Каленик Роман Сергеевич
ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ .
УДК 37.013.83
ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ
© 2016
Каленик Роман Сергеевич, преподаватель кафедры «Тактико-специальной, боевой и физической подготовки» Владивостокский филиал Дальневосточного юридического института МВД России (Россия)
Аннотация. В целях формирования культуры здоровьесбережения педагогических работников образовательных учреждений системы МВД необходимо два основных направления формирования педагогических условий здоровьесбережения: информационно-методическое воздействие (сопровождение, содействие) и комплексная программа формирования здоровьесберегающей среды образовательного учреждения. Под здоровьесберегающими технологиями мы понимаем информационную модель деятельности в сфере сохранения физического, психологического, социального и морально-нравственного здоровья ППС ОУС МВД России. Исходя из учета режима труда и отдыха педагогических работников мы выделяем наиболее применимые виды: аэропрофилактика, закаливание организма, физиопрофилактика. Профессорско-преподавательский состав образовательных учреждений МВД России оказывается в потенциальной зоне риска наркотизации. Это означает, что профилактика наркомании среди профессорско-преподавательского состава является актуальной задачей. Выделяют три уровня наркопрофилактического использования средств физической культуры и спорта. Возникает необходимость формирования новой концепции физической подготовки педагогических работников системы МВД России, носящей физкультурно-оздоровительную направленность, т.е. рассчитанную не на приобретение фактически не нужных педагогам навыков силового задержания, а на здоровьесбережение сотрудников. Мы предлагаем программу формирования здоровьесберегаю-щей среды в образовательных учреждениях системы МВД России представить пятью основными направлениями деятельности: материально-техническое обеспечение, психологическое, учебно-методическое, физкультурно-оздоровительное, информационное сопровождение. В целях лучшей профессиональной адаптации, нами рекомендуется в течение первого месяца работы молодым преподавателям не проводить занятия самостоятельно, а посещать занятия опытных преподавателей.
Ключевые слова: здоровьесбережение, культура здорового образа жизни, профилактика профессиональных заболеваний, программа формирования здоровьесберегающей среды, здоровьесберегающие технологии, закаливание организма, физиопрофилактика, средства физической культуры, служебно-боевая подготовка.
THE FORMATION CONDITIONS OF HEALTH CARE AND PEDAGOGICAL WORKERS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
© 2016
Kalenik Roman Sergeevich, the teacher of "special Tactical, military and physical training" Vladivostok branch of the far Eastern juridical Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia (Russia)
Abstract. In order to create a culture of health saving pedagogical workers of educational institutions of the Ministry of internal Affairs it is necessary two main directions of formation of pedagogical conditions of health care: information and methodological impact (support, assistance) and a comprehensive program of formation of health saving environment of educational institutions. Under zdorovesberegayuschie technologies we understand the model of information activity in the sphere of preservation of physical, psychological, social and moral health care PPP of the DSU the Ministry of internal Affairs of Russia. Based on the given mode of work and rest educational workers, we highlight the most applicable types: aeroprofilaktika, hardening of the body, fizioprofilaktika. Teaching staff of educational institutions of the MlA of Russia is in a potential risk of anesthesia. This means that prevention of drug addiction among faculty members is an urgent task. There are three levels of drug prophylactic use of physical culture and sports. There is a need to develop a new concept of physical training teachers of the Ministry of internal Affairs of Russia, wearing a sports and fitness oriented, i.e. designed not for the acquisition actually don't need teachers skills the power of detention and health care staff. We offer a program of formation of healthy environment in the educational institutions of the Russian interior Ministry to introduce five main areas of activity: logistical support, psychological, educational, health, information support. In order to better adapt professional, we recommended during the first months of work, the young teachers conduct classes independently, and to attend classes of experienced teachers.
Keywords: health preservation, the culture of healthy lifestyles, prevention of occupational diseases, the program of formation of health-environment, health-saving technologies, hardening of the body, fizioprofilaktika, means of physical training, service and combat training.
Краеугольным камнем формирования педагогических условий здоровьесбережения профессорско-пе-дагогического состава образовательных учреждений системы МВД России (далее - ППС ОУС МВД России) является формирование у педагогов базовых умений диагностирования состояния своего здоровья, устойчивой мотивации к его сохранению, ценностных ориентаций здорового образа жизни, грамотной организации режима труда и отдыха и т.д. То есть речь идет о формировании у ППС культуры здоровьесбережения. В целях формирования культуры здоровьесбережения необходимо, во-первых, информационно-методическое воздействие (сопровождение, содействие) как обобщение и распространение положительного опыта деятельности по реализации здоровьесбрегеающих аспектов образовательной среды, т.е. внедрение здоровьесберегающих технологий. Однако, только информационное воздействие не всегда
является достаточным для формирования устойчивой мотивации, поэтому, во-вторых, требуется комплексная программа формирования здоровьесберегающей среды образовательного учреждения, т.к. базовый принцип материалистической диалектики говорит, что бытие определяет сознание.
Итак, мы можем говорить о двух основных направлениях организационно-педагогического сопровождения по формированию педагогических условий здоровьес-бережения ППС ОУС МВД России:
- информационно-методическое (внедрение здоро-вьесберегающих технологий);
- программное (программа формирования здоровьес-берегающей среды).
Изложим свое представление об этих видах деятельности.
1. Информационно-методическое сопровождение
Каленик Роман Сергеевич ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ...
(внедрение здоровьесберегающих технологий).
Под здоровьесберегающими технологиями мы понимаем информационную модель деятельности в сфере сохранения физического, психологического, социального и морально-нравственного здоровья ППС ОУС МВД России. Не затрагивая медицинские аспекты, мы можем включить в содержание данной модели: 1) профилактическую работу; 2) физкультурно-оздоровительную деятельность; 3) информацию о здоровом образе жизни.
Рассмотрим эти составляющие.
Под профилактикой в медицине понимают совокупность предупредительно-оздоровительных мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья и физического развития коллектива трудящихся, на предупреждение возникновения и распространения заболеваний, на обеспечение возможно более длительного и лучшего сохранения трудоспособности и развития трудовых ресурсов. Профилактика в широком смысле включает в себя целую систему предупредительных мероприятий по оздоровлению коллективной жизни трудящихся: условий труда, питания, жилищно-бытовых условий, по благоустройству населенных мест, по охране и укреплению здоровья подрастающего поколения, по борьбе за снижение заболеваемости [1].
Безусловно, что речь следует вести о различных видах профилактики. Поскольку категория «здоровье» включает физический, психологический, социальный и морально-нравственный компоненты, то соответственно можно говорить о четырех аналогичных направлениях профилактики.
Представляется целесообразным кратко коснуться наиболее применимых, с нашей точки зрения, видов профилактики, исходя из учета режима труда и отдыха ППС ОУС МВД России.
Аэропрофилактика. Общеизвестно, что при умственных нагрузках потребление кислорода возрастает. Практически все рабочее время преподаватель проводит в учебных аудиториях (исключение могут составить лишь преподаватели физической подготовки в теплое время года), которые далеко не всегда достаточно хорошо вентилируются и кондиционируются, следствием чего может стать нарушение газообмена организма. Основной формой аэропрофилактики является длительное пребывание на открытом воздухе в любую погоду. Продолжительность пребывания на воздухе устанавливается в соответствии с условиями погоды, степенью закалённости и состоянием здоровья. Аэропрофилактика осуществляется при прогулках по бульвару, парку и т.п., а значит можно рекомендовать преподавателям выходить на улицу из рабочих помещений и проводить определенное время на свежем воздухе. В условиях учебных аудиторий может быть рекомендовано регулярное проветривание помещений, ионизация и кондиционирование воздуха. Аэропрофилактику принято считать частью закаливания.
Закаливание организма. Работа преподавателя связана не только с нахождением в зачастую плохо вентилируемых помещениях (другой вариант - сквозняки в помещении), но с общением с большим количеством людей, что повышает риск простудных заболеваний. При закаливании вырабатывают устойчивость организма не только к простудным, но к целому ряду заболеваний. Комплекс закаливающих процедур состоит из конвекционного (воздушные и солнечно-воздушные ванны) и кондукционного (обтирание, обливание, купания в открытых водоёмах и контрастные процедуры) охлаждения. В зимние месяцы большое значение приобретает ультрафиолетовое облучение от искусственных источников [2].
Физиопрофилактика. В широком смысле слова к фи-зиопрофилактике относят мероприятия, направленные на защиту организма человека от неблагоприятных влияний внешней среды и на создание оптимальных условий быта, труда и отдыха, соответствующих гигиениче-
ским требованиям: кондиционирование и дезинфекция воздуха, пребывание в профилакториях, домах отдыха, санаториях и др [3].
Для профессионального долголетия педагога важной является профилактика его психического здоровья. Умение преподавателя регулировать свои поступки и поведение в границах социальных норм, способность к саморегуляции является одним из признаков профессионального здоровья.
Морально-нравственная составляющая здоровья педагогов требует обращения к проблеме профилактики девиантных форм поведения (сквернословия, алкоголизма, наркомании, беспорядочных половых связей и других видов асоциального поведения).
Так, общеизвестно, что профессия преподавателя относится к разряду стрессогенных и эмоционально напряженных. По степени напряженности, как свидетельствуют данные исследований, нагрузка педагога в среднем больше, чем у директоров и главных инженеров промышленных предприятий, заведующих лабораториями, профсоюзных работников [4]. Основными признаками психоэмоционального напряжения являются нарушения сна, частые головные боли, повышение артериального давления. Развивающееся в процессе данной служебной деятельности утомление негативно отражается на физиологических функциях организма и психологических качествах: внимании, памяти, эмоциональной устойчивости и т.п., что, в конечном итоге, приводит к снижению общей умственной и физической работоспособности сотрудников.
В таких условиях возникает опасность появления чувства неудовлетворенности, эмоционального напряжения, развития навязчивых состояний, что приводит к стремлению избавиться от этих неприятных ощущений.
Наркотик в этом случае заменяет недостающие ней-ромедиаторы, и дает ощущение желаемого комфорта и спокойствия. Человеческий мозг вырабатывает эндор-фины, которые называют гормонами радости. Они отвечают за состояния эйфории, удовольствия, экстаза, расслабления и обезболивания, которые были названы американским психологом Маслоу «пиковыми состояниями сознания». Алкоголь или наркотик выступают заместителями или стимуляторами выработки эндорфинов. Уже однократный прием веществ такого рода уменьшает количество собственных эндорфинов. Поэтому для восстановления утраченных «гормонов радости» человеку требуется новая доза. Именно в желании достичь состоянии эйфории в большинстве случаев кроются причины наркомании и алкоголизма.
Таким образом, парадоксально, но профессорско-преподавательский состав образовательных учреждений МВД России оказывается в потенциальной зоне риска наркотизации. Это означает, что профилактика наркомании среди профессорско-преподавательский состава является актуальной задачей.
Ст. 1 Федерального закона от 08.01.1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» дает определение профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании как совокупности мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкуль-турно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании.
Данный факт со всей очевидностью демонстрирует огромный потенциал средств физической культуры и спорта в профилактике наркомании.
Анализ многочисленных публикаций позволяет выделить три уровня наркопрофилактического использования средств физической культуры и спорта:
- первый уровень предполагает применение различных средств, методов, форм занятий по физической культуре и спорту с целью отвлечения от «вредных при-
Каленик Роман Сергеевич педагогические
ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ... науки
вычек», повышения стрессоустойчивости, формирования оптимистического взгляда на жизнь;
- второй уровень выражается в установках на оздоровление и приобщение к здоровому образу жизни;
- третий уровень предусматривает формирование и коррекцию основных свойств личности в процессе занятий физическими упражнениями (мировоззрения, самосознания, эмоционально-волевой сферы и т.д.).
В рамках системы МВД использование средств физической культуры и спорта осуществляется, преимущественно в рамках организованной служебно-боевой подготовки. Это, безусловно, положительный фактор, препятствующий наркотизации. Общеизвестно, что физическая подготовка является важным фактором длительной трудоспособности профессорско-преподавательского состава. Так, систематические занятия спортом снимают психоэмоциональную нагрузку, препятствуя, в том числе, возникновению профессиональных деформаций и различных форм девиантного поведения, в частности, наркомании. С одной стороны, интенсивная двигательная деятельность способствует выводу вредных веществ из организма, а с другой - физическая нагрузка как психологический каркас удерживает наркомана от мысли о наркотике. Да не стоит забывать и о том, что интенсивная физическая нагрузка дает человеку «мышечную радость», т.е. организм вырабатывает естественный продукт наслаждения для тела.
В этой связи педагогические условия профессионального долголетия профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений системы МВД России, в частности профилактика наркотизации, предполагает, в том числе, формирование новой концепции физической подготовки данной категории сотрудников, учитывающей психоэмоциональные нагрузки педагога и нацеленной не на формирование боевых навыков, а прежде всего на здоровьесбережение. По нашему мнению, в данной области необходимо проведение экспериментальной работы, направленной на проектирование здо-ровьесберегающих технологий (физическая подготовка, психофизиологическая разгрузка, массаж, фитотерапия, релаксация, правильный режим питания, искоренение вредных привычек, правильный режим труда и отдыха и т.д.) с учетом возрастных категорий и состояния здоровья личного состава кафедр.
Усиление на законодательном уровне мер борьбы с табакокурением (запрет табакокурения в общественных местах и т.д.) позволяет рассматривать данную вредную привычку также как форму девиантного поведения. Общеизвестно, что курение табака губительно для здоровья, поэтому в рамках исследования профессионального долголетия, безусловно необходимо упомянуть также о необходимости профилактики табакокурения среди ППС ОУС МВД России.
Как можно заметить, профилактика тесно связана ведением здорового образа жизни, в определенной степени здоровый образ жизни является целью и одновременно средством профилактики.
Рассматриваемая нами информационная модель предполагает включение в повседневную жизнь преподавателя правил, выполнение которых направлено на сохранение и укрепление здоровья. Данная цель может быть достигнута только при условии внутреннего осознания ценности здоровья и взятии на себя ответственности за его состояние.
Здоровый образ жизни предусматривает занятия физической культурой, рациональное сбалансированное питание, правильное чередование умственных и физических нагрузок, труда и активного отдыха, соблюдение правил личной гигиены, организацию полноценного сна, закаливание.
Систематические занятия физической культурой восполняют недостаток двигательной активности при гиподинамии, что особенно важно с учетом малоподвижного характера работы педагогов. Сохранение и 62
укрепление мышечного тонуса, осанки, подвижности суставов, улучшение функций дыхательной, сердечнососудистой, эндокринной систем предотвращают многие болезни опорно-двигательного аппарата, увеличивают жизненную ёмкость лёгких, стабилизируют кровяное давление. Рациональное сбалансированное питание обеспечивает нормальное пищеварение; достаточное количество витаминов, минеральных веществ благотворно влияет на кроветворение, предотвращает развитие атеросклероза, ожирения, болезней пищеварительного тракта. Правильное чередование умственных и физических нагрузок, труда и отдыха способствует продуктивной трудоспособности, устойчивости к стрессам, предотвращает развитие болезней переутомления (неврозы, депрессии). Полноценный сон сохраняет резервы здоровья, повышает производительность труда. Соблюдение правил личной гигиены защищает организм от многих инфекционных заболеваний, гельминтозов, сохраняет здоровыми кожу, зубы, волосы, положительно влияет на внешний вид, что имеет важное значение с учетом коммуникативного характера работы преподавателя. Закаливание повышает иммунитет к простудным и воспалительным заболеваниям. Здоровый образ жизни категорически исключает курение, употребление алкоголя и наркотиков, пристрастие к азартным играм, неразборчивость в сексуальных контактах [5].
Нами уже упоминалась необходимость формирования новой концепции физической подготовки ППС ОУС МВД России, носящей физкультурно-оздоровительную направленность, т.е. рассчитанную не на приобретение фактически не нужных педагогам навыков силового задержания, а на здоровьесбережение сотрудников.
Д.В. Горев в своем диссертационном исследовании предлагает под физкультурно-оздоровительной деятельностью понимать сознательно регулируемую двигательную активность, направленную на улучшение физического, психического и социального благополучия человека [6].
Физкультурно-оздоровительная деятельность, как свидетельствует проведенный нами анализ исследований (С.В. Алексеев, Н.М. Амосов, Л.П. Анастасова, В.К. Бальсевич, А.А. Бишаева, Д.В. Горев, О.В. Еремина, Р.А. Касимов, Э.М. Казин, Л.С. Колчанова, Т.Н. Леонтьева, С.А. Сенникова, С.А. Соколов, Л.Ф. Тихомирова и др.), способствует восполнению дефицита двигательной активности, снимает психологическую усталость, расширяет границы их представлений о собственных возможностях, формирует такие качества личности как собранность, выносливость, целеустремленность, решительность, инициативность, которые, в свою очередь, являются важными основами профессионального развития человека.
О.В. Еремина выделяет следующие функции физкультурно-оздоровительной деятельности:
- общее развитие и укрепление организма независимо от возраста, пола, состояния здоровья, степени физического развития (формирование и развитие физических качеств и способностей, совершенствование двигательных навыков, укрепление здоровья и т.д.);
- физическая подготовка людей к трудовой деятельности;
- удовлетворение потребности людей в активном отдыхе, досуге, рациональном использовании свободного времени (отвлечение от вредных привычек, формирование здорового образа жизни);
- снижение уровня заболеваемости и травматизма трудящихся, повышение их производительности труда, трудовое долголетие [7].
2. Программное сопровождение (программа формирования здоровьесберегающей среды).
Программа формирования здоровьесберегающей среды в ОУС МВД России может быть представлена пятью основными направлениями деятельности: (материально-техническое обеспечение, психологическое, АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1(14)
Каленик Роман Сергеевич ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ...
учебно-методическое, физкультурно-оздоровительное, информационное сопровождение.
По направлению материально-технического обеспечения предлагается силами тыловых подразделений:
1) обеспечить соответствие рабочих кабинетов и учебных аудиторий санитарно-гигиеническим требованиям по уровню освещенности, вентилированию, соблюдению температурного режима, наполняемости помещений и т.д.;
2) оборудование кабинетов медицинского работника, психолога, комнаты психологической разгрузки и групповой психологической работы, спортзала, спортплощадки, тренажерных залов, бассейнов, массажных кабинетов, мест для прогулок на свежем воздухе и т.д., оснащение их необходимым инвентарем для здоровьес-берегающей деятельности.
По направлению психологического сопровождения предлагается силами подразделений по работе с личным составом (морально-психологической работе) обеспечить профилактику негативных психологических состояний, профессиональных деформаций и т.п.
По направлению учебно-методического сопровождения предлагается:
1) работа по профессиональной адаптации сотрудников, занимающих должности ППС менее трех лет. По нашему мнению, необходимо принципиально изменить подход к содержанию занятий в рамках «Школы педагогического мастерства» («Школы молодого преподавателя» и других аналогичных институтов). Их задачей должно стать не рассмотрение азов педагогической теории (тем более, что значительная часть ППС имеет педагогическое образование), которые молодой преподаватель может самостоятельно найти в специальной литературе, а адаптация к специфике ОУС МВД РФ, в частности:
- разбор потенциально сложных педагогических ситуаций (с учетом специфики обучаемых) с привлечением опытных преподавателей;
- работа со строевыми командирами по формированию командирских навыков;
- беседы с сотрудниками подразделений по работе с личным составом (морально-психологической работе) и строевыми командирами о специфике обучаемых;
- приобретение дополнительных знаний, умений и навыков с привлечением сотрудников учебного отдела, юридической службы и др. (оформление учебно-методических материалов, изучение локальных нормативных актов, для тех, кто не имеет опыта службы в полиции - актов, регламентирующих деятельность полиции);
- беседы с сотрудниками подразделений по работе с личным составом (морально-психологической работе) и опытными преподавателями о навыках антикоррупционного поведения, иных профессионально-этических ценностях.
В целях лучшей профессиональной адаптации, нами рекомендуется в течение первого месяца работы молодым преподавателям не проводить занятия самостоятельно, а посещать занятия опытных преподавателей.
2) методическое сопровождение индивидуальных программ профессионального совершенствования. По нашему мнению, целесообразно каждому преподавателю независимо от стажа работы, периодически осуществлять самоанализ своей профессиональной пригодности и формировать личную программу (план) своего профессионального совершенствования.
По направлению физкультурно-оздоровительного сопровождения предлагается совместная работа медицинских служб, должностных лиц, ответственных за профессиональную служебную подготовку, кафедр физической подготовки (а также, желательно, с привлечением сторонних специалистов - диетологов, массажистов и др.) по:
- диагностике состояния здоровья сотрудников;
- разработке и методическому сопровождению индивидуальных физкультурно-оздоровительных программ.
По направлению информационного сопровождения предлагается курс лекций по основам здоровьесбереже-ния в рамках занятий по профессиональной служебной подготовке,кроме того, возможна организация стажировок в других ОУ, проведение семинаров и т.д.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Биология. Современная иллюстрированная энциклопедия. / Под ред. А.П. Горкина. М., 2006. [электронный ресурс] / Режим доступа: http://dic.academic.ru.
2. Большая медицинская энциклопедия. М., 1970. [электронный ресурс] / Режим доступа: http://dic. academic.ru.
3. Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. 1969—1978. [электронный ресурс] / Режим доступа: http://dic.academic.ru.
4. Горев Д.В. Воспитание целеустремленности у младших подростков в физкультурно-оздоровительной деятельности: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Кострома, 2004.
5. Еремина О.В. Социально-педагогическое обеспечение физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся в школе полного дня: Дисс. ... канд. пед. наук. М., 2007.
6. Койранский Б.Б. Охлаждение, переохлаждение и их профилактика. Изд. 2-ое, перераб. и доп. Л. Медицина. 1966г. 248с.
7. Маршак М.Е. Физиологические основы закаливания организма человека. - Л. : Медицина, 1965. - 150 с.