УДК 332.1 ББК 65.9(3)
Амирова Э. А. - младший научный сотрудник, Институт социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН Amirova E.A. - Junior Researcher, Institute for Social and Economic Research Dagestan Scientific Center, Russian Academy of Sciences
ИНВЕСТИЦИИ КАК ФАКТОР СНИЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ РЕГИОНОВ
INVESTMENT AS A FACTOR IN REDUCING SOCIAL AND ECONOMIC DIFFERENTIATION REGIONS
Территориальные различия в уровне социально-экономического развития регионов складываются под воздействием различного рода условий, среди которых важную роль играют инвестиции в основной капитал. Данные о структуре распределения инвестиций по регионам СКФО показывают, что за последнее десятилетие инвестиционные предпочтения сместились с Чеченской Республики и Ставропольского края на сторону Республики Дагестан. На протяжении этого периода лидирующую позиции сохранял Дагестан и ее доля увеличивалась.
Ключевые слова: социально-экономическая дифференциация, инвестиционная активность регионов, коэффициент вариации, региональное развитие, факторы регионального развития.
Territorial distinctions in the level of social and economic development of regions develop under the influence of different conditions among which an important role is played by investments into fixed capital. Data on structure of distribution of investments on regions of North Caucasus federal district show that for the last decade investment preferences were displaced from the Chechen Republic and Stavropolskiy Krai on side of the Republic of Dagestan. Throughout this period leading positions I kept Dagestan and her share increased.
Keywords: social and economic differentiation, investment activity of regions, variation coefficient, regional development, factors of regional development.
Долгое время природно-ресурсный потенциал территории в большей степени определял направление развития общества, особенно на этапах формирования экономических систем. В современных условиях развития мировой экономики, глобализации и всеобщей конкуренции уровень развития определяется в значительной степени научным, техническим и интеллектуальным потенциалом, культурно-цивилизационной ориентацией общества, его адаптацией к глобальным и региональным трендам, способностью производить новые знания, превращать их в технические разработки, высококачественные продукты и услуги, а не наличием природных ресурсов.
В настоящее время народное хозяйство Северо-Кавказского федерального округа характеризуется глубокой дифференциацией развития в региональном разрезе [8]. Накопление диспропорций в территориальной структуре экономики федерального округа страны усилилась в 1990-е гг. из-за начала формирования нового экономического пространства и
нового типа модели экономического развития страны. Во время проведения социально-экономических и политических реформ данные различия резко усилились, что связано с тем, что регионы Северного Кавказа вступили на путь преобразований с различными стартовыми условиями, обусловленными неоднородностью пространственного развития страны и, в значительной мере, территориальным разделением труда, концентрацией и специализацией производства, накоплением капитала, характером расселения населения [9].
С целью выявления социально-экономической дифференциации территорий применяются разного рода индикаторы и методики, одним из которых является коэффициент вариации, который представляет из себя отношение среднего квадратического отклонения к средней арифметической, выраженное в процентах. Он, в отличие от других показателей разброса значений, используется как самостоятельный и достаточно информативный индикатор вариации данных. В статистике принято считать, что если коэффициент вариации менее 33%, то совокупность данных является однородной, если более 33%, то - неоднородной.
Инвестиции играют важную роль в развитии экономики региона, создавая новые производства и дополнительные рабочие места, позволяя осваивать передовые технологии, способствуя интенсификации производства. [6] Следовательно, инвестиции оказывают влияние на процессы межрегиональной дифференциации.
Коэффициент вариации по показателю объёма инвестиций на душу населения за анализируемый период существенных изменений не произошло, но по отношению к 2010 г. степень отличия значений от среднего по федеральному округу значительно снизился. Наименьший показатель степени вариации по инвестициям отмечается в 2012 г. -17%.
Инвестиции в основной капитал в регионах СКФО только увеличиваются. В 2014 г. по сравнению с 2005 г. инвестиции в округе выросли 5,5 раз, в то время как по стране в целом - всего в 3,8 раз. Только за последние пять лет инвестиции в СКФО выросли в 1,6 раза. Наибольшие показатели роста инвестиций в основной капитал отмечаются в Республике Дагестан - 7,8 раз за период с 2005 г. Также высокими темпами растут инвестиции в Республике Северная Осетия - Алания (6,1 раз). В остальных субъектах СКФО рост составляет 4-5 раз (табл. 1).
Таблица 1
Инвестиции в основной капитал (в фактически действовавших ценах; миллионов рублей) [12]
2005 2010 2011 2012 2013 2014
Республика Дагестан 26966 120653 137114 152733 179065 211623
Республика Ингушетия 3431 7452 6100 14777 19155 15666
Кабардино-Балкарская Республика 5830 20958 20855 25652 22071 27041
Карачаево-Черкесская Республика 6242 9140 13610 18076 21554 21136
Республика Северная Осетия - Алания 5959 16204 19927 21851 28808 36329
Чеченская Республика 13184 50369 51632 54400 44623 62066
Ставропольский край 31706 88635 98265 115318 130632 143061
Данные о структуре распределения инвестиций по регионам Северо-Кавказского федерального округа свидетельствуют о том, что в период с 2005 г. по 2014 г. инвестиционные предпочтения сместились с Чеченской Республики и Ставропольского края на сторону Республики Дагестан. На протяжении этого периода лидирующие позиции сохраняли Дагестан и Ставропольский край, но доля Республики Дагестан увеличивалась, а Ставропольского края - снижалась. Так, в общем объеме инвестиций в основной капитал в федеральном округе в 2005 г. на долю Республики Дагестан приходилось 28,9%, а в 2014 г. - 40,9% (рис. 1).
В Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и в Чеченской Республике уровень инвестиционной активности в 2014 г. оказался ниже уровня 2005 г., как и в Ставропольском крае. Увеличение инвестиционной активности экономических агентов за исследуемый период, кроме Республики Дагестан, наблюдалось только в Северной Осетии - Алании.
Рисунок 1. Инвестиции в основной капитал (удельный вес регионов в общем объёме инвестиций СКФО, в %)
Таким образом, для обеспечения устойчивого экономического роста регионов необходимо формировать оптимальное соотношение собственных и привлеченных средств в источниках финансирования инвестиций в основной капитал, которое соответствует финансовой стратегии предприятий, не снижающей уровень их финансовой устойчивости [4]. Важная роль в оптимизации структуры источников финансирования инвестиционной деятельности должна отводиться региональной инвестиционной политике, призванной решать задачи создания инфраструктуры инвестиционного рынка, определения приоритетных направлений инвестирования, поддержки инвестиций со стороны местных властей, формирования благоприятного инвестиционного климата.
Инвестиционная политика субъектов федерации тесно взаимосвязана с инвестиционной политикой страны, которая определяется тем, что именно она устанавливает «правила игры» в области инвестиций путем совершенствования налоговой системы и установления специальных налоговых режимов.
Список литературы:
1. Абдулманапов П.Г. Абасова Х.У. Особенности демографической политики в Республике Дагестан // Вопросы структуризации экономики. 2009. № 4. С. 20-22
2. Абдулманапов П.Г. Демографические основы формирования трудовых ресурсов в Республике Дагестан // Региональные проблемы преобразования экономики. 2009. №4. С. 332-336.
3. Абдулманапов П.Г. Демографический фактор развития трудоизбыточного региона // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 6. С. 69-73.
4. Абдулманапов П.Г. Налоговое регулирование инвестиционной деятельности в Республике Дагестан // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2015. №3 (75). С. 18.
5. Абдулманапов П.Г. Трудовой потенциал сельской местности экономически отсталого региона // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. №4 (48). С. 337-349.
6. Абдулманапов П.Г. Трудовые ресурсы региона: проблемы формирования и обеспечение занятости. - Махачкала: Издательский дом «Наука плюс», 2006. -152 с.
7. Абидов М.Х. Тенденции трудовой миграции в трудоизбыточных регионах СКФО // Вопросы структуризации экономики. 2010. №2. С. 67-70.
8. Абидов М.Х., Абдулманапов П.Г. Современная миграционная картина Республики Дагестан // Современные проблемы науки и образования. - 2015. -№2. С. 259.
9. Ахмедуев А.Ш. Приоритетные направления модернизации и долгосрочного развития сельского хозяйства Республики Дагестан // Региональные проблемы преобразования экономики. 2010. №4. С. 205-213.
10. Багомедов М.А. К вопросу об особенностях специализации сел на региональном рынке Дагестана // Региональные проблемы преобразования экономики. 2008. №3. С. 152-157.
11. Гичиев Н.С. Стратегические направления внешнеэкономической интеграции приграничного региона в условиях глобализации мировой экономики // Региональные проблемы преобразования экономики. 2010. №4. С. 89-95.
12. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: Стат.сб. / Рос-стат. - М., 2015. - 1266 с.
13. Сагидов А.К. Институциональные меры совершенствования системы здравоохранения регионов СКФО // Апробация. 2014. № 7. С. 89-91.
14. Хаджалова Х.М. Институциональные основы регулирования качества жизни в регионах // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2013. -№4(38). - С. 290-299.
15. Хаджалова Х.М. Региональная инвестиционная политика в повышении качества жизни населения // Экономические науки. - 2009. - №58. - С. 236-240.
16. Хаджалова Х.М. Социально-экономическая безопасность и угрозы социальной стабильности в регионе // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2010. - №2. - С. 58-62.