каф. психологии и педагогики Московского института государственного управления и права, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
ШКОЛЬНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
В статье рассматривается проблема вовлечения молодых граждан страны к управлению образовательным учреждением. Предполагается, что формирование сознательного гражданина является прерогативой системы образования. Проектирование школьного сообщества как демократического государства предполагает вовлечение учащихся в формирование правового пространства школы, создание и принятие норм внутришкольной жизни; выборы школьного самоуправления и организацию его эффективного функционирования. Автор приходит к выводу, что школьное самоуправление инициирует востребованность гражданских качеств и умений школьников, возникновение ситуаций необходимости проявления гражданской активности.
Ключевые слова: государственно-общественное управление образованием, школьное самоуправление, современная школа.
Сегодня развитие института государственно-общественного управления является общемировой тенденцией и в различных странах находится в состоянии динамичного развития. Современная общеобразовательная школа превращается в открытую систему, которая создается обществом для выполнения социально задаваемых функций и не может существовать независимо от общества.
Управление образовательным учреждением основано на сочетании принципов единоначалия с демократичностью школьного уклада [1].
В современной теоретической и методической литературе нет единого мнения в определении термина «школьное самоуправление». Самоуправление учащихся - это самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его реализации в интересах своего коллектива. В свою очередь, школьное самоуправление - это система, позволяющая ученикам принимать
участие в управлении школой [2]. Такая система становится типом представительной демократии, которая развивается до непосредственной демократии через такие формы, как общешкольные и классные ученические собрания. Управляющий Совет школы уже становится органом общественного управления, переводя школу с государственного управления на государственно-общественное управление.
Ученическое самоуправление - это составная часть педагогического процесса, развиваемая и управляемая на основе социальных, правовых и этических принципов. Отношения педагогов и учащихся в процессе реализации развития самоуправления строятся на основе принятых как педагогом, так и учащимися определенных правил, управленческих отношений, создание обстановки взаимоответственности и взаимного доверия.
Школьное самоуправление предусматривает вовлечение всех учащихся в управление школьными делами, создание ра-