Горизонты новой экономики
Научный вестник ЮИМ №1' 2014
УДК 001.895 ББК 65.011.151
М 74
УСЛОВИЯ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ
инновационной политики государства
(Рецензирована)
Мокропуло Анастасия Александровна,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов и кредита Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел. (938) 405 32 40, e-mail: [email protected]
Илющенко Татьяна Михайловна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, маркетинга и предпринимательства Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (861) 233 89 28, e-mail: [email protected]
Аннотация. Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, внедрение новейших технологий и активизация инновационной деятельности в промышленности позволит мобилизовать ресурсы отечественных предприятий для их ускоренного развития. На основе инновационной политики, обеспечивающей интенсивную инновационную деятельность, экономический рост в России может увеличиться в относительно короткие сроки. Поэтому перед отечественными экономистами стоит задача по формированию действенных методов, определяющих сущность инновационной политики, направленных на развитие народнохозяйственного комплекса.
Ключевые слова: инновации, промышленность, технические центры, финансирование, эффективность.
conditions and realization methods innovative policy of the state
Mokropulo Anastasiya Aleksandrovna,
candidate of Economic Sciences, associate professor of the Department of Finance and Credit of the Southern institute of Management, Krasnodar. Ph.: (938) 405 32 40, e-mail: [email protected]
Ilyushenko Tatyana Mihailovna,
candidate of Economic Sciences, associate professor of Economy Department of the Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph.: (861) 233 89 28, e-mail: [email protected]
Summary. Relevance of the real research is caused by that, introduction of the latest technologies and activization of innovative activity in the industry will allow to mobilize resources of the domestic enterprises for their accelerated development. On the basis of the innovative policy providing intensive innovative activity, economic growth in Russia can increase in rather short terms. Therefore domestic economists are faced by a task of formation of the effective methods defining essence of innovative policy, aimed at the development of an economic complex.
Keywords: innovations, industry, technical centers, financing, efficiency.
Условия реализации инновационной политики государства - это требования (в отдельных случаях предложения) государственных органов власти к развитию инновационной деятельности и реализации ее результатов на внутреннем рынке.
Для государственной реализации инновационной политики государства необходимы институ-
циональные и законодательно-правовые преобразования, которые способствовали бы активизации инновационной деятельности.
Среди институциональных преобразований важная роль принадлежит демонополизации в инновационной сфере и развитию малого предпринимательства.
20
Научный вестник ЮИМ №1' 2014
Горизонты новой экономики
Концепцией инновационной политики Российской Федерации предусмотрено создать в регионах инновационные центры для координации взаимодействия и поддержки участников инновационной деятельности.
Эта концепция включает необходимость и других преобразований в инновационной сфере. Например, необходимо создать условия для привлечения к инновационному процессу субъектов малого предпринимательства, в том числе и за счет выделения малых организаций из крупных фирм.
Реализация основных этапов инновационной деятельности, от превращения научно-технических разработок в инновационный продукт, привлекательный для инвестора, производителя и покупателя, до налаживания производства, требует расширения сети технопарков, бизнес-инкубаторов, инновационно-технических центров в тех регионах России, где сосредоточена инфраструктура, обеспечивающая активизацию инновационного процесса. [2]
Реализация инновационной политики государства невозможна без анализа существующего законодательства в этой области, обоснования нормативов, работающих на эту сферу деятельности, принятия мер к отмене правовых актов, препятствующих развитию инновационной деятельности.
В условиях дефицита собственных денежных средств, а также ограниченности государственной поддержки отечественные организации вынуждены значительную часть ресурсов использовать на финансирование нужд действующего производства и в редких случаях - на освоение новых технологий и наукоемкой конкурентоспособной продукции. Инновационное пространство остается малопривлекательным для отечественного капитала и иностранных инвесторов.
Для проведения активной инновационной политики требуется принятие мер, включающих в себя совершенствование системы государственных инвестиций, кредитной и налоговой политики, внебюджетного финансирования. [1]
Политика государственных инвестиций в инновации должна быть направлена на формирование эффективной структуры государственных расходов, уровень которых не должен быть меньше определенной доли валового внутреннего продукта. К мерам повышения эффективности расходования бюджетных средств относятся:
- финансирование на безвозвратной основе только инновационных проектов, имеющих общенациональный характер и влияющих на повышение экономической безопасности страны;
- расширение практики конкурсного размещения бюджетных средств для реализации инноваци-
онных проектов, представляемых организациями любой формы собственности. В этом случае государственные и привлекаемые частные инвестиции выделяются на паритетных началах;
- совершенствование механизма образования и использования внебюджетных источников для реализации инновационных проектов. Прежде всего, это касается внебюджетных фондов поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, часть средств которых будет использоваться на финансирование отечественного и зарубежного патентования и поддержание международных патентов, используемых в инновационных проектах.
Основными методами реализации инновационной политики государства являются:
1. Формирование институциональных и нормативно-законодательных условий для положительных изменений в инновационной сфере. Масштабы внедрения прогрессивных технологий и производств наукоемких видов продукции в значительной мере определяются институциональными преобразованиями, обеспечивающими развитие новых прогрессивных форм инновационной деятельности и бизнеса в этой области экономики. В законодательном плане должны предусматриваться меры по разработке правовых актов по развитию рынка интеллектуальной собственности, по использованию результатов научно-технической деятельности и другое.
2. Государственная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое, высокотехнологичное производство, а также организаций различных форм собственности (в период освоения инноваций) за счет внедрения определенных налоговых льгот, государственных гарантий и кредитов.
3. Совершенствование налоговой системы с целью создания выгодных условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами независимо от форм собственности и видов финансирования. В современных экономических условиях это прежде всего уточнение налогооблагаемой базы и разработка механизмов взыскания налогов, изменение амортизационной политики с целью обеспечения возможности организациям увеличивать амортизационные фонды в качестве источника инвестиций в инновации.
4. Внешнеэкономическая поддержка, предусматривающая создание условий для формирования совместных с иностранными партнерами организаций по выпуску отечественной продукции и реализации ее на внешнем рынке, обеспечение рекламы отечественных инноваций за рубежом, совершенствование выставочно-ярмарочной деятельности,
21
Горизонты новой экономики
Научный вестник ЮИМ №1' 2014
вхождение в международные информационные системы для обмена информацией по инновационным проектам.
5. Обеспечение в зарубежных кредитных линиях квот для развития инновационной инфраструктуры, закупки оборудования с целью реализации высокоэффективных инновационных проектов под гарантии государства, а также лицензий на высокоэффективные технологии и ноу-хау для освоения производства новейшей продукции.
6. Консолидация усилий органов государственной власти и частных инвесторов, направленных на организацию взаимодействия с другими государствами.
7. Развитие лизинга наукоемкого уникального оборудования.
8. Участие инновационно-активных организаций в международных конкурсах.
Важная роль в расширении круга инвесторов, вкладывающих средства в инновации отведена страхованию финансовых рисков. Расширен перечень страховых рисков с включением в него, в частности» технических и других рисков, связанных с реализацией инновационных проектов. Для снижения рисков частных инвесторов предусмотрено участие государства в венчурных фондах и соответствующие государственные гарантии. [3]
Активизация инновационной деятельности требует, с одной стороны, государственного управления и координации действий всех ее субъектов, с другой - интеграции всех заинтересованных структур в реализации инноваций, привлечения инвестиций, создания условий, способствующих инновационному процессу и внедрению достижений научен и техники в экономику страны.
Инновационная политика хозяйствующего субъекта представляет собой совокупность направлений и методов воздействия хозяйствующего механизма на производство новых видов продукта и технологий.
Конечной целью инновационной политики хозяйствующего субъекта является разработка инновационного проекта.
Инновационный проект - это обоснование экономической целесообразности объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций в новацию (инновационный бизнес-план).
Инвестиции представляют собой денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том
числе имущественные средства, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и /или иной деятельности в целях получения прибыли и /или достижения иного полезного эффекта.
Значительное место в инвестициях занимают капитальные вложения. Капитальные вложения - это инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательные работы и другие затраты.
При разработке инновационной политики хозяйствующего субъекта целесообразно предусмотреть:
- соответствие мероприятий данной политики законодательным и иным нормативно-правовым вопросам регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации;
- достижение экономического, научно-технического, экологического и социального эффектов рассматриваемых инвестиций в инновации;
- получение хозяйствующим субъектом прибыли на инвестируемый капитал;
- эффективное распоряжение средствами на осуществление бесприбыльных инновационных проектов;
- использование хозяйствующим субъектом государственной поддержки с целью повышения эффективности инвестиций в новации;
- привлечение субсидий, грантов, льготных кредитов международных и иностранных организаций, банков, фондов.
При определении инновационной политики хозяйствующего субъекта учитываются:
1 состояние рынка, в том числе финансового рынка в целом и по звеньям;
2 место данного хозяйствующего субъекта на рынке, объем реализации его товаров (работ, услуг), их качество, цена, действия конкурентов;
3 экономическое положение хозяйствующего субъекта и его финансовое состояние;
4 сочетание собственных и чужих ресурсов хозяйствующего субъекта. К чужим ресурсам относятся: привлеченные средства (кредиторская задолженность, полученные авансы), заемный капитал (кредит, займы), арендованные основные средства, имущество, полученное по договору лизинга;
5 льготы, получаемые хозяйствующим субъектом от государства;
6 условия страхования и получения гарантий от некоммерческих рисков.
Любая инновация связана с будущим време-
22
Научный вестник ЮИМ №1' 2014
Горизонты новой экономики
нем. Любой инновационный проект означает изобретение будущего. Политика изобретения будущего включает в себя три основных аспекта: выбор направления политики; стратегическое планирование; оперативное планирование.
Выбор направления инновационной политики - это формирование совокупности альтернативных целей или функциональных нормативных задач, которые необходимо реализовать в будущем. Самому выбору предшествует анализ альтернативных вариантов будущей обстановки, или сценариев. Результаты этого анализа и являются основой выбора. Выбор направления - это непрерывный процесс сравнения и отбора при наличии обратной связи. На этапе выбора направления инновационной политики основным элементом является формирование целей. Этап анализа становится постепенно все более обособленным, а сам анализ проводится все более систематически. Главным методом принятия решения все еще остается интуитивное суждение, основанное на опыте. Существуют и более точные методы прогноза и отбора функциональных целей, то есть выбора направления инновационной политики, они будут рассмотрены нами ниже.
Стратегическое планирование инноваций представляет собой формирование ряда альтернативных путей и средств достижения набора избранных целей с применением процедур систематического сравнения и оценки. [4]
Целью данного планирования является выработка стратегии инновации.
Стратегия инновации описывает общее направление поиска и развития нововведений. Она также показывает способы использования средств для достижения выбранной цели инновации, для поиска эффективной идеи инновационных изменений и технико-экономическое обоснование инновации. Стратегия позволяет сконцентрировать усилия разработчика инновации на вариантах ре-
шения, которые не противоречат принятой стратегии, и отбросить в сторону все другие варианты.
Стратегическое планирование направлено прежде всего на выработку целевых программ, для реализации которых требуются время и большие капиталовложения. Результатом стратегического планирования является инновационный проект, создание которого невозможно без проведения маркетинговых исследований рынка.
Оперативное планирование инновации - это планирование последовательности отдельных мероприятий, необходимых для реализации какой-либо определенной стратегии инновации. Оно означает, что инновационный проект разбивается на отдельные этапы, в составе которых выделяют отдельные самостоятельные мероприятия. Задачей планирования этих этапов и мероприятий инновационного проекта является определение сроков начала и окончания работ, количество исполнителей, закрепление исполнителей работ по контрактным рабочим местам (то есть по конкретному заданию), определение необходимых ресурсов (финансовых, материальных, информационных и т. п.) и их объема и т. п.
ИСТОЧНИКИ:
1. Савченко О.Н. Инновационный менеджмент: Уч. для вузов /О.Н. Савченко. - М.: ЗАО «Бизнес - иск. Интел. -синтез», 2011. - 559 с.
2. Марков А. Теоретические аспекты моделирования инновационных процессов в экономике /А. Марков, В. Гончаров // Общество и экономика. 2012. №8 С.85-93.
3. Жуковская В.Ю. Современный производственный менеджмент с ориентацией на решение экологических задач промышленных предприятий // Научный вестник Южного института менеджмента. 2013. №3. С. 66-69.
4. Петрова Е.В., Мокропуло А.А. Механизм сырьевой обеспеченности как основа реализации финансовой и промышленной политики на микроуровне. Монография. Южный институт менеджмента. Краснодар, 2010. - 136 с. - С. 105-115.
23