Первая версия МСФО (IFRS) 1 появилась в 2003 году (обязательное применение данного стандарта начиналось с 01 января 2004 года). До этого данному стандарту предшествовало Разъяснение Постоянного Комитета по Разъяснениям (далее ПКР) (SIC) 8 "Применение МСФО в качестве главной основы учета".
Специфика ПКР (SIC) 8 заключалась втом, что вся финансовая отчетностью также сравнительная информация к ней, необходимые примечания должны были быть подготовлены в соответствии с МСФО, как если бы предприятие, составляющее первую отчетность, уже давно применяло МСФО для составления отчетности. Согласно ПКР (SIC) 8 существовало всего лишь два обстоятельства, при наличии которых МСФО можно было не применять ретроспективно. Первое обстоятельство подразумевало собой наличие в МСФО или в их интерпретациях специальных оговорок, которые предусматривали особый порядок применения МСФО впервые. Второе обстоятельство заключалось в отсутствии возможности достоверно оценить сумму по корректировке в отношении того или иного объекта учета за предыдущие периоды, когда отчетность по МСФО не составлялась.
ПКР (SIC) 8 не содержало положений, которые бы смогли частично, либо в существенной мере облегчить составление первой отчетности по МСФО, снизить финансовые и временные затраты на подготовку отчетности в соответствии с МСФО.
На смену ПКР (SIC) 8 пришел стандарт МСФО (IFRS) 1 "Первое применение международных стандартов финансовой отчетности" (МСФО (IFRS) 1). Новый стандарт предполагал исключения (как обязательные,так и добровольные) из ретроспективного применения стандартов МСФО. Также данный стандарт предполагал при подготовке первой финансовой отчетности, в случае изменений в МСФО, использовать
последнюю редакцию данных стандартов. В МСФО (IFRS) 1 появились особые требования в отношении раскрытия в примечаниях к отчетности информации о том, каким образом переход на МСФО повлиял на данные предыдущей отчетности, подготовленной не в соответствии с МСФО.
Говоря об основных изменениях, которые претерпел МСФО (IFRS) 1 со времени своего выхода в 2003 году, следует отметить, что они произошли в 2008,2009 и 2010 годах.
За многолетний период изменений, начиная с появления ПКР (SIC) 8 и заканчивая последними изменениями в МСФО (IFRS) 1, можно проследить, что стандарт в части первого применения МСФО изменился в сторону увеличения числа освобождений как обязательных, та к и необязательных от ретроспективного применения МСФО. Также можно отметить, что в МСФО (IFRS) 1 появились освобождения для компаний с определенной отраслью, например, для компаний нефтегазовой отрасли, горнодобывающих компаний, компаний, которые заняты деятельностью, подлежащей тарифному регулированию.
Но стоит отметить, что несмотря на увеличение количества освобождений, которые дают возможность снизить затраты на сбор, подготовку, расчет тех или иных показателей для отчетности и примечаний к ней, постепенно начала снижаться степень доступности стандарта для понимания его пользователями, а также составителями отчетности. В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование стандарта, повышение его доступности для понимания, иллюстративности, усиления отраслевой специфики.
Литература:
1. Петров A.M., Коняхин А.Н. Методика и практика подготовки первой отчетности по МСФО в группе компаний : монография. - М.: Курс, ИНФРА-М, 2015.-319с.
СО
1-Н
О CU
0-<
со
каг *,-
S
131
OPERATING CONDITIONS OF THE BANKING SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION AT THE PRESENT STAGE Poghosyan Victoria Victoriovna, PhD of Economics, Associate Professor, Chair of Finance and Credit, Russian University of Economics named after G. V. Piekhanov (branch), Pyatigorsk E-mail: [email protected]
The article highlights the current state of the Russian banking system; revealed the main problems of the banking system at the present stage; developed recommendations aimed at ensuring the stability of the banking sector. Keywords: the banking system; credit organizations; the crisis; the capital; the resource base of banks; monetary policy.
УДК 336
) Погосян В.В., 2016
* *
•=с >
< X
о
ж
о
X
о *
со
132
ПОГОСЯН Виктория Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра Финансов и кредита, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (филиал), Пятигорск [email protected]
УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
В статье освещено современное состояние банковской системы Российской Федерации; раскрыты основные проблемы банковской системы на современном этапе; разработаны рекомендации, направленные на обеспечение стабильного функционирования банковского сектора.
Ключевые слова: банковская система; кредитные организации; кризис; капитал; ресурсная база банков; денежно-кредитная политика.
I
В 2014 году перспективы роста глобальной экономики ухудшились. По оценке Международного валютного фонда (МВФ), темпы прироста мирового ВВП за 2014 год составили 3,4%, так же как за 2013 год, что оказалось хуже прогнозов на начало года. При этом в США происходило ускорение роста, а в еврозоне, Японии и крупных странах, с формирующимися рынками (включая Китай), макроэкономические показатели во многом не оправдали ожиданий. Это обусловило проведение ведущими центральными банками разнонаправленной денежно-кредитной политики. Федеральная резервная система США (ФРС США) свернула программу количественного смягчения, тогда как Европейский центральный банк (ЕЦБ) объявил программу целевого долгосрочного рефинансирования кредитных организаций (ТЦШ01), Банк Японии сохранил стимулирующий курс, Народный банк Китая реализовал ряд мер по смягчению денежно-кредитной политики.
В 2014 году на российском финансовом рынке наблюдалась тенденция куменыиению количества как кредитных и некредитных организаций, имеющих лицензии профессиональных участников рынка ценных бумаг, так и инфраструктурных организаций - их число сократилось с 1149 и 14 по состоянию на 01.01.2014 до 1079 и 13 на 31.12.2014, соответственно. В том числе количество лицензий брокеров уменьшилось в указанный период на 82, до 803, лицензий дилеров - на 70, до 817, лицензий доверительныхуправляющих - на 76, до 706, лицензий депозитариев - на 36, до 579. Количество лицензий регистраторов за этот период увеличилось на 2, до 39, количество клиринговых организаций сократилось с 6 до 5. Количество организаторов торговли (бирж) не изменилось, к концу указанного периода функционировало 8 бирж. При этом около половины профессиональных участников рынка ценных бумаг-дилеров и брокеров и более трети доверительных управляющих имели банковскую лицензию. В течение 2014 года Банк России совершенствовал регулирование финансового рынка, прежде всего в направлении повышения доступности брокерских услуг. В регионах, где перечень оказываемых банками финансовых услуг был ограничен, брокерские услуги теперь смогут предоставлять клиентские брокеры. Продолжилась работа по совершенствованию инструментария финансового рынка, в частности по расширению возможностей секьюрити-зации, позволяющей специализированным финансовым обществам приобретать имущественные права должников, а специализированным обществам проектного финансирования - инвестировать в долгосрочные инвестиционные проекты.
Достижению целевого уровня по соотношению капитала и ВВП в 14-15 %, определенного Стратегией, будут способствовать меры
Правительства Российской Федерации и Банка России, направленные на рост капитализации российских банков.
В 2014 году сохранилась тенденция последних лет к уменьшению количества действующих кредитных организаций: за отчетный год оно сократилось на 89, до 834. Крупные многофилиальные банки в 2014 году продолжали оптимизацию своих региональных подразделений. Общее количество внутренних структурных подразделений кредитных организаций уменьшилось на 1582 единицы и на 01.01.2015 составило 41 794 (на 01.01.2014 -43 376). При этом количество дополнительных офисов уменьшилось с 24 486 до 23 301, кре-дитно-кассовых офисов - с 2463 до 2289, операционных касс вне кассового узла - с 7845 до 6735. Одновременно возросло количество операционных офисов, с 8436 до 9273, и передвижных пунктов кассовых операций, с 146 до 196.
В результате структурных изменений количество внутренних структурных подразделений, приходящихся на 100 тыс. населения, уменьшилось с 30,3 на конец 2013 года до 28,6 на конец 2014 года.
ФООО 3500
зооо
2500 2000 1500 1000 500
О
Рисунок 1 - Количество кредитных организаций и их филиалов, входящих в банковскую систему Российской Федерации
В 2014 году для большинства российских регионов было характерно сокращение количества действующих кредитных организаций: число региональных банков уменьшил ось с425 до 375 по причине отзыва или аннулирования лицензий на осуществление банковских операций, присоединения к другим кредитным организациям, а также изменения места регистрации кредитных организаций. Темп прироста активов региональных банков (4,2%) был во много раз ниже, чем по банковскому сектору в целом (35,2%). В результате доля регио-
нальных банков в совокупных активах банковского сектора по итогам года существенно сократилась, с 11,1 до 8,6%. Темп прироста капитала региональных банков за 2014 год составил 2,8% (в целом по банковскому сектору - 12,2%). Вместе с тем снижение прибыли этих банков (за год на 20,6%) было вдвое меньше, чем по банковскому сектору в целом (на 40,7%). Индекс совокупной обеспеченности банковскими услугами большинства регионов оставался на уровне начала 2014 года.
В 2014 году сохранилась тенденция к росту показателей, характеризующих концентрацию банковской деятельности. Доля 200 крупнейших по величине активов кредитных организаций в совокупных активах банковского сектора за отчетный период увеличилась и по итогам года составила 96,5% (по результатам 2013 года - 94,9%). Удельный вес 5 крупнейших банков в активах за 2014 год вырос с 52,7 до 53,6%.
На долю 200 крупнейших по величине капитала кредитных организаций по состоянию на 01.01.2015 приходилось 96,5% совокупного капитала банковского сектора (на 01.01.2014 -93,4%), в том числе на 5 крупнейших банков -51,6% (на 01.01.2014- 49,7%). Количество кредитных организаций с капиталом свыше 300 млн руб.1 за 2014 год возросло с 683 до 773, а их удельный вес в капитале российских банков приближается к 100% (99,9%). Из них количество кредитных организаций с капиталом свыше 1 млрд руб. за отчетный год изменилось незначительно и составило 369 (на эти кредитные организации приходится 97,6% капитала российских банков). Распространенные в международной практике индикаторы концентрации, в частности индекс Херфиндаля - Хирш-мана (далее - ИХХ), показывают, что концентрация в 2014 году по основным группам активов и обязательств находилась на среднем уровне при наличии тенденции к росту (за исключением рынка вкладов).
За отчетный год индекс концентрации активов увеличился с 0,107 до 0,108, индекс концентрации капитала по ИХХ - с 0,098 до 0,103, индекс концентрации кредитов нефинансовым организациям - резидентам - с 0,131 до 0,144. Исходя из этих показателей, можно сделать вывод, что концентрация банковской деятельности находится на среднем уровне. Сохраняются исторически высокие показатели
концентрации на рынке вкладов населения, но в 2014 году наблюдалась тенденция к снижению ИХХ по этим операциям.
Рисунок 2 - Количество кредитных организаций с капиталом свыше 300 млн и 1 млрд руб.
Ресурсная база банков в течение 2014 года формировалась в условиях фактического закрытия внешних рынков и замедления роста экономики. Российские банки наращивали ресурсную базу в основном за счет средств организаций, а также заимствований у Банка России. Высокие темпы номинального прироста ресурсной базы во многом определялись динамикой валютного курса. В 2014 году доступ к внешним источникам фондирования для российских банков был практически полностью закрыт, что стимулировало банковский сектор более интенсивно использовать внутренние источники; при этом в структуре этих источников произошли существенные изменения.
На основании оценки текущей экономической ситуации и среднесрочного макроэкономического прогноза необходимо принимать решения в области функционирования денежно-кредитной политики.
Необходимо определить наиболее вероятные пути развития экономики, также анализировать внешние и внутренние риски, которые могут оказывать влияние на финансовую систему и экономику в целом. Далее, необходимо принимать решения уже в области денежно-кредитной политики.
Одним из направлений развития денежно-кредитной политики предполагается сохранение среднегодового уровня цены на нефть около 50 долларов США за баррель в течение всего трехлетнего периода.
Если рассчитывать на положительный исход сложившейся ситуации, то предполагается постепенный рост среднегодового уровня
цены на нефть марки "Юралс" до 70 - 80 долларов США за баррель в 2018 году, отрицательный исход - сохранение среднегодового уровня цены на нефть ниже 40 долларов США за баррель в 2016 -2018 годах.
Во всех рассматриваемых направлениях ожидается сохранение внешних санкций в отношении российской экономики на протяжении трехлетнего периода без значимого изменения масштаба или характера их действия. Ожидается, что сдерживающее влияние санкций на российскую экономику будет транслироваться через повышенный уровень экономической неопределенности, сохранение ограниченного доступа российских компаний и банков к внешнему финансированию и использованию импорта высокотехнологичной продукции для осуществления инвестиций.
В сфере развития системы инструментов денежно-кредитной политики возможно сохранение структурного дефицита ликвидности банковского сектора в 2016-2018 годах. Ожидается формирование задолженности кредитных организаций по операциям рефинансирования в диапазоне 3,7-5,6 трлн рублей к концу 2018 года.
Предполагается, что с начала 2016 года график периодов усреднения обязательных резервов будет синхронизирован с расчетами по основным операциям рефинансирования Банка России, что приведет к снижению вероятности возникновения существенных отклонений спроса на ликвидность от ее предложения. Длина периодов усреднения будет установлена равной 4-5 неделям. Кроме того, в предстоящий трехлетний период планируется повышение коэффициента усреднения обязательных резервов, что расширит возможности кредитных организаций по управлению собственной ликвидностью в условиях локальных ее изменений за счет использования механизма усреднения обязательных резервов.
В 2016-2018 годах возможно совершенствование технологических аспектов проведения операций. В частности, можно организовать доступ к трехсторонним сервисам управления обеспечением по операциям РЕПО с корзиной обеспечения через биржевые и внебиржевые каналы предоставления ликвидности. Планируется развитие электронного документооборота с кредитными организациями при про-
ведении операций по предоставлению кредитов, обеспеченных нерыночными активами.
Необходимо совершенствовать договорную базу, регламентирующую проведение операций РЕПО на российском финансовом рынке, путем перехода к единому генеральному соглашению Банка России по всем видам операций РЕПО на условиях единого ликвидационного неттинга.
Для обеспечения стабильного функционирования банковского сектора и финансового рынка в условиях сохранения ограниченного доступа российских организаций на международные рынки капитала необходимо продолжить проведение операций рефинансирования в иностранной валюте. Данные операции будут проводиться преимущественно в форме аукционов РЕПО.
Необходимо продолжить следовать режиму плавающего валютного курса, при этом в случае возникновения угроз для финансовой стабильности необходимо совершать интервенции на внутреннем валютном рынке.
В целях стимулирования отдельных сегментов кредитного рынка, развитие которых сдерживается структурными факторами, в 20162018 годах можно продолжить использовать специальные инструменты рефинансирования, в рамках которых средства предоставляются кредитным организациям по льготным процентным ставкам на длительные сроки. Данные механизмы направлены на поддержку финансирования инвестиционных проектов, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, экспортно ориентированных организаций, а также ипотечного кредитования.
Примечания:
1. Банки и небанковские кредитные организации и их операции : учебник / под ред. Е.Ф. Жукова. -3-е изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2014.-528 с.
2. Голубина Ж.И. Формы государственной бюджетной поддержки сельхозпроизводителей // Социально-гуманитарные знания. - 2013. - № 9. -С. 135-147.
3. Голубина Ж.И., Баскакова Л.В. Основные риски присоединения к ВТО для продовольственной
безопасности страны и ее сельского хозяйства // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. - 2014. -№ 3. - С. 81-86.
4. Голубина Ж.И., Кузнецова Т.Б. Финансовая политика как инструмент управления финансами государства // Kant: Экономика и управление. -2015,-№1 (4).-С. 15-17.
5. Голубина Ж.И.10.6. Анализ количественных и качественных параметров государственной поддержки аграрного сектора на современном этапе // Аудит и финансовый анализ. - 2011. - № 4. -С. 394-398.
6. Голубина Ж.И. Практические рекомендации по увеличению государственной поддержки аграрного сектора на современном этапе // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2011. - Т. 5. -№1.- С. 140-145.
7. Погосян В.В. Современное состояние кредитного рынка России и тенденции развития кредитных отношений банков с предприятиями малого и среднего бизнеса / Погосян В.В. // KANT. -2015.-№3(16).-С. 86-89
8. Морозко, Н.И. Финансовый менеджмент : учебное пособие / Н.И. Морозко, И.Ю. Диденко. - М. : НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 224 с.
9. Стародубцева, Е.Б. Банковское дело: учебник / Е.Б. Стародубцева. - М. : ФОРУМ; ИНФРА-М, 2014. -464 с.
10. Марченко C.B. К вопросу о финансовой самостоятельности муниципальных образований / C.B. Марченко // Актуальные вопросы экономических наук. - 2014. - № 37. - С. 188-192. П.Марченко C.B. Проблемы формирования налоговой базы местного самоуправления //Terra Economicus. - 2008. - T. 6. - № 4-2. - С. 349-351.
12.Марченко C.B. Совершенствование системы управления неналоговыми доходами бюджета / / Сборник: Региональная модель развития: Детерминанты экономики и маркетинга. - 2014. -С. 119-123.
13.Марченко C.B., Голубина Ж.И. Межбюджетные отношения как инструмент экономического воздействия на развитие регионов Северо-Кавказского федерального округа // Финансовая экономика. - 2015. - № 2. - С. 23-28.
14.Марченко C.B. влияние реформы местного самоуправления на финансовое состояние муниципальных образований // Молодой ученый. -2014.-№ 4. - С. 577-579.
15.Марченко C.B., Шишкина Л.В. Оценка эффективности реформирования бюджетной системы в российской федерации // Kant: Экономика и управление. - 2015. - № 1 (4). - С. 8-12.
STRUCTURED CHART OF ACCOUNTS AS AN INFORMATION BASE TRANSACTION ACCOUNTING
Sysoeva Irina Vitalievna, PhD of Economics, Associate Professor, Chair of Economic Security, Accounting and Law,
Rostov State Construction University, Rostov-on-Don
E-mail: [email protected]
The article discusses the management of the enterprise based on the transaction based on integrated aggregated information.