баскетболу.
Результативность выступления молодежных баскетбольных команд на европейской и международной арене во многом предопределяет последующий успех национальных сборных в мировой элите баскетбола.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андрианова, Р.И. Планирование этапа предсоревновательной подготовки к главным стартам сезона женских баскетбольных команд резерва : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Андрианова Раиса Игоревна. - Краснодар, 2017. - 26 с.
2. Кочарян, Т. Н. Прогнозирование игрового амплуа баскетболисток с учетом индивидуальных морфологических и психологических особенностей : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Кочарян Татьяна Николаевна. - Малаховка, 2012. - 26 с.
3. Леньшина, М.В. Анализ динамики нагрузки в мезоциклах подготовки к главным соревнованиям баскетболисток молодёжного возраста / М.В. Леньшина, Р.И. Андрианова // Культура физическая и здоровье. - 2011. - № 2 (32). - С. 51-54.
4. Построение этапа непосредственной подготовки женской молодежной баскетбольной команды России к чемпионату Европы 2015 года / М.В. Леньшина, Р.И. Андрианова, Г.Н. Германов, О.И. Кузьмина // Известия Тульского государственного университета. Серия : Физическая культура. Спорт. - 2016. - № 3. - С. 123-128.
REFERENCES
1. Andrianova, R.I. (2017), Planning of the pre-competition preparation stage for the main starts of the women's basketball teams of the reserve season, dissertation, Krasnodar.
2. Kocharyan, T.N. (2012), Forecasting the playing role of basketball players, taking into account individual morphological and psychological characteristics, dissertation, Malakhovka.
3. Lenshina, M.V. and Andrianova, R.I. (2011), "Analysis of load dynamics in mesocycles of preparation for the main competitions of basketball players of youth age", Physical culture and health, Vol. 32, No. 2, pp. 51-54.
4. Lenshina, M.V., Andrianova, R.I., Germanov, G.N. and Kuzmina, O.I. (2016), "Creation of a stage of direct preparation of a women's youth basketball team of Russia for the European championship of 2015", News of the Tula State University. Series: physical culture. Sports, No. 3, pp. 123-128.
Контактная информация: lmv05@mail.ru
Статья поступила в редакцию 24.04.2018
УДК 796.011.3
ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНСТВА КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД ПОСРЕДСТВОМ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Василий Васильевич Крючков, старший преподаватель, Алексей Юрьевич Плешивцев, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Волгоградская академия МВД России, Волгоград
Аннотация
Целью данной работы является разработка методики комплексного физического упражнения, выполняемого на полосе препятствий, способного обеспечить условия для развития необходимых физических качеств и двигательных навыков, а также для формирования единства курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России.
Ключевые слова: формирования навыка, боевые приемы борьбы, процесс обучения, полосы препятствий, сотрудники ОВД России.
FORMATION OF UNITY OF CADETS OF MILITARY UNIVERSITY BY MEANS OF
SPECIAL MOVEMENT ACTION
Vasily Vasilyevich Kryuchkov, the senior teacher, Aleksey Yuryevich Pleshivtsev, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation
The purpose of this study is to develop the technique for the complex physical exercise, performed on the obstacle course, being capable to provide the conditions for the development of the necessary physical qualities and motor skills, as well as for forming the unity of cadets and listeners of the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Keywords: skill formation, fighting methods of struggle, training process, obstacle courses, employees of the Internal Affairs Department of Russia.
«Решение задач укрепления правопорядка и усиления борьбы с преступностью диктует необходимость дальнейшего наращивания кадрового потенциала, совершенствования профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, формирование у сотрудников ОВД способностей к активной правоохранительной деятельности, в том числе к решению нестандартных, служебных задач в сфере борьбы с преступностью и охраны прав и свобод граждан» [6].
«Поэтому при выполнении профессионально-служебных задач от личного состава органов внутренних дел требуется мобилизация как физических, так и психофизиологических резервов, готовность к четким и грамотным, высокопрофессиональным действиям, в том числе и в экстремальных условиях.
Особая роль в выполнении задач совершенствования профессиональной подготовки принадлежит учебным заведениям МВД России, перед которыми поставлена задача формирования у курсантов, слушателей высоких морально-волевых, физических и профессионально-прикладных качеств для решения различных оперативно-служебных задач» [6].
По мнению С.В. Непомнящего для формирования у курсантов и слушателей смелости, решительности, а также чувства коллективизма на практических занятиях по профессионально-прикладной физической подготовке необходимо использовать упражнения, содержащие элементы риска, новизны и опасности:
- бег под крутую горку с преодолением препятствий;
- прыжки, соскоки с гимнастических снарядов и препятствий специализированной полосы;
- ходьба и бег с закрытыми глазами;
- волевые схватки и спарринги с сильным противником;
- преодоление специализированных полос препятствий в усложненных условиях (использование взрывпакетов или дымовых завес, нападение противника, в противогазе и др.).
В своих работах В. А. Овчинников и В.С. Якимович указывают, что занятия по преодолению препятствий направлены на формирование не только навыков преодоления препятствий, выполнения специальных приемов и действий, но и развитие сердечно-сосудистой, костно-мышечной, дыхательной, вегетативной и центральной нервной системы, формирование и совершенствование способности действовать точно, быстро и правильно в любой сложной ситуации, также при этом вырабатываются морально-волевые качества. Эти занятия, универсальное средство по развитию и совершенствованию физических и морально-волевых качеств. Выполнение приемов и действий на различных полосах препятствий являются одним из основных средств формирования готовности к успешным действиям в служебно-боевой и оперативно-служебной обстановке сотрудников ОВД России [2]. Во время выполнения двигательных действий на полосе препятствий курсанты и слушатели должны учиться подчинять свои интересы интересам коллектива, совместными
усилиями добиваться поставленной цели. Для этого им необходимо быть дисциплинированными, правильно оценивать свои силы, чувствовать себя частицей коллектива. Поэтому выполнение заданий на полосе препятствий необходимо выполнять как индивидуально, так и в составе группы, в которой определяется командир, который перед выполнением каждого задания меняется [1]. Также состав групп целесообразно формировать из числа курсантов мужского и женского пола, или включать одного или несколько более слабых обучающихся.
Все задания по прохождению полос препятствий в составе малочисленных подразделений, за исключением этапа обучения, выполняются за определенное время, с выставлением соответствующей оценки или с использованием соревновательного метода.
Групповое прохождение полос препятствий вырабатывает четкую согласованность и координацию действий, благодаря взаимопомощи при преодолении отдельных элементов и выполнению профессионально значимых приёмов и действий.
В содержании прохождение полосы препятствий должны включаться приёмы передвижения бегом и шагом, лазание, перелезание, безопорные и опорные прыжки, пролеза-ние и подползание, в различных видах одежды (спортивной или полицейской), а также с использованием средств индивидуальной бронезащиты и вооружения. Упражнения должны предусматривать применение боевых приёмов борьбы, моделирующие противодействие преступнику на открытом и в ограниченном пространстве, переноску тяжестей, как на всей дистанции, так и на отдельных участках полосы препятствия, надевание противогазов, переноска раненого. Также применяется отработка передвижения в узких местах и проходах, посадка в транспортные средства, преодоление препятствий с помощью горизонтального или вертикального канатов.
В целях, изменяя условий выполнения учебных задач, полосы препятствий преодолеваются в обратном направлении, что способствует не только совершенствованию профессиональных навыков, но и создает условия для дальнейшего морально-волевого развития.
В.А. Овчинников и В.С. Якимович указывают, что эффективными средствами воспитания настойчивости и упорства являются упражнения, выполняемые на выносливость, т.к. при их выполнении курсантам и слушателям приходится преодолевать трудности, связанные со значительным утомлением и перенесением больших физических нагрузок и нервно-психологических напряжений. В целях реализации данного утверждения, в контексте рассматриваемых нами упражнений, полосы препятствий необходимо проходить после преодоления марш-бросков на различные расстояния, а также преодоление различных препятствий возможно осуществлять в циклическом режиме, после пробегания круга по стадиону или прямого отрезка заданной длины. Еще одним способом воспитания настойчивости, упорства и коллективизма у курсантов и слушателей, является использование сочетания преодоления различных полос препятствий естественного и искусственного характера. Преодоление комплекса полос препятствий требует длительного времени, проявления волевых качеств, но при этом не становится монотонной и скучной работой. Комплекс полос препятствий может располагаться как на незначительной удаленности друг от друга, так и требовать преодоления большого расстояния от конца одной до начала другой [3].
При подготовке и прохождении рассматриваемых комплексных заданий особое внимание уделяется достижению психолого-педагогического эффекта, связанного с совершенствованием профессионального взаимодействия и межличностного общения. Совместная работа в условных экстремальных ситуациях способствует предотвращению возможных внутригрупповых конфликтов, а также развитию командных качеств [5]. Для этого, как уже было указано в начале работы, группы формируются из курсантов и слушателей различного пола и физического развития. Также по мере прохождения полосы препятствий могут вводится новые условия, связанные с транспортировкой раненого члена группы, по усмотрению педагогического работника, руководящего занятием [4].
На различных этапах полосы препятствий целесообразно использовать технические средства, воспроизводящие вспышки света, шума, а также дымовые завесы. Альтернативой подобным средствам служит использование фонариков, стрельба холостыми патронами, использование петард и дымовых шашек.
В целях совершенствования боевых приемов борьбы, индивидуально и в составе подразделения, а также для воспитания профессионально важных психологических качеств у курсантов и слушателей, в прохождение полосы препятствий интегрируется проведение боевых приемов борьбы, после каждого препятствия или на определенном участке, в соответствии с пройденной учебной программой. Например, ограничениям свободы передвижения различными способами. Изученные приемы выполняются на полосе препятствий, в различных условиях описанных выше. В подобных условиях, для формирования практических навыков, имеет смысл принимать на оценку, сдачу всех приемов борьбы, изучаемых курсантами и слушателями.
Систематическое преодоление полос препятствий в составе малых групп при соответствующем педагогическом взаимодействии вызывает удовлетворённость результатом совместной деятельности и создаёт благоприятную психологическую атмосферу, способствует росту ряда показателей физической подготовленности курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России [6].
ЛИТЕРАТУРА
1. Базанов, А.Г. Педагогика: очерки по теории и практике обучения и воспитания советских воинов : учебное пособие / А.Г. Базанов. - М. : Воениздат, 1984. - 224 с.
2. Овчинников, В.А. Теоретические аспекты формирования двигательных навыков у сотрудников ОВД России / В.А. Овчинников, Р.Г. Логинов, В.В. Крючков // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2014. - № 2 (29). - С. 133-136.
3. Овчинников, В.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов и слушателей вузов МВД России: альтернативный подход / В.А. Овчинников, В.С. Якимович // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2013. - № 2 (25). - С. 137-142.
4. Славко, А. Л. Ценностно-нормативные функции физкультурно-спортивной деятельности / А.Л. Славко // Аналитика культурологии. - 2011. - № 21. - С. 132-135.
5. Камнев, Р.В. Формы и средства мотивации курсантов (слушателей) на занятиях по физической подготовке / Р.В. Камнев, А.Г. Карасев // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2014. - № 3 (30). - С. 113-117.
6. Уткин, С.И. Формирование боевой готовности курсантов вузов МВД России к действиям в экстремальных ситуациях : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Уткин Сергей Иванович. -Москва, 2004. - 24 с.
REFERENCES
1. Bazanov, A.G. (1984), Pedagogy: Essays on the theory and practice of teaching and educating Soviet soldiers, Military Publishing, Moscow.
2. Ovchinnikov, V.A., Loginov, R.G. and Kryuchkov, V.V. (2014), "Theoretical aspects of formation of motor skills in the employees of the internal affairs department of Russia", Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Vol. 2 (29), pp. 133-136.
3. Ovchinnikov, V.A. and Yakimovich, V.S. (2013), "Professional-applied physical training of cadets and students of Russian MVD high schools: an alternative approach", Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Vol. 2 (25), рр. 137-142.
4. Slavko, A.L. (2011), "Value-normative functions of physical culture and sports activity", Analytics of Culturology, No. 21, pp. 132-135.
5. Kamnev, R.V. and Karasev, A.G. (2014), "Forms and means of motivating cadets (listeners) in physical education classes", Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, No. 3 (30), pp. 113-117.
6. Utkin, S.I. (2004), Formation of combat readiness of cadets of high schools of the Ministry of Internal Affairs of Russia for actions in extreme situations, dissertation, Moscow.
Контактная информация: taekvondoroman@mail.ru
Статья поступила в редакцию 05.05.2018
УДК 796.81
РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ГИБКОСТИ У СТУДЕНТОВ БОРЦОВ ВОЛЬНОГО
СТИЛЯ
Виктор Анатольевич Куванов, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф.
Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУим. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург); Петр Борисович Святченко, старший преподаватель, Надежда Дмитриевна Алексеева, преподаватель, Балтийский государственный технический университет «Военмех» им.
Д.Ф. Устинова, г. Санкт-Петербург
Аннотация
Гибкость имеет большое значение, как в видах спортивной борьбы, так и в спортивной деятельности в целом. Ее уровень обуславливает проявление других двигательных способностей таких, как скоростные, силовые, координационные. Исследования подтверждают необходимость высокого уровня развития подвижности в суставах для овладения техникой двигательных действий в различных видах спорта и в спортивной борьбе, где высокий уровень развития этой способности помогает борцу в защите оставаться трудно уязвимым для атакующих действий соперника, а также успешно применять свой технический арсенал в соревновательной деятельности.
Ключевые слова: специальная гибкость, спортивная борьба, техника борьбы, вольная борьба, студенческий спорт, физические качества, специальная подготовленность, совершенствование гибкости.
DEVELOPMENT OF STUDENTS - FREESTYLE WRESTLERS' SPECIAL
FLEXIBILITY
Victor Anatolyevich Kuvanov, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Petr Borisovich Svyatchenko, the senior teacher, Nadezhda Dmitrievna Alekseeva, the teacher, The Ustinov Baltic State Technical University, St. Petersburg
Annotation
Flexibility is of great importance, both in sports wrestling and in sports activities in general. Its level causes the manifestation of other motor abilities, such as speed, strength, coordination. Studies confirm the need in high level of development of the mobility in the joints for mastering the technique of motor activities in various sports and in wrestling, where a high level of development of this ability helps the defending fighter to remain invulnerable in response to attacking opponent's actions, and successfully use his technical arsenal in the competitive activities.
Keywords: special flexibility, wrestling, wrestling technique, freestyle wrestling, student's sport, physical education, sport conditioning, improvement of flexibility.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность настоящего исследования обусловлена с одной стороны необходимостью исследования вопросов, связанных с развитием гибкости в тренировочном процессе в студенческой борьбе, а с другой - недостаточностью научных знаний по этой проблеме. Гибкость имеет большое значение, как в видах спортивной борьбы, так и в спортивной деятельности в целом. Ее уровень обуславливает проявление других двигательных способностей, таких, как скоростные, силовые, координационные. Исследования подтверждают необходимость высокого уровня развития подвижности в суставах для овладения техникой двигательных действий в различных видах спорта и в спортивной борьбе, где высокий уровень развития этой способности помогает борцу в защите оставаться трудно уязвимым для атакующих действий соперника, а также успешно применять свой технический