КОНЦЕПТ
Анисимова Т. С., Акимова И. Е. Проектирование креативной образовательной среды школы как основы формирования ученика новой культуры // Концепт. -2015. - Спецвыпуск № 07. - ART 75107. - 0,3 п. л. -
научно-методический электронный журнал ЙЙю^™1™' " ^ ^
АШ 75107 УДК 371.13
Анисимова Татьяна Семеновна,
доктор исторических наук, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. Сла-вянск-на-Кубани ап1в1тоуа [email protected]
Акимова Инна Евгеньевна,
магистрант II года обучения, направление подготовки 44.04.01 «(Педагогическое образование», ООП «(Управление образовательной организацией», филиала ФГБОУ ВПО «(Кубанский государственный университет», г. Славянск-на-Кубани [email protected]
Проектирование креативной образовательной среды школы как основы формирования ученика новой культуры
Аннотация. В статье рассматривается проблема современного состояния образовательной среды школы. Выделяются и анализируются перечень и содержание требований, реализация которых способствует повышению личной активности обучающихся в саморазвитии. Также предлагается целостная организационно-педагогическая технология ее поэтапного формирования. Ключевые слова: креативность, креативная образовательная среда, экспериментальная площадка.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
В последнее время мы наблюдаем резкое снижение интереса к учебе у школьников, и как следствие, их неприятие школы по мере продвижения по образовательным ступеням (налицо разница в отношении к школе между первоклассниками и выпускниками). Вызвать интерес к учебе у учеников становится практически невозможно, поэтому и учителя, и родители прилагают массу усилий, чтобы заставить их учиться хоть как-нибудь: играют с ними в игры, выплачивают стипендии, дают бонусы. Мы можем сослаться на то, что это поколение сейчас такое, но на самом деле просто наша система образования не соответствует интересам и потребностям молодежи. Дидактика, направленная на формирование ЗУН, привела к кризисному состоянию отрасли, однако школа продолжает накапливать, структурировать и преобразовывать знания, что не соответствует требованиям родителей, общества, государства, изложенным в «Программе долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2010 года». Государство «требует постоянного обновления технологий, ускоренного усвоения инноваций».
ФГОС нового поколения требуют формирования творческой, активной личности. Ребенок теперь должен не только получить знания, но и научиться их самостоятельно добывать и применять на практике. Школа должна быть ориентирована на развитие не только компетентной, но и творческой личности. Такое развитие личность может получить только в креативной образовательной среде, наряду с изменением отношения педагогов к существующим реалиям. Теперь в основу их действий должно быть положено проектирование образовательной среды, отвечающей потребностям системы образования. Педагоги, проанализировав имеющиеся диагностические данные, должны разрабатывать образовательные программы для учеников, учитывая их возможности и индивидуальные качества. Проблемы проектиро-
f\j ■Л f\j
КОНЦЕПТ
Анисимова Т. С., Акимова И. Е. Проектирование креативной образовательной среды школы как основы формирования ученика новой культуры // Концепт. -2015. - Спецвыпуск № 07. - ART 75107. - 0,3 п. л. -
научно-методический электронный журнал ЙЙю^™1™' " ^ ^
АШ 75107 УДК 371.13
вания креативной образовательной среды сейчас активно исследуются в педагогике. Работы Д. Б. Богоявленской, В. В. Давыдова, В. Н. Дружинина рассматривались нами при изучении механизмов формирования и развития творческих способностей в образовательной среде. Современной образовательной креативной средой занимались А. Г. Асмолов, А. Б. Воронцов и др. Но несмотря на повышенный интерес к этой теме, она недостаточно полно разработана:
- отсутствует методическая литература по проектированию креативной образовательной среды в школе;
- очень слабое развитие креативной среды в школе и ее применение к повышению мотивации к обучению учащихся.
Отсюда вытекает противоречие между потерей мотивации к обучению школьниками и задачами, поставленными государством перед системой образования (создание условий для развития креативной личности и отсутствием мотивации к учебе.
Недостаточное внимание к креативному потенциалу образовательной среды составляет основу данного противоречия.
Таким образом, мы можем обозначить научную проблему нашего исследования: какие психолого-педагогические условия креативной образовательной среды способствуют развитию креативности учащихся. И если мы создадим определенную атмосферу, оптимизирующую развитие личности, учтем креативный потенциал образовательной среды, то это будет являться основой для формирования ученика новой культуры.
С сентября 2014 года на базе МБОУ СОШ № 18 г. Славянска-на-Кубани была разработана и проходит апробацию концепция экспериментальной площадки по созданию креативной образовательной среды в школе. Была проведена диагностика состояния образовательной среды организации, которая рассматривалась тремя блоками (за основу был взят комплекс психодиагностических методов и процедур, разработанных в Лаборатории психологических основ новых образовательных технологий УРАО «Психологический институт», руководимой В.В.Рубцовым):
1-й блок выявлял внутренние целевые установки школы:
- характеристика состояния образовательной среды школы (использовалась методика «Диагностика психологических условий школьной образовательной среды», автор-составитель Бадьина Наталья Петровна). Для изучения целевых установок использовалось перекрестное анкетирование администрации, педколлектива, учащихся школы и их родителей.
Во 2-м блоке мы определяли средства, с помощью которых школа достигает своего развивающего эффекта (учебный процесс, система взаимодействия учителей с учащимися, психологический климат в организации):
- нами рассматривалась готовность коллектива к развитию детской одаренности («Готовность и адаптированность педагогов к активной педагогической деятельности», для ее измерения мы использовали модель, предложенную Рашем);
3-й блок оценивал результаты воздействия образовательной среды на развитие умственных способностей детей (личностные и социальные особенности детей, мотивационная сфера):
- характеристики психического развития школьников.
Результаты исследования первых двух блоков были озвучены нами ранее, а на третьем мы остановимся поподробнее.
Для выявления уровня развития умственных способностей школьников мы сопоставляли тесты 2 видов:
КОНЦЕПТ
Анисимова Т. С., Акимова И. Е. Проектирование креативной образовательной среды школы как основы формирования ученика новой культуры // Концепт. -2015. - Спецвыпуск № 07. - ART 75107. - 0,3 п. л. -
научно-методический электронный журнал ЙЙю^™1™' " ^ ^
АШ 75107 УДК 371.13
1) выявляющие интеллектуальные способности (значение Ю) и минимально зависящие от школьного обучения;
2) определяющие развитие рефлексивно-теоретического мышления, связанное с организацией учебной деятельности.
Так мы оценивали формирование постигающего мышления.
На основе диагностики самооценки и уровня притязаний школьников проводилась оценка развития личностных особенностей, их познавательной активности и удовлетворенности обучением (Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы - Тест Спилбер-гера, модификация А. Д. Андреевой; Шкала личностной тревожности для учащихся 10-16 лет А. М. Прихожан), также был проведен контент-анализ сочинений учащихся на тему «Моя школа».
Параллели 7-х и 8-х классов были обследованы с помощью этого комплекса. В исследовании приняли участие 115 человек: 48 - 8-е классы, 67 - 7-е классы (юноши - 65 человек, девушки - 50 человек).
1. Эмоции в учебной деятельности
Эта методика для изучения степени познавательной активности, тревожности и негативных эмоций. Мы получаем данные об основных эмоциональных процессах и их проявлениях в учебной деятельности.
Большая часть учащихся имеет средний уровень школьной тревожности. Сильные отклонения от уровня умеренной тревожности были отмечены в ситуациях при оценке собственной компетентности.
Низкий уровень школьной тревожности отмечается у 18% восьмиклассников (вся группа - юноши). Это уровень, требующий повышения чувства ответственности и внимания к мотивам деятельности. Иногда является результатом желания показать себя в «лучшем свете».
Очень высокая тревожность (15% учащихся) может вызывать нарушения внимания, так как уменьшается проявление познавательной активности. Это зачастую приводит к появлению отрицательных эмоций, волнений по отношению к школе, процессу учения.
Уровень тревожности
70 60 50 40 30 20 10 0
□ 7- е классы
□ 8-е классы
□ 7- е классы
□ 8-е классы
высоким 21 17
средним 64
Диаграмма уровня тревожности свидетельствует, что 17% учеников нужно обучить релаксации путем удаления факторов, вызывающих тревогу. В основном вся группа респондентов испытывает в процессе учебы комфортное эмоциональное состояние.
ru Q м
КОНЦЕПТ
Анисимова Т. С., Акимова И. Е. Проектирование креативной образовательной среды школы как основы формирования ученика новой культуры // Концепт. -2015. - Спецвыпуск № 07. - ART 75107. - 0,3 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/75107.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
научно-методический электронный журнал ART 75107 УДК 371.13
Большинство семиклассников имеют средний уровень познавательной активности (79%). Высокий уровень познавательной активности (17% семиклассников, большинство представлено девочками) напрямую соотносится и с успешностью обучения, тем ниже будут и проявления школьной тревожности. Низкий уровень у 4% учащихся 7-х классов.
Уровень познавательной активности
□ 7-е классы
□ 8-е классы
В 8-х классах 13% учащихся имеют высокий уровень познавательной активности. 68% - средний уровень и 19% - низкий.
Уровень негативных эмоциональных переживаний
Причинами появления негативных эмоций могут являться: отношения с одноклассниками, учителями, высокая загруженность учащихся, кризис 13-14 лет, высокий уровень притязаний и т. д.
21% респондентов (учащиеся 8-х классов) вызывают тревогу своим высоким уровнем негативного отношения к школе. В поведении это может выражаться как в бездействии, пассивном сопротивлении, так и в сопротивлении установленным законам и порядкам.
□ 7-е классы
□ 8-е классы
Эта диаграмма свидетельствует о количестве детей, адекватно реагирующих на происходящее на уроке. 2. Мотивация на уроке
По степени мотивации учения учащиеся распределились следующим образом. 8-е классы:
- продуктивную мотивацию имеет 2% (1 девушка) и позитивное отношение - 14%;
- средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией - 26%;
- сниженную мотивацию, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению имеют большинство восьмиклассников - 40%;
- резко отрицательное отношение к учению имеют 18% респондентов.
ГУ r\J
КОНЦЕПТ
Анисимова Т. С., Акимова И. Е. Проектирование креативной образовательной среды школы как основы формирования ученика новой культуры // Концепт. -2015. - Спецвыпуск № 07. - ART 75107. - 0,3 п. л. -
научно-методический электронный журнал ЙЙю^™1™' " ^ ^
ART 75107 УДК 371.13
Как видно из диаграммы, большинство учащихся 8-х классов имеют сниженную познавательную мотивацию.
60 50 40 30 20 10
□ 7-е классы
□ S-e классы
O
продуктивная поСитивное относредний уровеньенная мотивацзко отрицат.
отношение
□ 7-е классы S 16 S7 1S O
□ S-е классы
2
14
26
4O
1S
В 7-х классах картина немного другая. Резко отрицательного отношения нет ни у кого. Но средний уровень отмечен у 57% учащихся. 3. Уровни эмоционального отношения к учению
Психологи выделяют 12 уровней эмоционального отношения к обучению. Нами были выявлены следующие результаты: 38% респондентов испытывают диффузное эмоциональное отношение к учению. 27% учащихся отличает эмоциональное отношение к учению (большая часть группы - девушки). 11% школьников отличаются повышенной эмоциональностью на уроке (в группе представлены одни юноши), 10% школьников встревожены на уроках. 7% учащихся страдают от «школьной скуки».
Таким образом, мы выяснили, что на снижение мотивации влияет множество эмоциональных факторов от «школьной скуки» до поиска справедливости за неадекватно выставленную оценку. Конфликтные взаимоотношения учителя и учеников создают психотравмирующие ситуации, неблагоприятно сказывающиеся на психическом состоянии обеих сторон. Школьники остро ощущают недоброжелательность со стороны педагога, и это провоцирует ухудшение отношений и провоцирует на ответные поступки: игнорирование учебного предмета, продолжающееся снижение успеваемости, грубость и хамство. Это приводит к усилению антипатии со стороны педагога. И в свою очередь провоцирует на резкие действия со стороны учащихся, такие как отказ ходить в школу и выполнять домашнее задание.
Ссылки на источники
1. Бабаева Ю. Д. Психологический тренинг для выявления одаренности: метод. пособие / под ред. В. И. Панова. - М., 1997.
2. Панов В. И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. - СПб.: Питер, 2007.
3. Прихожан А. М. Тревожность детей и подростков: возрастная динамика и закономерности развития М.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.
Рабочая концепция одаренности / под ред. В. Д. Шадрикова. - М., 1998.
4.
ISSN 2304-120Х
Tatyana Anisimova,
Doctor of Historical Sciences, Professor of Department of the general and professional pedagogics, Kuban State University, branch in Slavyansk-on-Kuban, Slavyansk-on-Kuban anisimova [email protected] Inna Akimova,
undergraduate of the II year of training, direction of preparation 44.04.01 "Pedagogical education", OOP "Management of the Educational Organization", Kuban State University, branch in Slavyansk-on-Kuban, Slavyansk-on-Kuban [email protected]
77230Л
120 159
977230412015919
КОНЦЕПТ
Анисимова Т. С., Акимова И. Е. Проектирование креативной образовательной среды школы как основы формирования ученика новой культуры // Концепт. -2015. - Спецвыпуск № 07. - ART 75107. - 0,3 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/75107.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
научно-методический электронный журнал ART 75107 УДК 371.13
Design of the creative educational environment of school as bases of formation of the pupil of new culture
Abstract. The problem of a current state of the educational environment of school is considered in the report. The list and contents of requirements which realization promotes increase of personal activity trained in self-development are allocated and analyzed. Also the complete organizational and pedagogical technology of its stage-by-stage formation is offered.
Key words: creativity, creative educational environment, experimental platform. Рекомендовано к публикации:
Анисимовой Т. С., доктором исторических наук, профессором кафедры общей и профессиональной педагогики ФГБОУ ВПО филиал «КубГУ» в г. Славянске-на-Кубани