Научная статья на тему 'Условия, механизмы и ресурсы креативной активности педагога'

Условия, механизмы и ресурсы креативной активности педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АКТИВНОСТЬ / ДИВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ / КРЕАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КРЕАТИВНАЯ ДИДАКТИКА / ПОТЕНЦИАЛ / CREATIVE ACTIVITIES / CREATIVE DIDACTIC ACTIVITY / DIVERGENT THINKING / POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анисимова Татьяна Семеновна, Назарова Наталья Викторовна

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме креативной деятельности педагогов. В ней говорится о состоянии современного образования, определены основные проблемы и противоречия в системе образования, дан анализ традиционных и инновационных подходов к обучению и его организации. Предложены способы организации работы по развитию креативности педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анисимова Татьяна Семеновна, Назарова Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The conditions, mechanisms and resources of creative activity of the teacher

The report focuses on the actual problem to date creative work of teachers. The report presents an analysis of the state of modern education, the basic problems and contradictions in the education system, the analysis of traditional and innovative approaches to learning, and his organization. The ways of organizing work to develop the creativity of teachers.

Текст научной работы на тему «Условия, механизмы и ресурсы креативной активности педагога»

КОНЦЕПТ

Анисимова Т. С., Назарова Н. В. Условия, механизмы и ресурсы креативной активности педагога // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 07. - ART 75116. 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75116.htm.

Гос. рег. Эл № фС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 75116 УДК 37.026.9

Анисимова Татьяна Семеновна,

доктор исторических наук, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. Сла-вянск-на-Кубани anisimova ts@mail.ru

Назарова Наталья Викторовна,

магистрант I года обучения, направление подготовки 44.04.01 «(Педагогическое образование», ООП «(Управление образовательной организацией», филиала ФГБОУ ВПО «(Кубанский государственный университет», г. Славянск-на-Кубани nazarovanz@mail.ru

Условия, механизмы и ресурсы креативной активности педагога

Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме креативной деятельности педагогов. В ней говорится о состоянии современного образования, определены основные проблемы и противоречия в системе образования, дан анализ традиционных и инновационных подходов к обучению и его организации. Предложены способы организации работы по развитию креативности педагогов.

Ключевые слова: креативная деятельность, дивергентное мышление, потенциал, креативная дидактика, активность.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Условия санкций, в которых живет сегодня наша страна, рост дефицита финансовых ресурсов требуют максимальной активизации инновационной деятельности. Главным ресурсом становится креативный потенциал личности. Такой потенциал должно создать российское образование. Сложность задачи состоит в том, что необходимо одновременно преодолевать кризисные явления, изменять среду образовательной организации, развивать креативные способности педагогов и обучающихся.

В решении обозначенной задачи прослеживаются противоречия между пониманием необходимости создания креативной среды в образовательной организации и несформированностью креативных компетенций учителя; между традиционным пониманием профессионального опыта учителя как единством ЗУН и необходимостью развития креативных способностей и опыта профессионально-творческой деятельности.

Эти противоречия позволяют поставить проблемный вопрос: Как развить креативную активность педагогов и изменить среду образовательной организации?

Предметом нашего экспериментального исследования являются условия которые определяют поведение учителя, цели обучения, механизмы и ресурсы влияющие на изменение среды и креативное мышление. Креативная активность педагога способствует преобразованию предмета (класс, школа, программа) в творческий процесс, который рождает желание и умение самообучаться.

Но мы находимся только у истоков этой креативной активности. Педагоги, воспитанные индустриальным обществом, пока прочно удерживают его традиции: знание есть конечная истина. Система подготовки педагогических кадров, за редким исключением основана на традиционной дидактике, где обеспечивается передача уже

f\j ■Л f\j

КОНЦЕПТ

Анисимова Т. С., Назарова Н. В. Условия, механизмы и ресурсы креативной активности педагога // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 07. - ART 75116. 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75116.htm.

Гос. рег. Эл № фС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 75116 УДК 37.026.9

известного знания. Эта система нивелировала творческий потенциал специалиста.

Исследуя деятельность учителей школ и преподавателей вуза, мы выяснили, что более 50% специалистов пока не представляют себя в новой реальности и хотели бы вернуться к прошлому. Это касается и форм организации управления, построения программ, форм контроля, взаимоотношения учителя и ученика. Только 37% из них готовы к творческой работе, при этом считают, что должна быть создана необходимая среда. Исследование позволило нам определить различия между педагогами, придерживающимися традиционной дидактики и готовым к креативным изменениям при создании условий (см. таблицу).

Основные различия педагога традиционной и креативной деятельности

№ п/п Критерии Традиционники Готовы к креативной деятельности

1 Как определяют цель образования? Передача ЗУН. Подготовка к жизни и адаптации в социуме Обеспечение готовности к самопознанию, к преобразованию

2 Какие знания нужны? Устоявшиеся из прошлого Способность к мышлению, построению будущего

3 Каким мышлением должен обладать учитель? Конвергентным Дивергентным

4 В чем суть образования? В постижении известных образцов ЗУН В построении образа мира в собственном сознании, активное осознание себя в социальной и духовной культуре

5 Отношение между учеником и учителем Объектно-субъектные, воздействие Субъект-субъект, диалогические

6 Технологии обучения Репродуктивные: лекция, объяснение, закрепление,тренировка Активные, творческие

7 Как можно охарактеризовать мотивационное поведение учителя? Четкая установка; алгоритм действий; жесткое оценивание; ориентация только на успех (быть лучше других), подчинение требованиям учителя; насмешки, сарказм Свобода идей; признание творчества, самоуважение, поощрение ошибок, уважение к замечаниям

Переход преподавателя к работе в новой креативной дидактике - процесс сложный и болезненный. Наше исследование показало, что 10-17% специалистов не смогут освоить новую дидактику. Эта часть специалистов не приступает к освоению конструирования блочно-модульных учебных программ, освоению технологий повышающих мотивацию к обучению. Они способны работать только по образцу, выполнять указания, как правило не амбициозны и непритязательны. Хотя подражание и креативность имеют и тенденции к притяжению [3]. Основываясь на вышесказанном мы предлагаем организацию работы по развитию креативности учителя:

- освоение сущности новой креативной дидактики;

- диагностика уровня креативности и прогноз возможностей;

- изучение опыта освоения креативной дидактики и организации мотивационной среды;

- создание творческих школ, экспериментальных площадок для обмена мнений;

«VI О nj

КОНЦЕПТ

Анисимова Т. С., Назарова Н. В. Условия, механизмы и ресурсы креативной активности педагога // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 07. - ART 75116. 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75116.htm.

Гос. рег. Эл № фС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 75116 УДК 37.026.9

- освоение креативных технологий в условиях корпоративного обучения.

Таким образом, мы через установление различий между традиционной и креативной деятельностью установили условия и ресурсы, которые по мнению преподавателей, могут повысить креативную активность педагога. Однако наряду с позитивными выводами вынуждены признать, что по нашему мнению, до 17% педагогов не смогут и не хотят работать в новой парадигме образования. Это достаточно большой процент, который влияет на успешность перехода коллективов на компетентностный ФГОС.

Креативная деятельность, как любая инновационная деятельность связана с риском. Поэтому учитель должен создавать атмосферу, в которой учащиеся могли бы выражать свое мнение, безбоязненно рисковать, говорить непроверенные и невычитанные суждения.

как важнейшая характеристика инноваций. - URL:

Ссылки на источники

1. http://www.test-torrensa.ru.

2. Холман Р. Креативность www.ahmeron/com/book.

3. www.li.ru/interface.

4. Пышная Л. Н. Концепция экспериментальной площадки «Создание креативной образовательной среды в школе // Современная школа: из опыта инновационной деятельности. - Вып. 4. - 68 с.

Tatyana Anisimova,

Doctor of Historical Sciences, Professor of department of the general and professional pedagogics, Kuban State University, branch in Slavyansk-on-Kuban, Slavyansk-on-Kuban anisimova ts@mail.ru Natalya Nazarova,

undergraduate of 1 year of training, direction of preparation 44.04.01 "Pedagogical education", OOP "Management of the Educational Organization", branch in Slavyansk-on-Kuban, Slavyansk-on-Kuban nazarovanz@mail.ru

The conditions, mechanisms and resources of creative activity of the teacher

Abstract. The report focuses on the actual problem to date creative work of teachers. The report presents an analysis of the state of modern education, the basic problems and contradictions in the education system, the analysis of traditional and innovative approaches to learning, and his organization. The ways of organizing work to develop the creativity of teachers.

Key words: creative activities, divergent thinking, potential, creative didactic activity. Рекомендовано к публикации:

Анисимовой Т. С., доктором исторических наук, профессором кафедры общей и профессиональной педагогики ФГБОУ ВПО филиал «КубГУ» в г. Славянске-на-Кубани

Kuban State University,

ru Q м

977230412015919

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.