водственного сектора и получение дополнительных поступлений в бюджет Тамбовской области.
Кроме того, для более рациональной организации деятельности мега-кластера, на наш взгляд, следует предусмотреть организацию агентства по развитию бизнеса. Целью создания агентства является как организация коммуникативной площадки между инве-
сторами, бизнесом, региональной и муниципальной властью в АПК, так и создание мощной инфраструктуры, обеспечивающей привлечение инвестиций, сопровождение инвестиционных проектов, продвижение перспективных инвестиционных проектов на национальные и зарубежные финансовые рынки.
Спирто-зерновой
кластер
Кластер по переработке сахарной свеклы и производству сахара
Кластер по производству и переработке плодов и овощей
Устойчивое развитие агропромышленного комплекса
Региональная
сельскохо-
зяйственная
компания
Рисунок 2. Структура агроиндустриального мега-кластера
Предполагаемая численность сотрудников агентства должна составить не более 35-40 человек. Потенциальными учредителями агентства могут быть областная администрация (основной учредитель), администрации районов Тамбовской области, на территории которых будут расположены центры кластеров, основные промышленные предприятия региона, крупные банки, имеющие собственные филиалы в Тамбовской области.
Участие региональных органов власти в выявлении и развитии кластеров особенно важно на первом этапе и сводится к оценке экономического потенциала региона, к выбору наиболее перспективных кластеров. В дальнейшем участие региональных властей сократится, главную роль будут играть законы рыночной экономики, стимулирующие развитие наиболее выгодных производств, а роль органов власти будет сведена к поддержке важнейших кластеров, устранению ограничений к развитию инноваций. Однако следует отметить, что на наш взгляд, влияние и поддержка региональной администрации должны быть наиболее значительными по следующим направлениям:
- осуществление государственной поддержки инновационных кластеров в соответствии с областным законодательством, формирование необходимой для их развития инфраструктуры (инженерной, транспортной, телекоммуникационной) в рамках областных целевых программ;
- инициирование развития агрохолдингов (для сельскохозяйственных кластеров);
- достраивание технологических цепочек;
- стимулирование модернизации производства;
- реализация целевых образовательных программ, в том числе в сфере начального, среднего и высшего профессионального образования.
Таким образом, агрокластер, диктуя необходимые потребности для своего развития, формирует на территории региона создание своеобразного каркаса, отражающего направления развития всех секторов экономики, и выступают современным инструментом управления территорией, органично отражающим ее социально-экономическую стратегию развития.
Источники
1. Бойцов А.С. К вопросу о теории кластеров и кластерном подходе /А.С. Бойцов, А.И. Костяев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2009. - № 10 - С. 25-26.
2. Областная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков с/х продукции, сырья и продовольствия на 2009-2012 годы [Электронный ресурс].-Электрон. дан..- Режим доступа: http://www.agro.tambov.gov.ru
3. Портер, М. Конкуренция - СПб-М.-Киев: Изд. дом «Вильямс», - 485 с.
УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ В АПК
И.С. Иваненко, к.э.н., Институт аграрных проблем РАН
В России за годы реформ интеграционные процессы в масложировом подкомплексе получили динамичное развитие. Они оказали положительное влияние на технико-технологический уровень производства и, соответственно, на качество масложировой продукции. Товаропроизводители масложирового подкомплекса создают высоко интегрированные структуры кластерного типа, в основе которых осуществляется взаимодействие между специализированными отраслями и видами аграрного и
промышленного производства, с использованием эффективных механизмов управления.
Активизация межотраслевых взаимодействий на основе кластеризации позволяет участникам специализироваться на основных видах деятельности, перераспределять между собой финансовые риски, консолидировать ресурсы, повысить конкурентоспособность всех субъектов сетевого взаимодействия, и достигать синергетического эффекта от совместной организационно-экономической деятельности.
Основу межотраслевых взаимодействий в кластере составляют такие факторы, как уровень государственного регулирования АПК, обновление материально-технической базы, уровень инвестиционной и инновационной активности, повышение производительности труда и уровня подготовки кадрового потенциала, рост производства продукции, урожайности сельскохозяйственных культур и т.д.
Существенная зависимость выращивания подсолнечника от колебаний погодных условий порождает неустойчивость его производства. Эта неустойчивость носит также случайный характер и проявляется, прежде всего, в годовых колебаниях как валовых сборов подсолнечника, урожайности, так и затрат на его производство. В последние годы за счет расширения посевных площадей производство подсолнечника в регионах России росло более высокими темпами по сравнению с темпами повышения урожайности.
Основные объемы производства семян подсолнечника сосредоточены в регионах России, в основном совпадающих с зонами размещения крупнейших маслодобывающих предприятий. В условиях монополизации перерабатывающих предприятий происходит демотивация сельскохозяйственных производителей к интенсификации и инвестиционной активности в совершенствование инновационных технологии возделывания масличных культур.
В результате проведенного анализа выявлено, что в Саратовской области урожайность семян подсолнечника ниже среднероссийской и в 2008 г. составила 7,8 ц/га (рис. 1).
Например, урожайность подсолнечника в хозяйствах отраслевого клуба составила 16,2 ц/га, в остальных хозяйствах - 11,3 ц/га. Сравнение этих показателей говорит о значительном потенциале и возможностях дальнейшего роста производства подсолнечника.
Анализ регионального развития масложирового подкомплекса должен учитывать особенности и преимущества региона, определяющие его эконо-
мический потенциал и отличающие его от других регионов. С этой целью был рассчитан коэффициент специализации Саратовской области по производству подсолнечника, который показывает отношение среднедушевого производства зерна по региону к среднедушевому производству по стране. Результаты расчета представлены в табл. 1.
Годы
---- Россия Саратовская область
Рисунок 1. Динамика урожайности подсолнечника
Согласно проведенным расчетам, по данному показателю Саратовская область занимает первое место среди регионов ПФО. Коэффициент специализации за 1999-2007 гг. находился на уровне от 4,591 до 5,882. В то же время в трех регионах ПФО произошло снижение специализации, например в Пензенской области с 1,295 до 0,694, Ульяновской с 1,064 до 0,538. Это говорит о перераспределении специализации некоторых регионов. Саратовская область имеет значительные конкурентные преимущества перед другими регионами ПФО.
Таблица 1. Динамика у
ровня специализации производства подсолнечника
Показатели 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Приволжский федеральный округ 0,874 1,003 0,943 0,759 0,888 0,979 0,908 0,959 1,030
Республика Башкортостан 1,020 1,020 1,149 0,875 0,530 0,685 0,967 0,686 0,747
Республика Марий Эл 0,000 0,000 0,000 0,124 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000
Республика Мордовия 0,125 0,143 0,084 0,000 0,064 0,080 0,053 0,014 0,029
Республика Татарстан 0,047 0,051 0,033 0,006 0,017 0,021 0,019 0,010 0,011
Удмурдская Республика 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000
Чувашская Республика 0,000 0,003 0,002 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000
Кировская обл. 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000
Нижегородская обл. 0,001 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000
Оренбургская обл. 3,237 3,127 2,565 2,269 2,661 3,056 2,791 2,965 2,990
Пензенская обл. 1,295 1,143 0,749 0,642 0,663 0,584 0,643 0,574 0,694
Пермская обл. 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000
Самарская обл. 2,233 2,042 1,998 1,550 1,765 1,866 1,729 1,623 1,603
Саратовская обл. 4,591 3,580 4,187 3,551 4,225 4,4484 4,482 5,044 5,882
Ульяновская обл. 1,064 1,181 0,929 0,711 0,706 0,622 0,560 0,534 0,538
Проведенный анализ показал , что с 1999 по 2007 гг. уровень самообеспечения подсолнечником Саратовской области увеличился на 47% и составил 10,6343, а в Пензенской области снизился в 2 раза. Проведенные расчеты представлены в табл. 2.
В 2005 г. на базе предприятий Саратовской области создается вертикально интегрированный холдинг «Солнечные продукты». Сырьевую безопасность по подсолнечнику обеспечивает ЗАО «Элеваторхол-
динг», который поставляет сырье не только Саратовской области, но и соседних регионов России. Собственная структура элеваторного бизнеса в Саратовской области и Краснодарском крае осуществляет обработку и хранение масличных семян.
Это свидетельствует о том, что в Саратовской области формирующийся латентный кластер, специализированный на производстве продукции масложирового подкомплекса.
Таблица 2. Динамика уровня самообеспечения подсолнечником
Показатели 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Приволжский ФО 2,859 2,569 1,6024 1,7936 2,4866 2,7178 3,3983 3,4909 3,1503
Республика Башкортостан 3,6742 3,8289 1,8678 1,5780 2,5570 3,5774 3,0809 3,2110 2,4840
Республика Марий Эл 0,0000 0,0000 0,0000 0,0000 0,0000 0,0000 0,0000 0,0000 0,0000
Республика Мордовия 0,5927 0,6052 0,2336 0,0000 0,3064 0,3783 0,3398 0,0846 0,1459
Республика Татарстан 0,1191 0,1193 0,0568 0,0143 0,0448 0,0548 0,0622 0,0330 0,0315
Удмурдская Республика 0,0000 0,0000 0,0000 0,0000 0,0000 0,0000 0,0000 0,0000 0,0000
Чувашская Республика 0,0000 0,0156 0,0071 0,0000 0,0000 0,0000 0,0000 0,0000 0,0000
Кировская обл. 0,0000 0,0000 0,0000 0,0000 0,0000 0,0000 0,0000 0,0000 0,0000
Нижегородская обл. 0,0028 0,0014 0,0004 0,0002 0,0000 0,0002 0,0000 0,0000 0,0000
Оренбургская обл. 9,7005 7,2483 4,0233 4,8642 5,9620 6,3607 7,8311 8,7661 6,9960
Пензенская обл. 5,2651 3,6707 1,5106 1,9798 2,7864 2,1603 3,2068 2,7138 2,9068
Пермская обл. 0,0000 0,0000 0,0000 0,0000 0,0000 0,0000 0,0000 0,0000 0,0000
Самарская обл. 5,6264 4,5362 2,9328 3,1881 4,5631 4,4393 5,5449 5,4825 4,5550
Саратовская обл. 7,2209 5,2432 4,1537 4,8291 7,0991 7,1099 9,1466 9,1764 10,6343
Ульяновская обл. 3,7874 3,6587 1,9368 2,2759 3,3875 2,5871 3,1421 3,1568 2,6740
Повышение научно-технологического и организационного уровня предприятий агропродовольствен-ного комплекса предполагает расширение и углубление производственно-технологического взаимодействия, совместное использование ресурсов, устранение взаимных барьеров завершенное построение технологических цепочек производств (как последовательных, так и параллельных; как новых, так и уже действующих) в одной структуре на основе не только распространения новейших технологий, но и усложнения межотраслевых связей в самих цепочках, включая платежеспособных потребителей продукции. Результаты такого взаимодействия проявляются не только в
снижении трансакционных издержек, повышении рентабельности производства, но и в прогрессивных структурных сдвигах, укрупнении бизнеса, повышении его конкурентоспособности. Устойчивое развитие сельского хозяйства и его экономический рост будет достигаться за счет кластерного развития множества отраслей агропродовольственного комплекса, движения в сторону усложнения источников конкурентных преимуществ и укрепления позиций в высокоэффективных сегментах и отраслях. Создание кластерных структур обеспечит выход на новый, отвечающий мировому, уровень экономических отношений в АПК.
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ СЕЛЬСКОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННО-КЛАСТЕРНОГО РАЗВИТИЯ
В.В. Чермянина, к.э.н., доц., В.А. Кундиус, д.э.н., проф. Алтайского государственного аграрного университета, Барнаульского фил. Московской академии предпринимательства
Отличительной особенностью Алтайского края является высокая доля сельского населения - 46,4% (по России - 27%). Малые формы хозяйствования в крае представлены 436,5 тыс. личных подсобных хозяйств, около 5 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и 47 сельскохозяйственными потребительскими кооперативами. Ими производится более 60% всего объема сельскохозяйственной продукции в крае. Вопросы занятости сельского населения актуальны в связи с сезонностью сельскохозяйственного производства и тем, что безработица на селе в два раза выше краевой.
Одним из реальных вариантов повышения занятости сельского населения, уровня его доходов и качества жизни является диверсификация сельской экономики. Под диверсификацией традиционно понимают одновременное развитие нескольких обособленных друг от друга видов деятельности, а также расширение ассортимента производимых изделий. На практике повсеместно применяется как масштабная, связанная либо несвязанная диверсификация, так и локальная, экспериментальная микродиверсификация, которая реализуется в виде внедрения отдельных элементов масштабной диверсификации, которые позднее могут оформиться в самостоятельное производственное подразделение. Именно локальное, небольшое экспериментирование способно впоследствии дать жизнь новому крупному производству.
В сфере сельской экономики возможен франчайзинг в переработке сельскохозяйственной продукции, реализации, агротуризма, мультисервиса и других
видах диверсифицированной деятельности. При этом, целесообразно выполнение следующих условий:
1. Любой диверсификации должна предшествовать наработка определенного опыта в конкретной сфере.
2. Смежная диверсификация менее рискованна, нежели несвязанная. Поэтому есть смысл начинать экспериментирование с первого вида.
3. Для осуществления диверсификации нужны дополнительные, избыточные ресурсы.
4. Прежде чем приступать к существенным изменениям, целесообразно потратить время, силы и средства на подготовительные мероприятия и эксперименты.
5. Нужно иметь несколько вариантов диверсификации, чтобы можно было их сопоставить и выбрать наиболее эффективный. Важно использовать опыт других российских и зарубежных фирм, создавать специальные подразделения по сбору, изучению, обобщению и внедрению лучшего опыта диверсификации в своих компаниях.
6. Необходимо составлять прогноз развития организации в вариантном исполнении. Ибо чем больше будет идей и планов возможных видов диверсификации, тем выше вероятность выбрать наиболее доходный и конкурентоспособный способ нового производства.
7. Нужно правильно определить наиболее перспективные сферы будущей деятельности.
8. Необходимо создание экспериментальной базы, полигона, базы научных и практических исследований.