_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_
С - стремление к высоким результатам, приводит к тому, что без предпринимательского риска не обойтись. К таким действиям следует подходить более обдуманно, решительно и примерно знать ожидаемый результат.
Применение креативных технологий на уроках экономики, позволяет развить творческое мышление, которое в дальнейшем поможет логически решать возникшие жизненные ситуации. В школе следует обучать не знаниям, а опыту собственного накопления учащимися различной информации и способу работы над этими данными. Использование таких технологий приведет к заинтересованности учащихся, которые с удовольствием будут приходить на урок с надеждой познать что-то новое. Список использованной литературы:
1. Иванов С. И. Экономика [Текст] : учеб. Для общеобразоват. учреждений. Профильный уровень образования / С. И. Иванов, - 12-е изд. в 2-х книгах, книга 1 - М. : ВИТА - ПРЕСС, 2008. - 320с. Ил. - : с. 179-183; с. 203-205
2. Креативные технологии: [Электронный ресурс] сайт. - URL: http://brandenso.com/creative-technologies (дата обращения 02. 09.2015).
© К. К. Алексанян, 2015
УДК 37
Алиева Майя Габрассовна
Магистрант 1 курса [email protected] КуБГУ Филиала Славянск-на-Кубани.
Научный руководитель: Анисимова Татьяна Семеновна
доктор исторических наук, профессор
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В
ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация
В статье рассматривается проблема развития креативных способностей детей дошкольного возраста, а также необходимостью создание условий для систематической, комплексной (с привлечением всех специалистов ДОУ) работы по развитию креативности у детей дошкольного возраста во всех возрастных группах в ДОО. Автор выдвигает гипотезу проведённого исследования.
Ключевые слова
Творчество, творческая инициатива, креативные способности, технология ТРИЗ.
Необходимость продуктивных преобразований в сфере общественной жизни неизбежно затрагивает вопросы творчества, творческой инициативы, способностей к активности творческого характера. В этом контексте проблема развития креативных способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Мы считаем, что задача современного дошкольного образовательного учреждения - создание условий для систематической, комплексной (с привлечением всех специалистов ДОУ) работы по развитию креативности у детей дошкольного возраста во всех возрастных группах. В условиях постоянно ускоряющейся динамики процессов в культуре, экономике, политике, различных сферах профессионально-трудовой деятельности одним из ведущих факторов успешности человека выступает креативность. Это интегральное качество обеспечивает возможность успешной адаптации личности к меняющимся реалиям жизни, придания творческого характера труду, досугу, образованию. Специальные исследования и практический опыт убедительно показали, что наиболее оптимальным (сензитивным) периодом развития креативности выступает старший дошкольный возраст. Являясь одной из самых актуальных, проблема развития креативности привлекает внимание ученых разных областей, поскольку связана с вопросами
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_
проектирования гибких моделей образовательного пространства, разработки вариативных форм и методов обучения и воспитания, отвечающих образовательным потребностям и возрастным возможностям личности. В психолого-педагогической литературе понятие «креативность» чаще всего связывается с понятием творчество и рассматривается как личностная характеристика. Впервые использовал понятие «креативность» в 1922 г. Д. Симпсон. Этим термином он обозначил способность человека отказываться от стереотипных способов мышления. В самом общем виде креативность понимается как общая способность к творчеству. К. Роджерс понимает под креативностью способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения. При характеристике креативности он указывает на проблему способностей и рассматривает креативность как общую творческую способность, процесс преобразования знаний. Креативность, с точки зрения Дж. Гилфорда - это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартной ситуации, нацеленность на открытие нового. Последние десятилетия характеризуются значительным ростом внимания к развитию творческих способностей дошкольников, что, несомненно, сказалось на активизации педагогических поисков, как в науке, так и в практике дошкольного воспитания. Детское творчество в педагогических и психологических исследованиях изучалось в рамках той деятельности, в которой оно проявлялось и развивалось. Соответственно и методы формирования творчества, творческих способностей, креативности определяются спецификой деятельности в которой они формируются.
Принципиальным для развития креативности является технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Проблемам разработки ТРИЗ в различных областях жизнедеятельности посвятили свои исследования Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин, Б.Л. Злотий, А.В. Зусман, Г.И Иванов, М.С. Гафитулин, А.Н. Нестеренко, А.Б. Селюцкий, З.Г. Шустерман. Сегодня ТРИЗ активно изучается педагогами и вносится в программу учебных заведений не только в России, но и за рубежом в Англии, Израиле, США. Можно отметить, что в современной науке созданы определенные предпосылки для решения проблемы развития креативного потенциала дошкольников, но в то же время анализ методических рекомендаций, которыми в основном пользуются практические работники дошкольных учреждений, показал, что они не способствуют в полной мере развитию творческой активности дошкольников. Поиск резервов и возможностей развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях массовых образовательных учреждений является проблемой, требующей научно-теоретического и практического (психолого-педагогического) решения. Актуальность данной темы исследования определяется необходимостью создания образовательных моделей, программ, технологий развития креативности дошкольников как важнейшего условия развития жизненной стратегии творческой личности. Таким образом, в современной отечественной педагогической теории и практике возникло противоречие между объективными потребностями обновления процесса образования и существующими традиционными подходами в формировании творческого потенциала дошкольников. Имеющиеся публикации чаще рассматривают школьный возраст, а вместе с тем, именно в дошкольном возрасте происходит первоначальное развитие креативности. Гипотеза проведённого исследования заключается в предположении, согласно которому выявление адекватных теоретико-практических подходов к формированию и развитию креативности в дошкольном возрасте; создание педагогических условий для развития креативности дошкольников; разработка и реализация программы и технологий для обеспечения системной работы по развитию креативности может выступать конструктивной основой для развития креативности детей дошкольного возраста. Теоретическую основу исследования составили положения отечественной психологии о культурно-исторической обусловленности развития высших психических функций; ведущей роли обучения и воспитания в развитии способностей, включая творческие (Л.С. Выготский). Исследование строится на учении о роли деятельности в развитии личности (С.Б. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), а также идеях субъектно-деятельностного подхода (А.В. Брушлинский). Мы опирались на исследования отечественных и зарубежных психологов в области детского творчества (Н.С. Лейтес, Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков, Н.Н. Подцьяков; Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, А.М. Матюшкин, А.И. Савенков, Дж. Гилфорд, Э.П. Торренс. В области методологии и методики проведения исследования за основу взяты работы Г.С. Альтшуллера, Н.Е. Вераксы, Л.С. Выготского, М.С. Гафитулина, Л.А. Григорович, В.В. Давыдова, О.М. Дьяченко, М.М. Зиновкиной, А.Н. Леонтьева, А.М. Матюшкина, Н.Н. Поддъякова, Е.Е. Сапоговой, К.Ф. Талызиной; теория развивающего обучения, которая ориентирует на поиск психолого-педагогических средств, воздействующих на развитие основ творческой личности. Для исследования нами была организована подборка методов адекватных цели и предмету исследования:
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№10/2015
ISSN 2410-700Х
Методы исследования:
- теоретические: изучение литературы, анализ, проектирование;
- эмпирические: эксперимент; опрос; методики изучения креативности дошкольников. При выборе методов были учтены их необходимость и достаточность для выполнения
исследовательских задач.
Достоверность результатов исследования обеспечена логикой исследования, избранными методами, проектированием и проведением исследования, адекватного относительно определенных объекта, предмета и задач исследования. Новизна опыта заключается в развитии креативности дошкольников через использование активных методов обучения, и элементы теории решения изобретательских задач, интеграцию разных видов художественно-творческой деятельности детей, реализация которой происходит при создании ряда необходимых условий с привлечением других специалистов ДОУ. Практическая значимость исследования заключается в разработке программы и технологий развития креативности детей дошкольного возраста. Выдвинутые нами положения могут способствовать дальнейшей разработке проблемы в целом и её отдельных составляющих. Список использованной литературы:
1. Анисимова, Т.С. Влияние управления образовательной организации на успешность обучающихся. Материалы V Всероссийской конференции. Адлер - Славянск-на-Кубани, 2012 С. 14-22
2. Бадмаева, Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие креативности. Улан-Удэ, 2014. - 146 с.
3. Белякова, С. А. Модернизация образования в России: совершенствование управления [Текст] / С. А. Белякова. - М. : МАКС - Пресс, 2009. - 437 с.
4. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М.: Знание, 2009
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е изд., М.: Просвещение, 1991.
6. Гришина, Н. Ю. Ситуация успеха в действии. // Одаренный ребенок, № 1-2014. С. 66-76.
7. Дубравина Г.А. Развитие креативности у детей старшего дошкольного возраста СПб. : Питер, 2012. 448 с.
8. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2002. С. 166.
9. Коваленко, Г.П. Что необходимо для воспитания одаренных? // Проблемы выживання. - 2009 г. Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. - Вопросы психологии. -2012. - № 9. - С. 52-59.
10. Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. - Вопросы психологии. -2012. - № 9. - С. 52-59.
11. Лукина, Л. И. Локальные акты дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Л. И. Лукина. - М. : Сфера, 2012. - 160 с.
©М.Г.Алиева, 2015
УДК 378.1
Аминов Истам Барноевич, доцент Ходжаева Дамира Фарходовна,ассистент,
механико-математический факультет, кафедра «Информационные технологии», Самаркандский государственный университет, Узбекистан
ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ПО ГУМАНИТАРНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ
Аннотация.
Внедрение информационных технологий в образовании привело к появлению новых образовательных технологий и форм обучения, базирующихся на современных программных средствах обработки и передачи