Н.Н. Кузьмин, А.В. Березнев
кандидат педагогических наук, доцент,
Липецкий государственный университет
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
CONDITIONS FOR THE FORMATION OF MORAL AND WILL QUALITIES OF STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA (MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS) OF RUSSIA ON THE STUDIES OF PHISICAL EDUCATION AND SPORT
В статье рассмотрена взаимосвязь формирования морально-волевых качеств курсантов вузов МВД России с занятиями физической культурой и спортом. В результате исследования определены педагогические условия и разработана модель формирования морально-волевых качеств курсантов образовательных организаций МВД России средствами физической культуры и спорта
Analyzed the connection of the studies of physical education and sport with the moral and will qualities of the students of educational institutions of the MIA of Russia higher education. As the result of the analysis, found the pedagogical conditions and created the model for the formation of moral and will qualities of MIA of Russia students by the means of physical education and sport.
Постоянное усложнение задач, стоящих пе -ред ОВД в коренным образом изменяющихся экономических и политических условиях, предъ -являет высокие требования к личностным качествам сотрудников полиции. Приказы и инст-рукции МВД России, дисциплинарные уставы определяют формы поведения и общения с гражданами, требуют от представителей власти повышенного чувства ответственности.
Большую роль в формировании личности современного полицейского играют ведомствен -ные образовательные организации.
Будущему офицеру необходимы устойчивые нравственно-волевые качества, хорошая физическая и теоретическая подготовка, крепкое здоровье и, как следствие, готовность к успешной профессиональной деятельности. Успех выполняемой сотрудниками ОВД работы, психологический климат в коллективах во многом зависят от умения регулировать свое поведение, сдерживать и контролировать эмоции, считаться с требованиями конкретной ситуации и имеющегося окружения. В связи с этим значение волевых качеств для осуществления активной профессиональной деятельности в системе МВД России чрезвычайно высоко.
Как показывают специальные исследования, становление и формирование этих качеств начинается в подростковом возрасте и пр одолжается в период профессиональной подготовки в вузе, поэтому целенаправленная работа в этом направлении должна стать одной из приоритетных задач в процессе ведомственного образования.
Теоретические предпосылки формирования волевых качеств личности представлены в исследованиях, Л.И. Божович [1], Т.В. Драгуновой [2], А.Г. Ковалева [3], И.С. Кона [4], В.А. Крутецкого [5], А.С. Макаренко [6], Ф. Райс [7], И.Ф. Свад-ковского [8], А.В.Симоненко [9] и др. Ими подчеркивается, что к юношескому возрасту уже накоплен определенный опыт морального поведения, в связи с этим проявляется особая восприимчивость к процессу педагогического руководства нравственно-волевым развитием. Кроме того, у многих пробуждается потребность в самовоспитании.
Ф.Н. Гоноболин [10], А.Ц. Пуни [11], В. И. Селиванов [12] и многие другие авторы считают, что волевые качества личности формируются в деятельности. Поэтому для их развития предлага -ется создание ситуаций, требующих преодоления трудностей. Однако практика показывает, что этот путь не всегда гарантирует успех.
Рассматривая процесс развития волевых качеств, необходимо учитывать их моральную составляющую. Она заключается в формировании представлений, понятий, взглядов и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих принципам общечеловеческой морали; в развитии чувства патриотизма, преданности профессиональной деятельности, своему коллективу.
Большое влияние на процесс формирова-ния профессиональных качеств личности кур -сантов могут оказывать занятия физической подготовкой и спортом. Преподавателями ка -федр физической подготовки накоплен разно -
образный положительный опыт по решению воспитательных задач в процессе обучения. Есть основания рассматривать физическую подготовку как процесс, связанный не только с вооружением курсантов специальными про -фессиональными знаниями, умениями и навы -ками, но и с формированием у них смелости, стойкости, выдержки, что позволяет прини -мать оперативные и грамотные решения при возникновении конфликтных ситуаций.
На занятиях физической культурой и спортом четко определяются целевые установки, содержание деятельности, средства и методы, ко -торые влияют на развитие целеустремленности и настойчивости, упорства и т.д., формируют привычку к проявлению волевых усилий. Это связа -но и с применением игровых методов обучения, главным условием которых является наличие жестких правил взаимодействия и соревновательности как важного мотивационного фактора.
В ходе занятий спортом неизменно возникают проблемы, решение которых закаляет характер, укрепляет волевые качества личности. Сама суть занятий физической культурой и спортом требует сознательного преодоления возникающих трудностей. Отсюда и специфика методов воспитания волевых качеств курсантов при занятиях физической культурой и спортом. Эти методы могут быть эффективными, если будут основаны на результатах изучения трудностей, возникающих на таких занятиях, и причин их возникновения. В спортивной психологии трудности делятся на два вида:
а) трудности внешние (особенности среды и предметов, с которыми человеку приходится иметь дело во время занятий, тренировок и спортивных мероприятий);
б) трудности внутренние, представляющие собой эмоциональные состояния, возникающие у человека в процессе выполнения каких-либо спортивных упражнений.
Естественно, что подходы к формированию волевых качеств при преодолении внешних и внутренних трудностей будут различаться.
В настоящее время принято считать, что для достижения спортивных результатов необходимо проявление следующих волевых качеств: целеустремленность дисциплинированность, самообладание, настойчивость, инициативность, решительность, стойкость и смелость [13. — С. 23]. Например, целеустремленность и решительность развиваются в процессе освоения новых упражнений. Стойкость и настойчивость — результат регулярного преодоления утомления при выполнении тренировочных занятий и в соревнованиях, особенно когда занятия проходят в неблагоприятных или непривычных условиях. Самообладание воспитывается в обстановке жесткого соперничества на ответственных соревнованиях, при необходимости срочно исправить сделанные ошибки.
На занятиях физической культурой и спортом, как и во всех других сферах дея-тельности, нравственные качества личности выступают как единство и борьба противопо -ложностей: смелости и страха, инициативно -сти и инертности, стойкости и слабости воли, желаемого и необходимого, настойчивости и неумения бороться за исполнение принятого решения и т. д.
Важнейшими задачами волевой подготовки, стоящими перед курсантом в процессе физической подготовки, являются следующие:
1) научиться максимально мобилизовать свои внутренние ресурсы для достижения поставленной цели;
2) научиться управлять своим эмоциональным состоянием;
3) воспитать у себя такие качества, как целе -устремленность, решительность и смелость, на -стойчивость и упорство, выдержка и самообладание, самостоятельность и инициативность.
Теоретический анализ литературы по проблеме формирования морально -волевых качеств курсантов средствами физической подготовки и спорта, результаты констатирующего исследования, собственный опыт педагогической деятельности позволили выделить комплекс педагогических условий, который позволит обеспечить эффективность решения исследуемой проблемы. Данные условия позволяют реализовать потенциал педагогической деятельности преподавателей, занимающихся физической и спортивной подготовкой курсантов образовательных организаций МВД России.
Среди педагогических условий эффективного формирования нравственно-волевых качеств курсантов мы выделили следующие:
Первое условие. Проведение мероприятий, направленных на формирование представлений об эталоне морально-волевого поведения.
Данное условие предполагает наличие воспитательного воздействия педагога на когнитивный, моральный, эмоциональный, мотивационный, поведенческий и рефлексивный компоненты структуры морально -волевых качеств личности. Осуществляется это посредством систематических бесед по проблемам воспитания; лекций по истории спорта; просмотра видеоматериалов, разъяснения различных ситуаций, сопровождающегося анализом этих ситуаций на основе нравственных ориентиров, рассмотрения проявления моральноволевых качеств (инициативности, выдержки, самообладания, ответственности, смелости, решительности, упорства, настойчивости, соучастия); формирования и поддержки традиций коллектива.
Изучение и корректировка при необходимости взаимоотношений в коллективе в процессе физкультурно-спортивной деятельности как од -ного из стержневых вопросов формирования и воспитания коллектива.
Второе условие. Диагностика личностных особенностей физического и нравственно-волевого развития курсантов для индивидуализации воспитательного процесса. Данное условие позволяет конструировать цели физкультурной и спортивной деятельности адекватно интересам, психофизическим возможностям, личностному развитию курсантов. На основе поставленный целей планируется педагогическое воздействие на обучаемого, создаются возможные препятствия на занятиях по физической подготовке на доступном уровне сложности и на этой основе прогнозируются результаты деятельности каждого курсанта.
Планирование в учебно-тренировочных за -нятиях внешних и внутренних препятствий, приближенных к условиям реальной профессиональной деятельности, соревнований, адекват-ных интересам, психофизическим возможностям и лично с тному р азвитию кур с антов.
Третье условие. Создание системы препятствий и трудностей при вынюлнении физических упражнений, преодоление который требует проявления волевыгх качеств. Имеются в виду длительная физическая нагрузка и борьба с утомлением; риск и опасность, ограниченность времени на принятие и выполнение решений; повышенная ответственность за исполнение двигательный действий; необходимость действовать по личной инициативе и т.д.
Реализации данного условия основышается на взаимодействии с другими участниками образовательного процесса. На наш взгляд, такая дея -тельность способствует формированию и проявлению морально-волевого опыта, который явля -ется движущей силой развития всех характери -стик личности.
Важным аспектом в этом процессе является коллективная деятельность, которая выходит за рамки аудиторного времени (подготовка к соревнованиям, турнирам, спортивным смотрам, фестивалям и т.д.).
Четвертое условие. Учет индивидуальна особенностей курсантов для создания благоприятный условий при выполнении физических упражнений, которые стимулировали бы активность по преодолению препятствий и трудностей. Т аковыми могут быть, например, помощь и страховка, соревновательный или игровой метод тренировки.
Важной основой реализации данного условия может быть создание субъект-субъектных отношений между самими курсантами, а также между курсантами и педагогом с уважительным отношением к личности, ее интересам и ценностям, мнениям и выбору решений.
Пятое условие. Использование приемов стимуляции волевых усилий, включающих:
а) мобилизующие приемы, логически обос-новышающие необходимость выполнения намеченных действий (убеждение, обращение к чув-ству долга и др.), выгзы1вающие эмоциональные переживания (ободрение, убеждение, игра на
самолюбии и др.), принуждающие непосредст-венно к действиям;
б) организующие приемы, связанные с от -влечением, переключением, распределением и сосредоточением внимания, идеомоторной подготовкой , регуляцией дыхания и др.;
в) комплексное использование индивидуаль -ных, групповых и коллективных форм взаимодействия учащихся;
г) стимулирование самодеятельности и самостоятельности курсантов, адекватных развитию их нравственно -волевой зрелости.
Шестое условие. Систематический анализ и моральная оценка педагогом и курсантами результатов и мотивов поступков и действий каж -дого члена коллектива.
Для организации и координации деятель -ности участников образовательного процесса нами быта разработана модель формирования морально-нравственных качеств курсантов
образовательных организаций МВД России, направленная на реализацию личностно -ориентированного подхода в формировании морально-волевых качеств, основанного на учете индивидуальных особенностей мораль -но-волевой сферы курсантов.
Модель представляет исходные теоретические позиции, на основании которых реализовы -вался комплекс педагогических условий и мето -дика процесса формирования морально-волевых качеств курсантов средствами физической куль -туры и спорта; отражает педагогические прин-ципы, идеи и взгляды на организацию воспита-тельного процесса в условиях профессиональной подготовки сотрудников МВД России; схематично показышает движение от цели к результа -ту, включая основные структурные элементы педагогического процесса: цель и задачи; прин -ципы; критерии морально-волевой подготовки; содержание и процесс воспитательной деятель -ности, включающий виды этой деятельности; инструментарий: формы, методы, средства формирования морально-волевых качеств курсантов; результат.
Важнейшим аспектом разработанной модели являются компоненты морально-волевых качеств курсантов, к которым мы отнесли:
- моральный компонент, который определяет направление волевого усилия в любой ситуации и определяет смысл его проявления. Цель формирования морально-волевых качеств заключается в том, чтобы придать волевым усилиям та -кую направленность, которая позволяет, по сло -вам И.М. Сеченова, совершить нравственный подвиг. Тогда и преодолеваемые человеком трудности получают положительный эмоциональный оттенок[14. — С. 45];
- мотивационный компонент. Именно формирование мотива достижения и выработка установки на преодоление трудности дает возмож-
ность тренировки собственно волевого усилия и в конечном итоге выцрабатышает привыгаку дово -дить начатое дело до конца;
- когнитивный компонент, включающий в себя знания и представления о нравственных ценностях и волевых качествах личности, стремление самопознания и самосовершенствования;
- эмоциональный компонент, определяю -щийся нравственными чувствами и пережива-ниями, которые соответствуют, по мнению С .Л. Рубинштейна, предметному восприятию и предметному действию [15. — С. 577]. Высшим уровнем эмоциональных переживаний, как ука -зывает Н.А. Корниенко, является эмоциональ-но-нравственная установка, которая способст -вует тому, что в разных ситуациях человек ак -тивно выступает с определенных нравственных позиций, не только осознавая эти ситуации, но и переживая их и эмоционально реагируя на них [16. — С. 196];
- поведенческий компонент. Б.С. Братусь среди «личностных ценностей» выделяет нравст -венные принципы и идеалы, которые объединя -ются в целостные смысловые образования и выполняют регулирующую функцию в непосредст -венной деятельности человека, а также состав -ляют основу направленности личности [17. — С. 92]. Ценности и ценностные ориентации содержат в себе и систему личностных смыслов субъекта, образуя при этом ценностно-смысловую сферу личности.
Отсюда следует, что нравственные правила и нормы только тогда становятся регуляторами поведения индивида, когда он признает и уста -навливает для себя их субъективную цен -ность[18. — С.11] и ориентируется на них в си -туациях морального выбора. Принятие челове -ком нравственных норм как ценностей определя -ет зрелость и устойчивость личности. В связи с
этим В.Э. Чудновский утверждает, что нравст -венная устойчивость личности означает способность человека сохранять и реализовышать в раз -личных условиях личностные позиции, обладать определенным иммунитетом к воздействиям, противоречащим его личностным установкам, взглядам и убеждениям[19. — С. 54].
Диалектика морального регулирования поведения личности определяется особенностями нравственного воспитания. Именно оно, в конечном итоге, определяет индивидуальность от -ношений к окружающей действительности, сис -тему ценностей, нравственных убеждений. По -этому особенности поведения, будучи детерминированными, в то же время характеризуются своей индивидуально с тью;
- рефлексивный компонент. Включает в се -бя оценку индивидом себя и своих поступков с позиции моральных и нравственных норм и ценностей. Такая оценка определяет направ-ленность сознания личности, ориентирует ее на достижение высших моральных целей. Реф -лексия и регулирование действий осуществля -ются на основе восприятия добра и зла, фор -мируют способность к осмыслению своих воз -можностей обеспечить эффективное решение правоохранительных задач в различных, в том числе и в экстремальных, условиях.
Степень развития всех этих компонентов характеризует уровень волевого развития личности в целом. Пи этом развитие каждого компонента определяется специфическим на -бором критериев.
На рисунке представлена модель реализации комплекса педагогических условий и методика процесса формирования морально-волевых ка -честв курсантов образовательных организаций МВД России.
Требования общества к морально -волевым качествам сотрудников МВД
Целы и задачи формирования моралыно-волевык качеств
ЛЯ-
Принципы1 формирования моралыно-волевы1х качеств
Компоненты! и показатешГих сформированное™
Когнитивны 1й нравственные знания, представления, понятия, оценочные суждения, нравственные критерии, способствующие переходу знаний в убеждения
Моральны й принятие устойчивых нравственных идеалов в процессе физического воспитания
Эмоциональны й чув ства и пер ежив ания
Мотивационны й нравственные правила и нормы в ситуациях морального выбора
Поведенческий опыт морально-волевого поведения (умение держать себя в руках, не бросать начатое дело, организовывать свою деятельность и т.д.)
Рефлексивный оценка индивидом себя и своих поступков с позиции морально-нравственных норм
Содержание процесса формирования моралыно-волевы1х качеств
ЛОЬ
Деятельность в процессе физической подготовки Спортивная деятельность
Формы Фронтальная, групповая, индивидуальная Г рупповая, коллективная, индивидуальная
Методы Объяснение, иллюстрация, проблемные ситуации, тренировочные, соревновательные, оценочные Иллюстративные, тренировочные, соревновательные, убеждение в форме разъяснения, беседы, практические приучения
Средства Организация ситуации и условия, максимально приближенные к профессиональной деятельности, четко направленная активизация намерений и действий, многократное выполнение и повторение поставленный учебно -тренировочный задач, стимулирование самостоятельности, формирование положительного отношения к укреплению здоровья посредством занятий физической культурой, выработка навыжов самостоятельной физкультурной деятельности, содержание и организация учебный занятий, спортивный режим, соревнования (строгое выполнение правил соревнования) Вариативный подход к требованиям вышолненных упражнений, изменение последовательности и сочета -ния их компонентов, многократное вытолнение и повторение поставленных учебно -тренировочный задач, выцработка навыжов самостоятельной физкультурной деятельности, соревнования (строгое вытолнение правил соревнования)
Таким образом, процесс формирования морально -волевых качеств должен сочетать возможности деятельностного подхода с воспитанием индивидуальной системы концепций, взглядов субъекта на субъективную и объективную реальность и его отношения к ней. А основой методики морально-волевой подготовки в ходе занятий физической культурой и спортом являются обязательное выполнение учебно-тренировочной программы и формирование соревновательных установок; систематическая организация в процессе занятий дополнительных трудностей; использование игровых и соревновательных методов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Божович Л.И. Что такое воля? // Семья и школа. — 1991. — № 1. — С. 32—35.
2. Драгунова Т.В Некоторые психологические особенности личности подростка. — М., 1961. — С. 120—170.
3. Ковалев А. Г. О некоторых психологических особенностях подростка. — М.: Просвеще -ние, 1970. — 207 с.
4. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. — М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
5. Крутецкий В.А. Воспитание воли человека и характера. — М.: Знание, 1960. — 281 с.
6. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. — М., 1957. — 463 с.
7. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб., 2000. — 624 с.
8. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. — М., Педагогика. — 144 с.
9. Симоненко A.B. Организационно -педагогические условия формирования волевых качеств курсантов специальных средних школ милиции: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Брянск, 1998. — 18 с.
10. Гоноблин Ф.Н. Психология. — М., 1996.
11. Пуни А.Ц. Некоторые вопросы теории воли и волевой подготовки в спорте: психология и современный спорт / сост. П .А. Рудик и др. — М.: ФиС, 1973. — С. 144—162.
12. Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. — М., 1997.
13. Селиванов В .И. Воля и ее воспитание. — Рязань, 1992. — 78 с.
14. Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга.
— М.: Изд-во АН СССР, 1952. — 170 с.
15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2002. — 720 с.
16. Корниенко Н.А. Психологические основы эмоционально-нравственного развития личности.
— М., 1997. — 580 с.
17. Братусь Б .С. Аномалии личности. — М.: Мысль, 1988. — 304 с.
18. Колягина Ю.Ю. Динамика ценностных ориентаций в юношеском возрасте: автореф. дис. ... канд. псих. наук. — Т амбов, 2004. — 28 с.
19. Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности: психологическое исследование.
— М.: Педагогика, 1981. — 208 с.
REFERENCES
1. Bozhovich L.I. Chto takoe volya? // Semya i shkola. — 1991. — № 1. — S. 32—35.
2. Dragunova T.V Nekotoryie psihologicheskie osobennosti lichnosti podrostka. — M., 1961. — S. 120—170.
3. Kovalev A. G. O nekotoryih psihologicheskih osobennostyah podrostka. — M.: Prosveschenie, 1970. — 207 s.
4. Kon I.S. V poiskah sebya: lichnost i ee samo-soznanie. — M.: Politizdat, 1984. — 335 s.
5. Krutetskiy V.A. Vospitanie voli cheloveka i haraktera. — M.: Znanie, 1960. — 281 s.
6. Makarenko A.S. Pedagogicheskie sochi-neniya. — M., 1957. — 463 s.
7. Rays F. Psihologiya podrostkovogo i yunosh-eskogo vozrasta. — SPb., 2000. — 624 s.
8. Svadkovskiy I.F. Nravstvennoe vospitanie. — M., Pedagogika. — 144 s.
9. Simonenko A.B. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviya formirovaniya volevyih kachestv kursantov spetsialnyih srednih shkol milit-sii: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. — Bryansk, 1998. — 18 s.
10. Gonoblin F.N. Psihologiya. — M., 1996.
11. Puni A.Ts. Nekotoryie voprosyi teorii voli i volevoy podgotovki v sporte: psihologiya i sovre-mennyiy sport / sost. P.A. Rudik i dr. — M.: FiS, 1973. — S. 144—162.
12. Puni A.Ts. Psihologicheskie osnovyi volevoy podgotovki v sporte. — M., 1997.
13. Selivanov V.I. Volya i ee vospitanie. — Ryazan, 1992. — 78 s.
14. Sechenov I. M. Refleksyi golovnogo mozga.
— M.: Izd-vo AN SSSR, 1952. — 170 s.
15. Rubinshteyn S.L. Osnovyi obschey psi-hologii. — SPb.: Piter, 2002. — 720 s.
16. Kornienko N.A. Psihologicheskie osnovyi emotsionalno-nravstvennogo razvitiya lichnosti. — M., 1997. — 580 s.
17. Bratus B.S. Anomalii lichnosti. — M.: My-isl, 1988. — 304 s.
18. Kolyagina Yu.Yu. Dinamika tsennostnyih orientatsiy v yunosheskom vozraste: avtoref. dis. ... kand. psih. nauk. — Tambov, 2004. — 28 s.
19. Chudnovskiy V.E. Nravstvennaya ustoychi-vost lichnosti: psihologicheskoe issledovanie. — M.: Pedagogika, 1981. — 208 s.