УДК 338 ББК 65
Гусейнова М. Р. — к.э.н., кафедра мировой экономики и менеджмента Кубанского государственного университета (г. Краснодар) Huseynova M.R. - Ph.D., Department of World Economics and Management of the Kuban State University (Krasnodar)
УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
CONDITIONS AND FACTORS OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT THE REPUBLIC OF DAGESTAN
В статье обозначена роль финансового обеспечения как основного ресурсного обеспечения в реализации «Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года». Определены условия и факторы социально-экономического развития Республики Дагестан. Ключевые слова: стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан, социально-экономическая политика, рыночная инфраструктура.
The article is designated the role of financial security as a basic resource support in the implementation «Of the Strategy of socio-economic development of the Republic of Dagestan till 2025». The conditions and factors of socio-economic development of the Republic of Dagestan.
Keywords: strategy of social and economic development of the Republic of Dagestan, the socio-economic policy, market infrastructure.
Сложной проблемой для Дагестана является ресурсное обеспечение реализации «Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года» [16]. Основным в ресурсном обеспечении реализации Стратегии РД является ее финансовое обеспечение. Также это является одним из важнейших факторов социально-экономического развития региона.
Для Республики Дагестан инвестиционное обеспечение социально-экономического развития является острейшей проблемой. Обеспечение реализации социально-экономической политики, возможно также при создании эффективно действующей рыночной инфраструктуры, которая отвечала бы требованиям современной рыночной экономики.
При изучении рыночных механизмов реализации региональной социально-экономической политики должны учитываться особенности территориальной вовлеченности в решение важных социальных проблем и возможности оптимального сочетания рыночных механизмов с мероприятиями собственно региональной и федеральной политики развития регионов [2].
Одним из основных условий экономического и социального развития и институциональных преобразований региона являются институты развития, которые призваны развивать инфраструктуру, в том числе рыночную, инновационную сферу, поддерживать малый бизнес (Инве-
стиционный фонд РФ, ОАО «Российская венчурная компания»). Они являются лишь некоторыми элементами механизма государственной политики, давая выход предприятиям, функционирующим в приоритетных отраслях к информационным, инновационным и финансовым ресурсам. Но следует иметь ввиду, что в Дагестане институты развития функционируют слабо, а, следственно, это находит отражение и на развитии рыночной инфраструктуры. Доля институтов в республике от ВРП и на душу населения составляет примерно 0,1% [6].
Для реализации всех направлений развития экономики Республики Дагестан, заложенных в реализуемую стратегическую социально-экономическую политику необходимо наличие эффективной, координированной рыночной инфраструктуры.
Важность развития рыночной инфраструктуры связано с тем, что она представляет собой совокупность организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка [7]. Структура рыночной инфраструктуры представлена на рис. 1.
Рисунок 1. Структура рыночной инфраструктуры [7]
Для рыночной инфраструктуры многих регионов России характерными проблемами на сегодняшний день являются низкий уровень культуры рыночных отношений, значительный уровень монополизации, недостаточное нормативно-правовое обеспечение, большие транспортные издержки, неполное развитие инфраструктуры отдельных рынков,
низкий уровень трансформации сбережений в инвестиции, наличие нерешенных проблем в области финансовых и кредитных отношений. Все это уменьшает результативность функционирования рыночных механизмов региональной экономической системы [2].
В Российской Федерации и в Республике Дагестан рыночная инфраструктура имеет свои особенности, такие как непоследовательность и фрагментарность институциональных преобразований, отсутствие системности при их проведении. Основной особенностью государственных финансов в республике является высокая доля в консолидированном бюджете субвенций, дотаций и трансфертов, получаемых из бюджета РФ.
Несмотря на положительные тенденции в экономике региона еще не сложилась развитая рыночная инфраструктура, отвечающая современным законам рынка. В Республике Дагестан существует несогласованность в виде и количестве институтов, поэтому, когда одни относительно развиваются, другие - стагнируют. Это происходит из-за недостаточного опыта в регулирования функционирования институтов, отсутствия единого системного подхода к процессу институциональных преобразований.
Как показывает опыт развитых стран, для эффективного функционирования рыночной инфраструктуры необходимо наличие фондового рынка, биржевой деятельности, рынка ссудных капиталов, консалтинговой деятельности.
Анализ социально-экономических процессов в Республике Дагестан показывает, что здесь практически отсутствует биржевое дело. На сегодняшний день нет цивилизационного рынка ценных бумаг, не развита риэлтерская деятельность. До сих пор не сформировалась система аудита. Также в Дагестане очень плохо развиты информационные коммуникации, не работают механизмы конкуренции и банкротства. Кроме того слабо развиты консультационное обслуживание и электронные формы финансовой деятельности [9].
Брокерская деятельность в республике представлена одной организацией - ООО «ПО «Энеогожелезобетонинвест», биржевые операции с фондовыми ценностями - ООО «Вымпел», ПРЕД «Российский фонд федерального имущества» в РД, Брокерская фирма «Афганистан», АОЗТ Кавказская фондовая биржа [3].
Банковская система Республики Дагестан в отличие от 2012 года в 2014 году насчитывает 294 кредитно-кассовых учреждения, в том числе 18 (28) кредитных организаций (из них 2 (3) расчетные небанковские кредитные организации), что составляет примерно 56% от всего количества кредитных организаций в СКФО, 59 (70) филиалов региональных банков, 12 (16) филиалов кредитных организаций других регионов, 155 дополнительных офисов и 25 внутренних структурных подразделений кредитных организаций и филиалов. Активы кредитных учреждений составили около 84,5 млрд. рублей.
Ресурсная база региональной банковской системы составляет 32,5 млрд. руб. При этом объем расходов бюджета Республики Дагестан в 2012 году - 81105,7 млн. руб. и увеличились по сравнению с 2011 го-
дом на 8%, а основные расходы приходились на образование (33,8%). Таким образом, по количественным показателям параметры экономики и банковской системы республики сопоставимы. Но следует принять во внимание, что собственные доходы бюджета в 2013 году в Дагестане -25803,9 млн. руб., а основные расходы бюджета (78,9%) социальные. В результате можно сделать вывод, что возможности кредитования реальной экономики Дагестана очень узкие.
По числу самостоятельных кредитных организаций, республика занимает третье место в Российской Федерации после городов Москва и Санкт-Петербург. Вместе с тем, уровень развития сети внутренних подразделений региона недостаточный, и по числу банковских учреждений в СКФО республика занимает второе место после Ставропольского края. По Республике Дагестан на 10 тысяч жителей приходится одно банковское учреждение, при этом в целом по России - 2,2 банковских учреждений[2].
Общий объем ссуд, выданных кредитными организациями, реальному сектору экономики республики за 2014 год составил 10300,0 млн. руб., снизившись по сравнению с 2013 годом на 2400,0 млн. руб. или 24%. Это уменьшение произошло в связи с тем, что были отозваны лицензии у 6 региональных банков. Для стимулирования предпринимательской деятельности в республике некоммерческой организацией «Фонд содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства РД» выдано по состоянию на 1 мая 2013 года 7 поручительств на общую сумму 14,125 млн. рублей, сумма кредитов составляет 29,75 млн. рублей. Некоммерческой организацией «Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства РД» выданы займы 85 субъектам малого и среднего предпринимательства РД на сумму 65,25 млн. рублей [4].
В таблице 1 представлена сравнительная структура выданных кредитов по различным видам экономической деятельности в Республике Дагестан, в СКФО и в России. Данный анализ характеризует, что большая часть кредитов в Дагестане в 2012 году предоставляется на такие виды экономической деятельности, как обрабатывающие производство (28,8%), строительство (18,5%), оптовая и розничная торговля, ремонт мотоциклов, авто и бытовой техники (30,6%).
Таблица 1
Сравнительная структура выданных кредитов по различным видам экономической деятельности в Республике Дагестан,
в СКФО и в России (в %) [4]
Наименование видов экономической деятель- РД СКФО РФ
ности 2011 2012 2011 2012 2011 2012
Физическим лицам и индивидуальным пред- 61,8 60,3 66,6 72,4 85,0 83,9
принимателям
Обрабатывающие производства 18,0 28,8 24,6 22,4 20,2 18,7
Сельское хозяйство и лесное хозяйство 7,1 5,4 11,5 14,4 3,0 2,7
Добыча полезных ископаемых 0,9 0,8 1,5 1,6 3,4 2,8
Строительство 16,9 18,5 6,4 8,8 7,3 7,0
Производство и распределение электроэнер- 0,4 0,2 8,9 11,4 4,0 4,5
гии, газа и воды
Операции с недвижимостью, аренда 2,0 2,4 2,3 2,7 6,7 7,6
Транспорт и связь 5,0 1,6 1,8 2,0 4,9 6,0
Оптовая и розничная торговля, в том числе 35,9 30,6 33,8 34,1 27,4 25,7
ремонт мотоциклов, авто, бытовой техники
Прочие виды деятельности 13,8 11,7 6,4 5,5 22,6 25,5
На завершение расчетов 18,4 22,3 12,8 17,1 16,6 17,9
В том числе субъектам малого и среднего 57,1 62,4 48,6 55,2 22,8 21,3
предпринимательства
Физическим лицам 38,2 39,7 27,6 33,4 15,0 16,1
Итого: 100 100 100 100 100 100
В СКФО в 2012 году больше всего кредитуют обрабатывающие производства (22,4%), оптовая и розничная торговля, ремонт мотоциклов, авто и бытовой техники (34,1%), сельское хозяйство и лесное хозяйство (14,4%). Самый большой объем кредитования в сельское хозяйство и лесное хозяйство наблюдается в СКФО (на 9% больше, чем в Дагестане и на 11,7% чем в России).
По Северо-Кавказскому федеральному округу, в 2011 году, приоритетными направлениями вложения кредитных средств являются оптовая и розничная торговля, ремонт авто, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (34,1%), обрабатывающие производства (22,4%). Также в Северо-Кавказском федеральном округе, в отличие от показателей по республике и Российской Федерации, выше доля предоставленных средств в сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, а также строительство [15]
По сравнению с прошедшим годом в 2012 году выдаваемые кредиты возросли в строительстве - на 1,6%, в обрабатывающем производстве - на 10,8%, операции с недвижимостью и аренда - на 0,4%. А кредитование всех остальных видов экономической деятельности уменьшается. Значительное снижение наблюдается в торговле и связи - 3,4%, оптовой и розничной торговле, ремонте мотоциклов, авто и бытовой техники - 5,3%.
В совокупности сельское хозяйство и лесное хозяйство, добыча полезных ископаемых, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, а также транспорта и связи в Дагестане составили около 9%. России совокупная доля этих видов деятельности составила 15,5%.
За 2012 год кредитование физических лиц в республике составила 39,7%, в СКФО - 33,4% и сильно превышает данный показатель в Российской Федерации - 16,1% [12]. Но, несмотря на это, в остальных регионах Северного Кавказа намного раньше, нежели в Дагестане осуществлялось ипотечное кредитование - один из способов решения проблемы доступности жилья.
В 2013 году на покупку жилья в республике выдано 3,2 млрд. руб. или 14,9% от общего объема предоставленных физическим лицам кредитов, снизившись по сравнению с прошлым годом на 24%. Из них, около 74,5% кредитов приходится на ипотечные жилищные кредиты, объем которых составил 2,2 млрд. руб. и увеличился относительно 2012 года на 40% [3].
Доступность банковских услуг для населения сельских районов республики обеспечена за счет филиалов кредитных организаций, дополнительных офисов, в основном Дагестанского филиала ОАО «Рос-сельхозбанк» (50 дополнительных офисов).
По кредитам, предоставленным региональными банками по различным видам экономической деятельности, средневзвешенная процентная ставка по краткосрочным кредитам находится в диапазоне от 12,7% до 29,9% годовых. Среднесрочные и долгосрочные кредиты выдавались в среднем под 14,7% годовых.
По кредитам, выданным региональными банками физическим лицам в рублях на срок до 1 года, средневзвешенные процентные ставки установились в коридоре от 19,4% до 23% годовых. Кредиты на срок свыше 1 года предоставлялись в среднем от 12,8% до 21% годовых.
Структура вложений филиалов аналогична структуре региональных банков. Значительная доля кредитов предоставляется физическим лицам (49% от общего объема). Кроме этого, в большей степени филиалами кредитуются виды деятельности «оптовая и розничная торговля» (15%), «строительство» (10%), «обрабатывающие производства» (9%). Из общей величины кредитов, предоставленных филиалами в текущем году, 33% предоставлено субъектам малого и среднего предпринимательства.
На долю филиалов кредитных организаций других регионов, действующих на территории республики, приходится 29,2% от общего объема кредитных вложений, что составляет 13,8 млрд. рублей.
В соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» минимальный размер собственных средств (капитала) [10], необходимый для функционирования в статусе самостоятельной кредитной организации должен составлять с 1 января 2012 года - не менее 180 млн. рублей, а с 1 января 2015 года - 300 млн. рублей, что говорит о том, что банковская система республики имеет перспективу укрупнения.
В Республике Дагестан существует высокая степень неравномерности банковских учреждений. Но банковский сектор довольно многочисленный.
Участниками системы страхования вкладов являются 21 из 30 кредитных организаций, а также 14 из 15 инорегиональных филиалов, что дает им право на осуществление операций с физическими лицами, в том числе с вкладами физических лиц.
В республике насчитываются компании, предоставляющие консультации по вопросам субсидирования (1 ед.), консультации по оптимизации затрат и снижению издержек (1 ед.), организации и институты (6 ед.), автоматизация бизнес процессов (CRM, ERP) (1 ед.), адресно-справочные издательства (2 ед.), консультирование (1ед.), адресные услуги и справочники (2 ед.), лицензионные управления и патентные бюро (1ед.).
В республике насчитывается около 250 нотариальных контор, из которых около 65 находятся в Махачкале. Все нотариусы занимаются частной практикой. Судя по закону, действующему в России, у каждого
нотариуса в распоряжении свой нотариальный округ с численностью населения 25 тыс. чел., а в Махачкале около 600 тыс. чел., значит количество нотариусов завышено. Это обусловлено большим объемом нотариальных действий, немалым количеством юридических лиц, а также возможностью финансового обеспечения нотариальной деятельности.
Рынок ценных бумаг в республике формируется очень слабыми темпами по сравнению с другими регионами. Весь объем операций с ценными бумаги осуществляется региональными банками (в основном, ОАО АКБ «Эльбин», ОАО «Дагестанская энергосбытовая компания»). Таким образом, потребители в республике практически не имеют доступа к отечественному рынку ценных бумаг. Профессиональные участники рынка ценных бумаг плохо сотрудничают. В республике используется только один из видов государственных (федеральных) ценных бумаг -облигации государственного сберегательного займа.
Наибольшей по объемам размещения статьей в инвестиционном портфеле кредитных учреждений является вложения в долевые ценные бумаги (85% размещены в долевых ценных бумагах прочих резидентов). Они имеют стабильную тенденцию к сокращению, начиная с 2001 года.
В Республике Дагестан при Департаменте по рынку ценных бумаг создано самостоятельное подразделение, работниками которого ведется работа по разработке учредительных документов, обучению кадров и получению лицензий Федеральной службы финансовых рынков (ФСФР). Профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг занимаются 3 кредитные организации, имеющие лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление депозитарной, дилерской и брокерской деятельности. Объем операций с ценными бумагами не оказывает существенного влияния на ситуацию в банковском секторе. Кредитные организации республики не являлись активными участниками фондового рынка, который развивается в республики весьма умеренными темпами по сравнению с другими регионами. В структуре активов на долю операций с ценными бумагами приходится 1,8%.
Наибольшей активностью среди профессиональных участников рынка ценных бумаг отличаются инвестиционные компании ОАО ИК «Энергоинвест» и ОАО «Инвестиционная компания «СЭФТ-Капитал», которые контролируют основную долю сделок с ценными бумагами. Первые из них имеют торговые площади для осуществления сделок в РТС с акциями российских предприятий первого и второго эшелона в режиме реального времени.
Таким образом, рынок ценных бумаг слабо развит в республике. Его развитие тормозит неблагоприятный инвестиционный климат и негативный имидж Республики Дагестан.
Фондовый рынок находится на стадии формирования. Несмотря на то, что на сегодняшний день повышаются темпы социально-экономических показателей, и тем самым растет внимание со стороны инвесторов и повышается интерес к фондовому рынку республики со стороны других регионов, коммерческих банков и населения, тем не менее, в Дагестане нет связи фондового рынка с реальным сектором эко-
номики. Проблема заключается не в дефиците финансовых ресурсов для инвестиций, а в недостаточной мотивации инвестиционной деятельности, в том числе и при помощи инструментов фондового рынка [10]. Кризис доверия и ограниченный набор инструментов фондового рынка являются основными причинами низкого качества корпоративного управления не только в Республике Дагестан, но и в России в целом.
На фондовом рынке Дагестана в очень малой степени представлены институты профессиональных посредников в инфраструктуре рынка капиталов. Это в свою очередь ведет к тому, что большая часть сберегательных средств населения, инвесторов, коммерческих банков отправляется в другие субъекты федерации [6].
Для развития и поддержки малого и среднего бизнеса в Республике Дагестан предпринимаются меры, содействующие активизации конкуренции и уменьшению уровня безработицы. Реализация этих мероприятий осуществлялась в рамках Республиканской целевой программы развития малого и среднего предпринимательства на 2012-2015 годы. А для поддержки малого предпринимательства в городах республики в муниципальных образованиях реализуются муниципальные программы поддержки бизнеса. В 2013 году количество малых и средних предприятий в республике составило 7835 тыс., что на 37 ед. больше 2012 года, а в 2012 году увеличение было на 39,3%, чем в 2011 году [11].
Также для поддержки малого и среднего предпринимательства в республике действуют как финансовые, так и нефинансовые институты развития, которые представлены объектами инновационной инфраструктуры. Нефинансовые институты в 2013 году увеличились до 7 ед. (в 2009 году - 0 ед.), а число предприятий, которые занимаются научными исследованиями и разработками в 2012 году составило 24 ед. (в 2009 году - 10 ед.). А что касается финансовых институтов развития, то с 2009 года их число осталось неизменным и составляет в 2013 году 4 института [2].
В городе Махачкале действуют бизнес-инкубаторы: Республиканский бизнес-инкубатор «Офисный», Республиканский производственно-инновационный «Турали». В начале ноября 2012 года введен в действие бизнес-инкубатор в г. Кизилюрте, также уже начали строительство бизнес-инкубатора в г. Кизляре.
Важнейшей составной частью дагестанского рынка и его информационного сопровождения является рекламная деятельность. Только в столице республики на 2013 год насчитывается около 40 рекламных агентств, а также информационных журналов и газет, где тоже можно разместить рекламу. Кроме того, в Республике Дагестан практически нет оптовых складов для сдачи в аренду. Этот факт препятствует вхождению на республиканский рынок новых предпринимателей.
Создание оптового рынка в канале товародвижения на территории Республики Дагестан представляет собой многоаспектную проблему. Оптовый рынок - это комплексный инфраструктурный центр, совершенствующаяся мощная материальная база, которая дает возможность государственного регулирования цен, легализацию товарных и
финансовых потоков и, как следствие, получение дополнительных налоговых поступлений в казну, а также приток инвестиций в регион [14].
Дальнейшему развитию сферы торговли в республике может положительно повлиять наличие коммерческого интереса крупных торговых сетей к дагестанскому рынку оптово-розничной торговли (ОАО «Тандер», например), а также приграничность и расположение на транспортном коридоре, что вызывает интерес у зарубежных инвесторов для организации на территории республики перевалочных и оптово-розничных торговых баз [15].
Также немаловажными функциями информационного обеспечения рынка являются оптовые ярмарки и аукционы.
В Дагестане периодически проходят различные ярмарки. Это не только республиканские товаропроизводители, но и предприниматели из других регионов, которые хотят ознакомить дагестанских потребителей со своей продукцией. Так, в 2013 году в Дагестане прошли крупная межрегиональная ярмарка продовольственных товаров, ярмарка «Ставрополье-Дагестан», ярмарка молодежных проектов, ярмарка «Ковры Дагестана», книжная ярмарка «Тарки-тау 2013» и другие.
Аукционы в республике представлены в виде размещения своих тендеров для рассмотрения на различных сайтах.
В Дагестане есть электронная продажа, но многие дагестанцы ею не пользуются. Это обусловлено большим количеством сельского населения и тем, что взрослое поколение практически не пользуется интернетом и не доверяет покупке через Интернет-сеть.
Таким образом, для социально-экономической политики республики крайне важным является развитие рыночной инфраструктуры [11] Но слабая развитость инфраструктуры в Дагестане делает невыгодным для инвесторов размещение на ее территории производства, поскольку нужно затрачивать финансовые средства еще и на развитие материально-технической подсистемы рыночной инфраструктуры, а их строительство имеет большой период окупаемости. Решить эту проблему могут институты развития, деятельность которых направлена на оказание помощи в поиске доступа к финансовым средствам для проектов социально-экономического развития [13].
Развитие региональной экономики находится в прямой зависимости от гибкости финансовой системы, высокому качеству инфраструктуры рынков и динамичности регионального рынка [15] Применение в экономике всех элементов рыночной инфраструктуры является условием обеспечения развития республики через реализацию социально-экономической политики. Развивая рыночную инфраструктуру, Дагестан повысит уровень жизни населения, а также сформирует экономическую среду, необходимую для нормального функционирования воспроизводственного процесса.
Список литературы:
1. Абдулманапов С.Г. Государственное регулирование развития промышленности региона на этапе стабилизации и подъема экономики (на примере промышленности Республики Дагестан): дис. канд. экон. наук. Махачкала, 2002.
2. Абдулманапов С.Г. Управление государственной и муниципальной собственностью как фактор устойчивого развития региона: дис. д-ра экон. наук. М., 2006.
3. Абдулманапов С.Г. Межрегиональная экономическая интеграция на Северном Кавказе: анализ проблем и перспектив развития // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2010. - № 4. - С.80-88.
4. Абдулманапов С.Г. Потенциальные резервы обеспечения и развития экономики Республики Дагестан // Вопросы экономики и права. - 2011. - № 11. - С. 104-107.
5. Ахмедуев А.Ш., Абдулманапов С.Г. Проблемы и перспективы формирования кластеров в АПК Республики Дагестан // Проблемы развития АПК региона. 2010. - Т.4. - №4. - С. 106-111.
6. Абдулманапов С.Г., Нестерова П. М. Механизм и инструменты обеспечения равномерного территориального развития Республики Дагестан // Дагестанский научный центр РАН, Ин-т социально-экономических исследований. Махачкала, 2010.
7. Безгина М.В. Рыночная инфраструктура: понятия, функции, элементы // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - 2011. - №5.
8. Гендерные стереотипы в меняющемся мире. Опыт комплексного социального исследования /Н. М. Римашевская и др.; под ред. Н. М. Римашевской; Рос. акад. наук, Ин-т социал.-экон. проблем народонаселения, Науч. совет по пробл. гендер. отношений. - М.: Наука, 2009.
9. Заманова Г.Н., Абдулманапов С.Г. Инфраструктура в обеспечении развития агропромышленных производств в Республике Дагестан // Вопросы экономики и права. - 2011. - № 41. - С. 101-103.
10. Основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Положение о формировании ежегодного доклада о состоянии, проблемах и перспективах развития малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 17 марта 2014 года №112 investdag.ru/ files/ 168/ DokOtchet.doc.
11. Хаджалова Х.М., Курбанова .А.И. Социальная политика государства в повышении качества жизни населения в регионах Северо-Кавказского федерального округа // Вопросы экономики и права. - 2013. -№ 65. - С. 43-49.
12. Хаджалова Х.М. Институциональные меры повышения качества жизни населения в субъектах Северо-Кавказского федерального округа // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. - 2014. - № 2. - С. 127-141.
13. Хаджалова Х.М. Институциональные основы регулирования качества жизни в регионах // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2013. - № 4 (38). - С. 290-299.
14. Хаджалова Х.М. Региональная инвестиционная политика в повышении качества жизни населения // Экономические науки. - 2009. - № 58. - С. 236-240.
15. Хаджалова Х.М. Социально-экономическая безопасность и угрозы социальной стабильности в регионе // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2010. - № 2. - С. 58-62.
16. Стратегия социально-экономического 2 развития Республики Дагестан до 2025 года. Материалы Стратегии размещены на сайтах: www.e-dag.ru, www.av-group.ru.
17. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1 http://www.consultant.ru/popular/bank/